Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г.

Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. К основным правам ребенка СК РФ относит:

Право жить и воспитываться в семье

Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).

Это право является одним из важнейших прав ребенка, поскольку воспитание в семье имеет чрезвычайно важное значение для его физического и нравственного становления. В процессе воспитания ребенка принимают участие, как правило, все взрослые члены семьи, однако ответственность за воспитание детей возлагается на его родителей. Именно родители прежде всего помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. При отсутствии на то установленных законом оснований ни один государственный орган не вправе разлучить ребенка с родителями. Так, ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей лишь в тех случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, поскольку суд пришел к выводу, что оставление ребенка у родителей опасно для него (См. 4 настоящей главы).

Местом жительства детей в возрасте до 14 лет является место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ). При раздельном проживании родителей они сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 СК РФ). Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей.

Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них (или с обоими). Дети и родители имеют право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну с целью воссоединения или поддержания личных отношений между собой.

Дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения, утратившие возможность жить в своей собственной семье, передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые определяют их последующую судьбу. При устройстве таких детей СК РФ исходит из приоритета семейного воспитания детей (ст. 1 СК РФ). Только в случаях, когда устроить ребенка в семью невозможно, предусмотрено помещение его на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение (ст. 123 СК РФ). О формах семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, см. гл. 9.

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ).

Для полноценного развития ребенка очень важна его постоянная связь с близкими родственниками, к которым относятся не только его родители, но и дедушки и бабушки (со стороны как матери, так и отца), родные братья и сестры. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное их проживание не влияет на это право ребенка. Если родители проживают раздельно, ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случаях их проживания в разных государствах (ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право ребенка, а также дедушки, бабушки и других близких родственников на взаимное общение охраняется законом. При отказе родителей или одного из них видеться с ребенком кому-либо из близких родственников последние вправе обратиться за защитой этого права в орган опеки и попечительства, а при невыполнении принятого этими органами решения – в суд (ст. 67 СК РФ).

Право на общение со своими родителями и другими родственниками имеет также ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п.). Осуществляется это право в порядке, определенном законом, т.е. в соответствии с теми законами, которые устанавливают порядок деятельности соответствующих учреждений. Так, Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает возможность и устанавливает порядок свиданий осужденных несовершеннолетних со своими родителями и с другими близкими родственниками (родными братьями и сестрами, дедушкой и бабушкой).

Право ребенка на защиту

Право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

Закон гласит: «Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Это означает, что самые близкие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, предпринимая для этого все необходимые законные меры. Родители в силу закона (ст. 64 СК РФ) являются законными представителями своих детей и вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, ответственных по закону за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если ему исполнилось четырнадцать лет.

Должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. При получении таких сведений указанные органы в рамках своих полномочий должны принять меры по защите ребенка.

Право выражать свое мнение

Право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).

Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться. Ребенок вправе свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания (непосредственно, через законного представителя или соответствующий орган).

В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, придается правовое значение. Речь идет об изменении его имени и фамилии, о восстановлении родителей, лишенных родительских прав, в этих правах, об усыновлении ребенка, изменении имени, отчества и фамилии ребенка при его усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей ребенка, об изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления, а также о передаче ребенка в приемную семью. Во всех этих случаях затрагиваются важнейшие права и интересы ребенка, и перечисленные юридические действия не могут быть совершены, если ребенок против этого возражает.

Право на имя (ст. 58 СК РФ).

Это право ребенок приобретает с момента своего рождения. Имя включает в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (ст. 19 ГК РФ).

Порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии определен в СК РФ. В статье 58 СК РФ установлено, что имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей, а если они носят разные фамилии – по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Разногласия между родителями по поводу имени или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) разрешаются органами опеки и попечительства.

Сведения об имени, отчестве и фамилии заносятся в актовую запись о рождении ребенка и в свидетельство о его рождении (которое выдается родителям на руки) при государственной регистрации рождения ребенка в органах загса.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество – по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия – по фамилии матери.

Имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены до достижения ребенком четырнадцати лет по совместной просьбе родителей органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. Такая просьба может быть вызвана неудачным сочетанием имени и отчества, трудностями произношения и другими причинами. После достижения ребенком десяти лет на это необходимо его согласие.

При раздельном проживании родителей (независимо от причин такого проживания) тот из них, с которым ребенок постоянно проживает, вправе просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Вопрос решается органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка и обязательно с его согласия, если он достиг десяти лет. Мнение другого родителя выявляется и обязательно учитывается, но не является решающим для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку. Изменение фамилии ребенку производится исключительно в его интересах. Например, отец возражает против изменения фамилии, а ребенок, носящий его фамилию, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака, и всё они носят другую фамилию. Такая ситуация, безусловно, отражается на интересах ребенка, которому нередко приходится отвечать (в школе, во дворе и т.п.) на нежелательные для него вопросы, связанные с разными фамилиями членов его семьи.

Имущественные права ребенка

Имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ).

Эти права включают в себя: право на получение содержания (алиментов) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т.п.); право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными в интересах детей законом).

Удовлетворение материальных потребностей детей, проживающих вместе с родителями, производится, как правило, в рамках семейного бюджета. Речь идет об удовлетворении всех обоснованных и необходимых нужд ребенка (в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей) в питании, одежде, в развитии и обучении (игрушки, книги и т.п.), в лечении, реабилитации и т.д.

Несовершеннолетние дети могут иметь свое имущество, полученное по наследству, в виде подарков или на каком-либо другом законном основании (например, вещи, приобретенные на свой заработок). Это имущество является личной собственностью детей и не входит в состав имущества родителей. Однако родители как законные представители своих детей управляют этим имуществом до достижения ребенком совершеннолетия. СК РФ не содержит конкретных положений о том, как должно осуществляться это управление, но исходя из общих положений об осуществлении родительских прав оно должно осуществляться в интересах ребенка с учетом характера данного имущества. Способы распоряжения имуществом несовершеннолетних урегулированы в ГК РФ. В соответствии со ст. 60 СК РФ и ст. 37 ГК РФ действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (продажа, обмен, сдача в наем и др.) допускаются только с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Родители не имеют никакого права на имущество детей, а последние – на имущество родителей, кроме права на содержание и права наследования. При этом не исключается возможность владения и пользования имуществом друг друга, которое осуществляется по взаимному согласию родителей и детей. Эти отношения в семье обычно основываются на доверии и сообразуются со сложившимся укладом семейной жизни.

Не исключены также случаи, когда в совместной собственности родителей и детей окажется то или иное имущество (например, им совместно в порядке наследования перешел жилой дом или дача). Порядок владения, пользования и распоряжения этим общим имуществом определяется нормами ГК РФ о совместной собственности (ст. 244 — 255).

www.konspekt.biz

Какие права и обязанности у ребенка в семье

Законодательством установлено, все граждане имеют равные права и обязанности. Не играет роли возраст человека или национальность.

Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права.

Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое. Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область

Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств. Мать и отец делают все для малыша сами. С возрастом, на ребенка ложится ответственность. Ежегодно список с пометкой «должен» увеличивается.

Чтобы не ошибаться в существующих правах и обязанностях ребенка в семье, требуется внимательно изучить законодательство и стараться его придерживаться.

Государство стоит на защите прав лиц, не достигших совершеннолетия, поэтому при ущемлении их интересов виновное лицо будет наказано.

Права детей по отношению к родителям

Семейный Кодекс содержит несколько статей, освящающих тему права ребенка дома.

Каждому человеку рекомендуется изучить этот документ и установить, какие права имеют дети.

Рассмотрим основные статьи, регламентирующие права ребенка в семье.

Право жить и воспитываться в семье

Малыш имеет законное право получать заботу и внимание со стороны близких людей, а также жить с ними. Несовершеннолетнее лицо вправе претендовать на уважение, а также возможность развития личности.

Когда у малыша нет матери и отца, либо они лишены своего права, отвечают за воспитание и интересы несовершеннолетних граждан органы опеки. Определение такого малыша в любую организацию либо под опеку осуществляется только с согласия этой инстанции.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Несовершеннолетнее лицо вправе общаться со всеми членами своего семейства. Даже возможный распад ячейки общества не может препятствовать этому.

Мужчина и женщина, разводясь, зачастую грешат тем, что запрещают отпрыску общаться с иным близким родственником. Подобные действия противоречат желаниям малыша, а также закону.

Запретить возможность видеться с родственниками вправе только суд после процедуры лишения прав.

До момента наступления совершеннолетия детям требуется защита. Обычно этим занимаются мама, либо папа.

Если какая-то организация обнаружит, что здоровье малыша находятся под угрозой, об этом сообщается в орган опеки. Сделать это могут сотрудники образовательного учреждения или даже просто соседи. Далее эта инстанция принимает меры по защите малыша.

Право выражать мнение

Отпрыск вправе озвучить желание, относительно личных интересов. Это право распространено именно на мнение относительно личных интересов. Например, в каком образовательном учреждении ему учиться.

Оно присутствует у любого человека. При этом, когда мужчина с женщиной не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки.

Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.

Если мужчина и женщина не зарегистрированы, мать может требовать процедуры установления отцовства или оставить графу отца пустой. При этом фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.

Изменение имени или фамилии

Когда один родитель решает изменить фамилию малышу, решение вопроса проходит с согласия органов опеки и учетом желания второго родителя. Не требуется мнение второго родителя, когда он:

  • недееспособное лицо;
  • лишен родительских прав;
  • без вести пропал;
  • уклоняется от участия в жизни малыша.
  • Требуется спросить согласия отпрыска на изменение фамилии, если ему исполнилось десять лет. С этого возраста закон дает детям право голоса.

    Малыш вправе получать содержание от родителей либо государства. Социальные деньги переводятся на банковский счет родителей. Отпрыск вправе претендовать на получение дохода, а так же использовать имущество.

    Подробно изучив закон, можно понять, что несовершеннолетнее лицо имеет равные права со взрослым человека. При их ущемлении родитель может быть привлечен к ответственности.

    Обязанности не достигших совершеннолетия лиц

    У взрослых людей существует множество обязанностей. К примеру, платить налоги, служить в армии, уважать государство. Обязанности детей дома появляются не с момента рождения, а постепенно. В основном они основываются на нормах морали.

    Первое и главное, что требуется от детей, это учиться. Ведь образование в России, обязательно для всех в возрасте от шести до семнадцати лет. Уже потом, человек вправе выбирать, учиться ему дальше или нет. Мать и отец малыша обязаны, обеспечить ему должное образование.

    Обязанностей ребёнка в семье по закону РФ намного меньше, чем прав. Рассмотрим их ниже.

    Получение основного образования. При этом обязанность об его организации лежит на плечах матери и отца. Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать рамки и правила поведения в различных учебных заведениях.

    Дети должны исполнять все возложенные профильными лицами обязанности. Обычно это выражается:

  • условиями действующего контракта;
  • правилами образовательного учреждения;
  • трудовым законодательством.
  • Еще одна обязанность лица, не достигшего восемнадцати лет, заключается в соблюдении устава образовательного заведения.

    Мальчики определенного возраста должны встать на воинский учет.

    По достижении совершеннолетия дети приобретают обязанность по содержанию своих родителей.

    Несовершеннолетние лица могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. При этом, незнание закона не освобождает от нее.

    Уголовной ответственности подлежат дети:

    • с шестнадцатилетнего возраста;
    • по тяжким преступлениям с 14 лет.

    Информацию о существующей ответственности до несовершеннолетних лиц доносят родители и педагоги образовательных учреждений. Кроме обязанностей по закону, ребенку требуется обозначить дела по дому. Это поможет воспитать его ответственным человеком. Примерные обязанности детей в семье:

    • соблюдение стандартных правил гигиены;
    • уважение старших;
    • бережное отношение к имуществу;
    • участие в решении семейных проблем;
    • обязанности ребенка по дому;
    • забота о близких.
    • Только воспитывая в детях хорошие качества, можно вырастить ответственного человека. Поэтому рекомендуется устанавливать домашние обязанности ребенка в каждой семье. Но, делать это нужно правильно, не ущемляют их права.

      Защита от неправомерных действий родителей

      Не всегда мать и отец ведут себя адекватно по отношению к своим отпрыскам. Несмотря на права и обязанности ребенка дома, некоторые считают, допустимым избивать их в целях воспитания и осуществлять моральное давление. Поэтому законодательством утверждено право на защиту детей.

      Неправомерными действиями считается не только угнетение и избиение детей, но и неисполнение обязанностей по отношению к ним.

      Лицо, не достигшее совершеннолетия вправе самостоятельно жаловаться в следующие инстанции:

    • органы опеки;
    • социальному педагогу школы;
    • приют;
    • центр экстренной психологической помощи.
    • Также заявление о факте неправомерных действий будет принято органом опеки и от сторонних лиц. К примеру, позвонить в эту инстанцию вправе педагог, если обнаружит побои на теле малыша.

      Также сигнал дать могут соседи, наблюдающие за жизнью семьи. В вышестоящих инстанциях несовершеннолетнее лицо должны выслушать и принять соответствующие меры.

      Когда мать и отец ненадлежащим образом исполняют обязанности, это приводит к санкциям. Их характер очень различный, в зависимости от ситуации. В целом все меры ответственности делят на следующие категории:

    • ограничение в родительских правах;
    • лишение права родителя.
    • Конечно, самой серьезной мерой ответственности считается лишение права. Но, сделать это допускается только с помощью с судебной инстанции по исковому заявлению.

      Мало кто задумывается, какие права у ребенка в семье. Все несовершеннолетние дети имеют их. Но, так же у несовершеннолетних лиц есть и обязанности, которых значительно меньше. Главное, что должны делать дети, это учиться. Но, даже это они делают с помощью матери и отца.

      Какие обязанности выполняет ребенок в семье, во многом зависит от родителей. Каждый отпрыск, вправе выразить мнение относительно своих интересов. Также закон регламентирует права детей жить и воспитываться в семье.

      При этом неважно в родном или приемном семействе он живет. Ущемление прав и достоинства несовершеннолетних лиц серьезно карается законом.

      Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:

      или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

      zakonsovet.com

      Классный час «Права и обязанности детей в семье»

      Тема: «Права и обязанности детей в семье»

      Форма: Классный час

      Цель: Обобщение знаний о правах и обязанностях детей в семье

      1.Дать детям представление о правах и обязанностях в семье.

      2. Формировать правовые и нравственные нормы, как основу поведения учащихся в повседневной жизни и в семье.

      3.Учить, сознательно выполнять гражданские обязанности. Воспитывать законопослушного гражданина.

      Методы: словесные, наглядные

      Технологии: здоровьесберегающие, игровые, технология сотрудничества,

      рефлексивные, информационные, личностно-ориентированные

      Оборудование: ИКТ, проектор, листы бумаги, ручки

      I . Организационный момент. Психологический настрой

      II . Основная часть.

      III .Итог. Рефлексия.

      I . Организационный момент. Психологический настрой.

      Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!

      Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем очередном классном часе.

      Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

      Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

      Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

      А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что — это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

      Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

      А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

      — Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

      (Читают со слайда предложения:

      — Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам!)

      — Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

      (Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки — внукам, и т. д.).

      — А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.

      — Ребята, мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

      — Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).

      — Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? (права и обязанности в семье).

      — Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать, ни одна семья.

      Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

      — Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

      — Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете, выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации.

      Работаем в парах .

      1). С мамой дети должны жить,

      Ей цветы всегда дарить.

      Это (разрешается), (запрещается ).

      Мы считаем, что это — право ребенка….

      Я умею рассуждать,

      Что полезно мне для жизни,

      Это (разрешается), (запрещается).

      Мы решили, что это право ребенка …

      3). Подарить ребенку жизнь

      Бить, наказывать ребенка

      5). Петь, рисовать и танцевать,

      Уроки в школе посещать,

      Свои таланты развивать.

      (На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, а дети выбирают подходящие к своим заданиям).

      Права ребенка в семье

      право свободно выражать свои взгляды и мнения

      право на образование

      право жить с родителями

      право на защиту от насилия

      — Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз повторим и запомним.

      — Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

      — Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр ). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.

      — А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

      «К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

      — Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

      — Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

      А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на слайде выставляется таблица.

      Обязанности ребенка в семье

      помогать по дому

      заботиться о старших

      стараться самому обслуживать себя

      заботиться о младших

      Называю перечень прав и обязанностей. Когда называются права, дети поднимают руки и хлопают; когда называются обязанности- дети ставят руки на пояс и шагают на месте.

      — Ребята, но как вы думаете , всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

      -Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить . (Чтение текста ).

      — Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

      — Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

      — Теперь наша задача – узнать почему же так происходит, то есть найти причину?

      — Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие — нет? (Ответы детей)

      — любил свою маму

      — понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

      — помнил о своих обязанностях

      — не любили свою маму

      — не были заботливыми

      — не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

      — забыли о своих обязанностях

      — Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

      — Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

      — А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

      — Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение .

      — Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

      — Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

      — Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать).

      — Давайте, на их примере, поучимся это делать.

      Алгоритм последовательности принятия правильного решения:

      Учусь поступать правильно :

      1. Ставим цель : Что мне надо сделать? (помочь маме)

      2. Найдем причину : Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

      3. Представим последствия :

      А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

      Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне стыдно..)

      4. Выберем : Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

      5. Решим : Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

      Права, обязанности надо знать.

      Не только знать, но соблюдать.

      Тогда легко нам будет жить,

      Играть, дружить и не тужить.

      — Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

      — Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

      Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

      (Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т.д.).

      — А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т.д.)

      — Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов» .

      (Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

      — Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

      — Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

      — Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

      Правильный, обязательный, строгий

      Обязывает, разрешает, устанавливает

      Правила поведения в семье

      А сейчас, ребята, я предлагаю вам, сказать друг другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).

      — Спасибо. Мы говорим «Люблю»

      И звезды светят ярче.

      Мы говорим «Люблю»,

      Глаза лучатся счастьем.

      Мы говорим «Люблю

      И радость в дом приходит.

      Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, чем больше будем заботиться друг о друге, тем крепче и дружнее будут наши семьи.

      Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

      первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

      вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

      третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

      четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

      пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

      Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

      Вот говорит одна женщина другой:

      — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

      — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

      А третья молчит.

      — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

      — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

      Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

      Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

      Спрашивают женщины старичка:

      — Ну что? Каковы наши сыновья?

      — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

      В 5 классе обучаются 11 детей. Состав класса каждый год меняется. Большая часть детей из неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Во многих семьях права и обязанности детей не соблюдаются. К сожалению, ребята знают только свои права, а про обязанности многие забывают. Поэтому содержание темы занятия актуально для наших детей.

      Занятие было построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

      детей. При подготовке и проведении ставила следующие цели и задачи: Формирование

      знаний о правах и обязанностях детей в семье.

      Задачи: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях в семье.

      2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

      3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

      практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

      Все этапы были направлены на выполнение цели и задачи с учетом индивидуальных особенностей детей.

      1. Оргмомент включал в себя организацию группы, создание психологической комфортности и подготовку детей к активной деятельности. Для создания стрессообразующих факторов, создания атмосферы доброжелательности, я использовала простые предложения.

      2.Постановка целей занятия. Целеполагание было определено детьми в результате чтения слов со слайда.

      3.В основной части ответили на вопросы «Основные права и обязанности детей в семье». Применила метод диалога. Анализировали и сделали алгоритм последовательности принятия правильного решения. Научились поступать правильно при создавшейся ситуации.

      4.Одним из основных целей занятия было причины выполнения и невыполнения детей своих обязанностей.

      5.Для снятия усталости и напряжения провела физминутку в форме игры .

      6.При игре «Разрешается-запрещается», работая в группе, дети ответили на вопросы «На что дети имеют право в семье?», что заставило детей задуматься. Проанализировали занятие, оценили себя. Дети сотрудничали между собой, оказывая взаимопомощь.

      7. Для повышения социально-правовой компетентности рассказала историю «На остановке»

      и рассказ Осеевой «Сыновья». Выяснили связь между правами и обязанностями.

      8.Завершающим этапом было рефлексия. Ребята дали оценку своему эмоциональному состоянию на занятии. Закончили занятие составлением синквейна.

      Между этапами занятия существовали связи, каждый последующий этап являлся продолжением предыдущего.

      На занятии использовались

      Форма работы: — общение, дискуссия, работа в парах, .

      Методы работы: — словесный, наглядный.

      Технологии: игровые, рефлексивные, здоровьесберегающие, информационные, личностно-ориентированные.

      Цели и задачи были решены. Главной целью было формирование знаний у детей прав и обязанностей в семье, поскольку некоторые из детей знают только свои права и забывают об обязанностях. Материал заинтересовал детей, это было видно по активному участию и реакции детей. Ребята были заинтересованы в данной теме.

      ГКООУ Шафрановская санаторная школа-интернат

      Аттестационное воспитательное занятие

      на тему: «Права и обязанности детей в семье»

      Выполнила: воспитатель первой категории

      Шаяхметова Гульшат Галиевна

      1 ). С мамой дети должны жить,

      Мы считаем, что это — право ребенка

      2). Я умею думать,

      То и буду выбирать.

      Маме с папой (разрешается), (запрещается).

      Мы считаем, что это право ребенка на .

      4). Вот в углу стоит мальчишка,

      Строго (разрешается), (запрещается).

      Мы думаем, что это право ребенка на ………

      Это (разрешается), (запрещается).

      Мы считаем, что это право на ………

      Анкета «Здоровы ли вы физически?»

      На каждый вопрос нужно выбрать один вариант ответа.

      Как часто вы занимаетесь физическими упражнениями?

      а) четыре раза в неделю

      б) два-три раза в неделю

      в) один раз в неделю

      Какое расстояние проходите пешком за один день?

      Отправляясь в школу или в секцию, вы:

      б) часть — идёте пешком, часть – используя транспорт

      в) всегда используете транспорт

      Если перед вами выбор: идти по лестнице или использовать лифт, вы

      а) поднимаетесь всегда по лестнице

      б) поднимаетесь по лестнице, если нет груза

      в) иногда пользуетесь лестницей

      г) всегда пользуетесь лифтом

      По выходным дням вы

      а) несколько часов работаете по дому или в саду

      б) целый день в движении, но без физического труда

      в) совершаете несколько коротких прогулок

      г) читаете и смотрите телевизор

      За ответ «а» — получаете 4 очка, «б» — 3 очка, «в» — 2, «г» — 1

      Если вы набрали 8-13 баллов, то вы ленивы и вам необходимо заняться физическими упражнениями;

      Если вы набрали 14-17 баллов, то ваша двигательная активность на среднем уровне;

      Если вы набрали 18 баллов и более, то ваша двигательная активность в норме.

      Добрый день, юные друзья и уважаемые гости!

      Долгожданный дан звонок

      Мы сегодня на уроке

      Будем думать, рассуждать,

      Что полезно для здоровья,

      То и будем выбирать.

      Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?

      Правильно, о здоровье. Каждый человек с раннего детства должен заботиться о своем здоровье. Здоровье позволяет нам интересно жить и лучше учиться.

      Какие же правила здорового образа жизни (ЗОЖ) необходимо выполнять? Что же делать, чтобы быть здоровым?

      Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие на самую прекрасную планету. Но попасть на эту планету мы сможем только после того, как вырастим цветок здоровья. Каждый лепесток содержит в себе правила ЗОЖ. И когда мы соберем все его лепестки, этот цветок станет волшебным.

      Сейчас мы с вами поиграем. Игру проводят Ведущий 1 и Ведущий 2 Задание 1 Вам зачитывается начало пословицы, а вы её заканчиваете. 1. От хорошего сна … (молодеешь) 2. Сон – лучшее … (лекарство) 3. Выспишься – … (помолодеешь) 4. Выспался – будто вновь… (родился) Задание 2 Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых представляет свой вариант физкультминутки на уроке. Классный руководитель Еще одной из причин нарушения здоровья являются

      Памятка классному коллективу Волонтер 1 Первый рецепт здоровья. Правильный отдых – это прогулки, занятия спортом, творческая деятельность, посещение культурно-массовых мероприятий, походы, путешествия и т. д. Волонтер 2 Второй рецепт здоровья – двигательная активность. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Ведущий 2 Систематические тренировки делают мышцы сильнее, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок совершенствуется система кровообращения, увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Ведущий 1 Люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют преимущества перед малоподвижными членами нашего общества: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и усталости, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем. Волонтер 3 Третий рецепт здоровья – умение правильно одеваться. Ведущий 2 Правильно одеваться, значит одеваться с учетом температурного режима, в котором вы будете находиться. В теплом помещении нужно быть легко одетым, иначе вы будете чувствовать себя некомфортно. Перегрев может привести к повышению давления и головным болям. Ведущий 1 Частые перегревы становятся причиной нарушения терморегуляции организма. Зимой, напротив, стоит утеплиться. Помните, что если человек мерзнет, то ослабевает его иммунитет, и это приводит к простудным заболеваниям. Волонтер 1 Четвертый рецепт здоровья – рациональное питание. Рациональное питание следует рассматривать как фактор продления активного периода жизнедеятельности. Ведущий 2 Принципы рационального питания таковы: Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать ? энергетическим затратам организма. Химический состав пищи должен удовлетворять физиологическим ? потребностям организма. Пища должна быть максимально разнообразной. Некоторые считают, ? что витамины содержатся только во фруктах, соках, овощах, но это заблуждение. Каждый продукт: мясо, рыба, хлеб, крупы, орехи, молочные изделия и др. – богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального функционирования организма. Ведущий 1 Нужно соблюдать режим питания. Режим – это регулярность чередования 7 приемов пищи. Правильнее кушать понемногу, но 5 – 6 раз в сутки. Необходимо полностью отказаться от употребления спиртных напитков. Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию повысит устойчивость организма к различным вредным воздействиям окружающей среды и снизит вероятность приобретения неинфекционных хронических заболеваний. Ведущий 2 Используя данные рекомендации, на 90% можно будет избежать неблагоприятного воздействия пищи на здоровье и обрести стройную фигуру. Волонтер2 Пятый рецепт здоровья – закаливание. Ведущий 1 Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации. Ведущий 2 Основным средством закаливания является вода. С ее помощью можно совершать обтирания, обливание, купание, принимать контрастный душ. Хождение в теплое время босиком по траве – это тоже вид закаливания. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается. Волонтер 3 Шестой рецепт здоровья – полноценный сон. Ведущий 1 Полноценный сон не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. «Идеальным» сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения. Ведущий 2 Однако ученые бьют тревогу – с каждым годом число людей, которые по ночам не могут уснуть, растет! Поэтому мы хотим дать вам несколько советов для того, чтобы вы быстро засыпали и хорошо отдохнули за ночь. Волонтер 1 Придя домой после напряженного дня, съешьте легкий ужин. Всем известно, что плотный ужин помешает сну, и вы проворочаетесь всю ночь. После ужина должно пройти не менее 3-х часов, прежде чем вы ляжете спать. Волонтер 2 Ни в коем случае не пейте тонизирующие напитки (чай, кофе, апельсиновый сок), поскольку они действуют возбуждающе на нервную систему. После ужина займитесь любимым делом, хотя бы полчаса. Посмотрите телевизор, почитайте книгу, послушайте музыку и просто расслабьтесь. Волонтер 3 Ложиться желательно не позднее 22 ч. В спальне обязательно должен быть свежий воздух. Ведущий 1 Задание 4 А сейчас предлагаем провести конкурсную программу. Нарисовать портрет курильщика и дать курильщику характеристику. Классный руководитель Решай сегодня, каким ты будешь завтра! Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и 8 низменного порока. Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье, дышать свободно. Здоровья Вам!

      Разработка классного часа на тему: «Семья в моей жизни»

      Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

      Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

      Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

      1. Что для тебя означает понятие Дом?

      2. Как сохранить тепло Дома?

      3. Какая семья считается счастливой?

      4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

      5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

      Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

      Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

      Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

      1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе — душа на месте»

      2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).

      — Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

      А дом заставленный добром, — еще не дом.

      И даже люстра над столом, — еще не дом.

      И на окне с живым цветом — еще не дом.

      Когда вечерняя сгустится темнота,

      Так эта истина понятна и проста-

      Что от ладоней до окна наполнен дом

      — О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

      (Дети предлагают свои варианты ответов.)

      Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, — это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

      -А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

      Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

      В современной песне поется:

      Родительский дом- начало начал,

      Ты в жизни моей надежный причал.

      Родительский дом! Пускай много лет

      Горит в твоих окнах добрый свет.

      Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

      * Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

      Дом- это….(крепость, очаг…)

      * Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

      Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

      * Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

      Итак, что можно…. что нельзя…..

      А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

      2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление — вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

      («Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

      3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи — понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

      Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу — тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке — кухонное полотенце и фартук, дедушке — очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре — телефон.

      Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

      Проблемная ситуация 1.

      Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

      Папа – лежа на диване у телевизора, мама — у зеркала после принятия ванны, дедушка — в кресле с газетой в руках, бабушка — на кухне за приготовлением вечернего чая, сын — за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

      Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

      а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

      -Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

      — Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

      Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить — помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

      Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

      Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

      1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

      «Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»

      (Развивается способность самоанализа)

      2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

      (Развивается способность понимать причины действий других)

      3. У тебя есть человек, который тебе не нравится?

      Подумай, в чем причина этого неприятия?

      (Анализ по аналогии)

      4. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

      Проект и проектная деятельность (методические рекомендации) В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности. Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи. Первые десятилетия советской школы были связаны с использованием в обучении исследовательского подхода, заимствованным из американской педагогики, в частности к студийной системе, одним из вариантов которой был «Метод проектов». Эта образовательная технология практически исчезла в 30 – е годы ХХ века и до недавнего времени не использовалась в российской школе. Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно — деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность. Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.). Определения Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению. Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы. Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая деятельность) учащихся, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами. Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации. Типы проектов По характеру проектируемых изменений: — инновационные; — поддерживающие. По направлениям деятельности: — образовательные; — научно – технические; — социальные. По особенностям финансирования: — инвестиционные; — спонсорские; — кредитные; — бюджетные; — благотворительные. По масштабам: — мегапроекты; — малые проекты; — микропроекты. По срокам реализации: — краткосрочные; — среднесрочные; — долгосрочные. В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо – игровые, информационные и практико – ориентированные (Н.Н. Боровская). Этапы жизненного цикла проекта — разработка концепции проекта; — оценка жизнеспособности проекта; — планирование проекта; — составление бюджета; — защита проекта; — предварительный контроль; — этапы реализации проекта; — коррекция по итогам мониторинга; — завершение и ликвидация проекта. Схема описания проекта — название; — описание проблемы; — цель проекта; — задачи проекта; — содержание деятельности; — срок реализации проекта; — ожидаемые результаты проекта; — ресурсы проекта; — смета расходов; — возможные риски проекта. Требования к применению метода проектов в практике обучения — наличие значимой исследовательской или творческой проблемы; — практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов; — ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся; — структурирование содержательной части проекта; — использование исследовательских методов. (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.). Этапы проектной деятельности (школьная практика) — определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; — выдвижение гипотезы их решения; — обсуждение методов исследования; — обсуждение способов оформления результатов проекта; — сбор, систематизация и анализ полученных данных; — подведение итогов, оформление результатов и их презентация; — формулирование выводов и выдвижение новых проблем. Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта). Этапы реализации метода проекта (европейский вариант) — подготовка: определение темы и целей проекта; — планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей; — исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов; — результаты и \ или выводы: анализ информации, формулировка выводов — представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт и др.); — оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др. При разработке проекта нужно: — не пропускать процедуру прогнозирования; — соизмерять желания и возможности; — подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться; — интересоваться мнениями участников проекта; — честно планировать своё время; — делать всё в свое время; — помнить, что не существует объективного анализа. Составитель Зав. библиотекой И.В. К

      БЕСЕДА: «Красота: как ты это понимаешь?»

      Цель: дать понятие красоты, учить различать красоту внешнюю и внутреннюю.

      Здравствуйте те, кто весел сегодня,

      Здравствуйте те, кто грустит,

      Здравствуйте те, кто общается с радостью,

      Здравствуйте те, кто молчит.

      Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….

      1. Прослушайте отрывок из песни Юрия Антонова и определите тему нашего разговора.

      Живет повсюду красота:

      Живёт не где-нибудь, а рядом,

      Всегда открыта нашим взглядам,

      Всегда доступна и чиста.

      Живёт повсюду красота:

      В любом цветке, в любой травинке,

      И даже в маленькой росинке,

      Что дремлет в складочке листа.

      (Правильно, речь пойдёт о красоте )

      А как бы вы дали определение этому слову: что такое красота?

      Молодцы! А теперь послушайте, какое определение этому слову даёт автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов:

      «Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

      Вспомните слова из песни Ю. Антонова и скажите:

      О какой красоте говорится в ней?

      /О красоте природы/

      А что в природе вам кажется красивым?

      (// Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…//

      Так ли уж важна для нас и нужна нам красота природы? Как вы думаете?

      С вами нельзя не согласиться. Послушайте, что об этом говорит певец и композитор: (зачитать )

      Живёт в закатах и рассветах,

      В лугах, туманами одетых,

      В звезде, манящей, как мечта.

      Живёт повсюду красота,

      Сердца нам радуя и грея,

      И всех нас делает добрее

      Она ,наверно, неспроста.

      — Итак, красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

      — А по отношению к человеку можем мы употреблять это слово – красота?

      — В чём заключается красота человека?

      Задание. На столах в пакете карточки с написанными на них словосочетаниями. Поработайте с ними. Как можно их сгруппировать?

      //Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, красивые брови, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, красивый поступок, милосердное отношение, добрый взгляд, трепетное отношение…//

      — На сколько групп разделили все предложенные карточки?

      — Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?

      /О внешней красоте/

      — От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?

      (Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)

      Зачитайте словосочетания второй группы.

      О какой красоте идёт речь в них?

      /О внутренней красоте./

      — Молодцы! Вы всё сделали правильно.

      — А знаете ли вы, что в старину слово «красный», кроме цвета, обозначало отношение к чему-либо: прекрасный, добротный, красивый .

      «Серенькое утро – красен денёк».

      «Красному утру не верь».

      «Красн о говорит, а слушать нечего».

      «На чужой стороне и весна не красна».

      Народные пословицы отразили такой взгляд на красоту человека: послушайте:

      «Не красна изба углами, а красна пирогами»

      Причём здесь пироги, когда говорим о красоте?

      Пословица прославляет труд, утверждает: человек красив, если трудится

      «Красна птица пером, а человек умом»

      Какое отношение к нашему разговору имеет эта пословица?

      -«Не платье красит человека, а человек платье»;

      — «Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен».

      «Душой прекрасен» — это о внутренней красоте человека.

      — А что это значит – красив душою?

      О внутренней красоте человека размышляли многие писатели и поэты. Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка ».

      Среди других играющих детей

      Она напоминает лягушонка,

      Заправлена в трусы худая рубашонка,

      Колечки рыжеватые кудрей

      Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

      Черты лица остры и некрасивы.

      Двум мальчуганам, сверстникам ее,

      Отцы купили по велосипеду.

      Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

      Гоняют по двору, забывши про нее,

      Она ж за ними бегает по следу.

      Чужая радость так же, как своя,

      Томит ее и вон из сердца рвется,

      И девочка ликует и смеется,

      Охваченная счастьем бытия.

      Ни тени зависти, ни умысла худого

      Еще не знает это существо.

      Ей все на свете так безмерно ново,

      Так живо все, что для иных мертво!

      И не хочу я думать, наблюдая,

      Что будет день, когда она, рыдая,

      Увидит с ужасом, что посреди подруг

      Она всего лишь бедная дурнушка!

      Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

      Сломать его едва ли можно вдруг!

      Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

      Который в глубине ее горит,

      Всю боль свою один переболит

      И перетопит самый тяжкий камень!

      И пусть черты ее нехороши

      И нечем ей прельстить воображенье, —

      Младенческая грация души

      Уже скользит в любом ее движенье.

      А если так, то что есть красота

      Или огонь, мерцающий в сосуде?

      Что представляли, когда слушали стихотворение?

      — Что привлекает автора в девочке?

      -Как вы понимаете выражение

      « Младенческая грация души

      Уже скользит в любом её движенье»?

      1. Изящество, красота в движениях.

      2. Красивая, грациозная девушка, женщина.)

      — Грация души – изящество, красота души (метафора)

      — Почему автор так взволнованно говорит о девочке? В чём же заключается красота этой некрасивой девочки?

      (Девочка умеет принимать и понимать чужую радость, не завидовать тем, кто имеет больше, чем она. Душа девочки открыта миру, чужому счастью….)

      перечитайте последние строки стихотворения:

      …что есть красота,

      И почему ее обожествляют люди?

      Сосуд она, в котором пустота,

      — Как бы вы ответили на поставленные вопросы? О каком сосуде идёт речь?

      — Как вы думаете, что нужно делать, чтобы о вас сказали: у него красивая душа?

      3. Заключительное слово учителя.

      Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны – поэтому эти слова стоят на первом месте. Это внешняя оболочка человека, сосуд, который сразу заметен. Душа и мысли скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой. Что же нужно, чтобы этот огонь в течение жизни не погас?

      Рефлексия: предложить детям высказать своё мнение о занятии: поднять кружки с изображением «улыбка» или «огорчение».

      infourok.ru

      Смотрите так же:

      • Прибавка к пенсии по уходу за детьми Перерасчет пенсии женщинам за детей в 2018 году В июле 2017 года региональные отделения Пенсионного фонда России (ПФР) начали предоставлять в открытых источниках (имеются в виду многочисленные публикации в СМИ и на официальном сайте ПФР) долгожданные пояснения касательно ажиотажа, сложившегося с начала текущего года во многих регионах […]
      • Права совершеннолетних детей в семье Права несовершеннолетних детей Личные права несовершеннолетних детей В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ); право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. […]
      • Церукал ампулы инструкция по применению для детей Церукал таблетки: инструкция, отзывы, аналоги Церукал – средство, механизм воздействия которого заключается в блокировке особых рецепторов. Их функция проявляется в передаче импульсов от желудка или двенадцатиперстной кишки к рвотному центру в мозге. Благодаря тому, что рвотный центр не получает сигнал от этих рецепторов, не появляются […]
      • Почему мамы отказываются от своих детей Миграция: почему матери отказываются от своих детей? За 6 лет в Кыргызстан привезли 63 ребенка, от которых отказались в России женщины-мигранты. Только восьмерых из них взяли под опеку родители их матерей, а остальные были определены в детский дом. Жазгуль – одна из матерей, отказавшихся от своего ребенка и оставивших в роддоме. […]
      • 19 месяц ребенку развитие Развитие ребенка в 1 месяц Уход за ребенком в 1 месяц 1. Разумеется, в это время от ухода за ребенком зависит вся его жизнь. Вся его работа - это сосать молоко, но и это он еще не умеет делать правильно, засасывая вместе с питанием воздух. Избавиться от него он стремится срыгиванием, Чтобы малышу было легче с этим справляться, каждые […]
      • В какой позе спать ребенку в 2 месяца Как должны спать новорожденные: как правильно укладывать грудничка, в какой позе — на спине или на боку? Сон новорожденного продолжается до 20 часов в сутки, плюс-минус 2 часа. Именно во сне кроха растет, набирается сил, а его мозг обрабатывает полученную информацию. Для полноценного отдыха важно правильно уложить ребенка и […]
      • Психология развития детей дошкольного возраста / психология / ВОПРОС ¦ 18 Особенности психического развития детей дошкольного возраста Особенности психического развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает […]
      • Можно ли рожать первого ребенка в 40 лет Можно ли рожать после 40 лет? Всего несколько десятилетий назад все женщины за 35 считались старородящими. Оптимальный возраст рожениц составлял от 18 до 25 лет. Это было связано с готовностью женского организма к материнству и культурными особенностями. Еще большее давление на поздних родителей оказывали предрассудки, царящие в мировом […]