Права и обязанности супругов в Италии

Семейное право — это та часть частного права, которая упорядочивает отношения в семье, а, следовательно, супружеские отношения, вопросы усыновления, родственные отношения и сродство.

Реформа семейного права 1975 года глубоко изменила структуру юридических отношений семейного типа, дав возможность значительному развитию своду правил в области супружеских отношений и родства.

Актуальная модель супружеских отношений — это отношения между мужем и женой на основе полного равенства. Реформа постановила, что со вступлением в брак, муж и жена приобретают одинаковые права и обязанности. Оба должны участвовать в развитии и росте семьи, каждый исходя из собственных способностей и стремлений, сохраняя собственную свободу и независимость в социальных отношениях.

Принцип полного равенства влечет за собой не только равные личные прерогативы, но и управление семьей является равным для супругов, без разделения на чью-то большую авторитетность или обязанности. Супружеские права и обязанности, в основном, заключаются в обете верности, моральной и материальной поддержке, совместном проживании, сотрудничестве и вкладе в нужды семьи.

Различные процедуры заключения брака, как гражданского, так и религиозного, придают супругам равный статус супруга.

Обычно, статус — это юридическое положение, которое заключается в особой характеристике или состоянии определенного субъекта, при котором возникают права, осуществляемые в отношении других субъектов, так называемые всеобъемлющие права. Иллюстративным примером статуса супруга может быть закрепленная законом возможность требовать свого права на отцовство или материнство.

Статус супруга рассматривается и в некоторых преступлениях, описанных в уголовном кодексе, таких, как "нарушение обязательств о поддержке семьи" о котором мы поговорим чуть позже. Другие, и реже встречающиеся преступления, относящиеся к статусу супруга, — это двоеженство и побуждение к вступлению в брак обманным путем.

Следовательно, из супружеских отношений вытекают как права, осуществляемые в отношении физических и юридических лиц, связанные со статусом супруга, так и права и обязанности в отношении собственной супруги (супруга) на основе взаимности, как это предусмотрено 143 статьей и следующими за ней статьями Гражданского Кодекса.

Права и обязанности супругов.

Как уже было сказано, во втором пункте 143 статьи Гражданского Кодекса кратко изложены взаимные обязанности супругов, и мы их перечислим:

  • обязанность хранить верность;
  • обязанность оказывать моральную и материальную поддержку;
  • обязанность взаимопомощи в интересах семьи;
  • обязанность совместного проживания.
  • Третий пункт 143-й статьи подробнее описывает обязанность вносить посильный вклад в семью, в зависимости от собственных возможностей и способностей вести профессиональную деятельность или домашнее хозяйство.

    В списке, указанном в статье 143 Гражданского Кодекса, не указывается пункт, на основании которого можно было дать оценку большей или меньшей важности какой-то из взаимных обязанностей, но существуют некоторые отличия, на которых следует остановиться подробнее.

    С изменением первостепенных потребностей современной семьи, были внесены некоторые изменения в понятие обязанности совместного проживания.

    Нередко одному из супругов приходится ездить в командировки, а иногда даже временно переезжать по работе в другие города и даже страны. При таких условиях логично предположить, что супруги могут договориться по этому вопросу и найти компромисс. Например, было бы несправедливо и незаконно такое поведение мужа или жены, когда при вынужденном переезде супруга с большим доходом, другой супруг отказался бы следовать за ним по новому месту жительства, даже, если бы для этого пришлось бы отдалиться от своих родных.

    Что касается других взаимных обязанностей, совершенно ясно, что такие права неотъемлемы и не допускают никаких исключений со стороны супругов.

    Дать определение понятию обязанности моральной поддержки, в двух словах очень сложно, так как взаимные потребности супругов выражаются по-разному и то, что может быть фундаментальным для одной пары, окажется малозначительным для другой.

    Разумеется, моральная поддержка супруга не должна исключать продолжения того типа поведения, которое способствовало созданию и укреплению любовной связи и семьи, а также включает в себя гарантию взаимной поддержки и необходимой опоры, чтобы противостоять различным жизненным сложностям и решать ежедневные проблемы.

    Намного ощутимее и понятнее обязанность материальной поддержки, нарушение которой проявляется в лишении супруга/и и детей всего необходимого для их содержания и жизненных потребностей.

    Имущественный аспект играет важнейшую роль в семейной жизни и, согласно статьи 144 Гражданского Кодекса, должен определять направление семейной жизни.

    Это означает, что супруги должны вместе решать и на взаимном согласии, куда вкладывать свои финансовые ресурсы, особенно, если речь идет о важнейших решениях, типа приобретения жилья или другого дорогого имущества.

    В повседневной жизни, каждый из супругов, если располагает собственными доходами, может самостоятельно расходовать их на личные нужды, но таким образом, чтобы не ущемлялись потребности семьи.

    Разумеется, это только один из примеров, чтобы конкретизировать цитату "обязанность взаимопомощи в интересах семьи", которая возлагает на супругов более обширную в понимании обязанность оказывать друг другу помощь и взаимную поддержку, в том числе и духовную.

    Расставание с супругом, и обязанность оказывать моральную и материальную поддержку.

    Каждый из супругов должен вносить свой вклад в удовлетворение жизненных потребностей другого супруга, оказывая всяческую поддержку, когда он немощен, болен, стар, помогая принимать важные решения. Сотрудничество в интересах семьи означает действовать любыми способами для хорошего развития семьи.

    Обязанность моральной и материальной поддержки не означает только заботу о супруге в случае болезни или беспомощности, и не только его содержание, а в основном заключается в обязанности уважать личность и потребности своего супруга.

    Было уже сказано, что супруги должны определить направление развития их общей семьи, а, следовательно, основные семейные решения должны приниматься только по взаимному согласию.

    Статья 144 Гражданского Кодекса уточняет, что аналогично основным решениям, выбор места жительства для семьи должен быть согласован и определен обоими супругами по обоюдному согласию.

    Супруги должны проживать совместно, по тому адресу, который они для себя определили. Обязанность совместного проживания не нарушается тогда, когда один из супругов отсутствует, если это не отражается на непрерывности совместной жизни и является временным явлением. Безосновательное же удаление из супружеского жилища, влечет за собой как прямое нарушение обязанности совместного проживания, так и косвенно нарушение обязанности взаимопомощи в интересах семьи, а также оказания моральной и материальной поддержки.

    Обязанность совместного проживания может считаться нарушенной, когда один из супругов отказался определять место жительства для совместного проживания с другим супругом, либо позднее удалился из дома, где проживала вся семья. Случаев, когда один из супругов уходит из дома, очень много, а последствия, которые влечет за собой такой уход из семьи, могут рассматриваться как гражданским кодексом, так и уголовным.

    Чаще всего встречается безосновательный уход одного из супругов из дома.

    С точки зрения гражданского кодекса, отсутствие серьезной причины, если при этом ушедший супруг не намерен вернуться в семью для совместного проживания, является основанием для другого супруга отказать тому в моральной и материальной поддержке.

    Это является единственным исключением из общего правила, которое возлагает обязанность постоянной и непрерывной взаимопомощи в интересах семьи и другого супруга.

    Что же касается уголовных последствий, то, как правило, при уходе одного из супругов из семьи, он перестает оказывать какую-либо поддержку другому супругу и детям, как материальную, так и элементарную необходимую помощь.

    В таких случаях, брошенному супругу может изложить свою проблему судье по уголовным делам, предварительно подав исковое заявление в отношении бросившего семью супруга. *

    Когда супруги подали заявление в суд на раздельное проживание, они могут законно проживать раздельно, но, материально более обеспеченный супруг обязан содержать материально второго супруга и оказывать необходимую помощь.

    *Статья 570 Уголовного Кодекса – Нарушение обязанности помощи семье.

    Любой, кто оставит семейное место жительства, или, в любом случае, имеет аморальное или непорядочное отношение к семье, уклоняется от обязанностей, которые на него наложены положением супруга или родителя, наказывается лишением свободы до одного года, либо штрафом от двухсот тысяч лир (около 100 евро) до двух миллионов лир (около 1000 евро).

    Вышеуказанные наказания накладываются также на тех, кто:

    1) проматывает и растрачивает имущество несовершеннолетнего ребенка, или подопечного, или супруга.

    2) не оказывает должной материальной поддержки несовершеннолетним потомкам, как и членам семьи, находящимся в положении инвалида, или в отношении супруга, с которым не проживает легально раздельно не по его вине. По данному преступлению наказание может быть запрошено заявлением истца, кроме случаев, предусмотренных номером 1 и, если преступление было совершено в отношении несовершеннолетних, номером 2 предыдущего абзаца. Положения данной статьи не применяются, если данный факт предусмотрен другой статьей закона, как более тяжкое преступление. Статья 146 Гражданского кодекса II абзац – Подача заявления на раздельное проживание супругов, или об аннулировании, или о расторжении, или о прекращении действительности брачных отношений, является законным основанием для удаления супруга из семейного жилища.

    Обязанность хранить верность.

    Взаимная верность является основой длительного брачного союза. Обычно считается, что нарушение данной обязанности заключается в сексуальных отношениях вне данной супружеской пары, уклоняясь от исключительной преданности, как физической, так и духовной, своему законному супругу.

    Такой подход к проблеме с недавнего времени пересматривается, особенно благодаря интерпретации кассационного суда. В некоторых вынесениях верховного суда, высказывается явное намерение расширить сферу обязанности верности, с целью установить факты и поведение, которые не выражаются только в сексуальных отношениями с третьим лицом.

    В слушании № 9472 от 3 июня 1999 года, кассационная жалоба ссылалась на случай, оставшийся в стадии попытки супружеской неверности, подтверждая понятие, уже ясно выраженное в других приговорах, что обязанность хранить верность, заключается в старании каждого супруга "не предавать взаимное доверие . и не должно пониматься, как исключительно воздержание от внебрачных сексуальных отношений" (касс. гражданское дело от 18сентября 1997 года № 9287).

    Еще более резким является решение кассационного суда оп гражданским делам от 14 апреля 1994 года № 3511, в котором сочли недопустимым обвинение неверного супруга в разделении совместного проживания, который, даже не совершив прелюбодеяния, но с учетом среды проживания и окружения супругов, в любом случае, непоправимо оскорбил честь и достоинство другого супруга.

    Но нужно уточнить, что обязанность хранить верность может быль предметом соглашения между супругами, которые могут самостоятельно договариваться о его смысле, но, не игнорируя существование некоего минимума, от которого они не могут уклоняться.

    Кроме того, для вынесения обвинения, необходимо убедиться в логическо-временной связи между фактом, который, как утверждается, нарушил супружескую верность, и возникновением невозможного дальнейшего совместного проживания.

    Следовательно, при судебной процедуре раздельного проживания супругов, нельзя сделать виноватым супруга, основываясь на его неверности, если данное поведение в течение какого-то времени было приемлемо для подавшего в суд супруга, и невозможность дальнейшего совместного проживания появилась по другим, не зависящим от данного факта причинам.

    Существует ли, после разрешения о раздельном проживании, обязанность хранить верность в отношении другого супруга?

    В содержании статьи 156 гражданского кодекса, которая определяет имущественные отношения между супругами после раздельного проживания. Если гражданский кодекс предпочитает упорядочивать последствия раздельного проживания только в отношении имущественных прав, никак не учитывая моральный аспект, можно сделать вывод, что возможные отношения с третьим лицом, в период, предшествующий раздельному проживанию и разводу, не может быть ни коим образом санкционирован.

    Следует уточнить, что суды рассматривают каждый случай в отдельности, и что в Италии, предыдущее слушание не обязывает судью рассмотреть этот случай, как аналогичный другой.

    А в содержании третьего слушания по данным делам, считается необходимым заострить внимание на поведении супруга после получения разрешения на раздельное проживание периоде, чтобы нарушение обязанности хранить верность не оказалось невыносимым для другого супруга.

    Обязанность вносить посильный вклад.

    Обязанность вносить посильный вклад тоже является абсолютной и не терпит исключений, так как ее целью является удовлетворение ежедневных потребностей супружеской пары. Следовательно, выполнение такой обязанности не зависит от избранного супругами имущественных отношений, как совместное или раздельное владение имуществом. Супруги, в любом случае, обязаны вносить посильный вклад в семью, в зависимости от собственных возможностей и способностей вести профессиональную деятельность или домашнее хозяйство.

    Кроме того, допускается, что размер посильного вклада может быть предметом договора между супругами, и которые могут самостоятельно установить какую часть своего дохода отдавать на общие нужды и на воспитание детей.

    Но это ни коим образом не может трактоваться одним из супругов, как возможность уклоняться от обязанности вносить посильный вклад, так как данное соглашение должно быть в соответствии в принципом, изложенным в статье 143, параграф III гражданского кодекса, который гласит, что обязанность вносить посильный вклад лежит на обоих супругах, соразмерно их «собственным средствам и способностям вести профессиональную деятельность или домашнее хозяйство».

    Под «средствами» понимается любое имущество в распоряжении супруга, а также доходы, получаемые от его профессиональной деятельности.

    Выбор стиля жизни семьи.

    Муж и жена должны сообща определить жизненные принципы и ценности, которыми они будут руководствоваться в своей семье, хоть и сохраняя собственную самостоятельность при принятии решений в своей личной жизни. Если супругам не удается договориться, один из супругов может обратиться к судье. Если и этого окажется недостаточно, судья предпишет решение, которое сочтет наилучшим для данной ситуации.

    Обязанности родителей по отношению к своим детям.

    Оба родителя обязаны содержать, обучать и воспитывать собственных детей, в соответствии с их желаниями, способностями и наклонностями.

    Использование статьи возможно исключительно с письменного разрешения Trade & Consulting sas

    www.liveitaly.eu

    Права и обязанности ребенка в семье

    Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной. Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию. Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

    Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим. Начинается все с простых обязанностей – следить за личной гигиеной, помогать по дому, а заканчивается необходимостью закончить свое обучение в общеобразовательном учреждении.

    Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.

    Права и обязанности ребенка в семье

    Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком. Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми.

    В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос. Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.

    1. Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Отдельно стоит отметить момент, касающийся того, что ребенок имеет узаконенное право на получение полагающейся заботы от родных родителей и постоянное проживание вместе с ними. Стоит акцентировать свое внимание на том, что непосредственный ребенок имеет полное право на уважение чести и своего личного достоинства и на полное развитие своей личности.

    2. Если у ребенка полностью отсутствуют родители, или они по были лишены своих ранее существующих прав на осуществление воспитания непосредственного ребенка, то обязанность по грамотному и полному воспитанию конкретного ребенка и заботе о его всестороннем развитии переходит на профильный орган опеки. Порядок при этом четко устанавливается законодательством.

    3. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Любой ребенок может безнаказанно общаться с любыми членами своей семьи. Всевозможные ситуации, из-за которых распадаются семьи, никак не могут стать основанием нарушения этого, предоставленного и охраняемого законом, права ребенка.Стоит остановиться именно на последнем случае, ведь в такой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором. Родитель может запретить общаться со своим вторым родителем, но это противоречит не только желанию ребенка, но и закону.
    4. Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок, согласно действующему закону, признанный дееспособным до непосредственного достижения им специально установленного возраста, имеет полное право осуществлять все свои права и нести обязанности, а значит, обеспечивать самостоятельно свое существующее право на защиту.Любая организация, которой из любых источников станет известно о том, что жизнь или здоровье конкретного ребенка находятся под угрозой, должна немедленно сообщить о подобном факте в профильный орган опеки, располагающийся по непосредственному месту нахождения этого ребенка. Далее уже орган самостоятельно должен принять все возможные меры для защиты несовершеннолетнего.
    5. Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Право конкретного ребенка на выражение своего сформировавшегося мнения, касающихся его жизни.

      Ребенок может без опаски выражать свое личное, сформировавшееся мнение по любому вопросу, прямо или косвенно затрагивающему все его интересы.

    6. Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.Этим правом обязательно пользуется каждый ребенок:
      • ребенку обязательно дают фамилию родителей;
      • имя дается исходя из согласия между отцом и матерью;
      • отчество дается от имени отца.
      • Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки. Если у несовершеннолетнего отсутствует отец, то имя указывается исходя из желания матери, а отчество записывается на основании имени того человека, который был своей родной матерью указан в графе отцовство. Фамилия обязательно должна быть указана мамина.

      • Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка. Если родитель самостоятельно решает поменять фамилию ребенка на свою, подобный вопрос решается непосредственно с участием местного органа опеки ориентируясь на интересы конкретного ребенка и мнения второго родителя. Существует ряд исключений, когда личное мнение второго родителя уточнять не требуется:
        • если он был на законных основаниях признан полностью или частично недееспособным;
        • если он решен родительских прав;
        • если его местонахождение нельзя установить;
        • если он уклоняется от процесса воспитания или от содержания своего родного ребенка.
        • Когда ребенок достигнет десятилетнего возраста, чтобы осуществить смену его фамилии или имени придется спрашивать его согласия.

        • Статья 60. Имущественные права ребенка. Несовершеннолетний может получать содержание непосредственно от родителей и прочих членов семьи.

          Суммы, поступающие ребенку в виде социальной помощи, переводятся на сберегательный счет родителей.

          Может претендовать на получение собственных доходов и на свободное пользование имуществом, полученным им в дар.

        • Обязанностей, которые должны соблюдать несовершеннолетние, гораздо меньше, чем прав.

          К ним можно отнести следующие:

          1. Получение основного образования. Стоит помнить о том, что непосредственная обязанность создать все условия, для получения такого образования, лежит на их родителях.
          2. Несовершеннолетний обязан соблюдать определенные правила поведения, установленные в различных образовательных учреждениях. Кроме этого, он должен вести себя прилично в общественных местах и дома.
          3. Ребенок должен выполнять все возложенные на него профильными лицами обязанности.Причем стоит отдельно отметить, что такие обязанности могут возлагаться на него:
            • условиями действующего контракта;
            • правилами конкретного учебного заведения;
            • правилами внутреннего трудового распорядка в какой-либо конкретной организации;
            • действующим трудовым законодательством.
            • Еще одна обязанность несовершеннолетнего – соблюдать устав конкретного образовательного учреждения.
            • У молодых людей есть еще одна обязанность – в установленные сроки встать на воинский учет.
            • Заключительная обязанность детей – после своего совершеннолетия, содержать своих нетрудоспособных родителей.
            • Права и обязанности ребенка в приемной семье

              Ребенок, переданный на постоянное воспитание в выбранную семью, сохраняет свои права:

            • Общение со своими биологическими родителями и с остальными родственниками. Стоит помнить о том, что подобные контакты должны согласовываться с новыми родителями. Если возникают спорные случаи, они должны быть урегулированы действующими органами опеки.
            • Рассчитывать на защиту прав.
            • Самостоятельно выражать личное мнение.
            • Получать полагающиеся ему пособия, пенсии и прочие выплаты, право на которые ему представило государство.
            • Получить вне очереди полагающееся ему жилье по специальному договору социального найма.Такие помещения могут получить:
              • сироты;
              • дети, оставшиеся без опеки своих родителей;
              • сироты, вернувшиеся из мест лишения свободы.
            • Хранить свои собственные, личные вещи, к примеру, семейные реликвии или фотографии родителей и других родственников.
            • Иметь свою собственную отдельную территорию, включающую в себя кровать, стол и место для игр.
            • Знать всю правду о своих родителях и о том, что семья, в которой он живет — приемная. Не стоит делать из этого тайну.
            • Выбирать себе друзей.
            • Покинуть свою приемную семью, если у него возникают проблемы в общении с родителями, или если между ними есть психологическая несовместимость. Подобное право можно реализовать только с прямого согласия действующего органа опеки, располагающего в непосредственном районе проживания данной семьи.
            • Помимо прав, у каждого ребенка также есть обязанности, которые ему нужно соблюдать:

            • Иметь определенные обязанности по дому.
            • Выполнять разнообразные поручения своих приемных родителей.
            • Соблюдать предусмотренные в семье правила гигиены.
            • Уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи.
            • Бережно относиться ко всем вещам и имуществу.
            • Принимать участие в решении проблем семьи.
            • Заботиться обо всех членах семьи, непосредственно в данный момент нуждающихся в помощи.

          Несмотря на то, что законодательные акты содержат в себе большое количество разнообразной информации, у многих родителей все равно возникают вопросы о правах своего ребенка:

          Во сколько лет ребенок может считать себе полноценным взрослым?

          Ответ: На самом деле, такой вопрос пользуется большой популярностью, ведь каждый ребенок, достигнув возраста в четырнадцать лет, считает, что он уже стал взрослым. Конвенция о правах ребенка определяет, что взрослым считается только то человеческое существо, которое достигло восемнадцатилетнего возраста. До этого момента такой человек считается ребенком.

          С какого конкретно возраста каждый ребенок может начать выражать свое мнение, чтобы к нему можно было прислушиваться?

          Ответ: Ребенок может выражать свое сформулированное мнение касательно любого вопроса, который затрагивает его личные интересы. Начиная с десяти лет, прислушиваться к мнению своего ребенка обязательно, к примеру, в открытом или закрытом судебном заседании. Согласно законам, каждый ребенок, который может самостоятельно формулировать свое мнение, может высказывать свою точку зрения.

          Можно ли отобрать ребенка, не лишая родителя его родительских прав?

          Ответ: Провести ограничение прав можно только через обращение в суд. Подобная процедура применяется исключительно в интересах конкретного ребенка в ситуациях, когда один из его родителей по независящим от него причинам не может себя контролировать. К примеру, если он страдает от психического расстройства.

          semya911.ru

          § 1. Права и обязанности родителей и детей в истории семейного права в России

          В истории России правовое регулирование положения детей в обществе определялось главным образом через указание на их положение в семье. СЕМЬЯ – это особый мир отношений и авторитетов, она заинтересована в соблюдении обычаев, переходящих из поколения в поколение.

          В ранний период развития государства семья представляла собой организацию людей, основанную на рабском повиновении и страхе, прежде всего перед главой семьи. Регулирование семейных отношений основывалось на нормах права, выросшего из обычаев первобытно-общинного строя. Отношения в семье базировались на власти отца. Дети находились в зависимости от родителей. Жизнь ребенка полностью принадлежала родителям. Отец и мать могли распоряжаться не только свободой, но и жизнью своих детей. «Право на жизнь детей у большей части первобытных народов проявляется в том, что новорожденному ребенку жизнь оставляется лишь в том случае, когда дарует ее ему отец; в противном случае детей, особенно же девочек, предавали смерти»[32 — Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – СПб.; Киев, 1905.-С. 472.]. Из славянских народов такой обычай существовал у поморян. У восточных славян такого обычая скорее всего не было, так как подобными сведениями источники не располагают.

          Правовое положение детей в дохристианский период в истории России было бесправным. Воспитание детей происходило в строгом соблюдении языческих обычаев и традиций. Родители могли продавать своих детей. Первое запрещение продажи детей появилось только в XIV в. До этого времени власть отца была всеобъемлющей. Отцы распоряжались брачной судьбой своих детей: женили сыновей и выдавали замуж дочерей по своей воле.

          С принятием христианства в X в. церковь стала вести активную борьбу с язычеством за торжество индивидуальной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные отношения в семье стали регулироваться церковью. Неосвященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках.

          Христианская семья должна была подчиняться высоким нравственным канонам. В основе новой идеологии лежали трудолюбие, смирение, ответственность перед Богом. В своей деятельности церковь руководствовалась нормами византийского права, которые были включены в Кормчие книги. В Кормчих книгах ограничивалась власть отца над жизнью детей: родители уже не имели права ни на жизнь, ни на свободу своих детей[33 — См.: Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – С. 216.]. Церковь взяла жизнь детей под свою защиту. Что же касается семейного воспитания детей, то церковь придерживалась своей постоянной заповеди: «Дети учить, ать чтят родитель своих»[34 — Неволин К.А. История российских гражданских законов: в 4 т. – Т. 1. -М.: Статут, 2006. – С. 317.].

          Положение ребенка в семье и обществе нашло отражение в летописях, Кормчих книгах, Поучениях князей, среди которых особенное место занимает Поучение Владимира Мономаха. В. Мономах учил детей, как вести себя в обществе, относиться к старшим и больным, защищать сироту: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите, снабдите сироту».

          С XI в. на мировоззрение русских людей сильно влияла переводная литература. Самыми ранними переводами были греческие сборники двустиший, в которых были изречения, несущие нравственные поучения. Это были изречения авторитетных философов и знаменитых писателей, а также влиятельных христианских авторов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Сборники изречений, такие как Изборник 1076 г., «Слово о Хмеле», «Пчела», «Мерило Праведное» стали важными учебными пособиями того времени. По ним учились грамматике и основам логического суждения.

          Изборник 1076 г. – одна из старейших древнерусских рукописных книг. В нем собраны нравоучительные тексты, которые представлены в виде беседы умудренного человека с сыном.

          В XVI в. в Московском государстве был составлен «Домострой» – типичный для Средневековья памятник нравоучительной литературы. В основе «Домостроя» лежат «поучения от отца к сыну», известные на Руси с середины XI в. и «слова святых отец, како жити христианам». Это не литературное произведение, это своего рода сценарный план проведения жизненно важных семейных и общественных действий. Содержащиеся в «Домострое» наставления «о богоугодном устройстве жизни» представляют собой государственную идеологию в регулировании семейных отношений. Свой дом, свое личное «государство», домохозяин обязан обеспечить экономически и устроить его обитателей нравственно. Хозяйка дома в иерархии семейных отношений занимает особое место. Права и обязанности хозяина и хозяйки не пересекались, а находились во взаимодополнении. Мужчина должен быть строг, справедлив и честен. От женщины требовались чистота и послушание.

          Что же касается воспитания детей, а именно с помощью довольно суровых мер, то в этом «Домострой» не оригинален. Вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях. «Домострой» призывает родителей строго наказывать своих детей. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои»[35 — Домострой. – СПб.: Наука, 1994. – С. 159.].

          Однако рукой отца, взявшего розгу, двигала не личная озлобленность карающего праведника, а идея неотвратимости наказания за проступок. Семейное начало воспитывало все последующие этапы в социальном бытии и общественном развитии человека.

          «Домострой» повторял церковную заповедь о почитании родителей: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигните старости маститой, в благоденствии дни свои проводя»[36 — Там же.

          Призывая родителей воспитывать своих детей в строгости, ограничении свободы, «Домострой» обращает внимание и на родительскую любовь, но остерегает родителей от любви открытой, явленной. Родителям не рекомендуется проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций, как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось важнейшим достоинством хозяина, главы семьи. Любовь к детям должна проявляться в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, расчетливом ведении хозяйства, умении родителей обеспечить будущее своим детям.

          До конца XVII в. жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка можно было даже убить, особенно если он посягнул на жизнь и достоинство родителей; внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты.

          Первые шаги в целях защиты прав детей были сделаны Ярославом Мудрым, который является составителем Русской Правды – первого древнерусского источника светского права, в котором регулируется положение детей. Однако в целом в отношениях между родителями и детьми продолжал витать дух рабства. В голодное время родители имели право на продажу своих детей в рабство. Судебник Ивана IV 1550 г. также разрешал продажу детей в холопы с тем условием, что и отец, и мать поступают вместе с ними в холопство. В XVII в. исчезло право родителей на продажу детей в холопство, однако право родителей отдавать детей в заклад за долги существовало еще долгое время.

          В Соборном Уложении 1649 г. появилось право отдавать детей в услужение и монастырь. Это следовало не столько из прав родителей на детей, сколько из обязанности отдавать их в обучение и заботиться об их прокормлении. Таким образом, отношения к детям как к рабам сменяются исполнением родительских обязанностей. Подобным же образом право на жизнь детей постепенно преобразуется в право наказания их в интересах воспитания. По Соборному Уложению власть мужа над женой и детьми еще сохранялась. Отец мог наказывать своих детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное заключение. Дети за убийство родителей карались смертью. Дети отвечали за долги своих родителей. Им запрещалось жаловаться на родителей. Жалобы не рассматривались, а жалобщиков «били кнутом нещадно». Сыновья, достигшие возраста 16 лет, обязаны были начинать службу.

          Петр I своим Указом от 15 апреля 1771 г. ограничил права родителей над детьми и церковную власть над брачно-семейными отношениями. При Петре I был ограничен срок отдачи детей внаем до пяти лет и запрещена подневольная отдача детей в монастыри. В Указе «О порядке наследования» в 1714 г. установлен возраст для вступления в брак: для жениха – 20 лет, для невесты – 17 лет. Родителям было запрещено принуждать своих детей к браку. Помещики не имели права продавать своих крепостных крестьян порознь, а только семьями.

          Родителям разрешалось принимать воспитательные меры против непокорных детей, а в случае безуспешности таких мер родители могли отдавать своих детей в общественные заведения или смирительные дома, а также подавать жалобы в суд. В эпоху петровских преобразований в целях создания благоприятного климата в семье распространялись всякого рода поучения родителям и детям. Наиболее известны такие поучения, как «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» и «Завещание отеческое к сыну» крестьянина Ивана Посошкова.

          «Юности честное зерцало» представляет собой сборник этических правил поведения молодых людей дома и особенно в гостях. Предназначался он прежде всего для дворянских детей. В нем обращалось внимание на необходимость воспитания молодежи в духе послушания и уважения своих родителей: «Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. Злословя отца и матерь, смертию да умрешь»[37 — Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. – СПб., 1717.-С. 13.]; «Молодой отрок должен быть бодр, трудолюбив и прилежен»[38 — Там же. – С. 14.]. Петр I ставил прежде всего задачу воспитания и просвещения молодых дворян с пользой для государства. Дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Он должен был гордиться не знатностью, а делами и избегать роскоши. Крестьянские дети содержались в великом страхе, не допускались к праздности, всегда принуждались к работе.

          Во время царствования Екатерины II с 1775 г. стали создаваться «смирительные дома». Они предназначались для детей, «кои родителям своим непослушны, или пребывают злого жития, ни к чему доброму не склонны»[39 — Там же.]. В эти дома детей помещали по просьбе родителей. Содержание детей определялось за счет родителей.

          Родительская власть над детьми сохранялась и в XIX в. Однако в Свод законов Российской империи в 1832 г. были внесены новые положения. Закон уделял особое внимание возрасту ребенка. До 14-летнего возраста дети лишены всякой гражданской дееспособности, до 17-летнего – дети именуются как «малолетние», с 17 до 21 года – «несовершеннолетние». До 21 года дети не могли совершать сделки самостоятельно. В ст. 177 Свода законов фиксировались права и обязанности родителей и детей: дети должны были чистосердечно почитать родителей, быть послушными, покорными и любить их; дети обязаны отзываться о родителях в почтении и сносить родительские увещевания, исправления терпеливо и без ропота.

          Свод закреплял властные полномочия отца, а после его смерти – матери. Родительская власть не ограничивалась возрастом детей. Место жительства детей определялось местом жительства родителей. Родители могли применять к неповинующимся детям домашние исправительные меры. По инициативе родителей без судебного рассмотрения за особые пороки и развратный образ жизни дети могли подвергаться тюремному заключению от двух до четырех месяцев.

          Закон допускал узаконение и усыновление собственных внебрачных детей. Дети, рожденные незамужней женщиной от прелюбодеяния, были лишены родительского покровительства.

          Родители несли ответственность за вред и убытки, причиненные малолетними детьми.

          Существенно ограничивали родительскую власть дополнения к Своду законов от 12 марта 1914 г. В соответствии с ними родители уже не имели право на жизнь детей. За убийство детей их судили и наказывали по уголовным законам. Родители не могли принуждать своих детей к совершению противозаконных действий.

          Таким образом, в началу XX в. сформировались основные принципы государственной политики по законодательному обеспечению интересов разных категорий детей: законных, внебрачных, усыновленных и узаконенных. Определились формы защиты прав несовершеннолетних и ограничения родительской власти над ними.

          lawbook.online

          § 2. Права детей в семье

          Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г.

          Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

          СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. К основным правам ребенка СК РФ относит:

          Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).

          Это право является одним из важнейших прав ребенка, поскольку воспитание в семье имеет чрезвычайно важное значение для его физического и нравственного становления. В процессе воспитания ребенка принимают участие, как правило, все взрослые члены семьи, однако ответственность за воспитание детей возлагается на его родителей. Именно родители прежде всего помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

          Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. При отсутствии на то установленных законом оснований ни один государственный орган не вправе разлучить ребенка с родителями. Так, ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей лишь в тех случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, поскольку суд пришел к выводу, что оставление ребенка у родителей опасно для него (См. 4 настоящей главы).

          Местом жительства детей в возрасте до 14 лет является место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ). При раздельном проживании родителей они сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 СК РФ). Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей.

          Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них (или с обоими). Дети и родители имеют право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну с целью воссоединения или поддержания личных отношений между собой.

          Дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения, утратившие возможность жить в своей собственной семье, передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые определяют их последующую судьбу. При устройстве таких детей СК РФ исходит из приоритета семейного воспитания детей (ст. 1 СК РФ). Только в случаях, когда устроить ребенка в семью невозможно, предусмотрено помещение его на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение (ст. 123 СК РФ). О формах семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, см. гл. 9.

          Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ).

          Для полноценного развития ребенка очень важна его постоянная связь с близкими родственниками, к которым относятся не только его родители, но и дедушки и бабушки (со стороны как матери, так и отца), родные братья и сестры. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное их проживание не влияет на это право ребенка. Если родители проживают раздельно, ребенок имеет право на общение с каждым из них.

          Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случаях их проживания в разных государствах (ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка).

          Право ребенка, а также дедушки, бабушки и других близких родственников на взаимное общение охраняется законом. При отказе родителей или одного из них видеться с ребенком кому-либо из близких родственников последние вправе обратиться за защитой этого права в орган опеки и попечительства, а при невыполнении принятого этими органами решения – в суд (ст. 67 СК РФ).

          Право на общение со своими родителями и другими родственниками имеет также ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п.). Осуществляется это право в порядке, определенном законом, т.е. в соответствии с теми законами, которые устанавливают порядок деятельности соответствующих учреждений. Так, Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает возможность и устанавливает порядок свиданий осужденных несовершеннолетних со своими родителями и с другими близкими родственниками (родными братьями и сестрами, дедушкой и бабушкой).

          Право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

          Закон гласит: «Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Это означает, что самые близкие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, предпринимая для этого все необходимые законные меры. Родители в силу закона (ст. 64 СК РФ) являются законными представителями своих детей и вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

          Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, ответственных по закону за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если ему исполнилось четырнадцать лет.

          Должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. При получении таких сведений указанные органы в рамках своих полномочий должны принять меры по защите ребенка.

          Право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).

          Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться. Ребенок вправе свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания (непосредственно, через законного представителя или соответствующий орган).

          В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, придается правовое значение. Речь идет об изменении его имени и фамилии, о восстановлении родителей, лишенных родительских прав, в этих правах, об усыновлении ребенка, изменении имени, отчества и фамилии ребенка при его усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей ребенка, об изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления, а также о передаче ребенка в приемную семью. Во всех этих случаях затрагиваются важнейшие права и интересы ребенка, и перечисленные юридические действия не могут быть совершены, если ребенок против этого возражает.

          Право на имя (ст. 58 СК РФ).

          Это право ребенок приобретает с момента своего рождения. Имя включает в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (ст. 19 ГК РФ).

          Порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии определен в СК РФ. В статье 58 СК РФ установлено, что имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей, а если они носят разные фамилии – по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Разногласия между родителями по поводу имени или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) разрешаются органами опеки и попечительства.

          Сведения об имени, отчестве и фамилии заносятся в актовую запись о рождении ребенка и в свидетельство о его рождении (которое выдается родителям на руки) при государственной регистрации рождения ребенка в органах загса.

          Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество – по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия – по фамилии матери.

          Имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены до достижения ребенком четырнадцати лет по совместной просьбе родителей органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. Такая просьба может быть вызвана неудачным сочетанием имени и отчества, трудностями произношения и другими причинами. После достижения ребенком десяти лет на это необходимо его согласие.

          При раздельном проживании родителей (независимо от причин такого проживания) тот из них, с которым ребенок постоянно проживает, вправе просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Вопрос решается органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка и обязательно с его согласия, если он достиг десяти лет. Мнение другого родителя выявляется и обязательно учитывается, но не является решающим для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку. Изменение фамилии ребенку производится исключительно в его интересах. Например, отец возражает против изменения фамилии, а ребенок, носящий его фамилию, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака, и всё они носят другую фамилию. Такая ситуация, безусловно, отражается на интересах ребенка, которому нередко приходится отвечать (в школе, во дворе и т.п.) на нежелательные для него вопросы, связанные с разными фамилиями членов его семьи.

          Имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ).

          Эти права включают в себя: право на получение содержания (алиментов) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т.п.); право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными в интересах детей законом).

          Удовлетворение материальных потребностей детей, проживающих вместе с родителями, производится, как правило, в рамках семейного бюджета. Речь идет об удовлетворении всех обоснованных и необходимых нужд ребенка (в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей) в питании, одежде, в развитии и обучении (игрушки, книги и т.п.), в лечении, реабилитации и т.д.

          Несовершеннолетние дети могут иметь свое имущество, полученное по наследству, в виде подарков или на каком-либо другом законном основании (например, вещи, приобретенные на свой заработок). Это имущество является личной собственностью детей и не входит в состав имущества родителей. Однако родители как законные представители своих детей управляют этим имуществом до достижения ребенком совершеннолетия. СК РФ не содержит конкретных положений о том, как должно осуществляться это управление, но исходя из общих положений об осуществлении родительских прав оно должно осуществляться в интересах ребенка с учетом характера данного имущества. Способы распоряжения имуществом несовершеннолетних урегулированы в ГК РФ. В соответствии со ст. 60 СК РФ и ст. 37 ГК РФ действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (продажа, обмен, сдача в наем и др.) допускаются только с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

          Родители не имеют никакого права на имущество детей, а последние – на имущество родителей, кроме права на содержание и права наследования. При этом не исключается возможность владения и пользования имуществом друг друга, которое осуществляется по взаимному согласию родителей и детей. Эти отношения в семье обычно основываются на доверии и сообразуются со сложившимся укладом семейной жизни.

          Не исключены также случаи, когда в совместной собственности родителей и детей окажется то или иное имущество (например, им совместно в порядке наследования перешел жилой дом или дача). Порядок владения, пользования и распоряжения этим общим имуществом определяется нормами ГК РФ о совместной собственности (ст. 244 — 255).

          studfiles.net

          Смотрите так же:

          • Урунтаева диагностика психологических особенностей дошкольников Урунтаева г а диагностика детей дошкольного возраста Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведения. - М. 1975. -С. 27-189. ВенгерЛ. Психологическая характеристика ребенка //Дошкольное воспитание. - 1977. - №5. - С. 40-46. Урунтаева Г.А. Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М. […]
          • Га урунтаевой практикум по детской психологии Урунтаева Г.А.. Книги онлайн Урунтаева Галина Анатольевна (28 мая 1952, г. Кандалакша) — вузовский педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный чл. АПСН РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В 1975 окончила факультет психологии МГУ им. М.В. […]
          • Людмила гурченко мужья семья дети Людмила Марковна Гурченко: биография Людмила Гурченко блестяще играла и пела в музыкальных лентах 1970-х годов: «Табачный капитан» (1972), «Соломенная шляпка» (1974, премьера — 1975, Леонида Квинихидзе), «Мама» (1976), «Небесные ласточки» (1976) и др. Среди лучших работ Людмилы Гурченко можно назвать её роли в фильмах «Двадцать […]
          • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
          • Воспитание ребенка 2 года психология Психология: мотивы поведения ребенка в 2 года и его воспитание Для некоторых родителей может показаться трудным воспитание ребенка в 2 года, психология которого существенно изменилась. В возрасте 2 лет кроха уже уверенно чувствует себя на ногах, много двигается и шалит. Он стремительно осваивает новые территории, проникая во все […]
          • Психическое развитие ребенка во время беременности Техника безопасности во время беременности Очень важно во время беременности, девушкам, которые находятся в ожидании малыша, думать не только о своей жизненной безопасности, но и о безопасности своего плода. Очень много существует факторов, которые могут негативно повлиять на развитие и здоровье ребенка, поэтому нужно соблюдать строгую […]
          • Развитие внимания у ребенка 6-7 лет Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет Развивающие игры для дошкольников Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных […]
          • У ребенка сухая кожа почему Сухая кожа у ребенка. Сухая кожа у ребенка - причины. Почему сухая кожа у ребенка? Состояние кожи человека может рассказать о многом. Большинство известных нам болезней имеет в списке симптомов те или иные проявления на кожном покрове. Родителям следует обращать внимание на любые изменения, будь то сухая кожа у ребенка, покраснения или […]