Методики развития детей до года

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.

Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.

Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.
  • До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

    Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

    Методика Сесиль Лупан

    Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.

    Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

    Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.
  • Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

    mladeni.ru

    Таблица развития ребенка по месяцам: что умеет малыш до года

    В современной педиатрии существует понятие «Календарь развития ребенка до года». Его представляют в виде таблицы или графика, указывая, какие именно навыки присущи здоровому малышу в том или ином возрасте. Используя данную информацию, молодые родители могут самостоятельно контролировать процесс развития крохи. Об особенностях становления его психики, навыков и умений в каждом из 12 первых месяцев жизни мы расскажем подробно.

    Однако сначала оговоримся: каждый малыш индивидуален. Поэтому использовать таблицу развития ребенка до года по месяцам в качестве настольной книги не следует. В ней приведены лишь общие рекомендации. И если ваш малыш вдруг еще не научился что-то делать к определенному месяцу, волноваться не стоит. Достаточно сообщить о своих подозрениях педиатру и получить профессиональный ответ о раннем развитии детей до года и соответствии этим нормам вашего малыша.

    Период новорожденности

    По мнению педиатров, рождение младенца оказывает огромное влияние на его последующее развитие. Если роды прошли без осложнений, а во время наблюдения беременности врачи не указывали ни на какие возможные патологии, с вероятностью 99% вы можете бесконечно радоваться своему счастью, и не вникать в нормы развития детей до года.

    Если же подозрения существуют, внимательно наблюдайте за малышом в первые недели жизни. Дело в том, что в этот период наибольшую активность проявляют безусловные рефлексы, которые свидетельствуют о здоровье (или наоборот, нарушениях) нервной системы. Для малыша на данном этапе характерны:

  • глубокий сон — тельце абсолютно расслаблено, а глазки закрыты;
  • неглубокий сон — кроха дышит неровно, изредка подергивает ножками и ручками;
  • состояние дремоты — поверхностный сон с полузакрытыми глазками по время кормления;
  • бодрствование — кроха двигает ручками и ножками;
  • плач — ответ на недовольство мокрым подгузником, холод или жару, голод или боли в животике.
  • Календарь развития ребенка до года также основывается на наличии у новорожденного следующих безусловных рефлексов:

  • хватание — возникает при прикосновении пальца или любого предмета с раскрытой ладошкой;
  • поиск — при поглаживании крохи по щечке он поворачивает головку;
  • сосание — при прикосновении соски или пальца к губкам малыша возникают сосательные движения;
  • ходьба — если поставить кроху ножками на ровную поверхность, он попытается опереться на нее и пойти.
  • Именно эти рефлексы проверяет участковый педиатр при осмотре крохи. Это необходимый минимум, который свидетельствует о том, что психическое и физическое развитие ребенка до года с максимальной вероятностью будет проходить нормально.

    7 этапов психомоторного развития

    Ежемесячно кроха будет учиться новым навыкам и радовать этим родителей. Этапы развития ребенка до года принято делить по месяцам, указывая, что именно должен уметь делать малыш через каждый новый период. Однако, по мнению психологов, развитие грудничка по месяцам не совсем корректно с точки зрения становления психики. Специалисты предлагают другой подход, который позволяет оценить психомоторное развитие детей до года более правильно. Он включает 7 этапов.

    • 5 неделя — органы чувств начинают активно передавать информацию, что нередко пугает кроху. Теперь он хорошо видит и слышит, ощущает запахи, и необходимость приспосабливаться к новым условиям делает малыша капризным. Период адаптации длится около недели. Вам в это время следует чаще брать кроху на руки и обеспечить его полноценный отдых.
    • 8 неделя — кроха начинает интересоваться окружающим миром, изучать себя, маму, родных, предметы.
    • 12 неделя — возникает осознание подвижности мира (мама ходит по комнате, машина едет за окном). Это вызывает эмоции, а значит, и активную работу головного мозга.
    • 19 неделя — в 4 месяца восприятие мира приближается к взрослому состоянию. Кроха начинает изучать и экспериментировать. Это период бурного интеллектуального роста, поэтому развитие мелкой моторики у детей до года следует начинать в это время.
    • 26 неделя — в полгода ребенок проявляет бурную двигательную активность. А это увеличивает количество ежедневных открытий и эмоциональную нагрузку.
    • 37 неделя — в 9 месяцев малыш начинает различать предметы и думать. Это этап очередной перестройки органов чувств. Из-за большого объема информации кроха может быть возбужденным, раздраженным.
    • 46 неделя — малыш начинает осознавать причинно-следственные связи и делает выводы. Он активен и очень эмоционален.
    • На каждом из этих непростых этапов становления систем организма крохе требуется особенное внимание мамы и ее поддержка.

      Календарь развития ребенка по месяцам включает основные показатели физической и эмоциональной активности. Нажав на ссылку с номером месяца, вы можете прочитать подробнее о развитии ребенка в этом возрасте.

      kids365.ru

      Показатели развития ребёнка от 0 мес. до 1 года.

      При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

      История развития ребенка.

      Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

      Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

      1.Вес ребенка при рождении.

      3.Характеристики пе­риода новорожденное, его особенности.

      4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли проти­воречия между ухаживающими).

      5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

      1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

      1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

      2.Были ли проблемы с питани­ем, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

      3.Определить характер реак­ции на мокрые пеленки.

      4.Тесное пеленание или обле­гающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

      5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

      6.Трудности привыка­ния к твердой пище.

      7.Болезненная реакция на изменение режима.

      8. Наличие симбиотической связи с матерью (непе­реносимость ее отсутствия).

      9.Характер реакции ребенка на другого человека.

      2.Психомотор­ное развитие ребенка и реакция матери на достижения ре­бенка:

      1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возник­новения новых моторных навыков), их последователь­ность:

      — наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникно­вения,

      — отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

      Нормативная последовательность развития моторных навыков:

      Моторное развитие (движения, статика)

      — В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

      — В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

      — При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

      -К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

      — Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

      — Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

      — Хорошо держит голову в вертикальном положении.

      — Переворачивается со спины на бок.

      — Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

      — Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

      — Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

      — Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

      — Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

      — Исчезает физиологический гипертонус ног.

      — Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

      — Уверенно переворачивается со спины на живот.

      — Берет игрушку из рук взрослого.

      — Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

      — Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

      -В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

      — Сидит без поддержки.

      — Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

      — Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

      — Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

      — При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

      — Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

      -Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

      — Простое подражание в игре: стучит, катает.

      — Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.

      — Ходит, держась за опору.

      — Встает на колени.

      — Садится из вертикального положения.

      — Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

      — С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

      — Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

      — Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

      — Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

      — Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

      — Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

      — Хорошо ходит за одну руку.

      — Нагибается при поднимании предмета без приседания.

      — Приседает без опоры.

      — Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

      — Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

      — Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.

      3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

      -наличие мышечной гипо- или гипертонии,

      -дрожание (тремор) рук),

      -судороги на фоне высокой температуры.

      4.Характеристика психического развития:

      1.Эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживле­ния, страха перед чужими лицами),

      2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровож­дение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

      3.Важным показателем собственно эмоциональ­ного развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

      4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интона­ции,

      5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, ле­пет, первые слова, определение частей тела),

      6.Отмечаются речевые реакции ре­бенка и изменения их интенсивности и качества в присут­ствии взрослых.

      Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

      Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

      — Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

      — Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

      — Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

      — Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

      -Крик приобретает эмоциональные оттенки.

      -За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

      — Ищет источник длительного звука поворотом головы.

      — При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

      — Становление речи – начинает гулить.

      — Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

      — Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

      — Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

      — «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

      — Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

      — Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

      — Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

      — Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

      — Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

      -Положительные звуки при музыкальных звуках.

      — Узнаёт мать, радуется при её виде.

      — Находит глазами невидимый источник звука.

      — Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

      — При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

      — Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

      — Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

      — Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

      -Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

      — Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

      — Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

      — Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

      — Не берет чужую грудь.

      — Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

      — По-разному реагирует на свое и чужое имя.

      — Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

      — Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

      — Может пить из блюдца.

      — На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

      — Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

      — Долго занимается игрушками.

      — Тянется к своему отражению в зеркале.

      — Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

      — Громко, четко и повторно произносит слоги.

      — Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

      — Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

      — Сам держит и ест сухарик, печенье.

      — Под музыку совершает плясовые движения.

      — Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

      — Находит предмет, независимо от его местонахождения.

      — Знает свое имя, оборачивается на зов.

      — Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

      -Спокойно садится на горшок.

      -Различает цвета и форму предметов.

      -Ищет упавший предмет, запоминает его название.

      — Повторяет за взрослыми слоги.

      — По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

      — Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

      — Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

      — Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

      — Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

      — По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).

      — Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

      — Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

      — Указывает части тела.

      — Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

      — Сам без помощи пьет из чашки.

      — Пытается участвовать в одевании, умывании.

      Развитие эмоционально-выразительных реакций.

      Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

      Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

      К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

      Начало развития понимания речи, активного лепета.

      От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

      Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

      В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

      Время появления первых слов.

      Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

      6.Отмечаются заболевания и/или травмы пер­вого года жизни.

      1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

      2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

      3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

      4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

      После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

      5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

      Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

      6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

      7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

      www.b17.ru

      Развитие ребенка по месяцам

      Вы беспокоитесь: все ли нормально с вашим малышом? Внимательно наблюдайте за каждым этапом его развития. В первый год жизни крохе приходится учиться с невероятной скоростью. В последующие годы у него уже не будет таких высоких темпов.

      Радуйтесь всем маленьким победам: первой улыбке, самостоятельной попытке перевернуться или сесть, сделать первый шаг. Календарь развития ребенка по месяцам будет вам подсказкой, чтобы не пропустить очередную веху в жизни вашего карапуза.

      Аспекты развития ребенка до года

      Чтобы родителям отслеживать развитие ребенка по месяцам специалистами разработаны примерные нормы, что малыш должен уметь в конкретный период. Если родители хорошо ухаживают за ребенком и обеспечивают ему благополучную жизнь, то здоровый младенец будет развиваться одинаково хорошо во всех областях:

    • Физическое развитие – будут наблюдаться быстрый рост и увеличение веса.
    • Когнитивное развитие – проявится способность к быстрому обучению и легкому запоминанию.
    • Социальное развитие – младенец начнет по-разному реагировать на окружающий его мир, научится различать родных ему людей.
    • Двигательное развитие – появятся силы, чтобы сидеть, стоять, делать первые шаги.
    • Развитие речи – ребенок начнет обучаться языку, усваивая его от родных.
    • На контроле у врачей

      Развитие ребенка по месяцам до года находится на строгом контроле у всех участковых педиатров. Обязательные регулярные посещения детских консультаций на 2, 4, 6, 9 и 12 месяцах жизни малышей нужны для того, чтобы врач:

    • провел осмотр общего физического состояния;
    • мог оценить по существующим критериям развитие ребенка по месяцам: рост и вес – основные параметры;
    • назначил необходимые прививки;
    • ответил на вопросы родителей;
    • дал рекомендации по режиму младенца, исходя из его возраста.

    Развитие ребенка до года с проблемами здоровья или родившегося раньше срока – на особом контроле. Такие детки могут первоначально отставать от сверстников, развиваться медленнее. Главное, чтобы наблюдалась динамика, чтобы ребенок каждую неделю учился чему-то новому. Благодаря тесному сотрудничеству родителей и педиатров со временем полностью исчезает отставание в развитии у ослабленных детей.

    Когда не нужно ждать посещения врача по графику, а нужно срочно информировать его о возникших проблемах:

  • Уже некоторое время малыш плохо кушает или у него полностью отсутствует аппетит, визуально видно, что нет прибавки в весе.
  • Ребенок перестал реагировать на громкие звуки, голос родителей.
  • Малыш теряет ранее приобретенные навыки, поведение становится вялым.
  • Как родители могут помочь ребенку?

    У терпеливых родителей, ответственно соблюдающих режим, правила питания и гигиены, редко возникают проблемы. Мамы и папы, искренне любящие своих чад, никогда не будут забывать, как важны для их детей ежедневные прогулки, как нужно им постоянное общение. Развитие ребенка до года – полностью в руках его родителей: читайте ему книжки, пойте песенки, рассказывайте стишки, играйте вместе с ним.

    Не правы те родители, которые считают, что их дети – еще слишком малы и ничего не понимают. Развитие ребенка с самых первых месяцев связано с его природным любопытством. Малыши внимательно наблюдают за окружающим миром. В будущем они очень точно будут повторять все то, что делали их родители, поэтому не допускайте, чтобы они могли увидеть что-то «нехорошее».

    Это напрямую касается телевизора. В последнее время он во многих семьях играет роль няньки. Малыш до года – слишком неопытен: он не в силах различить зло и добро, он будет просто копировать поведение телевизионных персонажей. Если в вашей семье произошла ситуация, когда младенец стал свидетелем чего-то неприятного, постарайтесь быстро его отвлечь. Сделать это просто: любая яркая игрушка способна переключить на себя внимание любопытной крохи.

    Первый, второй, третий месяцы

    Для новорожденного – главное, чтобы мама была всегда с ним рядом. Показывайте ему, что вы находитесь рядом, почаще прижимайте к груди, улыбайтесь ему, разговаривайте с ним. На протяжении девяти месяцев он чувствовал себя в безопасности внутри вас, так обеспечьте детский покой и после рождения.

    Первые две недели кроха будет привыкать к жизни в новом мире, у него будут проявляться лишь безусловные рефлексы:

  • хватательные – если в его кулачок вложить палец, то он его сожмет;
  • сосательные – при прикосновении к его губам он будет двигать ими, как будто сосать;
  • подошвенные – при прикосновении к стопе он ее мгновенно отдернет.
  • На третьей недели жизни появляются первые условные рефлексы. Это значит, что развитие ребенка до года вступает в новую фазу – он готовится всему учиться. Вы очень быстро поймете, что ваш ребенок – примерный ученик. Месячный младенец уже замечательно знает, что если громко плакать, то мама появится моментально.

    Что умеет малыш в возрасте 1 месяца:

  • он различает мамин голос и мамины прикосновения среди других;
  • может сосредотачивать взгляд на одном предмете или на лице, склоненном к нему;
  • начинает издавать первые звуки в такт человеку, который с ним общается;
  • пытается совершать небольшие движения: на животике будет стараться поднять головку.
  • В два месяца кроха уже умеет многое:

  • будет оживляться, когда с ним начнут разговаривать, будет одаривать всех улыбками;
  • сможет различить, откуда происходят звуки, будет искать источник глазами;
  • лежа на животике, все лучше будет удерживать голову;
  • с положения на боку, будет стараться самостоятельно перевернуться на спину;
  • в его речи появляются звонкие гласные.
  • Развитие ребенка по месяцам вступает на новый этап, когда он в три месяца полностью адаптировался в кругу семьи:

    • на животике уверенно держит голову, опираясь предплечьями;
    • может агуканьем, гулением поддерживать диалог;
    • ручками бьет по игрушкам, висящими над ним;
    • знает лица родителей;
    • задорно смеется;
    • переворачивается на бок со спины;
    • если поддерживать его под мышками, то будет стараться упираться ножками.
    • Четвертый, пятый, шестой месяцы

      Когда младенец достигает четырех месяцев, то, кажется, что в семье наступает спокойствие. Колики постепенно отступают, мама уже все знает, что может беспокоить ее крошку, поэтому криков все меньше. Ребенок уже не просыпается по ночам, и родители могут спокойно поспать целых шесть часов. Младенец все активнее знакомится с окружающим миром, знает свое имя, у него появляются любимые и не очень игрушки.

      Пятимесячный малыш постоянно что-то лепечет, определенные звуки могут им распеваться целый день. Он начинает разбираться в людях, незнакомые его могут испугать, если рядом не будет мамы, но с ней ему не страшно. Кроха уже умеет провоцировать родителей на разговор: будет им улыбаться и тянуться ручками, чтобы на него обратили внимание. Переворот со спины на живот – такой трюк уже удается полностью.

      В шесть месяцев младенец может подползти к игрушке, находящейся от его руки на расстоянии 20 см, хорошо перекладывает игрушку из руки в руку, начинает учиться вставать в кроватке.

      От шести месяцев до года

      Когда в жизни малыша случается первый настоящий юбилей – шесть месяцев, его жизнь очень изменяется. С шестого по девятый месяц ползание занимает все его внимание. Не запрещайте ему это делать, поощряйте за ползание. У младенцев, которые не очень хорошо ползают, в будущем может проявиться следующая проблема: когда надо будет выполнять несколько задач одновременно – у них это будет получаться не очень хорошо.

      Семимесячный ребенок свободно сидит с опорой, а в восемь – уже без помощи. Восьмимесячная кроха машет рукой, хлопает ладошками, долго занимается игрушками, хорошо и четко произносит слоги. В девять месяцев ребенок свободно может подняться, держась за опору. Он начинает проявлять заинтересованность к другим людям, их он уже не боится. Теперь малышу интересно находиться на детской площадке. В этот период ребенка можно начинать учить рисовать, лепить.

      В десять месяцев ребенок хорошо повторяет новые слоги, пытается пользоваться ложкой, пьет из чашки, хорошо жует твердую пищу. Высаживание на горшок – для него рядовая процедура, поэтому он уже не капризничает.

      Во всем проявляется самостоятельность у ребенка в 11 месяцев: ему нравится играться с детьми, подниматься и опускаться со ступенек, выполнять поручения мамы. Малыш уже может причесаться, помыть ручки, складывать домики из кубиков. У многих детей в это время появляются первые слова, не совсем понятные окружающим, но обозначающие конкретных людей или предметы.

      Что ребенок умеет в двенадцать месяцев? Как не странно звучит, но лучше всего ему удается на этом этапе развития – так это капризничать. Истерики для этого возраста – обычное поведение. Малыш много чего знает, умеет, но объяснить еще не может, вот поэтому и наблюдаются агрессия, недовольство, обиды. Родители заранее должны подготовиться к этому и проявить выдержку и спокойствие. Вы должны понимать, что эти капризы постепенно уйдут, если вы себя будете вести правильно, не будете потакать детским истерикам.

      Совет всем родителям, дедушкам, бабушкам: не надо сравнивать развитие ребенка с приведенными выше нормами или поведением его ровесников. Каждый малыш индивидуален, что-то у него получается намного лучше, а что-то пока не удается освоить.

      www.mymummy.ru

      Вопросы первого года жизни

      Новоиспечённые родители часто не знают, с чего начать свои родительские обязанности.

      Ребенок от года до трех лет

      Ребенок растет, каждый день радует вас своими новыми достижениями. Но появляются и новые проблемы.

      Сроки полового развития у девочек и мальчиков

      Половое созревание является одним из важнейших аспектов развития, и задача врачей и родителей — вовремя заметить отклонения.

      Задержка психического развития (ЗПР)

      Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

      Кормление грудью: простые правила

      Молоко матери является главным источником витаминов и других питательных веществ для малыша. Не требует доказательств тот факт, что молоко матери при грудном вскармливании является главным источником витаминов и других питательных веществ для малыша.

      Детская сексопатология

      Половое созревание — это период серьезных физиологических преобразований, связанных с эмоциональным развитием и готовностью организма к репродукции.

      Математика для самых маленьких

      Можно ли заниматься математикой с годовалым или двухлетним карапузом? Смотря какой!

      Младенческие игры: от 9 до 12 месяцев

      К концу первого года жизни малыш всё настойчивей пробует подняться над уровнем земли.

      Младенческие игры: от 6 до 9 месяцев

      Развивающие центры для самых маленьких

      Раннее развитие нынче модно. И не имеет смысл обсуждать – хорошо это или плохо – примем этот факт как данность.

      Ошибки раннего воспитания

      Развитие ребенка не может происходить быстрее, чем это заложено природой.

      Показатели развития ребенка

      Любую мать всегда беспокоят вопросы: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем — когда он пойдет в школу, не пора ли обратиться за советом к специалисту?

      Ребенок родился: питание

      Когда малыш появляется на свет, главное для него – достаточное количество еды, сон и телесный контакт с мамой.

      Семь требований к коляске

      Одна из наиболее важных покупок в списке будущих родителей — коляска.

      Покупки для детей от 0 до года

      Задолго до появления малыша будущие мамы начинают думать о том, что необходимо для него приготовить.

      Развитие речи ребенка от 0 до года

      Ваш малыш еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано.

      Кормить ли ребенка по часам

      Как же всё-таки воспитывать и кормить ребёнка? Кому из новомодных «гуру» от педиатрии можно верить?

      Младенческие игры: от 3 до 6 месяцев

      Не правда ли, ваш малыш сильно изменился? Каждый день он радует вас новым движением, звуком, интонацией.

      Младенческие игры: от 0 до 3 месяцев

      Вам кажется, что новорожденный абсолютно беспомощен и способен только есть да спать? На самом деле, это не так.

      Зачем человеку ползать

      Раннее развитие сейчас вошло в моду. Неутомимые родители готовы буквально с пеленок обучать детишек читать, писать и говорить одновременно.

      Чувство ритма у младенца

      Мир встречает человека не очень-то приветливо. Резкая смена температуры, слепящий свет, лязг инструментов…

      Прогулки на свежем воздухе — один из важнейших ежедневных «ритуалов», которым не стоит пренебрегать.

      Глен Доман: Великий и. Ужасный

      Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана.

      «Детки в клетке» — все о манежах

      Кто-то избавляется от манежа раньше, кто-то — позже, но через «манежный период» проходят все!

      Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет

      Ваш малыш недавно отпраздновал свой первый день рожденья.

      Подарок на первый день рождения

      Грядет годовщина. Первая! И не важно, идет ли речь о вашем собственном сокровище или ребенке любимой подруги, о племяннике или внучке.

      Нормы сна: от двух до трех

      Двух-трехлетние дети нуждаются приблизительно в 11 часах сна ночью и одном-полутора-двухчасовом послеобеденном отдыхе.

      Нормы сна: от года до двух

      Детский сон полезен и ребенку, и его родителям.

      Нормы сна: от 6 до 12 месяцев

      Нарушение сна в этом возрасте может стать проблемой не только для ребенка, но и для его мамы, которой тоже нужен отдых.

      Нормы сна: от 0 до 6 месяцев

      Первые полгода — самые ответственные для родителей и самые важные для ребенка.

      Кормить ли ребенка ночью

      В официальной педиатрии принято мнение, что желудок младенца ночью должен “отдыхать”.

      Как уложить ребенка спать

      Нарушение засыпания может стать изнурительной проблемой не только для самого ребёнка, но и для его родителей.

      Как приучить ребенка к своей кроватке

      Если изначально ребенок спал с родителями, важно, чтобы к трем годам он уже перебрался в свою кроватку.

      Как отлучить малыша от груди

      Взросление ребенка — процесс индивидуальный, и вехи на этом пути достаточно условны. Тем более это относится к моменту отлучения малютки от груди.

      Нормальный стул ребенка первого года жизни

      Нормальный стул у детей от 0 до года — понятие относительное.

      Пришло время вводить в рацион малыша полноценные углеводы, растительные белки, витамины, минералы и пищевые волокна.

      Искусственное вскармливание

      Искусственное вскармливание показано только тогда, когда восстановить полноценную выработку грудного молока не удается.

      Как рождается любовь

      Есть вещи, о которых почти ничего не говорится в большинстве книг по уходу за младенцем. Это взгляд, улыбка, настроение, ощущение незримой связи между вами и вашим малышом.

      Праздник непослушания, или кризис одного года

      Что происходит? Вашего годовалого малыша словно подменили.

      Развитие ребенка на первом году жизни

      Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

      Задержка полового развития у девушек

      О задержке полового развития можно говорить в том случае, когда до пятнадцати-, шестнадцатилетнего возраста у девушки наблюдаются недоразвитие вторичных половых признаков и редкие нерегулярные менструации.

      Рефлекс сосания появляется у человека еще до рождения. Помимо насыщения, во время сосания груди ребенок испытывает положительные эмоции также и от контакта с матерью.

      Приспособления для переноски младенцев

      Однако носить на руках все более тяжелеющее чадо не так-то просто. На помощь приходят различные приспособления для переноски младенцев.

      Задержка полового созревания у мужчин

      Отставание в половом развитии может свидетельствовать о серьезных заболеваниях, которые важно выявить как можно раньше.

      Животные и грязь — защита от аллергии

      Оказывается, присутствие кошки или собаки не только не провоцирует аллергию, но и защищает от нее в будущем.

      Когда можно давать антибиотики детям

      Естественно предположить, что подходы к антибактериальной терапии отдельных инфекций дыхательных путей должны различаться.

      У ребенка вши. Что делать маме

      Летние каникулы постепенно подходят к концу. Дети возвращаются из лагерей. Скоро пора готовиться к школе. Чем же еще, кроме беготни по магазинам перед первым сентября любопытен этот период?

      Признаки заболеваний у детей

      Родители чаще всего обращают внимание на самые очевидные вещи: например, аппетит и сон.

      Аллергия на белок коровьего молока — наиболее распространенный вид аллергий у грудничков.

      Часто болеющий ребенок

      Больше всего часто болеющих среди детей первых трех лет жизни. В крупных промышленных центрах к этой группе относится каждый четвертый-пятый ребенок.

      medportal.ru

      Смотрите так же:

      • Можно ли в 4 месяца ребёнку полусидячие положение Когда ребенок начинает сидеть: разбираем особенности развития навыка В первые полгода жизни грудничок осваивает множество новых навыков: хорошо держит голову, переворачивается, активно ползает. Наиболее подвижные малыши стараются поднимать корпус, ухватившись за спинку кроватки или мамины руки. Рассмотрим, когда ребенок начинает сидеть […]
      • Возраст детей младшей группы детского сада Вторая младшая группа – возраст от 3 до 4 лет. Возрастные группы в детских садах 3-4 года – это возраст, когда малыши идут в сад, познают общество, общение с коллективом, интеллектуально, физически и творчески начинают развиваться и познавать мир. Это возраст, когда ребенок познает не только общение в семейном кругу, но и начинает […]
      • Развитие речи ребенок 3 года Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать Речевое развитие 3-4-летних детей в пределах нормы предполагает беспроблемное понимание родителями своего малыша, при этом посторонние люди могут не разбирать его речи. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте […]
      • Развитие речи ребенка 3-х лет Развиваем речь ребёнка в 3 года правильно В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети […]
      • Анкета по развитию ребенка Главная Обучение Анкета для родителей по развитию речи дошкольников Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста (3–4 года)» Материал для тематического родительского собрания Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» (3-4 года) Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям […]
      • Основные особенности развития детей до года Особенности развития речи ребенка с 3 до 4 лет С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и […]
      • Сколько спит ребёнок в пять месяцев Сколько часов спит ребенок 5 месяцев Малыши приходят к нам из мира, в котором нет таких понятий как день и ночь . Поэтому нет ничего удивительного в том, что карапузы первые месяцы своей жизни плохо спят, ночью бодрствуют, а днем, наоборот, отдыхают по 3-4 часа подряд. И с первых дней жизни малыша родителей волнует один вопрос: Как […]
      • Если 4 месячный ребенок плохо спит ночью Малыш в 4 месяца плохо спит ночью: причины и меры Очень часто родители отмечают проблемы с ночным сном, возникающие у ребенка в четырехмесячном возрасте. Малыш, который до этого хорошо высыпался положенное ему время, вдруг становится капризным, плачет, плохо спит, постоянно просыпается. Что случилось и что нужно делать в таком случае? С […]