РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемКсения Вавилова

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

3 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

4 СРАВНЕНИЕ Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

5 ОБОБЩЕНИЕ Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать. Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников.

6 АНАЛИЗ Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт. Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. признаков.

7 СИНТЕЗ Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.

8 КЛАССИФИКАЦИЯ Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов. Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки и т.д.

9 МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ Наглядно-действенное мышление В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает. Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

10 НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию. Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

11 СЛОВЕСНОЕ – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении. Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

12 ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка. Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

13 «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно. Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

14 «КОТ В МЕШКЕ» (ТРЕНИРУЕМ НАВЫКИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА) Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

15 «ЧТО ЭТО?» (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ) Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово. стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/; слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/; воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/; кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/; роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

www.myshared.ru

Проект развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Презентация к занятию по математике (старшая группа) по теме:

Проект Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам логико-математических игр

Задачи. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Способствовать развитию познавательной активности детей. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

Актальность. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать. делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладени е логическими формами мышления в дошкольном возрасте, способствует развитию умтвенных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

ПРОЕКТ на тему:«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр»

Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр;Способствовать развитию познавательной активности детей.

развивать творческие и интеллектуальные способности детей;развивать воображение детей;развивать логическое мышление детей;повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений; развивать умственные способности детей через логико-математические игры.

Актуальность темы проекта

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка;В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание;

Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова;Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Суждение:- Истинное и ложное;- Общее, частичное и единичное;- Утвердительное и отрицательное.Понятие:- Житейское;- Научное.Умозаключение:- Индуктивное;- Дедуктивное;- Умозаключение по аналогии.

Средства развивающие логическое мышление

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.Загадки. Задачи – шутки.Игры-головоломки.Игры с счетными палочками.Разгадывание ребусов.

В группе создана предметно — развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

Дидактическая игра «Время»

Цель: Учить детей определять время по механическим и электронным часам, так же ориентироваться во времени суток. Развивать логическое мышление, усидчивость и внимательность.

Дидактическая игра «Цвет и форма»

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти, воображения.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Цель: Развитие речи, логики,внимания и сообразительности.

Лото «Мои любимые сказки»

Цель: Развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, комбинаторных и логических способностей, учит находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки.

Работа с родителями

Знакомство родителей с содержанием работы по программе.Разработка консультаций для родителей по данной теме.Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. посредством дидактических игр

это материал из моего опыта работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр — головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр.

Обобщение опыта Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Обощенный опыт работы.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом

Развитие логического мышления имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры и упражнения

Конкурсные материалы. Авторские и методические разработки. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий.

Статья Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений.

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики»

Любовь Геннадиевна Шведова

Проект «Развитие логического мышления средствами математики»

«Развитие логического мышления средствами математики »

Актуальность проблемы развития логического мышления. на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Проблема. в современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности .

Цель проекта. развитие логического мышления. как основы интеллектуального развития дошкольников .

развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

— формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления ;

развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

развивать коммуникативные способности детей.

Гипотеза. Если выстроить комплексную систему сопровождения развития логических приемов умственных действий ребенка, то это позволит повысить качество математического развития дошкольников .

I этап – подготовительный

Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет ресурсов, подбор литературы, анализ ситуации, проведение входной диагностики, корректировка календарно-тематического планирования.

II этап – внедренческий

Создание полноценной развивающей среды. организация работы кружка по интересам детей «Юный математик ». клуба по интересам родителей «Как воспитать интеллектуала»

На данном этапе выстраивается система работы по развитию логико- математических представлений старших дошкольников, предусматривающая плодотворное взаимодействие педагога, родителей, специалистов ДОУ. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на формирование и развитие логических приемов мышления и математических способностей .

III этап – итоговый

Анализ мониторинга математического развития

Показ занятия для родителей и педагогов ДОУ «В компьютерной стране»

Разработка рекомендаций для родителей «Как воспитать интеллектуала»

Анализ мониторинга математического развития показал. что использование системы работы по развитию логико- математических представлений и методики развивающего обучения позволило повысить математическую компетентность старших дошкольников. При этом улучшилось восприятие ими окружающего мира и видения в нем пропорциональности, упорядоченности и гармоничности.

Систематизация работы по развитию логического мышления позволила активизировать мышление. память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.

Активизация интереса родителей к использованию логических игр и упражнений способствовала формированию активной родительской позиции.

— обобщение опыта работы среди коллег ;

— разработка методических рекомендаций для педагогов «Повышение качества и эффективности развития логико- математических представлений старших дошкольников;

— внедрение информационных технологий(компьютерных игр)

1. Комплексная программа «Детство» В. И. Логинова ;

3. «Развитие логического мышления детей » Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов;

4. «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет » В. Г. Гоголева;

5. «Логика и математика для дошкольников » Е. А. Носова,Р. Л. Непомнящая;

6. «Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра;

7. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова;

8. «Я начинаю учиться (логическое мышление ) Л. Вагурина, А. Кряжева;

9. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7лет» А. З. Зак.

10. http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

11. http://ipk.admin.tstu.ru Тамбовский институт повышения квалификации работников образования.

12. http:// www.fbr.ru Банк рефератов

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова. — презентация

Презентация по предмету Дошкольные (подготовительная группа) на тему: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова. . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова С.В. МДОУ д/с КВ 9 «Солнышко» г. Южноуральск 2014

2 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский

3 Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

4 Работая в детском саду, я наблюдала следующее: у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

5 Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико — математические игры и упражнения.

6 цель моей работы развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.

7 задача развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей, направленные на умственное развитие в целом.

8 Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа: создана соответствующая развивающая среда

9 разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста, составлена картотека логико- математических игр; оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

10 условия работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

11 Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

12 Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции.

13 Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п.

14 Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали: более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».

16 В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации.

17 В дальнейшем согласились и приняли участие в приобретении дидактических пособий (игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша на каждого ребенка).

18 В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Геоконт» автор Воскобович В.В. «Игры Никитина».

19 Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

vylechitrebenka.ru

Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЭдуард Внуков

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила учитель – дефектолог МКДОУ 85 Илюшина Е.В. Миасс 2014 г.

3 Мышление относят к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук – от философии и логики до психологии и медицины. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами) наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений )

4 Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно- образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Наглядно – образное мышление формируется на базе наглядно – действенного мышления, появляется у ребенка к 3- 3,5 годам и является ведущим до 6-7 лет, на него-то и нужно опираться, подготавливая ребенка к школе.

5 Методика 1. «Составление целого из частей». Цель: выявить уровень сформированности наглядно-образных представлений, целенаправленность проб при складывании (первая часть задания), способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (вторая часть задания).

6 Методика 2 «Нахождение недостающих деталей». Цель: выявить уровень наглядно – образного мышления, целостного восприятия образов.

7 Методика 3. «Определение времени года по картинкам». Цель: выявить способность на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости.

8 Методика 4. «Серия сюжетных картинок «Гусеница и яблоко». Цель: выявить способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

10 До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно- образных задач. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, основной формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

11 Дидактические игры побуждают ребенка действовать, обследовать, экспериментировать, делать простейшие выводы и обосновывать их, в игре происходит формирование всех психических процессов, в том числе и наглядно — образного мышления, приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые ребенку, способствующие развитию его личности.

12 Д идактические игры были сгруппированы следующим образом: 1. Игры на замещение предметов – они формируют у детей умение выполнять действия замещения, умение подбирать к заместителям соответствующие им предметы. 2. Игры на анализ строения предметов и на выделение пространственных отношений — направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях. 3. Игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий.

13 Игры с палочками. Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды игр с палочками или со спичками (вы­ложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки). Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и мно­гие другие, развивают не только наглядно- образное, но и простран­ственное мышление.

14 Игра «На что это похоже?» Ребенка просят придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.

15 «Созвездия» Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным. В качестве схематических изображений используются созвездия, а художественных рисунки животных и мифологических героев. Задача ребенка найти и указать, что чему соответствует.

16 «Сложи картинку». Цель: Учить детей создавать наглядный образ плоскостного изображения путем зрительного соотнесения и методом проб.

17 «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

20 «Что сначала, что потом?» Цель: Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством.

21 В результате, процент детей со средним и ниже среднего уровнями значительно повысился, с низким уровнем развития наглядно-образного мышления понизился, эти результаты можно проследить по сравнительным диаграммам: констатирующего и контрольного эксперимента.

www.myshared.ru

Презентация на тему Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Описание презентации по отдельным слайдам:

“Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста” Воспитателя МДОУ№48 “Пчелка” пос. Старомихайловка Донецкой области Коваленко Елены Васильевны Презентация на тему :

Цель – развитие познавательных и логических способностей. Задачи: Формировать способность детей к анализу и синтезу. Развивать образное логическое мышление, произвольное внимание. Развивать у детей: речь(умение рассуждать, доказывать),познавательные интересы, творческое воображение. Воспитывать: коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Актуальность Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление и дидактическая игра Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Мыслительные операции Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности. Анализ Синтез Сравнение Обобщение Абстрагирование Конкретизация Классификация

Выделяют три вида мышления Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Средства развивающие логическое мышление Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. «Неправильные» сказки.

Развивающая среда В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

Игры с счетными палочками Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.

Конструкторы, пазлы Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.

Лото «Мои любимые сказки» Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

Дидактическая игра «Где чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.

Дидактическая игра «веселая логика» Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

развивающая игра «логика и счет» Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Игра-головоломка «танграм» Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Результаты работы с детьми по формированию логического мышления Начало учебного года Конец учебного года Средний Норма Высокий Средний Норма

Работа с родителями Знакомство родителей с содержанием работы по программе. Разработка консультаций для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). Рекомендации для родителей по использованию литературы.

заключение Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Номер материала: ДБ-031636

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Презентация «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр».

Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логико-математические игры.

1. Создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;

3. Развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

4. Воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Просмотр содержимого документа

«Презентация «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр».»

мышления у детей

с использованием математических игр

Данько Елена Юрьевна, Воспитатель

1 квалификационной категории

«Готовность к школьному обучению

со стороны интеллектуального

заключается не столько

в количественном запасе

сколько в уровне развития

т.е. — в качественных особенностях

2. Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий для получения необходимой

• показ способа действия;

методы и приемы

Игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей — это танграм, « Головоломка Пифагора» «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «листик»,»Сфинкс»

Головоломки «Танграм», «Лётчик», «Колумбово яйцо»

« Сфинкс», «листик» , «головоломка Пифагора», «Монгольская игра»

История появления названия игры

Колумбово яйцо — крылатое выражение, обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения.

Когда-то известный мореплаватель Колумб задал загадку одному вельможе, считавшему, что открыть Америку не стоило никакого труда.

Он предложил ему вертикально поставить на стол яйцо. Тот долго пробовал, но ничего не вышло. Тогда Колумб ударил концом яйца по столу. Скорлупа смялась, и яйцо осталось стоять вертикально. Так появилось выражение «Колумбово яйцо«, что означает простое решение сложной задачи.

Название «Колумбово яйцо» очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым. Эта загадочная и увлекательная игра относится к классу геометрических конструкторов (танграмов). Игра с геометрическими конструкторами способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей .

ИГРА “КОЛУМБОВО ЯЙЦО” — это овал из 10 частей: среди них 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которой округлой формы, 4 фигуры( большие и маленькие),имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. треугольники с одной округлой стороной и трапеции с одной округлой стороной, что позволяет составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение.

Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.

  • учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления;
  • развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность;
  • формировать привычку к умственному труду;
  • воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
  • Этапы освоения игры.

    На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

    Второй уровень сложности

    Третий уровень сложности

    Четвертый уровень сложности

    Фигуры-силуэты, придуманные ребятами, зарисовываются ими в альбом, рассматриваются и оцениваются коллективно. Наиболее выразительные фигуры получают поощрительный значок: флажок, звездочку, которая наклеивается рядом с фигурой-силуэтом.

    Играйте с головоломками, и Вы интересно и с пользой проведете время с Вашими детьми.

    kopilkaurokov.ru

    Смотрите так же:

    • Ребенок перестал спать по ночам 5 месяцев Ребенок 4 месяца часто просыпается Почему ребенок часто просыпается ночью? Многих молодых мам беспокоит вопрос, почему ребенок часто просыпается и значит ли это, что у малыша есть нарушения сна. Эта проблема наиболее распространена у грудных детей. Что делать, если ребенок часто просыпается и является ли это поводом для […]
    • Симптомы ветрянки у ребенка 4 лет Всё, что будет не лишним знать о симптомах ветрянки у детей Многим родителям знакома ситуация, когда их ребенок покрывается сыпью по всему телу. Как правило, чадо в таком случае мажут зелёнкой, вследствие чего его внешность приобретает весьма необычный вид, и запирают дома. Речь, конечно же, идет об одной из самых популярных детских […]
    • Детская практическая психология марцинковской / 2 социализация, личность / Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология основана издательством «Гардарики» под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям УДК […]
    • Ребенок 6 месяца развитие нормы Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям. Что уметь делать ребёнок в 3 месяца? Важная и […]
    • Особенности детей младшего школьного возраста презентация Возрастные особенности детей школьного возраста 1. Возрастные особенности детей школьного возраста психолог высшей категории, тренер-супервизор технологий «Активная поддержка родителей» и «Интенсивная семейная терапия на дому». 2. Понятие возраста. Психологический возраст. 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью […]
    • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
    • Ребенок не спит от кортексина Кортексин - лекарство для головного(!) мозга. Представляем Вам мнения людей о применении: Мой сын инвалид. Кортексин ему действительно помогает, мы его уже колим 7лет , четыре раза в год.Хороший препарат. Моей дочери 5 лет, мы с 2ух лет колим кортексин. Иногда 2 раза в год, иногда 1, но реально видим результат. До 2 лет после 3ёх […]
    • Пленум о спорах связанных с воспитанием детей Постановление Пленума Верховного суда по спорам связанным с воспитанием детей. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 мая 1998 г. N 10О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6 Семейный кодекс Российской […]