Программа "Психомоторное развитие детей 5–6 лет"

В данной программе раскрыто значение психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

Основной её целью является совершенствование развивающего и коррекционно-развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности и мелкой моторики, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, оптимальное развитие и коррекция психомоторных функций через применение индивидуально-дифференцированного подхода в развитии двигательной активности и мелкой моторики.

Предложен мониторинг и перспективный план по развитию и коррекции психомоторных функций детей, который включает в себя: дыхательные упражнения, телесные, растяжки, глазодвигательные, развитие мелкой моторики рук, развитие коммуникативной и когнитивной сфер, различные виды ползания.

Программа предназначена педагогам ДОУ в качестве кружковой деятельности, родителям в качестве игровой деятельности по повышению психомоторных функций своего ребенка.

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5–7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий. Движение — естественная биологическая потребность детей.

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит с вой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Психомоторные способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются в рамках проблемы трансформации в деятельности самого ее субъекта, его потребностей, его предрасположенности к конкретным видам деятельности. Деятельность является одним из основных факторов развития личности. Каждому этапу психического развития человека соответствует определённый тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает решающее влияние на изменение в его психических процессах и психологических особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). Способности определяются как устойчивые индивидуальные психологические и физические свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности

Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников остается актуальной, в связи тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы выбрали тему исследования: “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”

А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Цель программы: совершенствование развивающего и коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности и мелкой моторики, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, оптимальное развитие и коррекция психомоторных функций через применение индивидуально — дифференцированного подхода в развитии двигательной активности и мелкой моторики.

— исправлять недостатки, развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

— формировать точность и целенаправленность движений и действий;

— осваивать навыки правильного речевого дыхания;

— развивать психические процессы: мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Программа разработана в соответствии с актуальностью проблемы. Материалы для кружка подбирались с учетом лексических тем, изучаемых в данной возрастной группе, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи всех видов детской деятельности.

Основные принципы программы/

1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

2. Принцип системности (проведение рационально спланированной, продуманной работы).

3. Принцип доступности (позволяет решать поставленные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и как итог — самостоятельной деятельности).

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор форм и методов работы осуществляется с учетом психологических особенностей каждого ребенка).

5. Принцип единства диагностики и коррекции.

6. Деятельностный принцип коррекции.

7. Принцип комплексности коррекционного воздействия.

8. Принцип природосообразности.

9. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Этапы и сроки реализации программы.

Программа дополнительной образовательной услуги расчитана на учебный год и предполагает реализацию трех последовательных этапов.

I. Организационно-диагностический этап (1-2 неделя сентября).

1. Стартовое обследование детей с целью точного определения состояния психомоторного развития.

2. Обобщение данных, полученных в ходе диагностики, формулировка объектоного заключения. Определение состава группы для занятий в рамках дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

3. Корректировка содержания программы дополнительной образовательной услуги в части дифференцированной работы с детьми.

4. Совершенствование обогащенной предметно-развивающей среды.

5. Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях Психомоторного развития детей 5-6 лет, установление доверительных отношений сотрудничества.

II. Коррекционно-образовательный этап.

2. Коррекция нарушений психомоторного развития.

III. Контрольно-диагностический этап (3-4 неделя мая).

1. Мониторинг результатов коррекционно-педагогического воздействия с целью выявления динамики и особенностей продвижения в процессе психомоторного развития всех и каждого из воспитанников.

2. Подготовка и организация итогового открытого занятия кружка.

3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для воспитателей и родителей воспитанников по организации дальнейшей работы по обогащению психомоторного развития ребенка.

4. Составление отчета об итогах дополнительного образования детей старшей группы в рамках оказания дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

Практический материал подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников и выбран в соответствии с уровнем сформированности психологических и моторных функций ребенка, способностей и возможностей детей старшей группы.

Занятия кружка – это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники обучаются правильному выполнению упражнений различного характера, влияющих на развитие психомоторных функций.

1. Сформированные стойкие навыки выполнения дыхательных, глазодвигательных, телесных, коммуникативных и когнитивных упражнений.

2. Восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений.

3. Осознание своих проблем в виде телесных аналогов.

4. Развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

5. Социальная адаптированность детей.

Таким образом, благодаря специально подобранным играм и упражнениям, дошкольники приобретут навыки и умения необходимые для овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной подготовке к школе и адаптации в обществе.

Курс обучения: 1 учебный год.

Возрастной диапазон: пять-шесть лет.

Оптимальная наполняемость группы: 12 человек.

Место проведения: групповая комната, либо музыкальный зал.

Количество учебных часов: 30 – за курс обучения, 4 – в месяц (за исключением каникул), 1 – в неделю.

Продолжительность учебного часа: 25 мин.

Для успешной реализации программы необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1. Занятия проводятся с детьми одного возраста, в данном случае, старшего (5-6 лет).

2. Занятия строятся по единой схеме: введение в тему, создание эмоционального настроя на занятие, мероприятия по смягчению негативных проявлений психоэмоционального развития, выполнение заданий, эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность дальнейшей деятельности.

Занятие по психомоторному развитию и коррекции состоит из нескольких частей и имеет следующую структуру:

1. Организационный момент (его наполняемость может меняться в зависимости от целей и задач, поставленных перед занятием).

Игровая мотивация. Ритуал начала занятия. Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки (профилактика нарушений чтения, письма и счета). Упражнение на развитие произвольного внимания. Вводная ходьба.

2. Основная часть (обязательные упражнения).

  • Блок дыхательных упражнений.
  • Телесные упражнения.
  • Блок упражнений растяжек.
  • Глазодвигательные упражнения.
  • Различные виды ползания.
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сфер.

3. Игра. Стоп-упражнения.

4. Итог занятия (релаксационные упражнения, рефлексия, обсуждение занятия, комментированные оценки). Ритуал окончания занятия.

1. Коррекционно-развивающий процесс строится на двигательных методах, которые не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

2. Занятия организуются таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить себя.

3. В ходе занятия стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого настроения.

4. Так как программа предполагает работу с детьми, то педагог обязан постоянно следить за тем, чтобы дети были включены в работу, не уставали и не отвлекались.

5. При организации и проведении занятия необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Методы оценки эффективности использования программы.

Оценка эффективности использования программы представляет собой комплексное мониторинговое исследование, включающее в себя: диагностику состояния моторной и психической сферы воспитанников.

1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова – Санкт-Петербург, 1993.

2. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В. Калинина, С.В. Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 151 с. .

3. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение [Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128 с.

4. Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.

5. Микляева, Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ [Текст] / Н.В. Микляева. — М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.

7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. — 44 с.

8. Семенович А.В. и др. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. — М., 2001.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие [Текст] / А.Л. Сиротюк. — М.: АРКТИ, 2008

10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 408 с.

11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186 с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Выполнение и закрепление любых навыков предполагает востребованность извне эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.

По ведущей цели действия

Рабочиедвижения— выполнение трудовых операций, профессиональной деятельности (укол медсестры, работа на компьютере).

Локомоциисовокупность координированных движений, с помощью которых человек перемещается в пространстве: ходьба, бег, лазание (человек идет на работу).

Мимикаипантомимика(жесты) — выразительные движения лицевых мышц и тела (смеемся, ругаемся, плачем, гневаемся, сжимаем кулаки, зажмуриваем глаза).

Естественноорганическиедвижения— двигательные акты, обеспечивающие выполнение физиологических функций организма (внутреннего характера — сердцебиение; внешнего — почесывание, мигание, дыхание). А также движения, способствующие оптимизации условий для психической деятельности, в первую очередь для восприятия (прикладывание руки к уху для улавливания звука, прищуривание глаз для зрительного восприятия, поворот головы, устремление туловища к источнику раздражения).

Непроизвольныеэто рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Врожденные — глотательные движения, отдергивание руки от раздражителя. Также это движения, выполняющиеся бессознательно, но сформировавшиеся через обучение и многократное повторение (автоматизмы и навыки — ходьба, бег, речь, письмо, пользование посудой, одеждой). Непроизвольные движения в виде навыков составляют практически любые произвольные действия.

Произвольные— это двигательные акты, которые осуществляются под контролем сознания. Произвольному движению предшествует мысль о нем (причина движения).

Произвольная саморегуляция — способность к постановке целей, прогнозирование вероятных результатов, выбор адекватных средств достижения, контроль за поведением.

Здесь надо учитывать два фактора.

Реакция на перегрузку (может быть отсроченной по времени): склонность к частым заболеваниям, аллергические реакции, элементы логоневроза (заикание), тики, навязчивые движения и эмоциональные нарушения.

Случается, ребенок активный, неусидчивый (движение по принципу: с диким воплем, всем телом), а сосредоточиться, выполнить инструкцию, просьбу ему трудно. Это гиперактивный ребенок.

Вывод: гиперактивное поведение отрицательно влияет на координацию движений.

  • ставить понятные задачи;
  • Управление движением осуществляется через представление о движении и через словесную инструкцию.

    Источник: Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    www.vseodetishkax.ru

    Критерии психомоторного развития ребенка

    Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.

    Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своими ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

    Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

    Психомоторное развитие: что нужно знать?

    Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

    Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

    Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

    Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.

    Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

    Как оценивают психомоторное развитие?

    Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.

    Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

    Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.

    При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.

    Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

    rebenkoved.ru

    Читали это? Что значит некогда? Прочтите!

    Отметьте задания, которые ребенок умеет выполнять. Нормальное развитие констатируется, если ребенок выполняет не менее семи-восьми.

    Отметьте задания, которые ребенок умеет выполнять. Нормальное развитие констатируется, если ребенок выполняет не менее четырех-пяти.

    Сейчас стало модным такое понятие как раннее развитие. Все мамы, папы, бабушки и дедушки хотят.

    Рост Резко недоста-точная Недоста-точная Ниже среднего Средняя Выше среднего Избыточ-ная 50 см 2,8 2,9 3,1.

    Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

    (семинар-практикум по психомоторике)

    Двигательный акт это внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления) через мышечные движения — это психомоторика, двигательная активность.

    Рабочиедвижения — выполнение трудовых операций, профессиональной деятельности (укол медсестры, работа на компьютере).

    Локомоции совокупность координированных движений, с помощью которых человек перемещается в пространстве: ходьба, бег, лазание (человек идет на работу).

    Мимикаипантомимика (жесты) — выразительные движения лицевых мышц и тела (смеемся, ругаемся, плачем, гневаемся, сжимаем кулаки, зажмуриваем глаза).

    Естественноорганическиедвижения — двигательные акты, обеспечивающие выполнение физиологических функций организма (внутреннего характера — сердцебиение; внешнего — почесывание, мигание, дыхание). А также движения, способствующие оптимизации условий для психической деятельности, в первую очередь для восприятия (прикладывание руки к уху для улавливания звука, прищуривание глаз для зрительного восприятия, поворот головы, устремление туловища к источнику раздражения).

    Непроизвольные это рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Врожденные — глотательные движения, отдергивание руки от раздражителя. Также это движения, выполняющиеся бессознательно, но сформировавшиеся через обучение и многократное повторение (автоматизмы и навыки — ходьба, бег, речь, письмо, пользование посудой, одеждой). Непроизвольные движения в виде навыков составляют практически любые произвольные действия.

    Произвольные — это двигательные акты, которые осуществляются под контролем сознания. Произвольному движению предшествует мысль о нем (причина движения).

    1. Биологический. Чтобы выполнять все указанные функции, мозг ребенка должен созреть, точнее должны созреть лобные структуры мозга, обеспечивающие произвольную саморегуляцию человека. Эти структуры в основном созревают к 9 годам, а окончательной зрелости достигают к 12 годам. Если ребенку предлагается задача, не соответствующая уровню зрелости мозга, усложняются требования, количество информации возрастает (сиди, смотри, слушай, быстрее, и при этом задача не замотивирована на интерес), возникают перегрузки.

    2. Социальный. Произвольная саморегуляция не дана человеку изначально. Ее формирование зависит от родительских и педагогических вложений.

    В Германии было проведено исследование гиперактивных детей. Проверялась координационная способность. Тестирование показало, что их умения находятся на нижней планке. При отставании в моторном развитии дети медлительны, дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены.

    Таким детям необходимо:

    1. давать простые и четкие инструкции;
    2. оказывать помощь при выполнении.

    Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и структурированием действий.

    Специальные двигательные упражнения улучшают память, внимание, пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

    Источник: Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. — М. ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    • дошкольная педагогика ,
    • музыкально-ритмические занятия ,
    • психомоторное развитие ,
    • коррекция психомоторного развития ,
    • выравнивание возможностей дошкольников
    • научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мухина С. Н.

      Статья представляет собой обобщение большого опыта работы по развитию психомоторики дошкольников на музыкально-ритмических занятиях и акцентирует внимание на аспекте, который недостаточно освещается в дошкольной педагогике. Психомоторное развитие выполняет важную роль в развитии ребенка и имеет «вкрапления» во все анализаторные системы, поэтому важен поиск новых способов коррекции психомоторного развития для выравнивания стартовых возможностей дошкольников.

      Abstract 2008 year, VAK speciality — 13.00.02;13.00.01, author — Muhina S. N.

      The article generalizes the work on preschool children s psychomotor development in musical rhythmic classes and focuses on the aspect that has been not enough examined in preschool pedagogies. Psychomotor development is important in a child s development and influences all analyzer systems. Therefore the search for new methods of psychomotor development correction is significant for leveling of preschool children s starting possibilities.

      Научная статья по специальности Дошкольное образование. Дошкольная педагогика из научного журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена , Мухина С. Н.

      Мухина С. Н. Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №63-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-korrektsii-psihomotornogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov-na-muzykalno-ritmicheskih-zanyatiyah (дата обращения: 19.09).

      Мухина С. Н. Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-korrektsii-psihomotornogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov-na-muzykalno-ritmicheskih-zanyatiyah (дата обращения: 19.09).

      Мухина С. Н. (2008). Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-korrektsii-psihomotornogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov-na-muzykalno-ritmicheskih-zanyatiyah (дата обращения: 19.09).

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      Мухина С. Н. Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №63-2

      Мухина С. Н. Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (2008).

      Мухина С. Н. (2008). Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

      vylechitrebenka.ru

      Психомоторное развитие ребенка

      Так педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей.

      Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарь

      До 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи.

      В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении.

      В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму.

      Третий месяц — это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного.

      В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе.

      В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих — плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках.

      Период полугода — это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его — присутствие чужих людей.

      В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет.

      В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом.

      В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются.

      В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова.

      В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия.

      В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов; знает, что можно, а что нет; выполняет простые просьбы взрослых — целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело.

      Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

      Помесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:

      1. Коммуникабельность. Это эмоциональная возрастная реакция малыша. К году она проявляется сочетанием узнавания и улыбки.
      2. Голосовые реакции. Гуление в три месяца меняется четким произношением простых слов к 12 месяцам.
      3. Рефлексы. До года из безусловных остается только сосательный.
      4. Мышечный тонус. Полный объем произвольных движений в раннем возрасте сменяется к году непроизвольными, развитием мышц нижних и верхних конечностей, самоконтролем и управлением движениями тела. Ребенок ходит, ползает, держит ложку, совершает повороты.
      5. Психомоторное развитие недоношенных детей

        Такие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами.

        В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе , развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов.

        Психомоторное развитие детей разных возрастных групп

        В разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны.

        Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

        Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.

        Если говорить о сенсорном развитии , то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.

        Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.

        Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

        В период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков.

        Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость — умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер.

        К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим.

        На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время.

        Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников.

        Психомоторное развитие детей с нарушением зрения

        Нормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать.

        Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев.

        У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму.

        При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей.

        Психомоторное развитие детей с ОНР

        Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания . У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности , тревожности, неумение общаться.

        Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук . Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.

        Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью

        У таких малышей основы психического развития возникают к концу первого — началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста — внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики.

        Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества.

        Психомоторное развитие детей с ДЦП

        Особенность этих деток — сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты — аномалии рефракции, нарушения слуха , суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации.

        С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП.

        nashidetki.net

        Смотрите так же:

        • Дошкольный возраст память восприятие мышление Восприятие, память и мышление в дошкольном возрасте Проблема психического развития детей, становления человеческой личности как центральная проблема психологии. Особенности восприятия в дошкольном возрасте. Развитие памяти и мышления детей. Процессы, с помощью которых человек воспринимает информацию. Отправить свою хорошую работу в базу […]
        • Права совершеннолетних детей в семье Права несовершеннолетних детей Личные права несовершеннолетних детей В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ); право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. […]
        • Нет месячных ребенку 1 год Ребенку 1 год а месячных нет Почему нет месячных после родов? После рождения ребенка и отделения плаценты вытекает около 300 мл крови, а затем матка начинает сокращаться, останавливая кровотечение. Так как после рождения ребенка полость матки больше напоминает раневую поверхность, то для полного восстановления ее слизистой (эндометрия ) […]
        • Когда приучить ребенка спать отдельно Приучаем ребенка спать в своей кроватке отдельно от мамы (видео, реальные истории) В современном мире психическому здоровью ребенка уделяется очень много внимания. Поэтому многие педиатры, а также специалисты по грудному вскармливанию советуют класть ребенка спать возле матери, особенно в первые несколько месяцев жизни. Так и связь […]
        • Программа развития познавательных процессов для детей 5-6 лет «Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа) Т.И. Чиркова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». Е.Н. Васильева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и […]
        • Занятия для детей 6 лет по развитию речи Конспект занятия по развитию речи с элементами здоровьесберегающих технологий. для детей 5-6 лет — Экскурсия на выставку картин по теме «Зимушка-зима» обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями; обогащение словарного запаса по теме: «Зима»; развитие ассоциативного […]
        • Творог для 10 месячного ребёнка Творожная запеканка для 10 месячного ребенка рецепты Творожная запеканка для детей Творожком мамы начинают прикармливать своих малышей уже приблизительно в возрасте 5-6 месяцев. А то, что творог это концентрированный источник кальция, уже никто не станет опровергать, кальций необходим человеческому организму в любом возрасте. Порция для […]
        • Взрослая речь у ребенка Особенности развития речи детей дошкольного возраста: учимся говорить Читайте в этой статье: Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то […]