Развитие ребенка в 1 год: что умеет годовалый малыш

Ребенку исполнился целый год. За первые 12 месяцев из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).
  • Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

    Не без трудностей: кризис 1 года жизни

    В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

    • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
    • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
    • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.
    • Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

      Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

      Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

      Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

      5 полезных занятий для годовалого малыша

      Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

      Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

      Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

      Сенсорика с сыпучими материалами

      Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

      Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

      Очень хорошее видео – пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

      В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.

      rebenokmama.ru

      94. Развитие ребенка в первый год жизни.

      — Установление эмоционального контакта между матерью и малышом — Физическая активность и интеллект ребенка — Влияние физического развития малыша на его интеллект — Деятельность родителей, направленная на развитие интеллекта малыша К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца. На первом году жизни мозг развивается наиболее интенсивно. Ребенок, вначале беспомощный, к концу года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи. Умственное развитие ребенка первого года жизни определяется, в основном, такими сферами: 1) моторика; 2) восприятие; 3) эмоции; 4) речь; 5) тонкие ручные движения.

      95. Развитие ребенка от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

      96. Закономерности психического развития детей в дошкольный период. Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Рисование и особенно конструирование оказывают существен­ное влияние и на переход образного мышления на более высокий вровень схематического мышления. Если при образном мышлении дети при обобщении или классификации предметов могут опираться не только на основные, но и на второстепенные их качества, то схематическое мышление предполагает умение детей выделить лавные параметры ситуации, качества предметов, на основании ко-орых проводится их классификация и обобщение. В старшем дошкольном возрасте присутствуют в более или менее развитом виде все виды мышления, что делает особенно нужным его диагностику. В этот период наиболее значимую роль играют образное и схематическое мышление, поэтому и исследовать следует прежде всего эти виды мышления. При проведении диагностики уровня развития мышления и вос­приятия в дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на характерные ошибки при обследовании предметов, которые заклю­чаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систематизация образов, необходимая в даль­нейшем, затруднена. Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впер­вые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверст­ника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общать­ся с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том слу­чае, если это общение не устраивает взрослого.Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются Лидеры, которые умеют как организовать деятельность других Детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится все болееадекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах дея­тельности и по которым его оценивают окружающие.Говоря об агрессивности и тревожности, надо помнить о том, что неправильным является понимание этих качеств только в отри­цательном плане. Агрессивность сама по себе — качество безоценочное, она может быть и плохой и хорошей. На­пример, агрессивность помогает человеку настоять на своем, до­биться нужных результатов, организовать деятельность и свою, и других. Поэтому это качество является необходимым компонентом лидерства. В то же время агрессивное поведение оценивается как отрицательное, отклоняющееся поведение. При этом различают аг­рессивное поведение или агрессию (но не агрессивность), которое часто проявляется в конфликтности, в стремлении силой добиться желаемого, даже в жестокости, и агрессию от тревоги, которая яв­ляется защитной реакцией, но проявляется точно так же в кон­фликтности, драках, нарушении правил поведения. Тревожность также может стать тревогой, беспокойством, которые отравляют жизнь человека и его близких. Но тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, повышая наблюдательность, орга­низацию деятельности, способствуя формированию нужных знаний и умений.При исследовании структуры личности ребенка необходимо по­мнить и о разнице между индивидуальными особенностями и каче­ствами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно гово­рить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который ис­пользует положительные стороны его индивидуальности, по воз­можности нейтрализуя отрицательные.Важное значение имеет и такое качество, как пластичность, ко­торое связано с быстротой переключения с одной деятельности на другую, переходом от одного настроения к другому. Противоположное качество – ригидность – связано с невозможностью такого быстрого переключения, фиксацией на каком-то настроении или действии. Регидные люди часто не могут начать новое дело до тех пор. пока не закончили старое.Эмотивность – качество, которое характеризует эмоции человека. Это качество проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой). Таким образом, бывают люди, которым достаточно пустяка ля того, чтобы рассмеяться или расплакаться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. У некоторых людей их эмоции «написаны на лице», они ясны всем (открытая форма), а другие «закрыты», и никто не догадывается о том, что у них на уше. Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатией. Существуют люди эмпатийные, которые мгновенно определяют эмоциональное состояние окружающих (например, у таких детей очень быстро возникает стойкое эмоциональное отношение к другим людям, как положительное, так и отрицателное). Неэмпатийные люди, наоборот, могут строить общение на основе разума, и эмоциональное отношение к другим у них возникает после продолжительного знакомства. К индивидуальным особенностям относятся и такие качества, как открытость или закрытость. И, наконец, последнее качество – экстрапуиитивность (или ин трапунитивность) – связано с оценкой сложных ситуаций. Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельст­ва обвиняются в случае неудач. Интрапунитивные люди, наоборот, во всем полагаются только на себя и в случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других.Таким образом, сочетание этих индивидуальных качеств, кото­рое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и от­ношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном, на котором формируется структура личности. 97. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность . С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не изменяет. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект . Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становится специальным предметом изменения. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления.Вторая особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно-выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка , что не избежно влияет на его «Яконцепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления, он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. В школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично.

      98. Психическое развитие в подростковом возрасте. Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности , круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется и в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе– с теми, кто дорог и ценим.

      Объектом недовольства и беспокойства родителей , как правило, являются:

      1) поведение ребенка дома или в школе – неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно заставить за собой вымыть чашку»;

      2) черты характера, расцениваемые как не приемлемые, – «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т. п.

      Выделяют следующие типы самоотношения подростка:

      1) «самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери.2) смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один – это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй – отголосок родительского видения ребенка;3) подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Упрямство не называет бесхарактерностью. 4) подросток ведет борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. 5) подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть.

      studfiles.net

      Развитие ребенка первого года жизни

      Первый год жизни ребенка является очень важным для его развития. Именно в это время у него активно развиваются способности слушать, разглядывать, тактильные ощущения и вкусовые рецепторы, моторика и поведенческие особенности. Для малыша все является новым и самые обычные предметы, звуки или явления вызывают сильнейшее любопытство и порождают последующий вывод о происходящем в подсознании. Для правильного развития новорожденного в первый год жизни родителям необходимо со всей ответственностью подойти к его распорядку дня и воспитательным моментам.

      Периоды развития ребенка в первый год жизни

      Быстрые темпы развития детей вызывают изменения в их общем поведении. Выделяют несколько этапов по месяцам: до 3, 3-6, 6-9, 9-12. На каждом из этих этапов стоят разные задачи развития и воспитания ребенка, разный режим дня.

      Основные задачи организации жизнедеятельности детей в возрасте до 3-х месяцев:

      — организовывать сон, кормление, активное бодрствование с определенным режимом;

      — учить засыпать без дополнительных воздействий;

      — развивать органы чувств зрительных и слуховых;

      — формировать общее эмоционально-положительное состояние ребенка и голосовые реакции;

      — развивать моторику ребенка;

      — предотвращать возникновение отрицательных привычек (сосание пальцев, засыпание на руках и прочее);

      — осуществлять оздоровительные и закаливающие процедуры.

      Первый год жизни ребенка по месяцам

      Режим дня складывается из следующих элементов: активное бодрствование, сон, кормление. Правильным является такое чередование: после сна — кормления, после кормления — активное бодрствование. До трех месяцев детей кормят каждые 3 часа. Длительность бодрствования должна составлять около 1,5 часа за раз. Спать нужно 4 раза.

      С 3 месяцев ребенок должен спать при открытой фрамуге, потом на веранде (температура не ниже 10°). В период бодрствования проводятся с детьми занятия: развитие предразговорных голосовых реакций, развитие слуховой и зрительной сосредоточенности в специально отведенное для этого время (через 15-20 минут после кормления и за 20-25 минут до укладки детей спать). С 2,5 месяцев в манеже или постели до специальных стоек размещают игрушки, удобные для захватывания ребенком (кольца с привязанными к ним мелкими игрушками или погремушки). В это время малыш пытается держать голову, учиться различать эмоции, делает активные движения руками и ногами, реагирует на мамин голос, и самое приятное — улыбается.

      С 3-х до 6 месяцев кормят ребенка каждые 3 часа: количество кормлений – 6 раз. Общее количество сна 16,5-16 часов. В период активного бодрствования с детьми проводятся в игровой форме индивидуальные игры-занятия. Малыш пытается самостоятельно переворачиваться и ползать на животе. Родителям в этот период жизни малыша необходимо особое внимание уделять его физическому развитию и практиковать массаж и зарядку.

      Организация жизни детей с 6-7 месяцев до 9 месяцев происходит за режимом с трехразовым, 10 – с двухразовым дневным сном. В это время необходимо начать вводить прикорм. У ребенка начнут активно развиваться вкусовые рецепторы. Малыш уже уверенно сидит и ползает на четвереньках, что помогает ему открывать все новое и новое. Необходимо продолжать развивать движения, делать массаж и гимнастику, развивать действия с предметами (игрушками), развивать речь (звукоподражание), проводить занятия с картинками, разыгрывать шутки, помогать наблюдать за окружающим миром, устраивать музыкальные занятия, а также дидактические игры по сенсорному развитию.

      В период 9 -12 месяцев большинство детей уже начинают ходить, что бесспорно радует, но и доставляет много хлопот родителям. У ребенка выросла работоспособность и окрепла его нервная система, что сказалось на времени его бодрствования. Малыш начинает проявлять интерес к объектам живой и неживой природы. В этот период у ребенка закрепляются все умения, приобретенные ранее. Развивается речь, сначала звуки, а затем и слова все чаще можно различить в речи малютки.

      Первый год жизни ребенка советы родителям:

      — стимулируйте детей к самостоятельному хождению;

      — воспитывайте смелость ходить, бегать;

      — привлекайте детей к разнообразным действиям с предметами: держать ложку, чашку, расческой причесывать волосы, нанизывать кольца на пирамидку, бряцать погремушками, звонить колокольчиком и прочее;

      — поощряйте детей к многократному повторению одних и тех же действий: закрывать коробку крышкой, бросать и поднимать мячик, качать куклу, кормить зайчика и прочее;

      — учите ребенка действовать с двумя предметами одновременно выполнять два действия;

      — развивайте координацию движений рук и ног;

      — учите контролировать свои действия: стучать предмет о предмет, нанизывать или собирать бусы, камешки;

      — привлекайте детей к обследованию предметов: ощупывать, рассматривать с разных сторон, стучать, нюхать, пробовать;

      — называйте все действия ребенка словами;

      — следите за соблюдением правил безопасности жизнедеятельности (не давайте мелких игрушек, надежно прячьте лекарства, моющие средства, парфюмерию и тому подобное);

      — поощряйте ребенка к самообслуживанию: повторять действия взрослого в одевании, раздевании, умывании, уборке игрушек, держании ложки, пользовании салфеткой, носовым платком;

      — организуйте разнообразные речевые игры: звукоподражания («Как мяукает котенок?», «Кто это лает?», «Скажи как я», «Прятки»), на активизацию словаря («Волшебный конек», «Кто в домике живет?», «Узнай, что это?»);

      — показывайте предметные и сюжетные картинки (с двумя действенными лицами: девочка и котенок, мальчик и собака);

      — читайте песенки, стишки, стимулируйте выполнение движений по их содержанию;

      — поощряйте детей называть знакомые предметы и действия словами (дай, на, молоко, мама, баба, папа);

      — называйте правильные слова (собачка, кошечка), а потом звукоподражание (гав-гав, кис-кис);

      — не повторяйте за ребенком его собственных звуконаследований, примитивных слов-слогов;

      — рассматривайте с ребенком иллюстрации в детских книгах большого размера;

      — не давайте ребенку одновременно много игрушек (не больше 2-3), учите их сравнивать по размеру, цвету;

      — привлекайте детей рассматривать себя в зеркале, свою одежду, обувь, части тела;

      — приучайте к опрятности, соблюдать чистоту рук, лица, одежды;

      — рассказывайте сказки «Дед и баба», «Репка», «Колобок»;

      — пойте каждый вечер на ночь колыбельные песни;

      — придерживайтесь постоянного режима дня.

      Родителям необходимо окружить ребенка вниманием, заботой и любовью. Это три самых главных составляющих правильного развития малыша и его психического состояния в первый год жизни. Вам вместе с ребенком придется узнать много нового и интересного.

      vseorebenke.ru

      Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц

      Первый юбилей малыша уже позади, теперь он уже не беспомощный сверток, которого принес аист, а вполне самостоятельный человечек, имеющий свои привычки и характер. Развитие ребенка в 1 год и месяц идет своим чередом, набирается вес (около 9,5 кг.) и рост (приблизительно 80 см.), пропорции тела меняются, становясь похожими на взрослое строение.

      В 1 год и 1 месяц большая часть детей уже самостоятельно совершают экскурсии по дому, кто-то пока для

      этого пользуется подручной опорой, ну а кто-то делает это уже без посторонней помощи. Теперь у малыша нет препятствий для изучения окружающего мира, он может не только достать предметы в зоне досягаемости, но и покорить недавно недоступные вершины, используя для этого стул или кресло. Развитие малыша набирает стремительные темпы, что становится заметно и в играх. Теперь кроха может проводить различные эксперименты с игрушками, разбирая или попросту разбивая их. Игры в пирамидку или кубики теперь несут не только разрушительный, но и созидательный характер. Идет развитие и органов зрения и слуха. Поэтому в данный момент малышу крайне необходимо получение положительных эмоций.

      В 1 год и месяц многие дети уже могут произносить некоторые слова (мама, папа, баба и пр.), однако основу общения в это время составляет мимика и жесты, которые могут точно указать на то, что именно хочет малыш в данный момент. Расширяется и запас слов, понятных для малыша. Теперь он может совершать некоторые действия по просьбе родителей – «Дай мяч, иди к маме» и т. д. В этот период крохе можно показывать семейные фотографии, на которых он без труда сможет найти и показать своих родных.

      Поведение ребенка или как понять малыша

      В 1 год и месяц дети активно демонстрируют свою самостоятельность. Теперь они сами решают, когда, где и во что им играть. Они могут поступать наперекор родителям, воспринимая запреты в штыки. Поэтому частые истерики в этом возрасте являются лишь способом самоутверждения, который некоторые специалисты называют «кризисом одного года». Родителям стоит просто понять своего кроху и с пониманием отнестись к его потребностям. Ведь ребенку в период становления своей независимости тоже приходится очень сложно – хочется достать игрушку, а не получается дотянуться, надели не ту кофту, а слов для возражения не находится.

      Несмотря на проявление своего характера, дети в 1 год и месяц все еще нуждаются в заботе и любви родителей. Поэтому очень важно показать своему малышу, что вы его любите и во всем поддерживаете. Стоит помнить, что ласковое слово или объятие никогда не будет лишним. Малыш будет знать, что вы всегда ему поможете и пожалеете.

      После года дети очень любят помогать родителям. Мытье полов любой вещью, возня в воде (мытье посуды или стирка), подметание и прочие домашние дела вызывают у малышей небывалый восторг.

      Развитие ребенка в возрасте 1 года и месяца проходит во всех областях. Продолжают совершенствоваться и двигательные навыки. Родители должны поощрять стремление малыша к физической активности. Стоит предоставить крохе максимально безопасное пространство, в котором он сможет самостоятельно передвигаться, играть и развиваться. Для этого стоит убрать все опасные предметы, сложить игрушки в коробки или специальные корзинки, поставить детскую мебель и т . д.

      Особое внимание стоит уделить и цветовому наполнению комнаты. Для цветовой стимуляции необходимо использовать цветной декор в интерьере, предлагать к вниманию малыша разноцветные книжки и игрушки, надевать одежду в ярких тонах.

      Игрушками для ребенка этого возраста могут стать такие предметы, как ключи от квартиры или мамин кошелек. Дело в том, что теперь кроха испытывает неудержимое желание повторять за взрослыми. Позвонить папе, приложив телефон к уху, закрыть дверь, вставив ключ в замочную скважину и пр. Поэтому не торопитесь отбирать у малыша такие «игрушки», а чтобы он ничего не испортил и не сломал, подарите ему ненужные вам, но столь желанные для него атрибуты взрослой жизни. Дети в 1 год и месяц могут с увлечением заниматься с коробками и формами разных размеров, пирамидками и матрешками, конструктором и кубиками. Небывалый восторг вызывают и предметы для творчества. Подарите крохе цветные мелки или карандаши, с помощью которых он сможет оставить цветной след на бумаге. Но будьте готовы к тому, что творческие эксперименты могут выйти за рамки альбома, и под руку юного дизайнера попадут обои и полы.

      Развитие словарного запаса детей напрямую зависит от активности родителей. Родители должны комментировать все совместные манипуляции – одевание на улицу, прием пищи, купание и игры. Стоит предлагать крохе сделать выбор: что взять на улицу – мяч или лопатку, что надеть – красные или белые носки, что купить – сок или морс. Если вы часто совершаете пешие прогулки по лестничному маршу, то не забывайте вслух считать ступеньки, а совершая прогулки, рассказывайте малышу о погоде. Некоторые дети, получая новую информацию, буквально впитывают ее. Поэтому, даже пока малыш молчит и не может выразить свои чувства и свое мнение словами, стоит относиться к нему как к большому.

      После года малыш нуждается в большей нагрузке, чем раньше. Пусть ребенок без препятствий ходит или ползает до тех пор, пока вся его энергия не будет исчерпана. Только стоит помнить, что повышение активности крохи влечет за собой массу таких сюрпризов, как испачканная песком или грязью одежда и тело. Теперь малыш активно знакомится с животными, обнимая на прогулке кошку или собаку, измеряет глубину луж и пробует на вкус песок. Это вполне естественное желание, которое должно находить понимание у родителей. Поэтому стоит особое внимание уделить гигиене ребенка, и проводить водные процедуры чаще, чем раньше.

      Каждое покорение новых вершин неизбежно влечет за собой и получение новых травм. В 1 год и месяц малыши часто получают ссадины и синяки, царапины и ушибы. Поэтому маме стоит брать с собой на прогулку не только воду или салфетки, но и дезинфицирующие средства, пластырь и мазь от ушибов.

      Некоторые родители в год стригут своих малышей «под машинку». В таком случае уход за волосами может не потребоваться. Но если ваш кроха сохранил свою прическу, то в этом возрасте его уже можно начать знакомить с расческой и даже ножницами. В этом вам поможет игра «Юный стилист», в ходе которой малыш поймет, что шампуни и гели, расчески и ножницы не причинят ему боли, а наоборот, сделают его невероятно красивым и привлекательным.

      Компания взрослых, собравшаяся за одним столом, привлекает каждого малыша в этом возрасте. Поэтому, если ваш кроха плохо ест, самое время приучить его питаться вместе со всей семьей. Так ребенок не только станет есть с охотой, но и научится самостоятельно управляться со «взрослыми» столовыми приборами и посудой.

      Вырабатывание собственного Я не обойдет стороной и вкусовые предпочтения. Поэтому будьте готовы ко всяческим протестам малыша в отношении еды. Не стоит уговаривать и тем более настаивать на употребление того или иного продукта. Пройдет немного времени, и ненавистная еда станет любимым лакомством.

      После года большинство детей привыкает ко взрослому режиму приема пищи. Теперь ребенок может есть многие продукты с общего стола – котлеты на пару, отварное мясо и рыбу, практически все каши и супы. Но главным составляющим рациона в этом возрасте остается грудное молоко или смесь. Ввиду повышения активности малыша ему требуется постоянное восстановление баланса жидкости в организме. Вы можете предложить ему чай из ромашки или фенхеля, а также компот или кипяченую воду. Лакомства ребенка после года должны быть полезными. Можно приготовить такие десерты, как мусс из манки и фруктов, желе из ягодного сока или фруктовый салатик с йогуртом.

      Повышение нагрузки должно компенсироваться полноценным отдыхом. Это крайне важно для эмоционального и физического здоровья ребенка, поэтому стоит обратить пристальное внимание на распорядок дня малыша. Ночью ему необходимо спать минимум 10 часов, а днем он должен отдыхать дважды, хотя бы по 1,5 часа. Чтобы ребенок без капризов ложился спать в любое время суток, нужно соблюдать режим. Привыкнув засыпать в определенное время, ребенку будет легче смириться с этой необходимостью, тем более, если вам удастся соблюдать проведение определенного ритуала перед сном (чтение книги, купание и пр.). Режим может быть примерно таким:

    • 7.00-8.00 подъем.
    • 11.00-13.00 первый дневной сон.
    • 16.00-18.00 второй сон.
    • 21.00-22.00 отход к ночному сну.
    • В 1 год и месяц практически все малыши еще просыпаются среди ночи, чтобы подкрепиться. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что уставший малыш будет крепко спать до утра. Кроме чувства голода его по-прежнему посещает чувство страха, из-за которого малыш может проснуться в любое время, чтобы проверить на месте ли мама.

      razvitierebenka.info

      Развитие и питание ребенка в 1 год и 7 месяцев: что должен уметь малыш, как правильно составить для него меню?

      Каждый детский возраст имеет свои особенности и прелести. На смену одним заботам приходят другие — если в чем-то становится легче, то обязательно появляются новые хлопоты и тревоги. Возраст 1 год и 7 месяцев не исключение. Обладая основными навыками, ребенок начинает активно изучать окружающий мир и проявлять самостоятельность — такое поведение несет в себе много интересного, но и хранит достаточно опасностей, так как возрастает риск получения травм.

      В год и семь месяцев ребенок начинает ходить более активно — он уже почти не нуждается в поддержке родителей. Результатом чрезмерной активности могут стать травмы, поэтому маме нужно быть особенно внимательной

      В возрасте 1 года и 7 месяцев физические показатели составляют: для мальчиков рост — 84 см, вес — 11,5 кг, для девочек рост — 81 см и вес — 11,2 кг. Данные цифры условны и являются среднестатистическими.

      Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка остается сон. В этом возрасте деткам полагается спать не меньше 12 часов в сутки. Идеальный режим дня не обходится без дневного сна, который обычно длится около 2 часов, ведь малышу еще достаточно сложно бодрствовать на протяжении всего дня без отдыха. Встречаются дети, которые любят подольше поспать утром, а потом днем их невозможно заставить пойти в кровать. В этом случае родителям стоит пробовать уговорить ребенка хотя бы полежать и отдохнуть в спокойной обстановке, послушав сказку. Можно также прибегнуть к хитрости: так как дети любят все повторять за родителями, следует сделать вид, что вы тоже ложитесь вместе с ним ненадолго поспать.

      Умственное и эмоционально-психическое развитие

      В первый год жизни в приоритетах у родителей стоит физическое развитие ребенка: сначала умение держать голову, потом способность садиться и в конце ходить. Чем старше становится малыш, тем больше на первый план выходят его умственные способности и психическое состояние.

    • В 1 год и 7 месяцев кроха умеет различать предметы по цвету, форме и размеру.
    • У него начинает формироваться логическое мышление, он понимает, какие последствия могут идти за тем или иным действием: например, если выпустить из рук чашку с водой, вода разольется, а чашка может разбиться.
    • У ребенка появляются свои потребности, он обязательно будет сообщать о них и требовать желаемое. Увы, родители не всегда способны понять, чего от них хочет малыш, а кроха еще не имеет возможности объяснить и показать, поэтому продолжает для этих целей использовать плач.
    • Некоторые детки уже начинают неплохо изъясняться при помощи отдельных слов.
    • Часто замечания и предупреждения родителей остаются проигнорированными ребенком, иногда даже встречены со злостью, агрессией и гневом. Для данного возраста это вполне допустимая реакция, поэтому во избежание истерик родителям стоит следить, чтобы их малыш не переутомлялся, исключать причины возбуждения и окружать кроху своим теплом и заботой.
    • Малыш в год и 7 месяцев уже способен различать формы и цвета — это значит, что игры он выбирает более сложные, повторяет простейшие бытовые навыки и умения, которые он подсмотрел у взрослых

      В этом возрастном периоде кроха начинает говорить огромное количество слов, часть из которых можно понять не сразу и с большим трудом, а некоторые так и остаются неузнанными. Кроме отдельных слов малыш способен связывать их в короткие несложные предложения из двух-трех слов, например: «мама, на» или «папа, иди».

      Кроха в 1 год и 7 месяцев прекрасно понимает не только значение запрещающих слов, таких как: «нет», «стоп», «нельзя», которые научился мастерски не замечать, но и многое из услышанного он осознает и запоминает. Все сказанное при малыше остается в его голове на подсознательном уровне — таким образом у него накапливается пассивный словарный запас.

      Личная гигиена и рацион здорового малыша

      Личная гигиена — важная составляющая здоровья малыша. Уход и водные процедуры должны обязательно присутствовать в повседневном режиме дня ребенка, тем самым постепенно переходя в привычку. К ним относятся умывание и чистка зубов утром и вечером, подмывание, купание. Кроме того малыш уже знает, для чего нужен горшок и умеет использовать его по назначению или находится в процессе приучения, а это в значительной мере упрощает уход за ним. Из списка дополнительных дел не стоит вычеркивать гимнастику и закаливание организма.

      Четырехразовое питание ребенка должно быть не просто полезным, а еще и разнообразным. Ищите и пробуйте новые рецепты. Рацион полноценного питания обязан включать:

      У крохи формируется свой вкус, появляются определенные предпочтения и любимые блюда в предлагаемом меню. Этот возраст также подходит для отказа от пюре и перехода на рубленую пищу — так малыш будет учиться пережевывать твердые продукты.

      Игры с ребенком от полутора лет

      Не последнее место в полноценном развитии ребенка любого возраста занимают игры. Интересная игра способна не просто занять на время малыша, но и способствует при этом совершенствованию определенных навыков и умений, а также доставить ему массу удовольствия, особенно если в игре участвуют родители. Общение мамы и папы с ребенком в непринужденной игровой форме положительно отражается на эмоциональном и психическом состоянии крохи.

      Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом, чтобы малышу не было скучно или наоборот слишком тяжело. Игры, которые идеально подойдут ребенку в год и семь:

      vseprorebenka.ru

      Смотрите так же:

      • Почему ребенок спит беспокойно ночью Из-за чего грудной ребенок плохо спит Почему грудничок плохо спит ночью? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратить внимание на множество факторов, которые в комплексе влияют на сон у грудничка. К ним относятся режим питания, температура воздуха в детской комнате и многое другое. По словам педиатров, беспокойно спят многие […]
      • Ребенок в 2 года не спит днем комаровский Ребенок 2 месяца не спит днем комаровский Почему грудничок не спит днем или ночью? Возможные причины и советы. Когда не спит малыш, не спят и родители. В результате и взрослые, и кроха переутомлены, в плохом настроении, а мама не в состоянии справляться со своими ежедневными обязанностями. Считается, что груднички должны спать почти […]
      • Развитие ребенка 8-12 лет Развитие ребенка 9, 10, 11, 12, 13 лет Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие […]
      • Развитие ребенка в 1 2 года Развитие ребенка 1 - 2 лет: шпаргалка для родителей Рождение ребенка – это самое прекрасное мгновение в жизни каждой семьи. С появлением малыша меняются семейные взаимоотношения, повышается ответственность за нового человечка. Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй […]
      • Режим дня для 9 месячного ребенка питания Режим дня 9 месячного ребенка комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Rating: 4 / 5 based on 232 votes. Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка 10, 11, 12 месяцев. Так в 8 месяцев оно и том что мы еще. Меню для 7 месячного ребенка от Доктор Комаровский семь месяцев. Для […]
      • Забрали ребёнка из семьи Ребенок, которого забрали из семьи, покончил с собой. Самоубийство ребенка — это страшно. И сейчас дело вовсе не в пресловутом синем ките, а в том, что система "защиты прав и интересов детей" стремительно вырождается в свою противоположность. Я не хотела бы опять писать негатив, но это - не негатив, это нечто большее. И об этом нельзя […]
      • Нормы речевого развития детей таблицы Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка. Нормы и этапы речевого развития Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках […]
      • Порядок выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком Порядок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет следует рассчитывать, исходя из средней заработной платы сотрудника за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Среднюю дневную […]