Развитие ребенка 1 — 2 лет: шпаргалка для родителей

Рождение ребенка – это самое прекрасное мгновение в жизни каждой семьи. С появлением малыша меняются семейные взаимоотношения, повышается ответственность за нового человечка. Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй год жизни их ребенка, который знаменуется завершением младенчества. На этом этапе родителям важно знать, как должно проходить в норме развитие ребенка 1-2 лет по основным сферам.

Наступает новый период в психофизическом развитии ребенка, который носит название ранний возраст. Данный возрастной период отмечается качественными и количественными изменениями, происходящими с малышом. Знание этих изменений поможет каждому родителю ориентироваться в вопросах развития и быть уверенным, что с ребенком все хорошо.

Если вас интересует развитие ребенка до года вы можете прочесть другую статью журнала «Синьорина».

А вот как развивается ребенок раннего возраста (от 1 до 2 лет):

Физическое развитие ребенка 1 — 2 лет.

Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • ребенок 1 — 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей;
  • эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.);
  • проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.); вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.);
  • имеет представление о своем внешнем виде.
  • Познавательное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах;
  • собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах, например, шар и куб;
  • экспериментирует с песком, водой, камнями;
  • пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»;
  • знает три-четыре цвета;
  • ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот — маленький;
  • выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.;
  • начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.);
  • выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.;
  • называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»);
  • рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников;
  • в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то;
  • начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый);
  • различает «много» и «один» предметов;
  • знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.
  • Речевое развитие ребенка 1 — 2 лет

    • ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»), «дай ка» («дай камень»), и другое;
    • соотносит слова с предметами, людьми и действиями.
    • Обратите внимание на развитие мелкой моторики у детей, которое тесно связано с речью.

      signorina.ru

      Развитие ребенка 1-2 года

      Речевое развитие ребенка 1-2 года:

      говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 года еще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.

      Советы для развития речи ребенка 1-2 года:

    • Побольше разговаривайте с ним, называйте предметы или явления, давайте возможность пощупать то, о чем идет речь, так как тактильное восприятие у детей наиболее развито в этот период. Таким образом малыш формирует логические связи между объектами.
    • Почаще раскладывайте перед ним различные предметы, просите выбрать именно тот, который вы назвали, помочь вам, выполнив определенные действия. Ребенок будет рад быть полезным.
    • Читайте ему детские стихотворения, потешки, скороговорки, небольшие русские народные сказки (например, «Колобок», “Курочка Ряба”, “Репка”‘).
    • Особое внимание уделите развитию мелкой моторики пальцев рук
    • Не забудьте про пальчиковые игры для самых маленьких – это веселые игры, когда Вы одеваете на пальчики малышу и себе различных бумажных или матерчатых животных, слушайте Железнову и ее песни и выполняйте ее упражнения на звукоподражание и мелкую моторику пальцев рук под веселую музыку.
    • Играйте с тестом и пластилином – эти игры направлены на развитие силы пальчиков рук, тем самым очень активно стимулируют речь ребенка.
    • Развивайте мелкую моторику пальчиков ручек – простые игрушки, которые Вы можете сделать дома и тренировать мелкую моторику и усидчивость у ребенка.
    • Не забудьте и о важности сенсорного развития малышей раннего возраста. Также советую сделать для малыша его собственную сенсорную коробочку, с которой он мог бы играть в любое удобное для него время.
    • Физическое развитие ребенка 1-2 года:

      Развитие ребенка 1-2 года с точки зрения его физических способностей также стремительно идет вперед. Малыш может ездить на игрушечной машинке, отталкиваясь ногами; встречая на своем пути преграду или незнакомый предмет, он способен остановиться, переступить или отойти в сторону. К этому периоду ребенок спускается и поднимается по лестнице с поддержкой или опорой; с интересом нажимает на кнопки, разглядывает и щупает выпуклости на предметах. Иногда дети стремятся повторять движения, показанные взрослым.

      Советы по физическому развитию ребенка 1-2 года:

    • Полезно включать какую-нибудь веселую музыку и танцевать с малышом, демонстрируя элементарные движения (шаги в ритм музыки, повороты тела, наклоны). Со временем, услышав знакомый мотив, ребенок начнет двигаться под музыку без вашей подсказки.
    • Развитие мелкой моторики проявляется в навыках собирать башни из нескольких кубиков, ставя их один на другой. Малыш может складывать крупные детали конструктора, части одного предмета.
    • Иногда пытается взять в руки карандаш или ручку и что-то нарисовать, конечно, если этот процесс ему предварительно продемонстрировать.
    • Выполняйте ежедневно детскую утреннюю зарядку, развивайте крупную моторику у малыша. Сейчас есть множество интересных видео с зарядками, которые может пробовать выполнять даже самый маленький малыш.
    • Учите танцевать своих маленьких крошек. Это не так сложно и очень полезно для физического развития малышей от 1 до 2 лет.
    • Развивайте обоняние и слух у малыша.
    • В физическом развитии ребенка 1-2 года очень важно активное участие взрослых. Если ваш малыш не выполняет какие-либо из этих действий, не имея на то специальных медицинских показаний, больше посвящайте времени занятиям с ним. Возможно, он просто не знает, какие действия можно совершать с теми или иными предметами и лишь только Вы способны показать ему как это делать.

      Развитие мышления, логики и памяти у детей от 1 до 2 лет:

      Абстрактные понятия все еще достаточно сложны для понимания ребенком в этот период. Однако малыш с успехом распределяет предметы по категориям (например, собака, кошка, птицы – живые существа; трава, деревья – растения), сортирует их. Значительно улучшается память: дети помнят однажды увиденное или услышанное и при подходящем случае вспоминают или воспроизводят усвоенное. Для развития мышления можно посоветовать упражнения на сопоставление: показать собачку в книжке и найти игрушку-собачку, отыскать недостающие части предмета, рисунки одного цвета и т.д. Подобные упражнения есть в любом альбоме по развитию речи для детей от 1 до 2 лет.

      Советы по развитию мышления, памяти и логики у детей от 1 до 2 лет:

      Для развития детей от 1 до 2 лет особенно эффектными будут следующие интересные задания:

    • игра для малышей на развитие логики– найди хвост нужного животного. Очень веселая игра. Здесь нужно найти и соотнести нужное животное с его хвостиком,
    • для любителей мультфильмов“Лунтик”, “Смешарики”, “Фиксики”, “Маша и медведь” – игры-карточки на развитие памяти у малышей. Здесь нужно будет соотносить героев этих мультфильмов.
    • “Кто, что ест?” Еще одна игра на развитие логики. Здесь нужно соотнести животное и еду, которую он ест.
    • Мамы и их детёныши – учимся сортировать мам животных и детенышей.
    • Логическая игра –животное и его тень . Здесь нужно будет найти каждом животному его тень.
    • Помогайте малышам узнатьосновные части тела человека , какие бывают геометрические фигуры и многое другое.
    • Социальные навыки и навыки обихода ребенка в возрасте от 1 до 2 лет:

      В период развития ребенка 1-2 года навыки обихода активно копируются у взрослых. Все, что делают в этот момент папа или мама, срочно становится нужно малышу. Дети изо всех сил стараются помочь родителям по хозяйству и отказ от их помощи как правило встречают криком и ярко выраженным протестом. Однако не забывайте, что, копируя взрослых, ребенок сам учится быть таковым. Позвольте ему вместе с вами помыть посуду, попросите подмести пол, принести тряпку, учите его самостоятельно кушать и т.д. Кроха будет на седьмом небе от счастья, ощущая свою нужность. Простите ему неряшливость и неопрятность. Ребенок после 1 года очень зависим от внимания родителей, хотя и пытается проявлять самостоятельность: выделяются предпочтения в еде, одежде, копируются действия взрослых (разговоры по телефону, манеры, привычки папы и мамы). Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что вы говорите и делаете. Ваш ребенок – это ваше зеркало. Он отразит то, что будет видеть в семье. Немаловажно в этот период и общение с другими детьми. Малыши быстрее учатся у своих сверстников, ощущая дух соперничества.

      Помогайте ребенку узнавать этот мир, уделяйте ему больше внимания. Огромное количество немых игрушек и конструкторов не разовьют малыша сами по себе: это смогут сделать только любящие мама и папа. Помните, что от количества тепла, отданного родителями ребенку, напрямую зависит уважение и любовь, которые их сын или дочь проявят, будучи взрослыми. Развитие ребенка 1-2 года требует кропотливого труда, но, поверьте, этот вклад обязательно вернется к вам с процентами.

      Здесь видео моей Лиз 1 год 4 месяца (мы полностью за две недели выучили все фигуры — сниматься она особо не давала, да и сейчас надо момент словить) — поэтому оно (видео) обычно такое короткое.

      А это ссылка на видео, как мы показываем-проверяемся по математике:

      А это ссылка на видео, как Лиз показывает предложения:

      www.baby.ru

      Развитие ребенка в 2 года. На что способен малыш?

      Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

      Физическое развитие ребенка 2-х лет

      Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

      На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

      Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

      Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

      Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи.

      Освоенные новые навыки и умения

      Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

    • Уверенная ходьба.
    • Бег.
    • Прыжки.
    • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
    • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
    • Удар ногой по мячу, броски мяча.
    • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
    • Прыгать на одной ноге.
    • Проходить сквозь обруч.
    • Удерживать равновесие на перекладине.
    • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
    • Листать страницы книжки.
    • Стоять на цыпочках.

    В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

    Развитие речи в 2 года

    Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу.

    Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

    Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

    Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

    Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

    Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

    Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна, чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки, пытаясь изучить содержимое.
  • Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета, некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.
  • Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

    В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и поиграть.

    Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

    Эта игра научит различать предметы по форме.

    Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

    Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

    Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

    Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

    Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

    Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

    В питание двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

    Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

    Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

    На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

    Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

    baragozik.ru

    Что должен уметь делать ребенок в 2,5 года

    В возрасте два с половиной года физически и психически дети делают колоссальный скачок: они готовят своим родителям новую проверку их компетентности и терпения. Предстоит кризис 3 лет. Ребенок продолжает расти не по дням, а по часам. Главные трудности воспитания заключаются в том, что у малыша начинается осознание себя личностью, он старается найти свое положение в социуме, доказать всем право на собственное мнение. Темперамент и характер его уже, в сущности, установился, появилось много новых интересов. Многие ребятишки готовятся идти или уже посещают детский садик.

    Физические возможности возраста

    По сравнению с параметрами 2 лет, малыш прибавил в весе около 1200 г и подрос приблизительно на 5 см. Он уже научился проворно ходить и стремительно бегать, сходить по лестнице и подниматься по ней, переступать через барьеры, стоять на цыпочках. В два с половиной года ребенок превосходно контролирует свои движения. Во время ходьбы он равномерно переставляет ноги, произвольно может изменить скорость движения и маневра: бег сменить остановкой или разворотом.

    В этом возрасте детям легко дается овладение трехколесным велосипедом. Без проблем они шустро подпрыгивают двумя ногами, могут удерживать равновесие на одной ноге в течение нескольких секунд, с успехом справляются с упражнениями на шведской стенке. Интерес представляют для них игры с мячом: ребята бросают его вперед, перекидывают через преграду, могут поймать двумя руками.

    Повышение физической активности ребятишек может привести к тому, что некоторые из них отказываются от дневного сна, хотя мнение педиатров однозначное: они рекомендуют сохранить режим дня с дневным сном до 5 лет.

    Значительно расширяется список того, что должен уметь ребенок 2,5 лет в обиходе.

  • своими силами справляются с умыванием, используя при этом мыло и полотенце, даже чистят зубы;
  • умеют расчесывать волосы;
  • стараются по возможности ликвидировать всякие следы небрежности;
  • поддерживают порядок, готовы сами убирать игрушки, укладывать свои вещи на стул или в шкаф;
  • сами кушают, пользуясь ложкой, и пьют из чашек;
  • одеваются и обуваются без чужой помощи, если нет застежек;
  • контролируют телесные нужды.
  • Учебные умения и объем лексикона

    Развитие ребенка в 2,5 года происходит стремительно и бурно. У них получается играть в привычные игрушки: они могут правильно собрать по размерам деталей пирамиду, состоящую из нескольких колец разного цвета, построить башенку из кубиков, составить матрешки по росту одну в другую.

    Они уже прекрасно удерживают в руке карандаши и кисточку, могут нарисовать самые простые рисунки – лесенку или крестик. Малыши знакомы с основными цветами: красным, желтым, зеленым, синим, запомнили несколько несложных геометрических фигур. Они с восторгом собирают пазлы, включающие несколько элементов, а также занимаются лепкой из пластилина и теста, аппликацией, раскрашиванием картинок. Ребятам доступно отгадывание простеньких загадок, к примеру, с описанием животных.

    Детский словарный запас увеличивается до 1000 слов и даже иногда больше. Произношение становится более четким, хотя в некоторых словах встречаются погрешности и промахи, к примеру, перестановка букв или слогов, иногда отсутствуют шипящие звуки, отдельные слова существуют в укороченном варианте. Малыши часто совершают грамматические ошибки при употреблении родов, падежей, чисел, но понять их можно. Нежелательно восхищаться этими просчетами, даже если они очень потешные, чтобы малыш не зафиксировал неточный выговор слова.

    Тем более что он не замолкает ни на мгновение, проговаривая все, что видит и делает сам. Не рекомендуется заставлять его помолчать, ведь именно таким образом он отрабатывает свои речевые навыки. Самым интересным в этом возрасте является явление словотворчества, когда малыши сами придумывают собственные оригинальные словечки, созданные по законам родного языка, но в настоящий момент в языке не функционирующие.

    Речь ребятишек становится ярче и выразительнее за счет появления в ней всех частей речи: местоимений, прилагательных, наречий. Говорят они, употребляя простые предложения из двух-трех слов. Вдобавок малыш научился пользоваться силой голоса и контролировать ее. Вопросы его перешли на другой уровень: вместо ранее интересовавших его «куда» и «где», чаще звучит вопрос «почему». Ребенок с удовольствием слушает простенькие сказки, кое-какие выражения из них повторяет.

    Психологическое взросление

    Происходит приближение трехлетнего кризиса, когда родителям придется находить равновесие между санкциями и одобрением: нельзя слишком много требовать от ребенка и в то же время допускать вседозволенность. Происходит расширение эмоциональной сферы малыша, у него появляется много новых утонченных и глубоких переживаний, к примеру, он может тосковать, сочувствовать, сопереживать, опасаться, завидовать, испытывать нежность.

    Ребенок, как и прежде, обожает маму, но расстается с ней почти всегда без плача. Он радуется, когда справляется с чем-то, а его за это хвалят. Напротив, получив негативный отзыв о своей неудаче, малыш расстраивается. Становятся все более сложными игры, которыми он интересуется, главным образом ролевые, которые позволяют ему перестраивать их поочередно.

    Ребенок в 2,5 года в своем развитии требует от родителей определенных знаний из области психологии. Приблизительно в это время у него наступает период, когда он старается делать все наоборот. Часто на все обращения к нему он отвечает отказом, но не из-за своеволия или непослушания, а из-за того, что он начинает ощущать свою личность и отстаивает права на свое собственное мнение.

    В таких случаях родители должны реагировать безошибочно, не подавляя индивидуальность своего дитя, но и не потакая его капризам и причудам. Им следует набраться терпения и выдержки, чтобы переключать внимание ребенка в подобных кризисных ситуациях. Не рекомендуется при этом использовать повелительное наклонение глаголов, лучше договариваться, ласково отвлечь его, сосредоточить его интерес на чем-то другом.

    Ребенок в 2 года и 5 месяцев приобретает множество новых навыков в своем развитии. Это очень важные изменения, которые родители должны уметь контролировать и обращать в пользу ребенку. Больше всего отличает малыша необходимость в безостановочном движении, готовность к беготне, прыжкам, игре. Этот возраст является вершиной самостоятельности: он сам легко выполняет все гигиенические процедуры, осваивает новые слова и более сложные игры, помогает по дому маме. С этого времени малыш ставит перед собой цель, а главным для него является не действие, а результат.

    pups.su

    230 идей о том, как развивать ребенка от 2 до 3 лет — План развития и шпаргалка для мам.

    Логика и математика — что развивать?

    1. Учить понятия «много – мало».

    2. Ближе к трем годам — осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).

    3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 — 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам – учитывайте интерес ребенка и его способности).

    4.Учиться сортировать предметы – по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.

    5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).

    6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).

    7. Учиться сопоставлять — играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).

    8. Играть в загадки – мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например – маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).

    9. Угадывать животное по описанию.

    10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

    11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:

    12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):

    13. Ближе к трем годам – конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):

    14. Начиная с 2,5 лет – играть в «Сложи квадрат» Никитина (на первых порах — вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):

    15. Начиная с 2,5 лет – играть в сборные конструкторы-пазлы:

    16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше – долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).

    Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки «Подбери группу»:

    17. Классификация предметов — играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).

    18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

    — найди предметы, фигуры такой же формы;

    — найди предметы, фигуры такого же цвета;

    — найди предметы, фигуры такого же размера;

    — найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

    19. Игры с палочками Кюизенера.

    20. Играть в «часть и целое» — «чей это хвостик», «подбери крышу к домику» и т.п.

    21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).

    22. Ближе к трем годам (и очень индивидуально) – находить ошибки на картинках (работа с пособиями) – чего не хватает, что неправильно, какой из предметов неправильного цвета и т.п. Отлично для этого пригодятся совсем недорогие пособия серии «Умные книжки»:

    Изучение свойств предметов.

    1. Цвета предметов.

    2. Геометрические фигуры, формы.

    4. Высокий – низкий.

    6. Одинаковые-разные (ближе к трем годам).

    1. Играть в «Найди!» — просим ребенка найти какой-либо объект в комнате (найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик), на улице (смотрим через окно – найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!), поиск на картинке в книжке и т.п. – играть можно всегда и везде. Эта игра очень простая, дети легко в нее втягиваются. При этом очень хорошо развивается внимание и умение его концентрировать.

    2. Игра в «Найди пару» — более усложненный вариант, чем это было от года до двух – найди пару среди предметов которые очень похожи друг на друга. Например:

    3. Найди такой же узор (пары варежек, шапочек, чашечек и блюдец, заплатки к полотенцам, крыши к домикам и т.п.):

    Пример подобной игры на сайте ищите по этой ссылке (игра «подбери чашку к блюдцу).

    4. Ближе к трем годам — построй башенку, домик по чертежу (начинать необходимо с 2-х деталей).

    5. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

    6. Поиск предметов по одному признаку — найди что в этой комнате красное, твердое, мягкое, круглое, большое и т.п. (играть можно в любом месте).

    7. Поиск предметов по двум признакам — найди что в этой комнате большое и белое, маленькое и твердое и т.п.

    8. Играть в прятки с ребенком (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).

    9. Игра «найди тень!» — когда «силуэты» для поиска чуть сложнее, чем это было в возрасте от 1 до 2 лет. Например (и можно еще сложнее):

    10. Игра — найди «кусочек», который откололся от этой картинки и сложи картинку полностью:

    Как развивать память.

    1. «Что пропало?» — запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме – мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?». Подробнее о том, как играть в эту игру с совсем маленькими детьми можно прочитать здесь.

    2. Что появилось? – играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

    3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

    4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

    5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

    6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

    7. Игра «Найди пару» с прятками – мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

    8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти — где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

    9. «Мемори» — игра с 2-3 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений). Переворачиваем карточки картинкой вниз — таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Просим ребенка найти, где лежит определенная карточка по памяти («найди, на какой карточке нарисован мишка?»). Другой вариант «Мемори» можно найти здесь.

    1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

    2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

    3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

    4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

    5. Изображать движения животных по показу мамы.

    6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

    7. Прыгать, как зайка.

    8. Изображать птичку — махать руками, бегая по комнате, приседать – «искать зернышки в травке», подпрыгивать – «взлетать».

    9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

    10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

    11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

    12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

    13. Перекатываться по полу, как колобок.

    14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

    15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

    16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

    17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

    18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

    19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

    20. Ходьба по массажным поверхностям.

    21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках.

    22. Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку.

    23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развитие координации.

    24. Подлезание под натянутой веревочкой.

    25. Игра «Поймай солнечного зайчика» — играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

    26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в «догонялки», «волк и зайчата» и т.п.

    27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) – дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются – быстро убегают в домик.

    28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

    29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

    30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

    31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

    32. Игры на фитболе.

    33. Игра «Улиточка и домик». Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки — пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

    34. Ходьба на руках:

    1. Слушать много песенок по возрасту.

    2. Учиться слушать музыку — прослушивая с мамой классические мелодии, слушать рассказ мамы «О чем нам рассказывает эта мелодия?». Такой рассказ легко придумать самостоятельно (например вот так), с его помощью у ребенка развивается умение по-настоящему слушать музыку, улавливать ее оттенки и настроение.

    3. Учиться различать быструю и медленную музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах быстро и медленно.

    4. Учиться различать веселую и грустную музыку.

    5. Учиться различать громкую и тихую музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах громко и тихо.

    6. Если есть возможность (большая семья) играть в игру «кто позвал?» (ребенок угадывает по голосу — кто его зовет).

    7. Прислушиваться вместе с мамой к «звукам жизни» — как чирикают птицы, шумит автомобиль, шуршит листва и т.п.

    8. Пробовать определять, откуда идет звук (например – «слышишь, птичка чирикает? Как ты думаешь, на каком дереве она сидит?»).

    9.Заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

    10. Играть на музыкальных инструментах (детских и шумовых — барабан, маракасы, бубен, ксилофон и т.п.).

    11. Познакомиться с различными инструментами и их звучанием (можно просматривать вместе с ребенком ролики на ютубе, где исполнители играют классическую музыку на различных инструментах).

    12. Ближе к трем годам (если ребенок увлекается песенками и помнит многие мелодии на слух) – играть в угадай мелодию – мама поет мелодию («В лесу родилась елочка», «Антошка») малыш угадывает, что это за песенка.

    13. Петь песенки ребенку.

    14. Танцевать – быстро, медленно, притопывать ногами, прихлопывать руками, вертеть ладошками – движение «фонарики», прыгать, в танце ставить ножки на носочек — на пяточку, стучать пяточкой по полу, стучать носочком по полу, водить хоровод, танцы с предметами – ложками (танцуем и стучим ложками по полу, друг об друга, над головой, за спиной, громко-тихо, быстро медленно), погремушками-маракасами (танцуем и аккомпанируем себе, выполняем те же движения что и с ложками), с платочками (самостоятельно и в паре с мамой.)

    15. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение под музыку движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

    1. Рисовать дорожки.

    2. Рисовать кружочки.

    3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки — ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

    4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

    5. Рисовать короткие и длинные линии.

    6. Ближе к трем годам — раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально — учить ребенка раскрашивать или нет).

    7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).

    8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.

    9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.

    10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).

    11. Рисовать пальчиковыми красками.

    1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).

    2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.

    3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

    4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).

    5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).

    6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.

    7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.

    8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.

    9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

    1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.

    2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).

    3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).

    4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.

    5. Аппликация из рваной бумаги.

    1. Строить домики, заборчики, мостики, горку, гараж.
    2. Играть с «лего».
    3. Ближе к трем годам — строить домики по простому чертежу (из двух-трех деталей).
    4. Игры с блоками Дьенеша.
    5. Игры с палочками Кюизенера.
    6. 1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, «корова дает молоко», «коза бодается» и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.). Примеры тематических игр и неделек на сайте вы сможете найти по ссылкам: «кто где живет», «животные леса», «домашние птицы», «домашние животные» и другие.

      2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то — дикая птица и живет сам по себе).

      3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

      4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

      5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

      6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

      7. Фрукты, овощи, ягоды, грибы: иметь представление, знать названия самых часто встречающихся в повседневной жизни.

      8. Времена года: знакомиться с признаками, читать сказки и стихи посвященные каждому времени года (именно «знакомиться» с понятием, четко проводить границы между различными временами года средний ребенок сможет уже после 3-х лет). Пример развивающих занятий на эту тему » можно найти здесь: весна 1, весна_2, зима, осень.

      9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

      10. Изучить темы:

      • Транспорт.
      • Доктор, поликлиника.
      • Магазин.
      • Семья.
      • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
      • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
      • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
      • Город.
      • 11. Труд взрослых.Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

        12. Обобщение темы «Человек» — строение, части тела, (по желанию родителей — элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

        13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

        14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» — попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» — изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

        15. Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п.

        Развитие на прогулке.

        1. Правила дорожного движения: познакомить ребенка с правилами перехода через дорогу, объяснить опасность невнимательного поведения на дороге. Объяснить, что тротуар — для людей, дорога — для машин. Обсуждать правила безопасного перехода через проезжую часть (светофор, зебра). Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать дви­жение на дороге (учиться проверять, можно ли переходить дорогу, оценивать как двигаются машины — быстро — медленно, объяснять, что мы переходим дорогу только тогда, когда машин нет или они далеко). Учить переходить дорогу только со взрослым, не выбегать на проезжую часть.

        2. Учить ориентироваться в пространстве (изучать применение таких слов как «туда», «сюда», «здесь», «там», «направо», «налево», «далеко», «близко», «возле»), изучать предлоги места.

        3. В домике на площадке играть в простые сказки, в которых присутствует домик: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Побуждать ребенка рассказывать сказку вместе со взрослым (договаривать предложения, вставлять знакомые слова), в простой форме изображать и произносить реплики героев сказки (быть зайчиком, мышкой и т.п.). Поиграть в то, как луч­ше встретить вечером папу, вернувшегося с работы (либо дру­гого родного человека), что ему сказать.

        4. Изучать растительность – цветы, деревья, траву, кусты (названия и отличия). Учиться различать дерево и куст. Изучать части растений (лист, ствол и т.п.). Следить за сезонными изменениями природы (листья желтые, опали, деревья голые, появились почки и т.п.). Учить бережному отношению к растениям. Поливать деревья, цветы из лейки.

        5. На примере деревьев, травы, кустов, веточек изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий».

        6. Транспорт: различать виды транспорта, различать виды (грузовой, легко­вой) и части автомобиля (кабина, руль, колесо).

        7. В непринужденной форме побуждать ребенка отвечать на вопрос: «Что это?» предложением, состоящим из нескольких слов (для детей, уже начавших активно осваивать фразовую речь).

        8. Солнышко: беседовать на тему о том, что для жизни на земле нужно солнце, что солнце помогает расти растениям, согревает все живое на земле. Наблюдать за солнцем (спряталось за тучи, яркое, тусклое, садится, встает, закат).

        9. Небо: наблюдать за изменениями в небе – облака, пасмурное, облачное, ясное, хмурое, чистое, небо ночью.

        10. Наблюдать за луной.

        11. Отвечать на вопросы: Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Что делает солнце? (Светит.) и т.п.

        12. Используя природные материалы (камешки, веточки) и объекты окружающего мира (деревья, машины и т.п.) изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий», «твердый-мягкий», «теплый-холодный», «самый» («самый высокий, самый низкий»), цвета, свойства предметов и т.п.

        13. Развивать словарный запас – обсуждать различные объекты, встречаемые на улице (животные, птицы, растения, люди, транспорт, постройки, подъезд, лифт и т.п.). Называть качества этих объектов, рассказывать, зачем они нужны.

        14. Обсуждать необходимость поддержания чистоты на улице, в подъезде, бережное отношение к окружающей среде и чистоте двора, улицы, подъезда.

        15. Играть с песком. Обратить внимание на свой­ства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дож­дя) — становится влажным, и из него можно лепить «пирожки».

        16. Играть со снегом.

        17. Играть с лужами (кидать камушки, засыпать песком, раскапывать, играть с водой, строить каналы, пускать кораблики, изучать свойство предметов «тонет — не тонет») – по желанию родителей.

        18. Пускать солнечного зайчика, ловить его.

        19. Времена года: рассказывать об изменениях природы, об изменениях в жизни людей, животных, птиц.

        20. Дома: уточнять названия разных домов и строений, изучать части дома (окно, подъезд и т.п.).

        21. Проговаривать на улице различные речевые темы, интересные ребенку (животные, птицы, детеныши и т.п.).

        22. В свободное от игр время учить стихи.

        23. Строители и рабочие: по возможности наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках, рабочих различных служб. Называть и обсуждать их трудовые действия, учить названия профессий, обсуждать важность их труда, рассматривать и запоминать названия их оборудования и инструментов.

        Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем «детском» языке — это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы здесь.

        Развитие речи у детей от 2 до 3 лет:

        1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг – дома, на улице.

        2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас).

        3. Читать книги, стихи (если ребенок не любит чтение – родители могут компенсировать это активным общением в повседневной жизни (об этом предыдущий пункт), рассказывать сказки и петь песенки.

        4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

        5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!).

        6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» — ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).

        7. Слушать песенки.

        8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!).

        9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой).

        10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например – дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.).

      • Учиться дуть (задувать свечки, сдувать комочек ваты, дуть на листочки, подвешенные на ниточку, выдувать мыльные пузыри). Этот навык очень индивидуальный, дети его усваивают по-разному, кто-то раньше, кто-то ближе к трем годам.
      • Учиться дуть резко (быстрый выдох) и плавно (медленный выдох) – например, играя в быстрый и медленный ветерок.
      • Строить рожицы у зеркала: показывать язычок, верьтеть им в разные стороны (дотягиваться до носа, тянуть влево, вправо и т.п.) – тоже индивидуальный навык, не у всех в возрасте 2 лет получается (и не все хотят этим заниматься ).
      • Широко раскрывать рот, постукивать зубами.
      • Учить произносить слова и звукоподражания с разной громкостью, говорить шепотом.
      • Делать пузыри в воде – вдувать воздух в воду через трубочку.
      • Заниматься самой простой артикуляционной гимнастикой – если ребенку интересно, и он хочет.

    Моторика (общая и мелкая).

    1. Заниматься пальчиковой гимнастикой.

    2. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, творчеством.

    3. Играть с рамками-вкладышами.

    4. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается – то и застегивать их).

    5. Застегивать – расстегивать липучки (на ботинках, куртке, в развивающих игрушках).

    6. Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и одевать другую одежду.

    7. Пересыпать/переливать крупу/воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания/ переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посудки, лейкой.

    8. Играть с наклейками.

    9. Учиться мыть руки (акцент на слове «учиться», побуждать к освоению навыка, но не заставлять), в том числе включать-выключать кран (если конструкция крана позволяет это сделать легко), намыливать руки, выдавливать жидкое мыло из бутылочки.

    10. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) в блюде с водой ложкой или ситечком и складывать их в сухой стакан.

    11. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) из стакана.

    12. Взбивать мыльную пену венчиком (в воду добавляется несколько капель моющего средства или шампуня).

    14. Учиться собирать воду губкой и отжимать ее.

    15. Комкать бумагу (делать круглые комочки) и проталкивать полученные комочки в бутылку, баночку с узким горлышком.

    16. Составлять узоры из палочек, макарон, камешков, фасоли:

    17. Играть с прищепками.

    18. Играть с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.

    19. Играть со шнуровками.

    20. Играть с мозайкой, «Лего», другими конструкторами.

    21. Ближе к трем годам можно начинать учиться обводить по точкам (если у ребенка есть желание, и процесс обучения проходит легко). Обводить очень простые линии – различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.

    22. Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.

    23. Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам. Откручивать и закручивать крышечки.

    24. Опускать мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, узкое отверстие.

    25. Некоторые игрушки для развития моторики (самостоятельное развитие в игре):

    Разрезные овощи и фрукты:

    По прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, соретры и др.

    1. Ощупывать предметы различной фактуры, обсуждать их свойства.

    2. Играть в «найди пару» с кусочками материалов разной фактуры (на рисунке — пособие «завези каждую машину в свой гараж». Для выполнения задания ребенок сравнивает различную фактуру белых материалов – мягкая бумага, твердый картон, ватный диск, белый трикотаж):

    3. Ближе к 3-м годам — определять предметы на ощупь (вытаскивать из мешочка, не глядя, по заданию мамы фигуры, овощи, фрукты, игрушки, определять на ощупь, что за предмет лежит в мешочке и т.п.).

    4. Знакомиться со вкусами, запахами, играть в игры «найди такой же вкус, запах».

    Взаимодействие со сверстниками.

    1. Обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к детям (какая хорошая девочка! Она такая же малышка как и ты! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?).

    2. Знакомиться на площадке с другими детьми, побуждать к совместным играм – вместе строить и ломать куличики, и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть самостоятельно – взаимодействовать и играть вместе им будет помогать мама. Такие игры и социализация особенно важны, если ребенок в скором времени пойдет в детский сад.

    3. Учить меняться, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой.

    4. Учить жалеть и сопереживать горю другого (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

    Бытовые навыки и самообслуживание.

    Все указанные ниже навыки очень индивидуальные. Малыша лучше подталкивать, побуждать к их освоению, хвалить за успехи, но не заставлять их выполнять через силу.

    1. Мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем — с помощью мамы (в том числе включать и выключать воду (если конструкция крана не слишком сложная), намыливать мыло, выдавливать жидкое мыло из флакона).

    2. Вместе с мамой убирать за собой стол после еды.

    3. Вытирать разлившуюся жидкость губкой.

    4. Самостоятельно есть густую пищу.

    5. Ближе к трем годам учить самостоятельно одевать и снимать одежду. Трудные элементы (сильно облегающую одежду, молнии, крючки и т.п.) застегивать, расстегивать вместе с мамой.

    6. Поливать цветы (идеально – летом на улице из лейки).

    7. Ближе к трем годам – складывать свою одежду (учиться).

    8. Убирать игрушки на место (учиться, вместе с мамой, по просьбе мамы, большинство детей не может в этом возрасте убирать игрушки самостоятельно и по собственному желанию).

    9. Помогать маме по хозяйству: вместе готовить (мыть крупу, овощи, набирать ложкой ингредиенты для блюда и т.п.), что-то мыть, убирать и т.п. Заинтересовать ребенка домашним трудом будет намного легче, если поручать малышу то, что будет по-настоящему интересно для него.

    10. Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то заблаговременно (минимум за полгода) начните приучать ребенка к нужным навыкам – одеваться-раздеваться, умываться, особенно важно – тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем, самостоятельно есть. Не откладывайте обучение на последний момент – чудес не бывает – чтобы обучиться этим умениям потребуется достаточно времени. Адаптация ребенка в детском саду пройдет намного легче, если у ребенка не будет возникать проблем при самообслуживании.

    Развитие желания заниматься и развиваться.

    2. Не ругать за неуспехи и нежелание заниматься (со временем все обязательно получится, просто может не сейчас и не сегодня, а если и не получится никогда – стоит ли из-за этого расстраиваться?).

    3. Заниматься тем, что интересно ребёнку. Любой навык (внимание, логику, моторику) можно развивать бесчисленным количеством упражнений. Среди них вполне можно найти то, что больше всего понравится вашему малышу (например, если ребенок не любит пальчиковую гимнастику, вполне успешно можно заменить это лепкой и рисованием, не любит слушать чтение – заменить это живым общением и т.п.)

    4. Заниматься развитием тогда, когда хочет и может ребенок (иногда бывает, что мы приступаем к развивающим играм после того, как переделаем домашние дела и другую работу, а к тому времени малыш уже наигрался, устал и больше хочет отдохнуть и расслабиться, а не выполнять сложные задания).

    5. Преподносить развивающие игры и занятия в игровой форме.

    6. Заниматься тем, что по силам ребенку – у каждого свои склонности и способности. Кто-то с удовольствием и долго сидит возле мамы и с интересом слушает книжку, кого-то хватает только на 10 минут – и в этом нет ничего страшного, наверняка он хорошо справляется с другими делами. Кто-то легко считает и выполняет задачи на логику и внимание, кто-то этого не делает, зато хорошо рисует. Кто-то не рисует, не любит чтение, кажется вообще ничего не любит, зато намного лучше других делает вещи, которые лежат вне сферы раннего развития (например, во много раз добрее и нежнее своих сверстников, инициативнее и ответственнее, быстрее и стремительней и т.п.).

    7. Занятие ранним развитием происходит намного проще и веселее, если адекватно оценивать способности ребенка и «не бежать впереди паровоза», выполнять задания, которые будут по силам малышу, даже если все стальные сверстники (как правило, эти «все» при ближнем рассмотрении оказываются далеко не большинством) ушли намного дальше.

    Ближе к трем годам у большинства детей начинается кризис трех лет. Это сложный период как для малыша, так и для мамы. Общий совет всех психологов и педагогов для этого непростого времени такой – это трудно, но когда-нибудь все закончится, «кризис трех лет» надо просто пережить. Подготовьтесь заранее к этому кризисному периоду жизни – почитайте литературу, понаблюдайте за «сложным» поведением более старших детей в этом возрасте.

    Многие детки в этот период отказываются заниматься вместе с мамой ранним развитием. Если вы заметили это у своего малыша – это не значит, что эпоха развивающих игр и занятий для вас закончилась. Просто постарайтесь настроиться на волну ребенка и подумать – а что ему сейчас действительно интересно? Что можно ему предложить такое, что поразит его до глубины души и крайне заинтересует? Возможно своим нежеланием заниматься ребенок подсказывает вам, что он уже вырос и хочет сам решать, что ему делать в тот или иной момент.

    Кризис трех лет — это серьезное испытание для связи «мама-ребенок», для умения и желания мамы принимать ребенка таким, какой он есть. Если вам становится все сложнее с малышом, который вчера был ангелом – знайте, это не ребенок испортился. Это необходимый этап его развития, от которого страдает не только мама, но и сам малыш. Старайтесь не обижаться и не злиться на малыша, и помочь себе и ребенку справиться с трудностями и выйти из этого периода по прежнему любящими и понимающими друг друга близкими людьми. Хороших методов и способов, которые смогут вам помочь достаточно много – не сдавайтесь и ищите выходы из самых сложных ситуаций. Помните, что нам посылают тех детей, которых мы способны вырастить счастливыми и полюбить всем сердцем.

    Удачи Вам в развитии и воспитании ваших детей. Пускай они растут здоровыми и счастливыми!

    Получили ли Вы ответ на вопрос о том, как развивать ребенка в 2 года? Может эта статья заинтересует и Ваших друзей? Добавьте ссылку на статью на Вашу страничку в социальной сети!

    Что еще почитать о развитии детей от 2 до 3 лет:

    www.igraypodrastay.ru

    Смотрите так же:

    • Развитие ребёнка в первый год Развитие ребенка в 1 год: что умеет годовалый малыш Ребенку исполнился целый год. За первые 12 месяцев из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту […]
    • 5 месяцев малышу развитие Ребенок в 5 месяцев (календарь развития) Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, […]
    • Нормы речевого развития детей таблицы Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка. Нормы и этапы речевого развития Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках […]
    • Можно ли детям до 1 года давать валерьянку Со скольки можно давать валерьянку детям Можно ли детям валерьянку? О таблетках и каплях Валериана, считающая традиционным и очень мощным препаратом, обладает ярко выраженными седативными и спазмолитическими свойствами, поэтому ее применение в принципе своем достаточно распространено. Ни в коем случае не давайте детям лекарственный […]
    • Ребенок в 2 года не спит днем комаровский Ребенок 2 месяца не спит днем комаровский Почему грудничок не спит днем или ночью? Возможные причины и советы. Когда не спит малыш, не спят и родители. В результате и взрослые, и кроха переутомлены, в плохом настроении, а мама не в состоянии справляться со своими ежедневными обязанностями. Считается, что груднички должны спать почти […]
    • Диакарб инструкция по применению у детей Подходит ли Диакарб для детей и новорожденных — отзывы врачей и инструкция по применению Диакарб – это препарат, который относится к группе ингибиторов карбоангидразы, оказывает хорошее противоотечное и диуретическое влияние. Также активно применяется в качестве противоэпилептического средства (один из компонентов общей […]
    • Развитие долговременной памяти у ребенка Развитие долговременной памяти у детей Долговременная память Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно — в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач. В любом возрасте […]
    • Можно ли давать глицин детям в 2 года Как давать Глицин ребенку в 2 года? К назначению ноотропных средств в двухлетнем возрасте многие родители относятся негативно. Но в некоторых случаях желательно давать Глицин ребенку в 2 года – обычный возраст для назначения этого препарата. Особенности использования средства Глицин является нейромедиаторной аминокислотой – […]