Развитие творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста

Что дает человеку творчество? Прежде всего, это – сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности. Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать и воплощать на практике уже усвоенные им знания, но и придумывать новые, оригинальные способы решения задач, виды действий. Почему развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста играет настолько важную роль?

Несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.

Мария Монтессори считался творческие способности главными у детей

Когда лучше всего начинать работу над развитием творческих способностей?

Психологи сходятся во мнении: чем раньше родители возьмутся за развитие творческих способностей детей, в частности, дошкольного возраста, тем эффективнее будет их работа.

Это объясняется тем, что творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам.

Фантазия детей в 3 года — неисчерпаемая. Они могут играть с чем угодно

Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития. И немаловажную роль в этом процессе играет личность самого родителя.

Условия творческого развития ребенка

Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались оптимальных для него образом, необходимо позаботиться о том, чтобы для этого была создана оптимальная атмосфера. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

  • В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т.д.
  • Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время.
  • Для того чтобы ребенок смелее выражал себя в творчестве, он должен быть уверен в том, что он не может дать «правильный», либо «неправильный» ответ, за который он может быть наказан. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности.
  • Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае! Дошкольный период – это время, когда ребенок проявляет наиболее живой интерес к происходящим вокруг него событиям. Шаг за шагом он познает окружающий мир и в этом деле как никогда важна поддержка со стороны близкого человека. Задача родителя – не погасить в ребенке любознательность и стремление к новым открытиям.
  • Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви.
  • Как бы родители не пытались ускорить развитие интеллекта и творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.

    Родители должны обеспечить малыша наборами для творчества

    Роль личности родителей в творческом развитии детей

    Не секрет, что если родители хотят воспитать творчески развитую, свободную личность в ребенке, они сами должны обладать этими качествами. Старательно работать над их развитием, а также иметь необходимый набор знаний в этой сфере.

    Стоит отметить, что несмотря на то, что на первый взгляд эта задача может показаться сложной, ее воплощение в жизнь значительно проще, чем кажется. Достаточно лишь соблюдать ряд простых, но важных условий.

    Домашний театр ребенку могут обеспечить родители

    1. Какими бы нелепыми и абсурдными не казались выдумки и фантазии ребенка, относиться к ним нужно серьезно и внимательно. Это – первые попытки творчества ребенка. Смеясь над ними, или пресекая попытки можно надолго отбить у ребенка охоту заниматься творчеством.
    2. Дети и родители видят мир по-разному. Творческое мышление еще сильнее меняет угол его видения. Поэтому, если ребенок будет давать странные, порой нелогичные ответы, это далеко не всегда говорит о недостатках развития: может быть, ребенок хочет просто пофантазировать.
    3. Не на пользу творческому развитию ребенка идет излишне строгая атмосфера, а также чрезмерное увлечение дисциплиной. Для оптимального развития ребенка родителям не стоит бояться хотя бы ненадолго «впасть в детство» и иногда самим участвовать в детских играх. Это пойдет на помощь и ребенку и родителю. Ребенок получит возможность почувствовать поддержку своей творческой инициативы, служащий сильным стимулом к дальнейшему росту.

    Родителю игра поможет получить огромный заряд положительных эмоций, снять стресс, побаловать себя легкой и ненавязчивой психотерапией.

    Методы развития детского творчества

    Методы развития творческих способностей детей достаточно просты. И даже если ребёнок не посещает детский сад, или любое другое дошкольное образовательное учреждение, организовать их легко и в домашних условиях. Для этого потребуется минимум средств и оборудования. Занятия, осуществляемые таким образом, будут интересны не только детям, но и взрослым.

    Наблюдение за окружающим миром — основа развития ребенка

    Наблюдения за окружающим миром

    Выхода на свежий воздух с детьми, родители могут обсуждать с ним происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о жизни животных, о цветах и деревьях, встречающихся на пути.

    Первые навыки, полученные таким образом, помогут ребенку в дальнейшем эффективно приобретать и накапливать и школьные знания.

    Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему является игра, эту особенность можно эффективно использовать и для развития творческих способностей ребенка. Для этого, в детском шкафу обязательно должны лежать паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания. Однако необходимо строго следить за тем, чтобы сложность игры соответствовала возрасту ребенка и его развитию.

    Сейчас в продаже очень много развивающих игрушек

    Во время выполнения ребенком задания желательно свести к минимуму инструкции, позволив ему самостоятельно справиться с ними. Это позволит лучше активизировать мышление, творческие навыки; попробовать новые стратегии и способы действий.

    Многими простыми играми можно заниматься не отвлекаясь от домашних дел, во время прогулки или, например, стоя в очереди в поликлинике или магазине. Примером может служить игра со словами: после того, как родитель назовет какое-либо слово, ребенок должен подобрать к нему родственное, либо, наоборот – противоположное по значению слово. Ребенку более старшего возраста можно предложить более сложную задачу: например, назвать что хорошего и плохого в том или ином предмете или явлении. Или предложить нестандартные способы применения простых и привычных ему вещей.

    Изобразительное искусство

    Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребенок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

    Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование. Начинать лучше всего с разучивания базовых цветов и рисования элементарных геометрических фигур. Ребенок учится правильно держать в руках кисточку или карандаш, контролирует движение своих рук, нажим на карандаш. Желательно, чтобы в его распоряжении были различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, краски и т.д. Важно поощрять ребенка за каждый его успех, обсуждать с ним его рисунки – даже если на первый взгляд на них не изображено ничего конкретного. Со временем ребенка можно познакомить с различными свойствами красок; их способностью смешивать и создавать новые цвета. А также переходить от чистых цветов к различным оттенкам и полутонам.

    Детский рисунок «Синяя птица»

    Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления дошкольников является изобразительное искусство, в том числе – нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени способствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т.д.

    Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление аппликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.

    Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль родителя в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.

    Пальчиковые рисунки очень важны в развитии творческого начала

    Почему для развития творческих способностей недостаточно использования только традиционных форм рисования?

    1. Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позволяет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.
    2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.
    3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности.
    4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.
    5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации и самоидентификации.
    6. Лепка развивает и творческие способности, и моторику рук

      Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т.д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

      Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства является лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или полимерную глину.

      Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки. На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо из собирать простых фигур предметы окружающего мира, животных и т.д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.

      Аппликация из бумаги — вид творчества для старших дошкольников

      Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Многие родители бояться давать в руки детям ножницы. Опасаясь, что он моет ранить себя, неосторожно обращаясь с опасным для него предметом, родители предпочитают самостоятельно вырезать фигурки для аппликации. Однако, также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей. Можно ли найти компромиссное решение?

      Безусловно, да, если родители будут использовать для занятий менее острые детские ножницы со скругленными концами. Тем не менее, пользоваться ими можно только под присмотром взрослых и зная правила техники безопасности.

      Начинать нужно, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работают по заранее заготовленному образцу; затем им можно предложить самим составить аппликацию на ту или иную тему.

      Для того, чтобы ребенок получал максимум необходимой ему информации, родителям следует уделять чтению вслух не менее получаса в день – перед сном и в течение дня. Читать лучше всего простые сказки, детские стихи, короткие рассказы. Со временем произведения подбираются по интересам ребенка или в зависимости от воспитательных задач, которые они выполняют. Помимо того, что чтение отлично развивает фантазию ребенка, они также благотворно сказывается на его активном словарном запасе.

      Чтение вслух — один из способов развития творческих способностей

      Хорошей привычкой, которую можно привить ребенку уже в раннем возрасте, является совместное посещение библиотек. Благодаря этому к периоду школьного детства у ребенка выработается потребность в чтении, саморазвитии; разовьется художественный вкус.

      Одним из сильнейших стимулов, побуждающих ребенка к творчеству, является музыка. Психологи считают, что прослушивание ребенком классической музыки прекрасно сказывается на развитии не только умственной, но и эмоциональной сферы: настроение становится более ровным, уменьшаются раздражительность и утомляемость. Еще лучше, если у ребенка будет возможность учиться в музыкальной школе, либо играть на каком-либо инструменте дома.

      Знакомство с музыкальными инструментами в детском саду

      Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой родитель непременно добьётся успеха.

      detki.guru

      Ключевые возрастные особенности детей дошкольного возраста

      Возрастные особенности детей дошкольного возраста связаны с активным физическим и психическим развитием ребенка. Начиная с 3-х лет у ребенка постепенно ослабевает связь с матерью и отцом. Он стремится активно познавать внешний мир, интересуется законами и правилами существования в нем. С началом процесса социализации связаны особенности развития детей дошкольного возраста.

      Игра является главным инструментом познания мира для малыша. Она помогает развитию социального взаимодействия и творческих способностей детей. Психологи выделяют три типа детских игр, которые последовательно сменяют друг друга и соответствуют трем этапам дошкольного возраста.

      Игра как инструмент познания мира

      Для периода 3-4-х лет (ранний дошкольный возраст) характерна режиссерская игра: малыш использует игрушки и различные предметы для имитации действий взрослых или повторного переживания личного опыта (приготовление обеда для куклы, резка хлеба, покупка вещей, поездка на машине и др.). Такие игры не имеют сложного сюжета, ребенок концентрируется на выполнении одного определенного действия, как бы заново переживает его. В период от 3-х до 4-х лет доминирует предметное мышление.

      Приблизительно в 5 лет маленький человек начинает создавать образно-ролевые игры, в которых воображает себя в роли какого-нибудь объекта действительности: статуи, дерева, домашней кошки, увиденного по телевизору певца или актера. В этой игре малыша интересует не само действие, а качества и свойства объекта, его внутренняя сторона. Появление в жизни дошкольника образно-ролевой игры говорит о развитии у него воображения и абстрактного мышления.

      В период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) появляются сюжетно-ролевые игры, в которых дети придумывают сюжет и правила, а также распределяют роли. В сюжетно-ролевых играх важны не сами действия как таковые, а отношения между участниками и сам процесс игры: поход в театр, визит к врачу, поездка на море и пр.

      Дошкольный период делится на три этапа и связан с постепенным приобщением ребенка к существованию в обществе. Игра является важнейшим инструментом познания социальных отношений. Игры в жизни ребенка постепенно приобретают более сложные формы, сюжеты и правила, со временем они становятся отображением социальных отношений взрослых. Одновременно с этим увеличивается и время игры, которое у старших дошкольников может достигать нескольких дней. Особенности воспитания детей дошкольного возраста также связаны с игрой как формой имитации социальных отношений. От того, насколько родители и педагоги сумели, благодаря игровой среде, развить понимание законов жизни в обществе, зависит успешная подготовка к школьной и последующей взрослой жизни.

      Характеристика психики детей младшего дошкольного возраста

      Младший дошкольный возраст характеризуется появлением внимания к форме, размерам и целям использования окружающих его предметов. На этом этапе дети могут рисовать простые геометрические фигуры, закрашивать их и вырезать ножницами. Возможно создание простых коллажей и несложных гербариев.

      Родителям и воспитателям следует учитывать, что возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста не позволяют выдерживать длительные физические или умственные нагрузки. В норме малыш 3-4-х лет может провести за работой 15-20 минут.

      Не стоит давать несколько заданий одновременно, потому что он способен удерживать в памяти только одно основное условие. После выполнения первого задания можно дать следующее, например: нарисовать кружок, закрасить его, нарисовать квадрат, вырезать кружок, вырезать квадрат, наклеить обе фигуры на лист бумаги. Последовательное выполнение действий поможет ребенку обдумать связь между ними и увидеть конечный результат.

      В 3-4 года человек еще не способен четко видеть взаимосвязь между причиной и следствием, его игровые действия нацелены на имитацию процесса и не обязательно приводят к конкретному результату: малыш может приготовить обед для куклы, но забыть ее покормить, может положить в игрушечный фургон кубики для строительства пирамидки, а затем переносить их в нужное место руками. Эти особенности детской психики необходимо учитывать родителям и не требовать от ребенка того, что он пока еще не может делать.

      Взрослые играют важную роль в процессе развития детей раннего и дошкольного возраста, потому что в этот период дети еще не умеют играть совместно, каждый ребенок полностью поглощен процессом игры и не обращает внимания на действия других детей.

      Особенности воспитания дошкольников предполагают их постепенное приобщение к социальной жизни. Родители и воспитатели должны стараться развивать в малыше ассоциативное мышление, подключая его в процесс совместной игры.

      При работе в группе детей необходимо постепенно приучать к выполнению ролевых игр, давать каждому одно несложное задание, а затем объединять результаты этих заданий в нечто целое. Например, можно попросить одного ребенка нарисовать желтый круг, другого — вырезать облако, третьего — вырезать домик, а затем объединить эти фигурки в один коллаж.

      Психическое развитие детей 5-6-ти лет

      В 5 лет, иногда — немного раньше, начинает складываться образ личности, появляются первичные представления о его месте в окружающем мире. Мы уже знаем, что средний дошкольный возраст характеризуется становлением образно-ролевых игр, когда малыш не просто имитирует какое-то увиденное им ранее действие, но и представляет себя в роли какого-то объекта действительности.

      В этот период дошкольного возраста взрослые должны принимать активное участие в процессе развития ребенка. К 5-летнему возрасту психика дошкольника достигает того момента, когда становится способным распределять в порядке возрастания или убывания до 10-ти различных предметов, последовательно выполнять несколько условий, работать в группе с другими детьми. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста связаны с необходимостью научить неконфликтному взаимодействию с другими детьми, развить способность работать сообща и уважать игровые роли, которые выполняют другие.

      В 5-летнем возрасте активно развивается речь, проявляется особый интерес к рисованию. Дошкольник начинает различать предметы не только по цветам и форме, но и по оттенкам цвета, начинает самостоятельно выбирать сюжеты для рисунка. По характеру детских рисунков среднего и старшего дошкольного периодов психологи могут определить ключевые доминанты психики и эмоциональное состояние.

      Развитие детей дошкольного возраста всегда связано с игрой формой познания. Образно- и сюжетно-ролевые игры, выполняемые при участии взрослых, учат детей соблюдать правила, ответственно относиться к поставленному заданию, следить за действиями других участников, проявлять активность. При этом взрослые могут выступать как в роли руководителей, так и в роли старших участников игры. В последнем случае взрослые оказываются включенными в игровой процесс, дети становятся более открытыми и дают взрослым возможность незаметно корректировать процесс игры и направлять действия ее участников.

      Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста тесно связаны с овладением языком. В этот период они не только познают новые слова, но часто и сами их придумывают. Способность детей конструировать новые слова описана в книге К. Чуковского «От двух до пяти».

      Черты психики детей старшего дошкольного возраста

      Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста связаны со становлением аналитического, образного мышления и пониманием основных механизмов социального взаимодействия. Этот период важен тем, что в нем происходит выход малыша из игрового пространства, где он выполнял роль режиссера и игрока, и погружение в пространство познавательное, где от него требуется концентрация внимания и персональная ответственность.

      В 6 лет у ребенка уже сложился образ собственной личности, появились представления о своей половой принадлежности. Рисунки 6-7-летних мальчиков и девочек легко различить по сюжетам, цветам и деталям.

      Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать предметы по форме и целям назначения, могут находить общие черты различных объектов, комментировать и оценивать действия других детей.

      При правильном воспитании можно развить у малыша способность к анализу собственных действий, умение различать плохие и хорошие поступки не только номинально, но и по причине результатов, к которым они приводят. Например, в 6 лет человек уже способен понять, что брать без разрешения чужие вещи плохо не потому, что так сказал взрослый, а потому, что эти вещи принадлежат другому человеку, и если кто-то возьмет его личные вещи, ему тоже будет неприятно. В возрасте 6-7-ми лет с детьми можно проводить работу воспитательного характера, пояснять связь причины и следствия через сравнения и ассоциации.

      Возможно успешное развитие творческих способностей: запись в изобразительные, театральные кружки, в танцевальные студии, знакомство с компьютером. Всестороннее развитие ребенка способствует его приобщению к дальнейшей школьной жизни, разовьет в нем интерес к знаниям и чувство собственной значимости.

      Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к ответственной жизни. В этот период дети должны овладеть навыками письма, научиться читать и структурно формировать краткую монологическую или диалогическую речь. К 7-ми годам завершается формирование речевого центра, язык становится основным средством общения, мышления и познания ребенка. Словарный запас к 7-ми годам составляет от 2500 до 3000 слов.

      Некоторые черты физиологического развития дошкольников

      Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста связаны с их психическим развитием.

      Ребенок 3-х лет еще плохо контролирует свои эмоции и не может их подавлять. Даже незначительный физический дискомфорт, как легкий голод или неудобная одежда, способен отвлечь малыша от выполнения какого-то задания или даже от процесса игры.

      Мышление и память детей раннего и младшего дошкольного возраста непроизвольны. Дети в этот период еще не способны анализировать поступающую к ним информацию, однако они активно за ней наблюдают и воспроизводят увиденное. На физиологическом уровне наблюдается увеличение активности.

      Формирование костной системы и мышц ребёнка еще не завершено, потому родителям необходимо следить, чтобы малыш не горбился и физически не переутомлялся. Для улучшения моторики рук в этот период рекомендовано заниматься лепкой.

      Младшие дошкольники сконцентрированы на своем внутреннем мире, потому сверстников и посторонних взрослых они воспринимают скорее как очередные объекты внешнего мира. Психологи говорят, что дети раннего дошкольного возраста «играют не вместе, а рядом». Однако к 2-3-м годам у детей появляется первичное представление о половой принадлежности.

      Дошкольный возраст 4-5-ти лет характеризуется появлением ситуативно-делового поведения, ребенок проявляет активный интерес к сверстникам и другим взрослым. Эмоциональная сфера становится более контролируемой, но непроизвольность памяти и мышления сохраняются. Время работоспособности достигает 25-30 минут.

      Особенности развития детей старшего дошкольного возраста связаны с завершением периода активного физического становления организма. К 6-летнему возрасту значительно улучшается слух и зрение, молочные зубы заменяются постоянными, завершается формирование скелета и мышц. Развивается произвольное внимание и память.

      У ребенка дошкольного возраста складываются базовые представления о мире, которые влияют на всю его последующую жизнь.

      Чрезмерные физические нагрузки, психические, психологические травмы могут негативно отразиться на нормальном развитии дошкольника. Педагогам и родителям необходимо участвовать в развитии творческих способностей детей, постоянно наблюдать за изменениями в мировосприятии и его эмоциональной сферой.

      В этот период малыш начинает осознавать себя частью большого мира, процесс сопровождается переходными периодами в психике, повышенной чувствительностью и эмоциональностью. Отрыв от родителей и погружение в социальную жизнь у некоторых детей вызывает стрессовые ситуации.

      Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста могут быть связаны с такими факторами, как:

      Каждый из этих факторов может стать причиной развития патологии и послужить барьером для нормальной социализации ребенка. Ответственность за здоровое дошкольное развитие детей лежит на родителях и педагогах, которым нельзя забывать о том, что целью воспитания является не навязывание определенных моделей поведения, а помощь в становлении всесторонне развитой личности.

      doshkolnik.net

      2.2.1. Методики изучения интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста

      I. Задание с предметами.

      Цель: оценка возможности ребенка понимать специфические фун­кции и значение предметов, способности осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных дей­ствий для достижения цели.

      Материал: предметы быта.

      Ход исследования: ребенку предлагается выполнить определен­ное действие предметом (куклой, ложкой, машинкой и т.д.). Умение ребенка выполнять предметные действия можно определить, наблю­дая за ним в различных ситуациях или из беседы с родителями.

      Нормативы: 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается само­стоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при неболь­шой помощи взрослого.

      II. Задания с карточками

      1. Цель: оценка способности ребенка к группировке по форме и цвету.

      Материал: карточки с изображением разноцветных геометричес­ких фигур.

      Ход исследования: перед ребенком выкладываем разноцветные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат и предлагаем раз­ложить их на три группы. “Сюда положи все круги, такие же, как этот, сюда — все похожие треугольники, а сюда — все квадраты”. Затем все карточки смешиваем, выкладываем три карточки (с крас­ным, синим, белым кругами) и аналогичным образом предлагаем разложить карточки на новые группы.

      2. Цель: оценка степени усвоения ребенком конкретных функци­ональных значений предметов.

      Материал: набор карточек с изображением различных предме­тов.

      Ход исследования: ребенка просят показать предметы, описывая их по способу употребления, например: “Покажи, чем мама тебя при­чесывает”.

      3. Цель: изучение возможности понимания количественных от­ношений.

      Материал: карточки с изображением единичных предметов (кру­жок, мальчик и т.д.) и карточки с несколькими предметами (кружки, мальчики и т.д.).

      Ход исследования: ребенка просят показать карточку, где изобра­жен только один кружок, где много кружков, квадратов и т.д.

      Нормативы: выполнение задания в 3,5 года.

      4. Цель: оценка способности к элементарному синтезу, а также способности производить группировку предметов по конкретно-функциональному признаку, заданному вербально, понимание обобщаю­щей функции некоторых слов.

      Материал: набор карточек с изображением животных, людей, транспорта и т.д.

      Ход исследования: совместно с ребенком выбирают из набора те карточки, которые можно объединить в группу, условно обозначае­мую “что мы на себя надеваем”. Затем просят ребенка самостоятель­но подобрать следующие группы: “то, что можно кушать”, “то, что бывает на кухне”, “машины”, “люди”, “животные” и т.д.

      Нормативы: 3,5 года — осуществляет подбор предметов, адекват­ных конкретной ситуации, но после двух-трех совместных выборов; 4 года — легко понимает задачу, быстро создает группы.

      5. Цель: оценка способности сравнивать между собой нарисован­ные предметы.

      Материал: изображения предметов, похожих по форме или по цвету.

      Ход исследования: ребенку предлагается сравнить между собой нарисованные предметы и объяснить, чем они похожи и чем отлича­ются.

      Нормативы: 4 года — сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие, ничего не значащие детали, видит в них сходство, которое усматривает на чисто перцептивной основе, может устано­вить сходство простых круглых предметов по форме; 5 лет — четко выделяет такие признаки, как форма и цвет.

      6.Цель: оценка способности ориентации во времени года.

      Материал: картинки с изображением времен года.

      Ход исследования: у ребенка спрашивают, какое время года изоб­ражено.

      studfiles.net

      Речевое развитие детей дошкольного возраста

      Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

      В нашей статье мы хотим представить характеристику развития речи у дошкольников и ее возрастные нормы. Этот материал представляет собой общедоступную информацию для использования логопедами, например, на родительских собраниях или просто она может быть размещена на тематических стендах для родителей.

      Характеристика речи детей первой младшей группы

      На сегодняшний момент наблюдается увеличение общего числа детей, имеющих нарушения речи, есть практически неговорящие дети и дети с незначительными, но все же отклонениями речи. Родители! Обратите внимание как говорит ваше чадо. Есть ли соответствие речи ребенка согласно его возрастной группе?

      Период между 2-мя и 3-мя годами является благоприятным в плане накопления ребенком запаса слов, новые слова появляются ежедневно. Деятельность ребенка и его понимание происходящего стали сложнее и разнообразнее. Его знакомят с различными предметами, их свойствами, он может усваивать информацию о причинных связях между ними. Но дети 2-х лет еще часто пропускают буквы или слоги («клой» — открой) или добавляют лишние («таньканчик» — стаканчик).

      Малыш может начинать высказывать свое суждение о предметах. Говорит он однословно («Мосьно?» — Можно?), но уже пытается строить и предложения. Самые характерные ошибки двухлетних детей- это ошибки рода («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?) Еще они не могут сообразить и путают падеж и число («Вот лубасек» — Вот рубашка).

      Нельзя однозначно сказать, когда и какие звуки должен сказать ребенок, время и порядок их появления в речи очень индивидуальны. К 2-м годам ребенок усвоил такие виды звуков: губные (П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ), губно-зубные (Ф, ФЬ, В, ВЬ), переднеязычные Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, СЬ, ЛЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Пытаясь произнести свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Л), ребенок делает замену: С на СЬ, ФЬ; З — СЬ, В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ, ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Р-ЛЬ. Задача родителей, начиная с двухлетнего возраста ребенка, следить за развитием артикуляционных мышц. Надо проводить артикуляционную гимнастику, стараться обращать внимание ребенка, как должно звучать слово, произносить слова четко и пусть малыш старается повторить. Следует больше разговаривать с малышом, задавать вопросы и стремиться получить от него ответ. Все это делать мягко, без нажима, просто сопровождая беседой какую-либо общую деятельность, но избегайте слишком длинных фраз.

      Характеристика речи детей второй младшей группы

      Ваш ребенок подрос и его словарный состав уже может доходить до 1900 слов и понятий, пока это в основном существительные и глаголы. Далее в речи маленького человечка начнут появляться прилагательные, происходит формирование понятия общего слова.

      Грамматический строй

      Дети постепенно начинают овладевать такими грамматическими формами, как: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., могут уже изменять основу глагола. 3-хлетние дети могут вести диалоги простой формы, они способны пересказывать хорошо знакомые им сказки, к чему их надо поощрять.

      Звуки произносятся несколько смягченно, например «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие еще произносятся недостаточно четко либо не произносятся вовсе, пример- «абака»- собака, производится замена С – Ф («фолнце»-солнце), «З-В» (ваяц-заяц), «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие детьми произносятся нечетко или заменяют их: «Ш-С-Ф» («сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Л и Р трудны в произношении и их попросту пропускают или заменяют («лямпа», «ямпа»-лампа).

      Особенности в словопроизношении

      Характерными для речи детей такого возраста являются наличие в речи сокращений («тул»-стул), перестановок («шапля»-шляпа), добавлений лишних звуков («реблята»-ребята), замены звука («бабака»-собака). К возрасту четырех лет ребенок уже полностью овладевает звуковой системой языка, то есть хорошо произносит многие звуки и слова, его речь понятна.

      Характеристика речи детей средней группы

      Нормально развитый ребенок в четыре года владеет словарным запасом, насчитывающим около 2000 слов. Речь становится гораздо чище, количество сокращений заметно уменьшается, перестановки и пропуски слышаться все реже.

      4-хлетние дети уже употребляют более сложные фразы. Речь постепенно приобретает последовательный и связный характер. Дети могут свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминают простые стихи, пересказывают сказки, употребляя грамматически правильные формы.

      Ребенок пяти лет уже может нормально воспринимать и воспроизводить звуки, постепенно из речи исчезают привычка смягчать согласные, пропуски или замена звуков, правильно произносятся многосложные слова. Конечно в таком возрасте есть еще недочеты в звукопроизношении, но это чаще касается неустойчивого произношения свистящих или шипящих звуков. Ребенок может выборочно произносить звуки, то есть в отдельных словах говорить их правильно, а в некоторых неверно. Это значит, что отдельные звуки еще недостаточно закреплены, у ребенка пока еще нет четкой дифференциации этих звуков в речи.

      Если заниматься над правильным произношением, то несовершенства скоро уйдут из речи ребенка. Процесс овладения правильным звукопроизношением очень индивидуален и разница у разных детей может быть довольно ощутимой. Кто-то в пять лет говорит совершенно правильно, а некоторые дети все еще не умеют произносить Л и Р и нечетко произносят шипящие. Пока еще неправильное произношение не является отклонением и вполне закономерно. Пятилетний ребенок на слух способен узнавать звуки и может спокойно подбирать слово на конкретный звук. 5-летнего ребенка обязательно должен обследовать логопед на предмет правильного произношения.

      Характеристика речи детей старшей группы

      Словарный запас 5-тилетнего малыша насчитывает до 3000 слов. В речи активно участвую обобщающие слова, правильно произносятся названия предметов и явлений жизни, употребляются сложные слова. Произношение слов происходит уже практически без искажений, оно активно совершенствуется. Уже нет пропусков или перестановки звуков, за исключением малознакомых сложных слов, к примеру «эскалатор».

      Ребенок шестого года уже беседует достаточно свободно, используя довольно много слов, которые строятся в предложения. Формируя фразу, ребенок обычно пользуется всеми частями речи.

      Шестилетний ребенок уже обладает способностью замечать особенности в произношении слов другими детьми и понимать недостатки своей речи. Дети такого возраста готовы правильно воспринимать и произносить все звуки. Возможны еще некоторые недостатки произношения шипящих, а Р часто заменена на Л или Й.

      Проявление у ребенка затруднений дифференциации звуков, как правило, заключается в неверном произношении слова или фразы, которые насыщены однотипными звуковыми группами, к примеру слова: сушка, шоссе, говорятся так: «шушка, шошше». Причиной такого неверного произношения у детей могут являться дефекты строения речевых органов, а так же плохое развитие подвижности артикуляционных мышц. Так же может наблюдаться недостаточное развитие фонематических процессов, а ведь именно они «отвечают за узнавание» звуков. Этот возрастной период считается самым оптимальным для начала логопедических занятий.

      Характеристика речи детей подготовительной группы

      На 6-м-7-м году ребенок имеет словарный запас, достигающий 3000-3500 слов. Это уже довольно широкий спектр различных понятий и названий. Несмотря на это, детям свойственно путать понятия, часто слова употребляются неточно.

      Дети 6-ти лет достаточно хорошо понимают порядок изменения слов и правильно соединяют их в предложении. Правда еще частенько бывают ошибки в соблюдении падежа: «У меня нет перчатков».

      Если у ребенка отсутствуют органические недостатки и правильное речевое восприятие, шестилетний человечек вполне владеет всеми звуками языка и может абсолютно правильно употреблять их. Ребенок этого возраста готов к обучению. Логопед, после обследования, некоторым детям ставит такие диагнозы-ФФНР, ФНР, ОНР. Давайте разберемся, что это значит.

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является довольно распространенным нарушением. Этот диагноз ставится, если ребенку свойственно смешивать или заменять звуки (шапка — «сяпка»). Просто ребенок не знает точно, как правильно звучит конкретный звук, при этом запас слов может быть достаточно большим и он может правильно строить фразы.

      Нарушение речи при диагнозе «фонетическое недоразвитие речи» состоит только в звукопроизношении. Звук может искажаться или быть вовсе пропущенным «…ыба».

      Общее недоразвитие речи означает достаточно сложное речевое расстройство. Это происходит, когда ребенок с хорошими интеллектуальными способностями отличается поздним началом развития речи, или владеет скудным запасом слов, замечаются дефекты в произношении и нарушения фонематики. Дети, с такими нарушениями, часто гипервозбудимы, непоседливы, им свойственно быстрое утомление, наблюдается беспокойный сон, часто отличаются плохим аппетитом. Необходима комплексная консультация специалистов, таких как отоларинголог, стоматолог, психоневролог. Затем логопед назначает специальные занятия индивидуальной направленности или ребенок направляется в логопедическую группу.

      nedeli-beremennosti.com

      Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

      Актуальность работы. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

      Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста[26,11].

      Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

      К одному из эффективных способов развития мелкой моторики у детей, можно отнести дидактические игрушки.

      Дидактические игрушки и игры для развития мелкой моторики чрезвычайно полезны, ведь с их помощью мы помогаем ребенку освоить и сформировать различные необходимые навыки. Но помимо этого, мы делаем косвенный вклад в развитие речи ребенка, его мышления, творческих способностей, памяти, координации движений и т. д.

      Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.

      Предмет исследования: возможности использования дидактической игрушки в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

      Цель исследования: изучить возможность использования дидактической игрушки в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

      Для достижения поставленной цели в настоящей р аботе р ешаются следующие задачи:

      1. Представить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

      2. Раскрыть развивающий потенциал дидактических игрушек для детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

      3. Описать опыт развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

      Методы: изучение научно-методической литературы; анализ, синтез, обобщение; анализ педагогического опыта, опытно-практическая работа.

      Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

      Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

      К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

      Значение мелкой моторики:

      1.Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

      2.Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

      3.Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания [10,56].

      Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» [24,141].

      По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга [14, 78].

      По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи [19,20].

      Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

      Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой [19,22].

      Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста [15,18].

      Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

      Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку – белобоку», показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

      В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

      1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.

      2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.

      3. Дети учатся класть вещи в определённое место.

      4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.

      5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

      6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения [7,54].

      Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз.

      Мелкую моторику рук развивают:

      — различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

      — игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

      — игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать,

      — насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

      — рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

      — застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

      Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику [20,59].

      Таким образом, мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром [8,42].

      Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

      lektsii.org

      Смотрите так же:

      • Методика исследование речи дошкольников Методика исследования диалогической речи у дошкольников Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет При подборе методов изучения мы исходили из положения, что в наборе методик должен соблюдаться принцип системности и теоретической обоснованности, чтобы методики выполняли единую цель. Наше исследование […]
      • Права совершеннолетних детей в семье Права несовершеннолетних детей Личные права несовершеннолетних детей В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ); право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. […]
      • Зпр у детей дошкольного возрастакурсовая Глава 2. Изучение особенностей нравственных представленеий детей старшего дошкольного возраста с зпр 2.1.Цель, задачи, методика экспериментального исследования Для проверки сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, было […]
      • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
      • Лямблиоз у детей лечение и диета Как лечить лямблиоз у детей. Симптоматика, диагностические мероприятия и принципы терапии Лямблии – простейшие организмы-паразиты. Поражение этим микроорганизмом называется лямблиоз и в 20% является причиной многих заболеваний ЖКТ. Открыл этот микроорганизм и описал в XIX веке ученый Лямблий, по имени которого и назвали этого […]
      • Что делать маленький ребенок не спит ночами Малыш плохо спит. Что делать Об идеальном сне младенца мечтает любой из нас, столкнувшийся хоть раз в жизни с бессонницей или расстройством сна. Однако многие родители вряд ли согласятся с тем, что сон их ребенка является идеальным, скорее наоборот они сочтут, его неважным. По научным данным в каждой шестой семье у ребенка грудного или […]
      • Сколько часов должны спать дети в 6 месяцев Сколько должен спать ребенок в 6 месяцев? Нормы развития Новорожденный кроха большую часть времени проводит во сне и набирается сил для новых свершений. С возрастом количество времени, проведенного во сне, значительно сокращается. В шесть месяцев поведение ребенка, его развитие и многое другое радикально отличается от периода […]
      • Зож картинки для детей дошкольного возраста Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время одной из […]