Конспект занятия по развитию внимания произвольности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с СГДВ

Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать пограничные состояния, и особое место среди них занял синдром гиперактивности и дефицита внимания, который в России регистрируется с частотой 21% — 28%. [3]

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения». [1]

Выделяют три основных проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Основным проявлением при синдроме гиперактивности является дефицит внимания, что часто приводит к школьной дезадаптации, плохой успеваемости. Это происходит вследствие того, что ребенок часто отвлекается, делает много ошибок, внимание его рассеянное.

Наиболее ярко синдром гиперективности и дефицита внимания проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. [4] В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия лучше строить в виде игры.

Предложенный мной конспект занятия построен на едином игровом сюжете, с использованием упражнений, направленных на развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Конспект занятия «Гуси-лебеди»

Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации);
  • развитие видов внимания (слухового и зрительного);
  • развитие наблюдательности;
  • развитие мышления;
  • развитее произвольности;
  • развитие самоконтроля;
  • расширение словарного запаса.
  • Материалы к занятию: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное 9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках, отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк «перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).

    Предварительная работа: повторение сказки «Гуси-лебеди»

    Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:

    «Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…

    Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди)

    Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)

    Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.

    Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Дети выполняют следующие упражнения.

  • «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.
  • «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  • «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
  • «Лепят глазки» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  • «Лепят носик» — проводят кончиками пальцев по носу.
  • «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
  • «Лепят подбородок» — поглаживают подбородок.
  • «Лепят ручки» — поглаживают руки.
  • «Лепят ножки» — поглаживают ноги.
  • Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)

    И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в определенные места.

    2. Упражнение «Будь внимателен»

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой. Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:

    • 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;
    • 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;
    • 2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем пирожок;
    • 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх – рисуем пирожок;

    Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки печь.

    Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?

    3. Упражнение «Собери картинку»

    Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.

    Дети смотрят на изображение яблони.

    Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда? Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.

    Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.

    Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.

    4. Упражнение «Дорожка»

    Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

    Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).

    Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на треугольники, и не на желтые фигуры.

    5. Упражнение «Чья тень?»

    Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

    Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой избушке принадлежит тень.

    Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.

    6. Упражнение «Перепутанные линии»

    Цель: концентрация зрительного внимания.

    Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для первого ключика.

    Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.

    7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

    Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.

    Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый, синий.

    Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» — можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий круг – «молчалка» — вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-лебеди совсем близко. Начали.

    Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили. А теперь вернем братца Аленушке, и расскажем ей какие препятствия нам удалось преодолеть.

  • Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  • Михайличенко Н. В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии № 3-2001, стр. 46-49.
  • Младший школьник: развитие познавательных способностей / под редакцией Дубровиной И. В., М.: Просвещение, 2007.
  • Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, М.:Речь, 2005.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Одним из новообразований старшего дошкольного возраста является формирование произвольности, которая помогает ему целенаправленно управлять своей деятельность и поведением.

    На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены подходы к содержанию понятия «произвольность». Первый подход рассматривает произвольность в контексте проблемы сознания, а второй – в контексте мотивации. Первого подхода придерживались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие, считавшие, что произвольность поведения формируется через осознание выполняемого действия. С другой точки зрения, развитие произвольности не может протекать без участия мотивации, и данного подхода придерживались Л.И. Божович, В. Вундт, К. Левин, А.Н. Леонтьев и др.

    По определению Д.Б. Эльконина, произвольное поведение – это взаимодействие со средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психологической) активностью, для которой характерно осознаваемое намерение по поводу своих действий и поведения в целом.

    В своей работе мы придерживаемся первого подхода, так как считаем, что любое действие, выполняемое ребенком или взрослым должно быть осознанно.

    По мнению Е.О. Смирновой понятие произвольности связано с волей человека:

    1. Произвольное действие задается взрослым, а ребенок может принимать или не принимать его.
    2. Произвольное действие опосредованно, его формирование требует введения определенных средств.
    3. Произвольность формируется путем тренировок.
    4. Из исследований Е.О. Смирновой следует, что волевое действие направлено вовне, на предмет внешнего мира, а произвольное действие направлено в себя, на средства овладения своим поведением.

      Процесс формирования произвольного поведения детей достаточно сложный в связи с тем, что дошкольник завершает период дошкольного возраста, охватывающий диапазон от 5 до 6 лет. В этот период в психике ребенка происходят изменения в высшей нервной деятельности, возникают важнейшие новообразования, начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [1].

      Возникновение произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью становится овладение личным поведением. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: ребенок хочет выполнять какие-то дела, ему хочется участвовать в совместных делах, появляется желание быть лидером, он начинает осознавать моральные ценности и нормы.

      Произвольное поведение формируется при взаимодействии ребенка и взрослого. Присутствие взрослого полностью меняет смысл деятельности ребенка и побуждает его к выполнению поставленной задачи.

      Традиционно развитие произвольности рассматривается не только в общении ребёнка со взрослым, но и в контексте игровой деятельности дошкольника. Л.С. Выготский (1966) рассматривал игру как «школу произвольного поведения», но конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой деятельности.

      Д.Б. Эльконин (1999) неоднократно указывал на то, что игровая деятельность выполняет решающую роль в формировании произвольного поведения. В игре ребенок выполняет две неразрывные функции:

      1) выполняет свою роль;

      2) регулирует своё поведение.

      Основное преимущества игры заключается в том, что она влияет на становление потребностно-мотивационной сферы ребенка. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте детям легче понять правила ролевой игры, то в старшем дошкольном возрасте более эффективной будет использование игры с правилом, так как в играх с правилами наиболее успешно осуществляется осознание своего, а не ролевого поведения. Мотивом и средством для действий ребенка служит правило. Умение управлять собой – сложный процесс, которому ребенок сможет научиться только вместе со взрослым, который является одновременно и организатором и участником игры, в этом и состоит развивающий эффект игр с правилами.

      Подводя итог нашего исследования можно сделать следующие выводы. Развитие произвольности поведения – сложный процесс. Анализ литературы позволил выделить, что в процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, воспитатель, учитель), который помогает ребенку осознавать поставленные задачи. Если дошкольник по инструкции взрослого научится контролировать себя, видеть результат своего действия, то у него не возникнет трудностей в школьном обучении.

      e-koncept.ru

      Уровень произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста

      Определение уровня произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

      Для проверки и решения задач нами были проведены эмпирические исследования по выявлению уровня произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием, проводились с 10 ноября по 10 декабря 2015 года.

      В исследованиях принимали участие 19 дошкольников 6-7 лет из группы «А».

      Диагностируя сферу психического развития детей 6-7 лет, мы обращаем внимание на то, что произвольное поведение в этом возрасте еще в стадии становления. Дошкольники способны принимать, выполнять и опосредовать свои действия с образцами.

      В соответствии с целью нашей работы мы использовали диагностическую методику из двух серий: 1.«Не подглядывай» и 2.«Дождись своей очереди», наблюдение за поведением детей на занятиях, разработанные Е.О. Смирновой.

      1.Методика «Не подглядывай» И.В. Дубровина

      Цель: изучить уровень произвольного поведения у детей подготовительной группы.

      Проведение исследования – индивидуально с каждым ребенком.

      Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но, прежде чем начать играть, ребенку нужно подождать, не подглядывая, пока взрослый приготовит все необходимое. Так как будет не интересно играть. Предложить ребенку посидеть 3 минуты с закрытыми глазами, а сам создает видимость активной подготовки к игре и наблюдает за поведением испытуемого. Через три минуты ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, сделать вид, что не заметили нарушения правил и дать ему игру.

      2.Методика «Дождись своей очереди»

      В исследованиях участвуют дошкольники парами.

      Экспериментатор предлагает одному из дошкольников поиграть в новую игру, а другому посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и подождать своей очереди.

      Обработка и интерпретация результатов: Фиксируется время, которое ребенок может ждать с закрытыми глазами, количество подглядываний за 3 минуты эксперимента, поведение в процессе ожидания, число и репертуар самостоятельных действий ребенка во время ожиданий.

      Наблюдение за поведением детей Е.О. Смирновой.

      Цель: выявление уровня произвольного поведения, детей 6-7 лет в художественном ручном труде.

      Наблюдение проводилось в течение 15 минут за детьми на занятиях.

      Проводится наблюдение за ребенком 6-7 лет, группы «А» в разных видах деятельности. Анализ проводится по схеме:

      1.Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели поставленной взрослым, самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результат и причины не достигнутой цели.

      2.Умеет ли ребенок сдерживать эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть, не вскакивать на занятии, подождать свою очередь).

      3.Какие волевые качества у ребенка сформированы (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность).

      4.Какие волевые привычки сформированы: культурно-гигиенические, привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.

      Фиксируют время отвлечения.

      Критерии оценки: способность удерживать непосредственное импульсивное движение; способность управлять своими процессами восприятия, внимания в ситуации выполнения задания; способность опосредовать свои действия наглядным образом.

      Высокий уровень развития произвольного поведения – проявление познавательной активности, сдерживание непосредственных импульсивных движений во время занятия, удерживание инструкции педагога, самостоятельное планирование деятельности;

      Средний уровень развития произвольного поведения – снижение работоспособности детей к концу занятия, опосредованние собственных действий наглядным образом, сдерживание непосредственных движений в ситуации интересующей деятельности большую часть занятия;

      Низкий уровень развития произвольного поведения – частые отвлечения от темы занятия, непринятие учебной задачи, низкая познавательная активность, импульсивное поведение.

      Мы посетили обучение детей 6-7 лет группы «А», а после, с каждым ребенком проводилась индивидуальная работа, которая фиксировалась в заранее приготовленные бланки (приложение А).

      В детском саду №1 в группах 6-7 лет, работают воспитатели с высшим образованием по специальности «Воспитатель дошкольных учреждений» и значительным педагогическим опытом работы 20 лет. Рабочая программа воспитателя составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Большое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям. Эти цели должны реализовываться в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

      Мы посетили занятия в группе детей 6-7 лет по изобразительной деятельности и лепке. На занятии рисованием «Как мы играем в детском саду», воспитатель Н.Н., предлагая детям задание, мотивировала его. Все дети соглашаются, кто принял мотив. Обеспечивая интерес к предстоящей работе. Но пять детей мотив не приняли. Н.Н. предложила задание с другой мотивацией. Трое детей мотив приняли. Воспитатель Н.Н. не убедилась, приняли ли мотив другие двое детей. Ведь в работе должны участвовать все дети. Затем слишком долго объясняет и показывает ход работы по выполнению задания, уделяя большое внимание, чтобы научить детей определенным трудовым навыкам. Затем дошкольники приступают к выполнению задания. После работы – проводится анализ. При этом воспитатель Н.Н. забывает о развитии осознанной деятельности, воспитании творчества, смекалки, инициативы дошкольников.

      Дошкольники проявляли познавательную активность, сдерживали непосредственные импульсивные движений во время занятия, придерживались инструкции педагога, могут самостоятельно планировать свою деятельность -11%.

      Средний уровень развития произвольного поведения у 14 детей – 73 %

      На занятиях у дошкольников снизилась работоспособность к концу занятия, опосредование собственных действий наглядным образом, сдерживают непосредственные движения в ситуации интересующей деятельности большую часть занятия;

      Низкий уровень развития произвольного поведения у 3 детей – 16%. Дошкольники часто отвлекаются от темы занятия, не принимают учебные задачи, у них низкая познавательная активность и очень импульсивное поведение.

      При помощи диагностических методик мы получили следующие общие результаты произвольного поведения дошкольников.

      Не справились с заданием -16% дошкольников.

      Надя А, ждала обещанную игру несколько секунд, ерзала на стульчике, пробовала незаметно потрогать руками.

      Лида И, ждала обещанную игру несколько секунд, начала подглядывать.

      Максим П, ждал обещанную игру вначале терпеливо, но вскоре стал подглядывать.

      Все испытуемых дети принимали поставленную нами задачу и стремились выполнить её. По характеру поведения на констатирующих замерах в первой серии данной методики всех испытуемых можно условно разделить на три подгруппы. Дети первой подгруппы не использовали приёмы для того, что бы сдержать своё стремление подглядеть. Они закрывали глаза по нашей просьбе, но спустя какое-то время они пытались подглядеть за нашими действиями незаметно прищуривались. Количество подглядываний у таких детей составляет 1-3 раза. Среднее время ожидания составляет 2 мин. 15 сек. Таких детей было 53% . Дети второй подгруппы использовали приёмы, что бы сдержать любопытство и выполнить задачу, которую мы поставили. Дети зажмуривались, отворачивались в сторону или закрывали глаза ладонями, если им хотелось подглядеть. Среднее время ожидания у таких детей составляло 2 мин. 20 сек. Женя Т, ждал обещанную игру секунду и стал незаметно подглядывать щурясь одним глазом.

      Тимур Ч ждал обещанную игру несколько секунд и стал незаметно подглядывать.

      Юля Б, ждала обещанную игру секунду и стала незаметно подглядывать.

      Остальные 11 дошкольников все одинаково терпеливо «Не подглядывай» ждали обещанную игру и стали незаметно подглядывать в самом конце эксперимента. Количество подглядываний — 2. Это дети составили 20% от числа тестируемых детей. К третьей подгруппе относятся дети, которые так же использовали действия, помогающие выполнить им нашу просьбу. Для этого они использовали те же приёмы, что и дети из 2 подгруппы. Дети этой подгруппы не подглядывали и открывали глаза по нашей просьбе. Таких детей в нашей выборке было — 11%. Аня С терпеливо ждала все три минуты обещанную игру, глаза не открыла. Юля К терпеливо ждала все три минуты обещанную игру и глаза не открыла.

      «Дождись своей очереди»

      По результатам второй серии мы условно разделили испытуемых детей на три подгруппы: дети первой подгруппы не использовали приёмы для того, что бы сдержать своё стремление подглядеть. Они закрывали глаза по нашей просьбе, но спустя какое-то время они пытались подглядеть за действиями ребёнка незаметно для нас. Получив напоминание о задании, дети закрывали глаза, но ненадолго. Таких детей -16%. Надя А, ждала своей очереди несколько секунд, начала незаметно подглядывать, протягивала руки и трогала игру, а дождавшись играть не стала, начала ее теребить, пыталась заглянуть вовнутрь.

      Люда, ждала своей очереди несколько секунд, начала незаметно подглядывать, весело смеясь пыталась протянуть незаметно руку и потрогать.

      Максим, ждал своей очереди несколько секунд, но вскоре стал незаметно подглядывать.

      Среднее время ожидания составляет 1 мин. 25 сек. Таких детей было 73%.

      Женя, терпеливо ждал своей очереди, затем стал подглядывать, открыл глаза с и интересом взял в руки игру и начал играть.

      Тимур, терпеливо ждал своей очереди, затем стал чесать щеку, открыл глаза с и интересом взял в руки игру и начал играть.

      Юля, терпеливо ждала своей очереди, защесался глаз, открыла глаза с и интересом стала играть.

      Остальные 11 дошкольников терпеливо ждали своей очереди, но недолго, стали подглядывая незаметно, а взяв в руки игру, активно начали играть.

      К третьей подгруппе относятся дети, которые использовали действия, помогающие выполнить им нашу просьбу (преимущественно запрещающего характера). Среднее время ожидания таких детей составляет 2 мин. Таких детей в нашей выборке было 11% — две девочки. Аня, также терпеливо ждала своей очереди, открыла глаза спокойно взяла в руки игру. Юлианна К терпеливо ждала своей очереди, открыла глаза с удивлением и интересом взяла в руки игру, но играть не стала, положила ее на краешек стола. Данные показатели отражены в таблице 1(приложение 1).

      Учитывая всё вышеизложенное, мы предполагаем, что такие низкие показатели могут объясняться с одной стороны особенностями восприятия ребёнком личности воспитателя («эффект сверхконтроля») и присутствием второго ребёнка во второй серии исследования, и возрастными особенностями с другой.

      По данным исследований Смирновой Е.О. дети 6-7 лет способны управлять своим поведением: знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы.

      Таким образом, на констатирующем этапе работы мы получили следующие результаты произвольного поведения дошкольников:

      Высокий уровень развития произвольного поведения у 2 детей – 11%;

      Средний уровень развития произвольного поведения у 14 детей – 73 %;

      Низкий уровень развития произвольного поведения у 3 детей – 16%.

      Таким образом, анализ эмпирических данных показал, что д ети в возрасте 6 лет не способны сдерживать импульсивные движения. Они уже владеют некоторыми приёмами, которые помогают им сдерживать себя и контролировать свою любознательность, но не только стимул влияет на желание ребёнка воспользоваться этими приёмами.

      Методические рекомендации для воспитателей по развитию

      произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

      Произвольность — это способность человека к овладению собой, своей внешней и внутренней деятельностью, на основе культурно заданных средств организации своего поведения – правила. Отсутствие развития произвольности у детей проявляется в том, что они не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения, такие как сосут палец, качаются на стуле, действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову.

      Самым благоприятным периодом для развития которой является старший дошкольный возраст, произвольное поведение в этом возрасте лучше всего формируется в игровой деятельности.

      Так в нашем Детском саду №1 «Солнышко» мы рекомендуем программу основа, которой на игровом сюжете, она направлена на развитие произвольности поведения у детей 6 – 7 лет.

      Основные направления программы: развитие произвольности движений; развитие произвольного внимания; развитие эмоций; развитие умения общаться со сверстниками; развитие мелкой моторики.

      — повысить адаптационные возможности организма ребенка к окружающей среде: научить напряжению и расслаблению мышц, выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;

      — формировать коммуникативные навыки в общении: обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению; научить слушать себя и других, управлять своим поведением;

      — развивать произвольность, активность, творческую самостоятельность;

      — развивать познавательные способности;

      — создавать благоприятную развивающую образовательную среду.

      Структура и содержание занятий:

      I часть – игры и упражнения, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, настрой их на совместную работу;

      II часть – игры и упражнения для развития и обучения выразительным мимическим движениям, для обучения определять и передавать эмоциональные состояния; психомышечная тренировка; коммуникативные игры; психогимнастические игры; игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения) и мелкой моторики рук;

      III часть – игры и упражнения на закрепление положительных эмоций от занятия; релаксационные методы.

      Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду. Во время занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Форма круга позволяет ощутить детям особую общность, создает у каждого участника чувство принадлежности к группе. Цикл развивающих занятий построен в форме мини-тренингов. При этом используется интегративный подход, с большим числом различных техник: арт, игровые, элементы психодраммы, творческая переработка игры, телесно-ориентированные техники. Форма проведения занятий – групповая, по 8-10 человек.

      Методические приемы: создание ситуации безопасности, доверия; эффект неожиданности, непривычности задания, игры, поощрения; поддержка ребенка в ситуации успеха, поощрение, комплимент, констатация успеха; игнорирование нежелательного поведения; анализ игр, ситуаций, обмен мнениями, рефлексия занятия; ролевое проигрывание ситуаций, анализ образцов поведения сказочных героев; прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации, «звуков природы».

      В занятия включены упражнения на саморегуляцию, мышечную релаксацию, выполнение движений разными руками для развития межполушарных взаимодействий. Предлагаемые задания, игры строятся на отношениях партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Исключается соперничество детей друг с другом. Содержание и правила игр не дают повода для конфликтов и взаимного отталкивания.

      Результат: Умение управлять напряжением и расслаблением мышц. Понимание детьми переживаний близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, кукольных спектаклей. Понимание детьми скрытых мотивов поведения героев произведения. Использование детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. Выразительность речи. Узнавание детьми графического изображения эмоций. Умение разыгрывать небольшие сценки. Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласия или несогласия с ответом товарища. Умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом). Классифицирование предметов, определение материалов, из которых они сделаны.

      В работе с детьми важно использовать прием речевого общения, включенного в деятельность. Именно речь, является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к осознанию ситуации и собственных действий. Мы увидели, что большое количество детей импульсивны и неуправляемые, а это, объясняется неосознанностью — дети не замечают, не знают и часто не осознают, что они делают. Самое эффективное средство осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте — игра с правилом. В игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле и задумываться о своих действиях. В игре с правилом, средство осознания своего поведения – правило. Игра с правилом помогает выделять и осознавать правила как средства овладения своим поведением. Систематическое проведение игр с правилами поднимает уровень произвольности дошкольников не только в игре, но и в неигровых ситуациях. Повышается произвольность и осознанность внешнего поведения и познавательных процессов. Центральная роль, принадлежит взрослому, который не только доносит до ребёнка правила действия, но и делает их выполнение важным и привлекательным для ребёнка.

      Если правило приобретает побудительную, мотивирующую силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное действие ребёнка. Дошкольник не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, а действует сам, контролирует действия друзей и свои собственные, соотнося их с правилом.

      По особенностям развития произвольного поведения формирование внеситуативно-личностного общения со взрослым влияет на произвольность поведения детей на их внимательность, сосредоточенность, принятие и удержание задачи. Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Преобладание содержательных ответов и развернутых сообщений о себе означает достаточно высокий уровень развития самосознания. Отсутствие ответов, ситуативные ответы свидетельствуют о неразвитости самосознания. Общение должно быть направлено на развитие сознания и самосознания, на формирование способности посмотреть на себя со стороны и выйти за пределы наглядной ситуации.

      И конечно, легче всего делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны.

      Для развития произвольного поведения дошкольников на занятиях важно, чтобы мотив приняли все дети, в трудовом процессе должны участвовать все дети. Приступая к разбору образца вместо объяснения трудового процесса лучше задавать детям конкретные вопросы, доступные понимания, стимулирующие к анализу, сравнению, обобщению, умозаключению, они помогут продумать основные этапы работы. Дети, разбирая и предлагая способы выполнения работы коллективно обогащают сенсорное восприятие, создаются условия для творческих способностей, инициативы, смекалки. Рассматривая образец, приготовить материал и разложить в определенной последовательности, так появляются зачатки планирования. При затруднениях в процессе работы, не нужно торопиться подсказывать ребенку. Лучше посоветовать еще раз внимательно рассмотреть образец, предложить помощь товарища для развития активности и самостоятельности. Умение планировать работу у дошкольников 6-7 лет лучше развивать: повторяя известное задание с предварительным разбором по памяти, так закрепляются, углубляются и обрабатываются навыки планирования, ребенок вспоминает, как он выполнял подобную работу. Выполняя работу без образца, мы заставим ребенка активно вспомнить этапы ранее проделанной работы. Выполнение работы самостоятельно без предварительного разбора, знакомя с новым сложным заданием, организовывая его разбор по рисунку, способствует развитию творчества дошкольников. Дошкольникам 6-7 лет необходимы такие задания для повышения активности и самостоятельности, они способствуют выработке умения планировать работу. Так развивается смекалка, инициатива, сообразительность, стремление решить трудовую задачу.

      Дети очень любят сложные задания, активно обследуя образец до начала работы, у дошкольников сразу повышается потребность ее выполнить, усиливается их активность, которая благоприятно влияет на воспитание умения планировать. При сравнении своей работы с образцом появляется умение дифференцированно анализировать. Так формируется целенаправленность, а это очень важно в будущей учебной деятельности.

      Если произвольность поведения у ребенка все-таки не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления), родители должны уделять значительное внимание формированию произвольности поведения своего ребенка, его волевой сферы. Для развития этих особенностей в условиях семьи родителям в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям:

      — побольше играть со своим ребенком в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение старших дошкольников;

      — не делать за ребёнка то, чему он должен научиться сам;

      — активизировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызывать у него чувство радости от достигнутого ;

      — стараться учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения , добиваться осуществления принятых решений.

      Важно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком своих действий вслух. Для развития произвольности важно использовать подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у детей способности к построению собственной программы.

      Таким образом, в старших группах детских садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Для формирования произвольности, концентрации внимания и самоконтроля, необходимо развивать у детей понимание: цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умения исправлять ошибки (самоконтроль).

      Би блиографический список

      2.Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. /Л.И.Божович. – М., 1995. .

      4.Быкова, М.В. и др. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения /М.В.Быкова. // Вопросы психологии. М: — 2002. — №3.

      5. Богатеева, З.А. Занятия аппликации в детском саду. /З.А.Богатеева. — М., 1988г.

      6. Болотина, Л.Р. , Комарова, Т.С., Баранов, С.П. «Дошкольная педагогика», — Учебное пособие для студентов /Л.Р.Болотина. — М, Изд.центр «Академия», 1998г.

      7. Буре, Р.З., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети. /Р.З.Буре. — М.,1985.

      9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Л.С. Выготский. – М., 1982.

      10. Васильева, М., Юнг, Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. — № 2.

      11. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в детском саду. /Л.С. Выготский. — М, 1967 г., стр.240

      12. Гусакова, М.А. Аппликация. Учебное пособие для студентов /М.А.Гусакова. — М, Просвещение, 1992 г.,

      13. Гульянц, Э.К. Учите детей мастерить. / Э.К Гульянц.// Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., доп.,- М, Просвещение, 1994г.

      14. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала. /Э.К.Гульянц.// Книга для воспитателей детского сада. — М, Просвещение, 1991г.

      15 Ядешко, В.И. Сохин, Ф.А. Ильина, Т.А. Дошкольная педагогика. / под.ред В.И. Ядешко Ф.А. Сохиной.// Учебное пособие. — М, Просвещение, 1986 г.

      16. Зюбин, Л.М. Растить человека: Записки психолога. /Л.М.Зюбин. – Л.: Лениздат, 1988.

      17.Запорожец, А.В Избранные психологические труды: в 2х томах /А.В.Запорожец . М, 1986.

      18. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. / В.М.Кузнецова. – М.: Народное образование, 1994.

      19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. / Л.Ф.Обухова. – М., 1995.

      20. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. / Т.Г.Казакова.// Пособие для воспитателей детского сада. -М, Просвещение, 1985 г.

      21. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. / Т.С.Комарова. — М, Просвещение, 1978 г.

      22. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. / Т.С.Комарова. — М, Педагогика, 1984г.

      23. Каратаева, Е. Творческая педагогика для дошкольников./ Дошкольное воспитание №6, 2006г.

      24. Куцакова, М. Р. Конструирование и ручной труд в детском саду. / М.Р Куцакова.// Пособие для воспитателей детского сада. -М, Просвещение, 1990 г.

      25. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир. / М.В. Крулехт. //Методическое пособие. — Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002г.

      26.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды. / Леонтьев А.Н. М.: Периодика, 1983.

      27.Левин, К.М. Динамическая психология . /Левин К . М.: Смысл., 2001

      28. Лиштван, З.В. Конструирование. / З.В. Лиштван. -М, Просвещение, 1971г.

      29. Луначарский, А.В. Об изобразительном искусстве. /А.В.Луначарский // Пособие для воспитателей детского сада.-М, Просвещение, 1989 г.

      30. Методика обучению рисованию и лепке в детском саду. / Под.ред.Н.П. Сакулиной М., 1996 г.

      31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова — М, Просвещение, 1991г.

      32. Психология развития./ Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352с.

      33. Рогов, Е.И. Эмоции и воля. /Е.И.Рогов//Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.

      34. Смирнова, Е.О. Психология ребенка. / Е.О.Смирнова// Учебник для педагогических вузов и училищ. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 1997 г.

      35. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте./У.Щ.Смирнова. // Вопросы психологии. — 1996. — №3.

      36. Сахарова, В. Занятия по ручному труду/В.Сахарова// Дошкольное воспитание, №8, 1987 г.

      37. Сергеева, Д., Купцова, Е. Конструирование и ручной труд. / Дошкольное воспитание, №6, 1984 г.

      38. Теплов, Б.М. Избранные труды. / Б.М. Теплов.– М: Педагогика, 1985. (т 1-2).

      39. Художественное творчество и ребенок. / Монография под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика», 1972 г.

      40. Художественное творчество в детском саду. / под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика, 1974 г.

      41. Халезова, Н.Б., Курочкин, Н.А., Пантюхина, Г.В. Лепка в детском саду. / Н.Б. Халезова. — М, Просвещение, 1986 г.

      42. Холмогорова, В.М. и др. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения / В.М. Холмогорова .// Вопросы психологии.– 2001. — № 1.

      43. Хузеева, Г.Р., Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников . / Г.Р. Хузеева. // Вопросы психологии. — 2002. — № 1.

      44. Шиянов, Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении./Е.Н. Шиянов.// Учебное пособие. – М.: Академия, 1999 г.

      45. Эльконин, Д.Б. Избранное. /Д.Б. Эльконин.//Учебное пособие. – М., 1996

      infourok.ru

      Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

      Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

      Внимание – сосредоточенность сознания на чем-либо, выделение одного объекта из массы других. Оно является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляя собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другие явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной деятельности.

      Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

      Внимание – это один из тех психологических процессов, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых в психологии нет единого мнения. Одни ученые считают, что внимание не является самостоятельной психической функцией, так как оно не имеет своего специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует (П. Я. Гальперин). Другие полагают, что внимание представляет собой независимое психологическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

      Внимание, как все остальные психические процессы, имеют низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным.

      Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов при отсутствии волевых усилий. Непроизвольное внимание – генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей, намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т. д. Непроизвольное внимание обусловлено рядом факторов:

      — объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность и т. д.);

      — структурная организация (объединённые объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные);

      — резкая смена объектов;

      — субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;

      — появление значимых сигналов, соответствующих актуальным потребностям индивида.

      Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни человека, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.

      Произвольное внимание – направленное, сосредоточенное в соответствии с сознательно поставленной целью; требует определенных волевых усилий, имеет активный характер; опосредовано социальными нормами организации поведения. Произвольное внимание, развиваясь на основе непроизвольного, регулируется сознательно поставленными целями. Оно играет большую роль в обучении ребенка и связано с различными формами его познавательной деятельности. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребенком определенной задачи, причем задача должна быть понята и принята. В этих условиях формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию, требующая от ребенка некоторых волевых усилий.

      В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов внимания, состоящее в усилении избирательности функциональных систем мозга и возрастающей роли его лобных отделов.

      В первые месяцы жизни ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, которое осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по принципу доминанты. Одна за другой появляются новые доминанты в поведении ребенка, и на их основе начинается образование сложных условных рефлексов в коре головного мозга.

      У детей раннего возраста главным фактором привлечения внимания является новизна стимулов. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним. Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает трудности переключении и распределении внимания, которое слабо фиксировано и неустойчиво, его объем невелик. Дети не могут подчинить свои действия внешним управляющим влияниям, делают много ошибок.

      Основное достижение в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид – произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к появлению произвольных его видов.

      Л. С. Выготский, и А. Н. Леонтьев, рассматривая природу произвольного внимания, выявили роль общественно исторических условий жизни в его происхождении. Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. На первых этапах перехода от внешне определенного к внутренне детерминированному вниманию, то есть переходу от непроизвольного к произвольному, важное значение имеют средства, управляющие внимание ребенка. Дошкольники младшего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удержать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Например, если дошкольника 4-5 летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.

      Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом формирования основ произвольного внимания. В этом возрасте взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Впоследствии ребенок усваивает эти средства и становится способным самостоятельно организовать своё внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения деятельности.

      1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002. – с. 38-41.

      2. Григорьева Л. П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями// Дефектология. – 2002. — №1. – с. 3-11.

      3. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. – М, 2002.

      4. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского – М.: Академия, 2006.

      Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот.

      Дидактическая игра на развитие внимания для детей младшего дошкольного возраста «Помоги белочке найти своё дупло» Цель дидактической игры: Развитие у детей младшего дошкольного возраста произвольного внимания, сенсорного восприятия, образного мышления.

      Использования игровых приемов в коррекционной работе по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Развитие внимания, памяти, мышления — это важная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте.

      Конспект занятия на развитие внимания и зрительно-моторной координации с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на развитие внимания и зрительно – моторной координации. Занятие проходит с подгруппой.

      Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот.

      Консультация для воспитателей «Игры на развитие произвольного поведения у детей 3–4 лет» Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания.

      Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание.

      Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

      Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается.

      Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Внимание это не всегда данное качество, его нужно развивать.

      www.maam.ru

      Смотрите так же:

      • Ребенок 1 год плачет и не спит Ребенок плохо спит ночью или днем, просыпается с плачем? Что нужно делать - инструкция для молодых мам. Естественно, это становится причиной немалого беспокойства для молодых родителей. Почему ребенок плохо спит и что делать, чтобы нормализовать его распорядок дня? Для начала стоит разобраться, какую ситуацию в целом можно считать […]
      • У месячного ребенка простуда Простуда у 5 месячного ребенка Лечение простуды у грудного ребенка и у ребенка в 1 и 2 года Лечение простуды у детей от грудного возраста до двух лет имеет свои особенности. В этот период ребенку противопоказаны многие лекарственные препараты и процедуры, но некоторые родители полагают, что лечение простуды невозможно без применения […]
      • Оплата больничного по уходу за ребенком 2015 Расчет больничного по уходу за ребенком 2015 Оплата больничного листа по уходу за ребенком О том, что нужно знать бухгалтеру, чтобы правильно произвести расчет больничного листа по уходу за ребенком в 2015 году, расскажет наша статья. Продолжительность выплаты пособия Согласно пунктам 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № […]
      • 5 месячный ребенок сон Сон 1 5 месячного ребенка Режим дня месячного ребенка Соблюдение режима дня чрезвычайно важно для новорожденного ребенка в любом возрасте. В первые месяцы малыш проходит адаптацию к новым условиям жизни. Правильно организованный режим питания, сна, прогулок, купания и общения с родителями поможет ему максимально быстро приспособиться к […]
      • Развитие недоношенных детей весом Недоношенный ребенок — таблица развития по месяцам и особенности развития до года Развитие ребенка в 5 месяцев – навыки и умения Развитие ребенка в 4 месяца – навыки, умения и физическое развитие Развитие ребенка в 3 месяца – навыки, умения и физическое развитие Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем говорить о […]
      • Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяца Сколько спят дети 6 месяцев комаровский Режим ребенка в 5 месяцев — как меняется распорядок крохи Сейчас режим вашего малыша подчинен тем же правилам, что и месяц назад. Как и в 4 месячном возрасте. он проводит во сне до 16 часов в сутки, а во время бодрствования готов играть и общаться. Поведение его меняется лишь тогда, когда начинают […]
      • Сколько днем должен спать ребенок в 5 месяцев Сколько должен спать ребенок 4-5 месяцев: нормы и причины плохого дневного и ночного сна С 4 месяцев ребенок начинает сам стремиться к общению с окружающими. Он улыбается и смеется им, радостно визжит, а при агуканье старается повторять услышанные интонации взрослых и имитировать их фразы. Развитие малыша идет полным ходом. Игры и […]
      • Симптомы паракоклюша у ребенка Какими препаратами лечат паракоклюш у детей Паракоклюш у детей – распространенная инфекция, но встречается она значительно реже, чем коклюш. Эти заболевания не связаны друг с другом. Наиболее часто болеют детки от 3 до 6 лет, редко дети до года и подростки. Что такое паракоклюш? Паракоклюш – это острое заболевание инфекционного […]