Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ

Понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений.

В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура общества. Интересно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда XIX — XX вв. А. Швейцера: «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» 1 .

К деятельности людей в области культуры можно отнести создание художественных ценностей, их хранение и распространение, критическое осмысление и научное изучение, художественное образование и воспитание.

Могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них музыкальная культура. В это понятие входят различные виды музыкальной деятельности и их результат — музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной культуры входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка (схема 1).

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности 2 .

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение.

Охарактеризуем более подробно некоторые элементы музыкально-эстетического сознания дошкольников.

Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям с как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Эстетическое переживание. Б. М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним 3 .

Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторенное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку. Замечено, что некоторые знания о музыке помогают детям уяснить средства музыкального выражения, почувствовать общий характер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотивированной оценке.

Необходимо с малых лет создать условия для формирования основ музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие — более скромного. Важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет пока примитивным, но оно ценно для личности. В работах по эстетике высказывается мысль о том, что качество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обусловливают его музыкальная эрудиция, знание элементарных средств музыкального выражения, умение их интерпретировать и опознавать.

Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкальными произведениями, разными по стилям, жанрам, формам, эпохам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать некоторые доступные возрасту знания о музыке. Музыкально-эстетическое сознание у детей проявляется через отношение к музыке.

Н. А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки» 4 .

Н. А. Ветлугина выделяет этапы развития эстетического отношения к музыке, главный из которых — развитие способности эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне переживаний музыки у ребенка зарождаются любовь, интерес, потребность в ней 5 .

Среди педагогических рекомендаций следует назвать также артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

Следующее условие — развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей.

Психологами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, П. М. Якобсоном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слушателя, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.

На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2—3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

Примерно на 4—5-м году жизни отчетливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими — первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобладает?», «В чем это выражается?» И т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребенок способен дать более аргументированный ответ.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. Решающую роль здесь играет репертуар, который изучают дети.

Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.

Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.

Вопрос и задания

1. Раскройте содержание понятия музыкальная культура детей.

2. Назовите компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка.

3. Охарактеризуйте роль музыки (народной и классической) в воспитании начал музыкальной культуры детей.

4. При каких условиях музыкальная деятельность является показателем развития музыкальной культуры детей?

1 Цит. по кн.: Моль А. Социодинамика культуры.—М., 1973.—С. 14.

2 Тельчарова Р. А. Музыка и культура.— М., 1986.— С. 6—34

3 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания.— М., 1946.—С. 10—11.

4 Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.— М., 1983.— С. 27.

zinref.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК________ Паршина Н.А.

Студентка ЛПИ ф СФУ ДПиП

г. Лесосибирск Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы состоит в том что, культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая есть и созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является формирование музыкальной культуры ребенка. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение, волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Музыкальная культура это — сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.[57]

Музыкальная культура — многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкальные образовательные учреждения, клубы, кружки, бытое и домашнее музицирование.[55]

К исследованию данной проблемы обращались такие авторы, как О.П. Радынова которая музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривала как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения.[34]

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевал индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. [134]

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, показана значимость музыкальной культуры для духовно-нравственного развития ребенка; раскрыто содержание видов музыкальной деятельности дошкольников; представлен комплекс современных технологий формирования компонентов музыкальной культуры — звуковысотного слуха, интонирования и др.; обозначены требования к качеству музыки и музыкальных инструментов.[

В работе Н.А. Алдашевой показана значимость музыкальной культуры для духовно-нравственного развития ребенка; раскрыто содержание видов музыкальной деятельности дошкольников; представлен комплекс современных технологий формирования компонентов музыкальной культуры — звуковысотного слуха, интонирования и др.; обозначены требования к качеству музыки и музыкальных инструментов.[53]

Из опыта работы в условиях педагогического сотрудничества М.А. Ветровой заместителя заведующего по воспитательно-методической работе и Е. А. Жалельщиковой музыкального руководителя МБДОУ № 441 Д/С «Кузнечик» Нижний Новгород. Новые установки федеральных государственных стандартов дошкольного образования направлены на формирование культуры детей, приобщения их к искусству.

Уже в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важную роль играет накопление интонационно-музыкального опыта воспитания музыкального искусства в разных видах и жанрах музыкального искусства. Накопление интонационного опыта воспитания высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний – тезаурус (сокровищница) музыкальных впечатлений ребёнка – является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

Таким образом, проанализировав литературу и опыт работы музыкальных руководителей, можно сказать с точностью что, тема формирование музыкальной культуры дошкольников актуальна на сегодняшний день, так как через нее формируются все положительные качества ребенка.

Радынова О.П., Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- №3. 2005.-14-45с.

Тарасова К.В., Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. //Музыкальный руководитель, №.1- 2007.-79-81с.

Петрушин В.И., Музыкальная психология /В.И.Петрушин-М.:2004. -294с.

Большой энциклопедический словарь. Музыка. – М.: 1998.-90с.

Алдашева Н.А., Сборник научных статей «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» // Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С.52-57)

Кобалевский Д.Б., Как рассказать детям о музыке?/ Изд-во.: Просвещение 2004., 320с.

Алиев Ю.Б., Настольная книга школьного учителя-музыканта/ М.: ВЛАДОС.: 2000. — 336 с.

Электронный ресурс, [ www .50 ds . ru ] Дата обращения: 16.04.2015г.

infourok.ru

Глава ??. Формирование основ музыкальной культуры у старших дошкольников

Анализ программ доу по формированию основ музыкальной культуры у старших дошкольников

В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования имеется большое количество различных комплексных, парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания.

Перед дошкольным учреждением встает трудная задача – выбрать программу, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г.А. Прасловой, «необходимо уметь:

• ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей;

• анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии;

• оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы;

• прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализации программы» [13, с. 129].

Среди многообразия современных программ по музыкальному воспитанию можно выделить наиболее общие тенденции, задачи которых:

• формировать основы музыкальной культуры, народной культуры и общей духовной культуры личности;

• определять приоритет художественно-творческого развития каждого ребенка, комплексный подход к нему, совместное творчество педагога и ребенка;

• устанавливать иные, чем в авторитарной системе, взаимоотношения детей и педагога, поиск путей общения средствами различных видов музыкальной деятельности;

• предоставить педагогу лишь основные направления, ориентиры музыкально-педагогической деятельности, что предполагает большее использование собственной инициативы, творческой импровизационной работы;

• организовывать занятия с опорой на специфику искусства, на диалогический характер творческого общения: участие в различных видах музыкальной деятельности как возможность стимулирования свободного творческого самовыражения, развитие коммуникативных способностей;

• использовать на музыкальных занятиях с детьми синтеза искусств.

• создать эстетически развивающую среду, предметное и психологическое пространство для формирования эстетического отношения к окружающему, развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Создаваемые программы музыкального воспитания основаны как на использовании нескольких форм музыкальной деятельности, так и ее отдельных видов: слушания-восприятия музыки, ритмических движений, музицирования и т.п.

Проанализируем комплексные программы (образовательная область «Музыка»): «От рождения до школы», «Радуга», «Детство».

«Программа «От рождения до школы» (далее – Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года)» [12, с. 10].

Содержание образовательной области «Музыка» Программы направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству».

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству детей старшего дошкольного возраста:

Слушание. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами.

Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли).

Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).

Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.

Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера.

Развивать песенный музыкальный вкус.

Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер – музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простые перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Развитие танцевально-игрового творчества. Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах. Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Программа «Радуга» разработана авторским коллективом под руководством Т.Н.Дороновой, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Она рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет, программа построена по возрастному принципу и ориентирована на достижение гармонии интеллектуального и эмоционального в развитии ребенка.

Программа называется «Радуга», поскольку включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, обеспечивающих их развитие и воспитание.

Занятия музыкальным и пластическим искусством, направленные, прежде всего на формирование эстетических переживаний, «окрашивает» голубой цвет.

В качестве задач музыкального воспитания выделяются:

«• обогащение музыкальных впечатлений;

• развитие эмоциональной отзывчивости;

• формирование выразительных певческих и пластических способностей» [14, с. 18].

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и продолжает обновляться.

Программа «Детство». Авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Я.А.Ноткина и др. – «комплексная программа обогащенного развития детей дошкольного возраста. В ней представлены три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувства – познание – творчество, пронизывающие все ее разделы» [15, с. 25].

Линия чувств: эмоциональное развитие дошкольника (эмоциональной отзывчивости, сопереживания, гуманного отношения и обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка) через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, ознакомление детей с эмоциональными переживаниями, эмоциональными состояниями людей

Линия познания: развитие любознательности, стремления к самостоятельному познанию, умственных способностей и речи через развитие образных форм познания – наглядно-образного мышления и воображения

Линия творчества: пробуждение творческой активности детей в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сфере

Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы А.Г.Гогоберидзе и Г.В.Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкального развития и образования детей:

• развитие музыкальной культуры;

• накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

• развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании – доступными средствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания.

В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части:

• музыкальное восприятие: слушание – интерпретация;

• музыкальное исполнительство: импровизация – творчество.

В серии «Библиотека программы «Детство» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми.

Проанализируем современные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию, основанные на использовании нескольких видов музыкальной деятельности: «Музыкальные шедевры», «Искусство слышать», «Гармония».

Программа «Музыкальные шедевры» автор О.П. Радынова.

«Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие импровизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.)» [19, с. 32].

Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.

Основной принцип построения программы – тематический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства.

В программе представлены критерии оценки уровня сформированноти основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.

Программа «Искусство слышать». Авторы В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.

Программа направлена на воспитание у детей музыкальной культуры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д.Б.Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Одной из основных задач программы является «развитие музыкального восприятия – основы приобщения к искусству, которое осуществляется в процессе детского художественного творчества: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложится перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры» [18, с. 21].

Основополагающими принципами программы являются:

• моделирование процесса художественного творчества: ребенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся поэтами, музыкантами, заново создающими музыкально-поэтическое произведение;

• органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера музыки;

• образно-игрового вхождения в музыку – предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.

В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения.

Раздел первый: «Искусство слышать» отвечает на вопрос: как можно услышать музыку – она доносится ветром, звучит в душе и т.п.

Раздел второй: Позволяет решить проблему, как можно услышать музыку, через воспитание у детей любви к творчеству, к «сочинению уже сочиненного»

Раздел третий: Усиливает внимание к слову слышать: дети должны осознать особенности музыкальной ткани в выразительных значениях ее возможности в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни

Раздел четвертый: Концентрируется внимание на том, что такое музыка? Его функция – обобщить и предопределить дальнейшее музыкальное развитие детей.

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Программа «Гармония». Авторский коллектив под руководством К.В.Тарасовой.

Программа разностороннего музыкального развития дошкольников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего психического развития (воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей.

Основным видом музыкальной деятельности в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.

Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:

«подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;

использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр-драматизаций;

использования произведений других видов искусства (изобразительного, литературного и др.)» [17, с. 28].

Принципами программы являются:

• связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные занятия строятся по тематическим блокам, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.;

• сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;

• сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в него;

• импровизационность – у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество», импровизацию.

Авторами предлагаются программы по каждому виду деятельности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репертуара и записанная на кассеты музыка.

Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, основанные на синтезе искусств.

Исследования искусствоведов показывают, что на ранних этапах развития человечества искусство носило синкретический характер (от греч. syntesis – соединение, сочетание), включая в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и др.

Произошедшее в последующем разграничение искусства не исключило его синтетические формы. Таким образом, возникли синтетические искусства – драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может деть достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, различные виды искусства создают наиболее целостный художественный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкального образа в большей степени, чем образов живописных и литературных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребенку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспитании дошкольников обусловили появление большого количества соответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез». Авторский коллектив под руководством К.В.Тарасовой.

Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

• ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

• формировать его художественную культуру;

• развивать навыки восприятия произведений различных видов искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.

Принцип синкретичности искусства авторы используют ни музыкальных занятиях с детьми, считая, что «полноценное восприятие произведений любого искусства возможно только при наличии знаний в области других видов искусств» [17, с. 11].

Программа включает в себя как фольклорные, так и авторских произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, в процесс восприятия музыки включаются следующие компоненты.

Работа по программе предполагает творческий подход педагога к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

• программа репертуара по трем видам искусства;

• хрестоматия музыкального репертуара;

• кассета с записью музыкальных произведений;

В методических рекомендациях, многие из которых имеют форму конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкального и изобразительного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.

Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, основанные на музыкально-ритмической деятельности.

В искусствоведении сложилась точка зрения, свидетельствующая о том, что музыка родилась из двух источников – из слова (отделения интонации от слова) и движения (жеста, танца, пантомимы). Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, – музыкально-речевых интонаций, с другой – пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.

При этом ряд исследователей считает, что в ходе развития общества в силу объективных причин (обряды, религия и др.) первично шло развитие ритмизованной двигательной деятельности. Звуковое оформление движения постепенно перешло в пение, т.е. было вторичным актом. Еще в Древнем Египте термин «петь» означал «производить руками музыку».

Очевидно, это можно объяснить тем фактом, что ритм существует в природе и присущ любым природным и жизненным процессам (смена дня и ночи, времен года, и т.д., ритмичность человеческого организма: дыхание, ходьба, речь и т.д.).

В структуре музыкальных занятий в детском саду эти два вида музыкальной деятельности занимают центральное место. При этом если пение – достаточно сложный для детей, формирующийся позднее ее вид, то движение под музыку – более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Кроме того, с самого раннего возраста реакция ребенка на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирания или возрастания двигательной активности), что свидетельствует о доминировании ритмического начала на первых стадиях развития музыкальности.

Потребность ребенка в различных движениях оказала влияние на методы народной педагогики. Среди произведений детского фольклора очень много игр с движениями, хороводов, укачиваний и пр.). Таким образом, можно утверждать, что является спорным вопрос о приоритете певческой деятельности (как еще очень часто бывает в детских садах) по сравнению с ритмической на ранних этапах музыкального развития ребенка.

Именно поэтому идеи создания программ на основе музыкально- ритмической деятельности интересуют многих специалистов, ис¬пользующих в своей педагогической деятельности движение под музыку как универсальное средство целостного развития личности ребенка.

Программа «Ритмическая мозаика» автор А.И. Буренина.

Программа по ритмической пластике, направленная на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития».

Ведущая идея – использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до- нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации.

В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.

По каждому возрастному периоду (3-4, 4-5, 5-7, 7-9 лет):

• рассматривается основное содержание;

• выделены показатели уровня развития;

При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.

Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей – от подражания к самостоятельности и творчеству, практический материал – 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.

Проанализировав программы, мы отмечаем, что, во всех описанных программах особое место формированию основ музыкальной культуры через развитие восприятия на музыкальных занятиях в детском саду.

studfiles.net

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений.

В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура общества. Интересно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда XIX—XX вв. А. Швейцера: «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей культуры. Она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями, являются произведения искусства. Им присущи такие особенности, как уникальность, долговечность, коммуникативность и т. д.

Непосредственное участие в художественной деятельности, восприятие произведений искусства развивает человека духовно, обогащает его чувства, интеллект.

Могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них музыкальная культура. В это понятие входят различные виды музыкальной деятельности и их результат — музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной культуры входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Остановимся на характеристике понятия музыкальная культура детей дошкольного возраста и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям с как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Эстетическое переживание. Б. М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним 3 .

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку. Замечено, что некоторые знания о музыке помогают детям уяснить средства музыкального выражения, почувствовать общий характер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотивированной оценке.

Необходимо с малых лет создать условия для формирования основ музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие — более скромного. Важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет пока примитивным, но оно ценно для личности. В работах по эстетике высказывается мысль о том, что качество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обусловливают его музыкальная эрудиция, знание элементарных средств музыкального выражения, умение их интерпретировать и опознавать.

Н. А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки».

Н. А. Ветлугина выделяет этапы развития эстетического отношения к музыке, главный из которых — развитие способности эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне переживаний музыки у ребенка зарождаются любовь, интерес, потребность в ней.

Среди педагогических рекомендаций следует назвать также артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

Еще одним условием воспитания эстетического отношения детей к музыке являются проблемные ситуации, в которых они могли бы активно приобретать музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно.

Педагогические рекомендации включают и эмоциональную настроенность атмосферы обучения (музыка должна волновать детей, вызывать интерес), кроме того, применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности детей.

Следующее условие — развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей.

На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2-3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

Примерно на 4-5-м году жизни отчетливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими — первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобладает?», «В чем это выражается?» И т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребенок способен дать более аргументированный ответ.

В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музыкальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая некоторым словарем музыкальных и эстетических терминов, дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведений по сходству и контрасту и т. д.

studopedia.ru

Смотрите так же:

  • Патронаж к новорожденному ребёнку Патронажи к новорожденному ребенку Первичный патронаж новорожденного медицинская сестра осуществляет в первый-второй день после выписки из родильного дома. Патронаж, как правило, осуществляется вместе с врачом. Обращают внимание на гигиенические условия в доме, правильное определение места для кроватки ребенка; правильно ли пеленают […]
  • Диагностика интересов дошкольников Главная Воспитание Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас 5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации) . 6. Исследование звуковой и […]
  • 4 показатели физического развития ребенка 1. Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоро­вья детей и подростков. Показатели и методы индивидуальной оценки физи­ческого развития. Показатели физического развития детей и подростков. Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра. Масса тела. Измеряется медицинскими […]
  • Воспитание развитие обучение социализация Портал "Изба-Читальня" - Ваш успех в учебе и работе! Центральной проблемой в настоящее время является раскрытие категории социализации, рассмотрение проблемы перехода от биологического существования к жизни в качестве социализированной личности. В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин […]
  • Здоровый образ жизни семьи залог здоровья ребенка Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Человеческое дитя – здоровое…развитое… это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого? Об этом мы и хотели бы […]
  • Лечение фенилкетонурии у детей Фенилкетонурия (ФКУ) — редкое генетическое заболевание, связанное с нарушением обмена фенилаланина (протеиногенной аминокислоты), поступающего в организм в составе белковой пищи. Вызывает накопление в организме фенилаланина и его токсических производных, что приводит к поражению ЦНС. Фенилкетонурия известна с 1934 года, но […]
  • Семинар художественно-эстетическое развитие дошкольников по фгос Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: - опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, […]
  • Гендерное воспитание детей в семье Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье» Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье» Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье. В работе детских садов все чаще стало появляться […]