Гиперактивность у детей: симптомы и лечение

Психомоторная гиперактивность у детей – это довольно распространенное расстройство. Мальчики страдают им в три раза чаще девочек. Гиперактивный ребенок нуждается в терпении и поддержке родителей, особенно, если такое состояние сказывается на поведении и успеваемости в школе. В связи с тем, что гиперактивность является распространенным явлением, стоит знать несколько советов о том, как вести себя с маленьким непоседой, и как помочь ему народными средствами.

Исследования показывают, что гиперактивность часто вызывается химическими пищевыми добавками. Младенцы имеют контакт с ними через молоко матери. Самые грозные враги – это консерванты, красители и ароматизаторы.

Если родители игнорируют проблему гиперактивности, ребенок может с течением времени стать неуклюжими, натыкаясь на предметы, а также страдать от дефицита внимания. Это может отрицательно повлиять на социальное развитие малыша, потому что такие дети часто проявляют себя с агрессивной стороны. Психомоторная гиперактивность может также повлиять на учебу и физическое развитие ребенка.

Сначала перечислим физические симптомы, связанные с гиперактивностью:

  • долгосрочные проблемы со сном;
  • частые аллергии;
  • астма;
  • отсутствие аппетита;
  • головные боли;
  • боли в животе.
  • Следует помнить, что есть разные степени гиперактивности. У младенцев, как правило, трудно заметить какие-либо симптомы этой проблемы. Но ваш ребенок может быть гиперактивным, если часто имеет колики, трудно поддается кормлению, плачет и много кричит, несмотря на кормление и родительскую любовь. Также он может часто пускать слюни, испытывать сильную жажду и очень мало спать. Некоторые гиперактивные дети спят только 3-4 часа в день.

    Некоторые родители знают, что их ребенок гиперактивный еще в первые несколько недель жизни, или даже до родов, если малыш часто бьется ножками в утробе матери. Многие гиперактивные дети не терпят, когда их носят на руках, обнимают или колышут, в отличие от обычных детей, которых эти действия успокаивают.

    Чем опасна проблема гиперактивности?

    Наряду с гиперактивностью часто появляются симптомы СДВГ – синдрома дефицит внимания и гиперактивности. Как правило, такие дети редко добиваются успеха в школе, на работе или в социальной сфере. Они часто встречаются с непониманием, отказом, и вынуждены постоянно противостоять неудачам. Трудно в таких условиях сохранить высокую самооценку. Негативная информация о себе становится обычным явлением. Исследования показывают, что дети с СДВГ в большей степени, чем их сверстники, рискуют получить психические расстройства и другие проблемы со здоровьем (как в детстве, и в зрелом возрасте). Риск осложнений высок даже среди взрослых, которые выросли с СДВГ.

  • низкая самооценка;
  • депрессия;
  • тревожные расстройства;
  • повышенный риск совершения самоубийства;
  • зависимость от психоактивных веществ (сигареты, алкоголь, наркотики);
  • антисоциальная жизнь;
  • конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • конфликты с законом;
  • финансовые проблемы;
  • травмы;
  • ожирение.
  • Поэтому, если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, необходимо сразу же предпринимать грамотные действия.

    Итак, гиперактивный ребенок, что делать? Как только вы заметили тревожные симптомы, нужно пересмотреть диету малыша, исключив из нее продуктов с консервантами. Иногда у детей появляется аллергия на красители в продуктах питания, что является причиной гиперактивности. Обратите внимание, когда ребенок начинает вести себя агрессивно, и какая пища была накануне. Обсудите это с врачом вашего малыша. Кроме того, ограничьте потребление сахара — некоторые младенцы плохо его переносят, становясь слишком взволнованными.

    Как успокоить гиперактивного ребенка?

  • Убедитесь, что ваш ребенок спит достаточно долго. Уставший малыш может стать гиперактивными.
  • Сделайте ему теплую ванну. Используйте мыло с лавандой, предназначенное для чувствительной детской кожи. Пусть ваш ребенок играть в воде, это позволит ему расслабиться и успокоиться.
  • Пойте песни вашему чаду спокойным тихим голосом.
  • Возьмите ребенка на долгую прогулку в коляске.
  • Сядьте с ребенком в кресле-качалке. Если он начнет засыпать, переложите его в колыбель, чтобы малыш отдохнул.
  • Лечение гиперактивности у детей требует от родителей терпения. Вы должны вести себя с ребенком очень деликатно, не срываясь на крик (и, конечно же, не предпринимая физические наказания). Всевозможные травы с успокаивающим эффектом помогут ребенку нормализовать сон и пищеварение. Это, в свою очередь, в целом улучшит поведение малыша.

    Корень дягиля имеет успокаивающее действие, расслабляет гладкую мускулатуру (в том числе и в желудочно-кишечном тракте), помогает лечить пищевые расстройства у гиперактивных детей.

    Чтобы приготовить лекарство, соедините 1 столовую ложку измельченного корня со стаканом горячей воды; проварите на водяной бане эту смесь 20 минут, затем дайте ей постоять еще 10 минут, после чего процедите. Давайте ребенку по 1-2 столовой ложке этого отвара трижды в день. Очень скоро тревожные симптомы исчезнут.

    Шишки хмеля не только успокаивают, но и регулируют деятельность пищеварительной и мочегонной систем. Это растение также поможет в случаях, когда гиперактивность возникла по причине пищевой аллергии.

    Получение и применение. 1 столовую ложку шишек хмеля берут на 1 стакан воды; смесь варят 1-2 минуты на среднем огне, затем настаивают в течение нескольких минут и процеживают. Ребенку дают по столовой ложке отвара 2 — 3 раза в день.

    Это растение также показывает себя только с лучших сторон. Оно успокаивает, нормализует сон, улучшает концентрацию внимания и память.

    Итак, если у вас под рукой есть зверобой, соедините 1 столовую ложку измельченной травы с 2 стаканами воды; эту смесь нужно варить 5 минут, затем отложить в сторону на 10 минут и процедить. Ребенку дают по 1-2 столовых ложки отвара зверобоя трижды в день перед едой.

    Цветки лаванды также помогут вам лечить чрезмерную активность малыша, убрать психосоматические симптомы (боли, тошноту, рвоту), успокоить психику. Получение и применение. 1 столовую ложку цветков лаванды соедините со стаканом кипятка и накройте крышкой. Пусть смесь постоит 10 минут, затем процедите ее. Давайте ребенку по столовой ложке лекарства утром и вечером.

    Травяные сборы отличаются более интенсивным действием. Вот рецепт:

    Приготовление настоя: травы тщательно перемешать, 1 чайную ложку сбора заварить в стакане кипятка, подержать под крышкой 20 минут, затем процедить и давать ребенку по столовой ложке в теплом виде 2 раза в день.

    Вот еще одна разновидность успокаивающего сбора:

    Чтобы приготовить лекарство, две столовых ложки травяного сбора заварите в ? литра горячей воды, дайте настояться в течение четырех часов, затем половину жидкости перелейте в другую посудину. Оставшееся снадобье прокипятите несколько минут, затем снова соедините жидкости вместе и процедите. Давайте ребенку это лекарство 2 раза в день по ? стакана — утром натощак и вечером перед сном.

    Расслабить нервную систему можно также путем комбинирования теплых ванн и массажей тела. Желательно добавить в воду для ванны такие целебные травы:

    Эту смесь соедините с 3 литрами воды, проварите на среднем огне 5 минут (накрыв посудину крышкой), дайте постоять отвару 15 минут, затем процедите и влейте в ванну, заполненную теплой водой. Жмых из этих трав положите в холщовый мешок и также добавьте в воду для купания. Пусть ребенок полежит в такой ванне 15 минут, затем помогите ему вытереться и уложите в постель. Ванны повторяйте каждый на протяжение месяца.

    Заповеди для родителей

    Важно лечение не только симптомов гиперактивности, но и его причины. Тут без психологической составляющей не обойтись.

  • Прежде всего, гиперактивный ребенок нуждается в вашем понимании. Ему приходится сложнее, чем большинству сверстников. Помните, что проблемы с поведением препятствуют нормальной жизни малыша. Помогите ему найти друзей, добиться успеха в школе, услышать похвалу от окружающих. Не забывайте сами часто его хвалить.
  • Введите четкий распорядок дня. Большинству детей нравится устойчивый ритм дня, когда они знают время для сна, приема пищи, прогулок. Поэтому составьте режим и постарайтесь его придерживаться.
  • Сократите количество стимулов. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, поэтому постарайтесь, чтобы ваш дом был тихим. Избегайте громкой музыки, не приглашайте много гостей и старайтесь пореже включать телевизор или компьютер. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок делал одно дело – то есть, при чтении не разрешайте ему читать или смотреть телевизор, при выполнении уроков выключайте музыку.
  • Говорите четко. Вместо того, чтобы порицать («Опять у тебя в комнате грязно!»), выражайте четкие просьбы («Застели постель»). Вместо фразы «Ты неуклюжий!» говорите «Держи чашкой за ушко». Следите, чтобы ваши просьбы выполнялись.
  • Займите своего малыша. Дети ведут себя гиперактивно, когда им скучно, или когда родители мало на них обращают внимания. Поэтому будет хорошо, если вы займете своего малыша интересными занятиями. Сразу после завтрака отправляйтесь на прогулку, запишите ребенка на спортивную или танцевальную секцию.
  • Будьте терпеливыми. Это нелегко. Но крики и наказания только усиливают напряженность. Попробуйте похвалить и поощрить своего ребенка за хороший поступок, а вот на плохие выходки не реагируйте (в пределах разумного).
  • Организуйте рабочую зону гиперактивному школьнику. Когда ребенок идет в школу, он должен иметь строго организованное (с небольшим количеством объектов ) рабочее место. Лучше, если на столе будет находиться только калькулятор, лампа и контейнер для карандашей и ручек.
  • Будьте гибкими. Гиперактивный ребенок требует установления четких правил, но чрезмерная строгость иногда бывает контрпродуктивной. Поэтому время от времени давайте ребенку расслабиться.
  • Не вините себя. Неудивительно, что, если у вас дома живет вулкан энергии, временами вы сами становитесь импульсивной, и испытываете далеко не материнские чувства. Если вы когда-либо позволяете себе агрессивное отношение к малышу, постарайтесь простить себя, извиниться перед ребенком и жить дальше.
  • Напишите в комментариях о своём опыте в лечении заболеваний, помогите другим читателям сайта!

    Поделитесь материалом в соцсетях и помогите друзьям и близким!

    nmed.org

    Гиперактивность – это вид психологического расстройства, при котором у ребенка наблюдается нарушение внимания и повышенная физическая активность. Такая патология на сегодняшний день встречается у 15-20% детей, при чем у мальчиков синдром диагностируется гораздо чаще, чем у девочек. Для того чтобы лечить СДВГ необходимо установить причину его развития и направить все силы на борьбу с ним, ведь в 50% случаев гиперактивность остается и у взрослых людей, что мешает их работе, построению карьеры и созданию семьи.

    Что такое гиперактивность у детей

    Гиперактивность – это форма расстройства, которая наблюдается у детей дошкольного или младшего школьного возраста. У подростков и взрослых такая патология практически не развивается. Для такого расстройства характерна чрезмерная физическая активность ребенка, повышенная подвижность, отсутствие усидчивости и нарушение концентрации внимания. Дети с таким диагнозом отличаются импульсивностью, они не всегда способны контролировать свои действия и способны на необдуманные поступки.

    Гиперактивность зачастую сопровождается сопутствующими расстройствами: нарушением сна и отсутствием аппетита, развитие неврологических привычек и повышением беспокойства. Как правило, гиперактивность всегда рассматривают в комплексе с дефицитом внимания, поэтому расстройство получило аббревиатуру СДВГ. Это медицинская проблема, которая требует обязательного вмешательства специалистов, чтобы обеспечить ребенку нормальную жизнь, возможность учиться и адаптироваться в социуме.

    Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью крайне сложно дается обучение, что вызвано их неусидчивостью и невозможностью надолго сконцентрироваться на одном занятии. У них зачастую наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, а учителя и воспитатели всегда жалуются на неподобающее поведение ребенка и невозможность контролировать его действия и поведение. Справиться с детьми с СДВГ крайне сложно, поскольку они не реагируют на замечания, не понимают слов «стоп», «нельзя». На них не действуют угрозы, наказание и уговоры, что значительно усложняет процесс обучения, воспитания и общения с ними.

    Причины развития заболевания

    Часто СДВГ формируется еще в период внутриутробного развития под воздействием негативных внешних раздражителей. Нередко причинами патологии могут стать проблемы во время родов, травмы и неблагоприятные моменты в первые годы жизни ребенка. Врачи выделяют несколько основных предпосылок, способствующих развитию гиперактивности:

  • Наличие у беременной серьезных хронических заболеваний.
  • Токсическое воздействие на организм будущей матери во время вынашивания ребенка. Это может быть вдыхание краски, лака или табачного дыма. Нередко отравление вызывают продукты питания, алкогольные напитки и передозировка некоторыми медикаментозными препаратами.
  • Травмирование или ушибы живота во время беременности.
  • Инфекционное заболевание беременной.
  • Осложнения в период родовой деятельности – гипоксия, гематомы, асфиксия и др.
  • Ненормальные физиологические роды: слишком быстрое или длительное родоразрешение, проведение кесарева сечения или стимуляция родовой деятельности.
  • Симптомы гиперактивности

    Первые признаки СДВГ проявляются в возрасте 2-3 лет, когда ребенок начинает активно ходить, общаться со сверстниками и стартует процесс воспитания и обучения. Как правило, большинство родителей не обращает внимание на необычное поведение ребенка, списывая его активность и подвижность на темперамент, характер, любознательность и другие факторы. При этом никто не обращается за помощью, пока не наступит критический момент, который обычно наступает при поступлении ребенка в школу.

    Основными симптомами гиперактивности является:

  • Чрезмерная двигательная активность. Ребенку крайне сложно сидеть на одном месте, он постоянно в движении, при чем часто его движения бесцельны. Он очень любознательный, задает сотни вопросов в минуту, но никогда не дожидается ответа.
  • Дефицит внимания, концентрации и сосредоточенности. Ребенок с СДВГ не может долго заниматься одним делом, плохо концентрируется и не способен высидеть отведенное время для конкретного задания. Для того чтобы добиться внимания, важно найти мощную мотивацию для ребенка – что это будет, в каждом индивидуальном случае зависит от конкретного ребенка.
  • Импульсивность в совершении поступков, действий и принятии решении.
  • Кроме того, гиперактивные дети не подчиняются правилам (как общепринятым, так и установленным в конкретной социальной группе). Дети часто ломают игрушки, предметы обихода небрежно относятся к вещам.

    В медицине нет анализов или специальных тестов, которые позволяли бы со стопроцентной точностью установить диагноз «гиперактивность». Для диагностирования проводится сбор информации, оценка поведения ребенка в разных условиях и при различных обстоятельствах. Обязательно врач проводит опрос матери про течение беременность и роды, были ли какие-либо аномалии или патологии, а также уточняется анамнез ребенка – перенесенные вирусные и инфекционные заболевания, наличие генетических или наследственных болезней. Дополнительно с ребенком проводится беседа и тесты на внимательность.

    Нередко используются инструментальные процедуры: МРТ или КТ головного мозга ребенка и электроэнцефалограмма. Оценивая все полученные данные, врач ставит диагноз и назначает соответствующее лечение.

    Важно отличать гиперактивность, как расстройство, от такого характера и нрава ребенка. Физически активные дети могут вести себя дома или на игровой площадке очень энергично, проявляя все признаки СДВГ, при этом в школе или в детском садике они вполне адекватные, хорошо слушают, решают задания и не проявляют никаких признаков расстройства. В таком случае не стоит беспокоиться, а родителям лишь необходимо пересмотреть свое отношению к чаду и при надобности подкорректировать его. При наличии СДВГ ребенок ведет себя одинаково вне зависимости от места, окружения и других факторов.

    Лечение гиперактивности

    Лечение СДВГ выбирается в каждом случае индивидуально. Все зависит от ребенка и характера проявления нарушений. В любом случае терапия включает медикаментозное лечение, сеансы психотерапии и психолого-педагогические занятия.

    Прием лекарств не ликвидирует гиперактивность, но помогает купировать ряд симптомов. Медикаменты позволяют улучшить координацию движения, повысить внимание и снизить проявление импульсивности.

    Важную роль в лечении СДВГ играют родители. Им необходимо запастись терпением и выполнять несколько простых рекомендаций:

  • Исключить из диалога с ребенком отрицание в предложении.
  • Соблюдать спокойствие, даже в решении конфликтных ситуаций.
  • Уделять максимум времени ребенку, занимаясь с ним развивающимися занятиями, формируя в нем усидчивость, внимание и подбирая мотивацию к каждому случаю.
  • Общие рекомендации по борьбе с гиперактивностью:

  • Для нормализации движений необходимо снять мышечные спазмы, что можно сделать при помощи массажа, специальных физических упражнений или рефлексотерапии.
  • Важно обеспечить ребенку благоприятный микроклимат, избегать посещения им многолюдных мест.
  • Гиперактивность – это расстройство, с которым необходимо бороться всей семьей, чтобы достичь желаемого результата. Не стоит обвинять ребенка в его шалостях или чрезмерной активности, ведь зачастую все это происходит непроизвольно, под воздействием импульсивных решений. Важно окружит малыша любовью и вниманием, а также соблюдать все рекомендации врача, только в этом случае удастся победить СДВГ.

    24doctor.info

    Детская гиперактивность — лечение, прогноз, симптомы

    СДВГ — понятие и определение

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это состояние, для которого характерны чрезмерная возбудимость и неумение сохранять сосредоточенность. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способностью управлять своим поведением.

    СДВГ — это последствие плохого воспитания и стресса или болезнь? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Скорее всего, имеет место комбинация факторов — внешних и внутренних.

    1. Синдром дефицита внимания без проявлений гиперактивности. Наиболее характерна такая патология для девочек. Они будто сами по себе, в своих фантазиях и мечтах, «витают в облаках».
    2. Синдром гиперактивности без явлений дефицита внимания. Редкая форма. Часто является симптомом органического поражения ЦНС.
    3. Самая частая форма — гиперактивность с дефицитом внимания у детей. Лечение такой патологии проводится комплексно минимум тремя специалистами: психотерапевтом, детским психологом и неврологом.
    4. [adrotate banner=»4″]Факторы, провоцирующие развитие гиперактивности у ребенка:

    5. Осложнения при родах — гипоксия плода, затяжные или очень стремительные роды, угроза выкидыша, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты.
    6. Тактика семьи в отношении воспитания ребенка — чрезмерная строгость, много запретов, гиперопека или игнорирование.
    7. Сопутствующие патологии — заболевания органов чувств, вегетососудистая дистония, болезни эндокринной системы.
    8. Стрессовые факторы окружающей среды — нервозная обстановка в детском коллективе.
    9. Постоянное нарушение режима бодрствования и сна.
    10. Признаки гиперактивности

      Гиперактивность у детей дошкольного возраста лечится не так сложно, как в более старшем возрасте. Многие родители и педиатры ошибочно считают, что пока ребенок маленький, СДВГ — это не патология: вот пойдет в школу — станет спокойным. Но увы, в школе проявления гиперактивности не прекращаются, а только усугубляются.

      Особенности гиперактивности у детей до 7 лет:

    11. Излишняя возбудимость. Ребенок «заводится» с пол-оборота, его очень сложно успокоить.
    12. Очень сильная и бурная реакция на различные манипуляции. Малыш не любит одеваться, упорно не хочет куда-либо идти и так далее.
    13. Чрезмерная эмоциональная лабильность. При любом, даже самом безобидном, замечании сразу начинается плач.
    14. Острая реакция на внешние раздражители (свет, звук) — крик, визг, нарушение сна. Такие дети очень плохо засыпают и тяжело просыпаются.
    15. Дефекты развития речи. Говорит много и быстро, но получаются бессвязные, плохо различимые звуки — детский лепет с дефектами дикции.
    16. Конечно, причин для капризов в глубоком детстве может быть масса: от прорезывания зубов до неусвоения компонентов пищи из-за врожденной ферментативной недостаточности. Следует исключить подобные патологии.

      Гиперактивность у детей школьного возраста протекает тяжелее, чем у дошколят. В этот период наступает социализация, а гиперактивность мешает ей. Следовательно, могут возникнуть проблемы с успеваемостью, нелады во взаимоотношениях со сверстниками. Учителя жалуются на таких детей: они считают, что родители разбаловали ребенка. А те, в свою очередь, уверены, что педагог не умеет «управлять» детьми.

      Характерные симптомы гиперактивности у школьника:

    17. Неусидчивость. Среднестатистический ученик может продуктивно заниматься 20—25 минут, гиперактивный — не более 10 минут. Далее, он начинает хулиганить, отвлекая одноклассников различными способами (дерганье за косички, бросание бумажек).
    18. Капризность.
    19. Невнимательность. Можно 10 раз сказать одно и то же, но понимания не добиться;
    20. Непослушание. Кажется, что ребенок запрограммирован на плохое поведение.
    21. Вспыльчивость. На любую реплику ребенок может нагрубить.
    22. Заниженная самооценка, переходящая в депрессию. Из-за особенностей поведения ребенка окружающие начинают плохо его воспринимать. Он чувствует себя изгоем, а затем вымещает свои комплексы на окружающих, доказывая, что он хорош и крут.
    23. К поведенческим проявлениям гиперактивности зачастую присоединяются психоневрологические симптомы: депрессии, головная боль и головокружение, нервные тики (на фоне стресса начинает «дергаться» глаз или дрожать руки), фобии (внезапные и необоснованные страхи), энурез.

      Гиперактивность у детей школьного возраста без лечения может привести к плачевным последствиям.

      Проявления физической агрессии при подростковой гиперактивности:

    24. драки;
    25. издевательства над животными и сверстниками (даже зверства);
    26. суицидальные наклонности.
    27. Дифференциальная диагностика

      Прежде чем определиться, чем и как лечить гиперактивность, врачу следует дифференцировать данное состояние от других серьезных соматических заболеваний:

    28. гипертиреоз;
    29. хорея;
    30. эпилепсия;
    31. нарушение зрения/слуха;
    32. вегетососудистая дистония по гипертоническому типу;
    33. начальные стадии аутизма.
    34. При диагнозе «гиперактивность ребенка» лечению должен предшествовать сбор анамнеза: беседы, интервьюирование, наблюдение за поведением, опрос родителей.

      Лечение гиперактивного ребенка проводится в двух направлениях: медикаментозная и немедикаментозная терапия.

      Коррекция поведения и образа жизни

      Неспецифическая (немедикаментозная) терапия включает целый комплекс мер

    35. обучение по специальному плану (сокращенные уроки, малое количество человек в классе, соответствующий профиль педагогов);
    36. полноценный сон;
    37. соблюдение режима;
    38. длительные прогулки;
    39. физическая активность (гиперактивные дети с удовольствием посещают бассейн, тренажерный зал; можно заниматься бегом, катанием на велосипеде или роликовых коньках).
    40. Как лечить ребенка с такими психическими особенностями? Сами взрослые являются примером для ребенка. Они должны быть сдержаны, лишний раз не повышать голос на ребенка и иметь эмоциональный контакт с ним. Когда ребенок почувствует, что его понимают и поддерживают, он перестает драться, огрызаться и обижать своих сверстников. Драчливость детей говорит о том, что в семье что-то не так.

      Гиперактивный ребенок требует к себе повышенного внимания. Его надо уметь увлечь, вовремя дать деликатную оценку результатов его действий, сменять виды деятельности. Спокойные занятия следует комбинировать с динамическими — например, рисование и танцы. Все это следует проводить в игровой форме.

      Нужно уметь стимулировать ребенка к деятельности. Поощрение и похвала не возбраняется, а наоборот, приветствуется — таким детям она необходима, как воздух.

      В общественных местах часто можно наблюдать, как мамы повышают голос на детей, дергают за руку, даже дают подзатыльник. Кажется, что родители стыдятся их. На таких матерей все глядят с сочувствием. С гиперактивным ребенком обязательно проводится «инструктаж» о том, как вести себя в магазине, в кино, бассейне, на детской площадке.

      Нужно практиковать обоснованные запреты: нельзя говорить ребенку «нет», ничего не объяснив. Следует терпеливо озвучить причину того или иного табу, предлагая альтернативный вариант. Если чаду удалось вести себя хорошо, то вечером его должна ждать «награда» — совместная игра в его любимые игрушки, просмотр фильма, лакомство.

      Самое лучшее для гиперактивных детей — лечение на ранних стадиях, когда можно обойтись без лекарств.

      Специфическое лечение

      В подростковом периоде гиперактивный ребенок без лечения становится очень агрессивным и даже опасным. Тут не обойтись без медикаментов.

    41. Аутогенные тренировки, психотерапия (индивидуальная или групповая).
    42. Лекарственные средства:
    • Ноотропные препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга — Пирацетам, Фенибут, Энцефабол, Кортексин (в таблетках и уколах).
    • Антидепрессанты. В детской практике лучше использовать ингибиторы захвата серотонина (Мапротилин, Флуоксетин, Паксил, Деприм), которые способствуют повышению настроения, уменьшению частоты суицидальных мыслей, а также борьбе с хронической усталостью.
    • Глицин — аминокислота, «тормозной» медиатор в головном мозге.
    • Лечение гиперактивности у детей народными средствами заключается в использовании лекарственных трав по отдельности (мелисса, ромашка) или успокаивающих травяных сборов.

      Средства на основе трав:

    • Экстракт левзеи — тонизирующее, улучшающее настроение, повышающее работоспособность средство.
    • Настойка лимонника — общеукрепляющее, антидепрессивное действие.
    • Настойка женьшеня — снижение утомляемости и повышение способности концентрироваться.
    • Персен — применяется при плохом засыпании и повышенной нервной возбудимости.
    • Важно вовремя поставить точный диагноз и правильно подобрать терапевтические методы. Без лечения СДВГ в детстве никуда не исчезает по мере взросления. Такие люди даже в зрелом возрасте не могут сосредоточиться и сконцентрировать внимание на чем-то важном, ничего не успевают. У них случаются неприятности на работе, что приводит к депрессиям и неврозам.

      fitoinfo.com

      Как лечить гиперактивность у детей?

      В переводе с латинского языка термин «гиперактивность» означает деятельность, превышающую норму. Такое явление достаточно часто встречается у детей. Но, не стоит путать детскую неусидчивость с какими-то функциональными нарушениями. Если ребенок становиться чрезмерно невнимательным, импульсивным, непоседливым, упрямым, то стоит рассмотреть его состояние как заболевание. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, не только доставляют неприятности себе самим, но и своему окружению.

      Определить наличие заболевания возможно при диагностике гиперактивности опытным врачом-педиатром. Ребенку в таком особенном состоянии, вызванном нарушениями деятельности мозга, необходимо оказать своевременную помощь. Ведь ее отсутствие может привести к формированию асоциальной или даже психопатической личности.

      Факторы, провоцирующие возникновение гиперкинетического синдрома

      Клиническая картина синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется в нарушении поведения, трудностях восприятия и социальной адаптации. Какое бы происхождение не имела гиперактивность у детей, лечение ее возможно и необходимо для избавления ребенка от значительных проблем в учебе и трудовой деятельности. Данное заболевание может быть вызвано различными факторами:

      • биологическими, представленные наследственной предрасположенностью, осложнениями во время беременности;
      • генетическими, представленные врожденными отклонениями от нормы некоторых систем головного мозга;
      • социальными, представленные характером и склонностями родителей, условиями воспитания в школе и семье, материальным положением семьи;
      • экологическими, представленные некачественными продуктами питания с красителями и консервантами в составе, дефицитом минералов и витаминов.

      Проявление гиперактивности у взрослых связано с наличием еще детских симптомов СДВГ, которые не были устранены. Многие даже не догадываются о своей взрослой гиперкинетике пока не столкнуться с врачебным лечением невроза или депрессии.

      Симптомы гиперактивности у детей

      Признаки СДВГ можно спутать с другими заболеваниями, например, с аутизмом. До года гиперактивность у детей проявляется в плохом сне, повышенной подвижности, чрезмерной реакции на световые и звуковые раздражители, повышенном или пониженном мышечном тонусе.

      Из разнообразных симптомов гиперактивности, у детей можно выделить следующие:

    • Активная двигательная деятельность: ребенок суетится, находится в постоянном движении (зачастую без конкретной цели), становится неусидчивым, постоянно дергает руками и ногами, его многословная речь сопровождается проглатыванием слов.
    • Полное отсутствие внимания: ребенок становится невнимательным, неорганизованным, часто делает ошибки, постоянно отвлекается, забывает или теряет свои вещи.
    • Чрезмерная импульсивность: у ребенка может наблюдаться агрессия, конфликтность по отношению к другим, невосприимчивость определенных правил и запретов.
    • Кишечные расстройства, аллергические приступы, головные боли.
    • У взрослых гиперактивность проявляется в хроническом опоздании на работу и деловые встречи. Такие люди беспокойны, неорганизованны, находятся в постоянном напряжении. У них часто меняется настроение, их самооценка занижена, и они не могут управлять своим гневом. Кроме того, из-за постоянных проблем в учебном процессе и конфликтных ситуаций с окружающими людьми, первичные признаки синдрома дополняются вторичными, имеющими социогенный характер.

      Как лечить гиперактивность у детей

      Даже если ребенок имеет многие характерные признаки СДВГ, подтвердить наличие заболевания сможет лишь опытный врач-психоневролог посредством ряда тестов и наблюдений. При ранней диагностике гиперактивности шансы на выздоровление у ребенка значительно повышаются

      Методы лечения СДВГ направлены на восстановление нарушенных функций центральной нервной системы и его адаптацию в обществе. Лечение является многофакторным. Оно представлено диетой, не медикаментозным и медикаментозным вмешательством.

    • В первую очередь следует заняться очищением кишечника. Предпочтение стоит отдать натуральным продуктам. Из рациона необходимо исключить: яйца и молочные продукты, свинину, анчоусы и сардины; консервацию и пищу, содержащую красители; рафинированный сахар и продукты, в состав которых он входит; цитрусовые и шоколад.
    • Под не медикаментозным лечением гиперактивности у детей подразумевается модификация поведения, психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Детям предлагается упрощенный режим обучения: количественный состав класса и длительность занятий уменьшается. Для того, чтобы ребенок смог сосредоточиться, ему рекомендуют сидеть на первой парте. Желательно провести психотерапевтическую работу с родителями, чтобы они относились к поведению ребенка более терпеливо. Родители должны больше следить за дневным режимом гиперактивных детей, обеспечивать их возможностью расходовать избыточную энергию посредством физических упражнений, длительных прогулок, бега. Утомление в процессе выполнения заданий следует свести к минимуму. Гиперактивных детей отличает чрезвычайная возбудимость. Поэтому, рациональной станет их частичная изоляция от многочисленных компаний. Кроме того, партнеры гиперактивного ребенка по игре должны иметь обладать спокойным и уравновешенным характером.
    • Медикаментозную терапию при лечении гиперактивности у детей назначают при отсутствии эффекта от не медикаментозного коррекционного метода. Распространено применение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов. Международная педиатрическая неврологическая практика определила два самых эффективных препарата. Это антидепрессант амитриптилин и амфетамин риталин. В первую очередь, при СДВГ, необходим прием препарата метилфенидата, способствующий улучшениям у 80% больных. Дозировка препарата варьируется от одной таблетки (10 мг) до соотношения 6 мг на один килограмм массы тела. Наступление терапевтического эффекта происходит уже в первые дни приема. Кроме высокой эффективности метилфенидат обладает рядом противопоказаний. Поэтому, перед его употреблением необходима обязательная консультация врача. Альтернативой метилфинидату может стать амитриптилин, дающий положительный эффект в 60%. Суточный прием препарата составляет до 50 мг, при этом увеличение дозировки происходит постепенно. При детской гиперактивности возможно применение ноотропных медикаментов (ноотропил, инстенон и пирацетам), уменьшающих проявление синдрома у 59% детей. Такие препараты улучшают поведенческие показатели, моторику, память и внимание. Лечение ноотропными препаратами может дополняться транскранильной микрополяризацией (определенные участки головного мозга подвергаются воздействию постоянного слабого тока) и детской мануальной терапией.
    • Как бороться с гиперактивностью ребенка – советы родителям

      Определить метод лечения СДВГ может только специалист. Методы родительского воздействия на гиперактивных детей различны. Все зависит от индивидуальных особенностей больного. Но, исходя из специфической психологии таких детей, можно выделить рекомендации, которые облегчат процесс воспитания.

      1. Конкретная формулировка запретов. Общаясь с гиперактивными детьми необходимо избегать отрицаний и слова «нет». При запрете чего либо, нужно обязательное объяснение причин этого и предложение альтернативного варианта. При этом необходимо оставаться спокойными.
      2. Четкая постановка задач. У гиперактивных детей логическое и абстрактное мышление развито плохо. Поэтому при общении с ними, длинным формулировкам стоит предпочесть короткие предложения с четким обозначением задач.
      3. Последовательность. Гиперактивные дети невнимательны. Поэтому, давая им определенные поручения, необходимо быть последовательными. То есть, после выполнения ребенком одного поручения, можно давать ему следующее.
      4. Контроль временных рамок. У детей с СДВГ чувство времени развито плохо. Поэтому необходим сторонний контроль над сроком выполнения работы. При этом ребенка стоит предупредить за 5 минут до совершения какого-либо действия.
      5. onevroze.ru

        Применение препаратов при гиперактивности у детей

        Целесообразность применения препаратов при гиперактивности у детей периодически подвергается сомнению. Чтобы разобраться, необходимо определиться с самим понятием синдрома гиперактивности.

        Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой расстройство высшей нервной деятельности, которое часто выявляют у детей младшего возраста. Спровоцировать развитие такого состояния у ребенка могут осложнения при вынашивании плода или в процессе родов.

        Ребенок, страдающий гиперактивностью, испытывает большие сложности при концентрации внимания, а также затрудняется контролировать свое поведение. Это связано с тем, что нервная система ребенка с трудом перерабатывает поступающую информацию. При этом уговоры и наказания практически не действуют — гиперактивный ребенок остается импульсивным и неусидчивым.

        Основной подход к лечению детей с дефицитом внимания и гиперактивностью должен носить комплексный характер и включать как медикаментозные препараты, так и педагогическую и психологическую коррекцию.

        С помощью ноотропных и метаболических препаратов ребенок получает возможность лучше адаптироваться в повседневной жизни. Для того чтобы подобрать правильную дозу препарата, необходима консультация специалиста.

        Лекарственные средства обладают следующими терапевтическими эффектами:

      6. Снижение уровня импульсивности и возбудимости в ответ на внешние раздражители.
      7. Улучшение способности к обучению и концентрации внимания.
      8. Повышение работоспособности.
      9. Улучшение усвоения учебного материала и выработки новых навыков.
      10. Поведение ребенка становится более упорядоченным, а деятельность — целенаправленной.
      11. Улучшение координации движений, в том числе и мелкой моторики.
      12. В западных странах широко практикуется лечение гиперактивности у ребенка с помощью препаратов из группы психостимуляторов. Однако такие лекарственные средства обладают большим количеством побочных эффектов. Очень часто лечение подобными средствами сопровождается развитием бессонницы, психомоторного возбуждения и головной боли. В нашей стране такое лечение детей не практикуется. В российской педиатрической и неврологической практике более принято лечение детей с применением ноотропных лекарственных средств.

        В эту группу входят лекарственные вещества, которые обладают положительным воздействием на высшие интегративные функции головного мозга.

        Выбор лекарственного вещества зависит от преобладающего синдрома у конкретного маленького пациента. Если на первом месте у ребенка стоит рассеянное внимание, большего эффекта можно добиться применением ноотропных препаратов. В число этих медикаментозных средств входят Кортексин, Глиатилин, Энцефабол.

        Если же ведущим синдромом является гиперактивность и расторможенность, лечение проводят преимущественно с помощью производных гамма-аминомасляной кислоты. В число таких препаратов входят Пантогам и Фенибут. Они контролируют тормозящие функции в головном мозге.

        Выписывать такие препараты должен только врач-невролог или детский психиатр. Не следует пытаться назначать ребенку лечение самостоятельно.

        Глиатилин — это препарат, который относится к классу нейропротекторов. Широко используется в лечении СДВГ и других заболеваний головного мозга органического и функционального характера.

        Фармакологическое действие заключается в восстановлении метаболических процессов и нормализации кровотока в тканях головного мозга. Благодаря воздействию Глиатилина улучшается проводимость в тканях коры больших полушарий.

        В организме человека Глиатилин распадается на два основных действующих вещества — глицерофосфат и холин.

      13. Холин принимает участие в синтезе медиатора нервной передачи — ацетилхолина. Благодаря этому активному веществу существенно увеличивается скорость передачи нервного импульса и обмен информации между тканями и нервными клетками.
      14. В состав клеточной оболочки нейронов входят фосфолипиды. Основным компонентом их является вещество глицерофосфат. Оно значительно повышает резистентность нервных клеток к негативным внешним факторам.
      15. Благодаря воздействию Глиатилина происходит восстановление нарушенных вследствие гипоксии функций головного мозга и повышаются когнитивные способности ребенка, улучшается концентрация внимания и формирование новых навыков.

        Глиатилин в детской практике

        Несмотря на то что в справочниках и инструкциях по применению отсутствуют данные о возможности лечения детей этим препаратом, у отечественных педиатров и неврологов имеется огромный положительный опыт терапии несовершеннолетних пациентов при следующих заболеваниях:

      16. Последствия родовых травм и органических заболеваний мозга.
      17. Задержка психического и психомоторного развития.
      18. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
      19. Признаки раннего детского аутизма различного происхождения.
      20. Детям до 2 лет препарат показан в инъекционной форме. Старшим детям медикамент назначается в виде желатиновых капсул. Обычно курс инъекционных процедур продолжается от 10 до 15 дней. При назначении лекарственного средства внутрь курс лечения должен составлять от 1 до 3 месяцев. Дозировку лечащий врач определяет исходя из возраста и массы тела пациента.

        Единственным противопоказанием к назначению этого лекарственного вещества является возможная индивидуальная чувствительность к его компонентам. При возникновении неприятных симптомов типа тошноты дозировку препарата можно несколько уменьшить. При появлении сыпи уртикарного характера следует прекратить прием медикамента и обратиться за помощью к специалисту.

        На фармацевтическом рынке есть препараты с аналогичными свойствами и действующим веществом, но имеющие другое торговое название. Однако производить замену препарата может только специалист.

        Кортексин относится к группе ноотропных средств и стимулирует метаболические процессы в тканях головного мозга. Применение этого лекарственного средства способствует улучшению высших психических функций. Это позволяет ребенку повышать свою обучаемость и усваивать больший объем новой информации.

        Кортексин отлично защищает ткани головного мозга от влияния гипоксии и разного рода токсинов. Улучшение функций нервной системы позволяет нейронам головного мозга гораздо быстрее восстановиться после неблагоприятных внешних воздействий.

        Применение это препарата помогает восстановить структуру и функции нейронов после перенесенного стресса. Кроме того, это медикаментозное средство подавляет избыточную патологическую активность нейронов и оказывает противосудорожное действие.

        Благодаря подавлению процесса перекисного окисления липидов Кортексин помогает нейронам лучше выживать в ситуации гипоксии.

        Замечено, что на фоне лечения Кортексином малыши начинают гораздо лучше разговаривать и запоминать новый материал. Речь ребенка становится более плавной. Возможно исчезновение заикания.

        Дополнительным эффектом обладает входящая в состав лекарства аминокислота глицин. Выпускается лекарство только в виде лиофилизированного порошка, который разводят и вводят внутримышечно. Лучше всего инъекцию делать в область плеча. У детей в возрасте до полугода мышечная масса небольшая, поэтому инъекции делаются в переднюю поверхность бедра. Лучше всего эту инъекцию делать утром с 7 до 8 часов. Это позволяет избегать большого количества побочных эффектов, которые может вызвать вещество.

        Следует помнить, что порошок при введении вызывает ощутимую болезненность, поэтому разводить медикамент лучше раствором Новокаина или Лидокаина, имеющим комнатную температуру. Однако если у ребенка отмечается аллергическая реакция на местные анестетики, лекарство разводят дистиллированной водой или физраствором.

        Готовый разведенный препарат не следует хранить — его необходимо ввести сразу и в полном объеме.

        Полный терапевтический курс продолжается 10 дней. Через полгода можно повторить его при необходимости.

        Дозировка лекарственного препарата зависит от возраста ребенка и веса его тела. Если ребенок весит более 20 кг, средство вводится в дозе, рассчитанной на взрослого человека. Для детей грудного возраста и весящих менее 20 кг существует специальная таблица расчета дозировок.

        Не следует отклоняться от схемы, которую назначил врач, и пытаться самостоятельно изменять длительность лечения или дозировку.

        Вводить препарат можно даже при наличии простудных заболеваний — это не служит противопоказанием. Лекарство отлично сочетается с жаропонижающими веществами. Существует даже мнение, что на фоне введения Кортексина детский организм быстрее и эффективнее справляется с простудными заболеваниями.

        Пантогам в таблетках и сиропе

        Пантогам — препарат на основе гамма-аминомасляной кислоты. Это вещество контролирует процессы торможения в головном мозге. Выпускается он форме сиропов или таблеток для перорального применения.

        Принимать препарат можно спустя 30 минут после очередного приема пищи. Не следует принимать лекарство на ночь — возможны проблемы с засыпанием у ребенка. Дозировка назначается неврологом в зависимости от возраста ребенка.

        Длительность курса лечения может составлять от нескольких месяцев до полугода. Затем рекомендуется сделать перерыв на 3-6 месяцев, после чего при необходимости курс можно повторять.

        Повысить эффект от приема препарата можно с помощью комплексного лечения. На фоне приема лекарства отмечается уменьшение признаков тревожности или гиперактивности ребенка, повышается усидчивость и способность концентрировать внимание. Кроме того, препарат воздействует на патологическую активность нейронов мозга и обладает противосудорожным действием.

        roditeliz.ru

        Смотрите так же:

        • Задачи для развития ребенка 7 лет Математические и логические задачи для детей 7 лет В семилетнем возрасте закладываются основные знания по математике, которые нужны человеку на протяжении всей его жизни. Чтобы ребенок усвоил азы этой точной науки, преподаватели применяют разные методики, игры, логические задачи,математические загадки и даже стихи. Основные […]
        • Натрия тетраборат можно ли детям Натрия тетраборат детям от стоматита, ангины и молочницы во рту Натрия тетраборат – бура в глицирине, является производной борной кислоты и имеет широкий спектр действия. Антисептические и бактериостатические свойства позволяют использование препарата для лечения ряда грибковых заболеваний, в том числе у детей. Учитывая высокую […]
        • Трахеобронхит симптомы у детей Трахеобронхит у детей: причины, виды, симптомы, методы лечения Трахеобронхит — воспаление трахеи и бронхов, когда одно заболевание накладывается на непролеченное другое — трахеит и бронхит одновременно. Это вызывает определённые сложности при диагностике. Особенно внимательно нужно отнестись к этой болезни родителям, так как […]
        • Яблочный уксус можно ли детям Полоскание горла яблочным уксусом при ангине Можно ли использовать яблочный уксус при ангине для санации ротоглотки? В состав продукта входят органические кислоты, витамины и фенолы, которые благотворно влияют на состояние слизистых оболочек ротовой полости. Жидкость богата уксуснокислыми бактериями, которые влияют на уровень pH в […]
        • Лечение детей при ларингите Ларингит: лечение и симптомы у детей Слово ларингит пришло к нам из древнегреческого языка, на котором оно означает «гортань». Само же заболевание представляет собой воспаление слизистой оболочки этого органа, спровоцированное одной из следующих причин: инфекцией, переохлаждением или перегреванием, перенапряжением […]
        • Цефтриаксон инструкция по применению детям Цефтриаксон — инструкция по применению Цефтриаксон представляет собой цефалоспориновый антибиотик 3-го поколения широкого спектра действия, активный в отношении бактериальных инфекций. Предлагаем ознакомиться с инструкцией, как правильно разводить и колоть Цефтриаксон внутримышечно и внутривенно. Общее описание […]
        • Почему кал зеленый у детей Зеленый кал у взрослого, у ребенка – причины, лечение Если у взрослого или ребенка кал имеет светло-коричневый, желтоватый или же темно-коричневый цвет, то это считается вариантом нормы (человек здоров и у него нет проблем с желудочно-кишечным трактом). По цвету кала можно определить – здоров ли человека, имеются ли у него болезни ЖКТ, […]
        • Нурофен сироп детям инструкция по применению Сироп для детей «Нурофен»: состав, инструкция по применению, цена «Нурофен» — сироп для детей – это нестероидный лекарственный препарат, который направлен на устранение воспалительных процессов в организме. Состав препарата, его свойства, форма выпуска и цена Детский «Нурофен» содержит в своем составе основной компонент ибупрофен, […]