1. Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоро­вья детей и подростков.

Показатели и методы индивидуальной оценки физи­ческого развития.

Показатели физического развития детей и подростков.

Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.

Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви

Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чис­тота, влажность)

Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Опре­деляют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см — жироотложение сред­нее, менее 1 см — ниже среднего, более 2 см — выше среднего.

Состояние опорно-двигательного аппарата

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а) Тонкий — узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук, стоп.

б) Коренастый — широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и стопы

Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, сме­шанная

Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич­ ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость обращена назад.

б) Лордотический позвоночник — малая шейная и резко выраженная поясничная кривизна.

в) Кифотический — все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторон­ние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

а) Нормальная б) Х-образная в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная в) Плоская

4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим при­знакам:

У девочек — оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации

У мальчиков — оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Включают в себя:

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.

Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного дина­мометра

Становая сила — определяется с помощью станового динамо­метра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление. После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.

Методы индивидуальной оценки физического развития детей и подростков.

В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.

Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:

Метод сигмальных отклонений.

При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое от­клонение делят на сигму (а) — среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:

В пределах средних величин

Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, от­клоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей сред­ним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.

Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности разви­тия ребенка.

Оценка физического развития по шкалам регрессии.

Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других пока­зателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показа­телей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.

Комплексный метод оценки.

При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному (см. следующий вопрос). После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физиче­ское состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а — резко дисгармонич­ным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном разви­тии имеют место и низкие функциональные показатели.

Определение группы здоровья ребенка.

По степени здоровья все дети разделяются на 5 фупп :

Здоровые. Не имеют хронических заболеваний и гармонично раз­виты (в настоящее время это доли процента)

Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, суту­лость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близо­рукостью.

Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремис­сии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тон­зиллит). ‘

Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации

Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

studfiles.net

1Таблица 1. Средние показатели физического развития детей.

Показатели физического развития

Частота обследования детей определяется темпами их физи­ческого развития. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года до 3 лет — 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет — не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских пока­заний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще.

У здорового ребенка гармоничное соотношение основных показателей физического развития: длины и массы тела, окружности грудной клетки, достаточно глубокого и ровного дыхания. Психологический статус здорового ребёнка характе­ризуется устойчивостью, доброжелательными отношениями в коллективе сверстников. Вести целенаправленно к такому состоянию каждого — главная профессиональная забота вос­питателя. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы не только не допустить ухудшения здоровья детей группы, но и усилить оздоровительный эффект. При педагогической оценке здоровья целесообразно выделить 3 качественно характерные группы детей: здоровые (не болевшие в течение года); часто длительно болеющие (4 и более раз в год – группа ЧДБ); эпизодически болеющие (1-3 раза в год – группа ЭБ).

Сведения о здоровье ребёнка воспитатель получает от ро­дителей, старшей медицинской сестры дошкольного учреждения (по данным медицинской карты ребёнка). Наблюдая за детьми, анализи­руя их самочувствие, поведение, воспитатель дополняет эти сведения, делится информацией с родителями, врачом.

На основании полученных данных прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого ребенка на конец года. Для одних это будет снижение продолжительности и количества заболеваний в течение года (1 ступень прогноза), для других — переход из группы ЧБ в группу ЭБ (2 ступень прогноза) или в группу здоровых (3 ступень прогноза). На основе полученных индивидуаль­ных показателей здоровья выводятся общие результаты по группе. Они определяются индексом здоровья (процентным отношением здоровых детей к списочному составу) и количеством часто болеющих детей. Показателями эффек­тивной физкультурно-оздоровительной работы являются: положительная индивидуальная динамика здоровья (сни­жение количества и продолжительности заболеваний в год с учётом прогноза), а по группе в целом — увеличение индекса здоровья и снижение количества часто болеющих детей.

Степень физического развития детей позволяет в какой-то мере судить о функциональном состоянии органов и, наоборот, нарушения функциональной способности органов влекут за собой изменения в физическом развитии.

Для оценки функционального состояния организма ребенка проводят измерения частоты пульса, артериального давления. Артериальное давление у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости, величины ударного и минутного объемов крови, сопротивления сосудов, их эластичности, количества циркулирующей крови в организме, ее вязкости и других показателей.

Характеризуя функциональ­ное состояние организма дошкольника в период воздей­ствия различных физических нагрузок, необходимо ори­ентироваться на возрастные физиометрические показа­тели детей в покое (данные республиканского диспансе­ра спортивной медицины и республиканского методичес­кого кабинета по физической культуре, таблица 2).

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от под­бора физических упражнений, их сложности и сочетания, час­тоты повторений. При нормировании физической нагрузки, которую получают дети на физкультурном занятии, ориентируются на частоту сердечных сокраще­ний.

2 Таблица 2. Динамика физиометрических показателей детей в возрасте 3-7 лет.

studfiles.net

Каковы особенности физического развития детей в 3-4 года

Каким должно быть физическое развитие детей 3-4 лет в соответствии с возрастными нормами? Родителям полезно об этом знать, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их по мере возможности. От этих показателей во многом зависит социальная адаптация ребёнка и его успешность в обучении. Анатомо-физиологические возрастные особенности, характерные для данного возраста, диктуют определённые виды занятий и упражнений, от которых зависят навыки, умения и знания малышей по физической культуре.

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам:

  1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см), вес 12 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
  2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см), вес 17 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
  3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
  4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
  5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
  6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
  7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление — 95 на 58.
  8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое (о возрастных особенностях развития ребёнка, можно прочесть здесь).
  9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.
  10. Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.

    Навыки, умения, знания

    Перечисленные выше анатомо-физиологические возрастные особенности ребёнка в 3-4 года заметны чаще всего невооружённым глазом, так как касаются внешности. Или же они выявляются в ходе медицинских обследований и лабораторных анализов, если речь идёт о функционировании внутренних органов. В поведении же, на занятиях в детском саду, а особенно — в играх можно тоже увидеть, в норме ли его физическое развитие. В этом возрасте он должен:

  11. задействовать в играх обе руки;
  12. ходить на носочках;
  13. делать различные виды шагов: широкие и мелкие, приставные и в прискоке;
  14. ходить и бегать, управляя темпом (быстро, умеренно, медленно);
  15. ходить и бегать в заданном направлении (прямо, змейкой, по кругу, между предметами);
  16. ходить и бегать, держась крепко за руки;
  17. прыгать на месте, продвигаясь либо вперёд, либо назад, через невысокие и недлинные препятствия;
  18. достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его пока ещё только двумя руками;
  19. принимать активное участие в спортивных, танцевальных, игровых мероприятиях;
  20. последовательно выполнять разнообразные двигательные действия;
  21. управлять телом — удерживать равновесие при ходьбе по наклонной поверхности;
  22. уверенно крутить педали на велосипеде (пока ещё трёхколёсном);
  23. хорошо ходить спиной вперёд;
  24. подниматься и спускаться по лестнице, как взрослый, — чередуя ноги.
  25. Ваш малыш без проблем справляется со всем этим в свои 3-4 года? Тогда можете быть уверены: особенности его физического развития не отклоняются от нормальных показателей. Если же у него ещё не всё получается, отчаиваться не стоит. Нужно лишь немного позаниматься с ним дополнительно, чтобы всё встало на свои места.

    Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.

  26. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это — основы развития мелкой моторики.
  27. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
  28. Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
  29. Бег трусцой (не более 500 м), бег на носочках. Вспомогательная игра — кто быстрее добежит.
  30. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
  31. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота — не более 5 см). Вспомогательная игра — классики.
  32. Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
  33. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры — качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы — стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
  34. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
  35. До 5 кувырков за день.
  36. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
  37. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной — кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
  38. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
  39. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной — учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
  40. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.

При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

Чтобы не навредить собственному ребёнку, организуйте физические нагрузки для него грамотно, с учётом его возрастных особенностей 3-4 лет. Иначе можно замедлить развитие растущего организма.

  • Суставы пальцев у ребёнка в 3-4 года легко деформируются, если, например, он часто лепит из очень жёсткого пластилина. Следите за тем, чтобы подсобный материал был мягким и податливым.
  • Не должно быть неправильных поз: сведены плечи, опущено одно плечо, постоянно опущена вниз голова. Они могут стать для ребёнка привычными, что неизменно приводит к серьёзным нарушениям осанки. В дальнейшем это отрицательно скажется на развитии кровообращения и дыхания.
  • Для нормального физического развития органов дыхания учите ребёнка дышать носом.
  • Обеспечьте ребёнку в 3-4 года сон в 11-13 часов в сутки. На дневной сон из них приходится 1-1,5 часа.
  • Наполняйте день малыша физической активностью для его полноценного развития. Реализуйте его потребность в постоянном движении с помощью утренней зарядки, длительных прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, физкультминуток и даже домашнего спортзала.
  • Обучайте его новым навыкам: езде на велосипеде, плаванью, игре в мяч. Это придаст ему уверенности, повысит самооценку.
  • Будьте аккуратны с правилами в играх: не используйте соревнования. Соблюдать правила в 3-4 года ребёнок способен, но только не проигрывать. Иначе физическое развитие будет проходить на фоне нервного стресса.
  • Сразу пролечивайте любые заболевания. Не забывайте про профилактику.
  • Чтобы физическое развитие ребёнка в 3-4 года соответствовало нормам, родители должны уделять его здоровью большое внимание. Постоянное посещение врачей, профилактика распространённых детских заболеваний, навыки здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, закаливание — всё это играет здесь определённую роль. Только с учётом всех этих аспектов малыш будет формироваться правильно на фоне своих сверстников. Это положительно скажется на всей его дальнейшей жизни.

    Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

    Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

    Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

    www.vse-pro-detey.ru

    Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

    Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

    Трехлетний возраст – своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

    Показатели роста и веса

    В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек – жировых.

    Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет – 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

    Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет – 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

    Развитие двигательной активности

    Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

    С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

    Умение держать равновесие в возрасте 3–6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

    Развитие тонкой моторики

    Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

    Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

    К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

    В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

    Развитие костной системы

    В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4–5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.
  • Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

    Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

    Особенности питания в период 3–6 лет

    Для полноценного развития ребенку в возрасте 3–6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

    В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

    Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

    В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.
  • Стимулирование физического развития ребенка

    Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

    Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

    Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность – локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

    Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

    www.medweb.ru

    Основные показатели физического развития ребенка

    Основные показатели физического развития детей

    Для оценки физического развития ребенка используют показатели роста, массы тела, окружности головы, груди и общее состояние. Интенсивность прибавки массы тела и роста зависит от возраста ребенка. Так, масса тела новорожденного удваивается к 4-5 мес, утраивается к году, затем прибавка идет в среднем на 2 кг в год. Рост за первый год увеличивается на 25 см, к 5 годам рост новорожденного удваивается, затем каждый год рост увеличивается в среднем на 5 см.

    Средние данные основных показателей физического развития представлены в таблице

    Возраст Девочки Мальчики

    рост (см) масса тела (кг) окружность головы (см) окружность груди (см) рост (см) масса тела (кг) окружность головы (см) окружность груди (см)

    1 мес 53,3 3,87 36,6 36,0 54,2 4,09 37,3 36,3

    2 -//- 57,1 4,82 38,4 38,1 58,6 5,16 39,2 39,0

    3 -//- 60,6 5,65 40,0 40,0 62,0 6,1 40,9 41,3

    4 -//- 62,6 6,4 41,0 41,8 64,4 6,9 41,9 42,8

    5 -//- 64,8 7,03 42,2 43,0 66,4 7,6 43,2 44,3

    6 -//- 66,5 7,6 43,2 44,3 68,1 8,16 44,2 45,4

    7 -//- 67,7 8,09 44,0 45,0 69,5 8,7 44,8 46,4

    8 -//- 69,0 8,53 44,3 46,0 70,9 9,27 45,4 47,2

    9 -//- 70,4 9,03 45,3 46,7 72,3 9,7 46,3 47,9

    10 -//- 72,0 9,5 45,6 47,0 73,3 9,95 46,6 48,3

    11 -//- 73,3 9,75 46,0 47,7 74,3 10,2 46,9 48,7

    12 -//- 74,0 10,1 46,0 47,7 75,3 10,5 47,2 49,0

    2 года 85,0 12,1 50,0 85,9 12,7 51,8

    3 -//- 93,0 14,2 52,5 93,8 14,6 53,2

    4 -//- 99,6 15,4 53,1 100,0 15,9 54,1

    5 лет 106,1 17,5 54,9 107,3 17,8 55,8

    6 -//- 112,4 20,0 56,6 114,0 20,4 57,6

    7 -//- 122,2 23,8 57,4 123,3 24,0 58,8

    8 -//- 123,0 24,8 58,2 124,9 24,4 59,4

    9 -//- 130,3 27,4 59,8 131,0 27,8 62,0

    10 -//- 136,0 30,8 62,6 136,1 30,4 64,0

    11 -//- 140,6 32,7 64,3 140,0 32,8 66,0

    12 -//- 149,0 38,5 67,5 144,5 35,5 66,3

    13 -//- 154,0 42,7 69,7 150,2 39,4 69,6

    14 -//- 156,5 46,8 72,8 158,7 46,1 73,1

    15 -//- 159,3 51,3 74,5 164,8 52,2 76,3

    16 -//- 159,5 53,0 76,6 167,2 56,4 80,5

    Вы собираетесь перейти в раздел продукции Semper для питания детей от 0-6 месяцев.

    Грудное молоко — лучше питание для детей раннего возраста. Оно обеспечивает

    гармоничный рост и развитие ребёнка, защищает от инфекционных заболеваний

    и помогает развитию иммунитета, оказывает благотворное действие на пищеварение.

    ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев.

    Перед тем как принять решение об искусственном вскармливании с использованием молочной смеси, следует обратиться за консультацией к педиатру.

    Информация данного раздела предназначена только для медицинских работников.

    Пожалуйста, ответьте на 3 вопроса!

    Спасибо за ваш интерес к сайту и бренду Semper. Нам важно ваше мнение, поэтому, пожалуйста, помогите нам сделать наше общение и продукты Semper еще лучше — примите участие в опросе.

    Для более правильной оценки физического развития следует принимать во внимание и другие показатели:

    Пропорции тела (окружности головы, грудной клетки, соотношение роста и массы тела и т.д.)

    Пропорции тела оцениваются с помощью специально разработанных таблиц, позволяющих проанализировать показатели окружности грудной клетки и головы, соотношение массы тела и роста. Лучше, если данные показатели будет интерпретировать специалист (педиатр), принимающий во внимание индивидуальные особенности ребенка.

    Двигательные умения ребенка

    Приобретенные навыки и умения двигательной активности становятся более разнообразными. Малыш уже уверенно ходит, может самостоятельно собирать несложные конструкции (например, складывать пирамидку) и т.д. Для их совершенствования полезными будут занятия физической культурой, что также окажет положительное влияние на умственное развитие ребенка, формирование и укрепление иммунитета. Максимально заинтересовать малыша поможет игровая форма проведения подобных занятий, что обязательно следует

    учитывать родителям при их организации.

    Скорость и последовательность прорезывания зубов прежде всего зависят от возраста ребенка. У детей к году в случае нормального физического развития, как правило, имеется 8 молочных зубов. Все молочные зубы прорезываются к трем годам. К этому возрасту их должно быть 20.

    Отклонения в физическом развитии могут быть признаком различных заболеваний. Однако следует помнить об индивидуальных показателях каждого ребенка, ведь степень физического развития во многом зависит от генетических особенностей. Например, у родителей с невысокими показателями физического развития (рост, масса тела) скорее всего и ребенок будет невысокого роста и наоборот — дети высоких родителей могут значительно опережать своих сверстников по показателям физического развития.

    Физическое развитие ребенка

    В первый год жизни малыша очень важны такие показатели, как ежемесячная прибавка роста, веса, окружность головы и грудной клетки, а так же размеры родничка, которые и определяют насколько физическое развитие ребенка по месяцам, соответствует нормам. Для этого педиатр заносит в карточку показатели физического развития детей в сантиметрах и граммах и высчитывает, насколько прибавка соответствует определенному возрасту.

    Такая таблица физического развития ребенка индивидуальна для каждого малыша и зависит от изначальных параметров, которые были при рождении. В случае сильной динамики отклонения в ту или иную сторону есть повод дополнительно обследовать малыша на предмет различных нарушений связанных с патологией новорожденного или заболеваниями. Иногда задержка физического прогресса у детей появляется вследствие плохого ухода за малышом.

    Нормы физического развития ребенка до года

    Умственное и физическое развитие ребенка тесно взаимосвязаны друг с другом, это объясняется тем, что отделы головного мозга, отвечающие за двигательные функции и речь, расположены рядом. При каких либо ограничениях новорожденного, связанных с его активностью замедляется его интеллектуальный рост и, наоборот, при врожденных патологиях, отражающихся на интеллекте, его становление в плане физическом отстает по многим показателям.

    Кроме основных показателей, которые обычно заносятся в таблицы и дают представление об общей тенденции набора веса и роста, есть еще и другие критерии, с их помощью педиатры, да и сами родители могут понять, насколько кроха отстает, соответствует или опережает нормы физического развития ребенка.

    Основные виды и критерии физического развития детей до года:

    1. Антропо­метрические показатели. Прибавки в росте и весе по месяцам.
    2. Статика. Умение малыша держать равновесие, управлять собственным телом. У новорожденных движения хаотичны, ко второму месяцу младенец может управлять движением рук, к трем держит голову из положения лежа. Четырехмесячный малыш пытается подняться из положения, лежа на спине, задирает ноги, может руками ловить ступни и подносить ко рту и т.д. в том случае если движения малыша с взрослением продолжают быть хаотичными необходимо проверить его органы слуха и зрения, а так же сделать томограмму головного мозга. Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата, находящегося в ухе, нарушения этого, или прилегающих органов может повлиять на физическое развитие ребенка.
    3. Моторика. Двигательная активность, как отдельных органов, так и их совокупность для выполнения какого-либо действия – переворотов, ползания, хлопанье в ладоши, ходьба. Становление моторики происходит сверху вниз, то есть сначала младенец учиться управлять головой, руками, затем ногами и потом всем телом. Физическое развитие ребенка в 6 месяцев подразумевает умение малыша переворачиваться с живота на спину и наоборот, сидеть без поддержки, уверенно держать средние предметы в ладошках.

    Различают еще и мелкую моторику рук с помощью, которой малыш может держать ложку, ручку, совершать какие-либо действия.

  • Сенсорные реакции. Этому критерию особое внимание уделяется на первом месяце жизни, поскольку при отсутствии реакции на звук, свет, движение говорит о возможных врожденных патологиях.
  • Развитие речи . Речевой аппарат малыша усовершенствуется с первых дней жизни, сначала младенец учиться, не сбивать дыхание при плаче, и этим тренирует легкие, затем начинается период агукания, гуления, первых слогов, и слов. Физическое развитие ребенка в 8 месяцев при отсутствии нарушений интеллекта подразумевает умение произносить односложные слова, а так же восприятие речи обращенной к нему.
  • Восприимчивость к эмоциям и воспитанию. Не первом году жизни, говорить о каких-либо социальных понятиях рано, тем не менее, малыш живет инстинктами и эмоциями и рефлексами которые проявляются в страхе, радости, голоде, любопытстве. Отсутствие одного из этих реакций может говорить о психоэмоциональных нарушениях.
  • Задержка физического развития у детей

    Физическое развитие детей до года оценивается в первую очередь по антропо­метрическим показателям. При отклонениях от нормы можно говорить об отставании легком, умеренном или тяжелом. Виды нарушений физического развития у детей разделяются в зависимости от причины на:

    • органические – обусловленные заболеваниями, недоношенностью, эндокринными нарушениями.
    • психосоциальные – задержка в роста при недостаточном уходе, плохих условиях проживания, напряженной обстановке в семье.

    Диагностика физического развития детей раннего возраста, при которой сравниваются показатели прироста массы тела и роста в процентах с диаграммами соответствующего возраста, помогают определить степень отставания. При этом показатели детей рожденных недоношенными сопоставляются не с данными диаграмм, здесь главное наличие положительной динамики прироста веса и роста. Как правило, к двум годам такие малыши догоняют сверстников по всем показателям.

    Физическое развитие детей дошкольного возраста

    Ранее физическое развитие ребенка основано на укреплении иммунитета путем закаливания, гимнастических упражнений, усовершенствование мелкой моторики, ловкости и психологического равновесия.

    Физическое развитие ребенка в 3 года во многом зависит от его активности, поэтому детям необходимо предоставлять возможность бегать и резвиться. Кроме того детям нужно обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, здоровый сон не менее 9 часов ночью и дневной в течение 2 часов, а так же физическое воспитание, которое не имеет ничего общего с изнурительными спортивными нагрузками.

    Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос подразумевает интеграцию системы ДОУ в плане всестороннего воспитания. Положительный результат таких изменений в образовательной системе возможен только при гармоничном взаимодействии всех участников процесса воспитания – педагогов, родителей и их детей.

    uspeshnyjmalysh.ru

    Смотрите так же:

    • Ребенок перестал спать по ночам 5 месяцев Ребенок 4 месяца часто просыпается Почему ребенок часто просыпается ночью? Многих молодых мам беспокоит вопрос, почему ребенок часто просыпается и значит ли это, что у малыша есть нарушения сна. Эта проблема наиболее распространена у грудных детей. Что делать, если ребенок часто просыпается и является ли это поводом для […]
    • Аденоиды консервативное лечение у детей Аденоиды 1 2 степени у детей фото Аденоиды 1,2 и 3 степени у детей: симптомы и лечение Аденоиды в носу у детей – это не что иное, как разрастание ткани глоточной миндалины. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, как вылечить аденоиды у ребенка необходимо подумать и о курортном лечении. В вопросе развития аденоидов существует и […]
    • Особенности детей младшего школьного возраста презентация Возрастные особенности детей школьного возраста 1. Возрастные особенности детей школьного возраста психолог высшей категории, тренер-супервизор технологий «Активная поддержка родителей» и «Интенсивная семейная терапия на дому». 2. Понятие возраста. Психологический возраст. 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью […]
    • Ребенок не спит от кортексина Кортексин - лекарство для головного(!) мозга. Представляем Вам мнения людей о применении: Мой сын инвалид. Кортексин ему действительно помогает, мы его уже колим 7лет , четыре раза в год.Хороший препарат. Моей дочери 5 лет, мы с 2ух лет колим кортексин. Иногда 2 раза в год, иногда 1, но реально видим результат. До 2 лет после 3ёх […]
    • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
    • Можно ли на ночь ребенку кашу Можно ли давать ребенку кашу на ночь Мы сейчас один раз просыпаемся, но в последнее время дико оголодавшие :/ если раньше малыш начинал недовольно ворочаться, недовольно сопел, но еду ждал в целом спокойно (мы на ив). То сейчас он просыпается и плачет :/// требовательно так, жадно сьедает бутылочку и спать отваливается дальше. Я вот […]
    • План развития ребенка 1 3 лет По порядку: план развития ребёнка от 1 до 2 лет Внимание на движение К 1 году кроха либо уже ходит, либо вот-вот начнёт это делать. Главное тут - не мешать, а просто помогать. Чуть придерживать, оберегая от опасных падений. Но в целом ребёнок должен проявлять самостоятельность в движениях, ведь ему хочется самому выбирать направления и […]
    • Лечение насморка у детей народной медицины Насморк — лечение с помощью народной медицины При остром насморке, острых респираторных заболеваниях, гриппе и ангине народная медицина рекомендует следуещее: 1. ПРИГОТОВИТЬ СБОР: *.Трава зверобоя — 1 ст. л. *.Кора ивы — 1 ст. л. *.Листья мяты — 2 ст. л. *.Кора дуба — 2 ст. л. Все измельчить, залить 1 стаканом кипятка и настоять 2 ч. […]