Диагностика связной речи детей с онр

Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)

Программа по развитию связной речи

в подготовительной группе по кварталам

Примерная карта обследования состояния

связной устной речи у детей с диагнозом

Общее недоразвитие речи

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развернутого высказывания:

  • тематическое и структурное единство;
  • адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
  • произвольность, плановость и конспективность изложения;
  • логическая завершенность;
  • грамматическая связность.
  • Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы — фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

    Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:

  • нарушения логической последовательности повествования;
  • нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
  • незавершенность микротем;
  • возвращение к ранее сказанному;
  • длительные паузы на границах фраз;
  • отчетливо выражены лексические затруднения — бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений — неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

    Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

    Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи.

    Создать свою систему обучения детей-шестилеток связной устной речи в специализированном речевом детском саду меня побудило:

    1. Отсутствие методических разработок и программ по обучению связной речи, как особо функционально-смыслового вида всей речевой системы у детей с ОНР.
    2. Отсутствие у детей логопатов содержания для речи, их небольшой жизненный опыт и общее недоразвитие речи во всех ее компонентах — фонетике, лексике, грамматике.
    3. Отсутствие социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка, которые тормозят развитие связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.
    4. Большой объем накопленного мной практического материала по развитию связной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    Моя система работы по развитию речи детей-шестилеток с общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Проводимая мною работа по развитию связной речи по этой системе помогает детям овладеть данным видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

    Программа развития связной речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

    Изучение опыта работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием сказки

    Для организации формирующего эксперимента мы изучили методическую литературу по развитию связной речи таких авторов, как Шорохова О.А. Соколов Д. Пашкевич Т.В. Но наиболее интересной для нас была работа по развитию связной речи, разработанная Гуськовой А.А.

    • Предметно-обогащенной среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы описания внешнего вида героев, условные заместители, разные виды театров);

    Мы составили перспективный план работы с экспериментальной группой:

    Обучение пересказу по опорным картинкам

    Занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводились два раза в неделю продолжительностью по 30 минут. Форма проведения занятий: подгрупповые логопедические занятия.

    В результате обучения у детей возникало положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастала познавательная активность и интерес; детские ответы становились нестандартными, раскрепощенными; у детей расширялся кругозор, многие научились пересказывать сказки. А также их ответы с каждым разом становились наиболее полными и интересными; речь стала более образной и логичной.

    Осуществить математическую обработку данных;

    Проанализировать и сравнить полученные результаты.

    Для реализации цели, дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, после проведения занятий по сказкам, были протестированы при помощи той же методики, включающей 6 заданий, предложенной Глуховым В.П. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице №4.

    Итак, по результатам исследования связной речи детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

    Со средним уровнем развития связной речи в подгруппе 3 детей (Вова П. Костя М. Милана П.);

    С недостаточным уровнем речевого развития 4 детей (Саша Е. Даниил Т. Ангелина П. Артем К.).

    Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации связной речи при использовании сказки преобладают дети со средним и недостаточным уровнями развития связной речи.

    В ходе экспериментального исследования, с целью выявления эффективности использования сказки для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы подтвердили гипотезу исследования.

    Для выявления уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы подобрали методику обследования связной речи, предложенную Глуховым В. П. которая включает в себя шесть заданий:

    Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

    На первом этапе экспериментального исследования не было детей с высоким уровнем развития связной речи, а после использования на занятиях сказки у двоих детей стал высокий уровень развития связной речи, что составляет 20%;

    Со среднем уровнем развития связной речи на первом этапе было 30% детей, после формирующего эксперимента результаты неизменились;

    С недостаточным уровнем развития связной речи на первом этапе было 50% детей,после проведения коррекционной работы стало 40%;

    На первом этапе экспериментального исследования было 30% детей с низким уровнем развития связной речи, но по результатам контрольного эксперимента остался один ребенок.

    Общее недоразвитие речи у детей

    Общее недоразвитие речи ОНР — сложные речевые расстройства, сопровождающиеся нарушением формирования смысловой стороны (грамматика, лексика) и звуковой стороны (фонетика).

    Причины недоразвития речи у ребенка

    В качестве причин появления ОНР у детей можно выделить:

    • Интоксикации (токсикоз) женщины во время беременности.
    • Заболевания ЦНС.
    • Несовместимость крови ребенка и матери по групповой принадлежности или резус-фактору.
    • Патология родового периода.
    • Черепно-мозговые травмы, полученные ребенком в первые годы жизни.

    Кроме того ОНР у малыша может быть вызвано плохими условиями обучения и воспитания, психической депривацией (неспособность удовлетворения наиболее важных жизненных потребностей). Достаточно часто ОНР возникает в результате комплексного влияния различных факторов, к примеру, таких как наследственная предрасположенность, неблагоприятная социальная среда, органическая недостаточность ЦНС.

    Характеристика детей с ОНР

    ОНР у детей имеет различную степень выраженности: от абсолютной неспособности объединять слова в целые фразы до незначительных нарушений лексико-грамматического и фонетико-фонематического плана. Рассмотрим все четыре степени ОНР:

    1 степень речевого недоразвития отличается почти полным отсутствием речи. Ребенок использует некоторые глаголы и существительные бытового характера, звукоподражательные комплексы, лепетные слова, неполные лепетные предложения со смазанной и непонятной звуковой формой. Особенность детей с общим недоразвитием речи первой степени заключается в том, что объем их пассивного словаря (запас слов, которые малыш знает и понимает) преобладает над активным (слова, которые малыш использует в своей речи). Кроме того при выражении собственных мыслей дети используют жесты и достаточно выразительную мимику, но не различают входящие в состав слова звуки. Для них характерно преобладание предложений с неправильной конструкцией.

    2 степень речевого недоразвития характеризуется прибавлением к лепетным словам и жестам неправильных, но имеющих постоянный характер слов общего употребления.

    Вместе с тем ребенок со вторым уровнем ОНР уже способен различать грамматические формы слов с ударным окончанием. Однако данный процесс еще достаточно неустойчив и недоразвитие речи имеет выраженный характер. Речь ребенка отличается бедностью, он просто перечисляет те действия и предметы, которые непосредственно им воспринимаются. Причем ребенок не обращает особого внимания на род, число и падеж употребляемых им слов. При стечении согласных он укорачивает слова, меняет местами звуки, слоги. Частицы и союзные слова малышом практически не употребляются.

    3 степень речевого недоразвития – дети используют развернутую фразовую речь, состоящую преимущественно из простых предложений. Затруднение вызывает понимание сложных грамматических форм и логических связей (временных, пространственных, причинно-следственных отношений). Особенность детей с общим недоразвитием речи 3 степени состоит в том, что их словарный запас пополняется: дети используют практически все части речи (существительные и глаголы, в меньшей степени – прилагательные и наречия). Однако они все еще допускают ошибки в употреблении падежных окончаний, использовании предлогов, ударений. При ОНР 3 уровня фонематическое и звуковое восприятие по-прежнему нарушено.

    4 степень речевого недоразвития. Дети с ОНР 4 степени испытывают специфические затруднения в повторении слов со сложным слоговым составом, допускают ошибки при словоизменении и словообразовании. Словарный запас у таких деток достаточно разнообразен, но они не всегда точно понимают значение всех слов, синонимов и антонимов, поговорок, пословиц и т. д. В самостоятельной речи ребенку с ОНР 4 степени трудно логически излагать события, он часто «застревает» на второстепенных деталях, пропускает главное и повторяет ранее сказанное.

    Логопедическое обследование детей с ОНР

    На начальном этапе диагностического обследования логопед изучает медицинскую документацию (результаты осмотра ребенка с ОНР педиатром, детским неврологом и т.д.), выясняет у родителей характерные особенности раннего речевого развития у малыша.

    При диагностике устной речи определяется степень сформированности разных компонентов языковой системы. Обследование ребенка с ОНР начинается с анализа состояния связной речи – умения составлять рассказ по картинке, пересказу, рассказу и т. д. Далее логопед изучает уровень развития грамматических процессов (согласования частей речи, правильность словоизменения и словообразования, построения предложений и пр.).

    Дальнейший ход обследования малыша с ОНР включает анализ звуковой стороны речи: моторики и строения речевого аппарата, звуконаполняемости слов и слоговой структуры, звукопроизношения, способности к фонематическому восприятию и т.д. Ребенку с ОНР важно также пройти диагностику слухоречевой памяти и прочих психических процессов.

    Результатом исследования состояния неречевых и речевых процессов у детей с ОНР является заключение логопеда, дающее оценку уровню речевого развития, а также клинической форме речевого нарушения (к примеру, ОНР 2 степени).

    zhizn-rebenka.ru

    Обследование связной речи детей онр

    Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

    Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладение речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни(от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.

    На первом (довербальном) этапе, охватывающем первое полугодие жизни, ребенок еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Ребенок реагирует не на слово, т.е. не на смысл сказанного, поскольку оно является для него лишь звуковым раздражителем. Реакция возникает на силу звука, интонацию,тембр голоса, совокупность параллельно действующих раздражителей и, как правило, завершается двигательным актом. Понятно, что успешность « прохождения » этого этапа развития речи зависит, прежде всего, от состояния сенсорных систем ребенка и, прежде всего,слуховой и зрительной.

    На втором этапе – возникновения речи – осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Этот этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми – довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточной положение, он растянут во времени и охватывает обычно около года – от второй половины первого до второй половины второго года жизни. Основное содержание второго этапа составляют два события:возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации– период лепета, или послоговой речи.

    Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научившись с большим искусством применять его для общения. Речевое общение развивается по двум основным линиям: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.

    На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Именно в общении с взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей на всех трех этапах ее становления, но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этих этапов.

    Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики -гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.

    При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

    крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев;

    гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев;

    лепет — его длительность от 16-20 до 30недель (4-7,5 месяцев);

    слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев;

    словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

    предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где?куда?», с 3 лет — «почему? когда?»

    связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

    В литературе вопросам по этапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгард – Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, В И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.

    Г.Л.Розенгард – Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до двух лет –подготовительный; от двух лет и далее – этап самостоятельного становления речи.

    Опираясь на исследования А.А.Леонтьева можно выделить следующие периоды речевого развития:

    1. Подготовительный ( с момента рождения — до 1 года);

    2. Преддошкольный ( от года до 3 лет);

    3. Дошкольный (от 3 до 7 лет);

    4. Школьный (от 7 до 17).

    Первое осмысления слова появляется в речи ребенка к концу первого года жизни. Однако, во-первых, их не достаточно – всего около 10 слов (мама, папа, деда, ням-ням и.т.п.), во-вторых,малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно сто слов,к двум годам словарь увеличивается до трехсот слов и более. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать к этому времени накопленные словарь в целях к обращения к взрослому. Появляются первые предложения характерная особенность этих предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исё мака (ещё молока), мама бобо (мама больно). Предложения включают два слова, три и четыре слова появляются позже. С этого момента начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения грамматической структурой языка. Усвоение грамматике происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем годам. К трем годам словарь ребенка возрастает до тысячи и более слов. В состав словаря входят все части речи (существительные, глаголы,прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова(предлоги,союзы, частицы) междометия.

    Владение родным языком –это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет(Это — яблоко), но и описать его,рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываются определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е.с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

    В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия наблюдательности.Чтобы хорошо и связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь – это все таки речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто « думанье вслух ». Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого необходима языковые средства. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений,это последовательность связанных с друг другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложениях. Ребенок учиться мылить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит,однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка.Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию связной речи уже должна начаться.

    sites.google.com

    Часть I. Обследование состояния связной речи детей с онр

    Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

    § обследование словарного запаса по специальной схеме;

    § исследование связной речи с помощью серии заданий;

    § наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

    § изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.);

    § использование данных бесед с родителями, воспитателями, детьми.

    Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных связных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря детей — необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

    Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250-300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П.. Бессоновой, О.Н. Усановой и др. Лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

    § семантического (в словарь-минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко — близко», «вверху — внизу», «сначала — потом» др.);

    § лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи — существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги — в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием)*;

    § тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т.д.; физические, обиходно-бытовые, профессиональные действия; слова, обозначающие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и т.д.). Выясняется знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

    Составление словаря-минимума проводится в соответствии с типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении (1995), с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т.д. Если ребенок не может вспомнить или правильно назвать нужное слово, используются приемы подсказки начального слога (звука) или «немой» артикуляции.

    Для выявления сформированности у детей некоторых общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обобщающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов.. Для определения возможностей детей в установлении соотношений между некоторыми словами-понятиями дается задание на подбор антонимов.

    При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.

    Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.), на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.

    В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

    § составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С.. Цветковой, 1985);

    § составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

    § пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

    § составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

    § сочинение рассказа на основе личного опыта;

    С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

    § окончание рассказа по заданному началу;

    § придумывание рассказа на заданную тему.

    Приведем описание заданий..

    Первое задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок примерно следующего содержания:

    1. «Мальчик поливает цветы»;

    2. «Девочка ловит бабочку»;

    3. «Мальчик ловит рыбу»;

    4. «Девочка катается на санках»;

    «Девочка везет малыша в коляске» и т.п.

    При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).

    Второе задание — составление предложения по трем картинкам (например, «девочка», «корзинка», «лес») — направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, аграмматизмы и др.); характер оказываемой ребенку помощи.

    Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР, имеющих второй или третий уровень речевого развития. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) — рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др. Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:№ п/п Вид задания Фразы, составленные ребенком Помощь, оказанная ребенку Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмеченные трудности и ошибки и др.)

    Последующие задания (3-8) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

    Третье задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.

    Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы»* и т..п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: «дупло», «поляна», «лужок» — по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

    Пятое задание — составление рассказа на основе личного опыта — имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду («На нашем участке», «Игры на детской площадке», «В нашей группе» и др.), и дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется. При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

    Для шестого задания — составления описательного рассказа — детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание; «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

    Седьмое задание — продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) — имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

    Приведем пример такого текста.

    Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке.. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его.

    Что было дальше?

    Содержание картинки: мальчик на дереве; внизу под деревом, волки; вдали виднеется деревня.

    studfiles.net

    Обследование связной речи детей дошкольного возраста

    Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

    Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.

    Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.

    В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.

    Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи констатирующего эксперимента:

    1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;

    2) подобрать диагностический материал и оборудование;

    3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.

    Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).

    При обследовании монологической речи повествовательного типа:

    Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.

    Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?

    Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).

    Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.

    При обследовании монологической речи описательного типа:

    Умеет ли ребенок определять объект речи.

    Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:

    1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;

    2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).

    С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).

    Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.

    Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).

    Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.

    Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе».

    Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).

    Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»

    Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).

    Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.

    Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.

    Актуально о образовании:

    Образовательная реформа Александра II

    Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято Положение о начальных училищах , утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школ.

    Внеклассные мероприятия по химии как фактор развития самостоятельности

    Одним из главных требований в преподавании химии являются твердые знания по основному предмету. Каждый учитель должен уметь ориентироваться в приоритетных направлениях своей деятельности, анализировать информацию и принимать правильные решения. Он должен заложить твердые разносторонние знания, фунд.

    Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева

    Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны. В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудн.

    Гистограмма №1: «Обследование связной речи детей с онр»

    На данном этапе, целью формирующего исследования является — проведение коррекционной работы по активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, используя сказку.

    Формирующий этап исследования проводился в течение трех месяцев.

    Для эффективности реализации работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мы организовали работу с учетом:

    • Минимальной регламентации поведения детей;

    • Много вариантности применения разнообразных речевых средств (пословицы, метафорические загадки, фразеологические обороты, скороговорки, частушки);

    • Наличия образцов креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию литературного текста, игра-драматизация).

    К сказкам, используемым на занятиях подбирался речевой и иллюстративный материал, с учетом возраста детей и их речевого нарушения. На начальных этапах занятия речевой материал сокращался, для того, чтобы детям было как можно легче его усвоить, однако при этом сохранялась основная структура сюжета, ход событий и присутствие главных персонажей. Постепенно речевой материал увеличивался, и к концу формирующего эксперимента использовались тексты сказок практически в полном объеме.

    Анализ результатов исследования

    На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить активизацию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, после проведения специально организованной коррекционной работы.

    Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    Провести диагностические исследования в группе после констатирующего эксперимента;

    С высоким уровнем развития речи в группе 2 ребенка (Аня С. Кирилл И.);

    С низким уровнем развития 1 ребенок (Костя Т.)

    Данные результаты исследования группы мы представили на гистограмме №2:

    Гистограмма №2: «Обследование связной речи у детей с онр» Вывод по II главе Вывод по II главе

    Составление предложения по трем;

    Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.

    Сочинение рассказа на основе личного опыта.

    По итогам занятий, мы получили следующие результаты:

    Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что целенаправленная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной при использовании сказки.

    Методическая разработка по теме:

    Методика исследования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Предварительный просмотр:

    Методика исследования связной монологической речи

    у детей старшего дошкольного возраста.

    Методика исследования развития связной речи представлена у многих современных исследователей: В.П. Глухова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичевой, Э.П. Коротковой, Ф.А. Сохиным, А.М. Быховской и Н.А. Казовой, О.С. Ушаковой, Н. В. Нищевой и др. как в общей дошкольной, так и специальной педагогике.

    Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с используются следующие методы.

    — обследование словарного запаса по специальной схеме;

    — исследование связной речи с помощью серии заданий;

    — наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

    — изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

    Мы остановимся на исследовании связной монологмческой речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова. В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

    При этом использовали наглядный материал из соответствующих пособий О.С. Гомзяк, Н.В. Нищева, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, В.В, Коноваленко, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой,

    В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:

    — составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

    — составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

    — пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

    — составление рассказа по серии сюжетных картинок;

    — сочинение рассказа на основе личного опыта,

    Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

    Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.

    Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам ( картинки-действия).

    Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

    Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.

    Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:

    Девочка сидит на стуле.

    Мальчик читает книгу.

    Мальчик ловит рыбу.

    Девочка катается на коньках (санках).

    Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?»

    Таблица 1.1 оценки уровня выполнения задания

    на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

    detjamluchshee.ru

    Смотрите так же:

    • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
    • Лечение детей по омс Лечение по полису ОМС Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам бесплатную медицинскую помощь по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Виды бесплатной помощи, оказываемой по полису ОМС: первичнаямедицинская помощь (амбулаторно-поликлиническая); скорая медицинская помощь, специализированная […]
    • Двухмесячный ребёнок много спит Почему двухмесячный ребенок плохо спит – рекомендации педиатров Многих мам волнует ситуация, когда двухмесячный ребенок не спит. На протяжении всего периода взросления новорожденный попадает под воздействие многих факторов, которые тем или иным образом сказываются на поведении и сне. Причинами тому, что двухмесячный ребенок не спит, […]
    • Образец расчета пособия по уходу за ребенком Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, примеры Как произвести расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет? Какой минимальный и максимальный порог ежемесячной выплаты? В какие сроки следует подать заявление на отпуск? И многое другое… Оформить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет может любой из родителей (мать или отец), […]
    • Лечение аритмии детей Причины и симптомы синусовой аритмии у детей, способы лечения Если у ребенка в результате профилактического обследования или же жалоб выявлено нарушение сердечной деятельности, которое проявляется в нерегулярных сердечных сокращениях, то это указывает на аритмию. Врач-кардиолог по внешним признакам и в результате первичного осмотра […]
    • Права совершеннолетних детей в семье Права несовершеннолетних детей Личные права несовершеннолетних детей В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ); право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. […]
    • Церебролизин детям при задержке речи Церебролизин для детей при задержке развития — обзор и отзывы об уколах При нарушении умственного и речевого развития ребёнка невролог может назначить Церебролизин. Препарат относится к группе ноотропных, применяется для лечения тяжёлых неврологических и психических расстройств у взрослых людей, имеет побочные эффекты, стоит дорого. […]
    • Лечение аллергии у ребенка гомеопатией отзывы Лечение аллергии гомеопатией Происходит неуклонное снижение иммунитета Постепенно в организме нарастает титр антител – аллергия неуклонно прогрессирует Могут возникнуть смертельные осложнения – анафилактический шок и отек Квинке Частое осложнение – бронхиальная астма! Страх – самая сильная эмоция человека, что бы там ни […]