Комплект диагностических материалов

3. Диагностика уровня личностного развития

Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным, понимающим отношением родителей. Для такого важно выбирать не столько школу, сколько педагога. Педагог – жесткий, бескомпромиссный, у которого «все по струночке», не очень считающийся с ребенком, не щадящий его – способен создавать ситуацию, при которой малыш просто не сможет учиться. Это совсем не означает, что нужно идти на поводу у ребенка. Но можно быть строгим, но не злым, требовательным и доброжелательным, можно постоянно указывать на ошибки, но лучше найти то, за что можно похвалить.

Личностное развитие – это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых. Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками (одноклассниками) и взрослыми (учителем) – залог успешной адаптации в новых условиях деятельности при новом социальном статусе – ученика.

3.1. Описание рабочих материалов для проведения обследования уровня личностного развития

Оценку личностного развития ребенка, так же как и оценку его социального развития, невозможно провести в ходе краткосрочной беседы. Наблюдение родителей, их ответы на вопросы (можно использовать и ответы на эти же вопросы воспитателя, работавшего с ребенком) будут более объективными. Поэтому оценку уровня сформированности личностного развития также проводят на основании анкетирования (анкета № 2 заполняется родителями).

1. Способность «заниматься, учиться», а не только играть

2. Стремление к достижению результата способность достаточно объективно его оценить

3. Способность дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», умение оценивать свои поступки

4. Проявление активного познавательного интереса (к новым видам деятельности, к миру взрослых, к окружающему миру и т.п.)

5. Стремление к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию

3.2. Описание методики проведения обследования уровня личностного развития

Перед заполнением анкеты педагогам следует объяснить родителям, что используется балльная система: 3 балла – за полное соответствие указанному качеству или поведению, 2 балла – за неполное соответствие, 1 балл – за отсутствие данного качества. Дополнительным сведением для заполнения анкеты может стать поведение ребенка в быту.

3.3. Описание параметров оценки выполнения задания и определения уровня личностного развития ребенка

Для того чтобы оценить ответы на вопросы блока 1 «Личностное развитие», нужно использовать балльную оценку сформированности определенного качества или поведения.

Например, в блоке «Личностное развитие» в первой графа «Способность заниматься, учиться, а не только играть, может выполнять задание самостоятельно, а не только в присутствии взрослого» в 3 балла оценивается способность ребенка при помощи взрослых разобраться в условиях задания (сложить пазл, построить из него фигуру по образцу, срисовать геометрическую фигуру и т.п.) и самостоятельно выполнить его. В 2 балла оценивается способность ребенка выполнить какое-либо задание при подсказке и помощи взрослых. В 1 балл оценивается неспособность ребенка выполнить какое-либо задание даже с помощью взрослого.

Максимальный балл – 15, минимальный – 5 балл.

В том случае, если ребенок получил от 11 до 15 баллов можно высоко оценить уровень его личностного развития, при оценке в 6-10 баллов можно прогнозировать школьные трудности и снижение учебной мотивации. При оценке до 6 баллов обучение в школе возможно только при индивидуальном подходе к ребенку, специальной тактике обучения, повышении мотивации, познавательного интереса.

4. Диагностика уровня эмоционального развития

Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой и дифференцированной ролью эмоций в формировании познавательных процессов, организацией поведения и социальной адаптацией на этом этапе развития. Положительные эмоции, в основном характерные для ребенка, оказывают активирующее влияние на функции мозга. Они облегчают восприятие информации, ее запоминание, являются основным фактором привлечения и удержания внимания, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на развитие познавательной деятельности. Сдвиги в эмоциональной сфере: доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность снижают возможности когнитивного развития, ухудшают адаптацию к факторам внешней среды. Для детей с преобладанием отрицательных эмоций при изменении социальной среды характерно неблагополучное течение адаптационного процесса, сопровождающееся срывами гомеостатических и защитных механизмов, снижением иммунитета, ухудшением здоровья. Диагностика эмоционального профиля ребенка и выявление отклонений в эмоциональной сфере необходимы перед поступлением ребенка в школу для своевременной коррекции и предотвращения возможных стрессов и срывов в поведении и здоровье.

4.1. Описание рабочих материалов для проведения обследования уровня эмоционального развития

При обследовании эмоционального статуса ребенка используется два этапа анализа:

Первый этап оценки эмоционального статуса – ответы родителей на вопросы анкеты № 2, блок «Эмоциональное развитие»

gigabaza.ru

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты)

Составитель Н. Д. Денисова

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста.

Для реализации этого направления модернизации образования, городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных учреждений на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов ? , необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к их развитию, позволяющих проводить мониторинг динамики их эмоционального состояния.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Е. Антонн, Е. Бине) эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных учреждениях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

?адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

?дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

?широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

?адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

?невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

studfiles.net

Социально-личностное развитие

Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребёнка человек.

Целью работы педагога-психолога является создание благоприятных условий для гармоничного развития личности каждого ребенка, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

Задачи работы педагога-психолога:

1. Создать благоприятный микроклимат для развития каждого ребенка в детском саду.

2. Содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной, познавательной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников с помощью коррекционной работы.

3. Развивать индивидуальные особенности каждого ребенка (интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.)

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Педагог-психолог ведёт работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:

Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких малыша. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.

Психологическое консультирование в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.

Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее. Ведь дети бывают разные, есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители — то, как перенес это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик.

Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание

Педагог-психолог ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистамив и ключает в себя следующие формы работы:

4. П сихологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Распространенные ошибки при обращении к педагогу-психологу в образовательном учреждении

Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. Часто путаются понятия «психолог» и «психиатр».

Психиатр — врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Психолог (детский) — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере, т. е. работает со здоровыми детьми. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Основным методом работы психолога является — наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

Социально-личностное развитие детей

Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и н ормам поведения.

Задачи, которые решает социальный педагог в детском саду:

— формирует у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивает чувство самоуважения, собственного достоинства;

— учит детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т.д;

— обогащает представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

— помогает в формировании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

— обогащает речь детей вежливыми речевыми оборотами;

— помогает в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

— развивает умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

— учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

Формы реализации данных задач:

— организация работы по социально-личностному развитию в свободной деятельности детей: игры-упражнения снижающие психологическую напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления отклоняющегося поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором, поговорки о дружбе, правилах поведения для этого в ДОУ созданы фотоальбомы: «Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет целесообразное распределение материала в соответствии с основными направлениями содержания данной программы во всех возрастных группах в течение года.Социальным педагогом детского сада разработаны перспективные планы работы для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Каждый месяц проводятся различные мероприятия по 3 блокам работы:

· «Ребёнок и сверстники»,

· «Отношение ребёнка к самому себе».

Действенным средством формирования у дошкольников навыков общен ия являются игры (творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации), этюды и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование и аппликация, сочинение и рассказывание из личного опыта, обыгрывание ситуаций, развлечения.

Организация работы по социально-личностному развитию детей осуществляется в соответствии с перспективными и календарными планами работы, систематически планируются занятия по социальному миру, организована работа по развитию коммуникативных способностей детей, проводится коррекционная работа с детьми (коррекция агрессивности, тревожности и страхов, гиперактивности, преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности). Ежегодно проводится диагностика социально- личностного развития детей.

Для работы с детьми подобраны игры:

· на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

· на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;

· на преодоление негативных эмоций, гнева;

· на формирование культуры общения.

Социальный педагог работает с детьми и родителями /законными представителями/, совместно реализует основную цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

xn--17-6kcpbe8fh.xn--p1ai

Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Теоретические основы социального развития и воспитания. Сущность социального развития и воспитания. Значение воспитания в социальном развитии личности. Развитие теории и методики социально-нравственного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, А.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева и др.). Современные концепции нравственного воспитания и социального развития личности в педагогике (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. Кольберг, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Э.П. Эфроимсон и др.).

Методологические основы социального развития и нравственного воспитания личности: философское учение о морали, ее функциях, происхождении; концепции социализации личности; психологические теории развития личности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, В.А. Петровский и др.); понимание процесса социального развития личности как процесса присвоения социально-нравственных ценностей общечеловеческой и национальной культуры общества, пути присвоения этого опыта; социально-психологические механизмы присвоения ребенком социальных (в том числе нравственных) ценностей; роль социальной среды в воспитании ребенка, признание ведущей роли воспитания в социально-нравственном развитии личности ребенка. Основные подходы к разработке методики нравственного воспитания детей до школы (нормативно-этический, на основе развития нравственной мотивации, на основе развития эмоциональной сферы, на основе развития самосознания). Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. (Божович Л.И., Неверович Я.З., Князева Л.П., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.А., Якобсон, Золотарева Е. и др.). Концепции приобщения дошкольника к социальной действительности, социального развития и воспитания ребенка (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко).

Основные направления социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: нравственное, патриотическое, правовое, половое воспитание, воспитание в духе толерантного и уважительного отношения к другим народам и культурам.

Принципы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогическая система нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении. Цель нравственного воспитания дошкольников – содействие становлению основ нравственного сознания, чувств, мотивов и поведения, нравственных свойств личности. Задачи нравственного воспитания: воспитание нравственных потребностей, мотивов; воспитание нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости; формирование нравственных представлений и элементарных понятий как эталонов поведения; формирование опыта нравственного поведения на основе выбора поступка; формирование нравственных оценок и самооценок. Развитие социальной ориентации как предпосылки решения вышеуказанных задач. Возрастные возможности и особенности нравственного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста; воспитание гуманности, коллективизма, культуры поведения и общения, дисциплинированности, ответственности, трудолюбия.

Задачи и содержание патриотического воспитания ребенка-дошкольника в ДОУ. Задачи и содержание процесса воспитания детей в духе мира и уважительного отношения к другим народам. Задачи и содержание правового воспитания дошкольника. Задачи и содержание полового воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и содержание приобщения дошкольников к истории и культуре Отечества, половое воспитание детей дошкольного возраста. Современные комплексные и парциальные образовательные для ДОУ о социальном развитии и нравственном воспитании дошкольника («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Дружные ребята», «Программа социального развития дошкольника» и др.).

Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: общение с людьми, роль социальной группы в нравственном развитии дошкольника; общение с природой; произведения искусства и литературы; разнообразные виды деятельности – игровая, трудовая, учебно-познавательная и др., ознакомление с разными сторонами социальной действительности, использование средств народной педагогики.

Методика воспитания гуманных качеств, честности, правдивости. Роль чувств в воспитании у детей гуманного отношения к окружающим. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, заботливости, внимательности. Причины детской агрессивности и жестокости. Педагогические условия их предупреждения и преодоления. Неуверенность и застенчивость ребенка, их причины, условия преодоления. Воспитание нравственно-волевых качеств личности. Высвобождение ребенка от излишней опеки взрослых, предоставление ему самостоятельности. Формирование умения согласовывать «хочу» и «надо». Роль разных видов детской деятельности в воспитании нравственно-волевых качеств. Капризы и упрямство детей, их причины, сходство и отличия, педагогические условия предупреждения.

Воспитание дисциплинированности. Своеобразие дисциплинированности дошкольника. Правила поведения для детей разного возраста, их роль в нравственном воспитании. Особенности освоения дошкольниками правил поведения, условия приучения к их выполнению (развитие способности к внутреннему торможению, влияние авторитета взрослого на дисциплинированное поведение ребенка). Место наказания в воспитании у детей дисциплинированности.

Формирование начал коллективизма. Детские объединения и их значение в воспитании детей дошкольного возраста. Структура и мотивы детских объединений. Особенности развития детских объединений. Воспитание у детей организационных способностей. Развитие у детей коллективистической направленности, стремления к взаимодействию со сверстниками. Совместная деятельность детей как средство формирования взаимоотношений, осознания себя членом детского общества. Понятие «положение ребенка в группе сверстников», значение в ощущении ребенком эмоционального комфорта в группе, в налаживании отношений со сверстниками. Условия формирования у детей опыта коллективных взаимоотношений. Формирование дружеских отношений детей. (Буре Р.С., Маркова Т.А., и др.)

Виды взаимопомощи детей. Роль педагога в создании взаимоотношений, основанных на взаимопомощи. Конфликты между детьми, их причины. Формирование опыта самостоятельного разрешения конфликтов (Л.А. Пеньевская).

Методика воспитания основ правосознания у детей дошкольного возраста. Конвенция о правах ребенка, особенности и направления ее реализации в ДОУ. Нормативная база правового воспитания детей и взрослых в РФ. Координация усилий ДОУ и семьи в реализации защиты и достоинства маленького ребенка: профилактическая работа по соблюдению прав ребенка в ДОУ; правовое образование воспитывающих взрослых и детей дошкольного возраста.

Методика воспитания у детей любви к Родине, симпатии и уважения к людям разных национальностей. Своеобразие проявления этих чувств у дошкольников. Задачи патриотического воспитания в детском саду. Исследования и передовой опыт воспитания у детей любви к Родине, родному народу, уважительного отношения к людям разных национальностей и рас (Е.И. Радина, А.П. Усова, Ф.С. Левин-Щирина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, М.И. Богомолова и др.). Современные проблемы патриотического воспитания детей. Необходимость единства и разумного соотношения национального и интернационального в воспитании детей. Воспитание дружелюбия, интереса к сверстникам разных рас и национальностей. Роль этнонациональной культуры в воспитании ребенка и пути приобщения к ней дошкольника.

Воспитание культуры поведения, общения и деятельности у детей дошкольного возраста. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием. Навыки культурного поведения для разных возрастных групп, пути их формирования. Знакомство детей с элементарными правилами этикета.

Методика полового воспитания детей. Особенности психо-сексуального развития. Роль семьи и детского сада в половом воспитании дошкольника. Современные исследования в данной области. Пути и средства воспитания маскулинных и фемининных качеств у мальчиков и девочек.

Методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие метода социально-нравственного воспитания. Методы развития способности к социальной ориентации (способности видеть, понимать другого человека, предвидеть развитие ситуации, ее последствия). Методы воспитания нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости. Методы воспитания нравственных мотивов и потребностей. Методы воспитания опыта нравственного поведения. Методы формирования представлений и элементарных нравственных понятий. Методы формирования нравственных оценок и самооценок.

Формы организации работы по нравственному воспитанию дошкольников в детском саду: занятия на этические темы, прогулки и экскурсии, игры детей, коллективный общественно полезный труд, народные праздники.

Условия социального развития и воспитания в ДОУ: гуманизация отношений взрослых и детей в педагогическом процессе ДОУ; реализация модели личностно-ориентированного воспитания ребенка; коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности; содержательная жизнь в детском саду и семьи; положительный пример окружающих людей; наличие программы воспитания; своевременная диагностика социального развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей социального развития дошкольника; сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка; создание развивающей среды и др.

Методы диагностики уровня нравственного развития ребенка дошкольника. Межинидивидуальные различия в усвоении нравственных норм и правил детьми.

Пути индивидуализации и дифференциации педагогической работы с детьми в процессе нравственного воспитания.

Социальное развитие и нравственное воспитание дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия. Альтернативные подходы к решению задач нравственного воспитания детей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: нравственное воспитание, нравственное развитие, мораль, нравственность, этика, принципы морали, нормы морали, моральные правила, свойства личности, гуманность, коллективизм, дисциплинированность, ответственность, культура поведения, трудолюбие, патриотизм, интернационализм, метод нравственного воспитания, индивидуализация, дифференциация.

studfiles.net

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Развитие малыша в социуме – это значит, что он понимает традиции, ценности и культуру того общества, в котором воспитывается. Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения со сверстниками и взрослыми. Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывать свои личные интересы и интересы окружающих, как нужно себя вести в том или в этом месте и окружении.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста — Особенности

Социальное развитие детей дошкольного возраста играет значимую роль в становлении личности. Помогает ребенку стать полноценным человеком со своими интересами, принципами, устоями и желаниями, которые не должны игнорироваться его окружением. Чтобы социальное развитие происходило равномерно и правильно, каждому малышу необходимо общение, любовь, доверие и внимание, прежде всего, родителей. Именно мама и папа могут дать своему малышу опыт, знания, семейные ценности, обучают умению приспосабливаться в жизни к любым условиям.

С первых дней новорожденные детки учатся общению со своей мамой: улавливать ее голос, настроение, мимику, некоторые движения, а также пытаются показать, чего они хотят в определенный момент времени. С 6 месяцев и примерно до 2х лет малыш уже может общаться с родителями более осознанно, может просить помощи или делать что-то вместе с ними. Необходимость находиться в окружении сверстников возникает примерно к 3м годам. Дети учатся взаимодействовать и общаться уже друг с другом.

Развитие детей в социуме от 3х до 5 лет. Это возраст «почемучек». Именно потому, что появляется множество вопросов о том, что окружает ребенка, почему происходит именно так, зачем это происходит и что произойдет, если… Дети начинают старательно изучать мир вокруг себя и что в нем происходит. Изучение происходит не только путем осматривания, ощупывания, пробы на вкус, но и речи. Именно с ее помощью ребенок может получает интересную ему информацию и делиться ею с окружающими его детьми и взрослыми.

Дети дошкольного возраста, 6-7 лет, когда общение носит личностный характер. Ребенка начинает интересовать сущность человека. В этом возрасте детям нужно всегда давать ответы на их вопросы, они нуждаются в поддержке и понимании родителей. Потому что близкие люди являются для них главным примером для подражания.

Социальное-личностное развитие

Социально-личностное развитие детей происходит в нескольких направлениях:

  • получение социальных навыков;
  • общение с детьми одинакового возраста;
  • обучение ребенка хорошему отношению к самому себе;
  • развитие в процессе игры.

Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами. Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в саду или дома, а потом на семейных праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.

Родители должны всегда видеть переживания своего малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях.

Социальные факторы в развитии личности ребенка

На развитие детей в социуме воздействуют некоторые аспекты, играющие значимую роль в формировании полноценной личности. Социальные факторы развития ребенка делятся на несколько видов:

  • микрофакторы – это семья, близкое окружение, школы, сады, сверстники. То, что наиболее часто окружает ребенка в повседневной жизни, где он развивается и общается. Такую среду еще называют микросоциумом;
  • мезофакторы – это место и условия проживания ребенка, регион, тип поселения, способы общения окружающих людей;
  • макрофакторы – это влияние страны, государства, общества, политических, экономических, демографических и экологических процессов в целом на ребенка.
  • razvitiedetei.info

    Смотрите так же:

    • Влияние бабушки на воспитание ребенка Роль бабушки и дедушки в воспитании детей Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка? Для многих молодых мам и […]
    • Развития внимания ребенка Задания-картинки для развития внимания ребенка Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете […]
    • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]
    • Почему у ребёнка судороги Ночные судороги в ногах у детей и подростков Педиатры систематически сталкиваются с неврологическими проблемами у детей. Проявляются они в первую очередь сведением мышц. Спектр причин этих патологий очень широк. Судороги – это внезапное (приступообразное) непроизвольное сокращение мышечных волокон в комплексе с болевым синдромом. Спазм […]
    • Развитие мышления у дошкольников картинки Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным. Описание: воспитатель […]
    • Бронхит у детей до года симптомы и лечение Бронхит у детей: острый, обструктивный бронхит, симптомы, лечение Бронхит у детей чаще всего возникает в виде осложнения на фоне ОРВИ, гриппа или сильной простуды, переохлаждения. Провоцирующими факторами развития бронхита являются сезонные резкие перепады температуры, особенно периоды дождей с повышенной влаж­ностью, поэтому это […]
    • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
    • Речевое развитие дошкольников проблемы и пути решения «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» /тематический педсовет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов, путем усовершенсвования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном […]