Системно-ролевая теория формирования личности

1. Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М. Таланчук)

студенты 1 курса

2. Понятие воспитания

(человековедение — ведение к человеческому идеалу),

протекающий как целенаправленное регулирование

освоения личностью системы социальных ролей.

3. Цель и задачи воспитания

гармонически развитой личности, готовой и способной

полноценно выполнять систему социальных ролей.

Задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к

формированию у учащихся готовности и способности

выполнять социальные роли, взятые в конкретных

условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития

4. Содержание воспитательного процесса

ролей и соответствующих им социальных ценностей,

которые необходимо освоить ребенку в том или ином

деятельность по следующим сферам жизнедеятельности:

Семья, Коллектив, Общество, Мир, Я-сфера.

Составной частью воспитательного процесса в учреждениях

образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е.

формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и

5. Механизм воспитания

использовании форм и способов социального наследования

посредством оказания педагогической помощи учащимся в

освоении и выполнении социальных ролей.

Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует

(переводит внешнее в свой внутренний мир) существующие в

обществе социальные ценности, а затем в процессе собственной

созидательной деятельности их приумножает.

6. Методы воспитательной деятельности

• диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия,

испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);

• целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);

• планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор

форм воспитательного взаимодействия);

• организаторские (организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности,

распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);

• мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта,

психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение);

• коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное

усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);

• формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);

• контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных

о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение,

экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);

• координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к

учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).

7. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

выступают показатели готовности и способности личности

социальных ролей. Критерии воспитанности личности

производны от социальных ролей: сколько объективно

существует социальных ролей, столько и должно быть

en.ppt-online.org

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор пе­дагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изло­жены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесо­юзной ассоциацией работников профессионального обра­зования.

Понятие«воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исхо­дит из того, что формирование личности происходит благо­даря социальному механизму наследования и приумноже­ния социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом пре­дыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде зна­ний, идеалов, норм поведения и отношений между людь­ми, жизнедеятельности человека и т.д.».

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечислен­ных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объек­тивно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний доят, супругом, воспитателем своих де­тей; профессионалом, способным на высоком уровне мастер­ства выполнять работу, совершая ее по законам экономичес­кой целесообразности, участвуя в коллективном самоуправ­лении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; граж­данином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению сво­ими психическими состояниями и намерениями в достиже­нии поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое со­знание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становит­ся личностью. «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, кото­рое выражается мерой освоения и выполнения системы со­циальных ролей». А следовательно, воспитаниерассматривается как процесс человековедения(человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса ста­новления и дальнейшего развития человека обусловили на­звание концепции воспитания «Системно-ролевая теория фор­мирования личности».

Цель воспитания.Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной дея­тельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей.Профессор Н.М. Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдает­ся, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объек­тивного социогенеза, можно понять истинную миссию челове­ка в жизни, цель его воспитания».

Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности — это мера, уровень освоения и выполнения ею системы социальньк ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и выполнения социальных ролей, и мера соответствия этой воз­можности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически раз­витой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в буду­щем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к фор­мированию у учащихся готовности и способности выпол­нять социальные роли, взятые в конкретных условиях жиз­ни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:

Содержание воспитательногопроцесса. Его основу состав­ляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, про­фессор Н.М.Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовно­сти детей к выполнению социальных ролей в профессиональ­но-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для под­готовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирова­ния у детей и подростков экономического мышления. Разуме­ется, педагогам надо позаботиться оразвитии самоуправленчес­ких начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуни­кативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриатическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством люб­ви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаи­мосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражда­нином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаи­вающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что фор­мирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подра­стающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, ка­кие бы политические и социально-экономические преобразо­вания ни намечались, главной действующей силой всегда оста­ется человек с его определенными нравственными убеждения­ми и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и эколо­гической культуры человека.

Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной ча­стью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интере­сов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интерсо­циальных ценностей — это необходимость, имеющая зако­номерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отно­шении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способ­ствует воспитанию здоровых материальных и духовных потреб­ностей, формированию знаний, умений и навыков самообра­зования исамовоспитания, развитию творческих способнос­тей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели идостигать их.

Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности пол­ноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной дея­тельности составить следующим образом:

studopedia.org

СИСТЕМНО-РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Профессор Н.М.Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благо­даря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности,- по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.».

Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М.Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли (см. таблицу).

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечисленных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний долг, супругом, воспитателем своих детей; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, совершая ее по законам экономической целесообразности, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; граждани­ном страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; гражданином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями и намерениями в достижении поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. «Личность, — по утверждению Н.М.Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, кото­рое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». Следовательно, воспитаниерассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».

Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной деятельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей. Профессор Н.М.Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию челове­ка в жизни, цель его воспитания».

Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности — это мера, уровень освоения и выполнения личностью системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и исполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:

Содержание воспитательного процесса.

Основу содержания воспитания составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности, по мнению Н.М.Таланчука, является педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жиз­недеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие социальные институты призваны целенаправленно готовить подрастающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессионально-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирования у детей и подростков экономического мышления. Разумеется, педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленчес­ких начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством любви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаимосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражданином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаивающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что формирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы школы, семьи и других социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подрастающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главной действующей силой всегда остается человек с его определенными нравственными убеждениями и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и экологической культуры человека.

Профессор Н.М.Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интере­сов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

— во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отношении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способствует воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию знаний, умений и навыков самообразования и самовоспитания, развитию творческих способностей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их.

Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности пол­ноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной деятельности составить следующим образом:

lektsii.org

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Понятие «воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.

Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечисленных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний долг, супругом, воспитателем своих детей; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, совершая ее по законам экономической целесообразности, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; гражданином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями и намерениями в достижении поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». А следовательно воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».

Цель воспитания. Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной деятельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей профессор Н.М. Таланчук подчеркивает «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию человека в жизни, цель его воспитания».

Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности – это мера, уровень освоения и выполнения ею системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и выполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:

Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующий им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.

Одним из важнёйших направлений воспитательной деятельности, по мнению Н.М. Таланчука, является педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие социальные институты призваны целенаправленно готовить подрастающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессиональной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общественными и профессиональными знаниями, для формирования у детей и подростков экономического мышления. Разумеется педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленческих начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности, с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством любви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаимосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражданином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаивающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что формирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы школы, семьи и других социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подрастающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главной действующей силой всегда остается человек с его определенными нравственными убеждениями и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и экологической культуры человека.

Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интересах социальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

— во-вторых, дополнение задач общественного воспита­ния задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, вы строенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общече­ловеческого опыта и прогресса;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии обще человеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности полноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной деятельности составить следующим образом:

lektsii.org

1 Группа — критерии факта

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответ­ствие содержания, объема и характера воспитательной ра­боты возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправлен­ных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласо­ванность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллекти­ва, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые меж­возрастные связи и общение. Педагогическая часть коллек­тива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко разви­то коллективное самосознание, «чувство школы». Школь­ный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в ком­плексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные, формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование пери­одов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яр­кими, праздничными событиями, фокусирующими глав­ные черты системы.

2 Группа — критерии качества

Степень приближенности системы к поставленным це­лям, реализация педагогической концепции, лежащей в ос­нове воспитательной системы.

Общий психологический климат школы, стиль отно­шений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защи­щенность, комфорт.

Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Понятие «воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исхо­дит из того, что формирование личности происходит благо­даря социальному механизму наследования и приумноже­ния социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом пре­дыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде зна­ний, идеалов, норм поведения и отношений между людь­ми, жизнедеятельности человека и т.д.».

Однако их наследование невозможно без проявления чело­веком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует со­циальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем опреде­ленные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.

Социум (сфера жизнедеятельности)

Семы (семейная сфера жизнедеятельности)

Трудовой коллектив (профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности)

Общество (общественная сфера деятельности)

Мир (геосоциальная сфера жизнедеятельности)

Субъект творчества Псикосаморегулятивная Целеутверждающая

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечислен­ных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объек­тивно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний доят, супругом, воспитателем своих де­тей; профессионалом, способным на высоком уровне мастер­ства выполнять работу, совершая ее по законам экономичес­кой целесообразности, участвуя в коллективном самоуправ­лении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; граж­данином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению сво­ими психическими состояниями и намерениями в достиже­нии поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое со­знание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становит­ся личностью. «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, кото­рое выражается мерой освоения и выполнения системы со­циальных ролей». А следовательно, воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса ста­новления и дальнейшего развития человека обусловили на­звание концепции воспитания «Системно-ролевая теория фор­мирования личности».

Цель воспитания. Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной дея­тельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей. Профессор Н.М. Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдает­ся, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объек­тивного социогенеза, можно понять истинную миссию челове­ка в жизни, цель его воспитания».

Формирование супружеской культуры Формирование педагогической культуры Формирование чувства долга и ответственности перед родите­лями и родными

Формирование профессиональ­ных знаний, умений, навыков и трудолюбия

Формирование экономической культуры Формирование организаторской культуры Формирование коммуникатив­ной культуры Формирование педагогической культуры

Воспитание национально-интер­национальной культуры

Формирование политической культуры Воспитание правовой культуры

Формирование классово-интерклассовой культуры

Формирование экологической культуры

Формирование геосоциальной и интерсоциальной культуры (по­литической, правовой, эстетиче­ской, коммуникативной, педаго­гической, экологической)

Субъект учения Самовоспитательная

Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая

Воспитание здоровых матери­альных потребностей Воспитание духовных потребно­стей

Формирование умений самооб­разования Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания

Формирование творческих спо­собностей Формирование знаний, умений и навыков психической саморегу­ляции

Формирование умений и способ­ностей ставить жизненные цели и достигать их

Содержание воспитательного процесса. Его основу состав­ляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятель­ности, по мнению Н.М. Таланчука, является педагогическое обес­печение усвоения растущим человекам знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жиз­недеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответ­ственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие соци­альные институты призваны целенаправленно готовить подрас­тающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, про­фессор Н.М.Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовно­сти детей к выполнению социальных ролей в профессиональ­но-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для под­готовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирова­ния у детей и подростков экономического мышления. Разуме­ется, педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленчес­ких начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуни­кативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

— во-вторых, дополнение задач общественного воспита­ния задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без вся­ких доказательств понятно, что воспитательная система, вы­строенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односто­ронностью, однобокостью, поскольку оторвана от общече­ловеческого опыта и прогресса;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии обще­человеческих и конкретно социальных ценностей, сама об­ладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отно­шении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способ­ствует воспитанию здоровых материальных и духовных потреб­ностей, формированию знаний, умений и навыков самообра­зования и самовоспитания, развитию творческих способнос­тей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
  • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
  • Особенности речевого развития детей дошкольного возраста курсовая Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно […]
  • Развитии ребенка в 1 4 месяца Развитие ребенка в 1 год 4 месяца Развитие ребенка в 1 год 4 месяца связано с многочисленными капризами и переменами настроения, поэтому требует от родителей повышенного внимания и терпения. Для всех детей перечень того, что они умеют и говорят в этом возрасте, практически одинаков. Развитие ребенка в 1 год 4 месяца Будь это мальчик или […]
  • Ребенок 6 месяца развитие нормы Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям. Что уметь делать ребёнок в 3 месяца? Важная и […]
  • Диагноз у грудного ребенка Сопли у грудного ребенка 1 месяц Сопли у новорожденного Ринит или насморк – это распространенное и, на первый взгляд, почти безобидное заболевание. Зимой и осенью сопли у новорожденных и грудничков становятся едва ли не самым частым симптомом простудных заболеваний. Выделения из носа доставляют немало неприятностей как самим малышам, […]
  • Развитие ребёнка от 1 года до 2 Развитие ребенка от 1 до 2 лет Первые годы жизни ребенка играют важную роль в его дальнейшей жизни. С 1 года до 2 лет закладываются основы здоровья, эмоционального развития, образовательных и поведенческих способностей. Наталья Федоренко Психолог, нейропсихолог, г. Екатеринбург Анастасия ШулякДетский психолог,г. Екатеринбург Малышу […]
  • Аденоиды консервативное лечение у детей Аденоиды 1 2 степени у детей фото Аденоиды 1,2 и 3 степени у детей: симптомы и лечение Аденоиды в носу у детей – это не что иное, как разрастание ткани глоточной миндалины. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, как вылечить аденоиды у ребенка необходимо подумать и о курортном лечении. В вопросе развития аденоидов существует и […]