Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

Выполнил студент 23 группы

Форма обучения: очная

В.П.Быкова к.п.д. кафедра логопедии и детской речи

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников

1.1. Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………. 6

1.2. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста………. 11

1.3. Педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………. 15

Глава 2. Научно-методические основы изучения связной речи детей дошкольного возраста

2.1.Проблемы нарушения связной речи детей дошкольного возраста в научной литературе…………..………………………………………………………………18

2.2. Методические аспекты обучения связной речи детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………….21

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Можно сказать, что речь — это инструмент развития высших отделов психики.

При определении актуальности мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме.

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.

Основываясь на данном положении, я в своей работе, особое внимание уделяю научно-методическим основам изучения связной речи дошкольников. Это положение определило тему моей работы: «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»

Проблема заключается в том, что в настоящее время существует много сложностей в выборе правильного направления развития связной речи, т.к. в настоящее время связная речь является недостаточно изученной.

Гипотеза исследования: связная речь детей дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые представлены в научной литературе, с авторами которой мы познакомимся в моей работе.

Цель: изучить и рассмотреть различные авторские точки зрения по особенностям развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: научно-методические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста.

1. Изучить структуру развития и формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

2. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

3. Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста.

4.Выявить и экспериментально проверить условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Познакомиться с научно-методическими основами развития связной речи.

Теоретической основой исследования явились труды: Г.А.Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой, В.В Гербовой и т.д.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

studfiles.net

Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

  • улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
  • превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
  • создавать закономерные цепочки событий;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать развитие фантазии и мышления;
  • развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.
  • Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.

    Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

    Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

    Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

    Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.

    Области использования мнемотаблиц

    Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

    С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

  • Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
  • Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.
  • Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.
  • Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.
  • Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.
  • Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

    Как составлять мнемотаблицы

    Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

    1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
    2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
    3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
    4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

    Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

    Особенности использования

    При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:

  • рассмотреть логопедические карточки;
  • запомнить описанное;
  • рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.
  • Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

    • просмотр схем и осознание увиденного;
    • превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
    • составления рассказа, на основе рисунков;
    • запоминание сказки, рассказа и др.
    • Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

      Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

    • совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
    • регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
    • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
    • карточки Домана;
    • методические рекомендации по развитию связной речи;

    иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

    Мнемотаблицы для детей с ОНР

    Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

    Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

    Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

    Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.

    Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

  • повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
  • облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
  • сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.
  • Результативность применения

    Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:

  • пополнить багаж знаний об окружающей среде;
  • заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
  • привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.
  • Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.

    orechi.ru

    Проблемы и особенности развития связной монологической речи у дошкольников

    Установлено, что развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую, является важнейшим условием качественного обучения в школе.

    Ребенок с хорошо развитой речью может отвечать как на сложные, так и на простые вопросы, при этом, владея аргументацией, он может логично изложить свои мысли, а так же выполнять подробный пересказ произведений художественной литературы и устного народного творчества.

    Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. [9,c.46]

    По мнению А.В. Текучева в книге “Методика обучения языку”: “Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой”[39, c.57]. Таким образом, и каждое предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

    Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности [11, с.55]. Это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. В отличие от диалога, монологическая речь, предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим).

    Среди признаков монологической речи выделяются также непрерывность, степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь) [5, с.54].

    Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции[23]:

    — информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

    — воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

    Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим.

    Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:

    • Умения пересказывать различные тексты, создавать доклады и сообщения на любую тему, составлять рассказ или описание
    • Умение раскрыть заданную тему логически и последовательно;
    • Умение убедить в правильности собственных суждений, включив в свою речь необходимые аргументы.
    • Все названные выше умения можно выработать, выполняя специальные речевые и иные упражнения.
    • От того, как организована деятельность ребенка (постановка перед ним специальной цели запомнить и припомнить нужный материал, увязывание задачи на запоминание с общими мотивами его деятельности, формирование у ребенка способов запоминания), во многом зависит и эффективное развития его памяти.

      Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития[14, c.56]. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

      В настоящее время память рассматривается с нескольких позиций [21, с.32].

      Память – психический процесс, где выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти, и описывают память процессами запоминания, воспроизведения, узнавания, сохранения и забывания.

      Первые исследования памяти у детей основывались на эмпирических наблюдениях. Одно из самых ранних исследований, проведенное В. Прейером, описано в его известной книге “Душа ребенка” (1912). За ней последовали (конец XIX — начало XX в.) другие работы, посвященные изучению (путем наблюдений) умственного развития ребенка, и эти труды положили начало исследованию детской памяти (Г. Компейре, М. Шинн, В. Анри, В. Амент). Вскоре за названными работами следует ряд обширных трудов по детской психологии, обобщающих значительный фактический материал о развитии ребенка. Это работы В. Штерна (1915), К. Бюлера (1924), Э.Меймана (1914). Наблюдение и в этих работах занимало центральное место. Так, В. Штерн в своей книге “Психология раннего детства”, опираясь на многолетние наблюдения за поведением собственных трех детей и обобщив данные других авторов, пытался наметить основную линию развития памяти на протяжении школьного возраста [42, с.135]. Э. Мейман в “Лекциях по экспериментальной педагогике” утверждает, что “в самом раннем детстве память ребенка работает механически”. Прочность запоминания, по его мнению, с возрастом ослабевает, хотя в то же время он не отрицает и некоторого улучшения ее с годами [30, с.7]. П. П. Блонский в книге “Память и мышление” показал, что четыре вида памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — представляют собой четыре последовательные стадии психического развития человека. [3]

      В ряде исследований с позиций психологии и психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (A.M. Шахнарович, (1991); Д.Слобин, (1976); А.В. Горелов, (1974) и др.), планированием и программированием речи (В.Н. Овчинников, (1982); Н.А. Краевская, (1982) и др.). По данным А.А. Люблинской, (1955) и других авторов, переход внешней речи во внутреннюю в норме происходит к четырех – пятилетнему возрасту. Н.А. Краевской, (1982) было установлено, что речь детей четырёх – пяти лет принципиально уже не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования. [9]

      C точки зрения Глухова, в преддошкольном периоде речь ребенка, как средство общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения [9]. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи – сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста — связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.П.Федоренко, (1977); Т.Д. Ладыженской, (1983); и др. [9].

      Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте двух – трех лет. С пяти – шести лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, (1961) Г.А. Фомичева, (1977); В.К. Лотарев, (1977): О.С. Ушакова, (2004) и др.).

      В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с четырех лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.

      Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. [9,59] Следует отметить, что овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. [9,60]

      Многие исследователи подчеркивают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной монологической речи (А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, (2007); Л.П. Федоренко, (1977) и др.). “Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями”[43,89], — отмечает Л.П. Федоренко.

      Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. (Т.Б.Филичева, 1987). При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико — грамматических и фонетико — фонематических нарушений. В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития (Р.Е. Левина, 1974 и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.

      Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следующие результаты:

      1. Высокая культура речи.

      2. Повышаются: точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

      3. Дети, которым специально организовывали места, где развивалась их речь. успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи – устной и письменной.

      Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности:

      • в игре;
      • на занятиях (физкультура, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), формирование элементарных математических представлений, музыка, развитие логики по системе Никитиных, чтение по кубикам Зайцева, упражнения на развитие сенсорного опыта (развитие анализаторов – зрительного, слухового, обонятельного, осязательного), мелкой и крупной моторики рук и ног, вестибюлярного аппарата.
      • в свободном виде деятельности – ребёнок самостоятельно берёт себе: материал, партнёра (ребёнка, взрослого) для занятия с материалом, Выбирает себе место, где он будет заниматься, выбирает время – длительность собственного занятия с материалом.
      • в общении со всеми, кто окружает ребёнка.
      • Центральным, доминирующим является обучение родному языку на специальных языковых занятиях.

        Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

        1. Обогащение и активизация словаря.

        2. Работа над смысловой стороной слова.

        3. Формирование грамматического строя речи.

        4. Воспитание звуковой культуры речи.

        5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

        6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).

        Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании. Но и единое содержание на занятии по развитию речи также важно.

        Принцип единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребёнка естественным и нетрудным.

        Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании. С одного года возможно уделять внимание задачам качественного (а не только количественного) развития словаря [13, с.82].

        Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них. Лексические (словарные) упражнения проводятся на знакомых детям словах и выполняют при этом двоякую функцию: обогащения словаря и подготовки ребёнка к выполнению заданий на построение связного высказывания.

        Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривании картин, придумывании самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, и одновременно задания, которые им предлагаются, направлены на обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказов. Особенное влияние на формирование навыков связной речи оказывают синтаксические упражнения.

        Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания), Обучение построению разнообразных синтаксических конструкций.

        На занятиях на первый план выступает не очерёдность, того или иного вида рассказывания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творческих рассказов), а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы.

        Развитие связной монологической речи рассматривается как центральная задача, начиная с младшего дошкольного возраста.

        Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно). Начиная с трех лет, можно у ребёнка спрашивать его мнение об услышанном: “Понравился рассказ? Что запомнилось? Кто герой? Какой он?”. В пять – семь лет дети могут сами оценивать свои рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания. У ребёнка вырабатывается умение анализировать содержание высказывания детей и оценивать словесное оформление этого высказывания.

        На каждом занятии решаются и воспитательные задачи:

        1. Развитие культуры речевого общения в широком смысле этого понятия.

        2. Формируются нравственные качества личности (сопереживание, сочувствие, различение плохого героя от хорошего), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.

        При обучении дошкольников пересказу литературных произведений (и целях ознакомления с художественной литературой, и в целях обучения самостоятельному рассказыванию) их внимание специально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной монологической речи способствуют формированию нравственного поведения.

        При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин) дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других детей выступает “живая модель” структуры рассказа, с другой – происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности. Рассказывание группами учит дошкольников договориться между собой, в случае необходимости помогать друг другу, уступать и т. д.

        Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:

        1. При выборе рассказчиков педагогом.

        3. Одним из детей.

        Это фундамент для формирования положительных взаимоотношений между детьми.

        Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.

        Итак, специальные занятия – лишь часть работы по развитию речи. За пределами занятий по развитию речи есть и другие занятия: ознакомление с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и других. А так же значительную роль в развитии речи является живое общение ребёнка и взрослого.

        Таким образом, проблема развития связной монологической речи у дошкольников рассматривается как важное направление в образовательной работе педагога. Педагогическая наука располагает технологиями обучения детей рассказыванию, которые могут помочь педагогу в планировании и осуществлении этой работы в разных возрастных группах детского сада. Это – технологии О.С.Ушаковой и ее учеников ( Г.Я Кудрина, А.В. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова). Обеспечение коррекционно-развивающей поддержки детей с проблемами в развитии связной монологической речи способствует успешному обучению их в школе.

        1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. — М.: Наука, 1991. — 148 с.

        2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1997.

        3. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: Просвещение, 2005.

        4. Волкова Г.А, Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.

        5. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 1982.

        6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Психология — М.: “Просвещение”, 1986

        7. Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

        8. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. — № 1, № 2. – 1998.

        9. Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004.

        10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. — № 4. – 1994.

        11. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Флинта, 1999.

        12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

        13. Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. — М.: Просвещение, 1980.

        14. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушения речи у дошкольников. – М., 1971.

        15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Наука, 2003.

        16. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1981.

        17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

        18. Коррекционная педагогика/Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Наука, 2001.

        19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М. 1985.

        20. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.

        21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.

        22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

        23. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

        24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

        25. Львов М.Р. Основы теории речи. — М.: издательский центр “Академия”, 2000.

        26. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.

        27. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2003.

        28. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.

        29. Марьясова О.В. Развитие описательно-повествовательной речи в подготовительной к школе группе. Москва, 1987.

        30. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике/Пер, с нем. М., 1914, т. 1

        31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2003.

        32. Основы теории и практики логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1986.

        33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 2001.

        34. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002.

        35. Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: АПН СССР, 1990.

        36. Репина З.А., В.И. Буйко Уроки логопедии. – Екатеринбург: издательство “Литур”, 2000.

        37 . Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. — М.: Педагогика, 1976.

        38. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Педагогика. Москва, 1980.

        39. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980

        40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.

        41. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. — N 11. — с. 8-12.

        42. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2008.

        43. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. — М.: “Просвещение”, 1977.

        44. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. , Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

        45. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000.

        46. Штерн В. Психология раннего детства. — Петроград,1922.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Особенности развития связной речи у дошкольников (стр. 1 из 4)

        Московская Открытая Социальная Академия

        Отдел заочно-дистанционного образования

        Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

        Курсовая работа №2 на тему: «Особенности развития связной речи у дошкольников»

        студенткой группы кор-05-6

        Дубовицкой Светланой Николаевной

        Преподаватель: Гаубих Ю.Г.

        I. Особенности психофизиологического развития дошкольников 6-7 лет.

        1. Физиологическое развитие.

        2. Психическое развитие.

        П. Развитие речи дошкольников 6-7 лет.

        1. Развитие повествовательной речи.

        2. Развитие синтаксической стороны речи.

        III. Изучение связной речи у детей 6-7 лет.

        1. Констатирующий эксперимент развития повествовательной

        2. Констатирующий эксперимент развития синтаксической

        Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции

        — общения (коммуникативную), передачи "накопленного человеком

        опыта (функция познания), регуляции поведения, деятельности. Все

        функции речи диалектически связаны между собой: они

        формируются посредством друг друга и действуют одна в другой.

        Чтобы эти функции речи своевременно появились и полностью

        реализовались, необходимы соответствующие условия.

        Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего

        Актуальность выбранной темы состоит в том, что в возрасте 6-7

        лет заканчивается один из важнейших периодов (а пожалуй и

        важнейший) в жизни человека, первый его «университет». А среди

        множества задач воспитания и обучения детей развитие речи,

        речевого общения — одна из главных.

        Цель исследования — изучить условия, необходимые для

        полноценного развития речи и своевременной реализации ее

        В ходе исследования — нам предстоит решить следующие задачи:

        — Выявить особенности психофизиологического развития_детей 6-7 лет

        — Проанализировать процесс развития речи у детей 6-7 лет.

        — Опираясь на результаты исследования, изучить развитие связной речи детей 6-7 лет.

        Для получения научной информации в данной работе использован комплекс методов исследования, адекватных его задачам:

        1. Теоретический анализ научно-методической и практической литературы.

        2. Изучение влияния психофизиологического развития детей 6-7лет на развитие их речи.

        — Наблюдения за развитием связной речи детей 6-7 лет.

        — Опытно — экспериментальная работа.

        I . Особенности психофизиологического развития дошкольников 6-7 лет.

        1. Физическое развитие .

        Физическое развитие детей- непрерывный процесс. Он характеризуется определенным комплексом связных между собой и с внешней средой морфофункциональных свойств организма и обусловленным этими свойствами запасом физических возможностей.

        К 6-7 годам происходит первое изменение формы тела, которое может быть охарактеризовано как кажущееся и относительное вытяжение: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых. Все это может служить критерием соматической зрелости . Физическое развитие детей 6-7 лет характеризуется тем, что их скелет в большей мере ещё остается хрящевым, мышцы слабы, что затрудняет длительное сохранение одной позы, в том числе и артикуляционной. Поэтому к 6 годам сокращения мышц речевого аппарата в процессе речи недостаточно автоматизированы, речедвигательные стереотипы легко нарушаются при усложнении речевой задачи.

        Активная деятельность щитовидной железы, изменившийся

        состав крови, возросший объем легких сказываются в ускорении

        процессов окисления, обмена веществ. Все жизненные процессы в

        этом возрасте протекают очень интенсивно, обеспечивая накопление

        значительных запасов энергии. Значительно возрастает подвижность

        ребенка. При этом координаторные взаимоотношения между отделами речедвигательного аппарата, в частности, между артикуляторным и дыхательным, неустойчивы.

        Необходимой предпосылкой для развития речи является, прежде

        всего, нормального созревания и функционирования центральной

        нервной системы. С ее развитием движения ребенка к 7 годам

        становятся все боле разнообразными, точными, координированными

        и все заметнее подчиняются регуляции со стороны ребенка.

        Речедвигательный аппарат ребенка развивается и

        совершенствуется, он говорит все чище и свободнее, т.е. с развитием

        мозга, тех его областей, от которых идут команды на речевые

        мышцы, у ребенка развивается свободное владение мускулатурой

        Механизмы речи, как уже было отмечено выше, связаны с

        деятельностью мозга, иерархической по своему строению, каждое из

        звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер

        речевой деятельности. В основе созревания речевой

        функциональной системы лежит афферентация, т.е. поступление из

        внешнего мира через различные анализаторы разнообразных

        сигналов, прежде всего речевых.

        При правильном образе жизни и организации деятельности

        ребенка на протяжении дошкольного периода у семилетних детей

        оказывается выработанной известная уравновешенность нервных

        процессов. Условные рефлексы образуются очень легко, но они еще

        не обладают достаточной устойчивостью. Труднее вырабатывается

        условный тормоз. Значительные достижения в развитии нервной

        деятельности, способствуя дальнейшему морфологическому

        созреванию коры, обеспечили возможность первичной регуляции

        ребенком собственного поведения.

        В период 6-7 лет повышается ранимость нервных механизмов

        речевой деятельности. Это третий критический период в развитии

        речи ребенка. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему

        Таким образом, физическое развитие играет значительную

        роль в развитии речи ребенка. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно.

        2. Психическое развитие.

        Для того чтобы выполнять все свои функции, речь проходит

        сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим

        психическим становлением ребенка — обобщением его деятельности,

        восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

        Детям 6-7 лет становятся доступны первичные формы

        произвольного сосредоточения, запоминания и припоминания

        материала, подчинение правилам, волевая разумная деятельность.

        В норме в этом возрасте у детей возникает регулирующая .

        функция речи. Она имеет большое значение для перехода ребенка к

        школьному обучению. Л.С. Выготский показал, что первоначально

        планирующая речь является внешней по своей форме, а затем

        переходит во внутренний план.

        Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

        К новой учебной деятельности подготовлена вся психика

        дошкольника 6-7 лет. Ребенку доступно аналитическое восприятие

        целого несложного предмета и его изображения, узора, картинки или простого, близкого жизненного события. Это восприятие

        находит свое выражение в разных формах синтезирования: в

        рисунке, игре, конструировании, рассказе. Аналитико-синтетическое

        восприятие является необходимым условием для последующего

        овладения первоклассниками буквенных знаков. Умение смотреть и

        слушать есть показатель подготовленности ребенка к основным

        видам учебной деятельности, которыми он будет заниматься в

        школе. Действия и достижения ребенка все больше направляются,

        организуются и контролируются речью.

        В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет

        слово. У старших дошкольников слово завершает процесс

        восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально

        Развитие восприятия — фундамент мышления. У ребенка 6-7 лет

        отчетливо обнаруживается способность к логическому мышлению,

        что является следствием всей его жизни в прошедшие годы. Он

        накопил богатый запас знаний. Которые чаще всего представляют

        собой короткие цепочки ассоциаций. Но ребенок оперирует не

        только разрозненными представлениями об отдельных предметах,

        но и некоторыми житейскими понятиями. Он способен к их

        группировке, устанавливает или, по крайней мере, ищет различные

        связи между явлениями, и если не всегда способен выделить действительно существенные зависимости, то, во всяком случае, направляет свои усилия на их поиски.

        К концу дошкольного детства действительным средством мышления становится речь. Она уже развита до определенного уровня. Ребенок в возрасте 6-7 лет обычно обладает фонетически правильной речью. Он пользуется относительно богатым запасом слов. Семилетний ребенок пользуется не только простыми грамматическими формами, но, как правило, употребляет и некоторые сложные грамматические структуры. В своей активной речи дети к концу дошкольного возраста выражают свои знания,

        мысли, свое понимание окружающей жизни, переживания,

        Память дошкольников 6-7 лет становится более сознательной и организованной. У них начинает формироваться произвольная

        память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Но наглядно-образная память пока развита лучше, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Объем внимания дошкольников невелик. Преобладающим видом внимания детей 6-7 лет является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое необычное.

        Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим

        вниманием. Это можно объяснить тем, что преобладает наглядно-

        образный характер мыслительной деятельности.

        mirznanii.com

        Развитие связной речи у дошкольников дипломные работы

        Развитие связной речи у дошкольника

        Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

        2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

        3 Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

        4 Средства коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

        Исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

        1 Организация практической работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

        2 Методы диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

        3 Коррекционная работа по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

        4 Анализ результатов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

        Период дошкольного детства — очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности.

        Речь — это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.

        В.П.Вахтеров — первый в России — предпринял попытку дать на основе собственных наблюдений целостную картину развития речи ребенка. Его последователями стали М.П.Феофанов, Н.И.Жинкин, И.О.Синица. Проблемам развития детской речи было уделено большое внимание в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Ф.А.Сохина, А.Н.Гвоздева и других психологов и лингвистов.

        Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.

        В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей, свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Необходимо расширить сеть логопедической помощи, сделать ее более эффективной, ранней, осуществляя не с пяти лет, как сложилась практика, а по мере выявления — с двух-трёх лет. Особенно это характерно для детей, имеющих различные слуховые аномалии: глухих, слабослышащих.

        Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, психолога, врача. Деятельность воспитателя, логопеда и психолога имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная логопедизация всех занятий с детьми, с другой — насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их психологизация. Этого можно достичь при условии готовности педагога, логопеда и психолога к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.

        Глухой от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер. Развитие компенсаторных сил организма глухого без обучения языку слов очень и очень ограничено. Глухой без языка остается немым. Здоровые силы организма, интеллектуальные духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Это и определяет социальный статус глухого. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг — глухоту и ее следствие — немоту возможно лишь при обучении глухого языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального воспитания и обучения глухих детей.

        Личность глухого воспитуемого должна стать своеобразным геометрическим местом точек специально организованного воспитания и обучения. Воспитатель как субъект воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств, настроений, переживаний воспитанников и своих собственных. Глухота, естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей

        Формирование связной речи детей дошкольного возраста

        связная речь дошкольник

        Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

        2 Особенности развития связной речи у дошкольников

        3 Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

        Глава 2. Описание опыта работы по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ

        1 Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ

        2 Методическое сопровождение работы по формированию связной речи дошкольников

        В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников — воспитателей, методистов — возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

        Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги — исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи — Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований — выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.

        Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделяем роли художественной литературы в развитии связной речи дошкольников как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему работы: Формирование связной речи детей дошкольного возраста.

        Объектом исследования является: процесс формирования связной речи в дошкольном возрасте.

        Предмет исследования: использование произведений художественной литературы [описание сюжетных картин, анализ текстов] в процессе развития связной речи дошкольников.

        Цель данной работы — определить состояние связной речи у дошкольников и влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников.

        Гипотеза исследования: развитие связной речи дошкольников будет более эффективным при использовании педагогом анализа художественных произведений.

        В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

        Определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.

        Выявить особенности развития речи детей с 3-х до 7 лет.

        Изучить условия развития связной речи ребенка дошкольного возраста.

        Апробировать приемы работы с художественными произведениями в процессе развития речи дошкольников.

        Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 37, дети старшей и средней группы.

        Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдения, анкетирование, эксперимент.

        ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

        1 Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе

        Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или [в частном случае] для целей регуляции и контроля собственной деятельности [Речь внутренняя, речь эгоцентрическая]. Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности [если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности], или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т

        Вид работы: Дипломная работа

        Тема: Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР

        Термины: Общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, речевые развития, дошкольник, связная речь

        Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР

        Глава 1. Теоретическая база исследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи 6

        1.1 Понятие, сущность и виды общего недоразвития речи у дошкольников 6

        1.2 Лексические возможности и их развитие у дошкольников 18

        1.3 Особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 25

        1.4. Особенности овладения связной речью детьми дошкольного возраста подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи 28

        Глава 2. Методика логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в направлении развития связной речи 33

        2.1 Особенности логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи 33

        2.2 Применение компьютерных методик при коррекции связной речи детей с общим недоразвитием речи 44

        Глава 3. Применение коррекционной методики для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи 53

        3.1. Первичная диагностика 53

        3.2. Программа коррекции 59

        3.3. Повторная диагностика 65

        Список литературы 74

        Приложение. Комплексная коррекционная программа по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи 81

        Цель дипломного исследования. Научное обоснование и разработка коррекционно-педагогического комплекса, направленного на развитие связной речи у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР) с помощью применения компьютерных программ.

        Объект дипломного исследования – развитие связной речи дошкольников подготовительной группы с ОНР на логопедических занятиях.

        Предмет дипломного исследования – психолого-педагогические условия развития связной речи дошкольников подготовительной группы с ОНР на логопедических занятиях.

        В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи дипломного исследования:

        1. Исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы развития связной речи дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.

        2. В ходе констатирующего эксперимента изучить состояние и динамику развития связной речи дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.

        3. Научно обосновать направления, содержание и методические приемы коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Разработать коррекционно-педагогический комплекс (КПК). Провести формирующий эксперимент.

        Методы дипломного исследования: аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы; изучение медико-педагогической документации; моделирование педагогического процесса.

        Все права в отношении дипломной работы Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР принадлежит ее законному правообладателю. Текст дипломного проекта выставлен в качестве примера выполнения работы. Использование и тиражирование текста дипломной работы запрещено.

        У нас также ищут

        Источники: http://geum.ru/doc/work/141043/index.php, http://www.studsell.com/view/194923, http://xn--80ahmmflf.net/catalog/razvitie_svyaznoy_rechi_starshih_doshkolnikov_s_onr.html

        Комментариев пока нет!

        Формирование элементарных математических представлений у детей

        Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Людмила Маслова далее.

        Развивающие сады детей 1 года

        Развивающие игры для детей 1-2 лет Какие развивающие далее.

        Бутсы для детей 10 лет

        Бутсы для детей 10 далее.

        Конкурсы для детей 8 14 лет

        Весёлые конкурсы на далее.

        Криотерапия аденоидов у детей отзывы

        Криолечение аденоидов. может, избежим операции Эту запись пишу не для себя, а для других мамочек, которые сомневаются, делать ли операцию при аденоидах. Когда мне врач.

        Детские песни поют дети детского сада

        песня Песня про детский сад — на шару слушать онлайн в mp3, а так же скачать песню и текст песни, исполняет.

        Художественно эстетическое развитие художественная деятельность дошкольника

        ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Художественно-эстетическая деятельность — это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармониза­ция себя, мира и своих.

        kakvyrastitrebenka.ru

        Смотрите так же:

        • Лечение насморка у детей народной медицины Насморк — лечение с помощью народной медицины При остром насморке, острых респираторных заболеваниях, гриппе и ангине народная медицина рекомендует следуещее: 1. ПРИГОТОВИТЬ СБОР: *.Трава зверобоя — 1 ст. л. *.Кора ивы — 1 ст. л. *.Листья мяты — 2 ст. л. *.Кора дуба — 2 ст. л. Все измельчить, залить 1 стаканом кипятка и настоять 2 ч. […]
        • Диагноз у грудного ребенка Сопли у грудного ребенка 1 месяц Сопли у новорожденного Ринит или насморк – это распространенное и, на первый взгляд, почти безобидное заболевание. Зимой и осенью сопли у новорожденных и грудничков становятся едва ли не самым частым симптомом простудных заболеваний. Выделения из носа доставляют немало неприятностей как самим малышам, […]
        • Рисунки детей 3 лет моя семья Конспект занятия для детей 2–3 лет «Моя семья» Конспект занятия для детей 2–3 лет «Моя семья» 1. Приветствие. Фонарик Цель: установление эмоциональной связи в группе, настрой на работу, включение в работу. Материалы: фонарь и свеча. Педагог читает стихотворение и приходит с фонариком (со свечой) в круг. Ставит фонарик на полочку (не […]
        • Ребёнок до 1 месяца развитие Ребёнок до 1 месяца развитие Малыш считается новорожденным в первые 28 дней своей жизни. И, не смотря на весьма однообразный образ жизни, в этот период времени он очень уязвим и нуждается в постоянной заботе и непрерывном уходе. Весь основной уход складывается в кормлении и обеспечении гигиены маленького человечка. Однако не менее […]
        • Праздники в старшем дошкольном возрасте Спортивный праздник «23 февраля» в старшем дошкольном возрасте Спортивный праздник «23 февраля» в старшем дошкольном возрасте формирование представления об одном из главных праздников страны – Дня защитников Отечества. 1. Формировать представление об армии, родах войск; 2. Воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в […]
        • У 2 месячного ребенка насморк и кашель Кашель у 2 месячного ребенка: как и чем лечить? Кашель проявляется чаще всего. Как защитная реакция организма на различные раздражители – болезнетворные микроорганизмы, сухой воздух, пыль, инородные тела и так далее. Чтобы наверняка знать, как поступить, необходимо распознать природу кашля вашего малыша. Давайте рассмотрим, что делать, […]
        • Почему ребенок истерит 2 года Ребенок 2 лет постоянно истерит. Как его успокоить? Каждый родитель знает, что ребенок – это не только звонкий смех и веселые детские песни. Это еще и слезы, и истерики. Именно детские истерики – то, чего так боятся все родители. Происходят они чаще всего в возрасте 2-3 лет. Ребенок рыдает и кричит, мама сконфуженно оглядывается по […]
        • Показатели развития детей 2-3 лет Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит […]