Презентация опыта работы воспитателя ДОУ «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. (слайд №2) Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

В ходе целенаправленной работы по познавательному развитию у дошкольников формируются познавательные интересы, повышается уровень познавательной активности, расширяется активный словарный запас, совершенствуются навыки группового взаимодействия и сотрудничества, дошкольники проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития.

Разрабатывая модель организации познавательного интереса, мы поставили следующую цель: (слайд №3)

  • формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
  • Нами были поставлены следующие задачи:

  • ?создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
  • расширять представления детей об окружающим мире;
  • научить планированию, поиску и умению делать выводы;
  • ?развивать связную речь;
  • создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
  • ?создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
  • вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Предусматривались следующие этапы реализации работы: (слайд№4)

    Они представлены вашему вниманию на экране, четко выделены этапы, сроки, цели реализации работы.

    Работу по познавательному развитию мы начали с проведения диагностики (слайд№5) по методике В.В.Гербовой и Т.И.Гризик для того, чтобы определить уровень познавательного развития, результаты вы видите на экране.

    Мною была изучена (слайды№6) и подобрана методическая литература и разработан проект на три года работы по развитию познавательного интереса дошкольников. (слайды№7) В этот проект вошли 10 долгосрочных проектов и 9 краткосрочных проектов. (слайды №8).

    Для реализации проекта по развитию познавательного интереса дошкольников было проведено родительское собрание по теме: (слайд№9) «Создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. (слайд№10) Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проекта.

    Для успешного решения поставленных задач совместно с родителями была создана образовательная среда, в которую вошли (слайд№11) центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, (слайд№12) иллюстрации, схемы, алгоритмы, альбомы презентации и многое другое. Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, (слайд№13) которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы. (слайд№14)

    В уголке художественно – эстетического развития собраны альбомы с различными видами народных промыслов, познакомиться с которыми могут не только дети, но и родители.

    Созданные совместно с родителями и детьми мини – музеи «Весёлые матрёшки», «Изделия из дерева», «Утварь Бабушки Федоры»(слайд №15) позволили расширить знания детей об окружающем мире на наглядном примере. А мини-музей коллекций, (слайд №16) созданный в группе, позволил каждому ребенку показать свою коллекцию и рассказать о ней. (слайд №17) Материалы коллекций широко используются в проведении опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в инсценировках.

    После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию. Мы разработали цикл НОД, (слайд №18) где дети проявляли свою самостоятельную активность, выражали инициативу, высказывали умозаключения. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная. (слайд №19) Например, знакомство детей с ВОВ проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята узнали о подвигах наших солдат, о страданиях взрослых и детей, прошедших войну, смотрели хроники военных лет, презентации, (слайд №20) собирали альбомы, где размещены фотографии бабушек, дедушек – участников войны, участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Галерея Великой Победы», (слайд №21) создавали уголок памяти, ходили на экскурсию в музей, возлагали цветы к вечному огню, встречались с ветеранами, участвовали в празднике «Мы гордимся и помним!» (слайд №22)

    Дети охотно и с увлечением участвовали во всех мероприятиях, делясь впечатлениями не только, друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями.

    Наряду с традиционными методами и приемами в своей работе мы решили использовать метод (слайд №23) макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением (слайд №24) поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно. (слайд №25) Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с (слайд №26) макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы, гербарии. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к (слайд №27) изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, (слайд №28) пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.

    За три года работы нами были разработаны 19 проектов, при реализации которых повысился познавательный интерес дошкольников, пополнилась образовательная среда группы, родители стали полноправными участниками образовательного процесса. Например, (слайд №29) в ходе реализации долгосрочного проекта «Злаки» на занятиях познавательного цикла «От колоска до каравая», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Хлеб войны», в нашей группе появилась коллекция злаков, (слайд №30) исследовательские альбомы «Откуда хлебушко пришёл?», «Хлеб – всему голова», «Как колосок хлебом на стол пришёл». Были изготовлены (слайд №31) дидактические игры из макарон «Сложи узор» и «Собери бусы», дидактическое пособие для рисования манкой. (слайд №32) Совместно с детьми и родителями была подготовлена выставка картин, выполненных из различных видов крупы, проведено совместное (слайд №33) с родителями занятие «Мёд – подарок полей». Были проведены (слайд №34) тематические развлечения «Хлеб – всему голова» и «Осенины – осени Именины». (слайд №35)

    В процессе осуществления образовательной деятельности мы создавали стимулы для регулярного целенаправленного включения детей в совместную познавательную деятельность путём включения в дидактические игры, проектно-исследовательскую деятельность, метод макетирования, активно воздействующие на познавательное развитие детей. Взаимодействие ребенка и взрослого в игре, создание совместных проектов, помогли (слайд №36) повысить уровень познавательного развития наших воспитанников, о чем свидетельствуют следующие показатели диагностики по методике В.В.Гербовой и Т. И. Гризик на заключительном этапе работы, результаты вы видите на экране.

    Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. (слайд №37) Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. (слайд №38)

    В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

    Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

    Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы (слайд №39) познавательно — исследовательского развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.

    Спасибо за внимание!

    Автор: Стрижнёва Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №4, г. Нелидово, Тверская область, Россия.

    Статья размещена в авторской редакции

    planetadetstva.net

    Педсовет проектная деятельность познавательном развитии дошкольников

    Методическая разработка по теме: Педсовет Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «Познание». — презентация

    Презентация была опубликована год назад пользователемГаля Фавстова

    Данный материал представляет конспект проведения педагогического совета в ДОУ по теме: Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «Познание».

    Получить код презентации

    Копировать в буфер обмена

    Презентация по предмету Дошкольные (подготовительная группа) на тему: Методическая разработка по теме: Педсовет Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «Познание». . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 Педсовет Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «Познание»

    2 Повестка дня: Аналитическая справка по результатам тематического контроля. Деловая игра «Украсим елочку» Решение педсовета Подведение итогов конкурса «Зимняя сказка»

    3 План тематической проверки Анализ развития интегративных качеств: Любознательный-активный и Способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту. Анализ развивающей среды. Анализ планирования воспитательно- образовательного процесса.

    4 Развитие интегративных качеств: Любознательный, активный Способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту

    5 Смотр-конкурс центров познавательной активности детей Ясли АЯсли БМл. АМл. БСр. АСр. БСтарш.Подгот. 17,416,716,816,513,916,516,316,5

    8 Проект решения педсовета: 1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию. Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года 2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, ОД в РМ, Самостоятельной деятельности. Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года 3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, и представить его на итоговом педсовете (ранний возраст и младшая группа 1-2 в год, ср группы 1 раз в 3 мес, ст и подг. 1 раз в 1-2 месяца). Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: май 2013 г. 4. Используя материалы педсовета, подготовить и оформить информационные уголки для родителей на тему «Растим любознательных» Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: январь

    9 Конкурс «Зимняя сказка» 1 место Вязикова Н.У. 41,75 б Разинкова Т.А. 40 б 2 место Тюрина М.А 34,5 б Живаева Н.В. 34 б Золотаревская Т.В. 33,5 б 3 место Федотова А.М 32,5 б Стыценкова М.Н. 29,5 б Имамбаева В.А. 27 б

    Педсовет-деловая игра Познавательно-речевое развитие дошкольников

    1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использо?вать методические пособия по развитию познавательных способно?стей и связной речи у детей.

    2. За несколько дней до педсовета педагоги делятся на две ко?манды, придумывают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз.

    1. Сообщение заведующего о выполнении решения предыдуще?го педсовета.

    2. Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической про?верки «Создание условий в группах, способствующих речевому развитию детей».

    3. «Речевая развивающая среда. Основные ее направления».

    4. Развитие коммуникативной компетенции педагогов дошкольном образовании в условиях введения ФГТ. (Маликова А.И.).

    5. Развитие речи детей с использованием дидактических игр. (Сообщение из опыта работы Беликовой Н.Н.).

    6. Результаты смотра – конкурса речевых уголков. (Председатель ТГ – Логанова М.М.).

    7. Деловая игра «Что, когда и почему?»

    1. Игра проводится с целями:

    — уточнения знаний педагогов, компетентности в осуществле?нии ведущих задач учебного года;

    — развития умения обсуждать и согласовывать предложенные во?просы;

    — контроля за соблюдением педагогами правил культуры рече?вого общения, тактичного поведения.

    — уметь слушать других;

    — вырабатывать общее решение вопроса;

    — принимать активное участие в игре;

    — не оспаривать оценку жюри;

    — соблюдать культуру речи и тактичность;

    3. Атрибуты игры:

    — большой куб с цифрами;

    — аудиокассета с записью легкой музыки;

    — воздушные шары с листами-вопросами внутри;

    — бланки-протоколы у жюри.

    4. Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, учителя-логопеды) и предлагает всем занять свои места.

    Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получа?ют для своей команды вопрос.

    ¦ Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)

    ¦ Что в первую очередь влияет на формирование человеческой лич?ности? (Воспитание, социальная и природная среда, наследственность.)

    ¦ Какие разделы по развитию речи вы знаете?

    (грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь, расширение словаря).

    ¦ Перечислите виды связного рассказывания.

    Рубрика «Говори правильно»

    I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.

    1. В живом уголке жили ежи да ужи.

    2. Лена искала булавку,

    А булавка упала под лавку.

    Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение.

    Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар.

    Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каж?дой команды.

    1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

    На первый план выдвигается общение со сверстниками.

    Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред?метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима?ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

    2. Назовите главные задачи познавательного развития.

    Развитие общих познавательных способностей: умение наблю?дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб?ственной деятельности и т.д.

    3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

    ¦ Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

    ¦ Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

    ¦ Речь — как область объективных отношений, которые позна?ет ребенок.

    ¦ Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

    4. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи?тания патриотических чувств.

    ¦ Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их про?верки, делать выводы и т.д.

    ¦ Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.

    ¦ Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше?ний и т.д.

    Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает отве?ты и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, чет?кость, грамотность и выразительность речи.

    Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие суве?ниры, благодарит за участие.

    1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной дея?тельности, познанию окружающего мира.

    Ответственные: воспитатели, специалисты

    2. Для развития познавательно-речевой активности детей исполь?зовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятель?ности и т.п.

    3. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

    Автор: Карпова Ольга Алексеевна,

    старший воспитатель МБДОУ детский сад Лучик комбинированного вида

    г. Болхов, Орловская область, Россия.

    Статья размещена в авторской редакции.

    Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    Размер файла 35.25Кб

    Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Данный педагогический совет посвящен детскому экспериментированию и составлен в форме деловой игры.

    В избранном у 0 пользователей.

    Следующая статья>Педагогический совет «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий» (проектная деятельность)Предыдущая статья<Проект Сказка в музыке

    vyrastitrebenka.ru

    Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Развитие исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.

    В основу презентации вошли такие вопросы, как актуальность темы, возрастные особенности процесса познания детей дошкольного возраста, развивающие функции и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности, ее содержание, основные методы и приемы работы, варианты экспериментальной деятельности, классификация экспериментов и опытов, использующихся в работе с детьми.

    Данная разработка содержит теоретический и практический материал по теме и направлена на совершенствование системы работы ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, построение образовательной деятельности в дошкольном учреждении, способствующей созданию условий для активизации познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста через использование наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми: экспериментирование, опыты, метод проектов, игры-эксперименты, постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, игры с моделированием и др.

    Материал, представленный в презентации адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений.

    Просмотр содержимого документа

    «Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Развитие исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 53»

    « Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

    Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

    исследовательской деятельности ребенка

    «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

    Приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…»

    Ребенок сам познает мир,

    исследуя его, экспериментируя.

    Важно, чтобы ребенок все увидел сам,

    сам потрогал и сам получил свои впечатления

    «Ребенок – существо разумное, он

    хорошо знает потребности, трудности и

    помехи своей жизни.

    Не деспотичные распоряжения,

    не недоверчивый контроль, а

    вера в опыт, сотрудничество и

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

    К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную) .

    Компонент информации включает в себя: собственно информацию, которая состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т. п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

    Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

    Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего

    мира для своего познания.

    Как получает ребенок информацию, то есть речь идет

    о способах познания и средствах познания.

    Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает

    на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает,

    забывает, упорядочивает и так далее.

    Развитие и обогащение

    познавательной сферы детей от

    об окружающем мире

    «Что вижу, с чем действую, то и познаю»

    Накопление происходит благодаря:

  • Личному участию ребенка в различных ситуациях,
  • событиях;
  • Наблюдениям ребенка за реальными явлениями,
  • предметами;
  • Собственному манипулированию ребенка с реальными
  • предметами и его активным действиям в своем
  • ближайшем окружении.
  • В возрасте 4-5 лет можно выделить

    4 основных направления

    познавательной активности детей:

  • Знакомствос предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного
  • восприятия и опыта детей;

    • Установлениесвязей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
    • Удовлетворениепервых проявлений избирательных интересов детей;
    • Формированиеположительного отношения к окружающему миру.
    • Действия и собственный практический опыт
    • (этим он овладел достаточно хорошо);

      знаком, продолжается процесс его

      Необходимо направлять процесс

    • Установление причинно-следственных, а также родо-видовых (классификационных) взаимосвязей нашего мира;
    • Содержательное упорядочивание информации.
    • Причина наступает всегда раньше, чем следствие, например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

    • повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;
    • отсутствие необходимых питательных веществ в почве;
    • отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);
    • тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.
    • Переход от следствия к причине невозможен.

      Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности

    • Освоение ребенкомосновополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо — видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
    • Освоение ребенкомосновополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
    • Развитие восприятия, мышления, речи(словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
    • Расширение кругозора детей посредствомвыведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
    • О рганизация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами :

      Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

      Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

      Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)

      Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)

      Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

      Условия жизни и виды

      Содержание познавательно-исследовательской деятельности

      Движение воздуха, воды

      Коллекционирование (классификационная работа)

      Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности

      Опыты и эксперименты

      Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

      Моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы)

      Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций

      «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

      Использование художественного слова

      Трудовые поручения, действия

      Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

      Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование

      Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,которое переводится как «проба», «опыт».

      Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент — это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.

      Варианты экспериментальной деятельности

      Случайные наблюдения и эксперименты.

      Не требуют специальной подготовки.

      Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто.

      Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию

      познаватель­ной активности ребенка, он должен сам обладать естественно-

      научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.

      Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам так и опираясь

      Эксперименты как ответ на детские вопросы

      на опыт детей , их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную

      Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты,

      деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми

      которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный

      эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют

      в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

      Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

      основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

      Отличие опыта от эксперимента

      Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

      Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.

      Цели. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.

      Опыт — метод исследования, когда может получиться что-то

      неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только

      предстоит изучить. (вспомните опыты Павлова над собаками)

      Эксперимент — метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате (например, в ходе химической реакции на уроке химии)

      По характеру объектов используемых в эксперименте:

      — опыты с растениями;

      — опыты с объектами неживой природы;

      — опыты, объектом которых является человек.

      Классификация экспериментов и опытов

      По характеру включения в педагогический процесс:

      По характеру познавательной деятельности детей:

    • иллюстративные(детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
    • поисковые(дети не знают заранее, каков будет результат);
    • решение экспериментальных задач.
    • По характеру мыслительных операций:

    • констатирующие(позволяющие увидеть какое — то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями);
    • сравнительные(позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
    • обобщающие(эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
    • Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

      Принципы организации игр-экспериментов

    • учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
    • доступности содержания игр;
    • сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
    • ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
    • сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
    • адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
    • постепенного усложнения игр;
    • цикличной организации игр.
    • Проблемные педагогические ситуации

      Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

      Особенности проблемных ситуаций

    • кратковременность развертывания и течения.
    • гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и «теперь».
    • может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей.
    • могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом.
    • включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу.
    • Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

      Суть метода проектов — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний.

      Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

      Игры с моделированием

      Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например:

      Игра «Шифровка различных объектов»

      (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов и т.п.)

      Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения.

      Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.

      Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект (сезон).

      Кому-то из детей предлагается отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

      Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

      Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).

      Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

      «Когда это бывает» — детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон.

      «Рассели жителей» — воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

      Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

      Одним из средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.

      При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста.

      Особый интерес у дошкольников вызывают загадки с подсказкой – с подробным описанием предмета.

      Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это. (Гриб)

      Всех круглее и краснее,

      Он в салате всех вкуснее,

      Он совсем-совсем зеленый

      И ребята с давних пор

      И овальный, удлиненный.

      Зеленеют луга, В небе – радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться . (Лето)

      Помидора верный брат, тоже просится в салат.

      Это что за желтый мячик По лесам за нами скачет. Золотит лучом оконце, Называют его … (Солнце)

      multiurok.ru

      Презентация на тему Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

      Презентацию на тему Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Педагогика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайдов.

      Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

      Составила воспитатель ГБДОУ детский сад №20 Красногвардейского района спб Антонова вероника Валериевна

      «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

      Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира

      ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Способствует формированию интегративных качеств: Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обеспечивает интеграцию образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности

      виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)

      Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

      направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

      Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

      направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

      Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.) Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения Формирование способов познания путем сенсорного анализа Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

      Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

      Классификация детского экспериментирования

      По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

      По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

      По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

      По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические

      По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

      По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

      По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

      По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

      По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;

      По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

      По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

      Особенности организации детского экспериментирования в ДОу

      Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

      Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) в подготовительной группе

      В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: — место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); — место для приборов; — место для хранения материалов (природного, «бросового»); — место для проведения опытов; — место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);

      Оборудование для экспериментов

      схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; мини-музей (тематика различна, например, «Часы»); материалы, распределенные по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ; природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

      технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др. сито, воронки половинки мыльниц, формы для льда увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя» Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

      Пособия и приборы для определения: веса: разнообразные весы, набор гирь протяженности: метр, линейки, условные мерки объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д. времени: песочные часы, секундомер количества: разнообразные счеты направления: компас. Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики

      технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

      Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. Организация исследования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

      Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?». Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?». Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» . Экспериментальные игры. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей. Наблюдение природных явлений. Использование энциклопедий.

      Варианты фиксации результатов

      для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

      Реальные события: яркие природные явления и общественные события. События,специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »). Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.). Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

      Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

      Анкетирование родителей Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др. Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Открытые мероприятия для родителей. Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др. Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях. Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое). Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

      Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

      prezentacii.org

      Смотрите так же:

      • Показатели развития детей 2-3 лет Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит […]
      • Пособие по уходу за ребенком в москве Пособие по уходу за ребенком в москве Ежемесячные пособие по уходу за ребенком инвалидом в 2018 году Семьи с детьми-инвалидами являются одной из самых уязвимых групп населения. Именно поэтому материальной помощью таким семьям занимается государство. Цель государственной политики - обеспечить такие семьи всем необходимым, чтобы […]
      • Запор у 1 месячного ребенка Что делать, если у месячного ребенка запор? Если случается запор у месячного ребенка, что делать часто не знает даже опытная мать. А большинство новоиспеченных родителей просто впадают в панику от вида плачущего, прижимающего к животику ножки, грудничка. Причины возникновения Несмотря на то, что у месячного малыша пищеварительная […]
      • Лямблиоз у детей лечение и диета Как лечить лямблиоз у детей. Симптоматика, диагностические мероприятия и принципы терапии Лямблии – простейшие организмы-паразиты. Поражение этим микроорганизмом называется лямблиоз и в 20% является причиной многих заболеваний ЖКТ. Открыл этот микроорганизм и описал в XIX веке ученый Лямблий, по имени которого и назвали этого […]
      • Почему у ребенка насморк Затяжные сопли у ребенка Проходит одна неделя, вторая, а насморк не лечится. Ребенок становится слабым, капризным, невнимательным и плохо спит. Если у ребенка долго не проходит насморк, нужно искать инфекцию, аллергены или причины иммунодефицита. Для диагностики следует обратиться к врачу, чтобы поставить правильный диагноз и определить […]
      • Двухмесячный ребёнок много спит Почему двухмесячный ребенок плохо спит – рекомендации педиатров Многих мам волнует ситуация, когда двухмесячный ребенок не спит. На протяжении всего периода взросления новорожденный попадает под воздействие многих факторов, которые тем или иным образом сказываются на поведении и сне. Причинами тому, что двухмесячный ребенок не спит, […]
      • Церукал ампулы инструкция по применению для детей Церукал таблетки: инструкция, отзывы, аналоги Церукал – средство, механизм воздействия которого заключается в блокировке особых рецепторов. Их функция проявляется в передаче импульсов от желудка или двенадцатиперстной кишки к рвотному центру в мозге. Благодаря тому, что рвотный центр не получает сигнал от этих рецепторов, не появляются […]
      • Права совершеннолетних детей в семье Права несовершеннолетних детей Личные права несовершеннолетних детей В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ); право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. […]