Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Признаки СДВГ проявляются чрезмерной подвижностью, неусидчивостью. Сказать о гипердинамичном ребенке, что он непоседлив, – значит не сказать ничего. Он подвижен, как ртуть. Не уследили – и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Именно он чаще всего оказывается на проезжей части улицы, устраивает короткое замыкание в электросети или опрокидывает на себя кастрюлю с кипятком. Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит с ним.

Руки гиперактивного ребенка находятся в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На месте ему не усидеть. Он даже стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что еще миг – и он сорвется с места, умчится на край света. От избытка чувств гипердинамичный ребенок не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь, споря. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Выбирает он только живые и подвижные игры, в которых все сводит к беготне.

Совершение действий без достаточного сознательного контроля. Импульсивный ребенок действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчен происшествием, виной которого становится. Никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Да и он сам этого не знает.

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой. На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.

Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. По мнению ряда авторов, признаки СДВГ могут появиться в результате осложнения во время беременности и родов, черепно-мозговой травмы в раннем детстве.

Когда ставят диагноз СДВГ

Следует отметить, что диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении, т. е. не ранее 5-6-летнего возраста.

Чтобы утвердить диагноз СДВГ, дети должны быть под наблюдением не менее шести месяцев, при этом у них должно проявляться от шести или более из перечисленных симптомов.

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок стал послушным, спокойным и внимательным.

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  • Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  • Часто бывает болтливым.
  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  • Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Из-за проявлений СДВГ дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.

    Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов , у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей.

    Рекомендации психологов

    Психологи и психотерапевты владеют специальными воспитательными приемами для родителей и педагогов, которые разъясняют, как правильно вести себя с таким ребенком, чтобы не быть излишне требовательным (не требовать от ребенка то, чего он сделать не в состоянии). Перед тем, как лечить СДВГ, родителям следует обратить внимание на режим дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

    Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

    Как лечить СДВГ – лекарственная терапия

    Существующая лекарственная терапия СВДГ представлена успокаивающими средствами (отвары и экстракты пустырника, валерианы, чаи из сбора трав), и препаратами, способствующими повышению внимания и обучения. Однако при преувеличении дозировки, такие лекарства могут вызвать сонливость, вялость, мышечную слабость. Поэтому для детей с диагнозом СДВГ оптимальным решением являются препараты без побочного действия.

    Чтобы помочь гиперактивному ребенку, российские ученые разработали уникальный препарат Тенотен детский, который является регулятором работы нервной системы и был создан с учетом особенностей детского организма. Именно такая естественная бережная регуляция процессов возбуждения и торможения устраняет чрезмерную активность, повышенную отвлекаемость и, как следствие, улучшает внимание, усидчивость и способность к обучению. Тенотен детский содержит сверхмалые дозы действующего вещества и поэтому не оказывает вредного воздействия на организм ребенка. В отличие от других успокаивающих препаратов Тенотен детский не вызывает заторможенности, дневной сонливости и вялости.

    Тенотен детский безопасен даже при длительном приеме из-за отсутствия побочных эффектов и возможности случайной передозировки.

    www.tenoten-deti.ru

    СДВГ (диагноз невролога) — что это? Признаки, коррекция. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей

    СДВГ (диагноз невролога) — что это такое? Данная тема интересна многим современным родителям. Бездетным семьям и людям, которые далеки от детей в принципе, этот вопрос не так важен. Названный диагноз — это довольно распространенное хроническое состояние. Оно встречается и у взрослых, и у детей. Но при этом следует обратить внимание в первую очередь на то, что несовершеннолетние больше подвержены негативному влиянию синдрома. Для взрослых СДВГ не так опасен. Тем не менее иногда полезно разбираться в столь распространенном диагнозе. Что он собой представляет? Можно ли как-то избавиться от подобного расстройства? Почему оно появляется? Во всем этом на самом деле следует разобраться. Сразу следует отметить — если имеются подозрения на гиперактивность у ребенка, нельзя оставлять это без внимания. Иначе до момента вступления во взрослую жизнь у малыша будут некоторые проблемы. Не самые серьезные, но хлопот они доставят и ребенку, и родителям, и окружающим людям.

    Определение синдрома

    СДВГ (диагноз невролога) — что это? Уже было сказано, что так называется распространенное во всем мире неврологическо-поведенческое расстройство. Расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». В просторечии довольно часто данный синдром называется просто гиперактивностью.

    СДВГ (диагноз невролога) — что это такое с медицинской точки зрения? Синдром представляет собой особую работу организма человека, при которой наблюдается расстройство внимания. Можно сказать, это рассеянность, неусидчивость и невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

    В принципе, не самое опасное расстройство. Данный диагноз — не приговор. В детстве гиперактивность способна доставить немало хлопот. Но во взрослой жизни, как правило, СДВГ отходит на второй план.

    Изучаемое яаление чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Многие родители считают, что СДВГ — это самый настоящий приговор, крест на жизни ребенка. На самом деле, как уже было сказано, это не так. В действительности гиперактивность подлежит лечению. И опять же, взрослому человеку данный синдром доставит не так уж много проблем. Поэтому паниковать и расстраивать не стоит.

    Диагноз СДВГ у ребенка — что это? Понятие уже было раскрытонами ранее. Но почему возникает такое явление? На что должны обратить внимание родители?

    Врачи до сих пор точно не могут сказать, почему у ребенка или взрослого человека возникает гиперактивность. Дело в том, что вариантов ее развития может быть очень много. Среди них выделяют следующие:

    1. Осложненная беременность матери. Сюда же относят тяжелые роды. По данным статистики дети, у матерей которых роды прошли по нестандартному варианту, чаще подвержены данному синдрому.
    2. Наличие хронических болезней у ребенка.
    3. Тяжелое эмоциональное потрясение или изменение в жизни человека. В частности малыша. Не важно, хорошее оно было или плохое.
    4. Наследственность. Именно этот вариант рассматривается чаще всего. Если у родителей наблюдалась гиперактивность, то и у ребенка она не исключена.
    5. Недостаток внимания. Современные родители постоянно заняты. Поэтому дети довольно часто страдают от СДВГ именно из-за того, что так организм реагирует на недостаток родительской заботы.
    6. Не следует путать гиперактивность с избалованностью. Это абсолютно разные понятия. Изучаемый диагноз — не приговор, а вот упущения в воспитании довольно часто не поддаются корректировке.

      Теперь немного понятно, почему возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности. Симптомы его хорошо заметны у детей. Но не у маленьких. Следует запомнить, что малышам до 3 лет не могут поставить соответствующий диагноз. Потому что у таких детей рассеянность — это нормальное явление.

      Как проявляется СДВГ? Можно выделить следующие отличительные черты, которые встречаются у детей:

    7. Ребенок излишне активен. Он целый день бегает и прыгает без какой-либо цели. То есть чтобы просто бегать и прыгать.
    8. У малыша наблюдается рассеянное внимание. Сконцетрироваться на чем-либо ему очень трудно. Также следует учесть, что ребенок будет крайне неусидчив.
    9. Школьники часто имеют низкую успеваемость в школе. Плохие отметки — следствие проблем с концентрацией на поставленных задачах. Но как признак такое явление тоже выделяют.
    10. Агрессия. Малыш может быть агрессивен. Иногда он просто невыносим.
    11. Непослушание. Еще один признак гиперактивности. Ребенок вроде бы и понимает, что следует успокоиться, но сделать этого не может. Или вообще игнорирует всякие замечания в свой адрес.

    Вот так можно определить СДВГ. Симптомы у детей напоминают избалованность. Или банальное непослушание. Именно поэтому при первых же признаках рекомендуется обратиться к врачу. Но об этом немного позже. Сначала стоит понять, как проявляется изучаемое состояние у взрослых.

    Почему? СДВГ диагностируется без особых проблем у детей. Но, как уже было сказано, его не так просто обнаружить у взрослого человека. Ведь он как бы отходит на второй план. Имеет место, но важной роли не играет. Зачастую СДВГ у взрослых можно спутать, например, с эмоциональным расстройством. Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые распространенные симптомы.

    Среди них можно выделить следующие составляющие:

  • человек первый начинает конфликтовать по пустякам;
  • имеют место необоснованные и резкие вспышки гнева;
  • при разговоре с кем-нибудь человек «витает в облаках»;
  • легко отвлекается во время выполнения задачи;
  • даже во время полового акта человек может отвлечься;
  • наблюдается невыполнение данных ранее обещаний.
  • Все это указывает на наличие СДВГ. Не обязательно, но вероятность такая имеет место. Требуется обратиться к врачу для полного исследования. И если диагноз СДВГ у взрослых будет подтвержден, потребуется пройти курс лечения. При соблюдении рекомендаций удается довольно быстро избавиться от растройства. Правда, в случае с детьми придется проявить настойчивость и решительность. Детская гиперактивность лечится с трудом.

    Следующий вопрос — к какому специалисту обращаться? На данный момент медицина насчитывает огромное количество врачей. Кто из них способен поставить верный диагноз? Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей могут распознать:

  • неврологи (именно к ним приходят с болезнью чаще всего);
  • психологи;
  • психиатры;
  • социальные работники.
  • Сюда же можно отнести еще и семейных врачей. При этом необходимо отметить, что соцработники и психологи только ставят диагноз. Но медикаментозное лечение они не имеют право назначать. Это не в их компетенции. Поэтому чаще всего родители и уже взрослые люди просто направляются на консультацию к неврологам.

    Распознавание синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) происходит в несколько этапов. Опытный врач обязательно будет следовать определенному алгоритму.

    В самом начале нужно рассказать о себе. Если речь идет о детях, врач просит составить психологический портрет несовершеннолетнего. В рассказ потребуется включить еще и подробности жизни и поведения пациента.

    Далее посетителю дадут так называемый СДВГ-тест. Он помогает определить степень рассеянности пациента. Без него обойтись можно, но поступать так не рекомендуется.

    Следующий этап — назначение дополнительных исследований. Например, невролог может попросить сделать УЗИ головного мозга и томографию. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей на данных снимках будет хорошо заметен. При изучаемом недуге работа мозга немного меняется. И это отражается на результатах УЗИ.

    Пожалуй, это все. Дополнительно невролог изучит карту заболеваний пациента. После всего перечисленного выносится диагноз. И, соответственно, назначается лечение. Коррекция СДВГ — процесс весьма продолжительный. Во всяком случае, у детей. Лечение назначается разное. Все зависит от причины появления гиперактивности.

    Теперь понятно, что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности. Лечение, как уже было сказано, детям и взрослым назначают разнообразное. Первая методика — это медикаментозная коррекция. Как правило, совсем маленьким деткам такой вариант не подходит.

    Что могут выписать ребенку или взрослому пациенту с диагнозом СДВГ? Ничего опасного. Как правило, среди медикаментов присутствуют только витамины, а также успокоительные. Иногда — антидепрессанты. Признаки СДВГ устраняются таким образом вполне успешно.

    Больше никаких существенных лекарств не назначается. Все таблетки и препараты, которые прописывает невролог, направлены на успокоение нервной системы. Поэтому пугаться прописанного успокоительного не стоит. Регулярный прием — и вскоре болезнь пройдет. Не панацея, но действует подобного рода решение вполне эффективно.

    Некоторые люди не доверяют действию медикаментов. Поэтому можно посоветоваться с неврологом и воспользоваться народными методами лечения. Они зачастую оказываются не менее эффективными, чем таблетки.

    Что можно посоветовать, если наблюдается СДВГ? Симптомы у детей и взрослых могут быть устранены посредством принятия:

    Хорошо помогают ванны с эфирными маслами, а также с солью с успокаивающим эффектом. Детям можно давать на ночь теплое молоко с медом. Тем не менее медицинская эффективность данных приемов не доказана. Человек будет действовать на свой страх и риск. Впрочем, многие взрослые отказываются от всякого лечения СДВГ у себя. А вот в случае с детьми, как уже было сказано, изучаемую проблему не стоит упускать из виду.

    Лечение детей без таблеток

    Какое еще предусматривает СДВГ лечение? Препараты, которые прописываются врачами, — это, как уже было сказано, успокоительные. Что-то вроде «Новопассита». Не все родители готовы давать своим детям подобного рода таблетки. Некоторые указывают на то, что успокоительные вызывают привыкание. И, избавившись от СДВГ таким образом, можно обеспечить ребенку зависимость от антидепрессантов. Согласитесь, не самое лучшее решение!

    К счастью, у детей гиперактивность поддается коррекции даже без таблеток. Единственно, что нужно учесть: родители должны проявлять терпение. Ведь гиперактивность быстро не лечится. И об этом необходимо помнить.

    Какие рекомендации специалисты чаще всего дают родителям, чтобы устранить СДВГ? Среди них встречаются следующие советы:

  • Больше времени уделять детям. Особенно если гиперактивность — это следствие недостатка внимания родителей. Хорошо, когда один из родителей может остаться «в декрете». То есть не работать, а заниматься с ребенком.
  • Отдать малыша в развивающие кружки. Хороший способ повысить внимание ребенка, а также развивать его всесторонне. Можно даже отыскать специализированные центры, где организовывают занятия для детей с гиперактивностью. Сейчас это не такая уж большая редкость.
  • Со школьником нужно больше заниматься. Но не заставлять его сутками сидеть над домашним заданием. Следует также понимать, что плохие отметки — следствие СДВГ. И ругать ребенка за это как минимум жестоко.
  • Если ребенок гиперактивен, необходимо найти применение его энергии. Иными словами, записать на какие-нибудь спортивные занятия. Или просто давать за день набегаться вволю. Идея с секциями интересует родителей больше всего. Хороший способ и с пользой провести время, и одновременно с этим выплеснуть накопившуюся энергию.
  • Спокойствие — вот еще один момент, который должен иметь место. Дело в том, что родители при коррекции СДВГ у детей, проявляющих агрессию, ругают их за плохое поведение, и как следствие — не могут справиться с состоянием ребенка. Только в спокойной обстановке возможно излечение.
  • Последний момент, который помогает родителям, — это поддержка увлечений ребенка. Если малыш к чему-то испытывает интерес, его необходимо поддержать. Не стоит путать это со вседозволенностью. Но и подавлять стремление детей к изучению мира, пусть и излишне активному, не нужно. Можно попытаться заинтересовать малыша каким-нибудь более спокойным занятием. Хорошо помогают дела, которыми можно заниматься вместе с ребенком.
  • Следуя данным правилам, родители имеют высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс, как уже было сказано, не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет. Если вовремя начать лечение, можно без особого труда победить такое хроническое состояние окончательно.

    Диагноз СДВГ у ребенка — что это? А у взрослого? Ответы на эти вопросы уже известны. На самом деле бояться синдрома не стоит. От него никто не застрахован. Но при своевременном обращении к специалисту, как показывает практика, существует высокая вероятность успешного лечения.

    Самолечением заниматься не рекомендуется. Только невролог способен назначить максимально эффективную терапию, которая будет подбираться в индивидуальном порядке, исходя из причин, приведших к постановке данного диагноза. Если врач совсем маленькому ребенку выписывает успокоительное, лучше показать малыша другому специалисту. Не исключено, что родители общаются с непрофессионалом, который не способен отличить избалованность от СДВГ.

    Злиться на ребенка и ругать его за активность не нужно. Наказывать и запугивать — тоже. При любых обстоятельствах следует помнить, что гиперактивность — это не приговор. И во взрослой жизни данный синдром не так заметен. Нередко с возрастом гиперактивное поведение нормализуется самостоятельно. Но может проявиться в любое время.

    В действительности СДВГ наблюдается чаще всего у школьников. И не стоит считать это позором или каким-то страшным приговором. Дети с гиперактивностью довольно часто более талантливы, чем их сверстники. Единственное, что мешает им преуспевать, — это проблема концентрации внимания. И если помочь ее решить, ребенок еще далеко не один раз порадует родителей. СДВГ (диагноз невролога) — что это? Неврологическо-поведенческое расстройство, которое не удивляет современных врачей и при правильном лечении корректируется!

    fb.ru

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей: симптомы, причины и лечение

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.

    Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

    Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

    Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.
  • Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

    Причины возникновения СДВГ

    За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

    • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
    • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
    • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
    • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.
    • Как помочь ребенку с СДВГ?

      Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

      Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

      Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

      В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

      При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

    • Прием исключительно под контролем врача.
    • Динамическое наблюдение и коррекция.
    • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!
    • Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

      Логопедические занятия при СДВГ

      Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

    • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
    • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
    • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
    • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
    • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
    • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
    • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.
    • Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

      Добрый день! Мальчику 3 года, из детдома. (в новой семье 10 месяцев). Были у невролога- куча лекарств, психиатр-направление в психиатрическую клинику. Диагноз- ЗРР, гиперактивность. Не хочется пичкать и травмировать ребенка лекарствами, уколами. Словарный запас- не более 15-20 слов, да и то с нечетким произношением. Неусидчив, заниматься может 5-10 минут, Могут ли в вашем центре помочь нам?

      Да, но направление коррекционной работы станет понятно после первичной консультации

      Мальчику 3 года и 4 мес.Речь практически отсутствует, есть несколько элементарных фраз и простых слов. При этом активно лопочет на своем языке. Гиперактивен, крушит и ломает все. Боюсь, что из детского сада нас выгонят (еще не ходили).

      Возможна ли корректировка в вашем центре (мы в Мытищах)?

      Здравствуйте! Да, конечно, мы ставим речь непоседам, приходите:)

      karkusha.su

      Нарезвившись полдня в детском саду и нагулявшись в парке до вашего посинения, малыш продолжает веселье и дома. Его батарейка никогда не садится, и только ночью, когда он, наконец, утихает, домашние могут опуститься с ушей на ноги. Бурлящая энергия ребенка, его неуемная подвижность часто ставят родителей в тупик. А что, если виной тому гиперактивность, о которой сегодня так часто говорят врачи?

      Сегодня диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (сокращенно СДВГ или просто – гиперактивность) имеют от 5 до 15% детей в возрасте 7?10 лет. Для сравнения: «школьный невроз», то есть нарушения адаптации к детскому саду или школе ? с плачем, головными болями и частыми простудами, ? встречается у 5% детей. Сомнений нет: последний десяток лет гиперактивность лидирует среди неврологических детских болезней. Однако об этой проблеме человечеству было известно и раньше. В 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский заметил, что в каждой школе и в каждом классе есть дети, выбивающиеся из общего ряда. Он назвал их «дезорганизаторами». Термин «гиперактивность» появился позже, на съезде неврологов в Оксфорде в недалеком 1962 г.

      К началу текущего тысячелетия число гиперактивных детей заметно увеличилось. И хотя точные причины врачи до сих пор не раскрыли, главным обвиняемым по делу проходит… сама медицина. Благодаря ее бурному развитию на свет стали появляться дети, у которых раньше не было шансов. Сегодня примерно треть родов в России проходит путем кесарева сечения. Примерно половина «счастливцев» (а это 15% всех новорожденных) получают на выходе диагноз «перинатальная энцефалопатия». Это поражение мозга развивается из-за того, что малыш слишком резко попадает на этот свет и его мозг не успевает адаптироваться к разнице давления в материнской утробе и в воздушном пространстве. К таким же последствиям могут привести и другие методы родовспоможения, например применение акушерских щипцов.

      Есть и иные предпосылки. Гиперактивность способны спровоцировать инфекции с высокой температурой на первом году жизни, травмы головы до 3 лет. Дети, часто страдающие респираторными или желудочно-кишечными заболеваниями, тоже входят в группу риска. Токсины, которые вырабатывают вредные бактерии и вирусы, высокая температура, нехватка питательных веществ из-за снижения аппетита во время болезни – все это негативно сказывается на мозге. Самыми опасными считаются периоды, когда он созревает семимильными темпами. Мозг очень уязвим на первом году жизни (когда растет кора головного мозга, отвечающая за высшие психические функции), в районе 3 лет, между 5 и 6 годами и в 8, 9?10, 12 и 16?18 лет. Добавляет масла в огонь и плохая экология. В городах, где бурно развивается промышленность, дети с СДВГ рождаются чаще. Йододефицитные регионы (которых в России большинство) тоже неблагополучны, ведь этот элемент играет важную роль в становлении нервной системы.

      Иногда условия для развития гипер­активности возникают еще на стадии беременности. О зле курения и алкоголя знает каждый, а вот о том, что недостаток умеренных физических нагрузок и неправильно сбалансированная диета вредны не меньше, будущие мамы забывают.

      И, наконец, у мальчиков этот синдром встречается в три раза чаще, чем у девочек. Женский плод от природы более устойчив к негативным воздействиям любого рода ? так уж распорядилась эволюция.

      Ученые пришли к выводу, что гиперактивным детям не хватает энергии, которую они получают из внешнего мира и которой здоровому человеку бывает достаточно.

      Мозг условно делится на три части: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации и блок, контролирующий поведение. Вся информация, которую мы получаем извне от органов чувств, преобразуется в энергию благодаря электрическим импульсам между нейронами. Эта энергия в норме накапливается в блоке тонуса, который можно сравнить с батарейкой. Но у гиперактивных детей связи между нейронами нарушены, и часть энергии теряется. Для подзарядки им не хватает той стимуляции, которую способны обеспечить 5 органов чувств. Чтобы утолить энергетический голод, гиперактивный ребенок начинает эксплуатировать свое шестое чувство. И интуиция здесь ни при чем. Речь идет о так называемом мышечном чувстве ? способности человека и животных ощущать перемещение частей своего тела в пространстве. Первым его описал русский ученый И.М. Сеченов в 20-х годах прошлого века. К слову, это самый мощный и самый главный из всех органов чувств, и именно благодаря ему наши двигательные реакции так хорошо скоординированы. Избыточная подвижность гиперактивных детей объясняется потребностью получить как можно больше энергии за счет работы мыщц. Они бегают, прыгают, ерзают, чтобы подпитать ослабевший блок тонуса, иначе они в буквальном смысле будут засыпать на ходу.

      Гиперактивность прежде всего проявляется в неспособности к самоконтролю, однако действовать в полной мере осознанно ребенок учится не раньше 5?7 лет. Это значит, что поставить диагноз СДВГ малышу можно только после 4,5?5 лет. До этого времени все дети много двигаются, неохотно слушаются родителей, нередко нарушают правила. Важно также не путать гиперактивность с невоспитанностью или переменами в поведении на фоне стрессовой ситуации (переезда, развода родителей). В последних двух случаях нетипичными выходками малыш пытается сообщить взрослым о своей проблеме. Гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно практически всегда и всюду.

      У СДВГ три главных симптома: трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, повышенная двигательная активность. У маленьких детей граница между нормой и отклонением размыта, и оценивать эти параметры должен врач. Хотя некоторые ориентиры для родителей все же существуют. Повышенная двигательная активность проявляется в том, что после 4 лет малыш не может и минуты посидеть спокойно: он то и дело вскакивает со стула, постоянно куда-то срывается и убегает. Его движения кажутся избыточными и неорганичными. Особенно ярко контраст заметен на детской площадке. Но в более раннем возрасте эти симптомы не должны настораживать.

      Импульсивность означает неспособность придерживаться принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом всегда можно договориться: старшим говори «вы», не отбирай игрушки у других детей. Гиперактивный ребенок, напротив, всегда себе на уме. Он делает только то, что ему хочется. При этом он прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями. Если после 4,5 года малыш не чувствует рамок, это повод задуматься.

      Трудности с концентрацией внимания у детей до 5 лет проявляются в том, что они не могут довести начатое дело до конца. Уже после 4 лет за 3?5 минут здоровый малыш успеет нарисовать человечка или построить из кубиков башню (если превысить это время, он быстро устанет). Гиперактивный ребенок с миссией не справится: будет постоянно отвлекаться.

      Поставить диагноз СДВГ может либо невролог, либо психиатр. Если врач делает вывод «с лету» на основе 15-минутной устной беседы, лучше сразу идти к другому специалисту. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если вышеперечисленные симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста и как минимум в двух ситуациях: например, дома и в детском саду или дома и в торговом центре. Но этих доказательств все равно недостаточно. Сначала врач подробно расспросит родителей и, если нужно, отправит их собрать информацию о поведении малыша в детский сад. Затем он пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий, чтобы оценить уровень развития психических и двигательных функций. Ему потребуются также результаты энцефалограммы и заключение окулиста и отоларинголога о том, что со зрением и слухом малыша все в порядке. При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, но без этих четырех пунктов диагноз не может считаться верным.

      В большинстве случаев СДВГ поддается лечению. Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек, которые состоят из нескольких звеньев. При болезнях мозга, в том числе и при гиперактивности, некоторые звенья ослабевают, поэтому какие-то психические функции начинают работать хуже или отключаются вовсе. Однако никакой катастрофы не происходит. Восполнить пробелы помогают запасные звенья, которые в обычной ситуации не используются. Например, глухие люди могут понимать речь, считывая фразы по губам. Так и у гиперактивных детей: способность к самоконтролю у них отсутствует не полностью, а лишь частично. Да, они не могут выстраивать сложные программы поведения, зато с задачами в 1?2 звена они справляются. Исходя из этой особенности, нейропсихологи разработали для таких ребят особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на цепь простых действий с контрольными вопросами посередине. Эти упражнения малыш должен выполнять под руководством врача и дома вместе с родителями.

      Однако без лекарств лечение, как правило, все же не обходится. Врачи обычно назначают витамины группы В в больших дозах и ноотропы. Первые способствуют развитию мозга, вторые улучшают обмен веществ и укрепляют связи между нейронами. В России ноотропы назначают детям от 5 до 7?8 лет. В более старшем возрасте используются другие лекарства.

      Только такой комплексный подход дает результат. Нейроны – это клетки, которые активизируются в процессе мышления, поэтому наряду с медикаментами ребенку необходима регулярная психологическая стимуляция. Зато если альянс получился, гиперактивность поддается коррекции за 3?5 месяцев. Это не значит, что ребенок полностью выздоровеет, но такие симптомы, как импульсивность и избыточная подвижность, сгладятся.

      Когда курс лечения закончится, ребенка можно будет отдать в обычную школу. Однако на пути его развития еще будет несколько критических точек. Трудности возникнут при подготовке к школе (с обу­чением чтению, письму и счету), поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю и в подростковом возрасте. В периоды «обострений» родителям нужно будет снова обратиться к врачу, возобновить занятия, а возможно, и пропить курс лекарств. Однако с каждым разом всплески гиперактивности будут стихать: с возрастом болезнь, как правило, отступает. Без вмешательства врачей ближе к подростковому возрасту от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром сами. Но при этом улучшения наступают не раньше 12 лет, а нарушения внимания остаются на всю жизнь.

      www.parents.ru

      Диагноз сдвг у ребенка

      Еще в середине 19-го века немецким специалистом в области психоневрологии (прим. – Генрихом Хоффманом) была дана оценка чрезмерной подвижности ребенка. После явление изучали достаточно активно и широко, а с 60-х годов данное состояние было переведено в разряд «патологических» с минимальными дисфункциями мозга.

      Почему СДВГ? Потому что в основе гиперактивности – именно дефицит внимания (невозможность сосредоточиться).

      Что такое гиперактивность и синдром дефицита внимания – классификация СДВГ

      В медицине термином «гиперактивность» принято называть невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, постоянную отвлекаемость и избыточную активность. Ребенок постоянно находится в нервно-возбудимом состоянии и приводит в ужас не только посторонних людей, но и собственных родителей.

      Активность малыша – это нормально (ну не бывает детей, тихо сидящих все детство в углу с фломастерами).

      Но когда поведение ребенка переходит определенные рамки, есть смысл присмотреться и задуматься – просто ли это капризность и «моторчик», или уже пора сходить к специалисту.

      Под СДВГ следует понимать синдром повышенной активности (прим. – физической и умственной), на фоне которого возбуждение всегда преобладает над торможением.

      Данный диагноз, согласно статистическим данным, ставят 18% детей (преимущественно мальчикам).

      Как классифицируют заболевание?

      По доминирующим симптомам, обычно СДВГ разделяют на следующие типы:

    • СДВГ, при котором гиперактивность отсутствует, а дефицит внимания, напротив, преобладает. Обычно встречается у девочек, характеризуясь, в частности, излишне бурной фантазией и постоянным «витанием в облаках».
    • СДВГ, при котором преобладает чрезмерная активность, а дефицита внимания не наблюдается.Данный вид патологии весьма редкий. Проявляется вследствие нарушений ЦНС либо при индивидуальных особенностях ребенка.
    • СДВГ, при котором гиперактивность сосуществует с дефицитом внимания. Эта форма – наиболее распространенная.
    • Также отмечают и разницу в формах патологии:

    • Простая форма (чрезмерная активность + рассеянность, невнимательность).
    • Осложненная форма. То есть, с сопутствующими симптомами (нарушенный сон, нервный тик, головные боли и даже заикание).
    • СДВГ — как осуществляется диагностика?

      При подозрении на наличие патологии следует обращаться к таким детским специалистам, как психолог и невролог, а также психиатр.

      После обычно отправляют на консультации к офтальмологу и эпилептологу, к логопеду и эндокринологу, к ЛОРу.

      Естественно, при 1-м визите и осмотре ребенка никто поставить диагноз не сможет (если все-таки поставили – ищите другого врача).

      Диагностика СДВГ весьма сложна и длительна: помимо бесед с врачами, проводят наблюдение за поведением ребенка, осуществляют нейропсихологическое тестирование, применяют современные методы обследования (ЭЭГ и МРТ, анализы крови, ЭхоКГ.

      Почему важно своевременно обратиться к специалисту? Нужно понимать, что под «маской» СДВГ часто скрываются и другие, порой, весьма тяжелые заболевания.

      Поэтому, заметив в своем ребенке данного рода «странности», отправляйтесь на кафедру детской неврологии либо в любой местный специализированный центр неврологии на обследование.

      Основные причины СНДГ у детей

      «Корни» патологии кроются в нарушенной функции подкорковых ядер мозга, а также лобных его участков, либо в функциональной незрелости мозга. Адекватность обработки информации дает сбой, вследствие чего возникает избыток эмоциональных (а также звуковых, зрительных) стимулов, что ведет к раздражению, беспокойству и пр.

      Нередко закладка СДВГ происходит еще в утробе матери.

      Причин, которые дают старт развитию патологии, не так уж и много:

    • Курение будущей мамы в процессе вынашивания плода.
    • Наличие угрозы прерывания беременности.
    • Частые стрессы.
    • Отсутствие правильного сбалансированного питания.
    • Также решающую роль могут сыграть:

    • Рождение малыша преждевременно (прим. – до 38-й недели).
    • Стремительные либо простимулированные, а также затяжные роды.
    • Наличие патологий неврологического характера у малыша.
    • Отравление тяжелыми металлами.
    • Избыточная строгость мамы.
    • Несбалансированный детский рацион.
    • Тяжелая обстановка в доме, где растет кроха (стрессы, ссоры, постоянные конфликты).
    • Генетическая предрасположенность.
    • Ну и, конечно, следует понимать, что наличие сразу нескольких факторов серьезно повышает риск развития патологии.

      Симптомы и признаки СДВГ у детей по возрастам – диагностика гиперактивности и синдрома дефицита внимания у ребенка

      К сожалению, диагностика СДВГ среди российских специалистов оставляет желать лучшего. Есть масса случаев, когда данный диагноз ставят детям с психопатией или признаками явной шизофрении, а также с умственной отсталостью.

      Поэтому важно проходить обследование у профессионалов, четко понимающих – какими методами осуществляют диагностику, что нужно исключить сразу, как зависит проявление патологии от возраста, и пр.

      Не менее важно – правильно оценить симптоматику (не самостоятельно, а у врача!).

      СДВГ у крох до 1 года — симптомы:

    • Бурная реакция на разного рода манипуляции.
    • Избыточная возбудимость.
    • Нарушенный сон (слишком долго бодрствует, плохо спит, не уложить, и пр.).
    • Задержка физического развития (прим. – в 1-1,5 мес.).
    • Повышенная чувствительность к яркому свету либо звукам.
    • Конечно, не стоит паниковать, если данная симптоматика – явление редкое и единичное. Также стоит помнить, что капризность крохи в столь юном возрасте может быть следствием смены питания, растущих зубов, колик и пр.

      СДВГ у малышей 2-3-х лет – симптомы:

      • Неусидчивость.
      • Сложности с мелкой моторикой.
      • Несвязность и хаотичность движений малыша, а также их избыточность при отсутствии необходимости в них.
      • Задержка в развитии речи.
      • В данном возрасте признаки патологии имеют свойство проявляться наиболее активно.

        СДВГ у дошколят – симптомы:

      • Невнимательность и плохая память.
      • Неусидчивость и рассеянность.
      • Сложности в период укладывания спать.
      • Непослушание.

      Все малыши в возрасте от 3-х лет упрямы, своенравны и излишне капризны. Но при СДВГ такие проявления существенно обостряются. Особенно в момент адаптации в новом коллективе (в детском саду).

      СДВГ у школьников – симптомы:

    • Отсутствие концентрации внимания.
    • Отсутствие терпеливости при выслушивании взрослых.
    • Заниженная самооценка.
    • Появление и проявление различных фобий.
    • Неуравновешенность.
    • Энурез.
    • Головные боли.
    • Появление нервного тика.
    • Неспособность определенное время спокойно просидеть на 1-м месте.
    • Обычно у таких школьников можно наблюдать серьезное ухудшение общего состояния: при СДВГ нервная система просто не успевает справляться с большим объемом школьных нагрузок (физических и психических).

      Гиперактивность — или все-таки просто активность: как отличить?

      Подобным вопросом мамы и папы задаются довольно часто. Но возможность отмежевать одно состояние от другого все-таки есть.

      Нужно просто понаблюдать за своим чадом.

    • Гиперактивный малыш (ГМ) не может себя контролировать , постоянно в движении, устраивает истерики при усталости. Активный малыш (АМ) любит подвижные игры, не любит сидеть на месте, но при заинтересованности с удовольствием спокойно слушает сказку или собирает пазлы.
    • ГМ часто, много и эмоционально говорит. При этом постоянно перебивает и, как правило, редко дослушивает ответ. АМ тоже говорит быстро и много, но с менее эмоциональной окраской (без «одержимости»), а также постоянно задает вопросы, ответы на которые, большей частью, дослушивает до конца.
    • ГМ крайне сложно уложить спать, и спит он плохо – беспокойно и с перерывами на капризы. Случаются также аллергии и различные кишечные расстройства. АМ хорошо спит, и проблем с пищеварением не испытывает.
    • ГМ неуправляемый. Мама не может «подобрать к нему ключики». На запреты, ограничения, увещевания, слезы, договоры и проч. ребенок просто не реагирует. АМ не особо активен вне дома, в знакомой же обстановке «расслабляется» и становится «мамо-мучителем». Но ключик подобрать можно.
    • ГМ провоцирует конфликты сам. Обуздать агрессию и эмоции он не способен. Патология проявляется драчливостью (кусается, пихается, бросается предметами). АМ очень активен, но без агрессии. Он просто с «моторчиком», любознательный и бодрый. Спровоцировать конфликт не может, хотя сдачи дать в определенном случае – очень даже.
    • Конечно, все эти признаки относительны, а дети – индивидуальны.

      Категорически не рекомендуется ставить своему чаду диагноз самостоятельно. Помните, что даже один простой педиатр или невролог с опытом поставить такой диагноз в одиночку и без обследований не в силах – нужна полная диагностика у специалистов.

      Если ваш малыш впечатлительный, любопытный, подвижный и не дает вам ни минуты покоя – это еще ни о чем не говорит!

      Ну и один позитивный момент «на посошок»:

      Нередко дети, превращаясь в подростков, «перешагивают» эту патологию. Лишь у 30-70% детишек она переходит во взрослую жизнь.

      Конечно, это не повод – махнуть рукой на симптомы и ждать, пока чадо «перерастет» проблему. Будьте внимательны к своим чадам.

      www.colady.ru

      Смотрите так же:

      • Правовое воспитание методы и формы Правовое воспитание методы и формы 7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе […]
      • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
      • Темы по трудовому воспитанию дошкольников Темы по трудовому воспитанию дошкольников Лана Петрик. Гуру. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника. Формирование экологической культуры личности. Тема самообразования. Пихед Наталья Генриховна. Учитель-дефектолог. 24 года. 4.Творческий отчёт по теме […]
      • Почему ребенок просыпается во сне Почему новорожденный ребенок всхлипывает и плачет во сне, не просыпаясь: выясняем причины В первые недели жизни плач является чуть ли не единственным способом, с помощью которого малыш может сообщить родителям о своих потребностях. В большинстве случаев мама способна понять причину слез, однако когда грудной ребенок плачет во сне , […]
      • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
      • Развитие внимания у ребенка 6-7 лет Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет Развивающие игры для дошкольников Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных […]
      • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
      • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]