Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в виду темп развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно – адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования. Одним способствующим к повышению координационных способностей являются упражнения с мячом, (элементы спортивных игр). Они обладает набором упражнений, которые обеспечивают возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней свободы

Роль игровых упражнений с мячом.

У детей 6–7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами. Игровые упражнения с мячом являются средством, гармонически развивающего ребенка, дающий значительный образовательный и воспитательный эффект. Мяч – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, меткости, хорошей координации движений, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Игровые упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Организация, методы и задачи исследования.

Цель – разработать комплекс игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры.

1. Исследовать координационные способности детей и выявить их уровень развития.

2. Определить критерии уровней развития координации движений.

3. Разработать и систематизировать комплекс игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей.

4. Провести сравнительный анализ уровней развития координационных способностей экспериментальной и контрольной групп.

5. Обосновать результаты эксперимента.

Объект – координационные способности.

Предмет – влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что применение игровых спортивных упражнений с мячом на занятиях физической культуры могут повысить уровень координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования:

Определение критерий уровней развития координационных способностей.

Практическая значимость исследования:

Внедрение в практику критериев, определения уровней развития координационных способностей и комплекса игровых упражнений с мячом, направленных на их развития.

Для того чтобы выяснить, действительно ли подбор комплекса упражнений с мячом может повлиять на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста нашу работу разбила на три этапа.

Констатирующий этап исследования был посвящен диагностике уровня развития координационных способностей детей контрольной и экспериментальной групп.

Цель: выявить уровень развития координационных способностей.

В начале учебного года проведена диагностика уровня развития координационных способностей детей экспериментальной и контрольной групп.

В целом по группам необходимо отметить, что 63% детей, имеют низкий уровень развития координационных способностей.

Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие целенаправленной, планомерной, систематической работы по развитию координации. Поэтому нами была составлена определенная система работы по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

Все движения комплекса спортивных игр предназначенных на формирование и развитие координационных способностей детей можно условно классифицировать таким образом:

– движения рук и плечевого пояса;

– движения ног и мышц всего тела.

С опорой на данную классификацию движений нами были определены критерии уровня развития координационных движений, детей старшего дошкольного возраста:

Для оценки уровня развития рук и плечевого пояса:

  • Подбросить мяч, 2 хлопка перед собой, поймать мяч.
  • Подбросить мяч, хлопок за спиной, поймать мяч.
  • Броски в кольцо.

    Для оценки уровня развития ног и мышц всего тела:

  • Ведение мяча ногой по прямой линии (10м).
  • Передача мяча друг другу, остановка подошвой.
  • Удары в ворота.

    Показатели уровня развития координационных движений:

    Высокий уровень – больше 5 раз.

    Средний уровень – 3 раза и более.

    Низкий уровень – меньше 3 раз.

    На формирующем этапе исследования проводилась работа с детьми экспериментальной группы.

    Цель: проверить выдвинутую нами гипотезу относительно того, что составленный нами комплекс упражнений с мячом будет способствовать развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

    В основе построения комплекса упражнений с мячом были положены такие принципы дидактики, как: учет принципов постепенности, систематичности, последовательности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, принципа развивающего и воспитывающего обучения, связи с жизнью и решение задач развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста .

    Составлен план работы с детьми экспериментальной группы по формированию координационных способностей:

    1. Составлен комплекс игровых упражнений с мячом, способствующих развитию координации движений детей старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической культуре на один год.

    2. Разработан календарный план системы занятий включающих комплекс игровых упражнений с мячом, который включает определенные задачи на каждое занятие.

    3. Апробирован комплекс упражнений с мячом по формированию координационных способностей в системе занятий.

    4. Методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме: “Игры с мячом развивающие координационные способности детей старшего дошкольного возраста”.

    По нашим рекомендациям игры с мячом включались в разные формы работы с детьми экспериментальной группы: в перерывах между занятиями, на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.

    Велась индивидуальная работа с педагогами, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:

    – методика развития координационных способностей в старшем дошкольном возрасте;

    – особенности содержания и методики проведения игр с мячом в старшем дошкольном возрасте;

    – игры и упражнения с мячом как средство координационных способностей.

    Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему: “Игры с мячом развивающие координационные способности детей старшего дошкольного возраста”. Педагоги были ознакомлены с картотекой игр с мячом, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры с мячом педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

    Комплексы упражнений с мячом составлены на основе использования элементов спортивных игр: футбол, пионербол, баскетбол.

    Все упражнения разбиты на 5 блоков, которые включали:

    – упражнения на развитие “чувства мяча”.

    – упражнения, направленные на обучение ударов различными способами

    – упражнения, направленные на обучение передач и остановок мяча различными способами.

    – упражнения, направленными на обучение ведения мяча различными способами.

    – комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры в футбол, пионербол, баскетбол.

    Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол, пионербол, баскетбол классифицировались на:

    – обучающие, для ознакомления с новым материалом.

    – смешанного типа, направленные на закрепление.

    – вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных двигательных действий.

    – тренировочные, включающие большое количество соревновательных упражнений и игр с мячом, направленные на развитие координационных способностей.

    Контрольный этап исследования вновь был диагностический.

    Цель: определить, насколько организованная нами работа оказалось эффективной для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Проведен контрольный срез, т.е. сравнительный анализ уровней развития координационных способностей детей экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе по критериям определено развитие координации движений.

    Итоговые результаты исследования.

    При проведении итогового диагностического обследования (в мае) обеих групп общая картина изменилась.

    По данным показателям в контрольной группе прирост в развитии координационных способностей произошел за счет естественного роста и системы воспитания. В экспериментальной группе за счет системы физического воспитания и целенаправленного использования игровых упражнений с мячом и естественных сил природы.

    Исходя из полученных результатов диагностики, нами были составлены графики: уровней координационных способностей, динамики развития координации движений, графики прироста в развитии координационных способностей.

    1. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.

    2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игровые упражнения с мячом.

    3. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.

    4. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

    5. Занятия с использованием элементов спортивных игр способствовали формированию устойчивого интереса у детей к занятиям физической культуры.

    Таким образом, нами была организована опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали значительное повышение уровня координационных способностей детей экспериментальной группы. Количественные данные, позволили сделать заключение о том, что работа, организованная нами по развитию координационных способностей в процессе игровых упражнений с мячом оказалась эффективной. Конечные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов упражнений с мячом могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях.

    Следовательно, подобранный и апробированный комплекс упражнений способствует формированию развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, комплекс имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.

    Автор: Худяшова Татьяна Викторовна

    pedportal.net

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Творческая деятельность в современном обществе ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью. Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенным талантом в своей области. А ведь развитие такого таланта следует начинать с детства, и если родители уделяют должное внимание этому направлению развития, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни. Зачастую большая часть внимания уделяется родителями развитию таких областей, как память, мышление или речь. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка.

    Творческие способности ребёнка – что они собой представляют

    Под понятием «творчество» в научной среде понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы. Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка. Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности.

    У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения, как:

    • Распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети.
    • Продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени.
    • Стремление к постоянному познанию.
    • Организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность.
    • Лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга.
    • Самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач.
    • Наличие всех вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.

      Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

      Определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста можно посредством применения разнообразных методик. Самой распространённой из них является анализ детских рисунков, который помогает определить:

    • Насколько правильно ребёнок может передавать положение указанного объекта в пространстве.
    • Если ли у создаваемого дошкольником образа эмоциональность?
    • Насколько полным является содержание изображения.
    • Умеет ли ребёнок в полной мере раскрыть задуманный сюжет картинки.
    • Уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста даёт понятие о способности ребёнка к тем или иным направлениям творчества. Благодаря такой информации можно выявить те творческие сферы, на которые следует сделать упор для того, чтобы сделать самовыражение маленького непоседы более явственным и активным.

      Вообще детский возраст – идеальное время для развития самых различных способностей, в том числе – творческих. Ребёнок в дошкольном возрасте обладает большой любознательностью, стремится к познанию окружающего мира. Обусловлено это отсутствием стереотипов и независимостью мышления. Творческий потенциал взрослого человека во многом зависит от того, насколько интенсивно развивались у дошкольника творческие способности и применялись все возможности для этого.

      Создание условий для творческого развития малыша

      Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:

      1. Моделирование обстановки вокруг малыша, которая будет опережать его развитие. Ребёнка желательно окружить такими предметами, которые будут активизировать творческий процесс и побуждать его к действиям с творческим подходом. Например, малышу в возрасте одного года можно подарить кубики с буковками и цифрами, и в процессе игры называть их. Так ребёнок сможет быстрее изучить алфавит и цифровой ряд.
      2. Ранее физическое развитие дошкольника способствует активизации творческого мышления. Начатые с первых месяцев после рождения физические занятия являются первым шагом к закладке основ творческих способностей маленького ребёнка и в дальнейшем – взрослого человека.

      Развиваем творческое воображение

      В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.

      Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:

    • Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.
    • Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.
    • Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.
    • Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.
    • Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше. Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители. Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.

      Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её. Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным. Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано. Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости. Представляемый объект наделяется новым смыслом, а действия с ним совершаются исключительно в воображении дошкольника. Именно в такой момент творческое воображение преобразуется в процесс психического характера, а нафантазированная ситуация реализуется только во внутреннем мире маленького непоседы.

      Особенности развития творческого мышления

      Творческое мышление у деток дошкольного возраста предполагает формирование следующих качеств мыслительной функции:

    • Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.
    • Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.
    • Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.

    Творческие способности у малыша и роль совместного взаимодействия в их развитии с родителями

    Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

  • Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
  • Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
  • Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
  • Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
  • В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.
  • Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения. К предстоящей деятельности следует готовиться заблаговременно, чтобы в ходе игры не возникло необходимости искать требуемый предмет.

    infobaby.info

    Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА

    Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

    Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

    В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

    В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

    Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

    Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

    Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

    — развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

    развитие художественно – графических умений и навыков;

    развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

    развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

    становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

    получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

    воспитание зрительской культуры;

    возможное раскрытие начал профессиональной художественно — изобразительной деятельности.

    Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

    Из всего этого вытекает гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.

    Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:

    Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.

    Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.

    Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.

    Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

    Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно – творческая деятельность.

    Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте.

    Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА

    1. Понятие художественного творчества

    Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится твор­ческой личностью.

    На сегодняшний день творчество перестает быть неким таин­ством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла за­весу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Вы­готский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

    Творчество в широком смысле — это деятельность, направлен­ная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художе­ственное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объек­тивный характер, поскольку создается то, чего раньше не су­ществовало. Сам же процесс создания имеет субъективную ок­раску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

    Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Да­выдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возмож­ности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными сред­ствами деятельности в процессе специально организованного обу­чения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского разви­тия. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основате­ля известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не счи­тал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она явля­ется неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, уме­ние предсказывать и принимать неожиданные решения.

    Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучает­ся, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, лите­ратурное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

    Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одарен­ности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расши­рения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

    2. Особенности художественного творчества дошкольников

    Творчество дошкольника имеет свои особенности.

    Дети делают множество открытий и создают интересный, по­рой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, сти­хотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это пер­вая важная особенность детского творчества.

    При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отли­чается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это — вторая особен­ность детского творчества.

    Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осозна­ние, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрос­лого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто при­водит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Пара­монова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ре­бенка наблюдается одновременность сочинительства и исполне­ния (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особен­но со второй.

    Указанные выше особенности детского творчества демонстри­руют определенную степень несовершенства психических процес­сов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особен­ностей необходим в организации развивающего обучения детей.

    Существенно значимым является и понимание того, что раз­витие творчества у детей связано с целенаправленным обучени­ем, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

    В формировании творчества особая роль отводится воображе­нию (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дья­ченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое вооб­ражение порождает новые образы, составляющие основу твор­чества.

    Э.В.Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, ког­да признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

    В.В.Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что пере­несенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позво­ляет получить новые целостности.

    Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить но­вое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).

    3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

    Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

    А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через по­знание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

    Интерес к изобразительной деятельности детей обусловлива­ется его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

    Формирование психических процессов и основных видов дея­тельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, вни­мание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

    Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обес­печение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бе­режное отношение к процессу и результату детской деятельно­сти, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до са­мостоятельной постановки, удержания и выполнения темы явля­ется одной из важных задач обучения. Следующей задачей являет­ся формирование восприятия, так как изобразительная деятель­ность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравни­вать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выра­зительного образа необходимо эмоциональное эстетическое вос­приятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

    Цель сенсорного воспитания — формирование у детей рацио­нального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность ока­зывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процес­сов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возмож­ности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсор­ное воспитание является основой умственного воспитания, обес­печивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сен­сорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

    Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Развитие личности ребенка средствами аппликации

    В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

    В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

    Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

    В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

    С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

    Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

    Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

    2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

    Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

    Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

    Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

    Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

    Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто — желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

    Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

    На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

    Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт.

    Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

    Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

    Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

    В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой — мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

    Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

    Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

    В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.

    Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» — Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити.

    Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки — витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания — складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы.

    Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

    Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

    Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно — прикладного искусства.

    В Ростове — на — Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В.Тарановой и А.Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.

    Работы художников — флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».

    Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно — тематическая и декоративная аппликация.

    В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

    На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки разного цветам грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т.д.

    По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

    Сюжетно — тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

    — вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

    — выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

    передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

    расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

    подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

    В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно — тематических аппликаций.

    Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.

    Сюжеты аппликаций могут трактоваться по — разному в зависимости от возраста детей. Например, по — разному дети отображают тему «Осень».

    Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.

    Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух — трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое — где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

    Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

    На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально — лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два — три элемента.

    В центрально — лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.).

    Для воспроизведения различных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.

    3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах

    В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

    Составлять декоративный узор из различных геомет­рических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

    Составлять изображение предмета из отдельных час­тей; изображать сюжет.

    Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание раз­ными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

    Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

    Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

    Задачи и содержание обучения аппликации конкрети­зируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

    Приобщение к аппликации начинается с первой млад­шей группы. Педагог руководствуется известной особен­ностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готов­ность действовать. И главная задача взрослого — поддер­жать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей сози­дательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и само­стоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элемен­тарны:

    Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, ска­тывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге матери­ал, который поддается преобразованию и имеет свои свой­ства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,

    блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвет­ся, разрезается, по разному шуршит.

    Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

    Развивать эмоциональную отзывчивость на предло­жение взрослого сделать что-либо, готовность соучаство­вать с ним в создании элементарных художественных по­делок.

    Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стрем­ление самостоятельно их выполнять.

    Развивать эстетическое восприятие и чувства: узна­вать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

    Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полу­объемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаич­ная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, си­рени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти прак­тическое применение для украшения интерьера куколь­ного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

    Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представ­ления о ней как о способе изображения с помощью бума­ги, преобразованной руками или с использованием инст­румента — ножниц.

    Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происхо­дит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, пока­зать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.

    Отдельное действие детей по преобразованию материа­ла педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, ска­тывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный резуль­тат, приобретает для ребенка практический смысл.

    Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

    Первые совместные со взрослым ручные результатив­ные действия, включенные в контекст создания опреде­ленного «продукта», эмоционально подготавливают ребен­ка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

    Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

    Учить дошкольников составлять из готовых форм про­стые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и эле­ментарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

    Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

    Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

    Формировать у детей осознанное отношение к поряд­ку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

    5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

    В средней группе решаются более сложные задачи:

    Учить вырезать детали для аппликации из разных ма­териалов (бумага, ткань) простыми способами — отре­зать, разрезать, вырезать по контуру.

    Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

    Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предме­тами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

    Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

    В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее дей­ствует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие дета­ли, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; сре­зая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержа­ния (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и выре­завшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

    Если дети рано овладевают ножницами, то к концу сред­него возраста они могут вырезать детали всеми вышеназ­ванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешкови­на, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изде­лий аппликация на ткани более долговременна и разнооб­разна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, ска­терть).

    Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: поло­се, квадрате и т.д.

    Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру — листок нач­нет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

    Для передачи образа детям предоставляются другие ма­териалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тон­кую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания — симметричным, силу­этным, многослойным, а также техникой обрывания, пле­тения. Они могут комбинировать технику.

    Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъ­емная аппликация получается и при

    xreferat.com

    Смотрите так же:

    • Правовое воспитание методы и формы Правовое воспитание методы и формы 7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе […]
    • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
    • Темы по трудовому воспитанию дошкольников Темы по трудовому воспитанию дошкольников Лана Петрик. Гуру. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника. Формирование экологической культуры личности. Тема самообразования. Пихед Наталья Генриховна. Учитель-дефектолог. 24 года. 4.Творческий отчёт по теме […]
    • Почему ребенок просыпается во сне Почему новорожденный ребенок всхлипывает и плачет во сне, не просыпаясь: выясняем причины В первые недели жизни плач является чуть ли не единственным способом, с помощью которого малыш может сообщить родителям о своих потребностях. В большинстве случаев мама способна понять причину слез, однако когда грудной ребенок плачет во сне , […]
    • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
    • Развитие внимания у ребенка 6-7 лет Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет Развивающие игры для дошкольников Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных […]
    • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
    • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]