• Главная
  • Воспитание
  • Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации) .

6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.

7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

9. Психолого-педагогические рекомендации.

Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка (см. приложение № 1) .

Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности (см. приложение № 2) .

Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет. — Педагогическая гостиная — Каталог статей — Сайт МДОУ № 15

Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет.Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет.Огарева М. Г., воспитатель МБДОУ №15

В период дошкольного возраста интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства,времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

Познавательное развитие в дошкольномвозрасте.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категориальность.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательных действий и освоение сенсорных эталонов.

-зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

— осваиваются сенсорные эталоны;

— возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

Внимание – направленность и сосредоточенность психическойактивности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательными и применению волевых усилий для поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу.

Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например, рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

В дошкольном возрасте изменения касаются вех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем. Внимание становится болееустойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную.

Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) . В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».

Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

— значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям.

По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной.

В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессеактивного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом в дошкольном возрасте:

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь.

Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческомвоссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

— воображение приобретает произвольный характер, предполагая замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

Формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мыслительные операции – обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причин наследственных связей, понимание взаимосвязей, способность рассуждать.

На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительных операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления. В это время закладывается образный фундамент интеллекта.

Для диагностики познавательных процессов у детей в возрасте 4-5 лет я предлагаю следующие методики:

— Методика «Коробка форм» — направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений.

— Методика «Пирамидка» — направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

— Методика «Рыбка» — направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

— Методика «Дорисовывание фигур» — направлена на определениеуровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

/Лит-ра: «Психолог в ДДУ»/.

— Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале».

— Методика «Изучение процесса рассуждения».

/Лит-ра: «Практикум по дошкольной психологии»/.

— Методика «Найди и вычеркни» — диагностика продуктивности и устойчивости внимания.

— Методика «Образная память» -изучение образной памяти.

/Лит-ра: «Развитие познавательных способностей у детей»/.

Предварительный просмотр:

Слайд №2 Уважаемые коллеги, здравствуйте! Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.

Слайд №3Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений.

Слайд №4Для обеспечения системы работы по данному направлению я разработала проект «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Слайд №5Проект долговременный и рассчитан на 4 года. В нем участвуют педагоги, дети и их родители . Свою работу по данному проекту я начала с изучения методической литературы.

Слайд №6 Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Слайд №7 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Слайд №8 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками.

Слайд №9 Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования,

Слайд №10 различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.

Слайд №11 подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.

Слайд №12 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.

А у нас в саду дела — эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Слайд №13 Наблюдениеявляется одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать.

Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?»,то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?»,а в пять- шесть лет очень важный для развития «Как это происходит?»

Слайд№14Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Слайд №15 В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Большой — маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Где, чей домик?»Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Слайд №16Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?»и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Слайд №17Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред?Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Слайд №18Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологиивоспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Слайд№19Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.

Слайд №20Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:разработаны и проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Слайд№21 Воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей.

Слайд №22Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях района, родительских собраниях, педсоветах.

Слайд№23На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Слайд №24 Спасибо за внимание!

Глава 2 опытно — экспериментальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с окружающим миром 2 1 методики диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста — стр.3

Средний показатель среднего уровня познавательного развития составил — 80% .

Средний показатель высокого уровня познавательного развития составил-20% . Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости его развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

2.2 Реализация комплекса мероприятийкак средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Нами разработан комплекс мероприятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Он рассчитан на девять месяцев. В него входят занятия по окружающему миру, игры на внимание, логику и воображения, опыты, эксперименты, проекты, акции.

С детьми экспериментальной группы мы начали проводить комплекс мероприятий направленный на формирование познавательного развития.

Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских видов деятельности мы выбрали: игры, исследования, проекты, составление рассказов, сказок, загадок опыты, акции, занятия и экспериментирование, в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательного развития детей.

Основными принципами наших занятий были:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.) .

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Мы стремились не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то мы предлагали (но не настаивали) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Проводимые нами мероприятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней.

На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми мы разбирали ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывали пространство возможных действий в предложенной ситуации.

На следующей ступени происходила самостоятельная деятельность детей. На этом этапе дети сами искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его. Третья ступень предполагала совместный анализ.

Мы вместе с детьми разбирали использованные способы обращения с предложенным материалом. Это давало возможность детям наиболее полно увидеть возможные способы действия в ситуации.

На четвертой ступени происходило стимулирование детей к поиску новых возможностей в ситуации. Проведенный анализ различных способов действия позволял детям воспользоваться новой возможностью обращения с материалом.

Комплекс мероприятий предполагал, что дети умеют обращаться с тем материалом, который предлагается. Обучение использования какого-либо материала на этих мероприятиях не должно происходить, т.к. это предполагает закрепление одного определенного способа. Цель же комплекса мероприятий, направленных на познавательное развитие, заключается в том, чтобы ребенок нашел различные варианты обращения с материалом.

На данном этапе дети находились еще до начала эксперимента. Познавательная задача существовала для них в скрытом, латентном виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждала к действиям.

Для достижения “открытия” нового предмета деятельности необходимо было разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными “волшебными” предметами и явлениями. Основная роль здесь отводилась взрослому, который демонстрировал предметы и показывал их возможности.

На этапе открытия предмета деятельности дети проявляли интерес к предложенным занятиям, внимательно следили за действиями экспериментатора, послушно помогали ему. Инициатива, однако, выражалась у большинства детей лишь в том, что они просили показать им новые игрушки, или повторить опыт.

Когда дошкольник начинал демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступал с предложениями и новыми идеями, то мы считали возможным перейти к следующему этапу формирования познавательной активности.

Этап поддержки состоял из игр и занятий, требующих непосредственного активного участия самих детей (кубики различных модификаций, головоломки и др.) . Взрослый показывал возможности игрового материала, помогал ребенку справиться с возникающими трудностями, но в целом старался сделать так, чтобы дошкольник работал самостоятельно.

На этом этапе многие дошкольники сами осуществляли выбор деятельности, просили взрослого “не мешать” ему, работали не по заданному образцу, а по собственному замыслу. Тем не менее, дети часто прерывали свое занятие или просили взрослого о помощи.

Когда ребенок мог самостоятельно выбрать, чем ему заняться, и предпринимал первые шаги по пути достижения намеченного, мы переходили к следующему этапу, который подразумевал самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребенка. Роль взрослого на этом этапе заключалась в передаче способов новой для дошкольника познавательной деятельности и помощи в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок.

На данном этапе у испытуемых обнаружились яркие индивидуальные предпочтения. Дети могли подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращались к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставили перед собой новые задачи.

На новом уровне проявлялась инициатива детей. Они могли не только выбрать один из предложенных взрослым видов деятельности, но и совместить их, манипулировать с разноплановыми предметами одновременно.

На последнем этапе дети выражали яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимались с полюбившимися им материалами.

Рассмотрим фрагмент занятия формирующего этапа, который был построен так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательной активности, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок из кожи,

Луна – на круглый глаз огромный,

Журавль – на тощий кран подъемный,

Кот полосатый – на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму. (Никита К.)

Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой) ? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.) , вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Данила А..) ; «Луна и глаз круглые».

Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.

Задание было усложнено:

Детям предложили набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб – зонтик – шляпа; груша – лампочка; арбуз – мячик; подсолнух – солнце; еж – иголки – булавки; змея – ремень – веревка – шнур и т.д.) .

Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда воспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета, например:

Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме».

Под кочкой крошка

Только шляпка да ножка. (Гриб)

Сергей Б.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)

Дети нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнили их: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Даша З.) ; «А еще арбуз похож на шарик». (Лиза Е.)

На конце – головка. (Змея)

Дети отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея, потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.) ; «И веревка тоже длинная, как змея». (Аня А.)

Вот иголки и булавки

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик)

Ответы детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, нам говорили, поэтому это еж». (Ксения Б..)

Познакомить с технологией замеса теста и изготовлением печенья.

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Установить влияние качества почвы на рост растений.

Доказать, что в почве есть вода и воздух.

Познакомить с искусственными камнями. Состав кирпичной массы.

Опытным путем доказать, что стекло плавится при нагревании.

Свойства соленой воды.

Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Доказать, что растения дышат.

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня.

Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях. Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов детской деятельности: занятия, экскурсии, наблюдение, чтение.

Так, в сентябре, занимаясь с глиной, отмечая ее свойства, на дополнительном занятии дети сравнивают глину с песком, изучают взаимодействия с водой, самостоятельно приходят к выводам, проводя опыт «Песок и глина». А в январе, знакомясь со сказкой «Жихарка», дети проводят опыт «Тонет, не тонет» и изучают свойства деревянных предметов.

Часть экспериментов проводится во время прогулок. Например, после занятия «Как снеговики правду о весне искали» дети выходят на прогулку и проводят опыт со снегом, выясняя, где же снег тает быстрее, а где не тает совсем. Для этого наполняют снегом одинаковые сосуды и расставляют по участку. Зачем находят ответ на вопрос, почему в одних сосудах снег растаял, а в других нет.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию, которую дети средней группы назвали в честь любимого героя мультсериала: «Лаборатория Лунтика». Сюда поместили необходимый материал и оборудование: сосуды разной формы и объема, микроскоп, увеличительные стекла, измерительные приборы, технический, бросовый и природный материал, альбомы, календари для фиксации и зарисовок результатов экспериментирования.

Была проведена работа по созданию картотеки опытов, экспериментов, в соответствии с разработанным планом. В зависимости от темы и цели работы в лаборатории используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, коллективная. Часть опытов дети имеют возможность проводить самостоятельно с помощью схем-карточек, а более сложные проводятся совместно с педагогом.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какие-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это могут быть придуманные воспитателем приключения объектов ( например, комочка глины и кусочка пластилина к теме «Свойства глины и пластилина») , любой праздник, к которому все готовятся (новогодние маски к теме «Свойства бумаги») .

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются то имени сказочного героя, Лунтика. Использование проблемной ситуации позволяет обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности детей с усвоением готовых знаний и выводов.

При организации детского экспериментирования мы учитывали следующие особенности руководства со стороны взрослого:

— воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности;

— необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;

— в процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач;

-при формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов;

— при анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике) .

Диагностика развития познавательных интересов в конце учебного года выявила следующее: 20% детей показали высокий уровень развития, количество детей со средним уровнем осталось прежним (60%) . Число детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%. Сравнительный анализ проведенных диагностик убедил в эффективности проведенной работы и значительном повышении уровня познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.

  1. В результате систематической работы у детей значительно расширились представления о свойствах, качествах материалов, о явлениях неживой и живой природы, появился устойчивый интерес к экспериментированию.
  2. В процессе экспериментирования дети приобрели умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  3. У детей улучшилась память. Обогатилась речь, эмоциональная сфера, активизировались мыслительные процессы.
  4. У родителей воспитанников повысился интерес к экспериментам и исследованиям, некоторые проводили опыты в домашних условиях, вместе с детьми делали зарисовки, формулировали выводы.

В старшей группе работа по экспериментированию с детьми продолжается, разработан план и организованы занятия кружка «Удивительное- рядом».

Задачи кружковой работы:

— формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и

— знакомить с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями,

развивать познавательный интерес к миру природы;

— развивать интерес к исследовательской деятельности;

— упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике;

— делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать со своими предположениями.

Другие статьи по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве: — обогащается содержание представлений; — воз.

Развитие памяти в дошкольном возрасте — Психология — База рефератов — База рефератов — Первый учительский портал Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие памяти в дошкольном возрасте.

Психологические особенности детей дошкольного возраста 31643 Название работы: Психологические особенности детей дошкольного возраста Категория: Предметная область: Педагогика и дидактика Описание.

Особенности обучения детей дошкольного возраста

Контрольная работа — Особенности обучения детей дошкольного возраста — Studmed.ru ГОУ СПО ТО «Тульский педагогический колледж №», Россия, г. Тула, 2011г. 87с. Введение Теоретические основы формир.

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет.

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследован.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Тв.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт.

Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста

Введение Актуальность: С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со всту.

raguda.ru

Диагностика интересов дошкольников

Диагностика интересов дошкольников проводится с целью получить ответ, чем же интересуются дети, как правильно развить их интересы и направить на пользу. По проведенным наблюдениям делаются выводы и при необходимости помогут заинтересовать ребенка, путем направления интересов в нужном направлении, то есть раскрытию способностей малыша. Прежде всего данный процесс необходим для родителей, ведь если в дошкольном возрасте направить интересы в нужном «русле», будет легко успешно развить в ребенке интересы и предпочтения в будущем.

Для выявления интересов дошкольников наблюдается восприятие, память, воображение, мышление, устная и письменная речь. Источником информации может быть собственные наблюдения и различные источники. Как правило, собственно информация складывается из сведений, фактов и событий, взятых с окружающего мира. К различным источникам данных относят восприятие мира самим человеком, другим человеком, книги, телевидение, компьютеры.

Как правило, интересы детей прямо зависят от правильной организации целей воспитателей, использования внутренних умений ребенка. Необходимо просмотреть цели и задачи дошкольника, позицию, на основе которых возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего развития умственных способностей и раскрытие новых.

Обычно обучение дошкольников проходит с помощью игры. В этом процессе раскрываются все возможные личные и умственные способности ребенка.

При личной беседе с ребенком, возможно найти ответы, на вопросы, чем же интересуется дошкольник. Вопросы необходимо правильно задавать и наблюдать за ответами. Например, нужно узнать какие игры нравятся, нравятся ли игры в которые играет малыш дома или в саду, какие любимые герои, какие игры придумывает сам малыш. Этот список можно и дальше продолжать и расширять, так как он зависит от ответов малыша. Анализируя ответы, нужно сконцентрировать внимание на игровые интересы и предпочтения в детском саду и дома, любимые сюжеты и роли и игрушки.

В дошкольном возрасте легко направить интересы ребенка в нужном направлении. В процессе прогулки на улице нужно концентрировать внимание ребенка на растения, деревья, животные, развивать внимание и любовь к ним. В зависимости от пола ребенка, дети часто сами подскажут что интересно – например, мальчикам нравятся машинки, а девочкам куклы, цветочки. Если развивать тему о предпочтениях ребенка, можно узнать интересы ребенка и проводить меры для большего развития их и раскрытия основных способностей. В детских садах и развивающих центрах имеются психологи, которые вместо с воспитателями наблюдают за поведением, речью ребенка. В данном возрасте формируется «начало» интересов ребенка, которые могут сыграть решающую роль в жизни человека.

Родители ребенка играют огромную роль в развитию интересов ребенка. Ведь именно от их интересов, могут сложиться интересы и увлечения малыша. Ведь дети четко копируют манеры поведения, общения родителей. В процессе игры дома или на улице можно узнать интересы ребенка, подсказать и направить в правильном направлении. Правильная диагностика интересов дошкольника поможет в будущем вырастить отличника в школе.

Вопросы для диагностики интересов дошкольника:

1. Ты любишь играть? Какие твои любимые игры?

2. Во что ты играешь дома и в детском саду?

3. Кем ты любишь быть в игре, какую выбираешь роль? Кем бы ты еще хотел быть в игре?

4. Какие твои любимые игрушки? Ребенку дают картинки игрушек, можно осмотреть все игрушки, которые есть.

5. Ты сам придумываешь игры? Или любишь, когда тебе помогают?

При разборе ответов детей важно обратить внимание на:

— игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;

kakaomama.ru

Методические материалы: «Диагностика познавательных интересов младших школьников»

Диагностика познавательных интересов младших школьников.

До прихода в школу у каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития познавательных процессов.

Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении на других. Сосредоточенность внимания называют еще концентрацией, и эти понятия можно рассматривать как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае перевод внимания идет на что-либо такое, что случайно заинтересовало индивида, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь даже малозначительном объекте. С переключаемостью внимания связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Человек способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, характеризует объем его внимания .

Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

В связи с временем сохранения материала выделяют следующие виды памяти:

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Это память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (около 20 секунд). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память – это память способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Генетическая — это такая память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Эта память единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание .

Э то совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Исходя из определения, можно утверждать, что речь может быть устная и письменная.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления

Мышление принимает активное участие в других процессах: в восприятии, в развитии внимания, в памяти, в воображении и в речи.

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Мышление – это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообразные вспомогательные приемы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний [6].

Словесно-логическое мышление – это такое мышление, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материальном для них выступают понятия. Процесс оперирования словами – понятиями подчиняется определенной логике, которая касается и уточнению понятий, и рассуждений и выводов.

Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями. Их действия, направленные на решение профессиональных задач, будут содержать в себе и оперирование понятиями, и практические действия.

Практическое мышление предполагает преобладание реальных, практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием “мышление” тесно связано понятие “интеллект”. Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи.

Мышление непосредственно связано с речью.

Итог: Таким образом, доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и активно развивается .

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения

Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и диагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять диагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень развития, достигнутый ребёнком.

диагностика уровня развития познавательных процессов у детей на начальном этапе обучения должна решать следующие задачи:

выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные процессы ребёнка и его личностное развитие;

выявить имеющиеся у него задатки и способности;

выяснить причины отставания ребёнка в учёбе;

Примеры диагностики: Воображение

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Практика доказывает, что приемы диагностики развития воображения детей одновременно выступают и материалом для его развития.

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин.

На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками. У каждого ребенка набор фигурок одинаковый. Дети должны за 5-10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый рисунок и подписывает их.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

«Особенности творческого воображения».

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Дети прослушивают начало рассказа, продолжение и окончание которого необходимо придумать. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Необходимо составить логически связанный рассказ, используя заданные слова. Оценка рассказов по критерию предыдущей задачи.

Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.(изготовление выкроек).

Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников

Для улучшения умственного развития существует множество разнообразных заданий. Для детей младшего школьного возраста эти задания представлены в форме игр и развлечений.

Одним из них является упражнение «Перепутанные линии», это задание ориентировано на развитие концентрации у детей. Также подходит упражнение «Найди отличия»: ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей, необходимо обнаружить имеющиеся различия. Интересным заданием является упражнение «Найди все детали», ребенку необходимо на многофигурной картинке отыскать все детали, предложенные в списке. Похожим является задание «Найди десять улиток», на рисунке спрятано десять улиток, ребенок должен их отыскать.

Для развития мышления также существуют различные задания, упражнения, игры. Хорошая гимнастика для ума – игры и задачи со спичками. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку. Хорошую развивающую основу несут загадки, использование викторин и головоломок оказывают большое влияние на развитие интеллекта в целом. Они помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах. Также развивает мышления задания типа « Найди лишнее».

Для развития речи можно использовать разнообразные скороговорки, разучивание стихотворений, пересказы. Существует ряд игр со словами: «Дополни слово» (ведущий называет часть слова кни… и бросает мяч, ребенок ловит мяч и дополняет слово га…), «Кто больше сочинит» (подбирается несколько предметных картинок, по которым ребенок находит рифму к названиям изображенных предметов), «Перевернутые слова» (ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами, необходимо восстановить нормальный порядок слов). Оно из заданий – это составление слов, каждое из которых начинается и оканчивается на одни и те же слоги. Не меньшую роль в разгадывании речи играет разгадывание ребусов.

Для развития воображения и представления можно использовать задания «Найди дорожку, отыскав сокровища», нужно продумать маршрут и найти подходящий вариант, выполнение которого удовлетворит всем условиям.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Чтобы развивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные на запоминание одного изображения и отыскивания такого же.

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Диагностика для дошкольников Главная Воспитание Диагностика дошкольников Веракса А. Н.: Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. (Психодиагностика) Аннотация к книге "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов": В данном пособии представлена схема проведения индивидуальной психологической […]
  • Презентация для детей старшего дошкольного возраста Презентация "Весна" для детей старшего дошкольного возраста Код для использования на сайте: Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания. Программное содержание: 1.Обобщить и систематизировать […]
  • Лечение детей при ларингите Ларингит: лечение и симптомы у детей Слово ларингит пришло к нам из древнегреческого языка, на котором оно означает «гортань». Само же заболевание представляет собой воспаление слизистой оболочки этого органа, спровоцированное одной из следующих причин: инфекцией, переохлаждением или перегреванием, перенапряжением […]
  • Физиологические характеристики дошкольного возраста Главная Обучение Анатомо физиологические особенности детей дошкольного возраста 1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста - Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена Данный период развития ребенка характеризуется его физическим и умственным возмужанием. Дети дошкольного возраста хорошо […]
  • Анкета по развитию ребенка Главная Обучение Анкета для родителей по развитию речи дошкольников Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста (3–4 года)» Материал для тематического родительского собрания Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» (3-4 года) Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям […]
  • Режим сна 5 месячного ребенка Примерный режим дня ребенка 5 месяцев Режим дня ребенка 5 месяцев отличается от распорядка для более ранних возрастов в первую очередь большим периодом бодрствования. Ребенок за 4 месяца многому научился, и ему хочется пробовать все больше нового. Роль мамы – помогать малышу в этом, не забывая об основных режимных моментах, необходимых […]
  • 4 показатели физического развития ребенка 1. Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоро­вья детей и подростков. Показатели и методы индивидуальной оценки физи­ческого развития. Показатели физического развития детей и подростков. Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра. Масса тела. Измеряется медицинскими […]
  • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]