Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за­висит от системы воспитания и обра­зования, которая, в свою очередь, фор­мируется с учетом особенностей миро­воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важней­шее условие развития России. Разре­шение проблем нравственного воспи­тания требует поиска наиболее эф­фективных путей или переосмысле­ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образо­вательном материале, но и как о педа­гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравст­венного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на кото­рых дети постигают многообразие ми­ра.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высоко­го мнения, что включил их в свою пе­дагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народ­ного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал во­прос о педагогическом значении ска­зок и их психологическом воздействия на ребенка

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, спо­собствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благо­родство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, стра­данию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый ис­точник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, вопло­щая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу­дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом — бессмертие человечества. В этом — вечность вос­питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду­ховному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмо­тря на гонения и играла огромную вос­питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выхо­дить из трудных положений, преодо­левать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече­ства. Сложная картина жизни пред­ставляется детям в сказке в виде про­стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действи­тельности.

В сатирических сказках народ вы­смеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда выта­щить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчи­вость, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девуш­ки, юноши, ребенка (мальчика или де­вочки).

Итак, в народной сказке определи­лись герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система об­разов, ясная идея, мораль, вырази­тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы — В. А. Жу­ковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершо­вым, К. И. Чуковским, а также совре­менными писателями, как отечествен­ными, так и зарубежными.

Для того чтобы максимально эф­фективно использовать сказку с це­лью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверен­ность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок осо­бенно нравится детям и усиливает вос­питательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образ­ность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весь­ма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому пра­вомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особеннос­ти детей, прежде всего неустойчи­вость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприя­тие детьми, не способными еще к абст­рактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным харак­тером народа: отвага, трудолюбие, ос­троумие и т. п. Эти черты раскрывают­ся и в событиях, и благодаря разнооб­разным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавнос­тью сказок. Мудрый педагог — народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие жи­вые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

Дидактизм является одной из важ­нейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо­лодцам урок» дается не общими рас­суждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действия­ми. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в со­знании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге­роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Автор: Закурдаева Наталья Алексеевна

pedportal.net

Праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

заочной формы обучения

Нурдавлетовой Азалии Закиевны

Оценка научного руководителя Работа защищена

__________________________ Зав. Кафедрой___________

Глава I. Теоретическое обоснование влияния праздников на духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Сущность духовно – нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Значение праздника в духовно – нравственном воспитании старших дошкольников………………………………………………………………

Воспитательный потенциал праздников………………………………….

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качеств старших дошкольников средствами праздников……………………….

Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качествстарших дошкольников средствами праздников……..

2.1.Исследование уровня сформированностидуховно — нравственных качеств у старших дошкольников………………………………………………..

2.2 Организация работы по формированию духовно — нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием праздников………

2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально — волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем духовно — нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности духовно — нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, — писал В.М. Бехтерев, — отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно — нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких духовно — нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые — педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играют праздники в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.[6, с.14] Праздники показывают жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача духовно — нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия самих участников, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои народные праздники, которые связаны между собой.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Вопросами воспитания детей на праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно — нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Праздники как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы: определить влияние праздников в духовно — нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: праздники как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы полагаем, что духовно — нравственное воспитание старших дошкольников будет более эффективно при использовании праздников как педагогического средства, если:

работа по духовно — нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей;

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть сущность духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить влияние праздников на духовно — нравственное воспитание;

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по работе с праздниками.

Теоретическая основа исследования: теория познавательного интереса (В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, Н. А. Погорелова, Г.И. Щукина и др.); концептуальные положения о развитии познавательных интересов в онтогенезе (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); положения о роли жизненного опыта в развитии познавательного интереса (С. А. Бедрина, Е. Н. Темникова и др.) Также к теоретической основе относятся труды выдающихся педагогов В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский,Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

1) метод теоретического исследования (теоретический анализ, изучение литературы)

2) изучение педагогического опыта (анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности)

3) математический метод (регистрация, ранжирование, шкалированиеи др.)

1) Подготовительно-поисковый. На основе изучения теоретических аспектов, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были определены его объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

2) Опытно-экспериментальный. На этом этапе разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня сформированности духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

3) Аналитический. На этом этапе осуществляется анализ и систематизация результатов исследования, обобщались результаты эксперимента.

Теоретическая значимость: теоретически обосновано влияния праздников на духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость: в курсовой работе представлены праздники для старших дошкольников.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария по категориальному аппарату и по персоналиям, списка использованной литературы.

studfiles.net

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста и она является основой нравственного развития личности.

Как же развить в ребенке отзывчивость? Как сделать его добрее? Как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Роль детских сказок в развитии детей многогранны- от развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку. Чем пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок –развивать фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.

В сказках всегда побеждает добро- это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.

Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Ребенок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.

Сказки должны входить в план воспитании детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и в своих силах.

При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремлении «к легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Круть и Верть»).

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

-как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

-как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

-что зло наказуемо («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям- «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить.

Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка — Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна лягушка»; мудрость восхваляется, забота о близком поощряется-«Бобовое зернышко».

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и способствует пробуждению творческих сил ребенка.

На примере героев сказки у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать, анализировать, не привычно по своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать их повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У детей развивается творческое мышление, воображение, внимание, дети учатся логически мыслить и творчески работать. В процессе работы дети учатся управлять своими чувствами, справедливо оценивают свои поступки и поступки других.

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Даже, если ребенок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать в слух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

www.maam.ru

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Современные родители зачастую игнорируют духовно-нравственное воспитание дошкольников, уделяя при этом больше внимания умственному и физическому развитию. Но не стоит забывать, что человек — существо социальное, и одной из главнейших задач взрослых является воспитание в подрастающем поколении нравственных качеств, которые в будущем могли бы обеспечить ему комфортные условия жизни в обществе. Для полноценного нравственного воспитания детей родителям и воспитателям следует с раннего дошкольного возраста знакомить малышей с общекультурными, моральными, духовными и эстетическими ценностями, прививать любовь к красоте и добру.

Развитие личности в дошкольном возрасте

Личностное развитие детей наиболее активно происходит в период дошкольного возраста. На определенном возрастном этапе происходит становление конкретных личностных черт. Личностное развитие в дошкольном возрасте наглядно можно представить так:

  • 3-4 года (младший дошкольный возраст) — развитие эмоциональной саморегуляции;
  • 4-5 лет (средний дошкольный возраст) — развитие нравственной саморегуляции;
  • 5-7 лет (старший дошкольный возраст) — развитие деловых навыков.
  • Неотъемлемой частью формирования личности ребенка является постепенное постижение окружающего мира и осознание своей роли в нем. Таким образом происходит зарождение основ социально-нравственного воспитания дошкольников. На данном этапе большое значение имеет отношение взрослых (прежде всего родителей и воспитателей) к жизни и происходящим событиям. Например, если мать настроена пессимистически, часто проявляет свое недовольство окружающей действительностью, то велика вероятность, что и у ребенка разовьется недоверие и враждебность к миру.

    У детей старшего школьного возраста в процессе личностного развития обнаруживаются особенности волевой и эмоциональной сферы. Например, ребенку становятся доступными чувство красоты и гармонии, открываются возможности анализа всего происходящего вокруг, на основе чего формируется свой внутренний мир.

    Основы духовно-нравственного воспитания

    Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка. Именно в раннем возрасте происходит накопление нравственного опыта, что создает основу для формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Проблема нравственного воспитания должна решаться при помощи совместных усилий родителей и воспитателей, которые обязаны быть примером для подражания. В результате духовно-нравственного воспитания дошкольников формируется личность, имеющая определенные нравственные и духовные ориентиры: ребенок учится различать добро и зло, вырабатывает позитивное отношение к людям, учиться сочувствовать им, проявляет свое благодушие в действии.

    Методы и способы нравственного воспитания дошкольников

    Как уже было сказано ранее, самый действенный способ воспитания нравственности и духовности, особенно у детей старшего дошкольного возраста, — это личный пример. Кроме того, существуют и другие методы нравственного воспитания дошкольников. Данные методы условно можно разделить на три группы: наглядный, словесный и практический. Рассмотрим средства нравственного воспитания дошкольников подробнее.

    К наглядному методу относятся прогулки по городу и экскурсии в картинную галерею или зоопарк. Также широко используются показы мультфильмов и кинофильмов, разглядывание иллюстраций и репродукций в книгах. Большой популярностью у детей пользуются различные игры. Например, социальная игра «Муравьи», в которой при помощи мимики и жестов детям требуется выразить различные эмоции по отношению друг к другу без помощи слов. Акцент делается на изображении положительных чувств, что направлено на сплочение коллектива и развитие дружелюбия между малышами.

    Наибольшая эффективность наблюдается при сопровождении наглядного метода словесным. К средствам словесного метода прежде всего относят нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Действенными приемами являются также:

  • беседы с родителями/воспитателями;
  • ответы на вопросы ребенка;
  • загадки, пословицы и поговорки;
  • комментирование иллюстраций, схем, прочитанных произведений;
  • разбор жизненных ситуаций.
  • Особо стоит сказать о сказке как средстве духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сказка как древний фольклорный жанр вобрала в себя множество мотивов и сюжетов, на примере которых дети учатся не только сопереживать и эмоционально реагировать на различные события, но и овладевать способностью образного мышления.

    Не менее успешно для воспитания детей дошкольного возраста используется практический метод, наиболее подходящий для младших дошкольников, ведь основным его средством является игра. Практический метод включает:

  • инсценировки;
  • приготовления блюд;
  • рукоделие (шитье, лепка из пластилина, поделки из бумаги);
  • постановки спектаклей;
  • конкурсы и викторины;
  • детская благотворительность.
  • Самый эффективный способ духовно-нравственного развития дошкольников — это грамотное сочетание методов и соблюдение комплексного подхода.

    Задачи и цели нравственного воспитания дошкольников

    Развитие моральных качеств у ребенка и освоение им моделей правильного поведения — главные задачи нравственного воспитания дошкольников.

    Уже в раннем дошкольном возрасте происходит стремительное формирование широкого диапазона чувств и эмоций. Они могут иметь разную направленность и проявляться:

  • по отношению к самому себе — совесть, чувство уверенности, гордость или стыд, чувство неуверенности, печаль;
  • по отношению к другим людям — симпатия, сочувствие, любовь, привязанность или антипатия, гнев, раздражительность;
  • по отношению к коллективу — чувство товарищества, сплоченности или отстраненность, одиночество.

У старших дошкольников начинают проявляться более сложные чувства, к примеру, в отношении государства (патриотизм). Зарождающиеся и приобретающие все большую глубину чувства детей искренны и чисты, но при этом неустойчивы и подвержены отрицательному воздействию. На данном этапе нравственного развития взрослым нужно не только подавать достойный пример и стараться не показывать негативных проявлений чувств, но и максимально контролировать источники информации, воздействующие на восприимчивую психику ребенка. К примеру, нельзя допускать, чтобы дошкольник имел возможность смотреть телепередачи и кинофильмы без одобрения взрослого.

Чувства пробуждают тягу к определенным действиям, благодаря чему ребенок усваивает нравственные модели поведения, которые в дальнейшем формируются в привычки. Уже в раннем возрасте у дошкольника вырабатываются определенные простейшие навыки дисциплинированного поведения, опрятности, самостоятельности. Малыш получает опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, а вместе с тем и умение вести себя в обществе.

Задача взрослого — развить привычки, которые облегчат ребенку дальнейшее социальное взаимодействие: научить здороваться со всеми и прощаться, вежливо просить и благодарить за оказанную помощь, возвращать вещи на место, порядочно вести себя в общественных местах.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети закрепляют ранее выработанные привычки и совершенствуют культурные навыки: приучаются к соблюдению правил поведения в общественных местах (в поликлинике, к примеру, шуметь нельзя, а в парке развлечений можно и повеселиться). Понимают, что говорить правду — хорошо, но ябедничать — плохо. Приучаются соблюдать чистоту и порядок. В нравственных представлениях старших дошкольников трудовая деятельность и взаимопомощь уже не кажутся чем-то навязанным извне, а укореняются как необходимость. Таковы основы социально-нравственного воспитания дошкольников, которых нужно придерживаться для развития в будущем полноценной личности.

Таким образом, работа над духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста со стороны родителей и педагогов должна быть направлена на расширение чувственного мира детей, его созидание и укрепление. У ребенка должны быть сформированы критерии добра и зла, правды и лжи. Не нужно забывать, что при формировании нравственных качеств у дошкольников обязательно следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и важность комплексного подхода к воспитанию.

doshkolnik.net

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку».

Новизна программы заключается в попытке интегрировать возможности работы с различными сказками с целью нравственного развития дошкольников в условиях социально-реабилитационного центра.

1. Выявить уровень развития нравственных качеств личности дошкольника.

3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

6. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

Реализация программы разделена на три этапа –

Задачи этого этапа:

• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;

• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.

1. Метод наблюдения.

Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность занятий: групповое – 20 – 30 мин., индивидуальное – 20-25 мин. Групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.

1. Анализ результатов работы.

2. Обобщение опыта работы.

«Что такое хорошо и что такое плохо» Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

1. Игра-драматизация «Теремок».

2. Обсуждение сказки «Стойкий оловянный солдатик».

3. Инсценировка сказки «Сказка о горделивом петушке».

4. Занятие “Двенадцать месяцев”

«Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

2. Занятие с элементами аппликации “Как рубашка в поле выросла”.

3. Инсценировка сказки «Бабушка, внучка да курочка».

4. Занятие с элементами аппликации “Два Мороза”.

«Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

2. Занятие «Муравей и голубка»

3. Чтение и обсуждение сказки «Черепаха и заяц».

4. Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка».

5. Чтение и обсуждение сказки «Цветик-семицветик».

6. Кукольный спектакль «Лиса и журавль».

«Дом, в котором я живу» Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

1. Занятие «Петушок и курочка»

2. Занятие «Зимовье зверей»

3. Беседа по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

4. Занятие с элементами лепки “ Маша и медведь”

5. Занятие «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1. применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;

3. делать самостоятельный нравственный выбор;

4. распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль;

5. уметь выражать чувства и переживания словами.

Просмотр содержимого документа

«Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» »

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку».

Создать оптимальные условия для формирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через сказку в условиях социально-реабилитационного центра для совершеннолетних.

2. Разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника. Подобрать наглядный материал для оформления комнаты.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения

5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

7. Выявить динамику развития познавательной активности путем проведения итогового диагностирования.

Реализация программы разделена на три этапа –

диагностический, основной, заключительный.

• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;

• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.

Сроки реализации: декабрь

На этом этапе работы использованы следующие методы:

3. Диагностическая методика "Сюжетные картинки"

4. Методика "Закончи историю"

Практические задания по реализации программы

Формы реализации: групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность занятий: групповое – 20 – 30 мин., индивидуальное – 20-25 мин. Групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.

Сроки: январь — апрель

Направление Общие задачи Кол-во часов Реализация направления

«Что такое хорошо и что такое плохо» Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

1. Игра-драматизация «Теремок».

2. Обсуждение сказки «Стойкий оловянный солдатик».

3. Инсценировка сказки «Сказка о горделивом петушке».

4. Занятие “Двенадцать месяцев”

«Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

1. Занятие «Морозко».

2. Занятие с элементами аппликации “Как рубашка в поле выросла”.

3. Инсценировка сказки «Бабушка, внучка да курочка».

4. Занятие с элементами аппликации “Два Мороза”.

«Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

1. Занятие "Путешествие в сказку"

2. Занятие «Муравей и голубка»

3. Чтение и обсуждение сказки «Черепаха и заяц».

4. Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка».

5. Чтение и обсуждение сказки «Цветик-семицветик» .

6. Кукольный спектакль «Лиса и журавль».

«Дом, в котором я живу» Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

1. Занятие «Петушок и курочка»

2. Занятие «Зимовье зверей»

3. Беседа по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

4. Занятие с элементами лепки “ Маша и медведь”

5. Занятие «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Дети должны уметь:

1. применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;

2. различать полярные понятия «хороший» — «плохой», «красивый» — «некрасивый», «правда» — «ложь», «добро» — «зло» и т. д. в сказке и в жизни;

3. делать самостоятельный нравственный выбор;

4. распознавать настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль;

5. уметь выражать чувства и переживания словами.

kopilkaurokov.ru

Смотрите так же:

  • Правовое воспитание методы и формы Правовое воспитание методы и формы 7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе […]
  • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
  • Темы по трудовому воспитанию дошкольников Темы по трудовому воспитанию дошкольников Лана Петрик. Гуру. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника. Формирование экологической культуры личности. Тема самообразования. Пихед Наталья Генриховна. Учитель-дефектолог. 24 года. 4.Творческий отчёт по теме […]
  • Почему ребенок просыпается во сне Почему новорожденный ребенок всхлипывает и плачет во сне, не просыпаясь: выясняем причины В первые недели жизни плач является чуть ли не единственным способом, с помощью которого малыш может сообщить родителям о своих потребностях. В большинстве случаев мама способна понять причину слез, однако когда грудной ребенок плачет во сне , […]
  • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
  • Развитие внимания у ребенка 6-7 лет Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет Развивающие игры для дошкольников Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных […]
  • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
  • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]