7.5. Новообразования дошкольного возраста

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. Для того чтобы объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины. Это подтверждают высказывания детей, например: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло». Это происходит потому, что ребенок считает, будто в центре всего (начиная с того, что окружает человека и до явлений природы) находится человек, что было доказано Ж. Пиаже, который показал, что у ребенка в дошкольном возрасте отмечается артификалистическое мировоззрение.

В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

7.6. Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность – это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.

Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимались многие ученые. Одним из них был Л.С. Выготский, который утверждал, что готовность к школьному обучению формируется в процессе обучения: «До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения» (Выготский Л.С., 1991).

Сейчас обучение проводится и в дошкольных учреждениях, но там акцент делается только на интеллектуальном развитии: ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь делать все это и не быть готовым к школьному обучению, потому что готовность определяется еще и тем, в какую деятельность данные умения включены. А в дошкольном возрасте освоение умений и навыков включено в игровую деятельность, следовательно, эти знания имеют другую структуру. Поэтому, определяя школьную готовность, нельзя оценивать ее только по формальному уровню умений и навыков письма, чтения, счета.

Говоря об определении уровня школьной готовности, Д.Б. Эльконин утверждал, что надо обращать внимание на возникновение произвольного поведения (см. 8.5). Иными словами, необходимо обращать внимание на то, как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли. Эльконин также говорил, что превращения правила во внутреннюю инстанцию поведения – важный признак готовности к обучению.

Степени развитости произвольного поведения были посвящены эксперименты Д.Б. Эльконина. Он взял детей 5, 6 и 7 лет, положил перед каждым кучку спичек и попросил по одной переложить их в другое место. Семилетний ребенок с хорошо развитой произвольностью скрупулезно выполнял задание до конца, шестилетний какое-то время перекладывал спички, потом начал что-то строить, а пятилетний привнес в это задание свою собственную задачу.

В процессе школьного обучения детям приходится усваивать научные понятия, а это возможно только в том случае, когда ребенок, во-первых, умеет различать разные стороны действительности. Необходимо, чтобы он видел в предмете отдельные стороны, параметры, которые составляют его содержание. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ему необходимо понять, что его точка зрения не может быть абсолютной и единственной.

По мнению П.Я. Гальперина, к концу дошкольного возраста имеются три линии развития:

1) формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиняться правилам;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества;

3) переход от эгоцентризма к центрации.

Сюда надо включить и мотивационное развитие. Прослеживая развитие ребенка с учетом этих параметров, можно определить его готовность к обучению в школе.

Рассмотрим параметры определении уровня школьной готовности более подробно.

Интеллектуальная готовность. Она определяется по следующим пунктам: 1) ориентировка в окружающем мире; 2) запас знаний; 3) развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать); 4) развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической); 5) развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность. Особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать. Подготовка к школе подразумевает формирование новой «социальной позиции». Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. По мнению Е.О. Смирновой, для обучения важно также наличие у ребенка личных форм общения со взрослым.

Волевая готовность. Ее присутствие очень важно для дальнейшего успешного обучения первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо.

К 6 годам уже начинают формироваться основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить этот план, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результат своего действия.

studfiles.net

Новообразования дошкольного возраста это

протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают особенно важны для ее дальнейшей жизни новообразования частности, начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности превращать н окружающую действительность, создавать новое. Творческие способности у детей проявляются в конструкционных играх, технического и художественного творчестваті.

Формируются у детей и умственные действия и операции, которые касаются решения познавательных и личных задач. Тогда у ребенка появляется внутреннее, личную жизнь, сначала в познавательной сфере, а а затем и в эмоционально-мотивационной. Для ее познавательных процессов характерен синтез внешних и внутренних действий, объединенных в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии он представлен перцептивными действиями; в виду — умением управлять и контролировать внешний и внутренний планы действий; в памяти — объединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминания и воспр ния; в мышлении — объединением в целостный процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задачань.

В дошкольном возрасте воображение, мышление и речь тесно связаны их синтез порождает способность творить образы и произвольно манипулировать ими с помощью языковых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возник кает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение. Одновременно завершается процесс изучения языка как средства спил ковки, что создает основу для активизации воспитания и развития ребенка как личности. В процессе воспитания происходит усвоение необходимых нравственных норм, форм и правил культурного поведения осознают ни малышом нормы и правила начинают управлять его поведением, превращать его действия на произвольные и морально регулируемые поступки. Это свидетельствует о появлении произвольной морального саморегуляциуляції.

В дошкольном возрасте возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что является хорошим и плохим. Они формируются вместе с эстетическими, поэтому для малышей красивое не может быть плохим. Ребенок ц ього возраста уже не может жить в беспорядке. Все, что видит, она пытается упорядочить, понять закономерные отношения окружающего мира, что является свидетельством возникновения первичного, хотя еще схематического де ячого мировоззрениеяду.

Развитие речи в дошкольном возрасте

Дети усваивают язык очень быстро их словарный запас растет не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных. До 6-ти лет в среднем охватывает 14 тыс. слов. Параллельно они овладевают умением сочетать слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте без специального обучения усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языковмови.

Развитие речи происходит в процессе совершенствования практического использования языка в общении с другими людьми время речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления по своему военно языка сопровождается большой активностью ребенка. В дошкольном возрасте она является чувствительной к языковым явлениям. Одновременно с ориентацией на содержание слов она проявляет завидную интерес к звуковой формы сло ва, часто специально меняет слова, творит новнові.

На 5-м году жизни дошкольники пытаются осознать значение слов и объяснить их строение. Дети старшего дошкольного возраста уже отличают слова для обозначения существующих предметов от слов, состоящих я из произвольного набора букв (например,»яблоко»и»яко»). Однако они еще не осознают, что слова взяты для обозначения объектов не в связи с определенной необходимостью, а произвольно. На вопрос, можно н азваты собаку коровой, а корову собакой, дошкольник скорее всего ответит:»Нет, собаки лают, а коровы дают молоко»Как утверждает. Л. Выготский, ребенок думает, что название объекта принадлежит ему»от природыоб’єкта належить йому «від природи».

Полное понимание значений слов приходит к детям лишь через несколько лет, когда эти слова они начинают активно использовать в своем лексиконе. Это означает, что у детей использование слова вы ипереджае его понимание. На это обстоятельство первым обратил внимание. Ж. Пиаже, по наблюдениям которого, дети 4-6 лет правильно употребляют слова»больше»и»меньше»Однако во время выяснения, понимают ли они что количество воды не изменится, если ее перелить из одного стакана в другой, высшее и узкую, было обнаружено, что на этом этапе развития языковое обучение не помогло им усвоить количественные понятия. На основе ц ього и подобных экспериментов был сделан вывод, что язык не является основным фактором умственного развитияником розумового розвитку.

В мышлении и умении решать смысловые проблемы слова играют важную, но не главную роль. Так, глухие дети справляются со многими видами познавательных задач и решают большинство коммуникат ивних и других проблем не хуже, чем дети, которые слышат. Возможно, они опираются на невербальные системы символов — образы, изобразительные формми.

Большинство психологов соглашается с тем, что когнитивное развитие является основой речевого. Для общения на соответствующем уровне дошкольникам нужно иметь определенные знания об окружающем мире, элементарное понимание чужих и личных возможностей. В свою очередь речь способствует усвоению новой информации, запоминанию, решению познавательных, мыслительных задач. Знание ее помогает детям выяснить сут ь понятий, не связанных с физическими свойствами объекткта.

психолингвист утверждают, что речь имеет первоочередное значение в усвоении детьми социальных понятий, связанных со статусом и ролью (например, приятель, друг, учитель, тетя, дядя, врач). Дошкольник ки овладевают ими, наблюдая за социальным взаимодействием, стилем речи взрослых, воспринимая содержание их разговора. Частично овладев язык, ребенок уже способен словесно сформулировать правила, которые к ерують ее действиями в различных ситуацияях.

Важное значение для психического развития дошкольника имеет коммуникативная функция языка, которая заключается в использовании языка как средства общения. Как известно, дети начинают общаться еще до того, научат ься говорить с развитием речи их общение становится совершенным. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но и от навыков высказывания определенного мнения в соотв и дни ситуации. Умение разговаривать основывается на таких социальных навыках, как последовательность говорения; враховування опыта, умений, интересов и потребностей собеседника; избежание доминирования в разговоре и прерывания собеседников; проявление внимания и готовность продолжить общение невер-бальными средствами (взглядом, жестом и т.д.ощо).

По мнению. Ж. Пиаже, раннее речи еще не коммуникацией, оно должно эгоцентричный характер. Малыши, утверждал он, не понимают, что точка зрения собеседника может отличаться от их. Вещание их на агадуе размышления вслух, благодаря которым они описывают свои действия, участвуют в»групповом монологе», в котором придерживаются своей линии разговора и почти не реагируют на замечания собеседников. И только в 6 — 7 лет эгоцентрическая речь изменяющимся социальным, которое уже учитывает точку зрения собеседника и делает настоящий диалог поздние исследования показали, что. Ж. Шаже определенной степени недооценил умение м. Аленький детей общаться, ведь многие из них в 4-летнем возрасте уже проявляют умение регулировать разговор согласно потребности собеседника співрозмовників.

С развитием когнитивных навыков, расширением знаний об окружающем мире у детей совершенствуется и общения. Они учатся слушать, часто улавливают в сообщениях многозначность и обходятся без ее толкования другими.

целом коммуникативно-речевое развитие дошкольника происходит на следующих уровнях:

а) поведенческий уровень (овладение речевой поведением), особенностями которого являются:

— направление внимания на партнера по общению, установка на реакцию-ответ;

— владение разнообразными экспрессивно-мимическими средствами общения;

— умение налаживать межличностные контакты;

б) когнитивно-лингвистический уровень (развитие понятийной сознания), который характеризуют:

— понимание пространственно-временных признаков ситуации общения (слов, характеризующих место, время, содержание взаимодействия);

— осознание эмоционального содержания ситуации общения (слов, характеризующих эмоциональное состояние человека);

— понимание действующих лиц в игре, труда (слов, характеризующих человека);

— обогащение словарного запаса (разнообразное и точное использование лексики, соответствует ситуации и содержания общения);

— грамматическая правильность речи;

— фонетический развитие (произношение звуков, дикция, сила голоса, паузы, ударение);

в) личностный уровень (регулирование речевого взаимодействия), свидетельством которого является:

— стремление к развернутости, логичности и связности высказывания, рассказы;

— управление речью, его изменение в соответствии с развитием ситуации;

— совершенствование характера производимого текста (учитывая ситуацию, опыт, творческий подход);

— самооценка в действии, определяющий тип коммуникативной позиции в общении;

— ценностные ориентации, связанные с человеком (оценка собеседника, безоценочное восприятия другого человека);

— потребность в межличностном общении, широта и действенность его мотивов

Коммуникативно-речевое развитие на четвертом году жизни заключается в продолжении усвоения ребенком экспрессивно-мимических, паралингвистических (невербальные: жесты, мимика, движение и т.д.; парамовни: интонация, ритмика, мелодика и др.) языковых средств. Она понимает язык без наглядности, внимательно слушает сказки, осознает их содержание, с помощью взрослого охотно переводит их в общении младшие дошкольники пользования ются простыми и сложными (сложноподчиненными) предложениями, проявляют инициативу и активностьсть.

На пятом году жизни ребенок начинает овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи. Объем бытовой лексики приближается к ее объему у взрослого человека словаре овый запас составляет почти 5 тыс слов. Дошкольник учится правильно согласовывать слова, использует распространенные предложения, его высказывания адекватные ситуации речи. Он отвечает на вопрос, ставит встречные, самостоятельно делает простые объяснения, приводит доказательства, пересказывает сказки и рассказы, с незначительной помощью взрослого составляет описательные и повествовательные высказываниявання.

В 6-7 лет адекватными ситуации является темп и сила голоса, правильно поставленная дикция, разнообразнее средства выразительности речи, обогащается объем бытовой лексики, происходит активное овладение я видовыми, родовыми и образными понятиями. Словарный запас достигает 5-б тыс. слов. В этом возрасте дошкольник умеет согласовывать слова по всем грамматическими категориями, использует все типы предложений (прост и распространены, сложносочиненные и сложноподчиненные). Его высказывания адекватные конкретным коммуникативным ситуациям и внеситуативное общениеанню.

Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно придумывают сказки, рассказы, используют разнообразные выразительные средства, заинтересованно воспринимают чужие аргументы, доказательства и сами ими пользуются. Они проявление вляют инициативу в общении: делятся впечатлениями со сверстниками, задают вопросы, привлекают сверстников и старших к общению. Старшие дошкольники даже отмечают речевые ошибки сверстников, вып равляють их, пользуются простыми понятиями их речь чистый, грамматически правильное, выразительныезне.

uchebnikionline.com

Новообразования дошкольного возраста. Кризис 7 лет

К новообразованиям дошкольного возраста Д. Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка значительно обостряется познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы.

2. Возникновение первичных этических инстанции. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие, но взаимосвязь этического и эстетического у дошкольника еще во многом наивна, он исходит из обобщенного представления "Красивое не может быть плохим". Появление соподчинения мотивов, формирование индивидуальной иерархии мотивов. Мотивы становятся внеситуативными, формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

3. Формирование произвольности поведения. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

К концу дошкольного возраста игровая деятельность как ведущая исчерпывает себя. Ребенок стремится занять более престижное место в системе социальных отношений, заниматься общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью и вступать в отношения с людьми именно на этой, гораздо более серьезной основе. Наряду с повышенной познавательной потребностью это стремление приводит к кризису семи лет, результатом которого становится формирование "внутренней позиции школьника".

Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. Между возникновением желания и осуществлением действия включается предварительное

обдумывание того, какое значение это действие будет иметь и к какому результату приведет. Ребенок открывает для себя тот факт, что его внутренние переживания и внешнее поведение не совпадают, и начинает этим пользоваться: у него появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, сознательно и продуманно использовать ложь в своих целях;

2) манерничание, кривляние. Ребенок ведет себя неестественно, например ходит вычурной походкой, говорит не своим обычным голосом, строит из себя умного, строгого и т.д., ищет аргументы, почему не хочет или не обязан делать то, что говорят взрослые, и озвучивает их капризным тоном;

3) симптом "горькой конфеты". Мотив соблюдения установленных правил становится доминирующим по сравнению с мотивом непосредственного получения удовольствия, и ребенок не может радоваться вознаграждению, полученному путем нарушения правил.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, хотя и не настолько серьезным, как это было при кризисе трех лет.

В основе этих проблем лежит факт возникновения особой внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний — очень важный момент, так как теперь все поведение становится обусловленным личными переживаниями ребенка. Внутренняя жизнь уже не полностью переходит во внешнюю. Ребенок способен сначала думать, а потом делать.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. По мнению Л. С. Выготского, между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент: ориентировка втом, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Иными словами, ребенок задумывается о смысле деятельности, о получении удовлетворения или неудовлетворения от того, какое место он займет в отношениях со взрослыми, т.е. возникает эмоционально-смысловая ориентация основы поступка. Д. Б. Эльконин говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

От того, как во времени пересекутся наступление кризиса и поступление ребенка в школу, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу после наступления кризиса, то ему придется пройти через следующие фазы.

1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается

внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым.

2. Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

3. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

У детей, пришедших в школу до наступления кризиса, отмечаются следующие фазы.

1. Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра: пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.

2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.

3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.

Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах, и привести к обшей стойкой неуспеваемости ребенка в школе.

studme.org

Новообразования дошкольного возраста (стр. 1 из 4)

Глава 1. Познавательное развитие дошкольника

1.1 Ощущение, восприятие, память

1.2 Развитие мышления

Глава 2. Новообразования дошкольного возраста

2.1 Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности

Список использованной литературы

Актуальность . Познавательное развитие — сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок «освобождается от давления» воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не воспринимают его органы чувств. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр. Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого: ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие. Он думает, например, что луна или солнце следуют за ним во время его прогулок: останавливаются вместе с ним или бегут за ним, когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.

Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познавательное развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности заключается в осознании относительности своей позиции, в отношении к своей точки зрения как одной из возможных. Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир. Ребенок отождествляет свои представления со свойствами внешнего мира. В результате возникает интересный парадокс детской мысли: ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следовательно, и к самим вещам, чем взрослые, но в то же время он больше отдален от реальности.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Цель исследования – рассмотреть развитие познавательных процессов детей в основных видах деятельности.

1. Изучить особенности познавательного развития дошкольников.

2. Рассмотреть роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста

3. Определить развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности.

Объект исследования – основные характеристики развития дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие познавательных процессов младших дошкольников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Смирнова Е.О., Игнатьева Т.А., Божович Л.И. и других.

Методы исследования: анализ литературы.

Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Познавательное развитие дошкольника

1.1 Ощущение, восприятие, память

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире [1, с. 85].

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию — сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен [6, с. 93].

В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка — это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.

В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления — это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы. Яркий пример символических средств – речь [5, с. 122].

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.

Символическая функция (качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста) знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах — игровые, изобразительные и другие символы.

1.2 Развитие мышления

Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок — реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель [2, с. 112].

Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.

mirznanii.com

52. Основные психологические новообразования дошкольного возраста

Д. Б. Эльконин считал, что это:

) возникновение первого схематичного абриса цель-

ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить

в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести

в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые

укладывается такой непостоянный окружающий мир.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает

характера, мировоззренческие схемы.

У детей возникает обостренный познавательный инте-

рес, он задает взрослым тысячи вопросов;

2) возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстан-

\ ции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может , быть плохим»;

3) возникновение соподчинения мотивов. В этом воз- расте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосред- ственных желаний определяется не только ожиданием на- грады или наказания со стороны взрослого, но и выска- занным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества .личности, как настойчивость и умение преодолевать

трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям;

4) возникновение произвольного поведения. Произ- вольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирова- ния произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Элько- ни ну, появляется стремление управлять собой и своими поступками;

ь3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошкольник овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на более значимый мотив в данный момент.

На развитие воли особенно сильно влияют игры с правилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти требования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым действиям. формах игровой и продуктивной деятельности.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами — нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).

И особенно важно — там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью. 5) возникновение личного сознания — во з н и к н о вен ие сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

6) появляется внутренняя позиция школьника. Подготовленный к школе ребенок хочет учиться потому, что у него появляется стремление занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослости, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей — познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне — позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте.

Половая идентификация заключается в том, что ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения (мальчик — сильный, смелый, не плачет от боли; девочка — аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная). На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола.

scibook.net

Смотрите так же:

  • Правовое воспитание методы и формы Правовое воспитание методы и формы 7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе […]
  • Сульфацил натрия можно ли капать ребенку Как применять Сульфацил Натрия в нос ребенку для лечения насморка Большой популярностью при лечении насморка пользуются специальные капли, дозировка и действующее вещество которых будет зависеть от характера заболевания и возраста пациента. Наряду с множеством медицинских препаратов, часто можно услышать, что ребенку прописали […]
  • Воспитание ребенка 2 года психология Психология: мотивы поведения ребенка в 2 года и его воспитание Для некоторых родителей может показаться трудным воспитание ребенка в 2 года, психология которого существенно изменилась. В возрасте 2 лет кроха уже уверенно чувствует себя на ногах, много двигается и шалит. Он стремительно осваивает новые территории, проникая во все […]
  • К какому врачу обратиться если ребенок часто болеет Часто болею, что делать? В последнее время многие жалуются на постоянную слабость и усталость, болезни до 10 раз за год. Вопрос – часто болею: что делать? – задают врачам, знакомым, народным целителям. Если вы относитесь к числу таких «счастливчиков», давайте попробуем вместе найти ответ на наболевший вопрос. Пальму первенства среди […]
  • Психическое развитие ребенка во время беременности Техника безопасности во время беременности Очень важно во время беременности, девушкам, которые находятся в ожидании малыша, думать не только о своей жизненной безопасности, но и о безопасности своего плода. Очень много существует факторов, которые могут негативно повлиять на развитие и здоровье ребенка, поэтому нужно соблюдать строгую […]
  • Развитие внимания у ребенка 6-7 лет Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет Развивающие игры для дошкольников Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных […]
  • Пространство и время в развитии ребенка блог о саморазвитии понедельный план развития личности на 1 год, который позволит как минимум в 2 раза быстрее раскрыть свой внутренний потенциал Как пространство и время поможет в развитии креативности? Быть или не быть? Вот в чем вопрос. И ответ я на него знаю. Я хочу быть креативной личностью. Развивать креативное мышление 24 часа в […]
  • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]