Конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

• Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;

• Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.

• Блиц – опрос на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»

• Ситуации для анализа.

В помещении или группе, где будет встреча с родителями, оформлена литературная выставка по теме собрания:

К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Воронько «Маша растеряша», русские народные потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса» и др.

Ход родительского собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать — Я сам! Часто по разным причинам — из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами.

Давайте попробуем ответить на вопросы:

1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

3. Как при помощи потешек, пословиц, сказок, игр приобщить ребенка к народным традициям?

Обсуждение по высказываниям.

Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя — это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Уважаемые родители давайте попробуем обсудить. Могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия:

• Мыть руки, засучивая рукава?

• Мыть лицо, не разбрызгивая воду?

• Сухо вытираться полотенцем?

• Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?

• Пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?

• Убирать на место игрушки?

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.

Приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и. т. д.

Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?

• Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему одеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.

Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?

(Наверняка в спешке, сами оденете его).

• Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.

Вопрос: Ваши действия?

(Наверняка все уберете сами).

• Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.

Вопрос: Как должна поступить мама в данной ситуации?

(Объяснить и показать).

В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Не нужно только забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей.

К 3 годам жизни дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.

Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как — то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве «быть взрослым». Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка — та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный. и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

Постарайтесь найти выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

— Наше занятие завершается. Хочу напомнить Вам, что кризис — это явление временное. Я желаю Вам понимания и терпения в общении с Вашими любимыми малышами.

Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее мне хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем!». Надеюсь, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.

Спасибо за внимание!

План работы с родителями для старшей группы Сентябрь Напомнить правила детского сада. Что необходимо приобрести к новому учебному году. Индивидуальные беседы. Дополнить уголок информации.

План работы с родителями во второй младшей группе Цель: содействовать укреплению связей ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сентябрь. 1. Индивидуальные.

www.maam.ru

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» (2 младшая группа)

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» (2 младшая группа)

Просмотр содержимого документа

«Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» (2 младшая группа)»

тема «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

(2 младшая группа)

Подготовила и провела:

воспитатель А.В. Жигалова

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему:

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу, мы хотели бы начать со стихотворения Константина Мурзалиева «Я сам»

Я всё умею делать сам:

Сам просыпаюсь по утрам,

Сам говорю: — Пора вставать! –

Сам застелю свою кровать!

Сам одеваюсь впопыхах,

Чтоб никуда из-за меня

Не опоздала бы родня!

Сам завяжу на них шнурки –

Как следует, без узелка,

А это ж целых два шнурка!

Я сам! Не то что год назад!

Метёт метель, сечёт ли дождь,

А ты идёшь себе, идёшь…

Я сам дорогу бы нашёл,

Но только надо, говорят,

Сперва закончить детский сад.

Сегодня мы поговорим о «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Как вы считаете, что такое самостоятельность? ( ответы родителей)

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счёт.

Итак, дети, стремятся к самостоятельности, но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте? Давайте попробуем вместе определить перечень действий доступных детской самостоятельности в этом дошкольном возрасте ( ответы родителей)

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом. Не мочить одежду, сухо вытираться полотенцем.

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать. Одежда должна быть удобной: варежки (на резинке), колготки, куртки.

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом (платок должен быть у каждого в кармане)

Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом

Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место

Но часто по разным причинам из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка — мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ему помощь? Как вы считаете? (НЕТ) Вы совершенно правы. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. В младшем дошкольном возрасте у детей резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, например, в самообслуживании, его нужно научить действиям, которые необходимы в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Собираясь на прогулку, необходимо соблюдать алгоритм одевания. Кто знает, в какой последовательности нужно одеваться? (ответы родителей + схема одевания на доску)

Сейчас мы вам предлагаем немного поиграть.

Игра « Наведи в шкафу порядок»

Участвуют 3 человека. Вам нужно вывернуть правильно одежду ребенка, и сложить аккуратно в той последовательно, в какой он будет одеваться. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях? Сейчас мы вам предлагаем решить в группах те ситуации, которые вам достанутся.

Ситуация: Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».

Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?

На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.

Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации?

Таким образом, мы можем сделать вывод, что самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом.

В заключении нашей встречи, мы хотим предложить вам посмотреть презентацию ««Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

multiurok.ru

"Делай, как я" и другие методики воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста

Самостоятельный ребенок — мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: "Что такое хорошо. ";
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. "Сделай сам";
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.
  • Что педагогика понимает под самостоятельностью

    Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей — всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:

  • он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
  • он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
  • он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
  • он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.
  • Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив — составляю план — получаю результат. В разных ситуациях — игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.

    Кризис трехлетнего возраста

    Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.

    Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: "Хочешь мороженое"? — "Нет". Пойдешь со мной в магазин"? " — Не хочу". Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, "воспитание" самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие "умения" мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым "махровым образом" расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.

    Предоставьте ребенку возможность выбора

    Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:

    • какой игрушкой он хочет играть;
    • апельсин или яблоко на завтрак;
    • карандашами или красками будет рисовать;
    • что он хочет рисовать;
    • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

    Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

    Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

    В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

    1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания — после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи "спасибо" бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
    2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
    3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

    Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

    Откажитесь от режима из-под палки

    Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме "из-под палки". Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно "вбить". Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.

    Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

    Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: "Кто сегодня первым идет чистить зубы"? "Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко". В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. "Кто первый оденется на прогулку"? "Кто лучше всех заправит постель"? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

    Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме "делай, как я" можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.

    Давай оденем куклу Катю

    Из различных игр, игры с куклами очень полезны. Они помогают развивать многочисленные умения. Как научить малышей дошкольников порядку, в каком следует одеваться? А все очень просто. "Давай оденем куклу перед прогулкой". "Давай Катю разденем после прогулки" и т.д. В таких ситуациях вы знакомите ребенка:

  • с порядком одевания и раздевания;
  • с выбором сезонной одежды;
  • с одеждой на разные ситуации — спортивной, домашней, праздничной.
  • Вопрос животных в доме — сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

    Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным. Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы. Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

    Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

    Осторожность прежде всего

    Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:"Не смей никогда этого делать, нельзя"! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

    myintelligentkids.com

    Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 14 г. Кировска»

    Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

    воспитатель МБДОУ № 14

    Ранний детский возраст, по признанию специалистов всего мира, ? уникальный период в жизни человека.

    Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т.д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом « Я сам!»

    Стремление малыша к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека. Как увлеченно действует малыш с большим стулом: тащит его, переворачивает, подползает, пытается сесть. Важно предоставить малышу возможность таким путём удовлетворять свои желания. Когда ребёнок требует: « Я сам!», он стремится тем самым ограничить опеку взрослого.

    Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

    «Я сам!» ? решительно произносит малыш и тут сталкивается с определёнными трудностями. Всё, что так легко удаётся взрослому, становится недосягаемым для него самого: пуговица не желает нырять в прорезь, ложка летит на пол. Малыш на грани отчаяния. Теперь он умоляюще смотрит на взрослого, помощь которого он только что упорно отвергал. Следует воспользоваться такой ситуацией. Умение ставить перед собой цель у ребёнка имеется, необходимо обучать его умению реализовывать эту цель в практических действиях. Малыш готов к обучению, он желает этого. Теперь уже взрослому следует менять стиль отношений с малышом: делать всё не за него, а вместе с ним. Так вступает в свои права педагогика сотрудничества. Начинается этап деятельности, когда ребёнок с радостью и удовлетворением действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к объяснениям, старательно подражает во всём.

    Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть « посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

    Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности.

    Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.

    Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

    Организация в ДОУ образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в учении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, одеваться, раздеваться и т.д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка.

    Поэтому целью нашей работы является :

    Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

    Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

    Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

    Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

    Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

    В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

    Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

    Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

    Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

    2.Метод практического действия (упражнения)

    Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

    Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

    3.Метод общего напоминания

    Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

    Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

    Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

    Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

    Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

    Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

    В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

    Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

    Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

    Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

    Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

    Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

    Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

    Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

    Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

    infourok.ru

    «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду»

    Автор: Маркидонова А. М., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №243» КВ г. Новокузнецка

    Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствовани е всех органов и систем организма.

    В старшем дошкольном возрасте самостоятельност ь и независимость детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, творчестве и труде. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть — показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях.

    Таким образом, исследуемая тема достаточна актуальна и интересна для рассмотрения, ведь стремление к самостоятельност и — одно из ценных свойств психики ребенка.

    Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

    Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов А. В. Запорожца, А.Г. Ковалевой, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельност и, творчества. Своевременное развитие самостоятельност и расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

    Проблема развития самостоятельност и у дошкольников является одной из актуальных проблем. На сегодняшний день, вопрос о том, как происходит становление самостоятельност и у дошкольников и какие способы развития самостоятельност и могут быть использованы в ДОУ, остается открытым.

    Анализ научно-педагогич еской литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по развитию самостоятельност и детей старшего дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. В условиях дошкольных учреждениях не достаточно используются возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста. Всё вышеперечисленно е позволило нам выделить противоречие между необходимостью развития самостоятельност и у старших дошкольников и недостаточным использованием возможностей занятий по ручному труду в решении данной проблемы.

    Проблема исследования заключается в том, каковы возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста.

    Актуальность определила тему творческой разработки: « Развитие самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду».

    Целью исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать занятия по ручному труду в развитии самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педаго гической литературы по проблеме исследования.

    Разработать и экспериментально доказать возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и детей старшего дошкольного возраста.

    Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста

    1.1 Самостоятельност ь и особенности её развития в старшем дошкольном возрасте

    Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что нет единого подхода к сущности понятия самостоятельност ь.

    Самостоятельност ь в общепринятом значении — это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других.

    Самостоятельност ь — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. [1]

    В конце XIX — начале XX века П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель подчеркивали значимость развития творческих способностей дошкольников, их самостоятельност и. В истории отечественной педагогики ХХ века развитие самостоятельност и дошкольников рассматривалось в русле связи обучения с жизнью, использованием процессе исследовательско го метода, как принципиального условия развития творческой самостоятельност и дошкольников. Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.А. Люблинская и С.Л. Рубинштейн самостоятельност ь трактовали как целостное качество личности, представляющее единство рационального, эмоционального и волевого начал.

    Подход к развитию самостоятельност и требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельност и. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельност ь «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. Самостоятельност ь развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. [7]

    Самостоятельност ь определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений; побуждение к действию.

    Если у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельност и мотивационной установкой. [11]

    Авторы программы «Детство» под самостоятельност ью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. [10]

    В педагогической литературе понятие «самостоятельнос ть» рассматривается с самых разных позиций. Одни склонны считать самостоятельным ребенка, способного действовать своими собственными силами, умеющего преодолевать посильные препятствия без обращения за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный — это тот малыш, который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей действительности . Третьи, называют самостоятельным ребенка, который играет, занимается, гуляет отдельно от взрослых, способного в споре отстоять свое мнение, дать собственную оценку работе или поступкам сверстников, а подчас и взрослых.

    Л.А. Порембская утверждает, что возникновение и развитие самостоятельност и стоит в прямой зависимости от овладения ребенком определенными навыками, умениями в трудовой деятельности, но, подчеркивает автор, не исчерпывается приобретением независимости от взрослых в практической жизни. Смысл, по ее мнению, заключается в том, что ребенок благодаря самостоятельност и включается в новые социальные связи, в результате чего у него формируется отношение к себе, к другим людям и к труду. Самостоятельност ь Л.А. Порембская определяет «как способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативностью и решительностью». [15]

    Таким образом, самостоятельност ь – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

    В большинстве определений сущность самостоятельност и раскрывается, прежде всего, через интеллектуальную деятельность личности и нравственно-воле вые черты характера. Она раскрывается и через функциональные характеристики этого понятия, как средство овладения приемами умственной деятельности, обеспечивающее успешное решение задач. Наличие разнообразных точек зрения свидетельствует о многогранности данного феномена, который включает в себя все перечисленные характеристики. Накопление практического опыта действования, и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольн ика стремление к самостоятельност и. Самостоятельност ь развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений [21].

    Первые проявления самостоятельност и в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельност и закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельност и как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности. Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность [2].

    Высшей формой самостоятельност и детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-из образительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. У детей развивается внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий.

    У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная речь.

    В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем. Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка

    Стать самостоятельным — объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение. [12]

    Научная рефлексия социального и педагогического смыслов самостоятельност и дошкольника в воспитательном процессе является непреходящим приоритетом в контексте развития образования.

    У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельност ь проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельност ь обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельност ь детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

    Отличительной особенностью самостоятельност и детей старшей группы является ее организованность . Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельност ь дошкольника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

    По мнению Г.А. Урунтаевой, самостоятельност ь начинается с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется синергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованнос ти. Затем начинают себя обнаруживать механизмы «переноса» и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации. Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствован ия. На высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества.

    Поэтому и мера самостоятельност и ребенка характеризуется прежде всего преобладающим механизмом, опосредствующим его активность: подражанием, заражением, переносом, репрезентацией и т.п. [20].

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что стать самостоятельным — объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. А также можно говорить о том, что самостоятельност ь дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально — личностного созревания и готовности к школьному обучению.

    1.2. Возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и в старшем дошкольном возрасте

    По мнению К.П. Кузавковой общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельност ь, ответственность. Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. [14]

    Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированнос ть, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельност ь ребенка.[6]

    Д.В. Сергеев считал что, овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельност ь, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что в свою очередь обеспечивает ребенку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи. [18]

    Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Он требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых[9].

    По мнению Буре Р.С., при организации занятий по обучению детей ручному труду необходимо соблюдать следующие условия:

    Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

    При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек.

    Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.

    Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.

    Любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ребенка, должна положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным. О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу.

    Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.[3]

    Для того чтобы поддержать интерес самостоятельной работы по изготовлению поделок надо создать определенные условия. Создание таких условий предполагает следующее:

    наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;

    обеспечение свободного доступа к материалам;

    наличие образцов построек и поделок;

    организовать «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке.[4]

    Оценка детской деятельности осу ществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.[19 ]

    В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

    Использовать разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно.

    Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводим детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учим детей общаться друг с другом и с взрослым.

    При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эст етическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

    договариваться о совместной работе, ее содержании;

    работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

    планировать свою работу, определять ее последовательнос ть, содержание, композицию, дополнения;

    радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

    Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельнос ть, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. [8]

    По мнению Сергеевой Д.В. — совершенствовани е трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель. Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

    Навыки ручного труда формируются у детей, как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности.

    Таким образом, можно сделать вывод что, ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

    Глава II. Развитие самостоятельност и детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду

    Цель: разработать серию занятий по ручному труду с целью развития самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста.

    Занятия проводятся с подгруппой детей 6-8 человек, продолжительност ь 25 минут 1 раз в неделю.

    Работа строится с учетом следующих принципов :

    Принцип систематичности и последовательнос ти.

    Принцип связи теории с практикой.

    Принцип наглядности обучения.

    Принцип сознательности и активности.

    Структура занятия включает следующие этапы:

    На первом этапе проводится мотивация, и стимулируется интерес детей, посредством специально организованной игровой ситуации, которая помогает создавать положительное отношение к деятельности и её результатам, вызвать интерес к дальнейшей работе.

    Второй этап занятия — обследование и анализ предмета.

    На третьем этапе дети выполняют практическую деятельность. Здесь мы учитываем разнообразие видов работ, чередуя, рисование, аппликацию и лепку, работу на плоскости и в объеме. В процессе деятельности осуществляется контроль над детьми и осуществляется помощь.

    Четвёртый этап занятия — анализ детских работ с последующим обсуждением достоинств и недостатков каждого произведения. Это позволяет не только своевременно выявлять и исправлять ошибки, но и способствует более ответственному отношению к выполнению задания.

    Обязательный элемент занятий — физкультминутки и пальчиковые гимнастики, способствующие укреплению и расслаблению пальцев рук, нормализации мышечного тонуса детей.

    В совместной работе педагога и ребёнка преодолевается неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

    Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенност ь жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности.

    Все занятия разработаны с целью всестороннего развития каждого ребенка. Формируются навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; воспитывается уверенность в своих силах, самостоятельност ь, инициативность; также развиваются все психологические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение.

    Обязательный элемент — беседа с родителями и воспитателями ДОУ, с целью объяснить значимость для ребенка похвалы за проявленную инициативу и необходимость стимулирования самостоятельност и детей. Ведь в дальнейшем недостаточное внимание к таким мелочам может негативно повлиять на психологическое развитие ребенка, его самооценку и самосознание.

    В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающим и моральными принципами.

    Анализ литературы показал, что компонентами самостоятельност и дошкольников выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

    Поэтому проблема воспитания самостоятельност и в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

    Ручной труд является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. В процессе деятельности развиваются способности, умение и навыки, формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной работы ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

    Нами была разработана серия занятий по ручному труду, с целью развития самостоятельност и у старших дошкольников.

    vospitateljam.ru

    Смотрите так же:

    • Гендерное воспитание детей в семье Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье» Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье» Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье. В работе детских садов все чаще стало появляться […]
    • Особенности психического развития детей с нарушениями зрения Особенности психического развития детей с нарушениями зрения Способность видеть окружающий мир называется зрением. Этой способностью обладает подавляющее большинство живых организмов. Наибольшее количество впечатлений об окружающем мире человек получает именно за счет зрения. (Около 80% информации). При помощи зрения: - Формируются […]
    • Семинар художественно-эстетическое развитие дошкольников по фгос Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: - опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, […]
    • Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим педагогом, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. Я, Полина Юлия […]
    • Темы самообразования экологическое воспитание детей в детском саду План по самообразованию (экологическое воспитание) План по самообразованию (экологическое воспитание) Воспитатель Зюзина Наталия Владимировна старшей группы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» пос. ж/д. ст. Калейкино» Тема: «Экологическое воспитание детей старшего возраста». Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в […]
    • Патронаж к новорожденному ребёнку Патронажи к новорожденному ребенку Первичный патронаж новорожденного медицинская сестра осуществляет в первый-второй день после выписки из родильного дома. Патронаж, как правило, осуществляется вместе с врачом. Обращают внимание на гигиенические условия в доме, правильное определение места для кроватки ребенка; правильно ли пеленают […]
    • Педагогические условия организации общения детей дошкольного возраста Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры Игра как средство развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста. Изучение взаимосвязи между статусным положением ребенка и сформированностью у него эмпатийных форм поведения. Развитие коммуникативного […]
    • Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ Понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений. В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности […]