Доктор Комаровский о меню ребенка в 10-12 месяцев

Малышу почти год. В этом возрасте одни дети уже уплетают все, что плохо лежит, другие по-прежнему находятся на грудном вскармливании с небольшим прикормом. Особенности развития пищеварения крохи в этом возрасте уже позволяют ему кушать многое, но не все. А от того, как родители составят дневной рацион карапуза, зависит состояние его здоровья. Известный доктор и автор книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, как и чем правильно кормить ребенка в возрасте от 10 до 12 месяцев.

Особенности возраста

В возрасте 10-11 месяцев у детей уже, как правило, есть несколько зубов, а потому маме теперь не нужно тщательно все перемалывать и превращать в пюре. Нарезанное мелкими кусочками яблоко или натертая на крупной терке груша принесут куда больше пользы, чем проглоченное по-быстрому однородное пюре из этих фруктов.

В этом возрасте, по словам Евгения Комаровского, следует дать малышу возможность активно развивать жевательный рефлекс. Это очень важно для того, чтобы пищеварительная система работала правильно. Также важно дать крохе ложку и стакан, он уже должен учиться пользоваться этими приборами, пытаться кушать самостоятельно, привыкать к большому взрослому столу.

Биологической необходимости кормить по часам уже нет, но маме следует поработать над тем, чтобы кроха просыпался в 7-8 утра, а потому в течение дня она должна распределить приемы пищи таким образом, чтобы ребенок наедался и мог спокойно спать до самого утра.

Пока питание «нормальной» пищей все еще должно чередоваться с привычной крохе маминой грудью или адаптированными молочными смесями, если чадо находится на искусственном вскармливании, но с каждым месяцем перед первой годовщиной биологическая потребность ребенка в грудном молоке стремительно убывает. Комаровский считает, что после 12 месяцев грудное вскармливание следует прекратить, от кормлений из бутылочки тоже следует постепенно отказываться, хотя специальными смесями с возрастной маркировкой 12+ можно кормить до полутора — двух лет смело. Главное помнить, что в этом возрасте ни молоко, ни смеси уже не удовлетворяют полностью всех потребностей растущего организма.

В рационе крохи в этом возрасте уже должны быть такие продукты, как рыба, мясо, творог, фрукты, куриные или перепелиные желтки (не более полутора куриных желтков в неделю), из напитков желательна чистая питьевая вода и соки, но только исключительного домашнего приготовления, без красителей и консервантов (не более 100 мл. в сутки). Хорошо варить ребенку компоты, кисели, делать морсы.

Евгений Комаровский рекомендует примерно такой режим кормления:

  • 7.00 — ребенок только проснулся и пока его организм не настроен на прием сложной пищи. Поэтому лучше всего дать малышу привычное для него грудное молоко или адаптированную смесь.
  • 10.00-11.00 — нежирный кефир (около 120-150мл) и творог (не более 30 гр).
  • 14.00 — 15.00 — овощной суп или пюре из овощей на мясном бульоне (около 200 гр).
  • 18.00 — грудное молоко или смесь.
  • 22.00 — молочная крупяная каша в объеме до 200 мл. Каша должны быть сытной, чтобы ребенок мог насытиться и крепче уснуть.
  • В ночном кормлении ребенок в возрасте 10 месяцев не нуждается.

    По набору продуктов оно мало отличается от меню для 10-месячного карапуза, разве что, в этом возрасте рекомендовано ввести в рацион растительное масло (не более 1 чайной ложки в сутки), добавляя в различную пищу. Все блюда лучше варить, тушить или готовить на пару. Мясо и рыбку в супчик или пюре больше не надо протирать, достаточно нарезать мелко или расщепить на волокна.

    В суп можно добавить макароны (в небольшом количестве), можно отваривать крохе детскую вермишель. Режим питания Евгений Комаровский рекомендует соблюдать тот же, что и месяцем ранее.

    В годовалом возрасте следует немного подкорректировать режим питания, последний прием пищи желательно «сдвинуть» и проводить несколько раньше (не в 22-23 часа, а в 20.00, на крайний случай в 21 час). Не стоит вводить цельное коровье молоко, для этого еще рановато. Но уже можно и нужно добавить супы на рыбном бульоне, а также небольшой кусочек хлеба к обеду.

    С хлебом нужно быть аккуратнее — свежий дрожжевой лучше не давать, он сложнее переваривается. Отлично подойдет кусочек, пролежавший в хлебнице 1-2 дня.

    Вводя новый для ребенка продукт, внимательно наблюдайте за ним. Начинайте с небольших порций, буквально с 1-2 чайных ложек. При неадекватной реакции организма на новое лакомство, следует убрать новое блюда из рациона.

    Ведите дневник прикорма, записывайте, что и когда съел ребенок впервые, в дальнейшем это поможет быстро понять, на какой именно продукт возникла аллергия.

    Детям до года нельзя давать продукты, не привычные для их широтной полосы (если ребенок живет в Сибири, то апельсины не нужны, а жителям юга страны вряд ли стоит кормить своего малыша дальневосточной рыбой).

    Все самое интересное о введении детского прикорма можно посмотреть в следующем видео доктора Комаровского.

    Рецепты для ребенка с 10 до 12 месяцев

    Сварите обычную овсяную кашу на воде с добавлением небольшого количество детского молока или адаптированной смеси. Добавьте на кончике ножа сливочного масла и закройте крышкой. В готовую кашку мелко нарежьте предварительно хорошо вымытую курагу.

    На мясном бульоне (из постного мяса) отварите мелко порезанные кусочки картофеля, кабачка, тертую морковь без добавления специй и лаврового листа. Из фарша (говядина) скатайте несколько маленьких фрикаделек и запустите их в готовящийся суп за 15 минут до окончания варки.

    Гречневая каша с яблоком

    Сварите молочную гречневую кашу, каждая крупинка должна развариться. Добавьте в кашу немного сливочного масла. Натрите зеленое яблоко на крупной терке, добавьте в теплую кашу перед подачей, чтобы сохранить максимум витаминов.

    В мясном или рыбном бульоне отварите кусочки картофеля, капусты, моркови, кабачка, тыквы. Когда все овощи будут готовы, слейте бульон, добавьте немного сливочного масла и превратите в однородное пюре с помощью блендера. В готовое пюре добавьте нарезанное мелкими кусочками отварное постное мясо.

    Пюре из цветной капусты

    Отварите в подсоленной воде кусочки цветной капусты, слейте, добавьте немного сливочного масла и половинку отварного куриного желтка и пропустите через блендер. Перед подачей в пюре можно добавить немного мелко нарезанного мяса или рыбы.

    Творог смешайте с ложкой сметаны, небольшим количеством сахара и тертым яблоком. Добавьте половину сырого куриного желтка. Сформируйте из полученной массы маленькие оладушки и запекайте их на пекарской бумаге в духовке до готовности. Проверить стадию готовности можно при помощи зубочистки (если остается сухой, все готово). Такое блюда отлично подходит в качестве сытного и полезного полдника.

    Фарш из нежирного сорта мяса или рыбы немного подсолите, добавьте половинку сырого куриного желтка, сформируйте котлетки и готовьте из в пароварке около 40 минут.

    О разнообразии детского питания расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    www.o-krohe.ru

    Что умеет ребенок в 11 месяцев

    В возрасте 11 месяцев происходит дальнейшее совершенствование приобретенных навыков. Существенно изменяется режим дня. Теперь время дневного сна намного сокращается, ребенок становится более активным и большую часть времени бодрствует. Некоторые дети продолжают спать днем два раза, но более короткое время, а другие переходят на один дневной сон. В течение дня родители могут больше времени уделять себе и решению бытовых вопросов, так как малыш может продолжительное время играть в одиночку и изучать окружающий мир на территории квартиры.

    Основные навыки в 11 месяцев

    Ножки малыша к этому возрасту значительно окрепли. Он с легкостью перемещается возле любой опоры и, увлекаясь процессом, отпускает ручки и делает свои первые шаги самостоятельно. Этому процессу способствует жажда познания всего нового, что находится вокруг ребенка. Малыш часто забывает, что ему нужно за что-то держаться и начинает топать вперед без страха. Взрослые в этот период должны быть для своего крохи надежной страховкой, чтобы в любой момент поддержать его или предотвратить падение. Очень важно, чтобы родители в период начала самостоятельного передвижения малыша ножками позаботились о качественной детской обуви. Желательно приобрести специальную ортопедическую обувь.

    Детские игры и развлечения

    Если всего несколько месяцев назад ребенок интересовался складыванием пирамидок или кубиков, игрой с погремушками и различными музыкальными детскими предметами, то теперь малыш начинает проявлять интерес к сюжетно-ролевым играм. Он начинает в игре кормить ложечкой куклу или мягкую игрушку, укутывать их, купать, укачивать, причесывать и т.п. Ребенок постоянно копирует поведение мамы или папы не только в действиях, но и в интонациях, эмоциях. Ребенок может долгое время проводить в игре, увлекаясь процессом. Например, возить за веревочку машинку, качать в детской коляске куклу, играть с домашними животными. В процессе игры можно наблюдать отличительные признаки поведения мальчика и девочки.

    Малышу совсем скоро исполнится только год, а он уже пытается мыслить, анализировать, обобщать и конкретизировать некоторые простые действия. Теперь не нужно указывать пальцем на предмет, который нужно подать или принести. Достаточно просто произнести его название – мяч, кукла, машинка. Ребенок обязательно найдет нужную игрушку. Играя, малыш может собрать группу одинаковых предметов или найти лишний предмет. Он понимает, что такое «поставить, посадить, положить, погладить, пожалеть, поцеловать» и многое другое. В этом возрасте можно учить ребенка складывать на свое место игрушки, кормить домашнего питомца и выполнять простейшие действия в быту.

    Говоря о речевом развитии ребенка в одиннадцать месяцев, часто употребляют выражения «автономная речь» и «активное звукоподражание». Малыш пытается повторять слова на своем (автономном) языке, который часто понимают только самые близкие люди в семье. Не все получается говорить правильно и понятно для окружающих, но кроха с упорством учится говорить названия предметов, действий.

    Большое место в развитии речи в этот период занимает подражание различным звукам. Малыш с удовольствием повторяет как лает собака или мяукает кот, как гудит пылесос или едет машина. Происходит активное копирование всех известных ребенку звуков. Родителям рекомендуется использовать этот детский интерес к звукам в играх, которые будут продолжать развивать речь ребенка. Такие занятия очень скоро дадут свои плоды, и малыш начнет говорить первые короткие слова (например, нет, дай, мама, на). Чем больше взрослые будут говорить с ребенком, и давать ему возможность повторять звуки и слова, тем раньше ребенок заговорит словосочетаниями и предложениями в будущем.

    Этот процесс у каждого ребенка происходит индивидуально, в разное время. Попытаться приучать к горшку можно в возрасте 10-11 месяцев, но не обязательно у всех будет положительный результат сразу. Многие детки осваивают эту процедуру всего за пару месяцев с легкостью, но иногда это происходит и в более осознанном периоде (примерно к двум годам). При любом результате родителям необходимо проявлять терпение и опираться только на положительные эмоции. Ни в коем случае нельзя повышать голос на ребенка или тем более ругать его за то, что малыш сходил в туалет не на горшок.

    Малыш должен понимать, зачем нужен горшок, почему необходимо снимать штанишки и тогда он сам будет проситься в туалет по мере надобности. Ребенок должен относиться к горшку как к игрушке или интересной новой вещи (о предназначении которой он скоро узнает), но не как страшному и отпугивающему предмету.

    Навыки поведения ребенка за столом

    Хорошо, если в этом возрасте ребенок все еще находится на грудном кормлении. Такой способ питания 1-2 раза в сутки скорее является отличным показателем психологической связи мамы и малыша, который дает возможность ребенку чувствовать себя более защищенным. Но все же основным питанием крохи является пища с общего стола.

    Ребенок в 11 месяцев может самостоятельно откусывать и пережевывать пищу, пытается самостоятельно кушать при помощи ложки и пьет из чашки. Рекомендуется садить ребенка в специальный стульчик к общему столу. Малыш будет приучаться принимать пищу вместе со всей семьей, а одновременно наблюдать и копировать, как взрослые пользуются столовыми приборами и ведут себя во время трапезы.

    Родителям не стоит реагировать негативно, если большая часть еды не попадет в рот малышу, а разольется на стол или на самого ребенка. Кроха должен познавать мир, приучаться к самостоятельности, и только в семье у него будет такая прекрасная возможность. А мама всегда придет на помощь и при необходимости докормит ребенка сама.

    Если ваш любимый малыш к 11 месяцам не освоил один из перечисленных навыков, это не должно быть для родителей поводом для беспокойства. В ближайшие месяцы ребенок обязательно научится всему необходимому.

    babymir.net

    Развитие ребенка в 1 год и 10-11 месяцев: выясним, что должен уметь малыш к этому возрасту

    Через пару месяцев ваш малыш отпразднует свой второй день рождения. Пока он подбирается к этому важному рубежу, время вспомнить о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, и обо всех задачах, которые вам с малышом предстоит решить до наступления двухлетия. До двух лет дети растут необычайно быстро и постоянно осваивают множество новых навыков, которые мы рассмотрим ниже.

    Родителей часто интересует соответствие роста и веса их ребенка норме. Нормативные параметры в 1 год и 10 месяцев таковы: для мальчика рост примерно 85,5 см, вес – 12,4 кг, для девочки — рост 84 см, вес – 11,7 кг. За последующий месяц мальчики и девочки прибавляют в росте почти сантиметр, а вес в это время набирается незначительно.

    Физическое и интеллектуальное развитие

    Общая координация к этому возрасту сформирована настолько, что малыш в 22-23 месяца обычно способен пинать мяч так, чтобы он катился, при этом не падая, не заваливаясь и не спотыкаясь. Если же такое и происходит – ничего страшного, нужно просто давать ему больше попыток, тем более что маленькие дети сами стремятся овладеть новыми навыками с необычайным упорством. Большинство детей умеет в этом возрасте рисовать линии и складывать простейшие паззлы, собирать различные конструкции из нескольких кубиков.

    Он разговаривает и знает около пятидесяти слов, в их числе – знакомые бытовые вещи, предметы с картинок и некоторые части тела, постепенно становится способен составлять из них фразы и простейшие предложения из двух-трех слов. Формируется музыкальный слух, способность запомнить и приблизительно повторить простенькую мелодию.

    К 22 месяцам у ребенка пробуждаются социальные инстинкты в отношении своей возрастной группы. Проявляется это в том, что внезапно играть одному становится скучно, он начинает искать общества других детишек. На основе общих интересов (делать куличики, собрать побольше палочек в песочнице) начинают формироваться первые социальные связи.

    Нужно тщательно следить за общением чада с другими малышами в это время, поскольку их социальное поведение в этом возрасте еще не налажено, не выявлены границы дозволенного, нередко малыши могут причинять друг другу и себе вред в процессе общения. Если ваш малыш проявляет агрессию или грубость, это повод начать учить его основам вежливости и аккуратности.

    Психологическая адаптация

    Родители малыша, приближающегося к двухлетнему рубежу, могут столкнуться с обилием неожиданных для них капризов. К примеру, ребенок, давно и прочно стоящий на ногах и более того – носящийся чуть ли не быстрее вас, вдруг начинает постоянно «уставать», лезть на руки и требовать носить его. Многих родителей, привыкших уже к самостоятельным передвижениям чада, такое его поведение ставит в тупик, в то время как это совершенно естественная психологическая реакция малыша, ощутившего, что родители сняли с себя и переложили на него обязанность по его перемещению в пространстве. Посредством таких «капризов» ребенок напоминает вам, что все еще нуждается в вашей поддержке, несмотря на овладение новыми навыками.

    Появляется обилие других требований, связанных с психологическим комфортом. Маленький человек начинает требовать привычной и определенной посуды, одежды, игрушек и обстановки – таким образом он выясняет пространство своего контроля, очерчивает границы возможного. Он уже знает достаточно о мире, чтобы пытаться его структурировать. Нелогичные на взгляд взрослого просьбы вроде надеть теплую кофту в жаркую погоду, отвечают его пока ограниченным познаниям.

    Чем чаще родитель может исполнять такие просьбы, тем лучше, поскольку возможность контролировать ситуацию внушает малышу чувство уверенности, а неизбежные ошибки добавляют новую информацию, которую нужно будет обработать и внести в картину мира. Не следует стремиться потакать откровенным капризам, особенно желанию что-то приобрести — такое поведение родителей вселяет в ребенка ощущение ложного всемогущества и возможности манипулировать родителями, что совсем их не обрадует по мере его взросления.

    За пару месяцев до двухлетия малыши обычно спят ночью по 10-12 часов с одним сеансом дневного сна продолжительностью до 2 часов. Некоторые продолжают спать больше одного раза – индивидуальный режим зависит от особенностей организма и его потребностей, не свидетельствует о наличии отклонений.

    Что касается ночного сна, то одной из распространенных проблем в возрасте 1 года и 10-11 месяцев являются многократные пробуждения посреди ночи. В случае таких нарушений рекомендуется приучать малыша спокойно и самостоятельно засыпать снова, чтобы он не звал и не будил родителей.

    В меню ребенка ежемесячно включаются новые продукты, необходимые для успешного роста, набора веса и полноценного развития. Каждый день в рационе подрастающего организма должны присутствовать следующие классы продуктов:

    • молочные продукты;
    • мясо;
    • рыба или яйца;
    • каши;
    • фрукты;
    • овощи.

    Яйца следует употреблять не чаще одного раза за два дня. Консистенция молочных каш должна быть слегка вязкой. Если же вы готовите каши без молока, в них можно добавлять овощи и фрукты (тертые или маленькими кусочками) или вареное мясо. Чтобы получить новый интересный вкус, можно попробовать запечь кашу в духовке – от этого она становится похожа на пудинг.

    Молоко лучше всего добавлять в каши, супы, коктейли. В чистом виде с возрастом следует использовать его все меньше и меньше – обилие молока может привести к проблемам с аппетитом и пищеварением. Из молочных продуктов рекомендуется использовать в рационе кефир, йогурт, сметану, творог и сыр.

    В меню обязательно должны присутствовать свежие фрукты, однако необходимо тщательно следить за реакцией организма ребенка. Многие фрукты могут спровоцировать аллергию или вызвать диарею, особенно в большом количестве. Давайте фрукты небольшими порциями. Можете также начать включать в рацион сухофрукты, но не переусердствуйте. Добавляйте их в каши, варите компот и кисель.

    Поглощение сырых овощей или свежих овощных салатов перед основным блюдом возбуждает аппетит. Можно натирать овощи, а можно и нарезать их мелкими кусочками, поскольку малыш уже вполне способен прожевать и усвоить такую пищу. Изобретайте свои рецепты с учетом изложенных выше рекомендаций и соблюдайте выбранный режим питания.

    В возрасте 1 года и 10 месяцев особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики и различению предметов по форме и цвету. Для этого можно использовать простые паззлы, конструкторы с обилием деталей разных цветов и форм. Подойдет рисование фломастерами или пальцами с помощью безопасных красок (ребята очень любят подобные игры, так как они более тактильно ощутимы). Можно использовать для вспоможения себе различные авторские методики — например, Монтессори.

    Не стоит забывать о ежедневной зарядке. Приучение ребенка регулярно выполнять простые физические упражнения станет залогом его физического развития, укрепит иммунитет и уверенность в своих силах, а также позволит ему сохранить эту полезную привычку до более позднего возраста.

    Как видите, ваше чадо взрослеет, но все еще очень нуждается в том, чтобы вы направляли его развитие. Уделяйте ему внимание и будьте уверены в том, что малыш развивается гармонично и правильно.

    vseprorebenka.ru

    Все о развитии ребенка в 10 месяцев: навыки малыша, особенности питания и ухода

    В 10 месяцев ребенок продолжает активно развиваться, в целом в возрасте до 1 года изменения видны чуть ли не каждый день. Строгих норм, конечно, быть не может – каждый малыш индивидуален (это видно на любом видео, на котором заснята хотя бы небольшая детская группа), но все же есть примерные параметры, и на них стоит ориентироваться заботливым родителям.

    Поскольку все рождаются с разным ростом, весом и другими физическими показателями, норма не может быть четко определенной. Также имеет значение наследственность и качество прикорма, а мальчики физически обычно опережают девочек. Таблица, приведенная ниже, показывает соотношение данных физического развития ребенка в 10 месяцев.

    Остальные параметры можно перечислить и без таблицы. В 10 месяцев у ребенка уже есть несколько зубов: сначала появляются передние – по 2 вверху и внизу, а затем 2 боковых верхних резца. За месяц малыш подрастает в среднем на 1-1,5 см, а в весе прибавляет примерно 400-500 г, хотя очень активным удается набрать чуть меньше — около 300 г. Данные таблицы не являются строго определенными и если какие-либо показатели имеют небольшое расхождение с указанными цифрами, это не должно вызывать сильное беспокойство, даже если у малыша недобор веса или небольшой рост.

    Приобретенные навыки

    Когда 10 месяцев ребенок уже достиг, он накопил определенный набор умений и навыков, активно продолжает учиться новому (рекомендуем прочитать: что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев?). Он начинает проявлять стремление к самостоятельному познанию мира, а также все с большим удовольствием общается с новыми людьми, в том числе и с другими детишками.

    Какие действия на 10 месяце жизни малыш уже совершает уверенно или же постигает с явными успехами:

  • Кушает при помощи ложки и пьет из кружечки.
  • Самостоятельное сидение без опоры – пройденный этап, который он прошел в полгода. Теперь малыш уже хорошо ползает и начинает осваивать ходьбу. Первые шаги он делает, держась за какую-либо опору.
  • Хватается за протянутые к нему руки и самостоятельно встает.
  • Вполне справляется с мягкой пищей – передними зубками откусывает небольшие кусочки и пережевывает их.
  • Во время игры совершает несложные действия – катает машинку, собирает пирамидку, перекладывает предметы.
  • Осваивает пинцетный захват, т.е. старается брать предметы двумя пальцами – указательным и большим.
  • Умеет взбираться на невысокую поверхность (диван, кровать)и слезать с нее без посторонней помощи.
  • Психоэмоциональное развитие

    В таком возрасте у малыша уже довольно хорошо заметны определенные черты характера. Психическое развитие детей проявляется во взаимодействии с другими людьми, в обращении с различными предметами, в том, какие занятия они для себя выбирают. Родителям нужно быть внимательными к личности как мальчика, так и девочки.

    Ребенок в 10 месяцев постоянно лепечет. И хотя пока его речь непонятна взрослым, иногда он уже начинает осознанно выговаривать простые знакомые слова («мама», «баба», «ляля»). Эти попытки нужно поощрять и всячески способствовать развитию речи у ребенка:

    1. Пополнять пассивный словарный запас, т.е. проговаривать названия всех окружающих предметов.
    2. Формировать активный словарный запас, побуждая малыша повторять новые слова и звуки, которые он еще не произносит.
    3. Постоянно обращать внимание ребенка на окружающие явления природы.
    4. Называя предметы и явления, использовать односложные простые предложения, которые легче запоминаются.

    Очень важно при этом не сюсюкать, а четко выговаривать все звуки и слова, чтобы ребенок слышал правильное произношение. От этого во многом зависит, какой будет речь вашего крохи.

    Игры и действия с предметами

    Достигнув 10 месяца жизни, ребенок осваивает занятия, которые отличаются целенаправленностью и осознанностью. Он уже не просто так хватает и бросает предметы. Раньше он только вытаскивал игрушки из коробки, а теперь старается сложить их обратно. Если дать ему набор кубиков, он увлеченно начнет составлять их один на другой и строить башенки.

    Крошка пробует и более сложные действия — например, он не только усадит куклу в машинку, но попытается покатать ее. Если поощрять малыша похвалой за каждое достижение, это будет вдохновлять его на новые открытия.

    Формирование личности

    В 10 месяцев у ребенка настолько явными становятся особенности характера, что они уже заметны не только внимательной маме, но и другим окружающим. Особенно часто дети любят проявлять упрямство, при этом запреты они совершенно игнорируют.

    С 10 и до 11 месяцев для ребенка это нормально — в таком возрасте воспитывать малыша практически бесполезно. Лучше проявлять наблюдательность, тем не менее, давая понять, что хорошо, а что плохо. Пройдет какое-то время, и кроха начнет реагировать на советы и замечания.

    Контакты и социальное развитие

    Детям всегда важно быть в центре внимания, но теперь они уже стремятся к общению и взаимодействию, для них важно построить диалог и добиться понимания.

    В 10 месяцев у ребенка прекрасная память. Он хорошо запоминает названия предметов и явлений, знает и может показать всех членов семьи, а также подает игрушки, которые у него попросят. Малыш знает простые игры, которым его учили («ладушки», «сорока-белобока»), быстро запоминает содержание книжек, которые ему постоянно читают, может показывать определенные картинки, когда мама их называет.

    В 10 месяцев ребенок тратит много сил, постоянно находясь в движении, поэтому для восполнения растраченной энергии, а также для гармоничного развития, питание малыша должно быть полноценным, сбалансированным, содержать необходимое количество витаминов и микроэлементов. Известный педиатр Евгений Комаровский советует особое внимание уделять костно-мышечной системе, поскольку ребенок много двигается.

    К 10 месяцам рацион ребенка состоит в основном из супов, каш, творожков и фруктов. Обязательно нужно учитывать индивидуальную склонность к аллергии. Сколько должен есть карапуз в этом возрасте? Кушать малышу нужно минимум 4 раза в день, суточная норма потребляемой пищи должна быть около 1 л (грудное молоко в этом объеме не учитывается).

    Распространено мнение, что именно в первой половине дня (примерно с 10 до 12 часов) человек должен получать максимальное количество калорий, поэтому первый прием пищи малыша должен быть особенно питательным и насыщенным полезными веществами. Обычно это гречневая, рисовая или геркулесовая каша на молоке, также полезно добавить творожок и фруктовое пюре.

    Состоять он должен из первого, второго и третьего. На первое обязателен суп – овощной или на легком бульоне, на второе – котлетки, тефтельки или фрикадельки, приготовленные на пару. Такую мягкую пищу 10-месячный малыш уже вполне может пережевать, имея несколько зубов, поэтому от мясного пюре смело стоит отказываться. Рыбу также можно готовить на пару, в виде котлет, отваривать или запекать в духовке. На третье – сок или компот из сухофруктов.

    Пюре из овощей или фруктов либо нежирный кефир больше всего подходят для ужина. Не нужно перегружать пищеварение малыша слишком насыщенной и плотной пищей перед сном — лучше, когда ужин простой, легкий и быстро усваивается. Нужно учитывать также и то, что в детском рационе еще присутствует грудное молоко.

    Помимо основных приемов пищи малышу на 10 месяце в течение дня нужно давать что-нибудь, что он сможет грызть и откусывать — это может быть яблоко, груша или другой нетвердый фрукт без кожуры, а также сухарик или баранка. Кроме получения дополнительных витаминов ребенок будет развивать жевательный рефлекс и массировать десны, которые доставляют ему неудобства в период прорезывания других зубов.

    vseprorebenka.ru

    Глупа та птица, которой гнездо не мило

    Все о развитии ребенка: 12 месяцев (один год)

    Некоторые дети в этом возрасте пытаются вставать, не держась за окружающие предметы. Больше половины всех детей в этом возрасте самостоятельно ходят (делают три четыре шага или больше). Дети ставят носки врозь, когда учатся ходить. Иногда до такой степени, что напоминают Чарли Чаплина с его известной комической походкой носками врозь. В дальнейшем дети ставят стопы прямее.

    Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает самостоятельно ходить. Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать их на полу, подсунув подножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив их с изнанки двусторонним скотчем. Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и опасные предметы. Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.

    Если ребенок боится ходить, помочь ему могут кожаные ботиночки с жестким задником и небольшим каблучком, которые надежно фиксируют голеностопный сустав. Подошва должна быть нескользкой. Но вообще, если ножки и в дальнейшем будут часто обуты, мышцы его стоп расслабятся – и разовьется плоскостопие. Ходьба в вязаных башмачках, мягких ботиночках или пинетках тоже способствует плоскостопию. Поэтому до формирования свода стопы на 2 3 м году жизни дома ходить надо босиком. Хорошо иметь на полу ковровое покрытие – и теплее, и полезнее. Ведь для развития свода стопы надо ходить не по гладкой, а по неровной поверхности. Нормально, если руки и ноги ребенка холодные. Если же они теплые, можно предполагать наличие предрасположенности к насморкам и простудам.

    Если ваш ребенок еще не ходит самостоятельно, то обязательно должен уметь ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

    В случае когда ребенок, держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов, обязательно обратитесь к неврологу.

    Дети, которые не спешат переходить в вертикальное положение, хорошо передвигаются на четырех конечностях. При этом не только руки выпрямлены, но и ноги. Опирается малыш не на колени (как в 10 месяцев), а на подошвы. В общем, ходит, и достаточно быстро, как медведь. Кроме того, такие дети могут передвигаться, сидя на ягодицах, с помощью своих рук.

    Большая часть детей этого возраста могут по просьбе взрослого толкнуть мяч руками так, чтобы мяч покатился по направлению к взрослому. Чаще всего из положения сидя.

    Еда. Берет чашку из рук взрослого, держит ее сам и пьет из нее. Затем обычно отдает ее взрослому.

    Очень редко тянет несъедобные предметы и игрушки в рот. Вместе с тем может сам брать куски и комки пищи пальцами, помещать в рот и есть. Может откусывать кусочек от печенья и жевать его.

    Слюни пускает, только если очень заинтересован и все внимание поглощено новой игрушкой.

    Зрение. Узнает знакомых людей на другом конце комнаты еще до того, как они заговорили с ребенком.

    Мелкая моторика и игра. Хорошо снимает со стержня пиpамидки 3–4 кольца с широким отверстием – сначала после взрослого, а затем и самостоятельно. Некоторые дети могут и надеть 1–2 кольца.

    Может удержать в одной руке одновременно 2 маленьких кубика.

    По вашей словесной просьбе или при собственном желании вкладывает один предмет в другой – кладет кубик или шарик в большую чашку. Самостоятельно закрывает открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия, играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки, проталкивать, выдвигать крышки на коробках и т. д.

    Годовалому ребенку для будущих занятий обязательно нужны наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине) и набор форм, вставляющихся друг в друга.

    Купите ребенку разноцветные кубики (не более шести штук) и покажите, как можно играть с ними. Пусть малыш увидит, как можно один кубик поставить на другой и построить башню, а затем разрушить ее. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например скажите: «Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?» и т. д. Поиграйте с кубиками разной величины: «Подай мне большой кубик, теперь маленький, теперь опять большой» и т. д.

    Когда ребенок научится устойчиво стоять на ногах, ему понадобятся игрушки, которые можно тащить за собой на веревочке или катить перед собой (игрушки каталки).

    Поиграйте в игру с игрушкой, спрятанной подчашкой.

    Ребенок в 1 год должен уже решать более сложную задачу по сравнению с 10 месяцами. Поэтому поставьте перед ним не одну, а две перевернутые чайные чашки. Под одну из них положите игрушку. Спросите малыша: «Где игрушка?» – поднимите чашку, чтобы показать ему спрятанный предмет. Проделайте эту операцию несколько раз. Затем попросите ребенка найти нужную чашку.

    Через игрушки происходит ознакомление и с миром животных. Для этого можно купить ребенку фигурки, изображающие разных его представителей – диких и домашних животных. С ними он будет охотно играть в комнате, в ванне, на прогулке. При покупке таких игрушек взрослым нужно обратить внимание на их свойства: величину, цвет, форму, способность двигаться, издавать звуки, – все это обогатит представления ребенка об окружающем мире. Нужно рассказывать ребенку об этих животных, называть и показывать части их тела.

    Многие дети в этом возрасте могут научиться уже не только элементарным и механическим, но и сложным игровым действиям с игрушкой: кормить куклу, укладывать спать мишку, катать машинку и гудеть при этом («би би», «др рр»). Это уже первые попытки сюжетной игры, хотя сюжет пока ограничивается одним элементом (только водит машинку, но не нагружает ее перед этим и не разгружает потом). Освоив действия с этими игрушками, ребенок может дольше играть сам, без взрослого.

    В игре малыш подражает близким взрослым: «читает», как папа; «готовит уроки», как сестра. Понимает назначение используемых в быту предметов.

    Ребенок может радоваться возможности поиграть с другими детьми. Однако контакты с другими детьми малопродуктивны. Находясь рядом со старшими детьми, особенно с братьями и сестрами, ребенок сначала наблюдает за тем, с какими игрушками они играют. Затем он старается забрать эти игрушки. Если годовалый малыш находится рядом со своим сверстником, то их общение заключается в том, что сначала дети изучают один другого, а затем повторяют действия друг друга. Привыкнув друг к другу, они начинают обмениваться игрушками или, наоборот, отнимать их, наблюдая при этом за реакцией товарища.

    Показывет указательным пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет.

    Понимание речи. Действительно понимает значение нескольких слов: «нет», «пока», «до свидания» и других, независимо от их интонации, даже если не может видеть сопровождающие эти слова жесты или мимику.

    Понимает обобщения: по просьбе взрослого сложить игрушки складывает все игрушки в емкость (коробку, ящик). По просьбе показать куклы (машинки, кубики, мячи) может показать не одну куклу, а несколько кукол – то есть понимает «обобщающее» слово.

    Понимает взрослого и выполняет именно то pазученное игровое действие с игрушкой, о котором просит взрослый.

    Если вы регулярно играли с ребенком в «сороку белобоку», то он должен теперь уметь не просто стучать пальцем по ладошке, а выполнять действия синхронно под вашу речевку: «Сорока белобока, на дереве сидела, деткам кашку варила; этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому (пятому) не дала». Под ваши фразы «этому дала» ребенок должен стучать последовательно по пальцам руки, начиная от мизинца до указательного пальца, а при словах «этому не дала» – стукнуть по последнему (большому) пальцу.

    Четко выполняет простые инструкции, так как понимает значение ключевых фраз заданий, количество которых быстро увеличивается. Через небольшое время кроме «дай мне; покажи мне», ребенок понимает «принеси», «отнеси», «закрой», «положи», «открой». Поскольку он знает эти ключевые слова, то успешно выполняет задания с теми предметами, названия которых ему также уже известны: «Принеси мамину сумочку», «Достань папины ключи», «Покажи мне свои ножки» т. д. Все реже бывает необходимым дополнять словесную инструкцию жестом.

    Учтите, что в этом возрасте ребенок способен и подразнить вас. Когда вы просите его что нибудь принести, он может пойти за этим предметом, а принести совершенно другой. То, что он, наблюдая за вашей реакцией, смеется, свидетельствует о том, что это игра, а не отставание в развитии навыков.

    Понимает значение вопроса и показывает указательным пальцем на тот объект (вещь, животное, отец или мать), о местонахождении которого его спрашивают. Например: «Где собачка, где твои ботинки, где твоя книга?»

    Можно научить ребенка по просьбе взрослого показывать пальцем несколько частей своего тела: глаза, нос, уши, руки, ноги или др.

    Может показать части тела и на кукле. По просьбе взрослого может его поцеловать.

    Активно интересуется книжками. Любит слушать сказки, которые вы читаете ребенку с показом ярких картинок в книжке. На картинках по вашему указанию начинает показывать некоторые знакомые предметы или героев сказок.

    Четко понимает, что означает «можно» и «нет, нельзя». Осознает и то, что он поступает плохо, если не слушается запрета. Если ребенок развивается нормально и вы его правильно воспитывали (см. с этапа «7 месяцев» – «нет, нельзя»), то в большинстве случаев подчиняется слову «нельзя».

    Целенаправленно обращается двухсложными словами «па па» и «ма ма» непосредственно к отцу и матери, даже если вы его этому не учили. Однако смысл одного такого слова очень широкий. Например, слово «мама» в зависимости от интонации, ситуации, жестов и мимики ребенка может означать обращение к ней, жалобу, настойчивое указание, просьбу взять на руки и т. д. Лепетное слово «да да» может означать: «Дай мне скорее мою бутылочку!» Таким образом, первые слоги и простейшие слова можно назвать словами предложениями и даже понятиями, так как они могут заменять целую фразу.

    Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых слов меток (облегченных слов), понятных только родителям. Например, «бах» – падение, «ав ав» – собачка, «кахн» – бутылочка, «фа» – шапка и т. д. Ребенок в один год должен уже активно произносить 3–5 слов (суммарно: обычных и облегченных).

    Источник: Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

    osemye.com

    Смотрите так же:

    • Развитие ребенка 8-12 лет Развитие ребенка 9, 10, 11, 12, 13 лет Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие […]
    • Нормы речевого развития детей таблицы Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка. Нормы и этапы речевого развития Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках […]
    • Нет месячных ребенку 1 год Ребенку 1 год а месячных нет Почему нет месячных после родов? После рождения ребенка и отделения плаценты вытекает около 300 мл крови, а затем матка начинает сокращаться, останавливая кровотечение. Так как после рождения ребенка полость матки больше напоминает раневую поверхность, то для полного восстановления ее слизистой (эндометрия ) […]
    • Детям про месячные Первые месячные: как объяснить ребенку, что это такое? Наши дети растут не по дням, а по часам, и вскоре наступает момент, когда их организм осуществляет кардинальные изменения, это особенно касается девочек. Мальчики и девочки развивается одинаково в соответствии со своим возрастом до определенного момента — 7-8 лет, затем в женском […]
    • Как сбить температуру у 10 месячного ребенка Чем сбить температуру 3 месячному ребенку Как сбить температуры месячному ребенку? Разводите уксус в теплой водичке так чтобы было на языке очень кисленько, но не обжигало (нежная кожа малыша может получить ожог) или водку с водичкой 1:1 и обтираете ребенка всего, особенно на локтевых/коленных сгибах, подмышках, шея, за ушами, на […]
    • Ребенок в 2 года не спит днем комаровский Ребенок 2 месяца не спит днем комаровский Почему грудничок не спит днем или ночью? Возможные причины и советы. Когда не спит малыш, не спят и родители. В результате и взрослые, и кроха переутомлены, в плохом настроении, а мама не в состоянии справляться со своими ежедневными обязанностями. Считается, что груднички должны спать почти […]
    • Сколько должен спать двухмесячный ребенок Сколько спит ребенок в 2 5 месяца Сколько должен спать ребенок в 2 месяца? Уход за маленьким карапузом - это весьма хлопотное дело. Очень часто молодые мамочки, изучив литературу, считают, что указанные в ней нормы ночного сна: 9-10 часов, и дневного: 7-8 часов, должны безукоризненно выполняться младенцами. Но так ли это на самом деле, […]
    • Значение речи в развитии ребенка дошкольного возраста § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями […]