Развитие ребенка от 1 до 2 лет

Первые годы жизни ребенка играют важную роль в его дальнейшей жизни. С 1 года до 2 лет закладываются основы здоровья, эмоционального развития, образовательных и поведенческих способностей.

Наталья Федоренко Психолог, нейропсихолог, г. Екатеринбург

Анастасия ШулякДетский психолог,г. Екатеринбург

Малышу теперь свойственны новые желания: постоянно играть и общаться, узнавать новое, совершать маленькие открытия. Родители с удивлением наблюдают за превращением крохи в настоящую маленькую личность со своими особенностями характера и поведения, со своими требованиями и ожиданиями. Что нужно знать об этом периоде развития ребенка?

Человек прямоходящий

Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.

Сейчас ребенок – активный исследователь. Он готов делиться со взрослыми членами семьи своими успехами и достижениями. Но ему очень необходимы любовь и забота родителей, их умение предугадать «проблемные» места в квартире, которые могут создать серьезные препятствия на пути малыша. Окружающая обстановка должна быть не только уютной и комфортной, но, прежде всего, безопасной. Сейчас крохе очень полезны различные физические упражнения с использованием мячей, мягких ковриков, неровных дорожек и «колючих» массажных игрушек. Можно попробовать водить ребенка по низкой скамеечке и учить забираться на лестницу и спускаться с нее.

Дети до 2 лет очень интересуются предметами быта, кухонными принадлежностями, различными видами материалов. Они любят играть бутылочками и баночками, пересыпать крупы и играть с мукой, разбирать нитки и пуговицы крупных и мелких размеров, использовать прищепки и катушки. Если эти игры сделать безопасными, малыш сможет не только расширять свой кругозор и речевую активность, но и замечательно разовьет мелкую моторику.

Богатое языковое окружение ребенка стимулирует его речевое развитие, расширяет словарный запас и формирует культуру общения. Обедненная речевая среда затормаживает речевое развитие. В возрасте 1–2 лет ребенок понимает речь взрослых, понимает рассказ о прошлом (куда ходили, что видели). Он может выполнить поручение, состоящее из 2–3 последовательных действий («возьми», «принеси», «положи»), знает названия частей тела, лица. У малыша очень активно растет словарный запас, и к 2 годам он строит предложения из 2–3 слов, может менять интонацию, силу голоса, темп речи, запоминает четверостишия, потешки, с интересом слушает сказки, просит прочитать любимую книжку, вступает в диалог по поводу картинок.

Все действия, которые сейчас производит малыш, развивают его интеллект и творческие задатки. Даже когда он сосредоточенно рвет бумагу на мелкие кусочки, рисует, собирает колечки на шнурок, разбрасывает игрушки или без устали играет в ванночке любимыми игрушками, все это помогает в развитии разных сфер. Также следует помнить, что, опасаясь за чистоту стола и квартиры и не давая ребенку вдоволь нарисоваться пальчиковыми или обычными красками, родителям будет сложно вырастить творческую личность. Задача родителей – позволять малышу справляться с теми заданиями, которые он уже может выполнить самостоятельно, и создать подходящую среду для деятельности ребенка: закрыть стол клеенкой, купить безопасные краски, дать малышу для работы бумагу, о края которой он не сможет порезаться и т.п.

Приостановить развитие малыша может любое потрясение или страх. Любое чувство, похожее на чувство страха, блокирует многие психические процессы (мышление и память, внимание). В этом возрасте главный детский страх – потеря мамы и маминой любви.

Взрослым кажется, что материнская любовь неоспорима и ничто не сможет разрушить ее. Однако детское мышление, а чаще всего – фантазии, требуют постоянного подтверждения того, что мама здесь и все так же любит ребенка. Отлучение от груди или выход мамы на работу могут быть восприняты малышом как резкое проявление нелюбви к нему. Ребенок не может смириться с тем, что мамы уже нет рядом так часто, как ему хотелось бы. У него нарастает внутреннее напряжение и повышается тревожность. В период отделения от матери родителям нужно быть еще более внимательными и спокойными в общении с ребенком, постараться не раздражаться на слезы и истерики. Нужно дать понять, что, даже если мама куда-то уходит, она не пропадет насовсем, уверить малыша в том, что когда мама вернется, они обязательно будут играть, вместе рисовать или лепить, пойдут гулять. Эта уверенность поможет в формировании чувства базовой защищенности и безопасности.

С другой стороны, постепенно ребенок начинает осознавать, что желания родителей не всегда совпадают с его собственными желаниями, поэтому он часто вступает в конфликт, отстаивая свои права и требования.

Для того чтобы учить ребенка называть и принимать собственные эмоции, можно сделать малышу игрушку, которая бы меняла выражение своего лица в зависимости от поступка ребенка. Это может быть двусторонняя плоскостная кукла. С одной стороны у куклы радостное выражение лица, с другой – грустное. Пусть кукла висит на видном месте, радуясь тому, что делает малыш. Но если он капризничает, делает что-то плохое – поверните куклу грустным лицом. Скажите: «Кате это не нравится». Ребенок будет замечать изменение выражения лица куклы и обращать внимание на выражение лица у людей. Кроме того, такая игра избавит вас от необходимости все время делать замечания ребенку от своего имени.

Любовь и страх потери, раздражение и требовательность – эти два противоположных полюса воздействуют на поведение ребенка. В это время наблюдаются периоды необъяснимых капризов и недовольства, а также вновь возникающий страх перед незнакомцами и разделением с матерью, нарушение сна.

Часто мам ставят в тупик, с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а с другой – настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. В это время очень важно, чтобы мама не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения своего малыша, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым поведением, но, в то же время, мягко направляла его в сторону самостоятельности.

Учить ребенка взаимодействовать с другими людьми можно уже сейчас. Малыш может не захотеть общаться с малознакомым человеком. Однако это не означает, что ему надо вообще избегать контактов с посторонними. Старайтесь организовать распорядок ребенка таким образом, чтобы он в естественной обстановке встречался и общался, например, с соседкой, гуляющей с собакой, или вашими друзьями. Ваши гости и знакомые должны быть всегда доброжелательны к ребенку: чаще улыбаться, смеяться, говорить ему больше ласковых слов, ни в коем случае не раздражаться и не кричать.

Важно также учить ребенка играть со сверстниками рядом, не мешая друг другу, просить игрушки и делиться ими, здороваться и прощаться.

Не нужно забывать о том, что ваше слово для ребенка должно быть определяющим и решающим, а понятия «нельзя» и «можно» должны пониматься и исполняться.

Помните о следующих принципах воспитания малыша:

  • Не стоит стараться оградить ребенка от всех неприятностей, запрещая ему ездить с горки или убирая с его пути любую вещь, о которую он может споткнуться.
  • Предупреждайте ребенка об опасности, будьте готовы помочь, но откажитесь от чрезмерной опеки.
  • Постоянные упреки в том, что малыш сделал что-то не так, и опасения за то, что у него не получится, способствуют появлению у него чувства неуверенности в себе. Если вы собираетесь что-то запретить ребенку, обязательно объясните причину этого запрета, чтобы ему был понятен реальный риск.
  • Задания на подбор, соотнесение и группировку предметов, которые ребенок должен выполнять к этому возрасту:

  • соединение частей (2 детали, 3 детали – с помощью взрослого);
  • сравнение по форме, цвету, величине (малыш понимает слова «больше», «меньше»), собирает пирамидку из 2, 3 частей сам, из 4, 5 – с помощью взрослого;
  • обобщение по признакам: ребенок самостоятельно выбирает из 4 предметов, 4 цветов — по заданию.
  • Малыш должен уметь:

    • самостоятельно вылавливать из воды (тазика, ванны) сачком понравившуюся игрушку;
    • играть с песком, молоточком и втулками;
    • строить и знать названия необходимых для этого предметов («дом», «крыша», «забор», «стул»);
    • играть в сюжетные игры (кормление куклы и баюканье).

    Первые представления о предметах и явлениях:

    О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Коля хочет гулять» или «Дай Коле шарик» и т.п.

    О своем внешнем виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Коли ручки? А где у Коли ножки?» (глазки, носик и т.п.).

    О своих действиях. Комментирует свои действия. Например: «Коля моет ручки» (ест, играет, одевается, кушает и т.п.).

    О своих желаниях. Высказывает свои потребности. Например: «Коля хочет лошадку» или «Коля хочет попить».

    О близких людях. Имеет представление о том, кто кем ему приходится: «Моя мама» (бабушка, сестра, брат и др.).

    О блюдах (отличает суп, кашу и т.п.).

    О пище (знает продукты: хлеб, молоко, яблоко, морковка и др.).

    Об игрушках (знает мишку, зайку, куклу, машину, кубики, барабанчик и др.).

    Ребенок может многому научиться в обычной жизни, гуляя, играя с мамой, общаясь с родными. Помогайте малышу – и вместе вы преодолеете все сложности этого возраста. Старайтесь внимательно наблюдать за тем, что и в какой момент ребенку необходимо и нравится делать, не принуждайте его выполнять те задания, которые в конкретное время ему выполнять не хочется. Насыщайте день малыша ролевыми и сюжетными играми, чтением и рассказыванием сказок, совместным или самостоятельным рисованием, лепкой из соленого теста и пластилина. Все эти занятия не только важны для развития интеллекта и формирования характера. Они играют значительную роль в развитии и укреплении гармоничных отношений между родителями и детьми, которые важны для малыша в любом возрасте.

    У малыша второго года жизни должны быть:

  • игрушки, помогающие развивать крупную моторику и общую двигательную активность: мячи разных размеров, каталки, качалки, горки, санки;
  • игрушки для развития мелкой моторики, четких движений: кубики, формочки для игр с водой и песком, пирамидки, матрешки и т.п.;
  • музыкальные игрушки: барабаны, бубны, ксилофоны, гармошки;
  • игрушки для развития творчества: цветные мелки, пластилин, наборы для аппликаций;
  • игрушки, помогающие узнавать окружающий мир: кукольная посуда, мебель, бытовые и садовые инструменты (лопатки, грабли, ведерки), куклы, животные, различная техника (легковые машины, грузовые, пожарные, поезда, самолеты).
  • www.2mm.ru

    Развитие ребёнка от 1 года до 2

    С самого рождения кроха запоминает множество слов и понятий. Он будет постигать мир радостно и с большим удовольствием, если ты поможешь ему развить память.

    Удивительно, но ребенок помнит некоторые события, которые происходили еще в мамином животике. Конечно, неосознанно. Но если памяти малыша немножко помочь, то ее возможности становятся безграничными. Не упусти момент: мозг крохи уже способен на многое. Постоянно подпитывай его новой информацией. Не волнуйся, ребенок не запутается, а все разложит «по полочкам». Ежедневно занимайся с малышом, позаботься о психологическом климате в семье и правильном питании. Делай все с удовольствием, и тогда ему будет интересно превращаться в вундеркинда.

    В здоровом теле – здоровый дух

    Движение необходимо не только для укрепления мышц. Оно нужно и для развития памяти. Только так мозг получает кислородную подпитку. Поэтому играйте, бегайте, гуляйте на свежем воздухе как можно больше.

    Новорожденного чаще выкладывай на животик, подвешивай над кроваткой цветную карусель и раскладывай игрушки. Пусть тянется за ними, пытается взять в ручки, пробует переворачиваться. Помогай ему развивать моторику. В годик ребенок делает первые самостоятельные шаги. Теперь ваши помощники – лесенки, горки, качели на детской площадке и даже пеньки в лесу. Пусть он забирается на горку по нескольку раз, висит на перекладине. Так он улучшает координацию движений. В два, три года малышу пора осваивать велосипед и самокат. Зимой берите с собой на улицу санки, а если ты катаешься на лыжах, обязательно учи и кроху. Ведь в этом возрасте физическое и умственное развитие тесно связаны. Малыш, который активно двигается, так же активно думает и запоминает.

    Сначала включается в работу распознавательная память. Новорожденному достаточно увидеть какой-то предмет хотя бы раз, чтобы узнать его потом. Он запомнит новинку еще лучше, если ее держит в руках мама или папа. Ведь вы – самые главные люди в его жизни, а значит, все, что с вами связано, очень важно для него. Полугодовалый кроха способен запоминать все больше и больше нового. Если предложить ему на выбор ярко-желтого утенка и невзрачную белую машинку, малыш, конечно же, потянется к утенку. А теперь покрути колесики и покажи, как машинка ездит. Малыш улыбается! Он узнает свою любимицу даже через несколько дней, ведь уже запомнил, что она «умеет делать». Предлагая ребенку новую игрушку, рассказывай о ее достоинствах. Ему будет не только интересней играть. Таким образом он получит новую информацию, которая отложится у него в памяти.

    В 2-3 года малыш запоминает точно так же, как и взрослый. Он уже умеет использовать все возможности памяти. Чтобы в голове отложился какой-нибудь предметный ряд (например, корова, тигр, груша, лимон. ), он группирует понятия по категориям. Одни слова обозначают животных, другие – фрукты. Вырежи картинки с изображением фруктов, овощей, зверюшек и помоги ребенку разложить их по разным коробочкам.

    Взрослые читают, изучают иностранные языки, разгадывают кроссворды и тем самым тренируют свою память. Ребенок же развивает ее с помощью игр. Чтобы помочь ему, складывай с ним кубики и пазлы. Обязательно купи детское лото. Знакомь малыша с животными, цветами, людьми, используя яркие изображения.

    Перед началом любой игры расскажи ребенку о ней, рассмотрите вместе картинки – пусть малыш подержит их в своих ручках.

    Читай сказки и стихи. Ребенок научится оценивать поступки героев, будет тренировать память и внимание. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов. Это значительно облегчает восприятие, что немаловажно для малыша. Будь актрисой: перевоплощайся в принцессу или мачеху, в мышку-норушку, либо косолапого мишку. Приучай ребенка к хорошей музыке. Рисуйте, обедайте, играйте под «Волшебную флейту» Моцарта и «Щелкунчика» Чайковского. Впрочем, «The Beatles» и «Queen» тоже подойдут.

    мясо, яйца, бобовые (витамин В);

    растительное масло, орехи (витамин Е).

    жирная еда (кондитерские изделия);

    Кроха узнает погремушку по ее звучанию, визуально и на ощупь. Он даже улыбается ей.

    Малыш может вспомнить и подробно рассказать маме о том, что произошло с ним 3-4 дня назад.

    Чтобы запомнить ряд слов, ребенок находит общие признаки предметов и явлений и компонует их по категориям.

    sites.google.com

    Смотрите так же:

    • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
    • Особенности речевого развития детей дошкольного возраста курсовая Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно […]
    • Пособие по уходу за ребенком в москве Пособие по уходу за ребенком в москве Ежемесячные пособие по уходу за ребенком инвалидом в 2018 году Семьи с детьми-инвалидами являются одной из самых уязвимых групп населения. Именно поэтому материальной помощью таким семьям занимается государство. Цель государственной политики - обеспечить такие семьи всем необходимым, чтобы […]
    • Художественное слово и воспитание детей Понятие «Художественное слово» Глава 1. Развитие детей младшего школьного возраста…………………….5 1.1 Понятие «Художественное слово»………………………………………..5 1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста………….13 1.3 Цели и содержание обучения детей младшего школьного возраста художественному слову……………………………………………………….17 Глава 2. […]
    • Презентация развитие мышления у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе. - презентация Презентация была опубликована год назад пользователемКсения Вавилова Презентация по предмету "Обществознание и Окружающий мир" на тему: "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ […]
    • Ангина антибиотики лечение детей Какие антибиотики принимать для лечения ангины Многие не хотят пить антибактериальные препараты, так как считают, что от них гораздо больше вреда, чем пользы. В случае с ангиной такой подход абсолютно не верен. Ангина – это бактериальное или вирусное заболевание, которое возникает вследствие воспаления миндалин. Антибиотики при ангине у […]
    • Новорожденный ребенок весь день плачет Причины и признаки нарушения сна у младенцев: что делать, если новорожденный не спит весь день Баю-бай должны все дети: польза сна для младенца Головной мозг и нервная система, появившегося на свет, малыша продолжают свое развитие. Непривычные раздражители помогают освоиться в новой обстановке. Незрелый мозг перерабатывает информацию […]
    • Ребенок перестал спать по ночам 5 месяцев Ребенок 4 месяца часто просыпается Почему ребенок часто просыпается ночью? Многих молодых мам беспокоит вопрос, почему ребенок часто просыпается и значит ли это, что у малыша есть нарушения сна. Эта проблема наиболее распространена у грудных детей. Что делать, если ребенок часто просыпается и является ли это поводом для […]