Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только)

Хорошо развитое логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать являются залогом успехов в учебе. Основы мыслительной деятельности закладываются еще в дошкольном возрасте, но наиболее бурный период развития мышления приходится на время начального обучения. Важно, чтобы этот процесс не был спонтанным, а проходил целенаправленно и содержательно, с использованием специальных упражнений на умение выделить существенное, обобщать.

Как развивать логическое мышление в начальной школе?

Важнейшими компонентами мыслительной деятельности являются умения:

Эти умения развиваются и родителями, и воспитателями в детском саду, базовые навыки логического мышления являются одним из критериев готовности ребенка к школе, однако развитие этих умений продолжается и в начальной школе, и даже позднее.

Умения выделить существенное и обобщать происходит по такому алгоритму:

  • проанализировать свойства предмета;
  • сравнить его отдельные элементы;
  • соотнести конкретный объект с общим понятием;
  • найти общие признаки;
  • разделить существенные и второстепенные свойства;
  • определить предмет в соответствующую группу;
  • объединить схожие предметы.
  • Особенности детей младшего школьного возраста

    Для развития этих логических операций важно выбирать такие педагогические средства и виды деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Необходимо учитывать следующие факторы.

  • Дети любят играть, поэтому большинство занятий должно проходить в игровой форме.
  • Ребенок не умеет долго сосредотачиваться на выполнении задания, имеет неустойчивое внимание, значит, в упражнениях следует использовать нестандартные игровые ситуации, элементы проблемности, необходимость поиска решений.
  • В силу особенностей развития шести- семилетки обладают образным мышлением (мыслят образами, «картинками»), на базе которого развивается логическая мыслительная деятельность. Вследствие этого для заданий необходимо подбирать наглядный материал: картинки и иллюстрации.
  • Дети спонтанны в своем поведении. Желательно организовать в классе специальный уголок для самостоятельной познавательной деятельности, где расположить дидактический материал, настольные игры и т.д.
  • Упражнения на логическое мышление можно использовать во время уроков, на внеклассных мероприятиях или на специальных психокоррекционных занятиях.

    Упражнения на логическое мышление: умение находить существенные признаки и обобщать подобные предметы

    Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением четырех предметов, трое их которых имеют общие характеристики. Ребенок должен определить признак, по которому эти три предмета похожи, и назвать предмет, у которого данный признак отсутствует.

    Необходимо подготовить карточки с изображением нескольких 3-5 предметов, которые имеют общий признак. Ознакомившись с ними, ребенок должен определить, что их объединяет.

    В 3-4 классах можно использовать просто перечень слов. Например:

    Чтобы учить детей выделять существенный признак, это задание можно усложнить. Нужно предлагать проанализировать характеристики трех предметов, объединенных по общему значению. Однако в этой группе два предмета должны иметь еще и другой, объединяющий только их признак. Например:

  • Овца, волк, заяц — все вместе животные, но волк и заяц еще и дикие звери.
  • Книга, карандаш, тетрадь — это школьные принадлежности, но книга и тетрадь сделаны из бумаги.
  • Детям раздаются картинки предметов. Можно объединять детей в пары или тройки. Все группки получают разные изображения. Ребята должны дать ответы на ряд вопросов и по ним составить загадку. Вопросы примерно следующие:

    • Какой предмет?
    • Из чего сделан?
    • Какой формы?
    • Какой на вкус?
    • На что похож?
    • Для чего предназначен? Где используется?
    • Задание заключается в том, чтобы у двух, на первый взгляд абсолютно разных предметов, найти общие признаки. Например:

      Учитель должен подготовить картинки с различными предметами и табличками с названиями отделов. Дети объединяются в группы. Их задание выбрать из общего количества предметов товар, который соответствует назначению их отдела.

      После такого распределения проводится второй этап упражнения. Детям дается задание «купить» предметы, которые имеют признак, указанный учитель. Например:

    • купить товар, который имеет обертку красного цвета;
    • купить товар, в составе которого есть клубника;
    • купить товар, необходимый для приготовления борща.
    • «Добавь недостающий предмет»

      Детям предлагается карточка, на которой изображена таблица с предметными картинками в ячейках. В каждой строчке одна ячейка остается пустой. Необходимо определить существенный признак всех предметов в ряду и подобрать недостающий предмет.

      В 3-4 классах задание можно усложнить — найти предмет, который будет соответствовать по своим характеристикам предметам, расположенным в одном с ним ряду и столбце.

      «Подбери противоположное»

      Ребенку предлагается, ознакомившись с изображенными на карточке предметами, выявить их существенный признак и добавить предмет, который обладает противоположным ему признаком.

      Дети должны по отдельному элементу назвать целый объект. Лучше предложить деталь, которая есть у нескольких предметов. После их называния можно попросить назвать и другие признаки, общие для всех этих предметов.

      Также для развития умения выделять существенное рекомендуется предлагать детям упражнения на установление закономерностей.

      Такие упражнения можно придумать самостоятельно, но также такие задания часто печатаются в детских периодических изданиях, специальных учебных пособиях.

      Задания подобного рода могут быть в компьютерных играх, приложениях для смартфонов, а также в виде интерактивных презентаций.

      Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Хотите прочитать позже?

      Сохраните на своей стене и

      поделитесь с друзьями

      Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

      Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,

      что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее

      и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

      pedsovet.su

      Развитие внимания у школьников начальных классов.

      В обучении и жизни внимание играет важную роль. В психологии считается, что внимание это «сквозной» процесс, результатом которого является осознание чего-либо с ясностью, отчетливостью. К характеристикам внимания относятся:

    • Объем внимания – количество элементов информации, которые способен удержать человек и оперировать ими.
    • Переключение – умение быстро переходить с выполнения одной деятельности на выполнение другой.
    • Распределение – умение успешно выполнять несколько дел одновременно. Стоит сказать, что ряд психолог считают, что распределение это всего лишь быстрое переключение.
    • Концентрация — способность продолжительное время удерживать внимание на какой-либо деятельности (чтении, счете).
    • Безусловно, это не все характеристики внимания, но наиболее важные. Теперь, давайте рассмотрим какие трудности могут быть вызваны недоразвитием каждой из этих характеристик и, что можно сделать, чтобы их преодолеть.

    • Малый объем внимания проявляется в том, что ребенку трудно запоминать даже малый объем информации (например, не может запомнить короткий рассказ), трудно ориентироваться в условиях задач по математики, т.е. трудно удержать все условия задачи. Также может быть трудно играть по правилам, при этом ребенок может хорошо их помнить, но не может их применить. Например, если ребенка попросить показать фигуру – круг не красный и не желтый, который должен находится рядом с квадратом, ребенок с низким объемом внимания может проигнорировать какое-либо условие.
    • Для развития объема внимания подходят следующие упражнения и игры:

      Игра «ноги, руки, голова» — Вы показываете ребенку движения, его задача повторить Ваше движение, но не то, которое Вы показываете в данный момент, а предыдущее Ваше движение. Например: Вы разводите руки в стороны – ребенок ничего не делает, вы убираете руки за голову – ребенок разводит руки в сторону и т.д.

      Игра «да, нет — не говори» — вы задаете ребенку вопросы (закрытые) на которые ему нельзя отвечать «да» и «нет», и например, нельзя говорить слова на букву «к».

      Игра «выбери цвет» — ребенку предъявляют цвета, он должен их называть как можно быстрее, но некоторые цвета ребенок должен называть по-другому. Например: желтый – серый, красный – зеленый.

      Упражнения для развития объема внимания при чтении:

      — Попросите ребенка читать только первые (затем последние) слоги в словах, а остальные простучать карандашом.

      — Попросите ребенка произнести только согласные или гласные в словах.

      — Предложите «простучать» слова: гласные – карандашом в правой руке, а согласные — карандашом в левой руке.

      2. Трудности в переключении и распределении внимания могут проявляться в том, что ребенок не может пересказать прочитанное, т.к. все внимания было сконцентрировано на технической стороне чтения. Или например, при письме ребенок может знать правила грамматики, но совершать «глупые» ошибки при письме, также потому, что на техническую сторону письма уходит вся энергия внимания. Итак, чтобы развить переключение и распределение внимания можно проделывать следующие упражнения:

      Упражнения «Ладони» — попросите ребенка положить ладони на стол (только ладони, без локтей) и поочередно переворачивать их при чтении слогов. Т.е. ребенок читает первый слог и одновременно кладет тыл ладони на стол, читает следующий слог – переворачивает ладонь обратно, дальше тоже самое другой рукой.

      Упражнение «Найди буквы» — ребенку предлагается буквы «к» зачеркнуть, «л» обвести в кружочек, а «с» подчеркнуть. Для этого упражнения можно взять любой рассказ.

      Таблицы Шульте – ребенку нужно красные числа указывать в прямой последовательности, а черные в обратной, поочередно. Например, 1 (красное), 24 (черное), 2 (красное), 23 (черное).

      Чтение с развитием мелкой моторики – ребенок читает слоги и поочередно соединяет кончик большого пальца с указательным, средним и т.д., а затем обратно – большой с мизинцем, большой с безымянным, одно движение на один слог. Для усложнения можно тоже самое проделывать зажимая мячик между пальцами. Важно, не забывать чередовать руки. Также можно выполнять эти движения одновременно двумя руками. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи, поэтому подобные упражнения являются наиболее полезными.

      3. Трудности в концентрации внимания проявляются, например, в том, что ребенок пропускает буквы при чтении слов или даже целые слова, изменяет (угадывает) окончания. Для того чтобы развить концентрацию внимания стоит предложить ребенку:

      — следить пальцем, карточкой или ручкой при чтении;

      — обводить окончания слов при одновременном их прочтении;

      Для развития концентрации внимания важно научить ребенка управлять своим вниманием – выделять те части текста, при чтении которых, он делает ошибки. Например, если ребенок не соблюдает знаки препинания попросите его читать и одновременно обводить их. Если ребенок читает все слова «слитно» попросите его после каждого слова ставить точки. Подобные задания помогут организовать внимание и после многократных повторений подобными средствами пользоваться будет не нужно. Также для развития концентрации внимания можно выполнять следующие упражнения:

      Упражнение «найти ошибки» — ребенку предлагается найти ошибки в предложениях имея возможность ориентироваться на правильно написанный образец.

      Упражнение «найти границы слов» – все слова написаны вместе, ребенку предлагается их разделить.

      Упражнение «найти слова» – ребенку предлагается среди букв (напечатанных в случайном порядке) найти слова и подчеркнуть их.

      Стоит сказать, что предыдущие упражнения на развитие объема, переключения и распределения внимания также способствуют развитию концентрации внимания.

      Это, конечно, не весь перечень упражнений, которые можно использовать для развития внимания. Есть большое количество игр для развития внимания, которые продаются в магазинах для детей и специализированных магазинах по продаже настольных игр. Главное помнить, что совместные занятия родителя с ребенком должны быть интересными и приносить радость обоим.

      www.b17.ru

      Упражнения на развитие внимания младших школьников: как троечнику стать отличником

      Автор: Юрий Окунев

      Школа Юрия Окунева

      Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

      Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

    • В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
    • Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).
    • Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

      Ребенок не виноват – ему нужна ваша помощь

      В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

      Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

      Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

      К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

      Все приходит с тренировкой

      Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

      1. Проводите занятие в игровой форме;
      2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
      3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
      4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

      Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

      Концентрация внимания

      Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

    • «Письмо аборигена».Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.
    • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»
    • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.
    • Легкий (без перекрестков)

      Повышенной сложности (с перекрестками)

    • Игра «Пианино». Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.
    • Распределение внимания

      Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

    • «Юлий Цезарь». Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:

    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;

    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;

  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;
  • «Подсчет элементов».Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.
  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.
  • Тренажер Викиум для младших школьников

    Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

    Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

    Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. Одна из статей блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

    На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!

    my-day.pro

    Как развить внимание у детей начальной школы

    Неумение сосредоточиться, недостаток концентрации, плохая память – основная причина низкой успеваемости школьников в младших классах. Учащимся с неразвитым вниманием сложно сконцентрироваться на обучении, они плохо запоминают новую информацию. Как развить внимание и память у младших школьников – для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Какие игры и задания станут хорошей тренировкой для учащихся с недостаточно развитым вниманием?

    Внимание и внимательность

    Внимание – человеческое качество, позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки.

  • объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
  • избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
  • устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
  • умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
  • распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.
  • Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

    Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

    Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

    Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.

    Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.

  • непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
  • произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
  • послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.
  • Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

    Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.

    Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.

    Развивать увлеченность у младших школьников нужно ежедневно, используя различные приемы. На начальном этапе продолжительность занятий – 15–20 минут. Для детей с неустойчивым вниманием и плохой концентрацией продолжительность занятий –5–10 минут.

    Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.

    Упражнения и задания для развития внимательности

    Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному.

  • Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.
  • По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.

  • Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.
  • Рекомендация для родителей. Дома можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед собой и ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.

    Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.

    Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.

  • Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
  • Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
  • Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
  • Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.
  • Задания для развития слухового внимания

    Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.

    • Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
    • Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
    • Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал.
    • Дома вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.
    • Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности. А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.

      yourspeech.ru

      Презентация «Развитие внимания у младших школьников»

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Активизация внимания у младших школьников Выполнила работу учитель начальных классов МАОУ «СОШ №9» г. Златоуста Шильцова Наталья Анатольевна Zver: Zver:

      Внимание младших школьников характеризуется Непроизвольным Неустойчивым Кратковременным характером

      «. внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.» К.Д. Ушинский

      Внимание-это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывание лишней

      Виды внимания внешнее внутреннее непроизвольное произвольное послепроизвольное

      Свойства внимания (аттенционные способности) Объём Устойчивость Концентрация Избирательность Распределение Переключаемость Произвольность

      Важно формирование трёх основных аттенционных умений Ребёнок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции Ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия Ребёнок должен приобрести навыки самоконтроля

      Внимание связано с другими психическими функциями мышлением воображением восприятием памятью Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них

      Результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

      Развивая различные свойства внимания, можно добиться достижения следующих целей: Повышение качества и прочности знаний Создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению Преодоление трудностей адаптационного периода при переходе из начального звена в среднее

      Развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания. Научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание Содействовать развитию произвольного внимания. Углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость Учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса. Задачи педагога

      Методика развития внимания опирается на следующие принципы Принцип деятельности Принцип психологической комфортности Принцип сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями Принцип индивидуальности Принцип последовательности Принцип поэтапности Принцип цикличности

      Упражнения на тренировку основных свойств внимания

      Упражнения на развитие объёма внимания Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать? Будь внимательным Выполни по образцу Запомнить всё

      Упражнение на тренировку концентрации внимания Закодируй таблицу Пуговица Н М Е Т Р А Л О С 1 2 3 4 5 6 7 8 0 23458 , 4854 Кодирование Летающая корова Разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

      Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания. Переписать без ошибок строки Корректурная проба Тест Мюнстенберга

      Задания на устойчивость внимания Цифровая таблица Весёлый счёт Соедини точки по цифрам Раскрась по номерам Помоги Незнайке Найди ошибки. На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

      Развивает устойчивость внимания и переключение Корректурная проба Каждый день в течение 5 мин дети вычёркивают в тексте (старой книге, газете) все встретившиеся «а» Проверяют сами — сосед у соседа. Вычёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой. влегщкрьвжыкоегплнч опукпкзъвегнонвлриэа Одну букву вычёркивает, другую – подчёркивает. например: «е»-вычёркивает, «м»-подчёркивает. сеимелршеоамбте Аналогично, но после команды «Внимание!» –работа идёт наоборот – первую «е»- подчёркивают, а «м» – вычёркивают. атеотмлывемлдмл

      Упражнения на распределение внимания “Ладонь – кулак” Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения. Кольца Ландольта Жук Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4. На выполнение задания дается 10 сек. 42 15 45 24 78 36 54 73 32 18 40 65 32 16 52 28 21 24 12 14

      Упражнения на тренировку распределения избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Найти и подчеркнуть слова. Здесь слова выделены курсивом.

      Упражнения на тренировку переключения внимания. Тест Шульте «Красно-чёрные таблицы 1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 25; 2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 25 до 1; 3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 25, а числа красного цвета в обратном порядке от 25 до 1. Найди пропущенное число Учимся быть внимательными Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат. Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.

      Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр- упражнений» концентрация внимания повышается. Ошибки на пропуск, замену, искажение сократились почти в 2 раза. Практика показала, что ученики с большим интересом и старанием относятся к занятиям , на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирования внимания, организованности.

      Источники: 1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml 2. http://primorushka.ucoz.ru/index/0-122 3. http://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html 4. П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Экспериментальное формирование внимания» (М., 1974). 5. http://www.avsim.su/forum/topic/119209-prof-otbor-po-faq/ 6. http://www.psi.lib.ru/practica/test/munsb.htm

      Номер материала: ДБ-190833

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

      infourok.ru

      Смотрите так же:

      • Сульфацил натрия можно ли капать ребенку Как применять Сульфацил Натрия в нос ребенку для лечения насморка Большой популярностью при лечении насморка пользуются специальные капли, дозировка и действующее вещество которых будет зависеть от характера заболевания и возраста пациента. Наряду с множеством медицинских препаратов, часто можно услышать, что ребенку прописали […]
      • Развитии ребенка в 1 4 месяца Развитие ребенка в 1 год 4 месяца Развитие ребенка в 1 год 4 месяца связано с многочисленными капризами и переменами настроения, поэтому требует от родителей повышенного внимания и терпения. Для всех детей перечень того, что они умеют и говорят в этом возрасте, практически одинаков. Развитие ребенка в 1 год 4 месяца Будь это мальчик или […]
      • Ребенок 6 месяца развитие нормы Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям. Что уметь делать ребёнок в 3 месяца? Важная и […]
      • Пищевая аллергия симптомы у детей Симптомы пищевой аллергии у взрослых Пищевая аллергия – это явление, при котором организм человека страдает непереносимостью определенных компонентов, которые содержатся в продуктах питания. Такой вид аллергии значительно снижает качество жизни, ведь человеку, который ей страдает, следует строго придерживаться определенного рациона […]
      • Родительское собрание роль ребенка в семье Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании современных детей" Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для […]
      • Психическое развитие ребенка во время беременности Техника безопасности во время беременности Очень важно во время беременности, девушкам, которые находятся в ожидании малыша, думать не только о своей жизненной безопасности, но и о безопасности своего плода. Очень много существует факторов, которые могут негативно повлиять на развитие и здоровье ребенка, поэтому нужно соблюдать строгую […]
      • Лечение детей по омс Лечение по полису ОМС Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам бесплатную медицинскую помощь по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Виды бесплатной помощи, оказываемой по полису ОМС: первичнаямедицинская помощь (амбулаторно-поликлиническая); скорая медицинская помощь, специализированная […]
      • Как кормить новорожденного ребенка из бутылочки Как правильно кормить из бутылочки новорожденного? Использовать в кормлении новорожденного малыша бутылочку приходится по разным причинам. Но в любом случае важно знать, как правильно организовать процесс и какие важные моменты не упустить. Правильный процесс кормления новорожденного с использованием бутылочки включает следующие […]