Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Волошена Е.А., Истратова О.Н.

В статье раскрывается понятие познавательной активности , выделены ее компоненты характерные для старшего дошкольного возраста . Описан комплекс диагностического материала для всестороннего изучения познавательной активности старших дошкольников, и представлены результаты исследования познавательной активности с применением данного диагностического комплекса.

DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL AGE

The article reveals the concept of cognitive activity , highlights its components typical of preschool age . We describe a complex diagnostic material for a comprehensive study of cognitive activity older preschoolers, and present the results of studies of cognitive activity with the use of the diagnostic complex.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Волошена Е.А., Истратова О.Н.,

Текст научной работы на тему «Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

магистрант, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет»,

г. Ростов-на-Дону О.Н. Истратова

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет»,

ДИАГНОСТИКА познавательной активности детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-36-01006

Аннотация. В статье раскрывается понятие познавательной активности, выделены ее компоненты характерные для старшего дошкольного возраста. Описан комплекс диагностического материала для всестороннего изучения познавательной активности старших дошкольников, и представлены результаты исследования познавательной активности с применением данного диагностического комплекса.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательная активность, структура и компоненты познавательной активности, диагностика познавательной активности.

E.A. Voloshena, Southern Federal University, Rostov-on-Don

O.N. Istratova, Southern Federal University, Rostov-on-Don

DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL AGE

Abstract. The article reveals the concept of cognitive activity, highlights its components typical of preschool age. We describe a complex diagnostic material for a comprehensive study of cognitive activity older preschoolers, and present the results of studies of cognitive activity with the use of the diagnostic complex.

Keywords: preschool age, cognitive activity, the structure and components of cognitive activity, diagnostics of cognitive activity.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, как в психологии, так и в педагогике, является исследование познавательной активности. В образовании все больший акцент ставится не только на развитии интеллектуальных способностей детей и получении определенного уровня академических знаний учащимися, но и на развитии их собственной познавательной и творческой активности, что получило отражение в новых государственных стандартах.

Педагоги, озабоченные данной проблемой, разрабатывают различные программы по развитию познавательной активности на отдельных занятиях для дошкольников и школьников. Для более продуктивной работы этих программ и оценки их эффективности необходимо знать первоначальный уровень развития познавательной активности детей. Часто исследователи сталкиваются с проблемой подбора диагностического инструментария, так как существует множество методик для изучения данного качества, однако они имеют узконаправленный характер. Особенно остро данная проблема стоит при изучении познавательной активности дошкольников. В связи с этим целью нашего исследования стало составление комплекса методик, направленных на изучение всех компонентов познавательной активности старших дошкольников.

Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность

дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации [1, 4, 11].

Данное качество является сложным структурным образованием, наиболее разработанная и дифференцированная модель, которого была описана Т.А. Гусевой применительно к студенческому возрасту. Данная модель включает мотивационно-потребностный, регуляторный, динамический, результативный и рефлексивный блоки, каждый из которых содержит в себе ряд соответствующих компонент [3]. Однако особенности развития детей в дошкольном возрасте не позволяют применять в полной мере данную структуру.

Так, особенностью мотивационно-волевой сферы старших дошкольников является то, что на данном этапе целенаправленность действий, соподчинение мотивов, произвольность деятельности, которые обеспечивают возможность сдерживать ребенку свои непосредственные желания в требующих этого ситуациях, только развиваются. Важную роль в деятельности дошкольников играют мотивы, связанные с интересом к деятельности, познавательные мотивы, мотивы установления положительного взаимоотношения с другими людьми, мотивы достижения успеха, нравственные и общественные мотивы, однако еще отсутствуют мотивы личностного роста, характерные для старших возрастов [5, 8].

Несмотря на то, что для дошкольного возраста характерны яркие, непроизвольные чувства, резко «вспыхивающие» и так же быстро угасающие, старшие дошкольники в значимых и требующих самоконтроля ситуациях уже могут сдерживать свои чувства, регулировать или скрывать их проявления [8]. Наряду с эмоциональной регуляцией у старших дошкольников начинают развиваться такие качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, ответственность, обеспечивающие волевую регуляцию поведения. Важным моментом является становление самосознания (более высокая, в сравнении с предыдущими возрастными этапами, осознанность мотивов собственной деятельности, более объективная оценка своих способностей, качеств личности и поведения, однако еще наблюдается тенденция к завышенной самооценке) [5, 8].

В развитии познавательной сферы дошкольников также существуют свои особенности. Основным видом мышления выступает наглядно-образное, которое позволяет ребенку при решении каких-либо задач опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления о них. Однако многие дети старшего дошкольного возраста показывают наличие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления тесно связаны и изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста помимо качественных, происходят и функциональные преобразования (речь становится средством мышления и участвует в постановке цели и планировании деятельности) [8].

Таблица 1 — Структура познавательной активности старших дошкольников

Мотивационно-потребностный Любознательность Познавательный интерес Познавательная потребность

Регуляторный Самостоятельность Настойчивость Инициативность Произвольность эмоциональных проявлений

Деятельностный Вопросительно-исследовательская активность Познавательная позиция

Результативный Объективные показатели познавательной деятельности

Рефлексивно-оценочный Самооценка своей познавательной активности

На основании структуры познавательной активности студентов, разработанной Т.А. Гусевой, и перечисленных выше особенностей старшего дошкольного возраста, структуру познавательной активности старших дошкольников можно представить следующим образом (смотри табл. 1).

В соответствии с выделенными компонентами познавательной активности для старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие диагностические материалы:

— методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка [2];

— методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности [2];

— методики «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич), «Модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту» (Э.А. Баранова), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности [2];

— методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), направленная на изучение инициативности, настойчивости, самостоятельности и произвольности эмоциональных проявлений [6];

— методики «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова) и «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова), направленные на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач [2];

— методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная), применяемая для изучения меры открытости познавательной позиции [9];

— бланк оценки результатов познавательной деятельности дошкольников, предлагаемый воспитателям для мониторинга объективных результатов в таких занятиях, как окружающий мир, развитие речи, грамота, математика;

— авторская модификация методики «Лесенка», представляющая собой 7 лесенок с описаниями, соответствующими основным компонентам познавательной активности. С помощью данной методики выявляется адекватность и уровень самооценки ребенком своей познавательной активности по компонентам, описанным выше.

Таблица 2 — Результаты исследования познавательной активности старших дошкольников

Компоненты Методики Уровень,%

Любознательность «Сказка» 41,9 — 58,1

Познавательный интерес «Волшебный цветок» 37,8 44,9 17,3

Познавательная потреб- «Таинственное письмо» 7,1 35,7 57,2

ность Познавательная потребность дошкольника (В.С. Юркевич) 0 25,5 75,5

Самостоятельность «Изучение волевых проявлений» 5,1 48 46,9

Настойчивость (Г.А. Урунтаева) 44,9 — 55,1

Инициативность 50 — 50

Произвольность эмоцио- 42,9 — 57,1

Вопросительно- «Вопрошайка» 75,5 — 24,5

исследовательская активность Оценка вопросительных проявлений у детей (Т.А. Серебрякова) 0 45,9 54,1

Мера открытости познава- «Идеальный компьютер» 45,9 54,1 0

Объективные показатели по- Оценка результатов познава- 11,2 62,2 26,6

знавательной деятельности тельной деятельности

Самооценка своей познава- Методика Уровень 4 54,1 41,9

тельной активности «Лесенка» Адекватность 7,1 44,9 48

Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательной активности дошкольников, так как, во-первых, они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности, выделенных для данной возрастной категории, а во-вторых, они направлены на работу исследователя не только с детьми, но и с их родителями и воспитателями. Это, в свою очередь, способствует получению более объективных результатов.

В апробации диагностического комплекса приняли участие 98 детей в возрасте 6-7 лет, воспитывающиеся в детских садах г. Таганрога, их родители и воспитатели. Результаты диагностики познавательной активности представлены в виде таблицы 2.

Как видно из таблицы, для детей старшего дошкольного возраста характерно проявление примерно в равной степени как выраженной, так и не выраженной любознательности. Наблюдается, в основном, проявление низко- и средневыраженного познавательного интереса, но при этом выявляется средняя и высокая степень напряженности познавательной потребности. Изучение волевых проявлений позволило выяснить, что отсутствие и наличие инициативности, настойчивости и произвольности эмоциональных реакций, как и наличие среднего и высокого уровня развития самостоятельности, обнаруживается у старших дошкольников в одинаковой степени.

По оценке родителей, 54% детей имеют высокий уровень развития вопросительно-познавательной активности, а остальные — средний. Однако обследование детей с помощью методики «Вопрошайка», предполагающее непосредственное взаимодействие исследователя с ребенком, показало, что только 25% детей имеют проблемный тип постановки и решения задач, то есть высокий уровень вопросительно-исследовательской активности. По оценке воспитателей познавательной деятельности дошкольников, большая часть детей (62%) получили средние показатели, высокие результаты познавательной деятельности были выявлены у 27%, а низкие — у 11% детей. При этом результаты оценки познавательной деятельности дошкольников коррелируют с результатами обследования их познавательной активности, что свидетельствует о необходимости развивать в детях их собственную, природную активность для более успешного дальнейшего обучения в школе. Также в ходе исследования было выявлено, что для старших дошкольников характерна средняя и высокая самооценка своей познавательной активности. При этом адекватную самооценку проявляют 45% детей, а у 48% наблюдается завышенная самооценка своей познавательной активности, что может объясняться возрастными особенностями.

Особенно значимые результаты были получены при исследовании меры открытости познавательной позиции. Так как в дошкольном и даже в младшем школьном возрасте еще не развито абстрактно-логическое мышление, позволяющее мыслить и оперировать абстрактными, объективированными категориями, дети еще не в состоянии проявлять открытую познавательную позицию. Однако тенденция к этому наблюдается в форме смешанной познавательной позиции, которую проявили 54% респондентов. Данные результаты имеют особую практическую значимость, так как методика «Идеальный компьютер» не использовалась ранее для обследования данной возрастной категории.

Таким образом, в ходе нашего исследования был подобран комплекс методик, позволяющих изучить уровень развития познавательной активности старших дошкольников по компонентам, выделенным для данной возрастной категории. Апробация данного диагностического комплекса показала его эффективность, возможность всестороннего изучения познавательной активности детей, что может быть использовано для формулирования более точных рекомендаций для педагогов и родителей по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. — М.: Просвещение, 1968. — 139 с.

2. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии. — 2007. — № 4 — С. 45-55.

3. Гусева Т.А. Стили познавательной активности личности студентов: автореф. дис. . д-ра психол. наук. — Новосибирск, 2009.

4. Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / ред.-сост. В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. -Ростов-на-Дону, 2008. — 2-е изд.. — 349 с. — (Серия «Психологический практикум»).

6. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.

7. Прихожан Н.В. Познавательная активность // Школьный психолог. — 2010. — № 43.

8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2001. —

10. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2005. — 392 с.

cyberleninka.ru

Методика диагностики познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ Детский сад №2 р.п. Марьяновка Омской области был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).

На первом этапе эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

На втором этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с применением метода проектов. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

На третьем этапе должна быть осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов. (Проведение этого этапа было рекомендовано осуществить педагогу старшей группы, поскольку время прохождения практики не позволило вести наблюдение на протяжении долгого периода времени).

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

— когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

— мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

— эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

— действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания — конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов — прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие ли .

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни. Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределен .

www.firsteducation.ru

Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников

Кеш страницы книги с сайта:

Автор: Баранова Э.А.

Название: Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников

Издательство: СПб.: Речь

В пособии предлагаются методы и методики изучения у младших школьников и дошкольников познавательного интереса и связанных с ним психологических образований – познавательной потребности, познавательной активности, познавательной направленности и познавательной самостоятельности.

Данная книга будет интересна практическим психологам, работающим с детьми — дошкольниками и младшими школьниками, студентам – будущим педагогам и психологам, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

Внешние ссылки, скачать

Страница сгенерирована: 2016-02-27 12:44

Оригинальная дата и время страницы: 2015-02-03 19:57

Автор: Учайкин В.Ф., Чередниченко Т.В., Смирнов А.В. Издательство: ГЭОТАР-Медиа Год : 2012 Страниц: 640 с. Формат : djvu / rar + 3% Размер : 40.76 MB В руководстве отражены достижения.

  • Цирроз печени и его осложнения

    Автор: Бабак О.Я., Колесникова Е.В. Издательство: ИД "Здоровье Украины", Год: 2011 Страниц: 576 ISBN: 978-966-2165-26-5 Формат: DJVU Размер: 126 Mб Язык: русский Цель данной монографии — предоставить современную информацию о циррозе печени.

  • Доказательная аллергология-иммунология

    Автор: Колхир П.В. Издательство: Практическая медицина Год : 2010 Страниц: 528 ISBN: 978-5-98811-169-6 Формат : PDF / rar + 3% Размер : 61.43 Mb Книга содержит обширную информацию и рекомендации.

  • Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся V – VIII классов

    Сборник статей Составитель: Михаил Трофимович Баранов Издательство: Просвещение (Москва) Год: 1965 Страниц: 168 Формат: pdf (в rar) Размер: 12,6 мб, в т. ч. 3% на восстановление Качество: хорошее (600 dpi, текстовый слой.

  • Возрастно-психологическая диагностика

    Автор : Качимская А.Ю. Издательство : Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования Год : 2013 Страниц : 125 Формат : pdf Размер : 3 mb Пособие адресуется магистрантам и студентам педагогических.

  • Международный научно-образовательный форум Хэйлунцзян — Приамурье. В двух частях

    Название: Международный научно-образовательный форум Хэйлунцзян -Приамурье: Сборник материалов I Международной научной конференции Автор: коллектив авторов Издательство: ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема» (Биробиджан) Год: 2013 Страниц: 299, 299 ISBN: 978-5-8170-0229-4 Формат: pdf (в.

  • Диагностика болезней внутренних органов. 10 Томов

    Автор: Окороков А.Н. Издательство: Медицинская литература Год : 2003 — 2005 Страниц: 10 томов Формат : pdf / rar + 3% Размер : 78,9 МБ Для сайта: Том 1 .

  • Лучевая диагностика и терапия в акушерстве и гинекологии: национальное руководство

    mirknig.online

    Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Психология

    • СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
    • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ,
    • СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ,
    • ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ,
    • PRESCHOOL AGE ,
    • COGNITIVE ACTIVITY ,
    • THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF COGNITIVE ACTIVITY ,
    • DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY
    • научной статьи по психологии, автор научной работы — ВОЛОШЕНА Е.А. ИСТРАТОВА О.Н.

      В статье раскрывается понятие познавательной активности, выделены ее компоненты характерные для старшего дошкольного возраста. Описан комплекс диагностического материала для всестороннего изучения познавательной активности старших дошкольников, и представлены результаты исследования познавательной активности с применением данного диагностического комплекса.

      Abstract 2014 year, VAK speciality — 19.00.00, author — VOLOSHENA E.A. ISTRATOVA O.N.

      The article reveals the concept of cognitive activity, highlights its components typical of preschool age. We describe a complex diagnostic material for a comprehensive study of cognitive activity older preschoolers, and present the results of studies of cognitive activity with the use of the diagnostic complex.

      Научная статья по специальности Психология из научного журнала Приволжский научный вестник , ВОЛОШЕНА Е.А. ИСТРАТОВА О.Н.

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      ВОЛОШЕНА Е.А. ИСТРАТОВА О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. 2014. №9 (37). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.09).

      ВОЛОШЕНА Е.А. et al. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Приволжский научный вестник (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.09).

      ВОЛОШЕНА Е.А. ИСТРАТОВА О.Н. (2014). Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Приволжский научный вестник URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.09).

      ВОЛОШЕНА Е.А. ИСТРАТОВА О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. 2014. №9 (37) С.93-97.

      ВОЛОШЕНА Е.А. et al. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Приволжский научный вестник (2014).

      ВОЛОШЕНА Е.А. ИСТРАТОВА О.Н. (2014). Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Приволжский научный вестник

      Педагогический проект

      «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов — рассуждений на вопросы»

      Дети средней группы

    • Повседневное наблюдение.
    • Использование вопросов при рассматривании предметов, картин.
    • Использование вопросов в процессе наблюдения за природой.
    • Игры «Цепочка вопросов», «Да-нет», «Придумай свой вопрос».
    • Чтение художественной литературы, беседы после прочтения.
    • Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Почемучка»)
      1. Создание картотеки игр по развитию познавательной активности.
      2. Обогащение картотеки вопросов.
      3. Оформление тетради «Веселые рассуждалки.
      4. Анкетирование.
      5. Индивидуальные собеседования.
      6. Поиск родителями интересных вопросов для детей.
      7. Активизация детей к рассуждениям.
      8. 6.Тематические встречи:

        «Волшебный мир книги»

        «Наши интересы и увлечения»

        «Телевидение в жизни семьи и ребенка».

        Дети старшего дошкольного возраста

        1. Диагностика.
        2. Интеллектуальные разминки.
        3. Сотрудничество с библиотекой им. Е.Трутневой.
        4. Детское экспериментирование (поиск ответов).
        5. Знакомство с разными источниками получения информации: книга, Интернет, СМИ, человек

        (взрослый и сверстник),

        1. Игры «Цепочка вопросов», «Да — нет», «Придумай свой вопрос», «Что было бы если».
        2. Игры – рассуждалки.
        3. «Придумай загадку».
        4. Пятиминутки «Что тебя удивило», «Знаете ли вы», «Что самое, самое…»
        5. «Интервью» на тему.
        6. Конкурс «Внимание вопрос!»: самый забавный, самый интересный, самый короткий или длинный.
        7. Конкурс: «Самый наблюдательный»
        8. Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Эрудит»)
        9. Оценка результатов диагностики.
        10. Пополнение картотеки игр по развитию познавательной активности.
        11. Оформление тетради «Ребенок открывает мир».
        12. Подбор дидактических игр.
        13. Пополнение и систематизация и художественной и научной литературы для детей.
        14. Оформление детских опытов и экспериментов.
        15. Создание видеотеки об окружающем мире «Удивительное рядом!»
        16. Подбор мультфильмов о познании мира.
        17. Разработка сценариев мероприятий с родителями.
        18. Консультации по развитию познавательной активности.
        19. Дни открытых дверей.
        20. Оформление газет и коллажей («Все обо всем», «Сюрпризы природы», «Самый, самый»).
        21. Участие в совместных интеллектуальных играх:
        22. «Что? Где? Когда?», «Веселая Почемучка», «Викторина, викторина».

          1. Тематические вечера.
          2. Изучение и обсуждение ответов детей.
          3. Видеозапись и презентация родителям вопросов и ответов детей.
          4. 3 этап. Итоговый.Анализ результатов

            Что можно увидеть с зарытыми глазами

            Любит ли Дед Мороз чупа-чупсы

            Что на свете вкуснее всего

            Какая книжка самая интересная

            Землетрясения бывают, а моретрясения

            Умеет ли ветер работать

            На что похожа луна

            Что было бы, если все было стеклянным

            Вопросы, придуманные родителями:

            • Почему медведь зимой спит?
            • Для чего стрелки на часах?
            • Почему заяц меняет шубу?
            • Почему человек спит?
            • Почему весной распускаются листья?
            • Для чего люди ходят на работу?
            • Почему утка плавает?
            • Почему лягушка квакает?
            • Что у белки на обед?
            • Что такое Новый год?
            • Почему идет снег?
            • Почему зебра полосатая?
            • Почему снег белый?
            • Зачем нужно чистить зубы?
            • Почему крапива жжется?
            • Для чего людям нужен паспорт?
            • Зачем люди занимаются спортом?
            • На что похожа половинка яблока?
            • Кто такие микробы?
            • Для чего у слона хобот?
            • Почему ежик колючий?
            • Что такое счастье?
            • Для чего детям нужны родители?
            • Какого цвета вода?
            • Почему дует ветер?
            • Почему ночью темно?
            • Почему птицы поют?
            • Почему днем звезд не видно?
            • Зачем зверям хвост?
            • Почему у рыб нет лапок?
            • Почему дети растут, а взрослые нет?
            • Почему мы не можем дышать в воде?
            • Почему мы не можем ходить по потолку и по стенам?
            • Почему море соленое?
            • Куда летит дым?
            • Почему дерево нельзя переставить на другое место?
            • Почему ракушка шуршит?
            • Почему деньги кончаются?
            • Кто такой эгоист?
            • Зачем сделали корку на хлебе?
            • Волчьи ягоды волк посадил?
            • Как яичко может стать цыпленком?
            • Зачем петуху шпоры?
            • Почему у нас не растут бананы?
            • Зачем водолазу акваланг?
            • Почему кетчуп красный?
            • Зачем вызывают скорую помощь?
            • Почему бабушкам нужно уступать место в трамвае?
            • Почему люди кричат «Ура!»
            • Что такое секрет?
            • Почему сосульки висят на крыше?
            • Почему клоуны всегда веселые?
            • Для чего чучело в огороде?
            • Что такое ложь?
            • Почему в пустыне нет воды?
            • Почему говорят тихий час?
            • Почему говорят «Душа болит»?
            • Почему говорят: «Поспешишь, людей насмешишь?»
            • Куда уходит детство?
            • Куда летят перелетные птицы?
            • Почему нельзя играть со спичками?
            • Почему, когда кипит вода, идет пар?
            • Почему подсолнух назвали подсолнухом?
            • Почему люди прячутся от дождя?
            • Почему в зоопарке нельзя дразнить обезьян?
            • Почему, когда люди чистят лук, плачут?
            • Почему когда порежешь палец, идет кровь?

            Г. И. Сидорук, кандидат педагогических наук, доцент Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина

            Один из важнейших аспектов формирования познавательной активности детей дошкольного возраста — диагностика, которая рассматривалась значительным рядом отечественных исследователей (Л. Н. Вахрушева, Д. Б. Годовикова, Е. С. Демина, В. В. Зайко, Т. И Иванова, Р. И. Капустина, Л. М. Маневцова, Ю. Н. Рюмина, НГ. Спиренкова и др.). Вместе с тем в силу сложности феномена данный аспект, безусловно, нуждается в уточнении и дальнейшей разработке.

            Познавательную активность мы рассматриваем с позиции наличия двух характеристик: количественной и качественной. Первая представлена стандартизированны-

            ми методиками (П. Торренс, О. М. Дьяченко и др.). Качественная характеристика является сопоставлением количественных показателей мотивации, креативности, воли. Теоретические поиски показали, что структура познавательной активности старших дошкольников включает в себя:

            — мотиеационный компонент: активный интерес к познанию, восприятию и отражению в своей деятельности имеющихся знаний, умений и навыков; любознательность в процессе обучения и творческой деятельности; познавательные потребности; эмоциональное отношение к деятельности;

            -креативный компонент: беглость и гибкость мышления; оригинальность продукта творческой деятельности;

            волевой компонент: самостоятельность и инициатива в применении знакомых способов действий в новых вариантах; осознание значимости направленности занятий.

            На основе изложенной выше структуры познавательной активности нами были определены критерии сформированности познавательной активности детей дошкольного возраста:

            предметная направленность, характеризующаяся активным отношением к изучаемому познавательному материалу, к познавательному процессу, определенной степенью проникновения ребенка в изучаемый материал, характером задаваемых вопросов;

            действенность, предполагающая использование знаний, полученных на занятиях, в практической деятельности, в повседневной жизни;

            избирательность, означающая количественный охват областей познавательной деятельности (математической, художественно-эстетической и др.), характер предпочтений;

            эмоциональность, выражающаяся в проявлении ребенком своего отношения к познавательному материалу на занятиях;

            сосредоточенность, выражающаяся в степени проявления произвольного внимания в процессе учебной деятельности.

            Критерии позволили нам определить уровни сформированности познавательной активности детей подготовительной группы.

            Для уровня ниже среднего характерны: узкая предметная направленность, аморфное отношение, предполагающее выполнение заданий по просьбе воспитателя; при этом ребенок частично выполняет задание, не всегда адекватно, не отличается наблюдательностью, проявляет неумение использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности, ожидает практическую помощь от воспитателя. Характерно пассивное отношение к любым занятиям, проявление любопытства к отдельным эмоционально-окрашенным явлениям, поверхностное отношение к изучаемому материалу (к фактам), ребенок на занятиях практически не задает вопросы. Присущи пассивное, равнодушное отношение к выполнению заданий, отсутствие стремления к их качественному выполнению, возможны отдельные внешние проявления, не связанные с качеством выполнения собственной деятельности, слабая сосредоточенность на занятии, проявление непроизвольного внимания при восприятии яркого, необычного при объяснении воспитателем задания на занятиях. Ребенок часто рассеян или отвлекается на посторонние предметы.

            Для среднего уровня характерна направленность преимущественно на процесс познавательной деятельности; наблюдательность проявляется фрагментарно, если воспитатель просит обратить внимание на какой-либо объект, явление, использование отдельных знаний, полученных на занятиях в сходных ситуациях в повседневной жизни и на других занятиях. Ребенок не всегда самостоятелен при выполнении творческих заданий, в случае затруднений обращается к воспитателю, избирательно относится к разным предметным областям: проявляет интерес к одним и пассивен по отношению к другим. Характерна направленность на выявление причинно-следственных связей. Вопросы задает, исходя из практических потребностей. Присущи внешние эмоциональные проявления по отношению к процессу выполнения деятельности, использование игровых действий, недостаточная сконцентрированность на познавательном материале (сосредоточен в основном на процессе, действиях). При объяснении задания воспитателем может отвлекаться; не отвлекается, если занимается любимым делом.

            Для уровня выше среднего характерны нацеленность на процесс и результат познавательной деятельности, стремление к преобразованию изучаемого материала, к его интерпретации в процессе деятельности, характерна наблюдательность, внимание к деталям. Ребенок преобразует и использует полученные на занятиях знания в жизненных ситуациях (руководствуется ими в повседневной жизни), проявляет самостоятельность при выполнении заданий различной сложности. Имеет достаточно широкий диапазон интере-

            сов при наличии акцента на каких-либо определенных предметных областях. Часто проявляет любознательность на всех занятиях, задает оригинальные вопросы, связанные с существенными характеристиками изучаемого объекта или явления. Характерно устойчивое положительное отношение к процессу выполнения заданий и к результату, проявление инициативы при оценке собственной работы. В достаточной мере концентрируется на познавательном материале, имеет место наличие непрерывного внимания, проявляющегося как при объяснении воспитателем задания, так и при его выполнении.

            Критерии и уровни сформированности познавательной активности дошкольников не являются исчерпывающе разработанными, но могут служить ориентиром в диагностике познавательной активности в практике дошкольных учреждений.

            One of the major aspects of cognitive activity formation of preschool age children is diagnostics. The author considers cognitive activity from positions of presence of quantitative and qualitative characteristics. The first characteristic is presented by the standardized techniques; the second characteristic is a comparison of quantity indicators of motivation, creativity and will. The author of the article has analyzed structure of cognitive activity of senior preschool children and has revealed components that it includes. Criteria have allowed to define levels of cognitive activity formation of children in preparatory group. Criteria and levels of cognitive activity formation of preschool children are not more exhaustively developed, but can serve as a reference point in diagnostics of cognitive activity in practice of preschool establishments.

            vylechitrebenka.ru

            Результаты диагностики познавательной активности детей дошкольного возраста

            Как видно из результатов, представленных в таблице, функции внимания, памяти и мышления, определяющие успешность познавательной деятельности дошкольников, сформированы примерно на одинаковом уровне. На это указывает то, что высокие способности к концентрации и распределению внимания, к запоминанию графического материала и сохранению его при интерферирующих нагрузках, а также способность к обобщению понятий и построению логичных умозаключений демонстрирует почти одна треть обследованныхдошкольников.

            Примерно для такого же количества детей познавательная активность требовала определенных усилий. Эти дети, которые, несмотря на достаточно высокую концентрацию внимания, совершали ошибки при его распределении. Способность к длительному сохранению графического материала сочеталась с невысокойлогичностьюмышления.

            Такое же количество дошкольников, около одной третьи, обладало низким уровнем познавательной активности. У них наблюдались трудности сосредоточения внимания, ошибки при распределении внимания при одновременном быстром забывании заученной информации, особенно в случае усиления нагрузок на память. Эта группа дошкольников испытывала сложности при нахождении обобщающих признаков, нередко заменяя их случайными или лично значимыми. Построение логических умозаключений также составляло длянихбольшиесложности.

            Интегрированное представление материала в одной таблице позволяет выявить детей с разным уровнем познавательной активности. Так, к группе дошкольников с высоко сформированной познавательной деятельностью можно отнести Аню и Колю. Их результаты соответствуют I уровню по большинству диагностируемых параметров. Достаточно высокий результат у Эдика, что можно объяснить его возрастом. Он самый старший в группе обследованных детей. Неоднозначность сформированности функций внимания, памяти и мышления наблюдается у Вики. При высоких значениях концентрации и распределения внимания, обобщения и логичности мышления, у нее низкие показатели памяти. Вике необходимы дополнительные занятия по формированиюнавыковзапоминания.

            Особого внимания воспитателей и психологов требуют Алеша и Юля попали в группу риска – у них наибольшее количество показателей познавательной активности имеют низкие значения. Но Юля самая младшая в группе, поэтому ее результат не должен вызывать особого беспокойства, хотя предполагаетоказаниеейопределенной помощи иподдержки.

            Группа риска по несформированности познавательной активности в целом среди обследованных нами детей не выявлена. Одновременно низкого (III) уровнявсехфункцийвнимания, памятиимышления ненаблюдалось.

            Из анализа результатов также следует, что практически все использованные в исследовании методики оказались информативными. Они обладают высокой чувствительностью к индивидуальным особенностям

            познавательной активности обследованных дошкольников. В группе выявлены дети с высоким уровнем, средним и низким уровнем отдельных составляющих познавательнойактивности.

            studfiles.net

            Смотрите так же:

            • Диагностика и развитие творческих способностей дошкольников Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности Educational technologies used in development of creative art abilities in 5-7 years old […]
            • Формирование отношения к себе у детей дошкольного возраста Формирование толерантности детей дошкольного возраста Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика формирование , толерантность , дошкольники , образовательная программа , […]
            • Социальный интеллект в дошкольном возрасте Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Шилова Ольга Владимировна В […]
            • Танец в воспитании детей Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Дошкольное образование. Дошкольная педагогика» Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна В статье выявлены различные аспекты воздействия […]
            • Ценностные ориентации как фактор формирования личности Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника Текст научной статьи по специальности «Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы» Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Смирнова Юлия Евгеньевна Статья […]
            • По-английски школьный возраст How old are you? Английская лексика по теме «возраст» В сегодняшнем уроке мы детально обсудим несколько пунктов, объединенных общей темой «Возраст человека». Итак, мы поговорим о том как спросить человека, сколько ему лет как рассказать о своем возрасте как использовать полезные выражения, связанные с возрастом Спрашиваем […]
            • Научение обучение учение воспитание 43.Научение и обучение дошкольников. Развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном детстве может идти стихийно и управляемо, организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком к 6—7 годам, а также степень его готовности к учению в школе существенно зависят от того, насколько продуманным было […]
            • Можно ли сырое яйцо ребенку Как давать яйцо ребенку 7 месяцев Когда и как давать ребенку яйца До недавнего времени все знакомство ребенка с яйцами ограничивалось разве что сказкой о курочке. Но малыш быстро растет, и вот пришло время попробовать их на вкус. Сразу же в голову приходит с десяток вкусных и полезных блюд, которые включают яйца, но о них думать еще […]