20. Особенности психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста

Младший школьный возраст наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Особое внимание уделяется развитию познавательных процессов:

1. Развитие внимания.

Для развития концентрации внимания многие авторы предлагают следующие методики: Корректурные задания, Методика Мюнстерберга (и ее модификации), «Найди отличия» и другие;

Для увеличения объема внимания и кратковременной памяти предлагаются упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд;

Основной принцип упражнений для тренировки распределения внимания: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий;

Для тренировки переключения внимания рекомендуется использовать корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв;

Очень действенным является обучение младших школьников «Внимательному письму» методом поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу (П.Я. Гальперин), внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у невнимательных школьников.

2. Развитие памяти.

Обучающая методика по созданию мнемических опор разработанная К.П. Мальцевой. Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная с 2 класса.

3. Развитие мышления.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

«Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;

«Способы применения предмета»: называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения.

4. Развитие воображения.

Для этого предлагаются такие методики как:

Составление рассказа с использованием определенных слов;

Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты — логопеды. Но можно использовать и следующие приемы:

Пересказ и рассказ;

При определенных условиях дети младшего школь­ного возраста способны научиться организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собствен­ными намерениями. Важнейшим условием развития произ­вольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспе­чивает средствами овладения.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрос­лыми – важнейший фактор развития ребенка. При нару­шении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо­чарование и склонен к различным проступкам.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для это­го, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

Одно из направлений такой коррекции – это психолого-педагогиеская помощь ребенку, пережившему горе.

Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.

В своей работе с этим возрастом можно работать с методом сказкотерапии как одного из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, по­зволяющий решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболева­ниями, т.д. Кроме того, процесс сказкотера­пии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

В заключении хочется отметить, что будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных ме­тодов, знать области их применения, уметь грамотно ис­пользовать коррекционные приемы и способы в практи­ке воспитания и обучения детей

studfiles.net

Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются дети с нарушениями интеллекта.

Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В нашем ДОУ функционируют три группы для детей с нарушением интеллекта. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей.

Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.

ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.

Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.

Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:

-медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;

-с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада).

Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Результаты диагностики обобщаются и заносятся в “Диагностико-эволюционную карту” . На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта”. Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:

  1. от 6мес. до 1 года;
  2. от 1 года до 1,5 лет
  3. 1,5 года.
  4. Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.

    Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа.

    В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел “Социальное развитие”, который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.

    Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым.

    Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий.

    В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.

    Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

    • базисные компоненты коррекционного обучения;
    • содержание коррекционной работы вне занятий;
    • распределение занятий между специалистами.
    • Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.

      Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

      Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.

      Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, – воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

      Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.

      Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.

      В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:

      • привитие КГН и навыков самообслуживания;
      • на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
      • на формирование всех психических процессов;
      • на развитие сенсо-моторных навыков;
      • на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.
      • Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:

        • щадящий охранительный режим;
        • увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
        • увеличение длительности дневного сна;
        • разработка для каждой группы содержания режима дня;
        • пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой характер, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).
        • Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое осуществляет руководитель. Целью управленческой деятельности здесь является:

          • сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
          • координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса.
          • Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:

            • создание психологического климата;
            • уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
            • материально-техническая база;
            • систематическая оценка результатов развития ребенка.

            Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, была поставлена следующая цель:

            1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей.
            2. Создать систему работы воспитателя и специалистов.

            Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаются результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.

            Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.

            Заместитель заведующей по воспитательной работе подбирает методический материал для обследования детей и реализации основных направлений коррекционной работы согласно Программе.

            В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с нарушением интеллекта, их воспитания и обучения.

            В настоящее время назрел вопрос о создании специальной методической службы:

            • создание “Совета по коррекционной работе”;
            • банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, специальная литература).
            • Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

              Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.

              У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

              Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер:

              • коллективные (собрания, тематические занятия, праздники);
              • индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, “Служба доверия”;
              • наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.)
              • “Служба доверия” работает по персональным обращениям и пожеланиям родителей. Все желающие получают консультативную помощь.

                В школу детей выпускаем через школьную ПМПК.

                Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.

                Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.

                1. Диагностический блок. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

                2. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

                3. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

                Становление нравственных основ личности, социально– приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.

                5. Социально-педагогический блок.

                Принципы:

                • Системный подход:
                • Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
                • Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
                • Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
                • интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
                • расширение пространства детства.
                • Аналитическая деятельность.

                  1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
                  2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
                  3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и психологической готовности к школьному обучению.
                  4. Программно-методическое обеспечение

                    1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта “ Коррекционно-развивающее обучение” Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
                    2. а) медицинское воздействие

                      • профилактические мероприятия,
                      • симптоматическое медикаментозное лечение,
                      • мониторинг здоровья,
                      • медицинское обследование узкими специалистами,
                      • здоровьеукрепляющая деятельность.
                      • б) коррекционно-педагогическое воздействие

                        • познавательное развитие,
                        • коррекция вербально-двигательных процессов,
                        • коррекция речевого развития,
                        • становление игровой деятельности,
                        • формирование элементов трудовой деятельности,
                        • здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),
                        • коррекция сенсомоторных нарушений.
                        • в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие

                          • формирование мотивации к познанию,
                          • формирование психических процессов,
                          • формирование ручной и тонкой ручной моторики,
                          • развитие коммуникативных способностей.
                          • Участники коррекционно-педагогического процесса

                            • врач-педиатр,
                            • психиатр,
                            • учитель-дефектолог,
                            • педагог-психолог,
                            • музыкальный руководитель,
                            • руководитель по физвоспитанию,
                            • медсестра,
                            • воспитатель,
                            • родители.
                            • Модель выпускника детского сада группы с нарушениями интеллекта

                              1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
                              2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
                              3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
                              4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.
                              5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
                              6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
                              7. Достаточность уровня физического развития.
                              8. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                                Современные технологии в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития

                                Совершенствование процесса воспитания в специальной школе на современном этапе развития специальной педагогики возможно при глубоком анализе и обобщении в области коррекции и формировании возможностей детей с проблемами в развитии.

                                Содержимое разработки

                                Понятие «социальная реабилитация учащихся специальных школ» нуждается в определении, что представляет собой это словосочетание: научную дисциплину, дисциплину прикладного характера, какую-либо из сторон социальной работы? Само слово «реабилитация» (rehabjljtftjo- лат.) приобрело со временем несколько устойчивых конкретных значений: 1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, прежней репутации; 3) восстановление (или компенсация) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

                                Слово «социальный» (socjaljs- лат.) имеет значения: общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Ещё один очень важный термин, без которого нельзя интерпретировать и социальную реабилитацию: «социализация»- процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Очень часто в научно- методической литературе можно встретить такое определение: «реабилитация- комплекс медико-социальных мероприятий, способствующих социализации личности». И можно подумать, что медицинские мероприятия не относятся к социальным, а составляют нечто отдельное, особенное, хотя известно, что, говоря о социальной сфере, мы всегда имеем в виду образование, здравоохранение, социальную защиту. Таким образом, понятие «социальная реабилитация» имеет многоплановую структуру, включая в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в развитии, коррекционные меры воздействия на развитие их высших психических функций, преодоление двигательных нарушений и недостатков их физического развития. Напомним: в настоящее время в России около 10 миллионов людей или инвалиды, или близки к данной категории по мировым стандартам, и не малую долю в их числе составляют дети до 18 лет, живущие с родителями, в домах ребёнка, детских домах и школах – интернатах. И безусловно, все дети с проблемами в развитии нуждаются в социальной реабилитации. Кем должна осуществляться социальная реабилитация детей? Без сомнения, такая обширная сфера деятельности может быть под силу только всему коллективу учебного учреждения (как педагогам, так и всем другим работникам), родительской общественности, вышестоящим организациям. Мы должны понимать, что коррекционной работой подразумевается система различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии детей с нарушением интеллекта. Поэтому социальная реабилитация включает в себя коррекционную работу; между этими двумя понятиями существует диалектическая взаимосвязь.

                                В настоящее время процесс физического воспитания в специальных школах строится стандартно: уроки физической культуры коррекционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Однако, исследования В.И.Лубовского, Б.И.Пинского, В.М.Мозгового, Н.П.Вайзмана, Б.В.Сермеева, Е.С.Черник и других показывают, что многие дети с нарушением интеллекта обладают значительными потенциальными возможностями. Основной контингент учеников специальной школы -это дети с последствиями диффузных органических заболеваний ЦИС, однако в зависимости от причины возникновения нарушения, их психоневрологический статус, соматическое состояние и физическое развитие существенно отличаются друг от друга. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся с нарушением интеллекта необходимо систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок (Б.В.Сермеев, А.С.Самыличев, А.А.Дмитриев) Одной из важных социальных задач образования детей с нарушенным интеллектуальным развитием является оптимизация уровня готовности к трудовой деятельности (М.О.Гуревич, Н.И.Озерецкий, В.В.Воронкова, И.С.Замский, Л.Г.Красовская). Это в частности зависит от уровня физической подготовленности учащихся.

                                С 1990 года наша страна является членом международной организации «Спешиал Олимпикс Интернейшл», благодаря чему дети с нарушением интеллекта получили возможность участвовать в спортивных соревнованиях.

                                Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребёнка, а тем более детей с нарушением в развитии в окружающем мире.

                                Анализ программного материала по физической культуре, изучение литературы, опыт работы с учащимися специальной школы позволили выявить ряд противоречий:

                                -между признанием физической культуры и спорта как части культуры общества и недостаточным проникновением детей с нарушением в развитии в эту среду

                                — между возможностью участия в специальном олимпийском движении и отсутствии должной физической, технической и теоретической подготовки.

                                — между потенциальной возможностью совершенствования, двигательных способностей посредством спортивно- тренировочных нагрузок и отсутствии должной физической, технической и теоретической подготовки;

                                — между потенциальной возможностью совершенствования двигательных способностей посредством спортивно-тренировочных нагрузок и отсутствием научно обоснованных методических основ спортивно-тренировочных занятий;

                                — между сложившимися традиционным и формами физического воспитания в системе специального образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов и совершенствования двигательных способностей учащихся с нарушением интеллекта.

                                Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:

                                1.нет научно-методического обоснования использования занятий физкультурой в педагогическом процессе в специальной школе — интернате 8-го вида как одного из оптимальных методов преодоления двигательных нарушений, а с другой стороны, развитие двигательных способностей;

                                2. отсутствует разработанность научно-методических основ спортивно- тренировочных занятий в структуре учебного года специальной школы

                                Выявление противоречий актуализирует необходимость обоснования и разработки методических основ занятий по физкультуре как одного из возможных путей формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и реабилитации, интеграции личности ребёнка с проблемами в развитии в общество.

                                videouroki.net

                                Технологии работы с детьми с проблемами развития

                                Частно методические аспекты использования образовательных технологий в системе коррекционно-развивающего обучения.

                                • Познакомить с классификацией детей с проблемами по социально-педагогическим признакам.

                                • Дать классификационные характеристики и проанализировать современные технологии коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с проблемами.

                                Основные понятия: абилитация , реабилитация, трудотерапия , дифференциация обучения, виды дифференциации, индивидуальный подход , компенсирующее обучение , классы усиленной педагогической поддержки, разновозрастные группы (РВГ), виды дифференцированной и индивидуализированной помощи , интегрированное обучение.

                                1.Социально-педагогические признаки детей с проблемами.

                                По социально-педагогическим признакам определеляются следующие группы детей с проблемами: а) неуспевающие ( труднообучаемые ) и недисциплинированные (трудновоспитуемые); б) сверхактивные и сверхпассивные ; в) с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство ) ; г) с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам); д ) с антисоциальными проявлениями; е) правонарушители.

                                Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях ( д \сады , школы, УДО, спецучреждения ) интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть педставлена обобщенной технологией ( метатехнологией ) развития, обучения и воспитания детей с прблемами .

                                2. Классификационная характеристика технологий воспитания и обучения детей с проблемами.

                                А) Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности .

                                К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология).

                                Особые потребности таких детей в том, чтобы:

                                • на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;

                                • начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;

                                • проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной программе;

                                • использовать различные средства, « обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;

                                • регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;

                                • особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;

                                • интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

                                • дифференцировать каждый из возрастных периодов;

                                • пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.

                                абилитация система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

                                Специальное образование детей с особыми потребностями проводится в спецшколах и интернатах. Кроме специалистов-педагогов, к учебно-воспитательно-реабилитационному процессу подключается целая команда специалистов-реабилитаторов : медики, психологи, социальные педагоги.

                                Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает:

                                • психолого-медико-социально-педагогический патронаж ; профилактику и комплексную помощь ( ПМСП-центры , консультации);

                                • специальное образование (специальные образовательные учреждения);

                                • профессиональную адаптацию , ориентацию, образование, трудоустройство (реабилитационные центры, УПК, мастерские);

                                • социально-педагогическую помощь (социально-педагогические центры).

                                Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) методами специальной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности.

                                Чтобы ребенок с ограниченными возможностями успешно интегрировался в общество, важно применять трудотерапию.

                                Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными гипотезами и степенями нарушения психики или двигательных функций.

                                На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Детей учат готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, домашнюю электро — и радиоаппаратуру, мебель, посуду и т.д.

                                Б) Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

                                Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

                                Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

                                Это имеет следующие преимущества:

                                • исключается уравниловка и усреднение детей;

                                • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

                                • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

                                • создаются щадящие условия для слабых ;

                                • у учителя появляется возможность помогать слабому , уделять внимание сильному;

                                • отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

                                • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

                                • реализуется желание сильных учащихся быстро и глубже продвигаться в образовании;

                                • повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

                                Различают следующие виды дифференциации :

                                • региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

                                внутришкольную ( уровни, профили, отделения ,у глубления , уклоны, потоки);

                                в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические классы компенсирующего обучения и т.д.);

                                межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

                                внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса).

                                Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней» в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

                                К внутренней диффернциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, скоторой держится постоянный воспитательный контакт.

                                Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

                                Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

                                В) Технологии компенсирующего обучения.

                                По статистическим данным в настоящее время до 20% детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты. Если не оказывать ученику дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации . В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классы компенсирующего обучения , где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития детей, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников.

                                К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

                                Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

                                обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

                                урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик нначинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

                                адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

                                одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

                                использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

                                формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

                                взаимообучение , диалогические методики;

                                оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

                                Технологии компенсирующего обучения предусматривают:

                                • классы индивидуализированного обучения (1-4), где занятия ведутся по учебным планам классов четырехлетнего обучения и включают уроки по коррекции недостатков развития (логопедия, псикоррекция , физкультура и др.);

                                • классы выравнивания (1-4);

                                • классы усиленной педагогической поддержки (5-9);

                                • разновозрастная группа среднего звена (все классы);

                                • центр индивидуального надомного обучения.

                                Г) Классы усиленной педагогической поддержки.

                                Использование коррекционных методов на начальной ступени компенсирующего обучения свидетельствует, что целесообразно обучать этих детей в составе сложившегося коллектива, применяя следующие специальные приемы:

                                тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;

                                упражнения на развитие памяти;

                                уменьшение ( а не укрупнение) дидактических единиц;

                                опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному .

                                Разновозрастные группы (РВГ). Это особая организационная форма, вобравшая в себя черты группового, коллективного и индивидуального обучения. В РВГ включают учеников 5-9 классов (разного возраста и уровня развития). Каждый имеет право изучать материал в других классах (по одним предметам он может опережать свой класс, по другим – отставать). Занятия регламентируются не расписанием, а индивидуальными картами обучения по предметам , ученики посещают их по желанию в соответствии с ориентировочными графиками. Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

                                опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

                                алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

                                указание типа , закона, правила;

                                подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

                                предупреждение о возможных ошибках;

                                разделение сложного задания на составляющие.

                                Периодически, по прохождении тем и разделов, ученику предлагаются диагностические работы, чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучить в опережающем режиме.

                                Учитель работает с группой ( микрогруппами ), но у него оказывается больше возможностей для индивидуального обучения.

                                Д) Технология работы с проблемными детьми в массовой школе.

                                В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают: а) дети труднообучаемые и трудновоспитуемые; б) дети зоны риска. Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

                                Л.С.Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение детей с нормальным развитием. Его идея материализуется в практике интегрированного обучения в школе.

                                ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в учреждениях общей СО в едином потоке с нормально развивающимися детьми.

                                Организация специальной поддержки учащихся с проблемами в развитии в массовой школе исследована крайне недостаточно как в научном, так и в практическом плане.

                                По разным причинам российская общеобразовательная школа была лишена возможности адекватно помогать учащимся с нарушениями в психофизическом развитии. Специальные школы как бы «освободили» учителя массовой школы от обязанности видеть проблемных детей, оказывать им квалифицированную педагогическую помощь. Массовая и специальная школы разделили сферы своей компетенции. В этой ситуации дети со слабо выраженными отклонениями в развитии, своевременно не выявленные и не имеющие реальной возможности получать специализированную педагогическую помощь, вынуждены были обучаться в условиях массовой школы, не получая при этом адекватного психолого-педагогического сопровождения. Это явление, наблюдаемое до сегодняшнего дня, академик В.И.Лубовский справедливо назвал «вынужденной интеграцией».

                                В массовых школах, особенно в малых городах и сельской местности, находится сегодня много детей с проблемами в развитии. Это естественная, а иногда и просто вынужденная в силу разных обстоятельств, интеграция в среду нормально развивающихся сверстников. Причины такой интеграции могут быть следующие:

                                • отсутствие специальных (коррекционных) учреждений;

                                • их отдаленность от места проживания ребенка;

                                • нежелание родителей обучать ребенка в специальных учреждениях.

                                Статистической информации о количестве детей с нарушением слуха, зрения и другими отклонениями, обучающихся в массовых школах, в целом по стране нет. Естественно, большинство этих детей в массовых школах не получают никакой специальной помощи.

                                Несмотря на различные трудности, связанные с обучением детей с нарушениями в развитии в массовой школе, процесс их интеграции хоть и стихийно (и не массово), но все-таки реализуется.

                                Наиболее распространенными моделями интегрированного обучения в России в настоящее время являются специальные классы в массовой школе.

                                • для детей с нарушением интеллекта (там, где нет специальных школ для этой категории детей), их число сравнительно невелико. Обучение ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений 8 вида ;

                                • для детей с ЗПР (классы выравнивания или коррекции) Обучение ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений 7 вида;

                                • для детей «группы риска» (с трудностями в обучении, поведении — классы компенсирующего обучения; с ослабленным здоровьем — классы КРО). Обучение ведется по программам массовой школы. Наиболее интенсивно развиваются специальные классы двух последних категорий детей, т.к. количество таких детей с каждым годом катастрофически растет.

                                Интегрированное обучение должно сопровождаться не только сопровождением учащихся, но и поддержкой педагогов массовой школы. Эта поддержка может быть организована:

                                • школьным или межшкольным психолого-педагогическим медико-социальным центром (в составе которого имеются медики, специальные педагоги, психологи, логопеды, социальные работники);

                                • внутренними координаторами по специальному образованию (завучем по специальному обучению);

                                • педагогом-дефектологом, учителем со специальным образованием;

                                • организацией школьных психолого-педагогических консилиумов;

                                • проведением систематических педсоветов (на ступенях начальной, средней школы, по преемственности и т.д.);

                                • консультированием внешних специалистов (из ПМПК, специальной школы, центров реабилитации, логопедических служб и т.д.);

                                • повышением квалификации учителей (курсы, семинары, конференции);

                                Необходимо искать такие способы построения интегрированного обучения, чтобы общеобразовательной школе принадлежала не менее активная роль, чем специальной Специальная школа должна готовить своих детей к переходу в массовую школу.

                                Эта подготовка, возможность и целесообразность перехода в массовую школу должны определяться степенью развития и особенностями адаптации ребенка, желанием родителей и наличием в школе условий для его обучения и коррекции.

                                Переход ребенка из специального детского сада или специальной школы в массовую , а также весь процесс его обучения должен сопровождаться поддержкой специальных педагогов и психологов для наиболее полной его социализации и успешности обучения.

                                Из вышесказанного можно сделать вывод, что интересы школы и родителей будут совпадать, если профессионально и компетентно подходить к решению вопросов интегрированного обучения.

                                Если будет создана комплексная служба сопровождения, то ни учителю, ни родителям не придется один на один решать свои проблемы, и интеграция будет осуществляться не ради интеграции, а ради ребенка с проблемами в развитии.

                                3. Методические рекомендации по открытию классов КРО.

                                Классы КРО открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно.

                                Обучение в классах КРО начальной ступени продолжается 3-5 лет в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только на основании заключения ПМПК индивидуально на каждого обучающегося.

                                В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность , цереребрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий развития ребенка.).

                                Также показаниями для перевода в классы КРО являются следующие нарушения:

                                — нарушение моторики в виде недостаточной координации движений, двигательная расторможенность;

                                — легкие нарушения речи;

                                — недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, главным образом за счет вербального компонента (в рамках сниженной нормы);

                                — низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения.

                                С предложением о переводе в классы КРО выходит классный руководитель.

                                На ПМПК классный руководитель представляет психолого-педагогическую характеристику, анализ его успеваемости, учителя-предметники представляют анализ контрольных работ.

                                Примерное содержание психологического портрета учащегося :

                                1) характеристика памяти;

                                2) характеристика внимания;

                                3) характеристика мотивации обучения;

                                4) характеристика мышления;

                                5) характеристика эмоционально-волевой сферы;

                                6) состояние здоровья, работоспособность.

                                Психологический портрет учащегося составляется педагогом-психологом на основе комплексной диагностики.

                                Заседание ПМПК проводится с приглашением ученика и родителей. Перевод детей проводится только с согласия родителей, а в среднем звене и с согласия самих учащихся. Также специалисты ПМПК обязаны разъяснить целесообразность или необходимость такого решения.

                                Приему в данные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, слуха, зрения, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме детского аутизма).

                                При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению ППК школы, обучающиеся в классах КРО, могут быть переведены в обычные классы с согласия родителей и учеников.

                                Перевод детей из классов КРО в классы возрастной нормы проводится по аналогии.

                                Если же ребенок с проблемами в развитии один обучается в массовом классе, или таких детей несколько (2-3), но с разными проблемами, учитель должен грамотно спланировать свою работу и деятельность учащихся на уроке. Для этого необходим прежде всего дифференцированный подход при составлении поурочного планирования. Задания для отдельных учащихся составляются отдельно (другой план урока) или в общем плане блоками прописываются задания индивидуально для каждого ребенка, нуждающегося в специальном подходе. Решение о составлении планирования принимается на МО нач . кл . и документально фиксируется. Также должен быть письменный отказ родителей от обучения в специальном (коррекционном) учреждении.

                                4.Опыт использования технологий у нас и за рубежом.

                                Монтессори – педагогика. В области специальной педагогики М.Монтессори выдвинула и апробировала принципы: антропологический (идти от ребенка), свободы развития ребенка («помоги мне это сделать самому»), концентрации внимания (активность рук под руководством ума), специально подготовленной обучающей среды (материал – орудие освоение мира), сенситивности , особого места педагога, социального воспитания и интеграции.

                                Кэмпхиллское движение – форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию, в условиях христианской общины.

                                Система Глена Домана (США). Врач из Филаделфии использовал для лечения больных детей с тяжелыми поражениями ЦНС стимуляцию непораженных «резервных» клеток головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. После нескольких месяцев упражнений больные деи начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Впоследствии эту методику стали использовать для раннего обучения здоровых детей, применяя карточки с различной информацией (изображения, слова и т.д.)

                                Лечебная педагогика А.А.Дубровского. В работе с детьми инвалидами используются приемы:

                                • отвлечение ребенка от ухода в болезнь («учись быть активным невзирая на болезнь и она отступит!»);

                                • использование лечебного воздействия деревьев и растений;

                                • занятие гимнастикой, движение;

                                • включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов);

                                • внесение игры, романтики в жизнь больных детей (всем коллективом играть с детьми);

                                • пробуждение ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими (комнаты для размышления);

                                • помощь в занятиях творчеством;

                                • занятия по психотерапии.

                                Включенное (интегрированное) образование ( распространено в Европе). Понятие «включенное образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

                                а) посещают те же школы, что и их братья, сестры, соседи;

                                б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;

                                в) имеют индивидуальные , соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;

                                г) обеспечиваются необходимой поддержкой;

                                д ) для диагностики и оценивания используются тесты со стобалльной шкалой, результат не является «ярлыком», «маркером»;

                                е) получают психолого-педагогическую и социально-патронажную помощь (с приоритетом перед медицинской );

                                ж) включаются в систему разнообразной и гибкой социально-трудовой адаптации (специальные мастерские, центры дневного пребывания, образовательные учреждения, структуры надомного типа);

                                з ) имеют различные льготы в трудоустройстве.

                                Имеются научно обоснованные системы работы с отдельными категориями проблемных детей: модели для школы ( Ю.Ю.Черво . И.А.Невский и др.), работа с неуспевающими ( Н.А.Менчинская , З.И.Калмыкова), работа в летних лагерях ( О.С.Газман ), в детских домах (Я.Корчак), обучения слепых, глухих (Б.М.Теплов) и др.

                                1.Какие социально-педагогические признаки детей с проблемами вы можете назвать ?

                                2.Перечислите известные вам технологии воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.

                                3.Расскажите о работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

                                4.Какое обучение называется дифференцировнным , индивидуализированным?

                                5.Раскройте термин «компенсирующее обучение».

                                6.Для кого предназначены классы педагогической поддержки?

                                7.Какое обучение называется интегрированным?

                                8.Как организовать класс коррекционно-развивающего обучения?

                                9.В каких отечественных и зарубежных технологиях рассматривались вопросы обучения и воспитания детей с проблемами?

                                1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб .Н овые ценности образования: забота – поддержка – консультирование.-М . Инноватор . Вып . 6, 1996. .
                                2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
                                3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.\\Вопросы психологии. 1966. №6.
                                4. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1986.
                                5. Дефектологический словарь. – М., 1970.
                                6. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. \Психологическая наука и образование, 2002 -№2, стр.42.
                                7. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников.\ Под ред. Л.П.Носковой . – М., 1989.
                                8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М.,1990.
                                9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.
                                10. Малофеев М.М. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями.\\ Дефектология, 2001.- №5, стр.3.
                                11. Малофеев Н.Н. Специальное образование а России и за рубежом.- М. 1996.
                                12. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира.\ Под ред. Л.М.Шипициной.-СПб.,1997.
                                13. Подасенова И.П. Задачи по математике на экологическую тему.\\Начальная школа, 1995. №4.
                                14. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.
                                15. Селевко Г.К. Личностный подход.\\ Школьные технологии, 1999, №6.
                                16. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. М., 1997.
                                17. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для .
                                18. Фуряева Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.\\ Дефектология, 1999.-№1.
                                19. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. \\Дефектология,1999, — №1,2..
                                20. sites.google.com

                                  Смотрите так же:

                                  • Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников Задачи воспитания мальчиков и девочек: 1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками; 2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пола; 3. стимуляция […]
                                  • Тревожность детей младшего школьного возраста Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста" Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать […]
                                  • Презентация эстетическое воспитание дошкольников Презентация "Эстетическое воспитание дошкольников" Тараканова Елена Дмитриевна, 09.04.2018 Содержимое разработки Эстетическое воспитание дошкольников Это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасное, совершенное, […]
                                  • Развитие ребенка от 0 до 4 лет Развитие ребенка от 0 до 4 лет В данном возрасте дети должны ориентироваться в расположении предметов, определять их значение: спереди-сзади, слева-справа, посередине, внизу-вверху; Знать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник и треугольник). Должны уметь понимать значение предметов и сравнивать их по […]
                                  • Психология развития детей дошкольного возраста / психология / ВОПРОС ¦ 18 Особенности психического развития детей дошкольного возраста Особенности психического развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает […]
                                  • Ангина антибиотики лечение детей Какие антибиотики принимать для лечения ангины Многие не хотят пить антибактериальные препараты, так как считают, что от них гораздо больше вреда, чем пользы. В случае с ангиной такой подход абсолютно не верен. Ангина – это бактериальное или вирусное заболевание, которое возникает вследствие воспаления миндалин. Антибиотики при ангине у […]
                                  • Права совершеннолетних детей в семье Права несовершеннолетних детей Личные права несовершеннолетних детей В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ); право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. […]
                                  • Пространство и время в развитии ребенка блог о саморазвитии понедельный план развития личности на 1 год, который позволит как минимум в 2 раза быстрее раскрыть свой внутренний потенциал Как пространство и время поможет в развитии креативности? Быть или не быть? Вот в чем вопрос. И ответ я на него знаю. Я хочу быть креативной личностью. Развивать креативное мышление 24 часа в […]