«Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства».

Бовырина Татьяна Александровна

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства».

В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, природе родного края, семье, развивать у детей отзывчивость к бедам и проблемам других. Пополнять багаж знаний о Великой Отечественной войне и лучше, понятнее всего это сделать с помощью рисунков.

Меня заинтересовала проблема патриотического воспитания детей, в ходе изучения литературы я увидела, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу, но зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. И я начала работу по данной теме. Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует рисование.

Цель: Систематизировать знания детей о родном крае, природе, космосе, семье. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г., систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне, природе, семье, развивать патриотизм.

Реализацию темы патриотического воспитания я начала со старшей группы и продолжила в подготовительной группе. Для этого я разработала план работы и чтобы заинтересовать детей в первый год решила взять нетрадиционное рисование. Дети с удовольствием стали рисовать ладошками, на целлофане, манкой, ватными палочками. Рисованием мы занимались в организованно образовательной, совместной, вечерней, индивидуальной деятельности. Дети получали новые впечатления, с удовольствием участвовали в обсуждениях. В результате у детей появилось желание больше узнать о родном крае, своей семье и выразить эти впечатления в рисунках.

На следующий год, мы немного усложнили задачу, взяв рисование по темам: «Праздник Колядки», «Берёза – символ России», дети совместно с родителями активно участвовали в придумывании и рисовании герба нашего посёлка. Была поставлена цель, расширить представления детей о Великой Отечественной войне, которая была успешно выполнена. Мы реализовали проект 70 – летие Победы в рисунках детей, для этого была проведена большая работа. Активно сотрудничали с библиотекой, просматривали мультфильмы о войне, слушали песни военных лет, читали стихи, вспомнили о ветеранах, затронули такую тему как «Дети и война», использовали мультимедийные презентации, дети все свои впечатления отражали в рисунках. В результате мы с детьми как бы прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо.

В результате проект мы завершили такими темами как «Салют в день Победы», дети искренне радовались, что кончилась война и отражали это в рисунках. Вместе с родителями дети активно придумывали открытки для ветеранов (В этом мероприятии приняли участие дети всей группы, рисовали коллективный рисунок «Солнечный круг», делали плакат к 70 летию Победы, устраивали выставки работ, участвовали в конкурсе рисунков «Сочи – 2014», где с моей воспитанницей заняли второе место.

Дети больше узнали о Великой Отечественной войне, научились уважать тех людей, которые воевали, приобрели навыки общения, появился интерес к истории нашего государства, благодарность к тем, кто защищал нашу Родину. Патриотическое воспитание является одной из основных задач подрастающего поколения. И лучше всего эти задачи решаются в рисовании, так как дети наиболее ярко и чётко отражают в рисунке свои чувства, переживания. Этот проект предполагал большую отдачу от самого педагога способностью увлечь, заинтересовать, пронести через сердце и душу, вовлечь в процесс детей, также необходимо правильно организовать предметно — нравственную среду, подобрать литературу, разработать план. Важным фактором воспитания патриотического чувства являются рисунки детей, так как они наиболее ярко выражают чувства, эмоции, впечатления детей, что даёт неплохой результат в реализации задач патриотического воспитания.

Этот проект может быть реализован в других детских садах, а так же, как представление моего личного опыта другим воспитателям.

1. Примерная – основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы. Москва МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2010 год.

2. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи подготовительная группа Москва 2008 год.

3. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в старшей группе детского сада» Москва 2008 год.

4. Н. Г, Зеленова, Л. Е, Осипова «Мы живём в России» подготовительная группа Москва 2008 год.

5. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» Москва 2005 год.

6. Н. Веселовская «Какие песни фронтовые»

8. Т. Шарыгина «Салют»

9. Песни: «Священная война», «В землянке», «Тёмная ночь», «Катюша», «Журавли», «Смуглянка», «День Победы», «Солнечный круг — небо вокруг».

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Салют Победы» Актуальность проекта: В 2015 году вся наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата в истории.

Консультация на тему: «Эстетическое воспитание ребенка средствами литературы, изобразительного искусства и музыки». В настоящий момент, нет, пожалуй, другой области педагогики, где существовал бы такой разрыв огромных возможностей и мизерных результатов,.

Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыкального фольклора» Мастер-класс для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» Цель: повысить.

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкальной деятельности в условиях реализации ФГОС до Одними из основных понятий используемых в Федеральном законе об образовании в Р. Ф. является: 1. образование 2. воспитание. Не секрет,что.

Нравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки «Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки»Тема моего инновационного опыта «Нравственно патриотическое.

Приобщение учащихся к кубанским традициям средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства Приобщение учащихся к кубанским традициям через декоративно-прикладное и изобразительное искусства. Происходящие в нашей стране глобальные.

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается.

Воспитание дошкольников средствами искусства. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие у детей любви к прекрасному в процессе ознакомления их с искусством.

www.maam.ru

Воспитание детей дошкольников средствами искусства

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана 2007.

2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Астана 2006.

3. Программа «Біз мектепке барамыз». Дрыгина Т.А., Корчевская Г.Г., Татаурова Н.Л., Тирская И.А., Шелипова С.И., Шакабаева С.Г., Митрофанова И.И., Каскабасова Л.Д — Астана — 2009 год.

4. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Казахстанская правда» от 13 августа 2002 года № 174.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Старший дошкольный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Эстетическое образование — приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Художественное воспитание — процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя.

Декоративное искус­ство — искусство украшения вещей красочными или одноцветными изображениями, придания им форм, не обязательных с точки зрения простоты изготовления, но отличающихся выдумкой и острым чувством кра­соты.

Пейзаж — жанр, который долгое время считался второстепенным.

Пластика — общее качество скульптурных произ­ведений, поэтому пластикой иногда называют искус­ство скульптуры в целом; чаще скульптуру, выпол­ненную методом лепки.

Анималистический жанр — изображения живот­ных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, харак­терную для них грацию, ловкость или стремительность.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Особые надежды, возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого ребенка тягу к красоте, восхищение прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

В настоящее время возросла социальная значимость темы, что способствует актуализации данной проблемы исследования и внедрения современных технологий воспитания в педагогический процесс детского сада.

В Законе «Об образовании» статье №11 этого закона в числе приоритетных задач об образовании развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности (пункт 2), а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры (пункт 5)[1].

В законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», являются приоритетными принципы подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности. Статья тридцать четвертая «Приобщение к национальной и мировой культуре», государство поощряет создание организаций для развития творческих способностей детей (пункт 2) [2].

В государственном общеобязательном стандарте образования значительное место занимает эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщение его к миру искусства). Содержание творческой области направлено на овладение элементарными умениями и навыками и способами творческой деятельности, применять полученные знания в конкретных ситуациях[3].

В числе важнейших задач предусмотрено «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания детей», необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические качества, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы [4].

Задачами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в программе обучения и воспитания «Біз мектепке барамыз», является систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. Приобщать детей к деятельности в области искусства, первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку вносить посильно элементы прекрасного в окружающую среду. Формировать основы эстетического вкуса детей и способствовать самостоятельному оцениванию произведения искусства и явления жизни. Развивать художественно-творческие способности детей.

Знакомить детей с произведениями национального народного искусства: произведениями казахского изобразительного и декоративного искусства, хохломскими изделиями, дымковскими глиняными игрушками, русским кружевом. Воспитывать интерес к национальным произведениям искусства [5].

Научиться видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетических чувств, качеств личности дошкольника» [6].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания является искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое — учит сочувствию.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое отношение к действительности — специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и др.

В последние годы особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [7].

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект эстетического развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному особенно в изобразительном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Цель исследования — выявить методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования — эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования – если разработать и внедрить обучающую программу с использованием средств изобразительной деятельности в учебно-воспитательный процесс дошкольной организации, то это будет способствовать эстетическому воспитанию старших дошкольников, так как данная система направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1.Провести анализ литературы по теме исследования.

2.Охарактеризовать особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3.Выделить средства изобразительного искусства, способствующие эстетическому воспитанию.

4.Выявить методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

5.Экспериментально проверить эффективность работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

1.Общие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

2.Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.

3.Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы.

Эксперимент проведен в Карагандинской области, Абайский район, с.Жаман-Жол, в Жаманжольской основной школе миницентр, на базе старшей группы «Айголек».

Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий и работ детей в технике живописи.

studfiles.net

Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства (стр. 1 из 8)

Глава 1. Теоретическое изучение возможностей эмоционального развития детей дошкольного возраста из неполных семей средствами изобразительной деятельности………………………………………………………………………5

1.1. Характеристика эмоционального развития дошкольников из неполных семей………………………………………………………………………………5

1.2.Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника

в психологической литературе…………………………………………………12

Глава 2.Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства…………………………………………………….17

2.2 Экспериментальное изучение развития высших чувств у дошкольников, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы………………………17

2.2 Работа по развитию высших чувств у дошкольников………………….20

Список использованной литературы…………………………………………. 27

В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук. Многие специалисты изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. На сегодняшний день более важными, чем материальные условия, являются педагогические и психологические проблемы, которые должны решать родители. В неполной семье их возникает значительно больше, и даже появляются такие, каких почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка. Родители не всегда их осознают, и не всегда в состоянии правильно их понять. Некоторые дети задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своего характера не могут обратиться за ответом к взрослым, что серьезно усложняет жизнь им и окружающим их людям.

Дети, воспитывающиеся в разных типах семей, испытывают эмоциональные трудности. Детям из неполной семьи тяжелее адаптироваться к жизни, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками.

Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, В. С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою выразительность.

А. В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывает на то, что развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Вместе с тем развитие эмоций, по мнению А. В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, А.В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности [9, стр. 65]. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но и в окружающей действительности.

По свидетельствам исследователей (В. А. Сысенко, Казаряна М. Ю., Сайфугалиевой А. И.) [25] , дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную

успеваемость, склонны к невротическим нарушениям и эмоциональной нестабильности. Это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть и в полной семье, и в неполной, и совершенно необязательно, что они непременно возникнут.

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой белорусской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

В свете существующих проблем изобразительная деятельность как средство эмоционального развития ребенка является важной в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.

Цель данной курсовой работы – выявить возможности изобразительной деятельности как средства эмоционального развития детей из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы дошкольного учреждения.

Объект исследования – эмоционально-чувственная сфера ребенка дошкольного возраста из неполной семьи.

Предмет исследования – процесс эмоционального развития дошкольников из неполных семей средствами изобразительного искусства.

Гипотеза – изобразительная деятельность способствует более эффективному развитию чувств у ребенка из неполных семей при следующих условиях:

• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования;

• создание эмоционального микроклимата в группе;

• закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;

• использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1.Выявить психолого-педагогические подходы к особенностям эмоционального развития дошкольников из неполных семей.

2.Выявить значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста;

3. Экспериментально изучить характер развития высших чувств у дошкольников из неполных семей, воспитывающихся в круглосуточной группе дошкольного учреждения;

4.Разработать методику развития высших чувств у дошкольников средствами изобразительного искусства.

Глава 1. Теоретическое изучение возможностей эмоционального развития детей дошкольного возраста из неполных семей средствами изобразительной деятельности.

1.1 Характеристика эмоциональное развитие дошкольников из неполных семей.

Известно, что появление негативных эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

Последствия разводов — это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострение проблемы одиноких людей. В.А. Сысенко, автор исследований по проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий разводов делает следующие выводы:

1. Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак, а значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в повторный брак.

2. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения.

3. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей.

4. Рост «безотцовщины» при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.

5. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства, как у родителей, так и у детей.

Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 7-12-летние дети и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями [25].

Существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир. Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

mirznanii.com

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

К защите допущена Выполнила студентка

Защита состоялась 13 гр. ЗО

Отметка Сидорова Светлана

Члены комиссии Анатольевна

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

1.2 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников

Глава 2. ДПИ как средство эстетического воспитания.

2.1 Раскрыть понятие и классификацию ДПИ

2.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами ДПИ

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: « Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель данной курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме.

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.

Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.

Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников.

Исходя из актуальности темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в изучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановку следующих задач:

— Раскрыть понятие эстетическое воспитание;

— Критерии эстетической воспитанности;

— Формы и методы эстетического воспитания дошкольников.

-Раскрыть понятие и классификацию ДПИ;

— Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию

дошкольников средствами ДПИ;

Глава I . Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).[13, 162].

Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [8, 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.[13, 167]

Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[6, 13].

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.[13, 162]

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

· Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

· Насыщенность быта произведениями искусства;

· Самостоятельная активная деятельность детей;

· Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

mirznanii.com

Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

данная разработка из опыта работы педагога дополнительного образования Меркуловой О.А город Саратов

Просмотр содержимого документа

«Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

(из опыта работы педагога дополнительного образования МАУДО «ДТДиМ» объединения «Волшебная кисть» Меркуловой Оксаны Александровны).

Автор – педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Саратов 2017 год.

«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».

В дошкольном образовании возникла проблема методологии и практики работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно — патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриоти­ческому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

развитие художественно-эстетического восприятия;

формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

— развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной — деятельности, рассматривании произведений искусства;

— учить понимать художественный образ произведения;

— формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

— развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

— воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современной России. Формирование у подрастающего поколения патриотического отношения ко всему окружающему, в том числе к своей стране, своему городу, школе, семье, является актуальной проблемой в современной педагогике. Это обусловлено сложившейся негативной ситуацией во многих районах и регионах страны, в мире в целом.

Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма — это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.

Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.

Предполагается ориентация основного и дополнительного образования не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе патриотизма и любви к своей Родине. Патриотизм можно рассматривать как нравственный принцип отношения к своей Родине человека, неравнодушного к ее судьбе и к судьбе своего народа.

А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей! »

Общетеоретическая проблема патриотического воспитания исследовалась в работах А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.М.Неменского.

В чем же специфика воздействия изобразительного искусства и чем оно отличается от других способов воспитания патриотизма?

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа — это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции.

Следовательно, воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным, «питание» красотой. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира учащихся и формирует у детей образное мышление. Параллельно с изучением теоретического материала я вела поэтапное применение разработанных практических тем на занятиях детского объединения «Волшебная кисть». «Разноцветье» для дошкольников; «Рисуем, лепим, творим» для младших школьников; «Уроки мастерства» для средних школьников.

Цель патриотического воспитания детей – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Достижение этой цели возможно через решение ряда задач:

сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;

формирование духовно-нравственных качеств личности;

приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса;

разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.

Основной задачей патриотического воспитания является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом — важнейший элемент патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства на наших занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально–творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.

Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства учащихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей занятий.

Осуществляется активное познание исторического прошлого (алгоритм «чувствовать — познавать — творить»). Процесс воспитания на наших занятиях происходит неназидательно, он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет ученикам радость, эстетическое наслаждение, побуждает их к сотворчеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения; комплексно воздействует на каждого ребенка, на его рациональную и эмоционально-волевую сферу одновременно.

На своих занятиях я применяю интегративно-деятельностный подход, который реализуется в межпредметной интеграции, интеграции учебного процесса с внеклассными мероприятиями.

В моей общеобразовательной программе предусмотрена интеграция различных видов художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, декоративно-прикладные работы с элементами дизайна (аппликация, коллаж, бумагопластика, батик, витраж), тестопластика. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные: рисование иллюстраций к литературным произведениям, выполнение эскизов росписи, граттаж, коллаж, батик.

Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В одной работе можно возможно сочетание разных материалов и техник. Это способствует развитию творческой фантазии детей. Одни и те же образы воплощаются в разных техниках, что позволяет детям полнее изучить изображаемый предмет или явление.

Методы обучения выступают как инструмент вовлечения учащихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения.

При выборе методов обучения я учитывала функции содержания предмета, дидактические цели обучения, познавательные возможности учащихся, уровень своей методической подготовки, место данного занятия в системе уроков.

Эффективность патриотического воспитания учащихся повышается при использовании взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы. Применение игровых форм организации патриотической деятельности учащихся, создание игровых ситуаций в процессе этой деятельности значительно увеличивает заинтересованность учащихся.

В зависимости от решения учебных задач я сочетаю следующие формы занятий:

приобретение новых знаний (преподаватель сообщает учащимся теоретические сведения, с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем);

занятие-экспериментирование (по смешиванию красок, изучению свойств материалов);

занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством преподавателя);

повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобные занятия является заключительными);

проверка знаний, умений и навыков (итоговые занятия, тесты, просмотры);

комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач);

организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

создание и развитие детского коллектива;

организация выставок детских работ;

экскурсии на выставки и музеи;

совместные занятия с родителями.

Например, в нашем объединении интересно прошли занятия для дошкольников, посвященные Дню матери-Уроки доброты. Дети совместно с родителями играли и создали красивые изделия «Подарок Бабушке».

На своих занятиях я использую следующие средства обучения:

беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал;

работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, шаблонов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;

электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).

Особенно стоит отметить, что средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания современного ребенка. В своей работе я активно использую это. Мною были собраны, структурированы (и продолжают пополняться) папки с иллюстрационным материалом на электронных носителях по следующим разделам: «Виды росписи» (хохломская, городецкая, урало-сибирская, мезенская), «Глиняная игрушка» (дымковская, филимоновская, тверская, абашевская, кожлянская), «Русский национальный костюм», «Русская деревянная архитектура», «Пейзажи России: времена года». Планирую обобщить материал по темам «Русские художники-пейзажисты» и «Флора и фауна нашего края».

Важное место в содержании моих программ занимают темы, освещающие быт, историю и культуру русского народа; уроки декоративно- прикладного творчества; уроки рисования пейзажей родного края, портретов земляков, родителей, друзей; беседы с учащимися о крае, его природе, о художниках.

В своей работе я использую такие принципы обучения, как: принцип наглядности и занимательности, доступности, культуросообразности, природосообразности, систематичности, связи обучения с практикой, сознательности и активности учащихся, интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических взаимодействий, последовательности и спиральности, выстраивая занятия от простых тем к сложным.

Так, учащиеся дошкольного возраста, изучая народные промыслы, рисуют на темы: Закладка для книги «Городецкий цветок», «Чашечка для куклы с хохломскими ягодками», по мотивам дымковской игрушки.

Для учащихся младшего школьного возраста уровень получаемых знаний и задания усложняются. Темы для этого возраста: «Синяя птица» (по мотивам Гжели), «Цветочные трели» (по мотивам городецкой росписи), «Всадник удалой» (по мотивам Дымковской игрушки). Так же ученики рисуют с натуры натюрморты с предметами народных промыслов.

Учащиеся среднего школьного возраста занимаются по программе «Уроки мастерства», и не только выполняют эскизы росписей, но и воплощают их в практической работе, расписывая разделочные доски, шкатулки, деревянные заготовки яиц.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народное декоративно — прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Продолжая эту мысль, З.Т. Гасанов подчеркивал, что приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно придти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира.

В любом уголке нашей Отчизны живет красота — народные промыслы. Оренбургская паутинка, «золотая хохлома» и мороз вологодского кружева. — сколько их, этих чудес, радующих наши глаза и сердце!

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

На моих занятиях учащиеся дошкольного возраста изучают построение несложных узоров и орнаментов; выполняют упражнения в освоении различных мазков (капля, волна, зиг-заг); знакомятся с народными традициями и промыслами (Дымковская игрушка, Городецкая и Хохломская роспись, Гжель, Жостово).

Темы занятий для дошкольников:

Закладка для книги «Городецкий цветок», «Чашечка для куклы с хохломскими ягодками», «Яблочные кони» по мотивам дымковской игрушки, «Платочек с ромашками», «Радужные цветы», «Чашечка для куклы» (хохломские ягодки), «Дымковская барышня». «Красивая ваза» (по мотивам Гжели), «Солнышко» (по мотивам дымковской игрушки), «Красивый шарфик» (орнамент в полосе).

Для учеников младшего школьного возраста усложняются задания по росписи, декоративной композиции, изучаются различные виды орнаментов (в полосе, круге, квадрате), понятие стилизации, симметрии и асимметрии; расширяется знакомство с декоративно-прикладным искусством, различными промыслами (Дымковская и Филимоновская игрушка, Городецкая и Хохломская роспись, Гжель, Жостово, Скопинская керамика, Вологодское кружево).

Темы занятий для младших школьников 1-3 года обучения:

«Матрешка» (по мотивам Гжели), «Незабудки и маки» (по мотивам Жостовской росписи), «Птица-цветок» (по мотивам вологодского кружева), «Цветочные трели» (по мотивам городецкой росписи), «Фигурный пряник», «Всадник удалой» (рисование по мотивам Дымковской игрушки), «Кокошник для царевны» (по мотивам Хохломы) «Матрешка», «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки),

«Сказочная птица» (рисование по мотивам русских изразцов), «Цветочные трели» (по мотивам Городецкой росписи, «Сосуд-птица» (по мотивам Скопинской керамики), «Птица-пава» (по мотивам Городецкой росписи), «Лебедушка» (по мотивам Хохломы).

Изучаемые темы входят в циклы занятий: «Фантазия и воображение» и «Искусство вокруг нас».

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека. Таким образом, я согласна с направлением, обозначенным Б.М.Неменским, который считал, что национальное искусство – это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства.

На моих занятиях учащиеся изучают строение русской деревянной избы, терема. Образ древнерусской архитектуры воплощается в рисовании православного храма. В своих работах ученики опираются на иллюстративный материал. Полученные знания дети применяют также для создания творческих работ в технике тестопластики.

Темы занятий для младших школьников: «Нарядные ставни», «Терем расписной», «В гостях у царя Берендея» (интерьер).

У каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. В нем соединены представления о силе и добре, умении ухаживать за своей землей и защищать ее. Так и говорят: «добрый молодец». А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. Ее понимали как заступницу, как хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем». (Л. Ф. Обухова). В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации – вот на что следует обратить внимание, используя произведения народного творчества как средства воспитания. С дидактической целью сказки изменялись и приспосабливались специально для детей, в которых дети последовательно получали уроки воспитания, постигали правила поведения, видели достойные примеры для подражания полюбившимся героям. Волшебные сказки и былины могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. Беседы и тематические игры по сказкам, творческие занятия, на которых можно предложить ребенку изобразить своих любимых персонажей позволят ребенку не только запомнить механически, но и вобрать в себя сказку, проанализировать, извлечь из сюжета определенные уроки.

Дети дошкольного возраста рисуют сказочных героев, например «Петушок-золотой гребешок», «Золотая рыбка».

Учащиеся младшего школьного возраста работают над сюжетной иллюстрацией: «Теремок», «Перо жар-птицы», «Снегурочка», «Сивка-бурка».

Так же ученики воплощают сказочных героев в различных декоративных техниках, например «Царевна-лягушка» в технике папье-маше, «Чудо-Юдо-Рыба-Кит» в технике тестопластики, «Сивка-Бурка» в технике квиллинг.

Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. По мнению известного этнопедагога Г.Н.Волкова, «нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа. Дерево без корней сохнет, гибнет.»

Изучение традиций празднования русским народом Масленицы, Пасхи, Рождества воплощаются в создании детских творческих работ.

Очень значимым для русского человека является праздник 9 мая. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Тема Великой Отечественной войны – очень важная тема. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и чувством утрат. Дети с искренней благодарностью идут к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Ученики рисуют на тему «Памятник героям».

Патриотическое воспитание очень ёмкое понятие и не сводится только к любви и готовности защищать Родину. Также оно включает в себя изучение природы родного края, традиций своего народа. С чего начинается патриотизм? Н.А. Добролюбов отвечал: «С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм». «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» ( В. А. Сухомлинский).

Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства, где большое внимание уделяется знакомству с жизнью и творчеством художников. Художники– пейзажисты стремятся показать всю красоту русского пейзажа и в самом простом и обыкновенном ищут глубоко трогательные черты , которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и действуют на нашу душу.

Пейзаж раскрывает перед учащимися красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Пейзажист Ф.А Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность неразделимы, утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье. Обогатить и возвысить его. Учитель старается научить ребят в общении с природой ощущать ритм, гармонию и цветовое единство, пытаясь помочь детям как можно раньше открыть окружающий их мир красоты.

Дети дошкольного возраста рисуют на темы: «Березка в золотом уборе», «Падали снежинки», «Первая листва».

Для учеников младшего школьного возраста темы усложняются: «Воспоминания о лете», «Уголок парка», «Заколдован невидимкой, дремлет лес».

Учащиеся среднего школьного возраста изучение темы русского пейзажа воплощают в творческих проектах «Красота родного края».

При беседе о картинах бытового или портретного жанра я стараюсь раскрыть тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формировать у учеников представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между родителями и детьми, воспитывать нравственное и доброе отношение ко всем членам общества.

На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрее и нужней одно,

Из двух слогов — простое слово «Мама».

И нету слов роднее, чем оно! (И. Мазнин)

Первый человек, которого мы любим в жизни, — конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. мама – это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.

Следующий этап — воспитание любви и дружеского отношения к своему родному городу. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.

Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. На занятиях учащиеся начинают понимать, что являются частью народа огромной и богатой страны, что они — граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины — города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город — часть большой страны, а дети — жители России — граждане страны. Гражданин — житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

Россия — часть многообразного и целостного мира.

Только межнациональная терпимость и доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям могут привести все человечество к взаимопониманию и подлинно цивилизованному общению", — отмечает М. Г. Тайчинов.

Изучение традиций разных народов, населяющих нашу страну, позволяет учащимся почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять ее уникальность. В любой выбранной ими профессии весь накопленный багаж знаний поможет им стать хорошим профессионалом и высоконравственной, культурной личностью, патриотом своего народа.

Наше объединение «Волшебная кисть» принимает активное участие в жизни нашей организации и жизни города, участвуя в различных выставках, конкурсах: «С чего начинается Родина?», «Живописная Россия», «Многочисленный пленер посвященный празднованию Дню города», конкурс рисунков на асфальте «День защиты детей».

Практическая значимость исследования заключается в её прикладной части: разработаны методические приемы изобразительной деятельности в развитии патриотического сознания, разработаны и внедрены в практику циклы занятий по темам «Русский национальный костюм», «Народные промыслы России», «Русская матрешка».

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания школьников и в системе дополнительного образования детей. Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей на моих занятиях осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств.

Список использованных источников

1. Алларова И. Симфония красок.- М.: 2006. 64 с.

2. Валахнович С.Н. Преображение творчеством.- Мн.: Белая наука, 2003. 80 с.

3. Дубовская Л. Спадчына // Пралеска. 2007. №1. С. 21-28.

4. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.

5. Косминская В.Б., Халцова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методическое руководство изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 1981.- 144 с.

6. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.

7. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк для педагогаў / А.I. Красiла. – Мазыр.: Белы Вецер, 2006. 160 с.

8. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. — Мн., 2000.

9. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.- М.: Просвещение, 1997. 126 с.

10. Штабинская С. Людзі і фарбы Палесся ў творчасці Гаўрыіла Вашчанкі // Пралеска.- 2008. № 6. С. 31-32

11. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. 60 с.

multiurok.ru

Смотрите так же:

  • Можно ли возить ребенка на кладбище Можно ли брать грудного ребенка на кладбище Можно ли ходить на кладбище с грудным ребенком? Далеко не у каждой женщины есть родственники или друзья, с которыми можно было бы оставить грудного или маленького ребёнка. Что же делать, годами не ходить на могилы близких? На кладбище воздух свежий, потому что на многие километры лишь деревья […]
  • Массаж для 4-х месячного ребёнка Меню 4 х месячного ребенка искусственника Давайте разберем меню ребенка в 4 месяца. Основой по-прежнему остается грудное молоко (или адаптированная смесь). В дополнение для разнообразия можно вводить такие продукты: яичный желток, фруктовое пюре, сок, творог. К 4 месяцам организм младенца немного окреп, и можно вводить новую пищу, […]
  • Оптимальное развитие ребенка Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше […]
  • Почему у ребёнка постоянно насморк Что делать если у ребенка постоянно сопли Очень часто, полностью вылечив ребенка от простуды, родители сталкиваются с проблемой непрекращающегося насморка. Постоянная заложенность носа, чаще всего, сказывается на общем состоянии ребенка. Он сталкивается с проблемами нормального дыхания, полноценного питания и сна. Даже физические […]
  • Развитие коммуникативности у ребенка Развитие коммуникативности у младших дошкольников Развитие коммуникативности у младших дошкольников С младшей группы я начала учить детей и самостоятельно регулировать конфликты, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления-драки. Я объясняю детям, как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать […]
  • Образовательная программа для детей с задержкой психического развития Примерная адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития Автор публикации: Котоманова Л.Д. Дата публикации: 2016-09-06 Примерная адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является […]
  • Можно ли фолиевую кислоту детям Фолиевая кислота при беременности: пить или не пить? К сожалению, для абсолютного большинства людей такое вещество как фолиевая кислота ассоциируется с беременностью. О ней вспоминают преимущественно женщины и лишь тогда, когда они уже вступили в этот ответственный период своей жизни. Такой подход абсолютно нивелирует огромные […]
  • Как педагог может помочь развитию ребенка Эссе «Моя профессия-педагог» Голуб Оксана Николаевна Эссе «Моя профессия-педагог» «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» Я считаю, профессия педагога – одна из важнейших в современном мире, в котором ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и […]