Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста;

Учебная деятельность – это один из видов деятельности, направленный на усвоение знаний, приобретений навыков и умений самостоятельно учиться, применять полученные знания, то есть развиваться.

Учебная деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки её развиваются в период дошкольного детства от года к году. Учебная деятельность – это деятельность по усвоению детьми знаний, умений и навыков. А. П. Усова в монографии «Обучение в детском саду» характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные её части, такие как принятие ребёнком учебной задачи; действия, связанные достижением задачи; самоконтроль; самопроверка; результат (усвоенные знания, навыки, развитие умственных способностей). Педагогическими условиями организации учебной деятельности, её формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции учителя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.

Формы организации обучения дошкольников, используемые в ДОУ: фронтальные, групповые, индивидуальные, дидактические игры, проекты, экскурсии, комплексные, тематические, интегрированные, доминантные занятия; нетрадиционные формы: КВН, викторины, литературные калейдоскопы и др.

Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью.

Л. Парамонова в новом журнале «Обучение дошкольников» (№ 4, 2009) подчёркивает важность Концепции А. В. Запорожца об амплификации детского развития и путях её реализации в современных условиях. В частности, автор отмечает, что содержание дошкольного образования базисно (то есть позволяет формировать базис развития личности ребёнка) и многоаспектно, а не предметно, как в школе. В содержание входит информация о различных областях действительности, способы, средства деятельности, набор личностных качеств, родной язык и русский как второй язык, если это необходимо. Решение базисных образовательных задач связано с организацией специфических видов детской деятельности, в первую очередь, игры, конструирования и др. Интеграция содержания дошкольного образования предполагает выбор ядра, вокруг которого происходит интеграция. Под базисным содержанием образования Парамонова Л. понимает не обязательный минимум, а содержание, обеспечивающее базис развития детей благодаря грамотно выстроенным методикам, технологиям, в которых ребёнок чувствует себя деятелем, а не постоянным исполнителем воли взрослых. Основой для такой технологии является создание условий для успешного формирования у детей обобщённых способов действия. Действия – это основа развития деятельности и самого ребёнка в ней. Условиями для формирования обобщённых способов являются:

l широкая ориентировка в материале, самостоятельное детское экспериментирование;

l предъявление детям проблемных задач в определённой последовательности;

l вынесение способа обобщённых действий из контекста практической деятельности, включение его в процесс создания новых способов.

В результате у детей возникают «умные эмоции», ребёнок преодолевает трудности в обучении.

Занятие – до недавнего времени было основной формой обучения в дошкольных учреждениях. Занятие – это регламентированная деятельность, в ходе которой педагог осуществляет воздействие на детей, систематизирует, обобщает знание, использует разные формы организации детей, формирует интерес к процессу познания, саморазвития.

Занятия имеют большое значение, поскольку способствуют развитию познавательных процессов, ума.

Положительным являются те моменты, что занятия проводятся систематически; знания сообщаются всем детям одновременно.

Отрицательным можно считать отсутствие возможности учесть на занятии темп развития каждого ребёнка, осуществить на деле индивидуально-дифференцированный, персонифицированный подход.

Занятия – одна из форм организации жизни детей в дошкольном учреждении.

В настоящее время занятия рассматривают как своеобразный синтез игровой и познавательной деятельности педагога с детьми. Педагогически верно организованное занятие формирует у детей способность взаимодействовать с познавательной информацией:

– проявлять к ней интерес;

– правильно отбирать информацию;

– обсуждать и использовать информацию;

– приобретать первоначальные навыки для самостоятельного получения информации;

– формируется определённая модель интеллектуальной деятельности, которая во многом сохраняется на всю жизнь. Поэтому на педагоге лежит большая ответственность при организации занятий. От педагога (по большому счёту) зависит уровень сформированности интеллекта, культуры общества. Задача педагога не только организовать занятие, но научить на занятии каждого ребёнка современным способам овладения информацией.

Готовя занятие, воспитатель должен:

– отобрать познавательную информацию;

– отобрать методы активизации детей, методы активизации у детей познавательного интереса, воздействия на впечатления;

– продумать организацию коллективной и индивидуальной деятельности.

Эти рекомендации учитывают, что познание в дошкольном возрасте тесно связано с чувствами и с яркими впечатлениями.

Современная концепция образования, обучения дошкольников нацелена на активность, познавательные интересы детей.

На любом виде занятий педагог должен развивать общие способности, такие как коммуникативные, сенсорные, двигательные, познавательные, речевые, творческие.

На базе общих способностей формируются специальные способности – лингвистические, математические, музыкальные и т. д.

Эффективность занятия оценивается по уровню активности каждого ребёнка, поэтому на занятии надо опираться на разнообразные виды активности: познавательную, двигательную, речевую. Если ограничивать или подавлять двигательную активность (как свидетельствуют данные исследований), то это тормозит в развитии познавательную и речевую активность. До занятий воспитатель выясняет интересы детей (Это тебе интересно? Что бы ты хотел узнать?).

Занятия пока входят в один из 3-х блоков образовательного процесса ДОУ – «специально организованные занятия».

Требования к занятиям в дошкольном учреждении были изложены в методическом письме Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.

– сократить количество занятий (не более 2-х в день);

– обеспечить индивидуально-дифференцированный подход, проводить занятия по подгруппам;

– занятия должны быть занятиями – загадками, занятиями – удивлениями; на занятии следует ставить детей в позицию первооткрывателей.

В 1996 г. были разработаны государственные стандарты максимально допустимой нагрузки детей на занятиях в дошкольном учреждении (автор Р. Б. Стёркина, начальник управления дошкольного образования МО РФ). В них занятия квалифицировались как регламентированная деятельность. В государственных стандартах указывается, что на умственную работу ребёнок – дошкольник затрачивает 50 – 100 ккал в час. Утомление – нормальное, естественное состояние. У 5 – 7-летнего ребёнка активное внимание сохраняется лишь 15 минут. Утомление – это тренировка, но надо избегать переутомлений. Педагоги должны нормировать вид деятельности, интенсивность, формы организации, возрастные и индивидуальные особенности. У детей с замедленным темпом развития низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отстаёт в развитии речь, моторика. С декабря по март работоспособность снижается. Была указана продолжительность занятий:

– 4-й год – 10 – 15 мин.;

– старше 6 лет – 20 – 25 мин.;

– 7 лет – 25 – 30 мин.

С 3 – 5 лет рекомендуется 11 занятий в неделю,

– 5 – 6 лет – 14 занятий;

– 6 – 7 лет – 15 занятий.

Наиболее высокий уровень работоспособности у большинства дошкольников с 9.00 до 11.30 (это время для занятий).

Двигательная активность в течение дня должна составлять 60 – 66% общей нагрузки; из них 45% – в ДОУ, 20% – дома (по дороге в детский сад и обратно).

В госстандарте допустимой нагрузки были помещены примерные режимы дня для детей разных возрастных групп.

Время занятий с 9.20 до 10.15 и с 15.55 до 16.40.

В теории и практике на сегодняшний день сложились следующие виды (типы) занятий.

1-я классификация (характер знаний).

1. Занятия по сообщению новых знаний.

2. Занятия по закреплению знаний.

3. Занятия смешанного типа.

2-я классификация (по способу организации детей).

1. Фронтальные (со всей группой детей).

3. Индивидуальные (с одним ребёнком).

4. Объединённые (2 группы детей).

3-я классификация (раздел образовательной программы).

– Занятия по формированию элементарных математических представлений;

– по развитию речи;

– по обучению грамоте;

– по рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

– по экологическому воспитанию;

– экскурсии по ознакомлению с окружающим, с природой.

4-я классификация (по характеру деятельности).

– Комплексные (имеется тема, она раскрывается через 3 вида художественной деятельности: музыкальную, художественно-речевую, изобразительную). Например, комплексное занятие в старшей группе «Наши мамы»;

– доминантные (1 вид деятельности). Например, на музыкальном занятии только поют или только танцуют и т. д.;

– тематические занятия, например, музыкальное занятие на тему «Русская народная музыка». Такие занятия имеют обычную структуру, репертуар подобран на указанную тему. Как правило, проводятся тематические занятия по изодеятельности, по развитию речи;

– интегрированные, комбинированные, когда общая обучающая задача проводится через разные виды деятельности. Например, на занятии объединяются физкультурная деятельность, формирование элементарных математических представлений, развитие речи;

– «тризовские», когда используются элементы программы «ТРИЗ». Например, даётся задание на занятии по конструированию: «Придумать и сконструировать новую мебель для кукол с условием, чтобы все куклы разместились».

Иногда, особенно на занятиях по изодеятельности, используются коллективные формы организации детей, когда все дети вместе или по подгруппам выполняют одно панно, фриз.

В Госстандарте максимально допустимой нагрузки детей на занятиях выделяются следующие типы занятий.

1. Интеллектуально-развивающие занятия, связанные с приобретением знаний, касающихся когнитивной сферы психического развития детей. Это занятия по математике, по развитию речи, по экологическому воспитанию, по знакомству с окружающим.

2. Эмоционально-развивающие, связанные с творческими заданиями, сопровождающиеся приобретением навыков в эстетической области, касающиеся развития эмоционально-личностной сферы, духовной жизни ребёнка.

3. Оздоровительные занятия – это занятия по физической культуре, связанные с освоением ребёнком возможностей своего тела.

В практике должны использоваться все типы занятий в чередовании взаимосвязи, чтобы не было скуки, формализма, чтобы поддерживать и развивать познавательный интерес детей.

4. На сегодняшний день существуют два варианта структурного построения занятий в дошкольных учреждениях.

– Традиционный, включающий три части (начало, ход занятия, конец).

– Структура занятия строится в режиме проектирования. Этот вариант обеспечивает психологический комфорт детей. В такой структуре условно выделяют два вида параллельной деятельности – деятельность педагога, деятельность детей.

Данный режим положен в основу планирования работы воспитателя.

Деятельность педагога Дети

1. Обращение педагога к детям. 1. Ответная реакция детей.

2. Совместная деятельность 2. Самостоятельные или совме-

педагога и детей на занятии. стные действия детей.

3. Реакция педагога на дейст- 3. Ответная деятельность детей.

4. Проявление инициативы при 4. Участие детей в подведении

подведении итогов занятия. итогов занятия.

Воспитатель, педагог должен продумывать, как разместить детей на занятии, если занятие проводится в помещении (групповая комната, физкультурный зал, музыкальный зал). Могут использоваться различные варианты, когда столы стоят буквой «П»; когда используются только стулья, расставленные полукругом; когда столы и стулья расположены лентой; когда столы расположены в форме каре, полукаре.

Летом проводятся только музыкальные и физкультурные занятия; они должны организовываться на свежем воздухе. В другие сезоны одно физкультурное занятие в неделю также должно проводиться на открытом воздухе. Занятия по экологическому воспитанию (экскурсия) могут организовываться также на воздухе, например, в теплице, на водоёме. Занятия по изобразительной деятельности могут организовываться без использования мебели, только мольбертов. Для организации занятий составляется сетка занятий по всем возрастным группам в соответствии с программой, по которой работает дошкольное учреждение. При использовании любой программы нужно учитывать, что в один и тот же день не рекомендуется в сетке занятий ставить физкультурное и музыкальное занятия. Занятия с большой умственной нагрузкой необходимо сочетать с физкультурными или музыкальными занятиями.

В современных научных исследованиях акцентируется внимание на необходимости обеспечения развивающего эффекта каждого занятия. Занятия должны отличаться учебной атмосферой, т. е. должен быть организован обмен мнениями, впечатлениями между педагогом и детьми, между детьми; использоваться взаимопомощь, взаимообучение. Необходимо учить детей на занятии формулировать, задавать вопросы, приучать правильно относиться к своим ошибкам и ошибкам сверстников. Ребёнок имеет право отказаться от занятия. Рекомендуется сравнивать результаты действий ребёнка на занятии только с его собственными, а не с результатами работы других детей. Необходимо приучать детей на занятии правильно себя вести: негромко разговаривать, обращаться по делу. Запрещается лишать ребёнка самостоятельности, спешить на занятии делать что-то за ребёнка, спешить оказывать помощь. В старших группах рекомендуется развивать у детей чувство времени. Для этого следует использовать обращение, например, «До конца занятия осталось 5 минут». В зависимости от возраста детей занятия организуются по-разному. В младших группах занятия кратковременны, проводятся в игровой форме; как правило, одно занятие организуется в первую половину дня, второе занятие – во вторую половину дня. В старших группах дети более самостоятельны, поэтому на занятии даются творческие задания, используются приёмы моделирования, экспериментирования, например, занятия по знакомству со свойствами магнита. Если группа разновозрастная, очень хорошо срабатывает эффект взаимообучения. Педагогу рекомендуется проводить занятия по подгруппам, объединяя детей по возрасту. Используется и другой вариант, когда начинают занятие со всеми детьми, затем младшие дети идут отдыхать, старшие продолжают заниматься. Рекомендации по организации занятий в разновозрастной группе имеются в пособии: Малокомплектный детский сад / под ред. Т. Н. Дороновой. – М., 1989.

Взаимодействие педагога и детей должно быть грамотно организовано. Этот вопрос специально изучала Т. Чиркова. Педагог малокомплектного детского сада на занятии должен занимать разные позиции: педагог – учитель, педагог – партнёр – в зависимости от возраста, материала занятий. В старших группах воспитатель особенно должен стремиться, чтобы речевая активность его и детей относилась как 2:3, где активность «3» – это активность детей; чаще бывает наоборот: педагог стремится всё сам рассказать, показать.

На каждом занятии обязательно решаются образовательные, обучающие задачи, но обязательно должны решаться и воспитательные задачи в зависимости от темы, материала, заданий, особенностей детей в группе, например, такие воспитательные задачи: воспитывать умение лояльно, сдержанно относиться к ошибкам сверстников; побуждать к взаимопомощи; воспитывать любовь к родной природе, любовь к животным; воспитывать честность и т. д.

Специально вопрос о воспитании детей на занятиях изучала Р. С. Буре, доктор педагогических наук, преподаватель МПГУ. С воспитательной целью автор предлагает перед занятием в младшей группе:

– предложить убрать игрушки в игровой форме (ребёнок решает проблемы игрушек: «Игрушки заблудились, помогите отыскать им свой домик»);

– в средней группе: приучать перед занятием успокоиться, привести себя в порядок;

– в старших группах акцентировать внимание на организационном моменте: «Вы скоро пойдёте в школу; вы уже сами знаете, как вести себя на занятии, и мне не надо напоминать».

Для воспитания самостоятельности и активности на занятиях Р. С. Буре предлагает:

– в младшей группе использовать игровой приём, сюрпризный момент;

– в средней группе дать установку: «Мы все будем мастерить – изготовим игрушки».

В ФГТ (2009 г.) утверждается, что учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей дошкольного возраста, предпосылки формируются к концу дошкольного возраста. Учебная модель, в силу своих сущностных характеристик, как бы ни старались её обновить и приукрасить, не в состоянии обеспечить увлекательность деятельности детей. Учебный блок в прежнем понимании не может и не должен присутствовать в практике дошкольного образования, но это не означает, что обучение отменяется. Обучение должно быть правильно организованным. Занятие как дидактическая форма организации учебной деятельности должно быть заменено на «занимательные дела» по типу проектов.

Таким образом, занятия в детском саду – основная эффективная форма обучения на сегодняшний день; они отличаются от урока в школе рядом особенностей. Существуют различные типы занятий. Они должны использоваться во взаимосвязи в чередовании. Современные педагоги должны владеть технологией организации занятий, соблюдать современные требования к занятиям.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки учебной деятельности. К выпуску в школу дети должны владеть основными учебными навыками.

Определения понятий «учебная деятельность», «обучение», «развивающее обучение».

Комплексные занятия в детском саду:

– занятия, объединяющие комплекс разных видов деятельности, например, речевую, математическую, физкультурную;

– занятия, объединяющие не менее трёх видов художественной деятельности: музыкальную, художественно-речевую, изобразительную.

studopedia.su

Учебная деятельность, её структура и условия, психологические вопросы формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте(Ахременкова Ирина Зинуровна)

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности.

Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

-умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

-самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

-умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых и направляет их на овладение знаний, умений.

Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.

Ахременкова И. З. учитель-дефектолог

Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых , умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

Методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.

формирование отдельных элементов учебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;

– дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;

– в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;

– детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;

– дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;

– важно привить детям стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.

Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.

detsad-93.ru

Форма учебной деятельности в дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

— умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

— самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

— умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

— умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат[15].

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения [15].

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

· умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

· умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

· умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности [15].

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

ь высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

ь средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

ь низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке. [15].

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Вывод: исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:

· чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;

· чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. «Самое главное при формировании учебной деятельности, — отмечал Д.Б. Эльконин, — это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий». [16,49].

· и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. «Формирование учебной деятельности, — писал Д.Б. Эльконин, — есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя». И дальше: «Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя» [16,49].

studbooks.net

Виды деятельности дошкольника;

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — лучше всего и легче выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает огромное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель служит опорой для развития мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает «действовать» во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению с помощью образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предметы с разных сторон. А это развивает важнейшую мыслительную способность человека, позволяющую представлять другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения.

Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.

Помимо сюжетно-ролевой игры существуют и другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и настольные).

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники), а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

А вот в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Задача такой игра состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

И все же игра не единственный вид деятельности в дошкольном возрасте. В этот период развиваются различные виды продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности способствует тому, что ребенок овладевает новыми навыками и умениями, а главное, учится представлять то, что он хочет сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное — получить результат, т. е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением и в это время много говорят и жестикулируют, а потом часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.

Еще одно важное отличие детских рисунков состоит в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Вот почему иногда очень трудно бывает догадаться, что рисует малыш. Так, например, острые углы он может изображать в виде колючек, отходящих от овала, а мягкую шерсть кошки — в виде размашистых линий. Характер рисунков детей зависит от того, что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Так, одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для ребенка главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.

У ребенка, как правило, нет потребности наблюдать натуру (он почти не смотрит на предмет, который рисует), поэтому его рисование можно определить как рисование по представлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изображаемую реальность. Однако детским рисункам присуща явная тенденция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, деревьев, цветов и пр. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны — это большая опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных схем отдельных предметов. Вот почему важнейшей задачей обучения рисованию следует считать разрушение застывших шаблонов и стимулирование собственного творчества детей.

Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность имеет свои способы и приемы, т. е. особые операционально-технические средства. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Выделяют три типа конструктивной деятельности детей.

1. Конструирование по образцу. Ребенку демонстрируют образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но необходимо проявить внимание, сосредоточенность, а главное, выполнить поставленную задачу — «действовать по образцу».

2. Конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

3. Конструирование по замыслу. В этом случае ничто не ограничивает ни фантазию ребенка, ни выбираемый им строительный материал. Такой тип конструирования обычно диктуется игрой: можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов — мебели, палок, зонтов, кусков ткани и др. Дети строят дома, корабли, машины, ракеты и т. д. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.

Все три типа конструирования не следует считать этапами, последовательно сменяющими друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации, но каждый тип конструирования развивает определенные способности.

Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном возрасте формируются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. Основная особенность учебной деятельности состоит в том, что она предполагает не получение внешнего результата, а целенаправленное изменение самой личности, приобретающей новые знания и навыки. Ребенок учится с первых месяцев своей жизни — учится обращаться с предметами, ходить, говорить и др., но в раннем возрасте он учится как бы по своей собственной программе, которая субъективно еще не существует для него как учебная. В школьном возрасте он уже способен учиться по программе взрослых — педагогов и воспитателей. Дошкольный возраст в этом отношении занимает промежуточное положение. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, но лишь в той мере, в какой она является его собственной программой, т. е. если она близка и понятна ему. В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях, но оно бывает эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Один из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей — это использование игры (в частности, дидактической) как средства обучения дошкольников.

studopedia.su

Учебная деятельность детей дошкольного возраста

Из различных видов деятельности в дошкольном детстве начинает выделяться учебная деятельность как специфический вид целенаправленной деятельности по усвоению социально выработанного опыта, эмпирических и теоретических знаний в условиях организованного обучения. Учебная деятельность не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием в процессе обучения. В дошкольном возрасте появляются первые предпосылки в развитии способности учиться, формируются основные предпосылки учебной деятельности: принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Это осуществляется в процессе сотрудничества, психолого-педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, направленного на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

Учебная деятельность не надстраивается механически над предыдущей – игровой, поскольку наличие психологических предпосылок, формирующихся в игре, еще не предопределяет психологической готовности к овладению учебной деятельностью, которая возникает в результате целенаправленного формирования. Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней возникали и развивались психические функции, необходимые для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной. Формирование психолого-педагогической готовности к учебной деятельности предполагает опору на ведущую деятельность данного возраста – игру. Сначала в игру вводится учебная задача, которая подчиняется игровой задаче; игровая деятельность при этом сохраняет свою структуру, а новый компонент – учебная задача как бы надстраивается. Постепенно способ решения и продукт заменяются соответствующими компонентами учебной деятельности. Затем смыслообразующая мотивация учебной деятельности включается как подчиненная мотивации игровой деятельности на основе соподчинения мотивов.

Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте успешно проходит на специально организованных учебных занятиях в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования и др. На учебно-игровых занятиях у дошкольников формируются такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение воспринимать и выполнять инструкцию, умение оценивать свою работу и работы других детей. Учение как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой педагогом, только на первых этапах соединена с игрой. Но со временем начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить). Формирование предпосылок учебной деятельности осуществляется в ситуациях сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход.

В экспериментальном исследовании Д. А. Дубских по разработке и апробации модели организации учебно-познавательной деятельности детей в дошкольных учреждениях доказана эффективность следующих форм организации деятельности детей: мастерские по изготовлению продуктов детского творчества ("Ателье куклы Барби", "В гостях у Самоделкина" и др.); кружки, студии ("Телевидение", "Юные натуралисты", "Мы – журналисты", "Школа разведчиков"); создание мини-музеев ("Музей говорящих вещей", "Русская изба"); выпуск детского журнала ("Кораблик"); проекты – поиск истины ("Мы следопыты"), занимательный (познавательный) час ("В гостях у Хозяйки Медной горы", "Самый умный", "Удивительное рядом"), видеоэкскурсии и др.

Учебная деятельность оказывает существенное влияние на психику ребенка. Он становится более собранным, дисциплинированным, внимательным, организованным. Формируются знания, умения и навыки, расширяются познавательные интересы, развиваются волевые свойства личности, самосознание. Совместная учебная деятельность предполагает определенное влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, что составляет важную основу для развития у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Установившееся положительное отношение и развивающаяся познавательная мотивация позволяют легко перейти от игры к занятиям.

Дидактические средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно разделить на две группы:

• первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый (главное при этом – психологическое влияние взрослого на детей в обстановке совместной деятельности взрослого и ребенка);

• во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач (основа такого воздействия – принцип автодидактизма. Дидактический материал, дидактические игры, учебно-игровые задания направляют деятельность ребенка, дают ему возможность самообучения. Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках).

С точки зрения формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте наибольшая эффективность принадлежит таким средствам обучения, где взрослый дает детям не только знания и умения, но и способ овладения ими, активно воздействуя на детей. При этом необходимо ориентироваться на дидактические принципы, основанные на психологических закономерностях детей дошкольного возраста: принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип научности, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип доступности, сознательности и активности в обучении.

В методическом аспекте для развития учебной деятельности дошкольника используются разнообразные дидактические материалы и пособия. Дидактические игры, игровые задания и приемы повышают интерес к содержанию занятий, активизируют детей. При натичии заинтересованности у детей появляется желание выполнить работу, активизируется поиск интересных путей решения, контроль своих действий и действий других. Таким образом, к концу дошкольного возраста формируются предпосылки учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий, развиваются познавательные интересы, умение учиться, что во многом обусловливает уровень готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников происходит эффективнее при интеграции игровой и учебной деятельности, обеспечивающей субъектную активность ребенка.

studme.org

Смотрите так же:

  • Кожухова методика физического воспитания и развития ребенка Тема 10. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребёнка в педагогических училищах и колледжах». Задачи курса; место и значение его в подготовке воспитателей. Анализ структуры и содержания программы. Планирование работы по курсу (календарно-тематическое и поурочное). Специфика методики проведения теоретических и […]
  • Немцов его семья дети Борис Ефимович Немцов: биография Доклад распространяется на пикетах, митингах и других акциях движения «Солидарность». В марте 2011 лидеры Партии народной свободы представили независимый экспертный доклад «Путин. Коррупция» о коррупции в окружении Владимира Путина. Составителями доклада являются сопредседатели партии Владимир Милов, […]
  • Развитии ребенка в 1 4 месяца Развитие ребенка в 1 год 4 месяца Развитие ребенка в 1 год 4 месяца связано с многочисленными капризами и переменами настроения, поэтому требует от родителей повышенного внимания и терпения. Для всех детей перечень того, что они умеют и говорят в этом возрасте, практически одинаков. Развитие ребенка в 1 год 4 месяца Будь это мальчик или […]
  • Возраст детей младшей группы детского сада Вторая младшая группа – возраст от 3 до 4 лет. Возрастные группы в детских садах 3-4 года – это возраст, когда малыши идут в сад, познают общество, общение с коллективом, интеллектуально, физически и творчески начинают развиваться и познавать мир. Это возраст, когда ребенок познает не только общение в семейном кругу, но и начинает […]
  • Фрукты 6 месячного ребенка Питание 6 месячного ребенка на искусственном вскармливании Меню ребенка 4,5-6 месяцев 4,5 - 6 месяцев - это, как правило, начало введения прикорма. Многие родители путаются, что, когда и в каком количестве начинать давать ребенку в этом возрасте, который до этого находился на грудном или искусственном вскармливании. Здесь мы приведем […]
  • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
  • Ребёнок до года воспитание Как воспитывать ребенка до года Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте. Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и […]
  • Развитие речи ребенок 3 года Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать Речевое развитие 3-4-летних детей в пределах нормы предполагает беспроблемное понимание родителями своего малыша, при этом посторонние люди могут не разбирать его речи. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте […]