ОНР, 3 уровень: характеристика. ОНР — сложные речевые расстройства

В последнее время всё чаще можно услышать от родителей малышей, что их беспокоит речевое развитие ребёнка. Кто-то считает, что малыш мало говорит, его словарный запас недостаточный и не соответствует возрастным нормам; другие полагают, что он говорит много, но звукопроизношение нечёткое и невнятное. Кому-то не нравится темп речи дошкольника, но есть и такие родители, которые фиксируют абсолютное отсутствие речи у своего маленького чада. Стоит ли начинать беспокоиться и соответствует ли разговорный уровень ребёнка дошкольного возраста возрастным нормам, могут правильно определить только специалисты по детским патологиям речи.

Причины затухания речевого прогресса детей раннего возраста

Малыш взрослеет и начинает говорить первые несложные слова. Родителей это сильно радует, они гордятся такими успехами и охотно демонстрируют умение маленького человечка всем родственникам. Проходит немного времени, ребёнок овладевает прямохождением, а мамы уже спешат к специалистам, требуя консультации логопеда. Основная проблема, по их мнению, заключается в том, что малыш вдруг перестал говорить, речь его больше не развивается. Это мнение ошибочное, детские психологи и логопеды объясняют причину такой видимой задержки тем, что развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста носит волнообразный характер. С возникновением новых навыков, таких как прямохождение, осознанное манипулирование предметами, создаётся видимость затухания уже приобретённых. На самом деле речь ребёнка продолжает активно развиваться, накапливая пассивный словарь и способствуя развитию интеллектуальных функций. Задача родителей на этом этапе — продолжать активное коммуникативное воздействие на ребёнка, больше читать, рассказывать небольшие сказки, заучивать короткие стихотворения. Со временем речевая активность ребёнка возобновится, и он будет накапливать коммуникативные умения рекордными темпами.

Характеристика речевых проблем дошкольника

Беспокойство должны вызывать так называемые всесторонние нарушения речи, диагностируются которые зачастую к трём годам. Специалисты выделяют ряд специфических нарушений, которые указывают на серьёзные проблемы у дошкольника. Первым и наиболее распространённым считают запоздалое начало речи в целом: первые элементарные слова появляются в словаре к трём-четырём годам, иногда даже к пяти. Явное выделение аграмматизмов в рассуждениях малыша и несовершенство структуры высказываний специалисты выделяют как второе проявление нарушений. Третье, что может и должно насторожить взрослых, – это неспособность выразить свои мысли при правильном понимании обращённого к нему сообщения. И последним, четвёртым признаком, может быть малопонятность и невнятность разговорной речи дошкольника. Наличие таких патологий даёт возможность предположить общее недоразвитие речи у малыша, однако окончательный диагноз сможет установить только дипломированный специалист-логопед.

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с речевыми патологиям

Определить имеющиеся отклонения в развитии ребёнка без участия логопеда или детского психолога сложно, так как родители, не имеющие специального образования, рискуют ошибиться в своих предположениях. Коммуникативность дошкольника, имеющего сложные речевые патологии, развита гораздо хуже, чем у малышей, речь которых развивается в норме, или у тех, кто имеет ОНР 3 уровень. Характеристика нарушений у таких деток весьма многогранна: имеют место такие патологии, как искажение произношения, нарушение структуры слогов (практически всегда в сторону её уменьшения). Развитие речи ребёнка с общим недоразвитием 3 уровня заметно выше. У этих дошкольников заметна сформированность развёрнутой фразовой речи, однако при этом ярко выражены элементы недоразвития. Коммуникация у таких малышей затруднена вследствие непонимания их окружающими. Свободно разговаривают они только в обществе тех людей, которые смогут конкретизировать и объяснить сказанное ими. На сегодняшний день ОНР 2-3 уровня считаются самыми распространёнными речевыми патологиями современных детей. В силу ряда причин официально зафиксированное количество таких патологий с каждым годом растёт.

Специфика речи детей с ОНР

Самостоятельно диагностировать отставание сформированности коммуникативной функции специалисты не рекомендуют. Несмотря на наличие общих признаков, у каждого малыша своя индивидуальная специфика и причина нарушения. Задержка развития речи ребёнка дошкольного возраста относится к сложным нарушениям, это подтвердит каждый логопед. ОНР 3 уровня характеризуется видимыми сбоями в системе общения: нарушениями лексики и грамматики, фонетики. При этом малыш активно пытается использовать предложения различной степени сложности: сложносочинённые, сложноподчинённые, простые распространённые. Сама составляющая может сохраняться, но зачастую нарушена вследствие пропуска или перестановки структурных компонентов. В словаре дошкольника начинают появляться двусложные или трёхсложные слова, которые малышу нравится использовать, он употребляет их с удовольствием, старательно проговаривает. Грамматический строй речи носит явный незавершённый характер, при этом ошибки могут быть непостоянными. Одну и ту же фразу или предложение дошкольник может произнести как с нарушениями, так и в следующий раз правильно. Лексические несовершенства также легко фиксируются, несмотря на видимый количественный рост словарного запаса. Малыш не затрудняет себя произнесением сложных слов. Например, вместо того, чтобы сказать «велосипедист», ребёнок скажет «дядя едет». Нередки в речи такого дошкольника и замены названия целого предмета словами, обозначающими его отдельные части, и наоборот, в зависимости от того, что легче произнести. Если он затрудняется сказать сложное слово, то также может заменить его названием вида, и наоборот: вместо «воробей» малыш произнесет «птичка», вместо «деревья» может сказать «ёлка». Нередко в своей речи дети с ОНР 3 уровня допускают взаимное замещение признаков, например: высокий, широкий – это «большой», короткий – «маленький».

Особенности уровня развития связной речи

Особенное внимание детские специалисты уделяют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, как монологической, так и диалогической. В начальной школе педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой неумения школьника связно построить свой ответ, сформулировать самостоятельно высказывание. Зачастую родители, слишком увлёкшись борьбой за чистоту звукопроизношения, пропускают такой существенный аспект, как формирование умения связного повествования. И лишь побывав на консультации логопеда, начинают понимать важность такого упущения. Связные высказывания ребёнка с задержкой развития отличаются специфическим своеобразием. Малышу достаточно сложно строить сложные и развёрнутые фразы. Сюжетная линия рассказа постоянно прерывается из-за выпадения существенных смысловых элементов. Самостоятельная речевая активность заметно снижена, часто малыш затрудняется переводить слова из пассивного словаря в активный. Ребёнку с ОНР 3 уровня тяжеловато подбирать слова для описания любимых игрушек, обычно он ограничивается скупыми определениями и короткими фразами.

Особенность фонематического восприятия

Речевое развитие дошкольников с расстройствами коммуникативных функций отличается недостаточностью и несовершенством: упражнение на подбор изображения с заданным звуком в его названии такие дети выполняют с посторонней помощью, либо не могут выполнить совсем. Сложно им дифференцировать и гласные звуки в разных позициях в словах. Любые манипуляции с фонемами затруднены. Игры «Поймай звук», «Поймай слог», «Поймай слово» не вызывают у малышей интереса, так как соблюдать правила им достаточно сложно, они постоянно опаздывают и отстают от других деток-игроков, развивающихся в норме. Трудности может вызывать и простая дифференциация «гласный – согласный», поэтому ребёнок также старается избегать игр, направленных на закрепление такого умения.

Коррекция речевых патологий

После осмотра малыша детским логопедом специалист может поставить диагноз «ОНР, 3 уровень». Характеристика совокупности симптомов чётко даёт понять правильное направление коррекционного и реабилитационного воздействия, направленного на устранение нарушений речевого развития. Исправлением ситуации планирует — и должен — заниматься и дипломированный детский логопед. В первую очередь коррекционное лечение направлено на понимание и осознание речи, устранение нарушений лексики и грамматики. Немаловажное значение придаётся и правильному звукопроизношению, структурированию предложений и связных высказываний. В работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня, внимание уделяется также формированию умения самостоятельно строить фразовые высказывания, используемые в развёрнутой функции. Подготовке к совершенствованию письменных навыков и навыка чтения специалисты рекомендуют отводить достаточно времени после фиксации некоторой динамики коррекции речевых проблем.

Психологические проблемы детей с недоразвитием речи

Исправление речевых недостатков у детей дошкольного возраста носит, как правило, комплексный характер. Кроме логопедического воздействия, требуется ребёнку также помощь детского психолога. Из-за сложных речевых нарушений у малыша зачастую возникают также проблемы с концентрацией внимания. Ему сложно сосредоточиться на задании, равно как и удержать внимание долго на одном и том же объекте. Работоспособность таких детей значительно снижена, они быстро устают от учебной деятельности. Задача психолога – организовать психологическое сопровождение малыша в период логопедической коррекции. В первую очередь следует обратить внимание на повышение уровня мотивации дошкольников с диагнозом ОНР 3 уровня к логопедическим занятиям и обучению. Немаловажным будет также организовать проведение коррекционного психологического воздействия, направленного на развитие умения концентрировать внимание, удерживать его необходимое количество времени, расширение объёма. Специалисты рекомендуют, учитывая психологические особенности детей со сложными речевыми нарушениями, занятия проводить с несколькими малышами, разделив одну группу на две или три подгруппы. Психолог может также планировать и проведение индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими проблемы с речью, возможно также и объединение их в подгруппы. Следует обратить также внимание на уровень самооценки ребёнка: заниженная будет препятствовать быстрой результативности из-за неверия в собственный успех и нежелания себе помочь. Именно поэтому детские специалисты и рекомендуют проводить комплексную коррекцию речевых недостатков в условиях специально организованного детского учреждения под названием «Центр развития ребёнка».

Направленность комплексного коррекционного воздействия

В результате реализации системной психолого-педагогической работы, направленной на стимулирование речевых центров малыша, развитие познавательной и волевой сфер, уровень психического и коммуникативного развития дошкольника должен показать позитивную динамику. Прежде всего это должно быть заметно в усовершенствовании умения правильно воспринимать обращённую к нему речь в соответствии с имеющимися возрастными стандартами. Следует добиваться от ребёнка максимальной правильности звукового оформления слов, передачи их структуры. Усовершенствование и развитие активной коммуникативности происходит за счёт формирования умения пользоваться предложениями разной сложности, объединять фразы в связный монолог. Простейшие навыки пересказа, как правило, также подвергаются усовершенствованию и исправляющему воздействию. ОНР (3 уровень речевого развития) отличается неумением пересказывать услышанный текст, даже если он небольшого объёма. Задача педагогов на этапе коррекции – обучить такому навыку и закрепить успех. Дошкольники, развивающиеся в норме, охотно вступают в словесное взаимодействие друг с другом в виде диалога. Сформированность коммуникативной речи ребёнка с задержкой развития отличается несовершенством, поэтому формированию умения поддерживать беседу он также должен научиться в ходе проведённой с ним коррекционной работы. Педагогическое воздействие, как правило, предполагает также формирование умения формулировать самостоятельные высказывания, употребляя падежные окончания, правильно согласовывая слова в предложениях.

Организация комплексного коррекционного воздействия

Педагогический подход к исправлению речевых недостатков современного дошкольника – процесс достаточно непростой и требует специального и структурного выполнения, особенно это касается малышей, у которых диагностировано ОНР 3 уровня. Коррекционная работа наиболее эффективно проводится в условиях специализированных дошкольных учреждений, с учётом спланированного взаимодействия всех узких детских специалистов и квалифицированных педагогов. Режим пребывания ребёнка в таком учреждении отличается щадящей организацией и коррекционной направленностью. Кроме недоразвития речи разного уровня, встречается и диагноз «дизартрия». ОНР 3 уровня зачастую при этом является сопутствующей проблемой. Педагоги, работающие с такими воспитанниками, строят коррекционную терапию с учётом патологии, делая её более структурированной и комплексной. Диагноз «дизартрия» имеет право поставить детский невролог, который учитывает заключение логопеда. Чаще всего встречается так называемая стёртая форма патологии, исправить которую немного проще и быстрее, если к коррекционному воздействию добавить также и медикаментозное лечение. Сами лекарства и дозировку назначает детский невролог или психиатр. Учреждения, в которых проводится целенаправленная специализированная коррекция недостатков коммуникативной функции малышей, как правило, имеют статус «Центр развития ребёнка». Направленность центра может быть разная: от коррекционного воздействия на детей с целью совершенствовать речь ребёнка до исправления недостатков интеллектуальной функции. Специалисты, работающие в таких учреждениях, составляют специальные программы и коррекционные маршруты для воспитанников, которые при этом несколько различаются по сложности и длительности занятий, в зависимости от уровня нарушения. Наиболее часто встречается у деток с ОНР 3 уровень. Характеристика малыша с таким отклонением учитывает все стороны нарушений, как речевых, так и психологических.

Рекомендации родителям от детских специалистов

Столкнувшись с проблемой речевого расстройства у своего ребёнка, родителям не следует отчаиваться. Диагноз логопеда или даже детского невролога – это не приговор, а просто сигнал к действию. Причины возникновения коммуникативных отклонений от нормы различные, включая генетические и неврологические, и определить их природу можно только при помощи специального обследования, проведенного соответствующими специалистами. Неукоснительное следование рекомендациям, как правило, и есть залог успеха в борьбе за чистоту и правильность речи у малыша. Не стоит также становиться в позу и спорить с педагогами дошкольных учреждений, которые начинают подозревать, что у ребёнка патология под названием ОНР (3 уровень). Характеристика и описание разговорных нарушений малыша, составленная воспитателями детского учреждения, поможет специалистам быстрее разобраться со степенью и характером патологии. В свою очередь, это поможет быстро и качественно организовать и провести коррекцию имеющегося отклонения. Успех исправления недостатков коммуникативной функции речи зачастую зависит от понимания глубины проблемы и степени ответственности за её устранение самими родителями. В тесном взаимодействии со коррекционистами и педагогами, при неукоснительном исполнении всех рекомендаций и заданий, можно рассчитывать на успех и избавление малыша от подобных неприятностей. Процесс исправления и реабилитации, как правило, достаточно долгий и кропотливый, он может занимать не один месяц или год. Необходимо набраться терпения и максимально сконцентрировать усилия на организации совместной помощи ребёнку, имеющему ОНР 3-4 уровня. Не стоит также игнорировать приём медикаментов, которые рекомендуют доктора, так как в тех случаях, когда нарушение имеет неврологическую природу, комплексная коррекционная и лекарственная терапия будут активно способствовать устранению отклонений. Это, в свою очередь, значительно упростит и ускорит процесс избавления от логопедических проблем.

fb.ru

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями слож­ных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владе­ют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готов­ность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонети­ки, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существитель­ными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных пред­ложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет ми­микой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым не­доразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от де­тей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему так называемого пассивного словаря, который значительно превышает активный. У умственно отсталых детей по­добной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигоф­ренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыс­лей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициа­тивность речевого поиска в процессе общения, а с другой — достаточ­ная критичность к своей речи.

Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз рече­вой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неодно­значный.

Значительная ограниченность активного словарного запаса про­является в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосоче­танием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» — са­молет, самосвал, пароход; «бобо» — болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать, писать; «туй» — сидеть, стул).

Характерным является использование однословных предложе­ний. Как отмечает Н.СЖукова, период однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господ­ствующим только в течение 5-6 месецев и включает небольшое количест­во слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба» — дай хле­ба), которые могут соседствовать — с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим недоразвитием речи на­блюдается расширение объема предложения до 2 — 4 слов, но при этом синтаксические конструкции остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» — Мальчик сидит на стуле). Дан­ные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом раз­витии.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представле­ния об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру ко­личество слогов сокращается до 2 — 3 («ават» — кроватка, «амида» — пи­рамида, «тика» — электричка). Фонематическое восприятие грубо на­рушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток — молоко, копает — катает — купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

Переход к II уровню речевого развития (начатки общеупотреби­тельной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще­употребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю» — Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматиче­ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; ноетпоют) и относящим­ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но­сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре­чи у данных детей проявляется достаточно выражено.

Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе­речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст­вий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на ко­ротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грам­матического строя речи легко обнаруживается при усложнении рече­вого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.

Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разно­образных ошибок («Игаю мятику» — Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словес­ного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначе­нию или другим признакам (муравей, муха, паук, жук — в одной ситу­ации — одним из этих слов, в другой — другим; чашка, стакан обознача­ются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса под­тверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транс­портные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей живо­тных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предме­тов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются заме­ны названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1) замены падежных окончаний («катался-гокам» — катается на горке);

2)ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки, «дв кафи» — два шкафа);

3) отсутствие согласования прилагательных с существительны­ми, числительных с существительными («асинь адас» — красный ка­рандаш, «асинь ета» — красная лента, «асинь асо» — красное колесо, «пат кука» — пять кукол, «тиня пато» — синее пальто, «тиня кубика» — синий кубик, «тиня кота» — синяя кофта).

Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аепка» — Карандаш лежит в коробке), возможна и замена предлогов («Тетатка упая и тая» — Тетрадь упала со стола).

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мяг­ких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих («тупаны» — тюльпаны, «Сина» — Зина, «тява» — сова и т.п.); гру­бые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» — снеговики).

При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобле­ния слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» — воротник, «тена» — стена, «виметь» -медведь).

Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недо­статочность фонематического слуха, их неподготовленность к освое­нию навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый — IIIуровень речевого развития, что позво­ляет расширить — их речевое общение с окружающими.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развер­нутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствую­щие пояснения («Мамой ездила асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» — С мамой ез­дила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).

Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи зву­чат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), ког­да один звук заменяет одновременно два или несколько звуков дан­ной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с’, еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо са­поги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля).

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частя­ми речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные пред­ложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» — Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).

Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знако­мых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куеуке. И вот она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куица. Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоеша, она погана кошку» — Кошка пошла к курице. И вот она хочет цыпляток есть. Они бежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Сама стоит. Курица хорошая, она прогнала кошку).

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позво­ляет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компо­нентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испыты­вают большие трудности при самостоятельном составлении предло­жений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Миша зяпякаль, ато­му упал» — Миша заплакал, потому что упал). При составлении пред­ложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предме­тов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на значительный количественный рост словарного за­паса, специальное обследование лексических значений позволяет вы­явить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, бесед­ка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать — зашивать — кроить, подрезать — вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы», донышко — «чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действия (балери­на — «тетя танцует», певец — «дядя поет» и т.п.);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот, (воробей —«птичка»; деревья — «елочки»);

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -«большой», короткий — «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагатель­ными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предме­тов, способы действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненор­мативные («столенок» — столик, «кувшинка» — кувшинчик, «вазка» — ва­зочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.

Большое число ошибок приходится на образование относитель­ных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами пи­тания, материалами, растениями и т.д. («пухный», «пухавый», «пуховный» — платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» — кисель; «стекляшкин», «стекловый» — стакан и т.п.).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существитель­ными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие) столах» — Книги лежат на больших столах);

б) неправильное согласование числительных с существительны­ми («три медведем» — три медведя, «пять пальцем» — пять пальцев; «двух карандаши» — двух карандашей и т.п.);

в) ошибки в использовании предлогов — пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» — Ездили в магазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» — Мяч упал с полки);

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного чис­ла («Летом я был в деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гу­си»).

Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжа­ют наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, на­рушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» — Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» — Водопроводчит чинит водопровод; «Такиха тет тань» — Ткачиха ткет ткань).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готов­ность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не по­зволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопе­да.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского са­да общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.

Нарушения речи у детей. – М., 1993.

Другие статьи по теме «общее недоразвитие речи»:

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

logopedy.ru

Уровни речевого развития у дошкольников

В 50—60-х годах XX века сторонниками феноменологического подхода (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой и др.) был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы. Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.

На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих.

Отдельные слова,которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.

Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления.При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.

Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных,прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться,способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.

На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.

Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия,качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в неправильном произнесении звуков,нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов.

Существительные употребляются детьми в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов.

Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами.

Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3—4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие,сонорные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные часто звучат смягченно.

Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух-трех слогов.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем,что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов,фонетические недостатки менее разнообразны.

Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.

К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.

Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.

Патогенетический анализ структуры дефекта крайне важен при отборе детей в специализированные учреждения и их дальнейшем обучении. Данный подход предполагает уточнение структуры первичного речевого дефекта и отграничение речевой патологии от внешне сходных различных аномалий познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы (отграничение ОНР от ЗПР, легких форм умственной отсталости, текущих нервно-психических заболеваний, приводящих к недоразвитию речи, своеобразного психического развития по типу раннего детского аутизма).

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость,нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки у детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой (1997) свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Дети,вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы.Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти,невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности,низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью,отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

sites.google.com

Уровни речевого развития.

Уровни речевого развития. — раздел Лингвистика, Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Психолого-Педагогический Подход К Анализу Речевых Нарушений Является Приорите.

Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развития языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р. Е. Левиной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разными формами речевой патологии, позволил выделить три уровня речевого развития при общем недоразвитии речи.(29)

Выдвинутый Р. Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов.

На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому.(18)

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.(18)

Первый уровень речевого развития.

Речевые средства общения крайне ограничены. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания (бо-бо, ав-ав). Широко используются указательные жесты и мимика. Одним и тем же лепетным словам или звукосочетаниям ребенок может обозначить несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов (би-би – машина, самолет, ехать, лететь).

Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова.

При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение.

Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых. Правильно произносимые звуки нестойки и в речи могут искажаться и заменяться. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно – сохраненными. Фонематическое восприятие нарушено грубо. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (мишка — миска).

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития.

Характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов.

Дети используют предложения простой конструкции, состоящие из 2 – 3 слов. Отличаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Нередко дети заменяют слова другими близкими по смыслу. Навыками словообразования они практически не владеют.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:

· смешение падежных форм;

· ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода;

· отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.

Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки. При обследовании отличается нарушение фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития.

Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.

Отмечаются ошибки в передачи слоговой структуры слов. Правильно повторяя за логопедом 3 – 4 сложные слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов. Множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечаются аграмматизмы — ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различии морфологических элементов, выражающих значение логико-грамматические, причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

В 2000 году Филичевой Т. Б. был выделен четвертый уровень речевого развития.(44)

У этих детей обнаруживается незначительные нарушения всех компонентов языка. У них нет ярких нарушений звукопроизношения; как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков (р-рь, л-ль-йот, щ-ч-ш, ть-ц-с-сь и др.). Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. Наблюдаются искажения звуконаполняемости слов; персеверации, перестановки звуков и слогов, сокращение согласных при стечении, парафазии, опускание слогов, добавление звуков.

Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контексте прослеживается в сравнении с нормой.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляет впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризует недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

allrefs.net

4 Уровень речевого развития детей с онр

Четвертый уровень недоразвития речи

В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта ососбенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутсвуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус ), растений (кактус, вьюн ), людей разных профессий (фотограф, телефонистка,библиотекарь ), частей тела (подбородок, веки, ступня ). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка. деревья – елочки. лес – березки ).

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный ; смелый мальчик – быстрый ; дедушка старый – взрослый ).

Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения, 6 год жизни)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.

Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III уровни речевого развития.

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным — словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни.

Приведем типичный рассказ ребенка с общим недоразвитием речи.

Тупия сима. Ипай сек. Сек идет, сек, делева. Соя тает Сину а санкам. (Наступила зима. Выпал снег. Снег идет, снег, деревья. Зоя катает Зину на санках).

Анализ детских высказываний и сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например, наименование различных частей тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названия животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жирафа, поросенок, жеребенок и т. д.), названия различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметы мебели (раскладушка, табуретка, скамейка) и т. д.

Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.

Глава III. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.

orebenkah.ru

Смотрите так же:

  • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
  • Проводки по уходу за ребенком до 15 Как отразить в учете начисление и выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет возмещает ФСС России. Такие выплаты отразите на счете 69 (Инструкция к плану счетов). Бухучет: начисление и выплата В бухучете начисление и выплату пособия оформите проводками: – начислено пособие по уходу за […]
  • Задержка развития малыша Лечение задержки речевого развития у детей пяти лет Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает […]
  • Ребёнок до года воспитание Как воспитывать ребенка до года Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте. Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и […]
  • Гепатит а лечение детей Гепатит А: как проявляется и лечить ребенка Данный обзор посвящен исследованию такого инфекционного заболевания, как болезнь Боткина, встречающаяся как у детей, так и у взрослых. Как лечить гепатит А у ребенка, какие существуют виды болезни, как проводить профилактику — все это рассмотрим подробней. Что такое гепатит А и как часто он […]
  • Положительная динамика развития детей Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения (2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. […]
  • Конспект занятия для детей 2-3 лет развитие речи Развивающие игры и занятия для детей 2 — 3 лет (план — конспект). Первое полугодие Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на […]
  • Размеры пособия по уходу за ребенком 2013 Какие выплаты положены в отпуске по уходу за ребенком Никому не нужно объяснять, как дорого растить детей в наши дни. В это время семье как никогда важна поддержка государства с ее ежемесячными и единовременными выплатами. В связи с этим Правительство предоставляет следующие выплаты тем семьям, где есть дети: Выплаты на детей до 3-х […]