Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад»

Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад»

Здравствуйте коллеги! Хочу рассказать Вам о прошедшем в нашем саду семинаре-практикуме для воспитателей групп раннего возраста. Перед нами стояла цель показать воспитателям теоретическим, практическим и наглядным методом совершенствование системы работы ДОО с семьями воспитанников раннего возраста.

В теоретическую часть входило выступление старшего воспитателя, которая рассказала о значении взаимодействия с семьями воспитанников в образовательном процессе ДОО. Выступление педагога психолога, как правильно формировать у детей познавательный интерес в кругу семьи. Презентации воспитателей из опыта работы и результатов проекта, где были рассказаны и показаны игры детей с пособиями сделанные руками взрослого.

Как взаимодействовать с родителями, с чего начать? Чтобы привлечь к изготовлению развивающих пособий. Которыми можно пользоваться в детском саду и дома.

Воспитатели с удовольствием просмотрели видеотрансляцию «Приглашаем Вас в группы детей раннего возраста». Здесь мы наглядным образом показали как дети занимаются с изготовленными педагогами и родителями дидактическими пособиями, чтобы воспитатели смогли подчеркнуть для себя что-то новое.

Предложили коллегам провести мастер-класс по изготовлению развивающей книги «Времена года», где они должны были сами из предложенного материала изготовить развивающее пособие. Всем присутствующим был показан образец. После чего они разделились, у каждой подгруппы было своё время года. Для ориентации педагогам была предоставлена технологическая карта, необходимые заготовки. У них загорелись глаза, было заметно с каким интересом и энтузиазмом они взялись за работу. Воспитатели рассматривали материал, заготовки, задавали вопросы (как он называется? где можно купить) Наша задача состояла в том чтобы показать и объяснить технологию создания развивающей книжки, и это у нас получилось.

Все так окунулись в творческий процесс что забыли про время. А когда работа была завершена ещё долго стояли и рассматривали своё время года. Казалось бы ничего сложного, приобрести фетр, крючки, кнопки, чтобы создать своими руками такую красоту. Всем участникам очень понравился проведённый мастер-класс, который обещали взять на заметку для себя и показать родителям!

Детский сад и семья как единое здоровьесберегающее пространство Одним из основных направлений работы детского сада является физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на сохранение и укрепление.

Детский сад и семья-единое образовательное пространство Детский сад и семья – единое образовательное пространство Подготовила: Гилязева Д. Г. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?» Консультация для родителей Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?Подготовила воспитатель: Курташова С. В. Многие родители сталкиваются.

Консультация для родителей «Ребёнок впервые идет в детский сад» Подготовка малыша к поступлению в детский сад обеспечение правильного воспитания и своевременного развития малыша, а так же укрепления его.

www.maam.ru

Детский сад — ребенок — семья

Детский сад — ребёнок – семья

В настоящее время нет такого руководителя, которого не заботил бы авторитет и престиж дошкольного учреждения. Каждый руководитель хочет, чтобы его детский сад имел свои отличительные особенности, чтобы он обеспечивал всестороннее развитие и воспитание ребёнка, способствовал укреплению здоровья детей, был любим и уважаем детьми, по достоинству оценен их родителями и органами управления образованием.

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают (или не получают) психолого-педагогическую информацию.

Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение.

Мамы и папы вместе с детьми и сотрудниками детского сада участвуют в спортивных соревнованиях.

В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Для этого мы выстроили определённую систему работы, имеющую несколько равнозначных направлений: дети, педагоги, родители. Наша работа направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнёров. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности этнических стереотипов, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы разработали разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

День именинника в группе “Гномик” детского сада “Золотая рыбка”

Первый этап (подготовительный), в котором осуществляются адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми в детский сад, оформление родительских договоров. При подписании договора между родителями и детским садом мы стараемся, чтобы родители внимательно ознакомились с этим документом, обсудили его в семье, поняли его содержание. Содержание подготовительного этапа представлено в виде консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, формированию навыков самостоятельности ребёнка в самообслуживании. Приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в группе обязательно с родным для него человеком непродолжительное время.

С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией, “привыкают” друг к другу.

Учебный год для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняются следующие факторы:

— образование и профессия;

Всё это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьёй. Большое значение мы придаём этапу ознакомления родителей с организацией работы нашего детского сада. Мы отказались от многих формальных, неэффективных форм работы. Заменили обезличенные объявления о предстоящих мероприятиях на индивидуальные приглашения, сделанные вместе с детьми с программой содержания. Родителей приглашаем на день или неделю взаимодействия детского сада и семьи. Ознакомление проходит во время открытых просмотров режимных моментов, занятий, праздников. На этом этапе работы для нас важно установить доверительные отношения с семьями детей, убедить их в нашей искренней заинтересованности в установлении отношений взаимопонимания.

День дошкольного работника

Спортивно – интеллектуальные состязания между родителями и сотрудниками детского сада.

Второй этап – взаимодействия. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, “информационной корзины” под названием “Вы спрашиваете?”, “Книга отзывов и предложений”. Каждый родитель в удобное время для себя может внести предложения, пожелания, которые позволяют корректировать работу в течение года.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя – логопеда и педагога – психолога (создан консультативный блок “Минуточку внимания”, медицинских работников (информационный блок “Будь здоров, малыш!”), инструктора по физической культуре (“О спорт, ты мир”), музыкальных руководителей (“Наши звёздочки”), педагога по изодеятельности (“Вернисаж”), инспектора по охране детства (“Права ребёнка”). Ежемесячно выпускается в детском саду педагого-детско-родительская газета “Детский сад со всех сторон”, а также обновляются и пополняются фотоальбомы: “Детский сад”, “Будущие спортсмены”, “Юные артисты”, “ДОЦ “Кубанская нива”, “Развивающее пространство в детском саду”.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, консультации, родительские собрания) положительно зарекомендовал себя родительский университет “Росток”,

Определение новых форм сотрудничества педагогического коллектива детского сада и семьи, объединения усилий по развитию гармоничной личности ребёнка.

Взаимодействие детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двухсторонний: с одной стороны – это “Детский сад – семье” — процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказания им помощи; с другой стороны – это “Семья – детскому саду” — процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Выпуск информационно- просветительских вестников, разработка памяток, рекомендаций, консультаций, участие родителей в родительском университете, а главное сотрудничество и взаимодействие родителей и детского сада.

Родительский университет – структура динамичная, они могут сливаться или дробиться. Всё зависит от тематики, замысла. Всё направлено на максимальную результативность встречи для всех участников.

Фестиваль семейного эстрадного творчества “Весенняя капель”

Третий этап (заключительный) — “Детский сад – ребёнок – семья”.

Этот этап определяет, сложилось ли родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребёнка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они “введены” внутрь этого процесса. Они участвуют в управлении детского сада через работу Родительского Комитета, проведение Дней рабочего контроля. Родители принимают активное участие в создании предметно – развивающей среды. Так, совместно с родителями мы оборудовали мини – музеи “Народного творчества”, “Мой край”, театральную студию “Лицедеи”.

Родители с удовольствием принимают участие во Всероссийском конкурсе “Этот фантастический мусор”, городских мероприятиях: “Домик для щенка”, экологический марафон “День Земли”, фотовыставке “Папа, мама, я – счастливая семья”.

В саду создана галерея совместных работ, на которой постоянно обновляются выставки работ детей и их родителей: “Рождественский вернисаж”, “С днём рождения “Золотая рыбка”.

Музыкальные руководители совместно с родителями проводят открытые мероприятия: “Делай, как мы, делай лучше нас”, “День защитников Отечества”, “Мама – солнышко моё”, “Дни именинников”, “День смеха”, “Дни национальных культур”, которые прошли в рамках детского сада. Родители вместе с детьми принимают участие в городских фестивалях “Весенняя капель”, “Сказочная ярмарка”, в спортивных спартакиадах “Старты надежд”, где занимают призовые места. Семьи наших воспитанников побеждают в городских соревнованиях “Папа, мама, я – спортивная семья”. Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитое совместно с детьми вызывают у родителей тёплые чувства к ребёнку, желание помочь, поддержать, защитить. Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: в детском саду открылась творческая гостиная, в которой родители принимают участие для организации театра. Они выступают в ролях сказочных персонажей. Совместная творческая активность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни детского сада. Кроме того, в такой совместной деятельности (педагог – ребёнок – родитель) создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы участниками поддерживается такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и др., что обеспечивает возможность для самореализации, проявления творчества, достижение обозначенных целей.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Ребенок в системе «детский сад — семья»

ЛЕКЦИЯ XVII. Ребенок в системе «детский сад — семья»

Семья в дошкольной педагогике рассматривается как одна из сфер жизненного пространства ребенка. Специальные научные исследования подтверждают, что в первые годы жизни ребенка семья оказывает самое сильное влияние на его развитие. В связи с этим дошкольная педагогика вводит термин «семья — социокультурная среда», т.е. среда, которая формирует в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру в целом, способствует соииализациии (В.П.Арнаутова.,А.В. Добрович.,В.К. Котырло , С.А.Ладывир и др.)

Факторы, от которых зависит воздействие семьи на ребенка различные, это: статус данной семьи в обществе, уровень социальной культуры общества, типология семьи, семейный микроклимат и т.п.

В литературе факторы жизнедеятельности семьи подразделяются на следующие виды: — социально-культурный (социальное положение родителей, культурный уровень семьи, характер семейных отношений, образовательный уровень семьи, пед. уровень культуры; см. А.В.Мудрик Социализация в смутное время- М.,1991.

— социально-экономические (материальное положение семьи);

— технике гигиенический (районирование, зонирование проживания семьи и т.д.);

— демографический (состав семьи, количество детей, наличие родственников, опекунов, возрастной, половой и т.д.). В литературе различают следующие разновидности семей:

I .полная сложная семья (3-х поколенная)

2.полная измененная семья (один из родителей не родной по крови)

4.полная простая семья (родители и дети)

Современная дошкольная педагогика изучает семью как уникальное явление. Уникальность современной семьи связана с понятием социокультурное окружение — т.е. характеристика бытового, предметного мира семьи, типология семьи, характеристика обычаев, традиций, социально-этическая характеристика семьи. Социокультурная семья от поколения к поколению воспроизводит общечеловеческие ценности и от этого зависит в целом жизнеспособность общества.

С появлением детей в семье родители должны быть готовы психологически к изменению обязанностей и к изменениям в социокультурной среде. Современным родителям нужны психолого-педагогические знания, необходимо, чтобы каждая семья стремилась к объединению усилий вне и внутри ее. В зарубежной и отечественной литературе указывается, что характер таких совместных усилий зависит от модели семейного воспитания (см. Д.В.Винникот. Разговор с родителями: пер. с анг. — М.,1994; Х.Дж.Джайнотт. Родители и дети. — М, 1992; Л.И.Маленкова. Педагоги, родители и дети. — М.,1994, И.А.Хоменко. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. — СПБ, 1998.

Различают три модели семейного воспитания:

1. латино-европейская модель;

2. скандинавская модель;

3. англо-саксонская модель:

Первые две модели период дошкольного детства рассматривают как предмет педагогической опеки; со стороны близких возлагаются определенные ожидания успеха ребенка; т.е. взрослые направляют, планируют всю детскую жизнь, отдают детей к специалистам, педагогам. Поэтому при этих двух моделях ребенок кратковременно пребывает в родительском окружении. Воспитание приспосабливается не к потребностям ребенка, а к потребностям взрослых членов семьи. Эти модели распространены во Франции, Италии, Финляндии. Швеции.

Третья модель семейного воспитания рассматривают ребенка-дошкольника как независимую развивающую личность. Ребенок с рождения имеет права и обязанности, право на полноценную реализацию своих индивидуальных возможностей. Родители понимают, что природа дошкольного детства не приемлет излишней опеки, ребенка стараются воспитывать в семье, где ему обеспечивают комфортные психологические условия, предоставляют позитивную свободу. В доступных формах используется помощь квалифицированных специалистов, ребенок находится 2-3 часа в общественных дошкольных учреждениях. Модель характерна для современной Англии, Канады. США, Германии.

Как видно из описания, модели семейного воспитания строятся на различном характере взаимодействия взрослых и детей. Первые две модели предполагают авторитарность мира взрослых, их главенствующее начало. Третья модель строится на педагогике сотрудничества, признает равенство мира детей и мира взрослых. Модели отличаются стилем воспитания, характеризующим определенный взгляд общества на ребенка

Замечено, что и в старшем дошкольном возрасте у этих детей не проявляются самостоятельность, инициатива, начала творчества. Факты говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи, (см. Торре Делла А. «Ошибки родителей» перевод с итал. И послесловие Ю. Азарова, М., 1993; «Детский сад и семья»/Под ред. Т.А. Марковой-М., 1981).

При демократичном стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья многопоколенная), характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, её труда, отдыха очень рано становятся и дети. Уже с детьми 4-5 лет, а тем более с детьми старшего возраста, отец и мать обсуждают вопросы, доступные детскому пониманию. Так дошкольник приобщается к жизни семьи, к её нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «можно», «надо», «нельзя».

Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей общественной жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в этих семьях обычно не применяются — достаточно порицания или огорчения родителей. Однако замечено и следующее: в семье, как будто бы демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, т.к. родители нарушают важные педагогические принципы. Например, стиль демократических отношений с детьми, уважение личности ребенка имеют место в семье, но родителям не удается при этом определить меру требовательности, организовать режим дня. Родители бывают непоследовательны в требованиях, их подходы не едины.

Особенности семьи как воспитательного фактора раскрыть в работах Т.А.Марковой, О.Л.Зверевой, Г.Н.Ганичевой, Л.В.Загик, Т.А. Куликовой и другие. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Влияние семьи на ребенка специфично и имеет ряд особенностей:

• По своей природе влияние семьи основано на особых чувствах. Эти чувства дают интимно-личностную связь, единство с родителями. В идеальном плане эти чувства представляются как чувства нежности, ласки, заботы, чувства великодушия, умения прощать. Эти чувства дают ребенку ощущение радости, счастья существования. Они определяют приоритетную ценность дома и семьи.

• Семья представляет собой разновозрастную группу, поэтому в семье существуют разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций.

• В семье создается естественная среда для включения ребенка в различные виды деятельности.

• Семья создает широкий диапазон своего воздействия на ребенка. В семье возникает постоянное воспитательное воздействие. Воспитывает быт семьи, уклад жизни, взаимоотношения взрослых, традиции.

Выражение «дети — зеркало семьи» удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывают не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает способами поведения, общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб воспитателей типа «дрался на занятии». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это прежде всего самовоспитание родителей, т.к. очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют (А.С.Макаренко, Н.К.Крупская).

Важный фактор становления личностиосознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представляются различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама — учительница, папа — шофер).

Таким образом, современная дошкольная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют этого делать, третьи — не понимают зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения (ДОУ). Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том. числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОУ должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для развития ребенка (Т.И.Доронова, А.П.Жичкина, Е.В.Соловьева и др.). Следует отметить, что педагоги ДОУ не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера, поэтому не страшно, если родители воспитывают его неправильно. Нередко почти также думают и родители: «Ребенок мой, я знаю его лучше всех, значит, и воспитываю сама. А в детском саду — лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим».

Таким образом, две стороны очень, очень близкие к дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга, положительных результатов это не дает. Необходимо учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (ДОУ или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании возможности семьи значительно выше, нем возможности ДОУ. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей, подготовку детей к школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество, основанное на взаимодействии.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, которые профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений в сотрудничестве детского сада и семьи.

Рассмотрим, как определена работа с семьей в программе «Из детства в отрочество» под ред. Т.И.Дороновой, какие рекомендации дают авторы программы по взаимодействию ДОУ м семьей. Авторы отмечают, что в настоящее время мы имеем трагичную ситуацию в семейном воспитании. Исследования показали, что система общественного дошкольного воспитания никогда не достигнет успеха в области развития личности, т.к. до 8 лет родители для ребенка — главное, поэтому ДОУ нужно грамотно научиться взаимодействовать с родителями. Авторы отмечают, что за рубежом наука работала на изучение семьи. В нашей стране такие исследования малочисленны. Родители остаются наблюдателями и критиками ДОУ. 72% родителей не испытывают доверия к детскому саду как образовательному учреждению, а рассматривают его как сферу ухода и присмотра за ребенком, т.к. сотрудники не умеют разъяснять родителям, чем занимаются детские сады. Родитель не привык работать с ребенком, он ждет результатов от воспитателя.

Авторы программы предлагают некоторые пути разрешения проблемы — строить взаимоотношения с родителями по двум направлениям:

1- «Просветительское», которое авторы предлагают начать со знакомства с программой, по которой работает детский сад. Каждый родитель должен изучить эту программу, чтобы родители с интересом познакомились с программой, устраиваются нетрадиционные родительские собрания. В начале учебного года знакомство проходит в игровой форме, выставляются детские работы за прошлый год. В конце года подобный праздник проходит в полуигровой форме, награждаются родители, которые выполнили рекомендации, данные в начале года.

2- Направление работы с родителями, дети которых не посещают детский сад, но живут рядом. Организуются группы неполного дня на 2 часа.

В обоих направлениях взаимодействия с родителями должны строиться в форме доверительных контактов. Все предстоящие мероприятия оговариваются заранее.

Индивидуальная работа с родителями.

Весь сентябрь авторы предлагают потратить на изучение ребенка и его родителей. Заводится тетрадь, где родителям предлагается вписать свою Ф.И.О. в то время, когда ему удобно встретиться с педагогом для беседы, посвященной обсуждению возникающих проблем, результатов диагностики, совместному прогнозированию уровня развития ребенка.

Задачи, которые помогают реализовать преемственность:

1. Оказать помощь семье в виде педагогического просвещения (в программе «Из детства в отрочество»).

2. Повышать педагогической культуры, работа с молодой семьей.

3. Помогать семье во всестороннем развитии ребенка.

Формы сотрудничества ДОУ с семьей.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников.

Все формы работы с семьей можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Педагог ич еские ко н сультации — одна из традиционных форм, давно используется в практике. Нужно знать заранее уровень педагогической просвещенности родителей. О.Л. Зверева отмечает, что чаще встречаются три уровня: высокий, средний, низкий. Исходя из уровня, педагог, готовя консультацию для родителей с высоким и средним уровнем, выбирает групповую форму. Для низкого уровня — индивидуальную консультацию в форме советов, инструкций, вопросов к родителям, совместного анализа проблемы данной семьи.

Чтобы повысить эффективность консультаций, О.Л. Зверева рекомендует оценивать результативность консультаций и предлагает ряд специальных показателей, которые помогут педагогу вносить коррективы:

• изменение потребностей родителей в педагогических знаниях (появляется ли интерес, задают ли вопросы);

• самостоятельное стремление родителей, инициатива в получении консультаций;

• изменение отношения родителей к своему ребенку;

• появляющиеся у родителей умение оценивать свои педагогические способности;

• стремление родителей обсуждать с педагогами новинки педагогической литературы.

Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей: семейные посиделки, семейные вечера, семейные вернисажи, день семьи (2 раза в год), телефон доверия, клуб выходного дня, клуб «Хозяюшка», нетрадиционный праздник «Моя родословная» (для старших дошкольников), конверт откровений, где родители описывают свои проблемы, организация библиотеки для родителей, выпуск газеты, журнала, организация творческих мастерских, студий, клубов, секций для родителей и детей.

Психолог А.В.Петровский выделяет и предлагает такую форму, как «доверительный деловой контакт», который включает в себя 3 этапа:

1 этап — трансляция родителям положительного образа их ребенка. Для этого надо проявлять искренний интерес к родителям, уметь выслушать их, беседы по интересующим родителей вопросам;

2 этап — включает трансляцию родителям педагогических знаний (данные диагностики по их ребенку);

3 этап — тесного взаимодействия с родителями по воспитанию и развитию ребенка. (См. А.В.Петровский «Дети и тактика семейного воспитания» — М., 1981). Таким образом, под взаимодействием ДОУ с семьей понимается способ организации современной деятельности родителей и педагогов на основе общения. Результатом взаимодействия должны стать положительные, искренние, истинные взаимодействия, построенные на открытости ДОУ как системы. Пример открытости должен давать педагог. В книге «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство для детского развития»: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений (Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко) — М.,2001 представлены содержание, формы, методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.

В системе «Ребенок — детский сад» существует взаимодействие двух социальных институтов: дошкольных учреждений и семьи. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В Концепции дошкольного воспитания (1989) отмечается, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что! обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Авторы концепции подчеркивают, что современные дошкольные учреждения должны осваивать новые принципы и рекомендации взаимодействия с семьей.

1. Первая линия (принцип) — взаимодействия двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.

2. Вторая линия — доверчивого делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательская позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. Авторы Концепции подчеркивают, что осуществить преемственность в работе детского сада и семьи в полной мере возможно при осуществлении следующих рекомендаций: использование планового исследовательского подхода, т.е. современный педагог должен ориентироваться в новых понятиях, связанных с проблемами семьи -открытый детский сад. Методы изучения семьи, формы взаимодействия ДОУ и близких ребенка, совместные сферы деятельности ДОУ и семьи, попечительский совет.

В Концепции указывается, что детский сад должен осваивать нетрадиционные способы оказания помощи в социальной адаптации семей, т.е. осуществление поддержки, пропаганда преимущества полных семей, помощь в воссоздании семей. Детский сад должен оказывать помощь семьям, где дети инвалиды, открывать группы с удобным для семьи графиком работы, группы по оказанию специальных услуг семьям.

Вышеперечисленные услуги возможно оказывать, если ДОУ организовано по новому типу работы — стиль открытого детского сада, внесение идей педагогики содружества и сотрудничества.

В результате можно сделать вывод, что ребенок в системе «Детский сад-семья» является равноправным членом данной системы. Положение ребенка в этой системе определяется тем, что он требует постоянного внимания — он нуждается и в родительской любви и во внимании со стороны воспитателя. Формы взаимодействия ДОУ с семьей должны помогать в реализации задач данной системы и включают как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова сущностная характеристика семьи как социокультурного окружения?

2. В чем особенности воспитательного потенциала семьи?

3. В чем заключается объективное назначение взаимосвязи ДОУ с семьей?

4. Какие концептуальные основы положены в основу взаимодействия ДОУ И семьи?

5. Какие Вы знаете современные формы взаимодействия дошкольной’ учреждения с семьей?

6. Как в Концепции дошкольного воспитания рассматривается взаимодействие ДОУ и семьи?

doshkolnuk.com

Кто имеет право на льготную очередь в детский сад

Получить место в детском саду стало новой проблемой 21 века. Ежегодно тысячи детишек не могут устроиться в детский садик по причине отсутствия мест в дошкольных детских учреждениях.

Государство ежегодно пытается решить данный вопрос, но пока это находится только на стадии рассмотрения. Но есть определенные лица, которые зачисляются без очереди, что откладывает очередь остальных граждан на несколько месяцев. Такие граждане считаются льготниками.

Льготники подлежат зачислению на определенных условиях, которые прописаны в действующем законодательстве. Под такой категорией граждан понимаются дети, которые в силу различных обстоятельств родителей имеют первоочередное право на получение льготы при поступлении в дошкольное учреждение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Законодательное регулирование вопроса

Именно здесь указаны все категории детей, которые могут рассчитывать на первоочередное зачисление.

Помимо этого законодательного акта существует несколько положений, также регулирующих зачисление льготников.

  • типовые уставы о дошкольном учреждении, утвержденные приказами Минобрнауки от 27 октября 2011 года;
  • положения о направлении на коррекционное образование для детей с ограниченными способностями (постановление от 12 марта 1997 года с поправками от 10 марта 2009 года);
  • положение о направлении детей, нуждающихся в социальной помощи, медицинской или психологической (постановление от 31 июля 1998 года № 867 с изменениями от 10 марта 2009 года);
  • направление детей судебных инстанций – пункт 3 статьи 19 «О статусе судей»;
  • дети чернобыльцев – пункт 12 статьи 14 «О соц. защите граждан»;
  • дети радиации – статья 1 «О соц. защите граждан»;
  • дети погибших родителей, участвующих в контртеррористических операциях пункт 1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военных».
  • Также несколько правовых актов, регулирующих льготы:

  • статья 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пункт 6 статья 19 ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пункт 6 статья 46 ФЗ РФ «О полиции»;
  • ФЗ от 21 декабря 1994 года дети сотрудников и военных ФПС;
  • Указ от 05 мая 1992 №431 «О мерах по соц. поддержки многодетных семей».
  • Внеочередная льгота при поступлении

    На внеочередное зачисление в дошкольное детское учреждение положено следующим категориям граждан:

    1. Ребенок чернобыльца или гражданина, работающего в зоне особого риска. К этой же категории относят людей, подверженных воздействию радиации или повредившихся после катастрофы в Чернобыле. Также к данной категории относят людей, подверженных особому риску и потерявших кормильца.
    2. Ребенок погибшего или инвалида. Условием становится получение травмы в Дагестане, Северном Кавказе, Южной Осетии или Абхазии.
    3. Ребенок прокурора.
    4. Ребенок работника Следственного органа.
    5. Дети работников судебных инстанций.
    6. Первоочередная льгота для детей предоставляется в момент зачисления.

      1. Из многодетной семьи.
      2. Инвалиды.
      3. Имеющие родителя–инвалида.
      4. Работников полиции или сотрудника ОВД.
      5. Военнослужащих. Если отец или мать проходит военную службу по контракту, уволенные по достижению конкретного возраста.
      6. Воспитывающиеся одним родителем.

      Правила оформления и перечень документов

      Для определения ребенка чернобыльца нужно предоставить:

      • документ, подтверждающий статус инвалида или участника;
      • удостоверение человека, подвергающегося радиации;
      • свидетельство о смерти человека, который являлся кормильцем.
      • Для устройства ребенка погибшего родителя на территории представленных стран:

      • справка с места работы, где описывается факт участия;
      • документ, подтверждающий статус инвалида или свидетельство о смерти.
      • Ребенок прокурора – только справка с места работы, так же как и дети родителей из следственного органа и судебных инстанций.

        Для многодетных семей нужно предоставить удостоверение или свидетельства о рождении всех детей.

        Ребенок инвалид. Для этого предоставляется справка с медицинской экспертизой.

        Ребенок сотрудника полиции – справка с места работы.

        Ребенок военнослужащего – справка и военкомата или части.

        Ребенок, воспитывающийся одним родителем:

        Региональные особенности

        Ребенок матери–одиночки. Это является самым обсуждаемым вопросом. Правительство до сих пор не может определиться с понятием «неполная семья», что сказывается на льготе. В Москве это мать–одиночка, а в иных регионах это и разведенная женщина, вдова, и если даже муж просто уклоняется от алиментов.

        Дети сотрудников полиции также не определены со статусом. Во всех регионах он различен. Зачастую сейчас приравнивают следующие категории:

      • дети погибшего родителя по причине увечья при выполнении обязанностей;
      • умершего при заболевании, полученном в период прохождения службы или уволенного по причине выполнения служебных обязанностей и невозможности прохождения службы;
      • умершего после ухода с работы по причине увечья, полученного при выполнении работы, в течение года;
      • дети, находящиеся на иждивении работника органа.
      • На данный момент не все семьи могут оплачивать содержание ребенка в детском саду. Поэтому государство предоставляет многим гражданам, в том числе и льготникам, оформить пособие и другие льготы. Оно будет идти на погашение обязательств по уплате содержания. Для оформления ребенка в сад по льготной программе, граждане должны детально изучить все необходимые документы и максимально защитить свои интересы.

        О правилах формирования очереди в детский сад рассказано в следующем видеосюжете:

        Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

        posobie-help.ru

        Как проверить очередь в детский сад через портал госуслуг?

        Записаться в детский сад новоиспеченным родителям рекомендуется сразу после получения свидетельства о рождении ребенка. Но даже это не дает полной гарантии, что чадо своевременно отправится в ясли, поэтому периодически необходимо проверять состояние очереди через портал госуслуг.

        Как узнать очередь в детский сад через портал госуслуги: пошаговая инструкция

        Только зарегистрированные пользователи могут проверить статус заявления в детский сад. Поэтому если у вас еще нет профиля, рекомендуется его создать. Или воспользоваться другими способами.

        Важно! Информация про очередь в детский сад будет доступна, даже если заявление было подано другим образом.

        Авторизация в личном кабинете осуществляется по номеру мобильного телефона или адресу электронной почты, которые указываются при регистрации. Постоянный пароль также задается при регистрации в системе. Как только вы успешно войдете в аккаунт на портале госуслуг, вы сможете посмотреть информацию по очереди в детский сад.

        Точные сведения можно узнать, если пройти по веткам «Каталог услуг» — «Семья и дети»

        Далее переходим в рубрику «Запись в детский сад» — «Проверка статуса заявление».

        Обратите внимание! Раздел «Семья и дети» — это большой каталог. Найти в нем нужный раздел не всегда легко. Посмотрите в ТОП-услуг.

        Страница «Проверка статуса заявления», в случае если вы уже поставили ребенка в очередь, имеет только одну функциональную кнопку – «Проверить заявление». После нажатия на нее отобразится порядковый номер ребенка, который показывает, сколько детей такого же возраста получат место в детском саду раньше, чем ваш малыш.

        Как происходит распределение детей в детские сады?

        Распределение по детским садам происходит автоматически, опираясь на данные электронной очереди.

        Однако по сути существует 2 очереди:

      • Льготники;
      • Дети, которые поступают в сад на общих основаниях.
      • Льготники имеют приоритет в зачислении перед второй группой. Однако для них выделяется столько же мест, столько и для группы на общих основаниях. Между детьми льготной категории действует ранжирование, в зависимости от того, под какие правила он подпадает. К примеру, ребенок с федеральной льготой имеет преимущество перед ребенком с муниципальной льготой.

        На деле получается, что если льготникам не хватает места в соответствии с государственными послаблениями, они определяются в очередь на общих основаниях. При этом, чем раньше было подано заявление, тем выше будет фамилия заявителя в очереди.

        Ранее существовали районные комиссии по распределению детей по детским садам, однако с 2012 года все осуществляется в порядке электронной очереди. Районные управления лишь определяют сроки для зачисления детей в группы. Первая волна зачисления начинается весной и заканчивается в начале лета. Но в августе часть детей выпускается и идет в школу, поэтому освобождается еще часть мест.

        На освободившиеся места могут претендовать дети от 3 до 6 лет. Добор в старшую или среднюю группы осуществляется, если таких заявлений немного (1-3 штуки), в остальных случаях собирается разновозрастная группа.

        В детский сад приоритетно набираются дети старше 3 лет. Дети 2-3 лет добираются по возможности детских садов, однако из-за переполненности такие группы формируются довольно редко. Возраст ребенка рассчитывается на 1 сентября, то есть если малышу исполняется 3 года 15 сентября, он попадет только в следующую группу набора.

        Из-за чего смещаются места в очереди?

        По достижению 3 лет ребенок оказывается в «реальной» очереди, так как с этого возраста осуществляется распределение по детским садикам и группам. В той очереди, которая отражается на портале госуслуг до этого возраста, номер не должен меняться, однако иногда такое происходит.

        Смещение может быть вверх и вниз, поэтому родителям необходимо запомнить статус их заявления. Обычно место меняется всего на пару пунктов, так как все случаи изменения очереди связаны с отдельными детьми. Изменения могут произойти не только в очереди на общих основаниях, но и среди льготников. Повышение места в списке связано с:

        Отказом более «раннего» ребенка.

        Это может произойти, потому что решили отдать ребенка в сад позже, или он вовсе туда не пойдет. При этом необходимо, чтобы отказник находился в одной с вами очереди (на общих основаниях или льготник), но подал заявление раньше.

        Если родители переезжают в рамках одного муниципального района, они не теряют место в очереди. Родитель или опекун имеет право подать заявления в 3 дошкольных заведения. Если ребенок, заявленный в очередь в тот же садик, переедет, скорее всего, изменятся его предпочтения, ведь ближе будет другое заведение. Соответственно, освободится место в очереди в нужный вам детский сад.

        В таком случае повышается место только в очереди для детей с первоочередным зачислением. Ребенок, потерявший права досрочного зачисления в детский сад, отправляется в очередь на общих основаниях.

        Понижение на пункт или несколько в электронной очереди связано с:

        Переездом ребенка с более ранней датой регистрации.

        Этот пункт вытекает из похожего в повышении очередности. Если ребенок переезжает, он освобождает место в одном саду и претендует на место в другом дошкольном учреждении. Соответственно, если переехал малыш, родители которого успели зарегистрировать его раньше, ваше место понизится.

        В случае потери права льготы.

        В таком случае понижается место в очереди на общих основаниях. Ребенок, который утратил право на первоочередное зачисление, оказывается в общей очереди. И если его заявление имеет более раннюю дату, ваше опустится на пункт.

        Проверка статуса заявления в детский сад позволяет примерно оценить свои шансы. Исходя из места, можно определить, попадет ли ребенок в ясли к указанному возрасту или маме придется выдержать лишний декретный год.

        gosuslugigid.ru

        Смотрите так же:

        • Если ребенок боится спать в своей комнате Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты — самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты — причины детских страхов Большинство родителей на […]
        • Развитие танцевального творчества дошкольников Развитие танцевального творчества и музыкально-ритмических движений в музыкальных играх-этюдах Развитие танцевального творчества и музыкально-ритмических движений в музыкальных играх-этюдах Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального […]
        • Лечение черепного давление у детей Как лечить черепное давление? Черепное давление является одним из параметров жизнедеятельности любого человека и способно сигнализировать о наличии серьезных патологий. Нормальное значение параметра очень важно в обеспечении работы всех внутренних органов, а его повышение может вызвать серьезные нарушения в функционировании центральной […]
        • Определение уровня развития речи дошкольников Диагностика уровня развития словаря дошкольников; 1. Цель и задачи диагностики словаря дошкольников. 2. Методика обследования уровня развития словаря дошкольников в разных возрастных группах. 1. Свободное овладение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения всех других сторон речи […]
        • Мониторинг для детей дошкольного возраста Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Таблицы мониторинга заполняются дважды в год – в начале года (Н. Г.) и в конце учебного года (К. У. Г. (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительной […]
        • Развитие долговременной памяти у ребенка Развитие долговременной памяти у детей Долговременная память Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно — в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач. В любом возрасте […]
        • Детям вязание новорожденным Вяжем новорожденным детям спицами с описанием 1. УДОБНАЯ ВЯЗАНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ Каждая любящая мамочка старается обеспечить своего новорожденного малыша самой лучшей, самой удобной и безопасной одеждой. Мама хочет видеть своего ненаглядного малыша не только в комфортной, но и красивой одежде. И вовсе не обязательно затрачивать и […]
        • Все о детях и семье краснодар Парк Галицкого в Краснодаре, адрес, как проехать, фото, видео, описание Всем привет. Сегодня я расскажу вам о новом парке в Краснодаре, который построил Сергей Галицкий, поделюсь с вами личными фото, расскажу, как доехать и где это находится на карте, и, разумеется, вы сможете ознакомиться с отзывами. Осенью 2016 года был открыт стадион […]