Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.
  • Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.
  • Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

    В чем особенность занятий по Монтессори?

    В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  • Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  • Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  • Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  • В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  • Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
  • Спорные моменты в методике Монтессори

    Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

    1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
    2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
    3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
    4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

    В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

    Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей:

    Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

    Читаем также о других популярных методиках развития и воспитания:

    Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

    Фильм о Марии Монтессори

    Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

    Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

    Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

    Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

    razvitie-krohi.ru

    Методика раннего развития Марии Монтессори – развивающие занятия с детьми по специальной системе

    Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в наше время.

    Немного фактов из жизни Марии Монтессори

    В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

    Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

    В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

    Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

    Ее уверенность в том, что грамотная работа педагога с ними окажет намного большее влияние на их развитие, чем лекарственные препараты, привела ее к появлению идеи о создании методики, опирающейся на развивающую среду.

    Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.

    В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

    В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

    В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

    В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

    Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

    В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

    Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

    Не забросив дело своей матери, Марио передал его своей дочери, Ренильде. Именно у нее получилось внедрить педагогику Марии Монтессори в Россию в 1998 году.

    Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

    История возникновения методики

    Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

    Однако, результаты были очень неожиданными. Всего за год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.

    Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

    После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.

    Что такое методика Монтессори

    Кратко обозначить основную философию методики Монтессори можно, сказав о том, что ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

    Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

    К таким выводам Мария Монтессори пришла опираясь на идеи о том, что:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.
  • Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

    Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования. Общепринятых критериев оценивания в ее педагогике не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

    Ее метод основывается на том, что каждый ребенок хочет скорее стать взрослым, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. Именно поэтому дети сами будут стремиться учиться как можно скорее, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.

    Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

    Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.

    Принципы системы Монтессори:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.
  • Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

    Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

    Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.

    Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать, они располагаются на доступной ему высоте.

    Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой. Для этого раковины, так же как и унитазы, необходимо устанавливать на доступном ребенку по высоте уровне.

    Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.

    Зоны для развивающих занятий

    Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.

    По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

    С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии,вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).
  • В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки);
  • проводятся беседы и ролевые игры.
  • Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.

    Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

    Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.
  • Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.

    Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
  • Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
  • Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
  • Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
  • Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
  • Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.
  • Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).

    Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • азбука из шершавой бумаги;
  • подвижный алфавит;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
  • подписи к предметам;
  • книжки.
  • Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать педагогу, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому придти к выводам.

    В этой зоне можно увидеть:

    • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
    • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
    • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
    • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
    • линии времени, календари – формируют представление о истории;
    • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.
    • Для гимнастических упражнений

      Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.

      Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

      Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

      Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.

      С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.

      www.o-krohe.ru

      Упражнения Монтессори для детей 4-х лет уже довольно сложны и требуют от ребенка значительной концентрации внимания и усидчивости.

      Дети в возрасте 4-х, 5-ти лет отличаются хорошо развитыми психомоторными навыками. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля.

      Большинству детей нравиться рисовать, развивается творческая фантазия.

      В этом возрасте ребенка нужно обязательно привлекать к труду, создавать ситуации, которые помогут ему проявить ответственность, силу воли, настойчивость.

      Усложняются и упражнения Монтессори

      1 Шершавые слова Цель игры – тактильное восприятие письменного языка, развитие образного восприятия букв и слов, улучшение концентрации внимания. Вам понадобятся: картонные таблички, буквы из шершавой бумаги, платок или шарф, чтобы завязать глаза. Из заранее вырезанных букв составьте слова и наклейте их на картонные таблички.

      Ребенок кладет перед собой карточку с шершавыми словом, завязывает глаза, и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Игра способствует улучшению чувствительности кончиков пальцев, что, в свою очередь, развивает мышление. Вместе с этим совершенствуется и умение мысленно соединять буквы в слова.

      Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение незаметно готовит их к осознанному письму и чтению.

      2. Картинка-слово. Цель игры – развитие интуитивного чтения, расширение словарного запаса, умение сравнивать написанное слово и изображение предмета. Вам понадобятся: карты с картинками, таблички с подписями к картинкам, контрольные карты, на которых есть и картинка, и подпись к ней, конверт. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные и т.д. Важно, чтобы слова были знакомыми и простыми для чтения. Теперь сложите в конверт все, что вы приготовили , кроме контрольных карт. Их можно положить лицевой стороной вниз рядом с конвертом. Ребенок кладет перед собой конверт и, выкладывает на стол картинки и подбирает к ним таблички со словами. А контрольные карты помогут ему самостоятельно проверить выполненное задание.

      3. Название предметов. Цель игры – увеличение словарного запаса, сопоставление прочитанного слова с предметом окружающей среды. Вам понадобятся таблички с тесемками, на которых написаны простые слова, например: стул, стол, кукла, кубик и т.д. А также конверт или коробка.

      Ребенок берет одну за другой таблички, читает слово и вешает или кладет табличку на соответствующий предмет.

      Детям так нравится это упражнение, что иногда вся комната завешивается табличками. Упражнение полезно тем, что ребенок открывает для себя, то, что все окружающие предметы можно записать и потом прочитать. Любому предмету соответствует слово, которое пишется и читается.

      4. Круглый год. Цель игры: Обучение чтению слов, знакомство с понятием «времена года». Вам понадобятся: картон, краски или фломастеры. Разрежьте картонный круг на 12 секторов и напишите на каждом секторе название одного из месяцев. Закрасьте кончики секторов разными цветами, например: весенние месяцы- зеленым, летние –красным, осенние – желтым, зимние – белым или голубым.

      Теперь можно приступать непосредственно к игре. Перемешайте сектора круга, предложите ребенку прочитать названия месяцев, помогите ему правильно составить круг и побеседуйте о том, что происходит в разное время года в природе, какие праздники бывают зимой, летом.

      Обсудите с ребенком, почему каждому времени года соответствует тот или иной цвет, как нужно одеваться и почему. Объясните разницу между словами «холодно», «сыро», «ветрено», «жарко» и т.д.

      5.Арифметические знаки. Цель игры: знакомство с понятиями «больше», «меньше», «сумма», «равенство», «разность». Составление и решение математических примеров. Вам понадобится: математическое лото (можно купить в магазине), карточки с изображением различного количества предметов. Вместе с ребенком составляйте примеры и решайте их, затем ребенок должен сделать это сам , а вы будете решать их. Иногда делайте ошибку, а ребенок, ваш маленький учитель, исправит ее . Дети очень любят играть в учителя и ученика, поэтому используйте это для того, чтобы постепенно знакомить его с неизвестными математическими понятиями, такими, как «сложение», «вычитание», «равенство» и т.д.

      6.Животный мир континентов. Дети 4-х лет любят это упражнение Монтессори, потому что оно веселое и необычное, а родители за то, что это упражнение способствует расширению кругозора и значительному пополнению словарного запаса. Вам понадобится: карта с изображением континентов, картинки с изображением диких животных, контрольные карты.

      Сначала подготовьте контрольные карты – наклейте на континенты изображения диких животных. Покажите ребенку расположение континентов на карте, назовите их и расскажите о том, что в разных частях света обитают различные животные.

      Затем вместе с ребенком «заселите» континенты животными или, проще, помогите животным «найти дорогу домой».

      Затем проверьте результат, используя контрольные карты.

      Используя упражнения Монтессори для детей 4-х лет, экспериментируйте и работайте в том темпе, который подходит именно вашему ребенку, и тогда результаты такого подхода вас очень приятно удивят!

      На видео можно посмотреть примеры упражнений Монтессори для деток 4-х лет:

      www.mamas-club.com

      Воспитание ребенка по методике Монтессори

      Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства.

      Есть множество авторских воспитательных методик, среди которых наиболее востребованной считается программа развития, разработанная Марией Монтессори.

      Сущность методики: воспитание самостоятельности

      Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

      Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:

    • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
    • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
    • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.
    • Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

    • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
    • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
    • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
    • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.
    • Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

      Периоды развития детей по методу Монтессори

      В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

      Родители должны быть готовы к таким периодам в жизни малыша. Монтессори предлагает взрослым самим определять возрастные этапы развития своих детей, понаблюдав за их индивидуальными и уникальными особенностями развития.

      Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

      Периодизация развития ребенка по Монтессори

      Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

      Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

      Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

      Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

      К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

      В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать, и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

      Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

      По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

      Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место. Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

      Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

      Дети спокойно развиваются в понятной и упорядоченной обстановке.

      Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

      Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

      Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

      Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

      Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

      Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

      Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении. Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д. Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

      Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста. Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности. Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

      Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д., они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность. «Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.

      Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

      Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

      Домашнее воспитание по методу Монтессори

      Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

      Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения и навыки.

      10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

    • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
    • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
    • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
    • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
    • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
    • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
    • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
    • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
    • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
    • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.
    • Роль воспитателя в системе Монтессори

      Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

      Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

      Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

      detiivzroslie.ru

      Воспитание ребенка по методу Монтессори

      Сегодня многие родители хотят обеспечить своему ребенку гармоничное и всестороннее развитие. Но разобраться во всем потоке хлынувших на нас как лавина систем и методик весьма непросто. Карточки Домана, кубики Зайцева, Вальдорфская система, метод Монтессори. список можно продолжать долго.

      Так как же не запутаться во всем этом многообразии?

      Прежде всего, необходимо четко понимать, что представляет собой тот или иной метод. А уж потом принимать взвешенное решение. В этой статье мы рассмотрим одну из популярнейших ныне систем воспитания и развития ребенка — метод Монтессори.

      Автором методики является Мария Монтессори (1870-1952), итальянский педагог-гуманист. Самый главный, основополагающий и передающий всю суть метода девиз : «Помоги мне сделать это самому».

      Громадное значение Мария Монтессори придавала периоду развития малыша от 0 до 6 лет. Она считала, что в этот период идет наиболее интенсивное развитие ребенка, в ходе которого возникают особые периоды, когда малыш особенно восприимчив к какой-то определенной деятельности.

      И если в этот благоприятный период рядом с ребенком не окажется необходимого для развития материала, то момент будет безвозвратно упущен. Наверстать впоследствии такое упущение будет практически невозможно. Так родилось наиглавнейшее понятие метода — развивающая среда.

      Группа, где будут заниматься малыши, представляет собой на первый взгляд обычную, уютную игровую комнату. Здесь повсюду разложены развивающие игрушки и очень много всяких занимательных уголков. Но на самом деле, в этой комнате царит строжайший порядок. Здесь у каждой вещи свое строго обозначенное место и нет ничего случайного. Вся комната поделена на определенные зоны и каждая из них наполнена специально разработанным дидактическим материалом.

      Пять зон развития ребенка

      1) Зона практической жизни

      Цель этой зоны — развить у ребенка самостоятельность, которая будет помогать ему в дальнейшей, повседневной жизни и крайне положительно влиять на самооценку.

      Налить воду в чашку, застегнуть пуговицы, почистить картошку, открыть замок, зашнуровать обувь. Здесь дети быстро учатся всем этим практическим навыкам. Учитель (в рамках метода его называют Наставник) показывает детям, как обходиться с предметами и для чего они нужны. Дальше ребенку предлагается действовать самому, методом проб и ошибок. Очень важно то, что все предметы этой зоны должны быть настоящими, а не игрушечными.

      2) Зона сенсорного развития

      Горячий — холодный; тяжелый — легкий; гладкий — шершавый; длинный — короткий — эти и многие другие понятия ребенок постигает здесь опытным путем. Многочисленные рамки-вкладыши, стаканчики, пирамидки, весы, предметы отличающиеся по цвету, фактуре, звучанию, запаху и прочее. Материалы этой зоны в полной мере задействуют все органы чувств малыша : зрение, слух, обоняние и тактильные ощущения.

      3) Зона языкового развития

      В этой зоне, посвященной развитию речи, подготовке к чтению и письму, очень большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с психомоторным развитием ребенка и развитием речевых зон коры головного мозга. Именно поэтому многие пособия этой зоны направлены на массаж пальчиков, развитие точных движений руки. Здесь есть и шершавые буквы, и шнуровки, и подвижный алфавит, и буквы-вкладыши.

      4) Математическая зона

      Тут вся среда вокруг ребенка подготавливает его к основам математических знаний: порядковому счету, сложению и вычитанию, умножению и делению. Здесь можно найти объемные геометрические фигуры, шершавые цифры, различный счетный материал.

      5) Зона естественнонаучных знаний

      В этой зоне ребенок должен иметь возможность получить первое представление об окружающем мире и естественных науках. Основы ботаники, зоологии, анатомии, географии преподнесены здесь в игровой форме. Тут можно найти деревянные географические карты, вкладыши в виде различных листьев деревьев, модели и карточки с овощами и фруктами, наборы игрушечных животных, коллекцию минералов, модели вулкана и земной коры.

      Как проходят занятия?

      В методике Монтессори нет традиционных занятий и уроков. Также нет здесь и специально отведенных мест, где ребенок будет заниматься. Есть лишь легкие переносные стульчики и столики, и коврики для занятий на полу.

      Наставник здесь не является главной фигурой и практически не вмешивается в занятия детей, пока те сами не попросят о помощи. Его задача — наблюдать со стороны. Чем заниматься, когда и где — ребенок выбирает и решает исключительно сам. Все дети имеют свободный доступ ко всему, что есть в Монтессори-группе. Им не надо лишний раз обращаться за помощью.

      Но, разумеется, никакой анархии в Монтессори группе нет и быть не может. При всей видимости вседозволенности, здесь существуют строгие правила и порядки, соблюдать которые надо неукоснительно.

      Одно из таких правил — навести за собой порядок. После того, как ребенок закончил заниматься с каким-то из пособий, он должен убрать за собой — подмести просыпанное, вытереть пролитое, собрать разбросанное и обязательно положить все на свои места. Это приучает ребенка к последовательности, организованности и собранности.

      Еще один момент — все пособия и материалы имеются в группе исключительно в одном экземпляре. Поэтому, если желанное пособие занято, то придется подождать своей очереди. Это также приучает малышей к терпению и порядку.

      Важнейшей отличительной чертой является то, что в методике Монтессори полностью отсутствует негативная оценка действий ребенка (критика, замечания, указание на ошибки) и нет соревновательного момента между детьми.

      Оборотная сторона медали

      Как и вокруг любого яркого явления, споры вокруг методики Монтессори не утихают. Какие же доводы приводят критики данного метода?

      Основной минус — полное пренебрежение творческой деятельностью ребенка, отсутствие ролевых игр, возможности пофантазировать. Действительно, Мария Монтессори имела довольно радикальные взгляды в этой области. Она считала сказки вредными для детей, отвлекающими от естественного познания мира. Поэтому весь упор ее системы делается на развитие логического мышления и аналитических способностей.

      Также многие психологи и педагоги обращают внимание на некоторую искусственность среды, создаваемой в группе. Развивающая среда, в которую помещается ребенок на время занятий, образует некий микромир, перенасыщенный предметами. В реальной жизни ребенок видит иную картину и это сбивает его с толку.

      Ну и наконец, не стоит забывать и о том, что данная методика совершенно не вписывается в традиционный общепринятый школьный стандарт. Ребенок, который в дошкольной возрасте, привык, что можно заниматься только тем, чем хочется и свободно перемещаться при этом, вряд ли с радостью воспримет такие школьные моменты как парты, уроки и жесткую дисциплину. И это тоже надо учитывать.

      lisavika.ru

      Смотрите так же:

      • Правовое воспитание методы и формы Правовое воспитание методы и формы 7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе […]
      • К какому врачу обратиться если ребенок часто болеет Часто болею, что делать? В последнее время многие жалуются на постоянную слабость и усталость, болезни до 10 раз за год. Вопрос – часто болею: что делать? – задают врачам, знакомым, народным целителям. Если вы относитесь к числу таких «счастливчиков», давайте попробуем вместе найти ответ на наболевший вопрос. Пальму первенства среди […]
      • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]
      • Диагноз у грудного ребенка Сопли у грудного ребенка 1 месяц Сопли у новорожденного Ринит или насморк – это распространенное и, на первый взгляд, почти безобидное заболевание. Зимой и осенью сопли у новорожденных и грудничков становятся едва ли не самым частым симптомом простудных заболеваний. Выделения из носа доставляют немало неприятностей как самим малышам, […]
      • Темы по трудовому воспитанию дошкольников Темы по трудовому воспитанию дошкольников Лана Петрик. Гуру. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника. Формирование экологической культуры личности. Тема самообразования. Пихед Наталья Генриховна. Учитель-дефектолог. 24 года. 4.Творческий отчёт по теме […]
      • Сульфацил натрия можно ли капать ребенку Как применять Сульфацил Натрия в нос ребенку для лечения насморка Большой популярностью при лечении насморка пользуются специальные капли, дозировка и действующее вещество которых будет зависеть от характера заболевания и возраста пациента. Наряду с множеством медицинских препаратов, часто можно услышать, что ребенку прописали […]
      • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
      • Диагностика качеств личности дошкольника Диагностика сформированности личностных качеств дошкольника 1 Диагностика сформированности личностных качеств дошкольника Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте - центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные […]