Портал «Изба-Читальня» — Ваш успех в учебе и работе!

Центральной проблемой в настоящее время является раскрытие категории социализации, рассмотрение проблемы перехода от биологического существования к жизни в качестве социализированной личности. В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» — это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых»

(Э. Дюргейм). При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .

В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства (Дж.

Нам представляется, что существует и третий подход — телеологический — со стороны целей государства, общества, человека. В соответствии с ним социализация может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие индивидуальности и воспитание личности в интересах индивида; во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих, изменение их в интересах только общества (или государства), но не индивида; наконец, в-четвертых, их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление решает задачи развития индивидуальности, второе — воспитания личности. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека — его индивидуальности. В последнее время (ХХ век) отечественная педагогика делала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании личности и не уделив должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания.

Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.

В педагогике наряду с социализацией широко используют такие понятия как «развитие», «воспитание», «обучение», «формирование». Как соотносится понятие «социализация» с этими категориями?

Развитие — это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек, и как он может ответить на эти требования). Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким. При этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Задача педагога — способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), его индивидуальности (психическое развитие) и личности (воспитание личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Сошлемся на афоризм Конфуция: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике воспитание определялось в широком и в узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, то есть отождествлялось с социализацией. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

Довольно сложным является соотношение понятий «социализация» и «воспитание». В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова — как управление процессом развития личности — можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Что касается обучения, то его цель — изменить индивида. Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование индивидуальных и личностных свойств.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование — придание определенной формы. Это — непедагогическое (межнаучное) понятие.

Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования . в результате его социализации и воспитания» . Понятие «формирование» здесь имеет условный смысл, в зависимости от рассматриваемого механизма — воспитания или социализации, которые отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (воспитание), формирования индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание и формирование, являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация — самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Таким образом, категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими (кроме педагогических она включает ряд макро-, мезо- и микрофакторов). Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью — полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение — к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуется и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.

В процессе социализации решаются две группы задач: 1) социальной адаптации (интегрированности человека с обществом) и 2) социальной его автономизации (дифференциации человека и общества). Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, то есть здесь в большей степени должны решаться задачи воспитания личности, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке — здесь уже в большей степени должна развиваться индивидуальность человека.

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант). Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации (точнее, той ее части, которая называется воспитанием). Поэтому «воспитание» начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности (И.С. Кон). Первая их группа — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные, частные и пр. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик), то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Выделение ряда факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации. К ним относятся: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных обстоятельств.

Понимание социализации как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий требует прежде всего преодоления типичной для массовой практики недооценки социальной (макро- и микро-) среды в жизни человека, ведущей в традиционной педагогике к фетишизации педагогического процесса, педагогическому волюнтаризму, будто бы школа, например, или какое-либо другое учреждение способно своими силами решить проблемы формирования желаемых уровней развития личности и индивидуальности. Каждое конкретное образовательное учреждение имеет определенные границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти возможности увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в единстве с другими факторами.

Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Коренная причина современного кризисного состояния личности — семьи — общества заложена в характере социальности, построенной на первичности государственных интересов, приспособлении человека и семьи к нормативам поведения, которые определяло государство. Семья выступала лишь как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи — подчинении человека государству. Внимание же педагогики в основном было сосредоточено на школе, детсадах, пионерских, комсомольских и др. коллективах, а не на человеке. В условиях формирования новой социальности, когда ставится цель — содействие развитию человека, реализации его способностей и задатков в плюралистическом обществе, — именно человек, его индивидуальность становятся первичными. Если же первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М. Достоевского, человек только и может «выделаться» в человека. И, следовательно, направленность модели взаимодействия личности, семьи и общества должна иметь прямо противоположный вектор и строиться на принципиально иной основе. Должен быть признан примат семьи, семейно-бытовой среды (а не производственной, учебной) в проведении процесса социализации. Это ведет к пересмотру исходных установок при практической работе и изменению самих методологических оснований во взаимосвязи семьи и общества — на принципах первичности личности и семьи по отношению к любым общественным институтам. Человек проходит первичную и главную социализацию в нормальной семье. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Не семья должна выступать помощником общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Поэтому в настоящее время во многих странах (Франция, Швейцария, Австрия, Германия и др.) в структуру социальной работы введены организаторы свободного времени. Эти специалисты именуются аниматорами (фр. «animer» означает вдохновлять, побуждать к деятельности). Их задача — оказание помощи семье.

Таким образом, социализация представляет собой целостный процесс, состоящий из ряда педагогических процессов (обучения, воспитания и развития) и обстоятельств, не исчерпываемых этими процессами (семья и другие социумы). Процесс обучения направлен на формирование системы знаний и умений, процесс воспитания — на формирование личностных свойств и личности в целом, процесс развития — на развитие индивидуальных качеств, индивидуальности. Для проектирования этих процессов необходимо развести понятия «развитие индивидуальности» и «воспитание личности». Рассмотрим этот вопрос в следующем параграфе.

knigi.link

Развитие, воспитание и социализация личности;

Краткое содержание вопроса

  • Базовые понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, воспитание, социализация, наследственность, среда, общение (определения даны в словаре)
  • Воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Социализация ребенка стратегическая цель деятельности педагога.
  • Развитие и воспитание воздействуют на личность индивида с целью – полной реализации себя в обществе.
  • Проблема личности, ее развития, формирования и социализации- ключевая проблема педагогики. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
  • Биологическое связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие) изменениями.
  • Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (совершенствование знаний) изменениями.
  • Развитие человека – это сложный процесс, детерминированный множеством факторов: социальная среда, сам человек.

6.Социализация, факторы социализации, издержки социализации

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, п сударство), которые влияют на социализацию всех жителей пл неты или очень больших групп людей, живущих в определенга странах;

мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — услов] социализации больших групп людей, выделяемых по национал ному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и тго поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовс коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают ш посредственное влияние на конкретных людей — семью, груш сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществл) ется социальное воспитание, — учебные, профессиональны общественные и др.

Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

Издержки социализации: Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут рассматриваться инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.

7.Обучение как целенаправленный процесс развития личности

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилась тогда, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

К задачам обучения относятся передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности; которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, с другой — формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

8.Воспитание как целенаправленное воздействие на личность

Воспитание — это процесс передачи социального опыта, необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения к младшим.

Воспитание — процесс формирования у личности социальных и духовных отношений. Оно направлено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.

Цель воспитания — определение тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах.

Воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, а всестороннее воспитание человека включает в себя: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание.

9.Самовоспитание. Компоненты самовоспитания

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

10.Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Социальное пространство — это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся новых отношений. Все это создает социальную ситуацию развития человека.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Не затрагивая классификации всего разнообразия групп (ассоциация, кооперация, корпорация и другие, основательно рассматриваемые социологическими науками), отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.

11.Группа, коллектив в социальном пространстве воспитательного процесса

Во-первых, благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим "Я", и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и так как в группе спектр социальных полей широк, то именно в группе интенсивно формируется яркая индивидуальность ребенка.

12.Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

13.Стили взаимоотношений родителей и детей

Каждая семья отличается определенными психологическими особенностями. Но есть кое-что общее, что объединяет настоящие крепкие семьи — ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Семейные отношения представляют собой систему взаимных ожиданий и требований, ориентированных во все направления – от старших к младшим членам семьи и от младших к старшим.

Существуют различные стили взаимоотношений в семье, которые могут зависеть от национальных традиций или от индивидуальных особенностей, но наиболее распространенные три – демократический, авторитарный и либеральный.

При демократическом стиле воспитания отмечается высокая степень вербального общения между родителями и детьми, родители в любое время готовы прийти на помощь. Взаимоотношения характеризуются взаимным уважением и любовью, взрослые и дети заботятся друг о друге. В таких семьях дети участвуют в жизни семьи и принимают участие в обсуждении семейных проблем. Родители стараются понять своих детей, выяснить причины их поступков. Взрослые все время обращаются к сознанию и чувствам ребенка, уважают его мнение и поощряют инициативу. Но в то же время, дети очень хорошо знают значения слов «нужно» и «нельзя». Демократический стиль общения в семье между взрослыми и детьми оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование у детей заинтересованности в жизни семьи и становление сознательной дисциплины. Со временем, у детей формируется находчивость, инициатива, творческий подход при выполнении различных дел. Как правило, наказания в таких семьях не применяются, вполне достаточно огорчения родителей или порицания.

Есть и такие семьи, в которых по всем внешним признаком родители явно используют демократический стиль воспитания, но нужного эффекта нет. Это происходит потому, что родители нарушают основные педагогические принципы, они не могут точно определить меру требовательности, правильно организовать режим дня детей, создать условия, которые позволили бы детям вносить посильный трудовой вклад в жизнь семьи; их требования непоследовательны и отсутствует единый подход к семейным делам.

При авторитарном стиле воспитания родители ведут себя очень властно по отношению к своим детям. При этом бытует мнение, что благодаря подобному воспитанию у ребенка можно будет выработать привычку беспрекословного подчинения. В таких семьях отсутствует дружба и душевное единение. Взрослые не считаются с индивидуальностью ребенка, его интересы, желания и возрастные особенности не учитываются. Окрики и физические наказания считаются нормой, в которой выражена власть над ребенком. Но, несмотря на то, что дети растут дисциплинированными и послушными, эти качества формируются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого и без эмоционально позитивного подкрепления. Очень часто, в основе такого слепого послушания кроется опасение быть наказанным. В последствие у детей очень слабо развивается самостоятельность, инициативность и творчество. В основном, именно в таких семьях возникают конфликты, когда дети достигают подросткового возраста, и они могут очень сильно отдалиться от семьи. Дети вырастают неуверенные в себе или авторитарные и агрессивные, как родители.

При либеральном стиле воспитания общение с ребенком происходит по принципу вседозволенности. Такие дети очень капризные, часто прибегают к демонстративной обиде. Постоянно что-либо требуют: "Хочу!", Дай!", "Мне!". Попустительство не позволяет ребенку развиться в социально-зрелую личность, потому что отсутствует основное, что необходимо для правильного социального развития ребенка – это понимание слова "надо". В такой семье вырастает «эгоист», который вечно недоволен окружающими и не обладает навыками взаимоотношения с другими людьми – он трудный и конфликтный. В школе, ребенок, который воспитывался в такой семье, в общении с учащимися и учителями обречен на провал, ведь он не умеет уступать и подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм мешает освоить социальное пространство человеческих отношений.

14.Общение как фактор развития личности

Общение – важная духовная потребность человека как об­щественного существа. Потребность человека в общении обус­ловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной дея­тельности.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[1].

Общение включает в себя обмен информацией между участ­никами совместной деятельности, который может быть охаракте­ризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение высту­пает как способ организации совместной деятельности и взаимо­отношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека ока­зывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо.

Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.

По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.

15.Самосовершенствование личности. Акмеологичесике основы самосовершенствования личности

Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд, ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда и жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этом пути. Да и бывает такое, что работа над собой пугает нас своей сложностью. Однако, стоит только сильно этого захотеть и сделать первый шаг, как все станет таким легким и понятным.

Акмеология — (греч. Acme — пик, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Высшая ступень зрелости человека — «акме» — представляет собой многомерное состояние человека, охватывающее значительный по времени период его жизни и показывающее, насколько он состоялся как личность, специалист, гражданин, супруг, родитель и т.д. Данная характеристика является динамичной и отличается вариативностью.

Акмеология выявляет механизмы и результаты воздействия макро-, микро-, мезофакторов на человека и ставит перед собой задачу разработки такой стратегии жизни человека, которая бы позволила ему максимально проявить себя во всех сферах на ступени зрелости.

Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме», являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и самовоспитании и активное удовлетворение этих потребностей.

Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека — профессионализм и креативность (способность к творчеству). Последняя выражается в творческой направленности личности на созидательную деятельность.

16.Игра как механизм развития личности; типология игр

Дети играют и развиваются – это основная идея. Я делал презентацию по этой теме. Хорошие игры – хорошее развитие. И т.д. Ролевые игры. Игры с игрушками, дети должны беречь свои игрушки и т.д и т.п.

17.Человеческий и личностный факторы исполнителя и руководителя (ТРУДНЫЙ ВОПРОС, ОТВЕТ МОЖЕТ БЫТЬ НЕВЕРНЫЙ)

Что же такое человеческий фактор производства, экономики, общества? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества. Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и помыслов.

Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении — личностный фактор) характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности.

Другими словами, личный фактор — это функционирующая (реализуемая в действии) рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик.

Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который осуществляет процесс труда, т.е. включен в процесс производства.

Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Данное понятие указывает на решающую роль человека в процессе производства.

Человеческий фактор — это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном плане — это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

Человеческий фактор — это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.

Такой взгляд согласуется с пониманием цели общественного развития как создание необходимых условий для социального развития людей, а повышение эффективности экономики — как средство достижения этой цели.

Признание человека полноправным и сознательным участником общественного развития наряду с жизненными потребностями выдвигает на первый план также потребности в творческой деятельности, информации, участия в управлении и т.д.

18.Образовательно-воспитательное пространство школы как среда социального развития ребенка

ВСЕ БЫЛИ В ШКОЛЕ И ВСЕ МЫ РАЗВИЗАЛИСЬ, РАССКАЖИТЕ, КАК ЭТО ПОВЛИЯЛО НА ВАШ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

studopedia.su

Соотношение понятий «воспитание», «социализация», «развитие» и «формирование»

Центральное понятие педагогической науки «воспитание» имеет целый веер терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий можно выделить понятия социализации, развития и формирования. Соотношение этих понятий – вопрос принципиальный, поскольку различные отрасли человекознания включают в них собственный смысл, часто упрощая понимание явления.

Воспитание и социализация личности. Р.М. Шамионов, разработавший модель институциональной детерминации социализации, определяет ее следующим образом: «Социализация личности – сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношений»[5]. Далее автор отмечает, что «в дефинициях социализация – воспитание возможно как тождество, так и различие. С одной стороны, воспитание может определяться с точки зрения разных смыслов (например, «в широком и узком»), и с этих позиций переменной выступает воспитание; с другой стороны, имеется попытка фиксирования понятия «воспитания», в этом случае иногда воспитание выступает как часть социализации»[6].

В психологическом словаре воспитание (в широком смысле) определяется как «процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов»[7]. То есть, в этом случае происходит слияние анализируемых понятий (понятие «воспитание» трактуется через понятие «социализация»).

Существует и другие точки зрения. Так, по мнению В.В. Новикова «если во взаимоотношениях личности – объекта и субъекта социализации последним выступает конкретный человек, – речь должна идти о воспитании, если же социальный институт, – то о социализации»[8].

Особого внимания для понимания соотношения данных понятий в педагогической науке заслуживает позиция А.В. Мудрика, который отмечает, что «воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие»[9]. Иначе говоря, социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивых), так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий. То есть, воспитание, является частью социализации личности и осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Кроме того, А.В. Мудрик отмечает, что «социализация в целом – процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем»[10].

Воспитание и развитие личности. Свою позицию относительно соотношения воспитания и развития предлагает В.Д. Щадриков. «Развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание – к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Образно говоря, воспитание должно привести к тому, что сильный не будет обижать слабого, а умный не будет использовать свой ум во вред другим. Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. Одинаково опасно как отождествлять развитие и воспитание, так и противопоставлять их. Онтологию развития должна разрабатывать психология, онтологию воспитания – этика, а способы реализации – педагогика, опирающаяся на сущностную картину качеств индивида и нравственные нормы, формируемые психологией и философией. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности (развитие индивида и индивидуальности в единстве развития природных качеств и присвоения качеств общественной морали)»[11].

Несколько иная позиция по данной проблеме присуща М.Т. Громковой, которая трактует понятие развитие, «как выращивание способностей человека путем совершения действий, а воспитание, как управление потребностями человека»[12].

Воспитание и формирование личности. И в этом случае существуют определенные трудности в дифференциации данных понятий. Отчасти это связано еще и с тем, что понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах. А.В. Петровский[13] обозначает психологический и педагогический подходы к понятию «формирование».

Психологический подход – формирование личности как ее развитие, т.е. процесс и результат этого развития. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.

Педагогический подходформирование личности как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формовка», «лепка», «конструирование»; А.С. Макаренко удачно назвал этот процесс «проектированием личности»). Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет к ней общество.

Если исходить из различий двух подходов, то можно сказать, что в первом (психологическом) подходе воспитание может выступать как один из важнейших, но не единственных факторов формирования личности; во втором же подходе (педагогическом) – понятия «воспитание» и «формирование» практически являются тождественными друг другу.

А.В. Петровский особо акцентирует внимание на том, что «нельзя допускать смешения психологического и педагогического подхода к формированию личности, в противном случае может произойти подмена желаемым действительного»[14]. Педагогикой определяются задачи правильного подхода к процессу формирования личности молодых людей, выявляется, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Педагогика, разрабатывая методику воспитательной работы, предлагает свои приемы и способы осуществления поставленной цели, говорит о том, как сформировать принципиальность, правдивость, доброту и другие важнейшие качества личности.

Как педагогическое явление воспитание является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных процесса:

обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей[15];

воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе[16].

Проблема соотношения обучения и воспитания является одной из центральных проблем педагогики и педагогической психологии. И.А. Зимняя[17] выделяет четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1) воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение;

2) воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание;

3) воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение;

4) воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Р.С. Немов[18] отмечает особенности воспитания по сравнению с обучением:

– воспитание и обучение – разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая – обучаем, обучая – воспитываем);

– обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений и навыков; воспитание – на формирование человека как личности;

– результат обучения – знания, умения и навыки; результат воспитания – свойства и качества личности, формы его социального поведения;

– обучение осуществляется через различные виды деятельности; воспитание – через межличностное общение людей;

– методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры; методы воспитания – на восприятии и понимании человека человеком.

megaobuchalka.ru

Смотрите так же:

  • Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ Понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений. В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности […]
  • Зайцев ребенок и уход за ним Скачать: Ребенок и уход за ним , Бенджамин Спок Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку". Доктор Спок пересмотрел, обновил и расширил эту книгу - "свод законов детского счастья и здоровья", испытанный на […]
  • Детская практическая психология что это такое Детская практическая психология (стр. 3 из 51) Прежде всего необходимо было разработать психологические тесты, которые не только по своей объективности не уступали бы способам антропометрической диагностики, но в то же время являлись бы именно психологическими методами, направленными на изучение познавательного развития детей. Одним из […]
  • Почему не спят грудные дети ночью спать Почему дети не спят по ночам? Все родители маленьких детей переживают, почему те не спят по ночам. Непрерывный, “нормальный” ночной сон уже стал Святым Граалем в вопросе воспитания детей. Да, некоторым людям повезло так же, как и Гвинет Пэлтроу, и их дети спят всю ночь как взрослые, но для большинства родителей такая ситуация – далекая […]
  • Что изучает детская психология предмет Что изучает психология? Психология как научная дисциплина имеет свои предмет и объект, задачи и методы. Рассмотрим подробнее, что изучает психология. Предмет и объект психологии Сразу определим, что предмет изучения той или иной науки – это более широкий термин, чем объект, который выступает частью предмета. Важно отметить, что […]
  • Здоровый образ жизни семьи залог здоровья ребенка Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Человеческое дитя – здоровое…развитое… это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого? Об этом мы и хотели бы […]
  • Высыпание у детей лечение Корь у детей — фото, симптомы и лечение, профилактика Корь у детей — типичная вирусная инфекция, вызванная вирусом кори. Имеет специфические симптомы (сыпь), по которым заболевание легко выявить. Корь очень заразна, передаётся по воздуху. Инкубационный период длится до нескольких недель. Это заболевание было известно уже в средние […]
  • Почему ребенок 2 года не спит днем Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением […]