Головной мозг. У детей, особенно раннего периода жизни, вес головного мозга может колебаться в довольно широких индивидуальных пределах. У новорожденных вес его относительно очень велик и в среднем равен 1/8—1/9 веса тела, у ребенка конца 1-го года жизни — около 1/11—1/12. в возрасте 5 лет — около 1/13—1/14 и у взрослого — всего лишь около 1/40 веса тела. Таким образом, в весовом отношении головной мозг является уже в момент рождения одним из наиболее развитых по своим размерам органов; однако это не говорит о его функциональных возможностях.

Мозговая ткань у новорожденных очень богата водой, борозды выражены слабо, а некоторые из них пока еще отсутствуют. На разрезе серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого. Кора, пирамидные пути и стриарное тело морфологически недоразвиты; корковый слой и относительно и абсолютно несколько толще у детей наиболее раннего возраста. Мозжечок у новорожденного ребенка развит относительно слабо, расположен выше, имеет более продолговатую форму и неглубокие борозды. Продолговатый мозг расположен более горизонтально.

Во внеутробной жизни продолжается количественная и особенно качественная дифференцировка специфической нервной ткани, ганглиозных клеток и нервных волокон. Миелинизация нервных путей головного мозга к моменту рождения ребенка далеко еще не закончена. Из проводящих путей сперва развиваются центростремительные, а затем уже центробежные. Ганглиозные клетки у новорожденных носят еще эмбриональный характер.

Приблизительно к 5 годам мозг ребенка начинает по внешности походить на мозг взрослого, хотя макро- и микроскопическое строение его и к этому времени еще не может считаться совершенно законченным. По химическому составу мозг детей раннего возраста значительно отличается от мозга более старших детей и взрослых как в отношении нейроглобулина, так и в отношении нейростромина.

Хотя во внеутробной жизни и происходят, как мы уже указали, количественные и качественные морфологические изменения головного мозга, но наиболее существенным и своеобразным является его функциональное совершенствование.

Спинной мозг в эмбриональный период начинает развиваться раньше и к моменту рождения ребенка оказывается более законченным по своему строению. Он относительно длиннее, чем у взрослого; у молодых плодов доходит до крестцового канала, у новорожденных — до нижнего края II поясничного позвонка, а в более позднем возрасте — лишь до I поясничного позвонка.

Во внеутробной жизни рост спинного мозга протекает также достаточно энергично.

К 6 годам вес головного мозга ребенка почти приближается уже к весу его у взрослого человека, тогда как спинной мозг продолжает расти относительно более энергично и достигает окончательного веса приблизительно к 20 годам. Спинной мозг ребенка в течение всего периода роста увеличивается в весе приблизительно в 8 раз.

Гистологическое строение спинного мозга у детей различных возрастов изучено сравнительно мало; оно, по-видимому, не имеет столь существенных возрастных различий, как это установлено в отношении строения головного мозга. Можно лишь отметить увеличение с возрастом ребенка количества моторных клеток в передних рогах, почти полное отсутствие при рождении пигмента в нервных клетках спинного мозга, относительно лучшее развитие белого вещества мозга по сравнению с серым и еще не законченную миелинизацию нервных путей.

Более законченное к моменту рождения морфологическое строение спинного мозга вполне объясняет и относительно большее функциональное совершенство спинного мозга по сравнению с головным у детей периода новорожденности.

Спинномозговая жидкость у новорожденного имеется в сравнительно небольшом количестве и обычно находится под слабым давлением. Жидкость очень часто бывает окрашена в желтоватый или желтовато-зеленый цвет, зависящий от присутствия красящего вещества желчи. Эта физиологическая ксантохромия зависит от интенсивности билирубинемии. Поступление красящего вещества желчи в спинномозговую жидкость, надо думать, зависит от повышенной проницаемости гемато-энцефалического барьера; этим же, по всей вероятности, объясняется и частая у новорожденных положительная реакция Панди. В этом же возрасте можно отметить повышенное содержание в спинномозговой жидкости белка, клеточных элементов и часто несколько пониженное количество сахара (у новорожденных — 30—70 мг%. у более старших детей — 55— 70 мг%).

Периферические нервы. Из возрастных морфологических особенностей периферических нервов надо отметить сравнительно позднюю миелинизацию их. В то время как миелинизация черепных нервов происходит в основном в течение первых 3—4 месяцев жизни и заканчивается не позже 15 месяцев, миелинизация спинномозговых периферических нервов продолжается еще до 3-летнего, а иногда и до 5-летнего возраста.

Возрастные гистологические особенности периферических нервов у детей наиболее раннего возраста не могут считаться окончательно изученными. Так, до сих пор нет вполне определенных данных о числе аксонов, входящих в состав отдельных нервов, об особенностях гистологического строения окончаний периферических нервов в коже, слизистых оболочках и в различных органах и др.

Некоторая незаконченность развития мозговой коры, пирамидных путей и стриарного тела обусловливает рефлекторно-стерео-типный и атетозоподобный характер движений у новорожденных. В этот период жизни движения регулируются спинальным сегментарным аппаратом и межуточным мозгом, имеющим более законченное строение. Первый период жизни проходит под знаком превалирующего воздействия таламо-паллидарной системы.

Созревание стриарного тела делает возможным появление координации и примитивных сочетательных движений — сидения, вставания, хождения и т. д. С морфологической и функциональной дифференцировкой мозговой коры движения приобретают большую законченность и определенную целеустремленность и целесообразность. Этими же гистологическими особенностями центральной нервной системы объясняется и повышение у детей наиболее раннего возраста рефлексов, центры которых находятся в спинном мозге.

Вопрос о состоянии вегетативной нервной системы у детей различных возрастов до настоящего времени остается очень мало разработанным. Несомненно, она функционирует у новорожденного ребенка с момента рождения. Морфологические особенности ее у детей изучены недостаточно. Клинические данные различных авторов о соотношении между симпатическим и парасимпатическим ее отделами отличаются значительными противоречиями; по наблюдениям одних дети до наступления пубертатного периода являются скорее симпатикотониками; по мнению других, они, особенно в раннем и дошкольном возрастах, должны быть отнесены к ваготоникам. Не подлежит никакому сомнению, что в зависимости от различных моментов одни и те же дети могут обнаруживать признаки то симпатикотонии, то ваготонии.

Можно также думать, что на функции одних органов больше сказывается влияние парасимпатической, а на функции других органов — симпатической нервной системы. Нельзя не подчеркнуть, что при изучении вегетативной нервной системы допускалось много методологических ошибок; функции ее изучались без учета влияния центральной нервной системы, в большинстве случаев признавалась ее функциональная независимость, полная автономность, что, конечно, надо считать неправильным. Необходимы дальнейшие работы по изучению особенностей вегетативной нервной системы у детей, с учетом влияния на нее коры и подкорковых образований головного мозга.

Хотя, как было уже сказано, кора головного мозга новорожденного ребенка макроскопически и микроскопически не закончена в своем строении, а корковые центры не могут считаться окончательно сформированными, но на ребенка даже первых дней жизни нельзя смотреть как на существо полностью субкортикальное.

Для детей раннего возраста характерна пониженная возбудимость и легкая утомляемость коры головного мозга; при действии безусловных раздражителей у них происходит широкая генерализация нервных процессов.

Из безусловных рефлексов наиболее выраженным к моменту рождения надо считать пищевой, выявляющийся в виде сосательных движений; в этом же возрасте достаточно отчетливо выражены оборонительный, или защитный, и ориентировочный безусловные рефлексы; первый проявляется, например, миганием век, второй — движением глаз к источнику света.

У новорожденного, можно считать, имеется всего лишь одна главная доминанта — пищевая, проявляющаяся исканием материнской груди и сосанием и тормозящая в этот момент общие реакции (плач, движение, крик и т. д.). Другая доминанта, возникающая при быстрых переменах положения и также тормозящая эти общие реакции, выражена гораздо слабее.

С возрастом у детей происходит возрастание силы и концентрации нервных процессов, что сказывается сужением рефлексогенных зон, уменьшением явлений генерализации и уменьшением скрытого периода реакции. Возникновение и упрочение первых условных рефлексов с различных экстерорецепторов происходит в различные сроки с определенной последовательностью. Наиболее рано у детей вырабатываются вестибулярные и слуховые условные рефлексы, несколько позднее — зрительные, кожно-тактильные и проприоцептивные; вкусовые и обонятельные условные рефлексы возникают, по-видимому, в промежутках между возникновением рефлексов в пределах слухового и зрительного анализаторов. В конце первого — начале второго месяцев жизни у детей вырабатываются устойчивые условные рефлексы в пределах почти всех внешних анализаторов. Позднее других — в середине или в конце 2-го месяца жизни — формируется и упрочивается зрительный условный рефлекс (Неманова, Фигурин, Касаткин и др.). Некоторые более новые работы дают основание думать, что кора головного мозга даже у новорожденных детей оказывает регулирующее влияние на некоторые элементарные формы нервного процесса и взаимодействия их с окружающей внешней средой; можно допускать наличие даже у новорожденных детей начальных, еще неясных проявлений активного, внутреннего коркового торможения (Бронштейн и Петрова). Изучение кожно-гальванических рефлекторных реакций дает право допускать относительную зрелость корковой интеграции вегетативных и анимальных реакций у доношенных детей даже периода новорожденности (Штейнгарт). С возрастом ребенка довольно быстро усложняются и дифференцируются взаимодействие между корой и подкорковыми образованиями, а также взаимоотношения организма ребенка с окружающей его средой. Все это указывает на быстрое функциональное созревание у детей коры головного мозга.

Возникающие у детей первых недель жизни условнорефлекторные связи не просто надстраиваются над врожденными, но сильно их изменяют (И. П. Павлов), что, несомненно, сказывается на различных сторонах функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности зависит от влияний факторов внешней среды; в предыдущей главе было уже указано, как постепенно усложняются и разнообразятся реакции детей на различные воздействия окружающей их среды; возникновение у ребенка различных движений, различных эмоциональных проявлений и т. д. — результат постепенно возрастающей анализаторно-синтетической деятельности коры головного мозга, постепенно дифференцирующейся в зависимости от воздействий окружающей среды, условий ухода, питания, воспитания и т. д.

Очень рано, уже на втором месяце жизни, ребенок начинает произносить какие-то неопределенные звуки, постепенно формирующиеся в так называемое «гуление»; в возрасте 6 месяцев появляются первые попытки произносить слоги — «ба», «ма», «па» и т. д., в ближайшие месяцы, как указывалось выше, ребенок начинает повторять слоги — «ба-ба-ба». «ма-ма-ма». и т. д., а в возрасте 10 месяцев произносит первые слова — «мама», «папа», «баба», связывая их с определенным лицом, а отдельными, но одними и теми же, слогами начинает реагировать на определенные предметы. Неопределенные речевые шумы переходят в фонемы, фонемы — в слоги, а слоги — в слова (Н. И. Красногорский).

Так начинает развиваться и постепенно дифференцируется специфическая для человека функция мозга — речь, формируется вторая сигнальная система на основе и в тесном взаимодействии с первой системой сигналов (И. П. Павлов).

В следующие годы жизни ребенок начинает произносить короткие фразы, у него возрастает запас слов, составляющих материальную основу детского мышления, развивается способность обобщений и отвлечений.

Физиологический процесс становления речи у детей нельзя считать окончательно изученным; верные указания к пониманию этого процесса дает философский труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», доказавший единство развития речи и мышления, вопрос о переходе «от ощущения к мысли».

Н. И. Красногорский указывает: «Физиологический путь этого перехода: внешнее или внутреннее раздражение — образование на него условного рефлекса — опосредование этого условного рефлекса словом (образование речедвигательного рефлекса) — образование речевых цепей и их протоков, мышление. Законченный последовательный комплекс из речевых цепей — мысль».

Нашими знаниями в области высшей нервной деятельности детей мы обязаны почти исключительно исследованиям отечественных авторов (Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Касаткин и др.).

У каждого ребенка, как и у каждого взрослого человека, имеются свои индивидуальные морфологические и физиологические особенности, которые обусловливают и некоторые индивидуальные особенности течения у них болезней.

Давно уже многими клиницистами делались и делаются попытки выделить у здоровых, нормальных детей определенные типы строения тела и конституции (см. гл. пятую, XIV). Эти попытки не дали достаточно удовлетворительных результатов, так как авторы, предлагавшие их, подходили к данному вопросу несколько односторонне, или оценивая только внешние особенности строения тела, или основываясь лишь на одних биохимических или других показателях. В предложенных обоснованиях классификаций явно недооценивалась роль центральной нервной системы и, в частности, функциональные особенности коры головного мозга. Уже Гиппократ выделил у людей несколько темпераментов — сангвинический, холерический, флегматичный и меланхолический. И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы: живой, безудержный, спокойный и слабый; в основу своего деления он положил три основных функциональных свойства нервной системы: силу возбудительного и тормозного процессов, уравновешенность нервных процессов и подвижность возбуждения и торможения. И. П. Павлов подчеркивал близость выделенных им типов высшей нервной деятельности с гиппократовскими темпераментами.

Выделение у детей типических вариантов высшей нервной деятельности представляет большой интерес и будет иметь определенное значение для понимания сущности индивидуальных особенностей здорового ребенка и особенностей течения у него болезней.

Н. И. Красногорский предложил выделять у детей четыре типа, исходя из особенностей соотношения функций коры головного мозга и подкорковых центров. Он выделяет — центральный уравновешенный тип, подкорковый тип, корковый тип и энергический, или г и по динамический, тип. Свою классификацию предложил и А. Г. Иванов-Смоленский.

На предложенные классификации типов надо смотреть лишь как на попытку подойти к решению этого важного вопроса. Признать их вполне удовлетворительными нельзя.

Изучая здорового или больного ребенка, врач должен попытаться на основании данных анамнеза, данных подробного всестороннего объективного исследования ребенка, в частности исследования нервной системы, и, наконец, длительного наблюдения за ребенком дать оценку его характерологическим особенностям.

Эта оценка не должна быть односторонней; надо признать совершенно недопустимым выделение типов нервной системы на основании однократного или даже кратковременного наблюдения за ребенком; такое «типирование» здоровых и больных детей поведет лишь к еще более грубому повторению ошибок, в свое время допущенных так называемыми педологами.

medical-enc.ru

Нервная система у детей

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел — головной мозг является органом сознания, мышления.

Она состоит из центральной и периферической. Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы.

Мозговая кора – материальная основа психики. В ЦНС в течение жизни происходит установление новых нервных связей, процесс образования условных рефлексов. Деятельность человека во многом зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы. Развитие речи и трудовой деятельности человека связано с усложнением и совершенствованием ЦНС, в первую очередь – коры БП.

Нервная ткань обладает свойствами возбуждения и торможения. Они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды вызывают возникновение в ЦНС новых связей на основе уже имеющихся, торможение других условных связей, которые при новой ситуации не полезны. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание и использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения не сводится лишь к взаимодействию этих процессов. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление).

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей представляет большой интерес, поскольку НС интегрирует работу всех органов и систем организма, служит материальной основой психической деятельности. К моменту рождения у ребёнка нервная система обладаем огромным потенциалом развития.

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность коры больших полушарий у детей в первые месяцы жизни сравнительно гладкая. Главные борозды, лишь намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформированы. Извилины слабо выражены. Нервные клети (нейроны) в больших полушариях новорождённого не дифференцированы, имеют веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, клетки имеют аксоны, а дендриты только начинают оформляться.

В созревании коры выделяют два процесса. Первый — рост коры за счет увеличения расстояния между нейронами и их миграции к месту конечной локализации от места «рождения», то есть за счет образования волокнистого компо­нента — дендритов и аксонов. Второй — дифференцировка нервных элементов, созревание разных типов нейронов.

Выработка нейронов происходит в эмбриональном периоде и практически завершается к концу второго триместра бере­менности: сформированные нейроны передвигаются к месту своей постоянной локализации. После занятия нейронами соответствующего места начинается дифференциация по функциям, которые они будут выполнять.

Скорость роста коры определяется развитием отростков нейронов и синаптических контактов с другими клетками. Она во всех областях мозга наиболее высока в первые два года жизни ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных, к 7 годам — в ассоциативных отделах. Максимальные темпы диффреренцировки роста клеток коры голов­ного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетних — мало отличаются от клеток взрослого человека.

В более взрослом возрасте усложнение строения нервных клеток с их отростками протекает медленно но не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Он продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Степень развития и дифференцировки нейронов, образования синаптических связей играет определенную роль в последующем проявле­нии способностей индивидуума.

Для выживания нейронов при формировании синапсов важную роль играет их стимуляция. У нейронов, которые подвергаются активной стимуляции, появляются новые синапсы, и они вступают во все более сложные системы коммуникаций в коре головного мозга. Нейроны, лишенные активной стимуляции, погибают. Созревание любой области мозга сопровождается гибелью большого числа нейронов (апоптоз), которые не ока­зались задействованными. Переизбыток синапсов связан с тем, что многие из них выполняют сходные функции, и это гарантирует приобретение необходимых для выживания навыков. Сокращение синапсов переводит «лишние» нейроны в «резерв», который может быть использован на более поздних этапах развития. К семи годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высо­кая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается как основа для усвоения опыта. Избыточность синапсов создает основу для формирования любых видов связей, которые имели место в видо­вом опыте. Однако сохранятся только необходимые для развития в конкретных условиях.

Большая часть нервных волокон у новорожденных не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего большие полушария, мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) однако медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определённой стимуляцией и являются их внешним выражением.

В течение 2-го года жизни у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста до 6 лет включительно у детей наблюдается дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит слабо, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических — только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов, в том числе, вегетативной нервной системы становится более ярко выражена.

studfiles.net

1.2 Особенности темперамента у детей дошкольного возраста

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В.С. Мерлина , он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни. Первые признаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений.[ 2 ]

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.[ 15 ]

Уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула.[11]

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания — к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.[6]

Изменчивость темперамента в дошкольном возрасте разнообразна по своим формам и имеет специфические для данного возраста черты. В процессе изучения детей дошкольного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение темперамента в целом.

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различными влияниями.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей дошкольного возраста в процессе становления. [ 2 ]

Характеристика детей дошкольного возраста по типу темперамента

В группе детского сада есть , как правило, дети разного темперамента – холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Что характерно для каждого типа темперамента детей?

Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома. Они быстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.

Общительность детей – сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Благодаря тому, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль, но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной : ребенок за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка – сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

В отношении ребенка – сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким» нарушениям порядка ( не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушают привычки, для закрепления которых требуются время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом по сравнению с детьми других типов.

Сангвиники быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера. [ 2 ]

Ребенок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. [ 2 ]У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.[4]

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно — печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.[4]

Выводы по 1 главе

Темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится

Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.

studfiles.net

Нервная система у детей дошкольного возраста

Актуальность темы. Нервная система регулирует жизнедеятельность организма, обеспечивает координированную деятельность органов и систем. Кроме того, мозг является местом формирования эмоций, чувств, интеллекта знаниями ния возрастных особенностей нервной системы необходимо для адекватной оценки общего состояния ребенка и его нервно-психического развития. Своевременное обеспечение условий для формирования умственного развития заведение ае основу для гармоничного развития личности. Надалдалі.

Цель занятия. Изучить закономерности развития нервной системы у детей (центральной, периферической), научиться оценивать нервно-психическое развитие детей разных возрастных периодов, распознавать семиотику поражений нервной системи.

результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1 анатомофизиологических особенностей нервной системы у детей в зависимости от возраста

2. Факторы, влияющие на становление нервной системы и психическое развитие ребенка

3. Методы исследования нервной системы детей разного возраста

4. Основные показатели нервно-психического развития детей в возрастном аспекте

5. Семиотика нарушений нервно-психического развития ребенка

результате изучения темы студент должен уметь:

1. Собрать анамнез, выяснить жалобы, характерные для поражения нервной системы, оценить полученные данные

2. Исследовать безусловные и приобретенные условные рефлексы

3. Исследовать нервную систему у детей разного возраста

4. Оценить нервно-психическое развитие детей разного возраста

6. Оценить результаты лабораторно-инструментальных исследований

Мазурин. АВ,. Воронцов. ИМ. Пропедевтика детских болезней -. СПб:»Издательство. Фолиант», 2001 -. С 136-223

Медицина детства /. Под ред. ПС. Мощич:. В 4 т -. М. Здоровье, 1994. Т 2 -. С 201-213

Чеботарева. ВД,. Майданник. ВГ. Пропедевтическая педиатрия -. К:. Б в, 1999 -. С 91 — 106,130-136, 405-421

Детские болезни /. Под ред. ЛА. Исаевой -. М:. Медицина, 1994 -. С3-21

Капитан. ТВ. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми -. К -. Винница, 2002 -. С 102-134

1. Анатомически-физиологические особенности нервной системы у детей раннего возраста

— транзиторные рудиментарные рефлексы;

3. Оценка нервно-психического развития детей

Анатомически-физиологические особенности нервной системы у детей раннего возраста

— пирамидные клетки не имеют присущей им формы, в них отсутствует пигмент;

— недоразвитость дендритов в нервных клетках;

— центры коры не сформированы, кора приобретает цитоархитектоника, присущей взрослым, к 1-2-летнего возраста;

— у новорожденных полушария развиты слабо; сформированы лишь основные борозды, которые имеют малую высоту и глубину, при рождении височная доля развита лучше;

— мозговая ткань очень богата воду, легко развиваются отеки;

— серое вещество плохо дифференцировано от белой

— более зрелый, чем главный, с возрастом увеличивается только количество нервных клеток;

— полностью заполняет спинной канал до 5-го месяца внутренне утробного развития

— мало миелинизированных волокон (первыми миелинизуються афферентные волокна, затем эфферентные);

— внутричерепные нервы миелинизуються до 3-месячного возраста;

— большинство периферических нервов миелинизуються в возрасте до 3 лет, канатики белого вещества — до 4-7 лет

— зрительный — до 2-3 месячного возраста наблюдается физиологическая светобоязнь, физиологический нистагм, физиологическая дальнозоркость, большая широта аккомодации с 6 месячного возраста ребенок различает цвета;

— слуховой — восприятие звуков у новорожденных снижена, поскольку барабанная полость заполнена воздухом, с 2-месячного возраста ребенок дифференцирует звуки, с 7-8 мес жизни происходит координация слуховог го и зрительного анализаторов

— обонятельный — у новорожденных снижен порог чувствительности, воспринимает только сильные запахи; начиная с 4-месячного возраста ребенок дифференцирует несколько запахов;

— вкусовой — у новорожденных шире рецепторное поле и выше порог чувствительности, с 3 мес жизни ребенок дифференцирует несколько вкусовых ощущений; тонкие вкусовые ощущения совершенствуются в младшем школьном в виц.

— тактильная — определяется с 7-го месяца внутриутробного периода, лучше развита на лице, подошвах, кистях;

— температурная — высший порог чувствительности, ребенок лучше воспринимает холод;

— болевая — развита слабо; формируется до 6-го дня после рождения, имеет наибольший порог;

— глубокая (вибрационная, мышечно-суставная чувствительность, чувство давления, веса) — формируется к 2 годам жизни

. Вегетативная нервная система:

— оба отдела функционируют с момента рождения;

— в крови новорожденных преобладает норадреналин;

— с возрастом происходит переход от генерализованных вегетативных реакций в локальных, специализированных реакций;

— с 3 — до 7-месячного возраста преобладает парасимпатическая нервная система

Сроки развития моторики у детей грудного возраста

uchebnikionline.com

Основные особенности развития детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Воспитание ребенка-дошкольника имеет отличительные черты, связанные с его ростом и развитием.

Дети дошкольного возраста растут невероятно быстро (но не так, как в самые ранние годы жизни). От 3 до 7 лет они вырастают примерно на 6 см и прибавляют в весе около 2 кг в год. Цифры эти могут несколько колебаться в зависимости от разных причин. В случае значительного отставания в годичных прибавках роста и веса родители должны насторожиться, показать ребенка врачу.

Рост и развитие дошкольника выражаются не только в увеличении размеров его тела.

Центральная нервная система в таком возрасте стоит на более высоком уровне развития по сравнению с детьми раннего возраста. Условные рефлексы сложнее, разнообразнее, богаче по содержанию. Расширяется жизненный опыт малыша, и это отражается на его поведении, интересах. Дошкольник начинает глубже интересоваться всем тем, что его окружает, больше задает вопросов, и с удовольствием выслушивает объяснения. Все стремительней развивается его речь. Помаленьку увеличивается словарный запас. У старших дошкольников он состоит уже из 3000-4000 слов. Дошкольник понимает логическую речь, и это надо использовать при воспитании полезных навыков.

Чем младше ребенок, тем пояснение должно быть проще, короче, нагляднее. Центральная нервная система у детей дошкольного возраста обладает исключительной способностью сохранять следы происходящих в ней процессов — благодаря этому дошкольники очень восприимчивы, легко многое усваивают. Но следует заметить, что следы полученных впечатлений закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны, легко нарушаются.

Казалось бы, он уже научился сам одеваться, стелить свою постель, после игры убирать на место игрушки. Но стоит ослабить внимание, перестать проверять, как он это делает, или несколько раз сделать вместо него, как приобретенный навык теряется. Только после многих повторений усвоенные умения переходят в устойчивые навыки.

Большое внимание следует обращать на костную и мышечную систему дошкольника. Скелет, который служит опорой для движения и защитой для внутренних органов, еще далеко не закончил своего развития. В нем, как и у детей раннего возраста, много хрящевой ткани. Это даёт возможность дальнейшего роста, но в то же время это говорит о сравнительной мягкости, податливости костей.

Неправильное положение тела, одностороннее отягощение (например, ношение тяжелых предметов в одной руке) может повести к искривлениям скелета. Если малыш использует неподходящую мебель, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Вскоре он устает от неудобной позы и опускает одну руку — позвоночник при этом принимает неправильное изогнутое положение.

А если, например стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи — это может вызвать близорукость, сутуловатость, «круглую спину», особенно у тех детей, которые много сидят, мало двигаются. Их мышцы, удерживающие тело в прямом положении, слабы, недостаточно развиты. Постепенно сгорбленное положение тела становится привычным, вялость мышц увеличивается. Про таких детей говорят, что у них «плохая осанка».

Плохая осанка не только некрасива — она затрудняет работу внутренних органов.

Надо следить за правильным положением ребенка за столом. Высота стола и стула должна соответствовать его росту. Если же ему приходится пользоваться общим столом, то на стул можно положить подушечку. Оба локтя должны лежать на столе.

Научите ребенка сидеть правильно — это особенно пригодится ему, когда он станет школьником!

Одновременно старайтесь укрепить его мышцы. Это достигается движениями в подвижных играх, в играх с игрушками, вызывающими у детей желание бегать, прыгать (мячи, обручи, скакалки), а также специальными упражнениями, направленными на развитие более слабых мышц.

С неменьшим вниманием нужно следить за сердцем ребенка дошкольного возраста. Известно, что оно довольно быстро утомляется из-за недостаточной нервной регуляции, но быстро успокаивается при смене движений. Следовательно, необходимо, чтобы движения в играх детей были разнообразными: более подвижные игры должны чаще чередоваться с относительно спокойными. Если у ребенка будут разнообразные игрушки, то нетрудно переключать его с одних игр на другие: побегал со скакалкой, а потом поиграй в мяч и т. п.

Следует наладить жизнь дошкольника так, чтобы он как можно больше времени бывал на воздухе и чтобы в помещении всегда был чистый воздух. Очень важно проводить профилактические (предупреждающие) мероприятия против случаев заболеваний верхних дыхательных путей, оказывать своевременную медицинскую помощь, если ребенок заболел, постепенно и осторожно закаливать детский организм. Наряду с этим нужны и физические упражнения.

Тренировать ребенка в полноценном дыхании следует двумя путями: во-первых, усиливать потребность в глубоком дыхании (она возникает при работе крупных мышечных групп, например при беге, прыжках), во-вторых, приучать детей правильно дышать во время подвижных игр или несложной гимнастики.

Полезно также иногда предлагать детям игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей.

Хорошим упражнением в дыхании служит также достаточно громкая отчетливая речь или пение.

Гигиена дошкольников

Мамам и папам надо постоянно заботиться о чистоте кожи ребенка, ее целостности, об укреплении ее защитных свойств.

Большое внимание нужно обращать на чистоту рук, ног, волос. Там чаще скопляется пыль, грязь. На руки, особенно под ногти, вместе с грязью могут попадать также яйца глист и оттуда заноситься в рот, а затем в желудочно-кишечный канал. Этим же путем могут попасть микробы, вызывающие заразные заболевания.

Говоря об особенностях детского организма и о тех изменениях, которые происходят в нем за годы дошкольного детства, важно остановиться и на том, как меняются движения детей. Речь идет о тех движениях, которыми пользуется каждый здоровый ребенок в своей обыденной жизни и в играх (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание).

Движения трехлетнего ребенка в значительной степени отличаются от движений пяти-шестилетнего.

У трехлетних вы не увидите ровной, четкой ходьбы, легкого размеренного бега. В этом возрасте дети нередко теряют равновесие и падают. Темп движений при ходьбе неравномерный. Бегают, преимущественно, мелкими шагами. Многие дети плохо отталкиваются от земли, бегут на всей ступне. Трехлетнему ребенку трудно поднять свое тело хотя бы на небольшую высоту, что необходимо для прыжка — поэтому ему еще недоступны прыжки в высоту через преграды, а также прыжки на одной ножке. Не удивляйтесь, если малыш не сумеет перепрыгнуть через веревочку, натянутую даже на высоте 5 см от пола.

Дети дошкольного возраста любят играть с мячом. Но согласованность в их движения отсутствует, глазомер слабо развит — поэтому им трудно ловить мяч, попадать в цель. Трехлеткам не удается далеко забросить мяч или камешек.

В три года дошкольники быстро утомляются от монотонных движений. Внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

К пяти годам в движениях ребенка появляется координация. Он лучше справляется с подпрыгиванием, перепрыгиванием через небольшие препятствия, бросанием и ловлей мяча. Наибольшее затруднение вызывает метание на дальность, особенно в цель: оно требует хорошего глазомера, силы мышц, что еще недостаточно хорошо развито у детей этого возраста.

Движения шестилетних детей более ловки и точны. В это время образуются новые простейшие навыки движений, приобретается умение применять их в деятельности. Развиваются легкость, ритмичность бега, выравнивается осанка при ходьбе, лишние движения, боковые раскачивания, так часто встречающиеся у маленьких детей, исчезают. Во время быстрого передвижения у большинства детей этого возраста уже можно заметить отрыв ступней от почвы («полетность») — характерный признак бега.

Дети 6 лет могут прыгать в высоту, в длину (например, через две начерченные параллельные линии, через канавку), на одной ноге. У них развивается глазомер; метание предметов на дальность и в цель не представляет для них особой трудности.

Но все это бывает в том случае, если ребята упражняются в разнообразных движениях. С дошкольниками, как в возрасте 3-4 лет, так и в возрасте 5-6 лет следует проводить утреннюю гимнастику. Об упражнениях можно прочитать здесь и здесь соответственно, а о создании условий для утренней гимнастики смотрите тут. Если же этого нет, то к концу дошкольного возраста дети остаются неловкими, несмелыми. Попадая в школу, такие ребята чувствуют себя неполноценными, сторонятся товарищей, не участвуют в их играх, боясь насмешек.

vospitulya.ru

Смотрите так же:

  • Можно ли детям до года делать йодовую сетку Можно ли детям делать йодовую сетку Помогает ли йодная сетка от кашля детям? Как правильно её рисовать Йод в виде 5% спиртового раствора является самым известным и недорогим дезинфицирующим средством. Его прямое назначение – обработка краев раны при различных повреждениях кожи. Но в народном лечении широко распространены и другие методы […]
  • Нифуроксазид инструкция по применению для детей таблетки Нифуроксазид-ЛФ 100мг и 200мг капсулы инструкция по применению Форма выпуска: Капсулы по 100 мг, 200 мг, 30 шт. Твёрдые желатиновые капсулы №1 цилиндрической формы с полусферическими концами желтого цвета. Твёрдые желатиновые капсулы №0 цилиндрической формы с полусферическими концами желтого цвета. Противодиарейные, […]
  • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
  • Сайты развитие детей Раннее развитие детей 8-800-333-92-93 (звонок бесплатный) Если у Вас возникли вопросы о том, как размещать картинки, фотографии, аватары, подписи, детские линеечки, читайте здесь. НОВЕНЬКИЕ, вам сюда! Вс фев 25, 2018 11:56 pm Этот раздел предназначен для размещения главным редактором сайта - Леной Даниловой информации, обращенной к […]
  • Нурофен сироп детям инструкция по применению Сироп для детей «Нурофен»: состав, инструкция по применению, цена «Нурофен» — сироп для детей – это нестероидный лекарственный препарат, который направлен на устранение воспалительных процессов в организме. Состав препарата, его свойства, форма выпуска и цена Детский «Нурофен» содержит в своем составе основной компонент ибупрофен, […]
  • Отпуск основной после отпуска по уходу за ребенком Оформление отпуска после отпуска по уходу за ребёнком Сотрудница, ушедшая в декретный отпуск после родов, вполне может вскоре вернуться на рабочее место, если у нее есть с кем оставить ребенка. Оставляя на няню или маму, бабушку своего малыша, женщина, возобновившая трудовую деятельность, по тем или иным причинам может взять отдых, […]
  • Грудной ребенок много ест не спит Грудной ребенок много ест Новорожденный много ест Хронические заболевания: не указаны У меня вопрос: мой ребенок вынужденно был переведен на искуственное питание. Стул, нормальный, после каждого кормление он опорожняется. Но мебя беспокоит то что в свои 5 дней он есть очень много постоянно если я ему дам 60мл. То он начинает сильно […]
  • Лечение простуды народными средствами детям до года Лечение насморка детям до года народными средствами Простуда лечится народными средствами Если ребенок простудился, не волнуйтесь. Простуда лечится народными средствами, они облегчат дыхание, снимут жар и улучшат самочувствие. Одним из симптомов простуды является жар. Это говорит о том, что организм малыша старается побороть болезнь. […]