§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется» (Л.А.Венгер). В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-

исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Активная разнообразная и развернутая ориентировка Позволяет формировать адекватные, богатые, точные образы восприятия.

На протяжении дошкольного возраста возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами, его планомерность.

Сережа: Попробую (берет в руки, вертит). Гном. Шапка сиреневая с голубым. Кончики сиреневые. Форма треугольная. Наверху бумбончик сиреневый (ставит игрушку на стол). Сандалии. Коричневые. Пояс черный с белым. Рубашка голубая с точками на рукавах. Длинная. Гном с бородой. Глаза. Глаза голубые. Волосы еще кружочками закручены. Брови черные. Нос. Рот красный (берет игрушку в руки и осматривает ее). Все.

Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог организует, направляет обследование объекта для выделения разных его сторон. Основной метод обследования предметов определяет следующую последовательность действий ребенка (Н.Н.Поддъяков). Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета.

Возрастает любознательность ребенка. Увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах. Он замечает не только то, что снег белый и холодный, но еще и то,

что он тает в тепле, а цвет его меняется в зависимости от времени суток, погоды, времени года.

У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осознать ее и спланировать последующий процесс. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. При восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов, иначе говоря, категоризируют.

Юля Е. (4 года 3 мес.): Это домовенок, они все такие. У этого зеленые уши, твердые, страшные глазки. Он весь лохматый. Это чтобы легче пугать было. Лапки болтаются на тоненьких веревочках. Он весь серенький.

Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 3 лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.

Сенсорные эталоны — это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии — слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность (А.В.Запорожец). Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование.

Исследования под руководством Л.А.Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.

На первом году жизни в связи с развитием произвольных движений и передвижениями в пространстве малыш начинает отражать пространственные свойства предметов, фиксируя их в «сенсомоторных предэталонах» — сначала реальных, а затем представляемых особенностях собственных движений, направленных на предмет. На 2-3-м году жизни он овладевает предметной деятельностью, которая предполагает практическое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся «предметными предэталонами». Они начинают применяться в качестве «меры» свойств других предметов.

После 3 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине.

Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественноэстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время.

Формирование более обобщенных представлений о пространстве обеспечивает способность ребенка определить направления не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий. А речевые акты, освобождаясь от первоначальной связи с движениями тела и рук, приобретают ведущее значение, переносятся во внутренний план, т. е. развиваются как процессы внутренней речи.

Восприятие времени — один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей. Время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого предмета — часов. Время слито с жизненными событиями, течет в одном направлении, его нельзя вернуть. Обозначение временных промежутков относительно: то, что было завтра, стало сегодня и т.д. Один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, выполняемой ребенком, его состояния на данный момент: например, если он ждет привлекательного события, то кажется, что время идет медленно. Поэтому дети долго не понимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста не воспринимают очень длительные временные периоды. Им недоступно понимание таких категорий, как год, век, столетие, эпоха и т.п.

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Восприятие литературных и фольклорных произведений на 2-м году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

Запорожец А. В . Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве //Избр. психолог, труды: В 2 т. — М 1986. -Т.1.- С. 91-99.

studfiles.net

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создает образ незнакомого предмета.

Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Активная разнообразная и развернутая ориентировка Позволяет формировать адекватные, богатые, точные образы восприятия.

В случае, если ребенок имеет дело с новым предметом, его обследование снова превращается в развернутый процесс. Действия руки выступают как способ обследования, если необходимо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не дает необходимой информации о его свойствах.

Обследовательские действия дошкольника все больше специализируются. Складываются рациональные приемы обследования предметов.

В качестве примера приведем описание игрушки Сережей П.(6 лет.)

Взрослый : Сережа, опиши игрушку.

Младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в 5-7 лет у ребенка появляется систематическое рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По данным Н.Г.Агеносовой, время рассматривания простой по содержанию картинки у дошкольника постоянно возрастает, составляя в 3-4 года 6 мин 8 с, в 5 лет — 7 мин 6 с, а в 6 лет — 10 мин 3 с.

Возрастает любознательность ребенка. Увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах. Он замечает не только то, что снег белый и холодный, но еще и то, что он тает в тепле, а цвет его меняется в зависимости от времени суток, погоды, времени года.

Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения.

Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем. Ухаживая за растениями и животными, ребенок наблюдает преобразования в их внешнем виде, и, постигая процессы роста и развития, устанавливая скрытые закономерности и связи, он видит, что растения засыхают, если их не поливать.

Покажем, как два ребенка описывали одну и ту же мягкую игрушку с неопределенным внешним видом.

Антон Д. (5 лет): Похоже на ежика. Он тоже лохматый. Носик полосатенький, ушки зеленые. Голова вся белая. Глаза есть. Они внутри желтые и черные.

Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями — сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии — слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность (А.В.Запорожец). Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование. Исследования под руководством Л.А.Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.

Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время.

На первом году жизни малыш овладевает «близким» пространством, ограниченным пределами его кроватки или манежа, практически перемещаясь и совершенствуя манипуляции с предметами. На втором году жизни слово взрослого включается в пространственную ориентировку. Называние педагогом или родителями пространственных отношений позволяет ребенку освоить их достаточно быстро.

В раннем детстве малыш ориентируется в более широком пространстве, перемещаясь и действуя с предметами. Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало исследование М.В.Вовчик-Блакитной, ребенок ориентируется в направлениях вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в пространственном различении. Генерализованные реакции («тут», «там», «здесь» и т.д.), сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты свидетельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивается некоторой практической дифференцировкой этих направлений.

Усвоение слов-обозначений в более старшем возрасте приводит к пониманию относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчета. Первоначально ребенок оценивает пространственные отношения исключительно с точки зрения положения в пространстве его самого. Но неумение абстрагироваться от собственного положения и определить направление расположенных предметов относительно любых других лиц или предметов обнаруживает конкретность представлений детей, ограниченность их обобщенного знания о пространстве.

Предпосылки восприятия времени складываются еще на первом году жизни, когда у младенца формируется биоритм «сон-бодрствование». В конце раннего детства дети осваивают непродолжительные и конкретные временные отрезки, например утро-вечер, день-ночь, поскольку в течение этих промежутков выполняют разную деятельность. Восприятию дошкольника доступны такие категории, как неделя, месяц, минута. Но наглядный характер психических процессов приводит к специфическим особенностям восприятия времени дошкольником. Так, он «ищет» материальный носитель времени и часто в качестве такового выделяет часы. Он уверен, что если стрелки перевести, то время изменит свой ход, например быстрее наступит завтра. Он еще не осознает, что время не зависит от желания людей, не понимает объективности времени. Поэтому главная роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который вычленяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша и обозначает в слове, включая его в разнообразные житейские ситуации (Т.Д.Рихтерман).

В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.

Исследования восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А. Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому, возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он нередко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.

В раннем детстве ребенок нередко смешивает изображенную и реальную действительность. Поэтому он пытается сорвать с картинки нарисованные цветы или взять нарисованные яблоки. Такие попытки говорят о том, что рисунок еще не стал для малыша заместителем реального объекта. Дошкольник не отделяет реальное от изображенного.

На материале восприятия живописи М.Н.Зубарева раскрыла уровни эстетического развития дошкольника.

На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку потому, что «дома такой еще нет», «потому, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное»). На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы. На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

— зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

— осваиваются сенсорные эталоны;

— возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

— с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве //Избр. психолог, труды: В 2 т. — М 1986. -Т.1.- С. 91-99.

Ендовицкая Т.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г.Развитие ощущений и восприятийШсихология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В.Запорож-ца, Д.Б.Эльконина. — М., 1964. — С. 13-71.

Мусейибова Т.Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста//Дошколь-ное воспитание. — 1970.-№ 3. — С. 36-41.

Мусейибова Т.Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание — 1972 -№2. — С. 48-55.

Репина Т.А.Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. — 1960. — №5. — С. 115-124.

Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. — М., 1965.

studfiles.net

Программа учебной дисциплины «детская психология»

Тема 16: Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.

Развитие основных видов чувствительности. Выработка условных рефлексов на сенсорные раздражители в разные периоды детства. Изменение порогов чувствительности.

Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. –М., 1964

Венгер Л.А. Восприятие о обучение. –М., 1969

Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. –М., 1988

Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1976

Ендовицкая Т.В. Развитие ощущений и восприятий //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. –М., 1964. –с. 13-71

Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем дошкольном возрасте //Избр.психол.труды в 2-х т.т. –М., 1986. –Т.1. – с. 91-99

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. –М., 1996

Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. -2-е изд. –М., 1981

Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. –М., 1965

Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.В. Смирнова. –М., 1967. – с. 3-111

Гнедова Н.М., Елинова С.М. Произвольная память детей 4-6 лет в условиях общения //Вопросы психологии. – 1985. — № 3. – с. 67-71

Ендовицкая Т.В. Развитие памяти //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. –М., 1964. – с. 94-114

Житникова Л.И. Учите детей запоминать. -3-е изд., доп. –М., 1985

Истомина З.И. Развитие памяти. –М., 1978

Истомина З.И. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995. – с. 75-90

Лебедева С. О возможностях развития образной памяти //Дошкольное воспитание. – 1985. — № 8. – с. 52-54

Развитие логической памяти у детей /Под ред. А.А. Смирнова. –М., 1976. – с. 4-72; 187-255

Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок //Дошкольное воспитание. – 1986. — № 3. – с. 30-33

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -3-е изд. –М., 1991

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. –М., 1986

Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. – 1988. — № 6. – с. 52-59

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. –М., 1996

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. –М., 2001

Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (ранний и дошкольный возраст). – Орел, 1992

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. –М., 1996

Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. –М., 1997

Репина Т.А. Развитие воображения //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. –М., 1964. –с. 247-267

Сапогова Е.Е. Азбука воображения. –М., 1995

Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из важнейших механизмов детского воображения //Вопросы психологии. – 1990. — № 6. – с. 45-52

Предпосылки развития мышления в младенчестве. Обследование предметов, выделение некоторых свойств. Установление элементарных причинно-следственных связей. Освоение предметных действий.

Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. -2003. — № 6. – с. 17-31

Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии детей дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995. –с. 91-101

Запорожец А.В. Развитие мышления //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. –М., 1964. – с. 183-246

Новоселова Н.Н. Развитие мышления в раннем детстве. –М., 1978

Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. –М., 1972

Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. –М., 1994

Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. –М., 1977

Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника //Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. –М., 1980. –с. 148-181

Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. –М., 1985

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1986. – гл.I, VII

Синельников В.Б. Формирование образного мышления у дошкольников //Вопросы психологии. -1991. -№ 5. – с. 15-23

Венгер Л., Мухина В. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка //Дошкольное воспитание. – 1973. — № 8. с. 38-43

Вовчик-Блакитная Е. Детская контакты и их мотивы //Дошкольное воспитание. – 1988. — № 6. – с. 56-60

Жуковская Р. Развитие интересов детей в творческих играх //Дошкольное воспитание. – 1988. — № 10. – с. 54-62

Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов //Дошкольное воспитание. – 1976. – с. 38-42

Островская Л. О детских интересах //Дошкольное воспитание. -1979. — № 7. – с. 24-28

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах . – М., 1998

Циммер И. Мотивы детского поведения и воля //Дошкольное воспитание. – 1968. — № 4. – с. 95-98

Шакуров Р.Х. О мотивах нравственного поведения маленьких //Дошкольное воспитание. – 1966. — № 7. – с. 56-60

Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника //Избр. психол.труды. –М., 1989. – с. 142-176

Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве. Произвольные движения как одно из первых проявлений воли. Зачатки целенаправленности.

Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания //Избр. психол. труды в 2-х т.т. –Т.2. –М., 1980. – 88-102

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. –Киев. – 1971

Кравцов Г., Кожарина Л., Плашева Л. Царевна Несмеяна и другие или Воспитание произвольности //Дошкольное воспитание . -1991. — № 11. – с. 61-64

Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольника //Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. –М., 1965. – с. 71-107

Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста //Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. –М., 1965. – с. 358-395

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. –М., 1998

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. – 1990. — № 3. – с. 49-58

Циркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. –Мн., 1991

Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1994. — № 1. – с. 105-110

Особенности развития эмоций и чувств в младенчестве и раннем детстве.

Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопросы психологии. – 1986. — № 4. – с. 27-36

Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций //Вопросы психологии. – 1994. — № 6. – с. 26-36

Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии. – 1995. — № 2. – с. 137-149

Запорожец А.В. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных проявлений у ребенка //Избр.психол.труды в 2-х т.т. –Т.1. – М., 1986. – с. 260-275

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986

Кошелева А. Мелодия душевной жизни ребенка //Дошкольное воспитание. – 2002. — № 8. – с. 91-96

Прохоров А.О., Велиева С.В. Психологические состояния детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 2003. — № 5. – с. 56-67

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. –М., 1985

Репина Т.А. Развитие чувств в дошкольном возрасте //Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. –М., 1964. – с. 7-70

Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. –М., 1985

Становление предпосылок развития самосознания, образа «Я», самостоятельности в младенчестве и раннем детстве. Зарождение представлений о собственном теле. Важнейшие личностные приобретения в младенчестве, раннем детстве..

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. – 1987. — № 5. – с. 70-78

Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Избр.психол.труды в 2-х т.т. –Т.2. –М., 1980. –с. 103-127

Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников //Вопросы психологии. – 2001. — № 4. – с. 31-38

Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников //Вопросы психологии. – 1995. — № 2. – с. 47-58

Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. –Кишинев, 1983

Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. – 1995. — № 9. – с. 17-21

Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками /Отв.ред. А.Г. Рузская. – М., 1990. – с. 52-63

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. –М., 1988. – с. 115-140

Шакуров Р.Х. Самолюбие детей (Дошкольный возраст). – М., 1969

Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников //Вопросы психологии. – 1989. — № 6. – с. 34-41

Тема 24: Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Нравственное развитие как усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения и нравственных чувств. Развитие нравственного сознания. Знание норм морали и эмоциональное отношение к ним.

Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986

Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Отв.ред. Т.С.Комарова. –М., 1983

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей //Вопросы психологии. – 2001. — № 1. – с. 26-36

Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника //Вопросы психологии. – 1983. — № 4. – с. 29-38

Субботский Е.В. Формирование морального действия у дошкольников //Вопросы психологии. – 1979. — № 3. – с. 47-55

Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984

Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адексатная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников //Вопросы психологии. – 1985. — № 3. – с. 55-61

Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа Буратино. Формирование морального сознания у дошкольников. – М., 1983

Тема 25: Развитие темперамента в дошкольном возрасте.

Проявления темперамента в поведении и деятельности ребенка младенческого и раннего детства. Особенности развития темперамента в дошкольном возрасте. Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента. Характеристика детей разных типов темперамента и психологические основы индивидуального подхода к ним.

Агаева Е. Сверхподвижные дети // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 3. – с. 56

Волкова-Гаспарова Е. «Мямлики» или замедленные дети //Дошкольное воспитание. – 1999. — № 11. – с. 65-67

Гаспарова Е. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание. – 1990. — № 4. – с. 90-96

Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека //Вопросы психологии. – 1990. — № 3. – с. 9-16

Кольцова М. Медлительные дети //Дошкольное воспитание. – 1994. — № 2. – с. 41-43

Кольцова М. Особенности процесса торможения у медлительных детей //Дошкольное воспитание. – 1985. — № 2. – с. 38-41

Осина И. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1990. — № 4. – с. 161-167

Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки детей //Вопросы психологии. – 1995. — № 6. – с. 104-112

Чиркова Т. Учет индивидуально-типологических особенностей у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. – 1985. – с. 38-42

Широкова Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности //Дошкольное воспитание. – 1976. — № 12. – с. 66-71; 1977. — № 1. – с. 82-87

Предпосылки развития способностей. Задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей . Развитие сенсорных способностей и форм опосредованного познания- использования сенсорных эталонов.

Белова Е.С. Одаренность малыша :раскрыть, понять, поддержать. –М., 1998

Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. -1982. — № 3. – с. 46-52

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. –Киев, 1992

Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1999. — № 11. – с. 43-47

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. –М., 1990

Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. – 2003. — № 4. – с. 13-18

Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997

Пороцкая Е. Дошкольный возраст : основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание. – 1995. — № 2. – с. 42-46

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. –М., 1988

Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. – М., 1996

Бардин Н.В. Подготовка ребенка к школе (Психологические аспекты). – М., 1983

Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. –Киев, 1984

Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995. – с. 132-142

Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. – М., 1985

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. –М., 1994

Домашенко И.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 1983

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М., 1987

Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986

Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988

Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1997

Петроченко Т.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. –Мн., 1986

Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1998

Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок : вопросы и ответы. –Тула, 1992

^ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Аверин В.А. Психология детей и подростков. -2-е изд., перераб. – СПб., 1998

Афонькина Ю.А. Контрольные задания по возрастной психологии. Дошкольный возраст. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мурманск, 2000

Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст). – Мн., 1974

Валитова Е.И. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Мн., 1997

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988

Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М., 1997

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте – М., 1996

Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.- Мн.,1988

Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984

Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (Серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб. , 2002

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл развития человека. – М., 2001

Люблинская А.А. Детская психология. -М., 1971

Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998

Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой /Отв. ред. А.В. Запорожец. – М., 1979

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. –М., 1998

Мухина В.С. Детская психология. -М., 1999

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб., 2002. — (Серия «Мастера психологии»)

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб., 1999. – (Серия «Мастера психологии»)

Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983

Психология дошкольника. Хрестоматия./ Сост. Г.А. Урунтаева. — М., 1997

Психология человека от рождения до смерти /Под общей ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).

Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990

Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т.т. –Т.1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1999

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000

Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997

Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1996

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998

Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996

Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., 2001

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960

^ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Особенности психического развития ребенка от рождения до 3-х лет.

Период новорожденности. Специфика психического развития младенца в отличие от животного.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения со взрослыми.

Формирование предпосылок усвоения речи.

Развитие движений и действий.

Развитие ориентировки в окружающем мире(особенности внимания, памяти, восприятия, мышления).

Развитие предпосылок формирования личности. Индивидуальные особенности младенцев. Кризис 1 года.

Психологические основы воспитания и обучения детей 1 года жизни.

Составить таблицы и схемы:

— Особенности психического развития детей первых трех лет жизни

Выписать понятия: новорожденность, младенчество, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение.

Важнейшие достижения раннего детства:

а) овладение прямохождением

Умственное развитие ребенка в раннем детстве:

а) развитие предметного восприятия и образование представлений о свойствах предметов

Психологические основы обучения и воспитания детей раннего возраста.

Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 48-118

Галигузова Л. Ранний возраст. Развитие процессуальной игры //Дошкольное воспитание. -1993г. — № 4. — с.45-50

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. -М., 1992. — с.7-58; 96-115

Смирнова Е. Возраст нераскрытых резервов //Дошкольное воспитание. – 2000. — № 5. – с. 80-89

Павлова Л. О современных проблемах раннего детства //Дошкольное воспитание. – 2003. — № 8. – с. 9-12

Аксарина Н.М, Воспитание детей раннего возраста. -М., 1977

Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. — 1981. — № 7. — с.65-67

Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. — 1981. — № 10. — с.61-64.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — с.78-85 или // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 236-243

Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. -М.,1978

Павлова Л. Проблема обучения детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. – 1985. — № 8, 9, 10, 11

Социальная природа сюжетно-ролевой игры.

Общая характеристика игры как ведущей деятельности дошкольника.

Структура сюжетно-ролевой игры.

Особенности и основные направления игровой деятельности дошкольника.

Характеристика межличностных отношений в процессе игры.

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка.

Психологическое обоснование методов руководства игрой.

Выписать понятия: игра, роль, сюжет, содержание, игровые правила, игровые действия, игровые предметы, предметы заместители, воображаемая ситуация.

Абраменкова В.В. Взрослые игры детей ( к психологии современной игрушки) //Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка к детской субкультуре. – М., 2000. – с. 371-378

Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7. — с. 45-50

Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — с.35-42

Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 3. — с.6-15; № 4. — с. 18-23

Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности //Дошкольное воспитание. -2002.- № 4. – с. 70-73

Щербакова Е. Пути формирования взаимоотношений в игре //Дошкольное воспитание. – 1981. — № 3. — с.23-30.

Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк. – М., 1994.- с.143-148

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. -2-е изд., Екатеринбург, 1999

Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. -М.,1987

Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 28-41

Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте //Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 66-77

Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка. Ее связь с другими видами деятельности. Рисование и творчество.

Характеристика доизобразительной стадии рисования.

Развитие изобразительной деятельности:

а) развитие графических образов,

Психологическое обоснование методов руководства изобразительной деятельностью

^ Задания для самостоятельной работы:

2. Выписать понятия: изобразительная деятельность, художественный образ, графический объект, схематизм детского рисунка, виды и выразительные средства изобразительной деятельности.

Венгер Л. Вот и вышел человечек //Дошкольное воспитание. -1992. — № 3-4. – с. 38-43; 1994. — № 6. – с. 43-47

Емельянова Е. Анализ детских работ по изобразительной деятельности. //Дошкольное воспитание. — 1980. — № 3. — с.28-30

Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 47-54

Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности // Вопросы психологии. — 1975. — № 4. — с.108

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 41-46

Некрасова-Коротеева О. О природе детского рисования //Обруч. – 1997. — № 5. – с. 10-16

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности -М.,1961

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество -М.,1990.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.,1981.

4. Левин С. Ваш ребенок рисует. Книга о детском рисунке. –М., 1979

Понятие общения, генезис форм общения дошкольников со взрослыми.

Роль семьи в развитии личности ребенка.

Взаимосвязь системы отношений в семье и положения ребенка в ней. Избирательное отношение ребенка к взрослым членам семьи.

Восприятие детьми роли родителей.

Психологические особенности типов воспитания детей в семье.

Задания для самостоятельной работы:

Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. -М.,1987.- с. 92-139

Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – с. 7-34

Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей //Вопросы психологии, 1996, № 2. – с. 14-23

Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. – с. 93-99

Земска М. Семья и личность. -М.,1986

Керинг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. — с.158-164.

Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. //Вопросы психологии, 1986, № 1. — с.165-171.

Понятие общения. Генезис форм общения дошкольников со сверстниками.

Формы и содержание взаимодействия детей в совместной деятельности.

Мотивы контактов со сверстниками.

Условия развития взаимоотношений детей в совместной деятельности.

Психологическая характеристика конфликтов между дошкольниками в разных видах деятельности.

Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений в совместной деятельности //Вопросы психологии. – 1996. — № 4. – с. 24-32

Вовчик-Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Дошкольное воспитание.- 1988. — № 6. — с.56-59 или Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 20-24

Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – с 35-42

Кошелева А. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. — № 11. — с.40-46

Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют// Дошкольное воспитание. – 2003. — № 1. – с. 72-77

Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //Дошкольное воспитание. – 2003. — № 9. – с. 68-74

Развитие словаря и грамматического строя речи.

Осознание словесного состава и грамматического строя речи.

Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Роль речи в развитии психика ребенка.

Развитие речи дошкольника в разных видах деятельности.

Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой.

Выписать понятия : речь, язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь, диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.

Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи //Дошкольное воспитание 1993, №9 с.58-65

Ахуджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание 1983 №6 с.34-36

Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. -2000. — № 1. – с. 93-98; № 10. – с. 102-109

Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. — с. 81-90

Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейнва. – М., 1994. – с. 148-152

Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. с. 90-107

Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей // Основы общей психологии. — в 2-х т., т.1 -М.,1989 с.460-483

Сохин Ф.А. О задачах развития речи //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 71-81

Фоменко Л. Синтаксис… Что могут и не могут дети 4-6 лет //Дошкольное воспитание. – 2002. — № 11. – с. 48-50

Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. М.Д. Вейнева, М.Б. Елихеева — С-Пб.

Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. Н.И. Лепская, С.П. Цейтлин -СПб. 1994

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной -М.,1985.

Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М., 2002

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –М., 2001

Освоение сенсорных эталонов дошкольниками.

Становление перцептивных действий у дошкольного возраста.

Генезис наблюдения у детей 3-7 лет.

Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А.Венгера -М.,1976. — с.4-18

Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. // Избр. психол. труды т.1 -М.,1986. — с.91-99

Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 1970. — № 6. — с.23-28 или //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 107-128

Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.И. Дьяченко, В.В. Холмовской. –М., 1996. – с. 3-19

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. – с. 18-32

Атемасов А.В. Роль слова в решении дошкольниками задач на выделение признаков объектов //Вопросы психологии. – 1984. — № 4. – с. 56-61

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. –М., 1969

Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. –М., 1966

Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Усвоение логических форм мышления.

Формирование мышления дошкольников. Психологическое обоснование методов умственного воспитания.

Выписать основные понятия : мышление, виды мышления, мыслительные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное, пространственное моделирование, понятие, знания.

— Основные направления в развитии мышления дошкольника

Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 196-206

Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1993. — №11. — с.43-47

Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте //Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 168-176

Люблинская А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей //Там же. — с. 168-184

Обухова Л.Ф. Еще раз об эгоцентризме // Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 149-163

Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников// Вопросы психологии. -1985. -№2. — с.105-117 или //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 184-196

Агаева Е. Формирование элементов логического мышления /старший дошкольный возраст/ //Дошкольное воспитание. — 1982. — №1. — с.38-41

Венгер Л. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5. — с. 36-39

Запорожец А.В. Развитие мышления //Избр. психол. труды в 2-х т. Т.1.-М.,1986. — с.200-215.

Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. –М., 1996

Пиаже Ж. Главнейшие черты детской логики // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 385-406

Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. -М.,1977.

Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка //Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 146-149

Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников — Киев. 1985.

Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н Поддъякова, А.Ф. Говорковой -М.,1986.

Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками //Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996

Вопросы для обсуждения:

Общие закономерности, пути и условия развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте.

Эмоционально неблагополучные дети, причины эмоционального неблагополучия.

Особенности развития произвольных движений и действий.

Становление структуры волевого действия в дошкольном возрасте.

Волевые привычки и их формирование.

Личностный аспект развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Выписать понятия : эмоции, динамика чувств, дифференциация чувств, аффект, страх, высшие чувства, содержание чувств, эмоциональное неблагополучие, воля, волевое действие, волевое усилие, мотив, цель, борьба мотивов, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения, произвольные движения и действия.

-Особенности эмоций и чувств дошкольника

Головко О. Аффектные дети и педагогические воздействия на них.//Дошкольное воспитание. — 1986. — № 2. — с.41-42

Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 228-237

Кошелева А. Мелодия душевной жизни ребенка //Дошкольное воспитание. -2002. — № 8. – с. 91-96

Кульчицкая Е.И. О развитии чувств // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 256-262

Непомнящая Н.И. Формирование воли // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 262-268

Рояк А. Эмоциональное неблагополучие детей в группе детского сада // Дошкольное воспитание. — 1977. — №2. — с.12-19

Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Что стоит за жалобой дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 249-256

Смирнова Е. Пути формирования произвольного поведения //Дошкольное воспитание.- 1988. — № 10. — с.62-71 или //Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 269-277

Юркевич В. Воля и привычка: Возможности дошкольника //Семья и школа. — 1986. — №5

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников — Киев 1971

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович -М.,1986

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. –М., 1998

Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. –Мн., 1991

Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. Н.Д. Кошелевой -М.,1985

Вопросы для обсуждения:

Уровень притязаний как мотивационная характеристика личности.

Самооценка и ее особенности в дошкольном возрасте.

Особенности поведения детей с завышенным уровнем притязаний.

Формирование самооценки в разных видах деятельности.

Выписать понятия : самосознание, самооценка, образ “Я”, уровень притязаний.

Составить таблицу: — Пути и средства формирования самооценки в разных видах деятельности.

Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с.207-216

Бронников И.Н. Осознание поступков детьми трех-пяти лет // Там же. – с. 216-223

Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. – 1995. — № 9. – с. 172

Панько Е.А. Воспитатель и его влияние на формирование самооценки дошкольника //Дошкольное воспитание. — 1986. — № 2. — с.39-41

Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — с.61-67

Шакуров Р.Х. О детском самолюбии // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 223-228

Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Избр. психол. труды в 2-х т. Т.2 М.,1980. — с.103-107.

Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. –Кишинев, 1983.

Лихтерова М., Пенская А.В. Особенности притязаний дошкольников.// Психология. Научн. доклады ХХ1Х Герценовские чтения /Отв. ред. Л.Богословский -Л.,1976. — с.14-18.

Силвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1978. — № 2. — с.80-85

Основные компоненты способностей к изобразительной деятельности. Их проявление у дошкольника.

Основные компоненты музыкальных способностей . Их проявление и развитие в дошкольном детстве.

Основные компоненты способностей к театральной деятельности. Их проявления у дошкольника.

Особенности обучения и воспитания одаренных детей.

Составить схему:- Условия развития способностей у дошкольника.

Литература: Венгер Л.А. Педагогика способностей /детей дошкольного и школьного возраста/ -М.,1973.

Выписать понятия: способности, склонности, задатки, одаренность, творчество.

Белова Е, Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители. // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 7,8. — с.26-31

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.,1990. — с.22-28

Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 1999. — № 12. – с. 2-14

Тарасова К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. // Дошкольное воспитание. – 1984. — № 11. — с.27-33

Ягловская Е. Группа одаренности дошкольников. Проблема взаимоотношений //Дошкольное воспитание. — 1994. — № 6. — с.47-49

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. –М., 1998

Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. – 2003. — № 6. – с. 17-31

Гильбух Ю.В., Гарниц О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. //

Вопросы психологии 1990 №4 с.147-155.

Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии. — 1988. — №4. — с.98-107

Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дъяченко. –М., 1997

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988

Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. –М., 1972

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. –М., 1996

1.Особенности психического развития детей 6-7 лет. Кризис 7 лет.

Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника //Дошкольное воспитание. -2003. — № 1. – с. 47-51; № 4. –с. 70-71; № 6. – с. 94-99

Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст) //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. -М.,2000. — с.351-357.

Домашенко И.А. Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребенка к школе // Там же с. 282-288

Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста// Там же. С.288-296

Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 242-249

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе ?. – М., 1994

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М., 1988

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. –М., 1987

Особенности психического развития детей 6-7 –летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988

Лабораторное занятие № 1

Вопросы для повторения:

Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве.

Развитие компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте:

Логинова В., Миторина Л. Формирование представлений о труде взрослых //Дошкольное воспитание. – 1970. — № 10. – с. 56-63

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991

Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л. Коломинского. – Мн., 1987

Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987

Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников //Вопросы психологии. – 1986. — № 5. – с. 38-44

Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста //Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – с. 158-189

Мотивов трудовой деятельности дошкольников

Представлений дошкольников о труде взрослых

Литература: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. –М., 1998. – с. 32, 34-38

^ Лабораторное занятие № 2

Провести изучение особенностей рисования

^ Лабораторное занятие № 3

Специфика взаимоотношений дошкольников и воспитателя детского сада.

Специфика взаимоотношений дошкольников с родителями.

Специфика взаимоотношений дошкольников в группе детского сада.

Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – Мн., 1986

Формирование взаимоотношений в детском саду и семье /Под ред. В.К. Котырло. – М., 1987

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986

Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989

Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский и др. – М., 1983

Лабораторное занятие № 4

Умения устанавливать причинно-следственные связи в изображенной ситуации.

Умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

rudocs.exdat.com

Смотрите так же:

  • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
  • Проводки по уходу за ребенком до 15 Как отразить в учете начисление и выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет возмещает ФСС России. Такие выплаты отразите на счете 69 (Инструкция к плану счетов). Бухучет: начисление и выплата В бухучете начисление и выплату пособия оформите проводками: – начислено пособие по уходу за […]
  • Задержка развития малыша Лечение задержки речевого развития у детей пяти лет Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает […]
  • Ребёнок до года воспитание Как воспитывать ребенка до года Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте. Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и […]
  • Гепатит а лечение детей Гепатит А: как проявляется и лечить ребенка Данный обзор посвящен исследованию такого инфекционного заболевания, как болезнь Боткина, встречающаяся как у детей, так и у взрослых. Как лечить гепатит А у ребенка, какие существуют виды болезни, как проводить профилактику — все это рассмотрим подробней. Что такое гепатит А и как часто он […]
  • Положительная динамика развития детей Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения (2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. […]
  • Конспект занятия для детей 2-3 лет развитие речи Развивающие игры и занятия для детей 2 — 3 лет (план — конспект). Первое полугодие Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на […]
  • Размеры пособия по уходу за ребенком 2013 Какие выплаты положены в отпуске по уходу за ребенком Никому не нужно объяснять, как дорого растить детей в наши дни. В это время семье как никогда важна поддержка государства с ее ежемесячными и единовременными выплатами. В связи с этим Правительство предоставляет следующие выплаты тем семьям, где есть дети: Выплаты на детей до 3-х […]