Развиваем речь ребёнка в 3 года правильно

В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению, в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

  • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.
  • слушают длинные сказки и рассказы;
  • понимают сложноподчиненные предложения;
  • способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.
  • К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

    Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка. Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

  • проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
  • назвать имена близких родственников и друзей;
  • пересказать сказку или мультфильм;
  • точно повторить услышанное;
  • называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
  • в процессе речи понижать и повышать тон.
  • В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.

    Повышенного внимания требуют следующие случаи:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.
  • На развитие речи ребенка оказывают влияние как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

    Методики развития речи

    Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

    Рекомендации для развития связной речи ребенка:

  • Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.
  • Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.
  • Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.
  • Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
  • Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
  • Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
  • Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.
  • Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.
  • Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.
  • Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит».
  • Программа развития речи ребенка должна быть комплексной и включать различные занятия, направленные, в том числе на развитие мелкой моторики, так как речь тесно связана с ней.

    Игры для развития речи

    Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

    Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо). Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь.

    Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

    Игра учит ребенка правильно произносить слова. Для занятий вам понадобятся разные картинки. Показывайте картинки и называйте слова с каким-то определенным звуком, например «Ш» или «Ж»:

    шарф, шуба, вишня, шкаф, мишка, шапка

    желудь, жаба, ножницы, жук, лужа

    Важно, чтобы ребенок четко произносил эти звуки, скорость при этом не имеет значения.

    Дальше подберите слова с парными по твердости-мягкости согласными:

    мел, мед, мишка, меч, мяч

    молоко, масло, мыло, море

    Игра, способствующая развитию наглядно-образного мышления. Для занятия вам понадобятся карточки с изображением различной посуды, одежды, фруктов или овощей. Выложите на столе несколько карточек, например, с рисунками предметов одежды, попросите ребенка назвать их по отдельности, а затем одним словом. Можно играть и наоборот – попросите малыша назвать, какие он знает овощи, фрукты и т.д.

    Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

    Эта игра направлена на развитие речевого дыхания и учит ребенка контролировать его силу. Для занятий вам понадобятся косметические ватные шарики. Разложите их на столике и вместе с крохой подуйте на них. Чей шарик окажется дальше, тот выиграл.

    Программа занятий для развития речи у детей 3-4-х лет обязательно должна включать творческие виды деятельности — лепку, рисование и рукоделие, так как они способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания. Очень полезны и подвижные игры – дети легче запоминают названия предметов и учатся считать.

    rebenokrazvit.ru

    Развитие речи ребенка до 3-х лет

    Как развивать речь ребенка

    Развитие речи ребенка дошкольного возраста является наиважнейшей задачей. Хорошо развитая речь, умение легко выражать свои мысли, пересказывать истории и описывать картинки — все это необходимый фундамент для успешного обучения в школе. И именно на речь ребенка родителям следует обратить особое внимание. Согласитесь, глупо учить ребенка читать если у него «каша» во рту или он почти не говорит.

    Для начала давайте разберемся, как же должна развиваться речь вашего малыша. У детей примерно одного возраста (имеется в виду возрастная группа от года до трех лет) способность говорить развивается по разному. Если с одними детьми в два года уже можно вести диалог, они охотно общаются со взрослыми и сверстниками, то другие дети только начинают произносить слоги и отдельные слова, третьи вообще молчат. Это считается нормой. Тем не менее если ребенок в два года еще не произносит слова это повод обратиться к врачу. Подробнее об этой проблеме читайте статью «Почему ребенок не говорит». Помните, что малыш произносит только то, что слышит, подражает речи окружающих его людей. Поэтому возьмите за правило не «коверкать» язык общаясь с ребенком, не сюсюкайте каким бы ни был маленьким ребенок перед вами. У Роберта Рождественского есть стихи под циклом «Алешкины мысли», которые написаны от лица маленького мальчика. Вот одно из них:

    Я общался со взрослыми часто,

    Даже если ребенок не говорит, то в большинстве случаев, прекрасно понимает вас. Пассивный словарь ребенка гораздо шире активного. Ниже я приведу основные приемы, которые вам помогут развить речь малыша, обогатить его словарный запас. Они очень просты, но в то же время эффективны.

    Чаще разговаривайте с малышом

    Все малыши не зависимо от возраста нуждаются в том, чтобы вы как можно чаще разговаривали с ними, обсуждая происходящие вокруг них события дня. Как можно чаще задавайте ребенку вопрос «Что ты делаешь?» За столом обсуждайте с ребенком то, что он кушает, побуждайте отвечать на вопросы. Во время одевания просите назвать вещи, их цвет, мелкие детали. На прогулке рассматривайте все, чем заинтересовался ребенок. Побуждайте малыша отвечать вам словами, а не жестами. И как можно больше читайте ребенку книжек с яркими картинками.

    Чтение наизусть коротких стишков

    Дети в возрасте от года могут повторять слоги, договаривая за вами стишки и потешки. Например:

    Прежде чем ребенок начнет повторять , вы должны несколько раз прочитать стишок или потешку в красочной книжке. Затем вы читаете и делаете паузу в том месте, где ребенок должен договаривать. На первых порах дети договаривают, как правило, рифмованные окончания слов. Здесь кроме речи развивается еще и память ребенка, он учится читать наизусть стихи. Очень хороша для запоминания стихов маленькими детьми книга А. Барто «Игрушки». Заниматься чтением наизусть можно в любое время в течении дня. Главное вы сами должны знать много коротких стишков и потешек на все случаи жизни. Причесывая дочке волосы, можно приговаривать:

    Умываетесь с ребенком, читайте потешку:

    На все случаи жизни можно найти соответствующую потешку или короткий стишок.

    Пальчиковая гимнастика

    Так же необходимо заниматься пальчиковой гимнастикой. Кончики пальцев рук на прямую связаны с речевым центром головного мозга. Основные элементы пальчиковой гимнастики нам всем с детства знакомы: » Сорока, сорока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик». Кроме всего, хорошо развитая мелкая моторика рук поможет ребенку легко справиться с письмом в тетрадях. Лепка, раскрашивание, мозаика, пазлы, кубики, пирамидки, аппликация — все это так же поможет развитию мелкой моторики. Подробнее о развитии мелкой моторики рук изложено в статье «Почему ребенок не говорит?».

    Рассматривание картинок

    Одним из действенных приемов побуждения к активной речи — это рассматривание картинок. На картинках обязательно называйте существительное с глаголом или прилагательным. Например: девочка кушает, киса лакает, курочка клюет. Если картинки с животными, спросите у ребенка кто как говорит. Например: кошка мяучит «мяу», собака лает «гав-гав», корова мычит «му-у». Задавайте ребенку вопросы: «Что это», «Что делает», «Какого цвета». Старайтесь чтоб ребенок отвечал коротким предложением. Имейте ввиду, что новая книга может на столько увлечь внимание ребенка, что читая книгу в первые он может ни чего вам не отвечать. Не беда, продолжайте читать, повторяйте одно и тоже несколько раз, малыш освоится и все вам расскажет. И если ребенок подошел к вам и попросил вас почитать, оставьте все дела и займитесь только им. На это уйдет всего лишь пять-десять минут, а польза будет огромная.

    Поручение, которое требует от ребенка выполнения каких нибудь действий также способствует развитию и пониманию речи. Самое распространенное — это попросить малыша принести какую- нибудь игрушку. Похвалите ребенка за правильно выполненное поручение, спросите, что он принес. Для усложнения задачи попросите ребенка принести сразу несколько предметов. Например:» Принеси мне мишку и мячик». После выполнения ребенком задания обыграйте эти предметы: покидайте мячик, попрыгайте вместе с мишкой. Если ребенок справляется, можно просить принести три, четыре предмета. Это будет развивать еще и память ребенка. А еще можно искать спрятанные предметы: «Кошечка где-то спряталась, давай искать! Может быть она в коробке? Давай посмотрим за диваном. Где еще будем искать?» Если ребенок захочет он тоже может что-то спрятать. Помните, что нельзя насильно заставлять ребенка выполнять ваши поручения, это только игра.

    Речевое сопровождение действий

    Очень интересным приемом является речевое сопровождение действий. Для этого упражнения подойдут короткие стишки или речевки. Всем известна речевка «Мишка косолапый по лесу идет». А вот еще:

    Медвежата в чаще жили, головой они крутили

    Вот так, вот так, головой они крутили.

    Медвежата в лес ходили и из речки воду пили

    Вот так, вот так и из речки воду пили.

    А потом они плясали выше лапы поднимали

    Вот так, вот так выше лапы поднимали.

    Поднимают плечики, прыгают кузнечики

    Прык-скок, прык-скок, стоп!

    Сели, травушку покушали

    Выше, выше, высоко

    Прыгай на носках легко!

    Руки подняли и покачал — это деревья в лесу.

    Руки сомкнули, кисти стряхнули — ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят

    Как они сядут тоже покажем — руки сложили назад.

    Игровых приемов, развивающих речь ребенка, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазии. Не жалейте времени на своего малыша, искренне радуйтесь его успехам и ваши старания будут вознаграждены. Здесь я хочу сказать еще об одной особенности маленьких детей — они очень тонко чувствуют ваше внутреннее состояние. Если вы играете с ребенком, а сами только и думаете как досмотреть очередной сериал, малыш обязательно это почувствует. И тоже не захочет интересоваться тем, что не интересно взрослому, который для ребенка образец для подражания.

    myvunderkinder.ru

    Ютановский женский хор

    Культурная жизнь села. И не только!

    Навигация по записям

    Развитие речи ребенка

    Развитие речи ребенка 3-х лет

    Две причины подвигнули меня обратиться к данной теме разговора на сайте “Ютановский женский хор”. Во-первых, хорошо развитая речь является залогом хорошей дикции при пении. И во-вторых, у нас подрастает внук, который только начинает говорить. Мы, как добросовестные родители родителей, предлагаем ознакомиться со статьей “Развитие речи ребенка”.

    В дальнейшие годы он (ребёнок) проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно про износить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Все это необходимо для успешного обучения в школе. Но на каком уровне он это освоит – в значительной степени зависит от нас – взрослых. Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется?

    Во-первых, растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д.

    Во-вторых, речь малышей нередко бывает однообразной, они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия.

    В-третьих, слабо развита связная, монологическая речь, то есть умение логично передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

    Замечено, что в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше.

    Потому что речь у дошкольников формируется по подражанию.

    Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков иногда вызваны физиологическими причинами – неправильным строением нёба, либо некоторыми видами паралича, но чаще такие явления объясняются психологическим состоянием вашего ребенка.

    Взрослым необходимо задуматься о том, как мы говорим с дошкольником. Крайне важно наладить не только характер вашей речи, но и ее содержание.

    Следующей очень важной задачей, стоящей перед взрослыми, является задача обогащения словаря детей.

    У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. В занятиях с детьми нужно использовать речевые игры и упражнения: учить подбирать определения и эпитеты, упражнять в подборе антонимов, синонимов, упражнять в правильном склонении числительных, говорить ласковые слова, составлять фразы, предложения и многое другое, что развивает речь ребенка.

    Очень часто взрослые не знают, что развитие речи начинается с первого крика. Гуление, лепет -первые показатели речевого развития. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий, вовремя вылечивать органы слуха, не пропускать хронических насморков.

    Исследователями выделены причины, по которым формируется «группа риска»: патология беременности, затяжные, скоротечные, стимулятивные роды, асфиксия, физиологические нарушения строения речевого аппарата, нарушения развития голоса, слуха. В «группу риска» также входят – дети левши, дети, в семьях которых родители разговаривают на двух и более языках (билингвизм), дети, имеющие наследственную предрасположенность (если в доме есть заикающийся человек или плохо говорящий), дети, у которых пьющие родители, неполные семьи, а также дети, воспитывающие в домах ребенка до трех лет. Это основные причины, влияющие на речевое развитие.

    Взрослые всегда должны помнить, что ребенок – наше подобие. Все что он делает, говорит – это наши плоды.

    Занимайтесь с ним с самого его рождения регулярно, а не от случая к случаю. Не забывайте возвращаться к пройденным темам. Не забывайте хвалить ребенка, Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Почаще задавайте вопрос «почему?».

    Наберитесь терпения! Обращайтесь к специалистам. Не стесняйтесь обращаться за помощью к старшим, бабушкам и дедушкам.

    Не забывайте делиться впечатлениями с друзьями и оставлять комментарии к статьям!

    Вы можете получать свежие статьи по этой теме, если подпишитесь на обновления сайта в верхнем правом углу Главной страницы.

    kuzenkovd.ru

    Логопедическая азбука для развития речи ребенка (3-6 лет)

    Каждый родитель прекрасно знает выражение о том, что молчание – это золото, но от умения ребенка правильно и четко выражать свои мысли напрямую зависит его будущее общение с окружающими. Развитию речи ребенка необходимо уделять максимум внимания с самого первого звука, с самого первого произнесенного малышом слова. Многим произнесение первого «мама», «папа» или любого другого слова кажется началом развития речи у малыша, но это не совсем так. Этому счастливому, долгожданному моменту предшествуют многие недели, месяцы, в течение которых наши малыши учатся отличать одни звуки от других, а их губки и язычки приобретают необходимую мягкость, подвижность и гибкость. Все это необходимо для формирования правильного произношения слов, которые складываются из букв. От умения правильно произносить звуки, определяющие ту или иную букву, зависит речь нашего сокровища, её внятность, а научить его этому вы сможете с помощью веселой, увлекательной логопедической азбуки, скачать которую можно ссылке, приведенной в конце.

    Как пользоваться логопедической азбукой?

    Все упражнения из азбуки направлены на развитие и формирование умений ребенка в возрасте 3-6 лет правильно произносить отдельные звуки, а также четко выговаривать целые слова.

  • Рассматривая картинки, попросите малыша указать те, в которых встречается конкретный звук, а также определить место, где он стоит: в начале, в середине или в самом конце.
  • Игра «Эхо», когда ребенку нужно повторять за вами, отлично подойдет для стихотворений и рифмованных строк. В процессе вы можете менять интонацию, громкость голоса, а также скорость произношения слов.
  • Если упражнения для развития речи будут даваться малышу слишком легко, то всегда можно их усложнить. По картинкам вы можете задавать вопросы или попросить маленького сказочника самостоятельно придумать небольшой рассказ по иллюстрации.
  • Правильное произношения формируется у детей на протяжении достаточно длительного времени, вплоть до 5-ти лет. Мало того, у каждого ребенка это происходит индивидуально. Некоторые практически все звуки начинают произносить уже к 3-летнему возрасту, а кому-то они даются уже к 5-6 годам. Если же и по достижению этого возраста наблюдаются сложности в произношении каких-либо звуков, то рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.

    В зависимости от возраста следует уделять внимание произношению таких звуков:

    • у детей 4-5 лет звуков: б(бь), т(ть), м(мь), д(дь), н(нь), г(гь)‚ х(хь), к(кь), й, ф(фь), в(вь) и звуков ц, с(сь), з(зь);
    • дети 5-6 лет уже должны четко, правильно произносить все звуки, а также отличать на слух такие группы, как: с-ц, ж-ш, с-з, ч-щ, з-ж, ц-ч, с-ш, с(сь), щ, л-р.
    • к 7-ми годам нужно заниматься закреплением правильного произношения шипящих и свистящих звуков, а также умению дифференцировать: с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ‚ глухих и звонких: п-б, к-г, т-д, ф-в, ш-ж, с-з, твердых и мягких: т-ть, в-вь, п-пь, л-ль, р-рь, с-сь.
    • Гимнастика для детского языка

      Одну из главных ролей в формировании правильного произношения звуков и в развитии речи ребенка играет «настройка» его артикуляционного аппарата. Для этого можно использовать следующие упражнения:

    • «Кто живет в домике?». Сначала язычок высовывается, а потом прячется обратно. В начале упражнение делается медленно, а потом темп ускоряется;
    • « Часики». Язычок высовывается и им выполняются движения слева на право, словно маятник часов;
    • « Качели». Язычок высовывается, его кончик загибается и так он то поднимается вверх, то опускается вниз;
    • « Лошадка». Нужно пощелкать язычком, прижимая его к небу;
    • « Красим забор». Кончиком язычка нужно погладить зубки внутри вверх-вниз;
    • « Ездим по кругу». Язычком выполняются круговые движения по внутренней поверхности губ.
    • Всегда помните о том, что плохое, недостаточное развитие речи ребенка сказывается и на его характере (он становится замкнутым, раздражительным), и на его умственном развитии, и на способностях быстро и легко овладевать чтением и письмом.

      Скачать логопедическую азбуку для развития речи ребенка вы можете по ссылке:

      Различные материалы для развития ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

      Следите за обновлениями на сайте roditeli.club, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

      Любой родитель мечтает видеть своего малыша веселым, способным и умным. Радоваться вместе с ним его успехам достижениям, его уверенности в.

      Аннотация к книге: Великолепная книга для детей дошкольного возраста. В ней содержится необходимый набор знаний, которые ребенок должен освоить до.

      Уважаемые папы и мамы! Представляем вам книгу, благодаря которой малыш, играя, сможет пополнить свой словарный запас множеством английских слов, ведь.

      Аннотация к книге — энциклопедии для ребенка: Эта уникальная книга поможет малышу сделать первые шаги в познании замечательного мира вокруг.

      При подготовке ребенка к школе его умение читать является чуть ли не главным, основным требованием. Однако, как знает любая мама.

      На страницах нашего клуба родителей сравнительно недавно было размещено пособие, являющееся первой частью курса «Учимся читать». Оно посвящено знакомству маленького, будущего.

      Хотелось бы вам с детства научить ребенка говорить не только на русском, но и на английском языке? Стремитесь ли вы.

      Сможет ли ваше сокровище мгновенно останавливаться, а потом опять начинать двигаться? Узнать это поможет весела игра «Полетели – застыли». Для.

      Должен ли малыш еще до школы научиться читать? Стоит ли, можно ли, да и нужно ли учить ребенка чтению, если.

      Аннотация к книге / сборнику логических развивающих заданий Автор серии «Хочу учиться!» Марк Беденко широко известен своими уникальными учебными пособиями.

      roditeli.club

      Консультация для родителей «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

      Консультация для родителей (школа логопеда «Речевичок»).

      Тема: «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

      В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

      Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

      1. Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
      2. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
      3. Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
      4. Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
      5. Задает много вопросов (возраст почемучки).
      6. Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
      7. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
      8. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
      9. Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

        Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет.

        Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:

      10. Либо гипервозбудимы, либо пассивны.
      11. Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.
      12. Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).
      13. Мелкая моторика рук развита слабо.
      14. Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.
      15. Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
      16. Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный.
      17. Они не могут передать интонацию слова.
      18. Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).
      19. Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).
      20. Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.

        Я приготовила для вас рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

        Обогащение словарного запаса.

        Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».

        На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.

        Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.

        Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.

        Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.

        В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.

        Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.

        Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

        Развитие грамматического строя речи.

        Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.

        Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.

        Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.

        В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.

        Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

        Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

        Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.

        Этот пальчик – дедушка

        Этот пальчик – бабушка

        Этот пальчик – мамочка

        Этот пальчик – папочка

        Этот пальчик – я

        Вот и вся моя семья.

        Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.

        Хитрая плутовка – рыжая головка

        Пушистый хвост краса

        На голове гребешок

        Кто же это? – петушок

        Какие книги читать ребенку.

        Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.

        Правила для родителей читать ребенку каждый день!

        Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:

        «Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».

        logoportal.ru

        Смотрите так же:

        • Развитие речи ребенок 3 года Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать Речевое развитие 3-4-летних детей в пределах нормы предполагает беспроблемное понимание родителями своего малыша, при этом посторонние люди могут не разбирать его речи. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте […]
        • Программа физического воспитания детей Программа физического воспитания детей В ходе пилотажного эксперимента (1999 - 2000 гг.) были апробированы следующие средства и методы физического воспитания дошкольников с ЗПР: организация сюжетных физкультурных занятий на основе игровой мотивации с элементами данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, […]
        • Домашний уход за недоношенными детьми Уход за недоношенным ребенком Согласно российской статистике, один из каждых 10 родившихся младенцев является недоношенным, то есть рождается раньше 37 недель беременности и имеет рост менее 45 см, а вес меньше 2,5 кг. Страхи родителей о том, что малыш будет по всем показателям отставать от ровесников, ничем не обоснованы, так как такие […]
        • Возраст детей младшей группы детского сада Вторая младшая группа – возраст от 3 до 4 лет. Возрастные группы в детских садах 3-4 года – это возраст, когда малыши идут в сад, познают общество, общение с коллективом, интеллектуально, физически и творчески начинают развиваться и познавать мир. Это возраст, когда ребенок познает не только общение в семейном кругу, но и начинает […]
        • Упражнения для развития речи ребенка 3-4 лет Развитие речи у ребенка 3-4 лет: норма и задержка. Развивающие игры, детские стишки Многие дети в 3 года умеют говорить. Иногда их трудно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырёхлетний ребёнок умеет говорить довольно неплохо, хотя некоторые буквы и слова выговариваются с трудом. Однако у некоторых детей бывает […]
        • Основные особенности развития детей до года Особенности развития речи ребенка с 3 до 4 лет С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и […]
        • Сколько спит ребёнок в пять месяцев Сколько часов спит ребенок 5 месяцев Малыши приходят к нам из мира, в котором нет таких понятий как день и ночь . Поэтому нет ничего удивительного в том, что карапузы первые месяцы своей жизни плохо спят, ночью бодрствуют, а днем, наоборот, отдыхают по 3-4 часа подряд. И с первых дней жизни малыша родителей волнует один вопрос: Как […]
        • Развитие мышления у детей 4-5 лет Развитие мышления у детей 4-5 лет Дошкольный период развития ребенка - период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, […]