Методы и технологии воспитания

Современный этап развития образования иногда называют инновационно-технологическим. Это ярко проявляется и в области создания новых воспитательных технологий. Каждая новая педагогическая технология органически включается в воспитательную систему и имеет определенную концепцию, т.е. систему взглядов и установок на тот или иной процесс, деятельность, явление. Когда есть идея, начинается ее технологическая разработка, исследуется педагогическая ситуация и ставится педагогическая задача. В начале, строится модель процесса, затем на ее основе – программа действий. Технология является связующим звеном между целями, содержанием, методами и формами организации деятельности. Технология обеспечивает целостность и адресность воспитательного процесса. Технология, по мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича, — это «пакет» методик, прилагаемых к целям (подробнее об образовательных технологиях смотрите в разделе «Обучение»). Говоря о методах воспитания (правильнее говорить о методах осуществления целостного педагогического процесса), будем понимать способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательно-воспитательных задач (напомним, что воспитание – часть процесса образования).

В последние годы в гуманитарных науках стали использовать термин «гуманитарные технологии». Современные воспитательные технологии представляют собой разновидность гуманитарных технологий. Это связано с тем, что технологии, применяемые в воспитательном процессе, обладают основными признаками гуманитарных технологий. Они ориентированы на решение проблем человека в условиях меняющейся среды, строятся на междисциплинарном знании (педагогика, психология, аксиология, социология, методика воспитания, культурология организаций и др.), являются по своей природе технологиями влияния, соорганизации людей, коллективной деятельности, создают условия для развития личности. Гуманитарные воспитательные технологии характеризуются меньшей алгоритмичностью, ориентацией на взаимодействие, формированием позитивных отношений, партнерством в отношениях, тонкостью проникновения во внутренний мир ребенка, взаимовлиянием, эмоциональностью, гибкостью и вариативностью.

На основе специфики назначения технологии в целостном процессе саморазвития личности можно классифицировать воспитательные методы, которые будут составлять основу технологий воспитания, следующим образом:

Рис.3. Классификация методов воспитания

Усвоение нравственных понятий, чувств, ценностей, отношений

Интерес детей к проблеме, опора на их реальный опыт, диалоговый режим

Воспитание культуры спора, формирование умений совместного поиска истины

Наличие актуальной проблемы, не имеющей однозначного решения, свобода высказываний

Методы организации нравственного поведения и деятельности

Формирование нравственных привычек, культуры поведения

Косвенные и параллельные способы воздействия

Освоение социальных ролей, навыков деятельности, умений взаимопомощи

Опора на интересы и способности, сменяемость поручений, переплетение руководства и подчинения

Развитие активности и инициативы, навыков общения и социального взаимодействия

Возможность выбора позиций, ролей, разнообразие содержания, подчинение правилам, их создание

КТД (Коллективное творческое дело)

Воспитание коллектива, опыт совместной творческой деятельности

Разнообразие КТД по срокам, видам, содержанию, полнота структуры, этапов

Включение механизмов самопознания, самооценки

Соблюдение этики, взаимосвязь диагностики личности и коллектива

Одобрение поведения, поступка; канва образца, эталона поведения

Переживание удовлетворенности своим поступком, мотивация самосовершенствования

Прекращение неправильного поведения, торможение проявлений безнравствен-ности

Переживание неудовлетворенности своим поступком, желание исправиться, стать лучше

Самооценка и мотивация достижений, планирование саморазвития

Презентация достижений, возможность самоутверждения в группе

Каждая воспитательная технология предполагает следующий порядок операций: целеполагание, педагогическое проектирование, определение психологических приемов и методов воспитания, планирование согласованных действий, распределение функций, прав, обязанностей участников, описание и последовательность процедур, организация деятельности, информационно-диагностическое обеспечение 14 . А может быть лучше показать механизм формирования смыслообразующего мотива по Ахаян?

В.А.Сластенин считает, что любая технология в воспитании работает на цель развития индивидуальности воспитанников и ­связана с формированием их готовности к самосовершенствованию. Она тем эффективнее, чем в большей мере ориентирована на разви­тие индивидуального стиля деятельности, который, в свою очередь, формируется при условии включения учащихся в учебные и воспита­тельные задачи, допускающие множество способов их решения; чем в большей мере она содержит задачи, решение которых приводит к раз­витию волевых качеств личности, формированию у воспитанников спо­собности к целеполаганию, самостоятельной разработке программы деятельности, выбору методов и приемов ее осуществления, коррек­тировки, контроля, анализа и оценки результатов. Технология форми­рования готовности школьников к самосовершенствованию тем эф­фективнее, чем больше она ориентирована на их обучение способам самопознания, самопрограммирования и самовоздействия.

Проанализируйте любое воспитательное дело (мероприятие), в котором Вам довелось принимать участие в школе или вузе (а, может быть, в детском оздоровительном лагере?) на использование при его подготовке и проведении воспитательных технологий. Проследите порядок технологических операций. Сделайте вывод о «вкладе» дела (воспитательного мероприятия) в решение педагогических задач по реализации воспитательной деятельности. Объясните, почему оно успешно (или наоборот). Воспользуйтесь материалами и ресурсами Интернета.

studfiles.net

Методы воспитания понимаются как способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения воспитательных задач.

На основе анализа назначения методов в целостном педагогическом процессе, ориентированном на содействие самоопределению личности, можно их следующим образом: методы развития самосознания, нравственных чувств и усвоения нравственных ценностей; методы организации нравственного поведения и деятельности; методы, стимулирующие и корректирующие процессы саморазвития, самовоспитания, самоопределения.

Характеристика методов воспитания

Методы развития самосознания, нравственных чувств и усвоения нравственных ценностей

Методы, стимулирующие и корректирующие процессы саморазвития, самовоспитания, самоопределения

Технология является связующим звеном между целями, содержанием, методами и формами организации деятельности. Технология обеспечивает целостность и адресность воспитательного процесса. Технология, по мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича, – это «пакет» методик, прилагаемых к целям».

Современные воспитательные технологии представляют собой разновидность гуманитарных технологий. Эти технологии ориентированы на решение проблем человека в условиях меняющейся среды, строятся на междисциплинарном знании (педагогика, психология, аксиология, социология, методика воспитания, культурология организаций и др.), являются по своей природе технологиями влияния, соорганизации людей, коллективной деятельности, создают условия для развития личности. Гуманитарные воспитательные технологии характеризуются меньшей алгоритмичностью, ориентацией на взаимодействие, формированием позитивных отношений, партнерством в отношениях, тонкостью проникновения во внутренний мир ребенка, взаимовлиянием, эмоциональностью, гибкостью и вариативностью (см. раздел 2).

Каждая воспитательная технология предполагает следующий порядок операций: целеполагание, педагогическое проектирование, определение психологических приемов и методов воспитания, планирование согласованных действий, распределение функций, прав, обязанностей участников, описание и последовательность процедур, организация деятельности, информационно-диагностическое обеспечение[1].

Сегодня все чаще в нормативных документах об образовании, материалах и публикациях о школе, мы встречаемся с понятием «социальная практика». Вероятно, можно говорить о возникновении новых технологий воспитания.

Выпускник современной школы, как следует из заказа общества и родителей, должен быть успешной и эффективной личностью, что проявляется в продуктивном решении социальных, профессиональных и личностных задач. Для этого человек должен обладать компетентностями в различных сферах: политики и права, экономики и экологии, российской культуры и межкультурных связей, здоровья и выживания в экстремальных ситуациях. Школа может помочь приобрести эти и другие компетенции учащимся. Для решения этой задачи в настоящее время и используются социальные практики.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения и отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной[2]. Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта школьником, молодым человеком. Иными словами необходимо предоставить молодому человеку возможность осуществлять реальные социальные действия, пережить все этапы своей деятельности: от потребности что-то сделать, осознания мотива такой деятельности, формулирования цели и следующих за этим конкретных действий по её достижению. В этом случае взрослый превращается в “социального продюсера”, который помогает молодому человеку попробовать себя в реальной социальной сфере через участие в разнообразных образовательных и социальных проектах. При этом очень важна эмоциональная сторона любой деятельности: переживание чувств сострадания, обиды, неудачи, радости, сочувствия, удовлетворения, романтики, дружеского участия, внимания, ответственности, понимания мира другого человека, любви и еще огромного количества и качества чувств и эмоциональных состояний. Именно с чувствами, переживаемыми человеком в разных жизненных ситуациях, связано воспитание. Кстати, именно об этом говорят закономерности и принципы воспитания.

Важно понимать, что только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему человеку, этот молодой человек действительно становится, а не просто узнаёт о том, как стать деятелем, гражданином, свободным человеком. Школа не может полностью охватить возможные сферы жизни молодого человека, но необходимо расширить её возможности в помощи растущему человеку в постижении реальной жизни.

[1] О конкретном содержании педагогических технологий, условиях применения и системе действий по их реализации см. подробнее: Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.- М.: Пед.общество России, 2001; В.П.Беспалько. Слагаемые педагогический технологии.- М.:Педагогика, 1989; И.А.Колесникова. Основы технологической культуры педагога.- СПб.: Дрофа,2003; Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий) и др.

kursak.net

4. Методы и технологии воспитания. Классификации методов и технологий воспитания. Условия выбора методов воспитания.

1984 г. – авторитарное воспитание. Метод – это воспитательное воздействие на учащегося, который подразумевает способы воздействия на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков коммуникативного поведения.

1986 г. – Сластенин. Под методами понимаются способы педагогического формирования.

1989 г. Даются характеристики понятия методы воспитания: 1) метод воспитания определяется целями и содержанием воспитания. 2) Сущность метода воспитания заключается в организаторской деятельности школьников по освоению ими содержания воспитания по формированию свойств личности. 3) методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков, действия педагогов и ученических коллективов. (Бабанский).

Методы воспитания – способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленных на взаимное развитие, совершенствование личности учащихся в соответствии с целями воспитания.

Методы воспитания — совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Классификация методов воспитания.

Прямые – предполагает немедленную реакцию ученика.

Косвенные – создание ситуации и организация деятельности, в которую включается ребенок и при этом формируется установка на совершенствование, на выработку к определенным отношениям к учителям, товарищам, обществу (воспитателные ситуации).

По характеру воздействия на учащегося (Бондарев, Гончаров, Королев):

На основе характеристики целевой, содержательной, процессуальной сторон методов воспитания (Щукин):

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад).

Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации).

Методы стимулирования (соревнования, поощрения, наказания).

Методы воздействия на интеллектуальную сферу личности; методы убеждения (разумного доказательства какой-либо точки зрения, оценки происходящего, посредством литературных произведений, исторических аналогий, библейских притч, басен, сказок – со стороны ребенка).

Методы самоубеждения (самостоятельное, осознанное формирование у ребенка комплекса взглядов, при решении социальных проблем, логических выводов, сделанных самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу личности (методы стимулирования; со стороны ребенка – методы мотивации)

Методы воздействия на эмоциональную сферу. Педагог – внушение вербальное, невербальное; со стороны ребенка – самовнушение.

Методы воздействия на волевую сферу. Взрослые — методы требования и приучения; ребенок – методы самокоррекции.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу. Педагог – методы воспитательных ситуаций, соревнования; ребенок – самоактуализация, метод социальной пробы.

Методы воздействия на сферу саморегуляции. Взрослые – метод коррекции поведения; со стороны ребенка – упражнения и самокоррекция.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу. Взрослый – метод деллем; ребенок – метод рефлексии.

В качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, 6) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.

А) Убеждение — это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения.

Б) Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения товарищей и взрослых.

В) Метод упражнений (приучения). В структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формированию способствует метод упражнений, или приучения. А.С. Макаренко со всей определенностью указывал на необходимость нравственной натренированности воспитанников, вооружения их моральным опытом. «Нужно, — говорил он, — стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт».

Как писал Н.И. Болдырев, под методом упражнений (приучения) понимал многократное повторение действий и поступков учащихся в образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.

Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.

Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применяется для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Г) Методы одобрения и осуждения.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Д) Методы требования и контроля. Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным па улучшение поведения. Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Его эффективность определяющим образом зависит от благожелательных отношений между учащимися и учителями, от педагогического такта и чуткости последних.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований. Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине.

Е) Метод переключения.

Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воз-действие неудачи или плохого настроения. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « КАК?» — коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта;

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции;

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);

Анализ результатов ( мониторинг – коррекция – рефлексия)

Эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на « Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации технологий воспитания: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.

Технологии воспитания классифицируют:

studfiles.net

Методы, средства, формы и технологии социального воспитания;

Воспитательный процесс это профессионально организованный целостный образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами его освоения (М.М.Рожков).

Для того чтобы воспитательный процесс дал ожидаемый устойчивый результат, необходимо взаимодействие таких его компонентов, как соответствие потребностям развивающейся личности и образовательным стандартам; правильный выбор цели, задач, методов, средств и форм организации социального воспитания.

Содержание, формы и методы социального воспитания зависят от возрастных особенностей человека.

Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Методы социального воспитания — это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие ее самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации (А.С.Воронин)

В социальном воспитании до настоящего времени не выработано собственных специфических методов, а потому в основном это наиболее продуктивные методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе, которые оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую ее социальную среду.

В современной педагогической науке наиболее распространенной является классификация Ю.К.Бабанского, где все методы воспитания делятся на три группы:

1) методы формирования сознания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция и другие);

2) методы организации деятельности (педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и другие);

3) методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание и «взрыв»).

Если методы первой и второй групп не вызывают особых трудностей в понимании и применении, то методы стимулирования деятельности обладают сложностью и неоднозначностью использования, и это предопределяет необходимость соблюдения ряда требований и условий.

Эффективность использования метода поощрений зависит от соблюдения социальным педагогом следующих требований:

— поощрять надо лишь за действительные успехи;

— не следует поощрять одного и того же человека очень часто;

— необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;

— при выборе приемов поощрения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых(Е.В.Беликова, О.И.Битаева, Л.В.Елисеева).

Видами поощрений могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др.

Наказание выступает как форма предъявления определенных требований к коллективу или личности, исправления воспитанников и предупреждения недостойных поступков. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки (М.Д.Шаргородский).

Правильное целесообразное применение наказания является очень важным. Грамотный социальный педагог при помощи системы наказаний может многого добиться, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред работе.

В воспитательной работе может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны педагога или коллектива. В целом эффективное применение наказаний требует от социального педагога такта и определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда воспитанник нарушает правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Метод «взрыва» (А.С.Макаренко) — это такой подход к перевоспитанию, когда педагогу уже не удается идти постепенно, медленно накапливая положительные изменения. «Взрыв» — это способ резкой мерой разрушить, «взорвать» ту ложную позицию, которая сложилась у воспитанника. Такая мера осуществляется не только наказанием, она не обязательно связана с отрицательными переживаниями, наоборот, чаще всего эта мера имеет положительное содержание. Ее отличительные черты – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд. Применение этого метода не решает всего дела перевоспитания, но только расчищает дорогу для дальнейшей педагогической работы. Разрушение прежней позиции происходит быстрее, чем построение новой. Пользоваться этим методом следует с большой осторожностью и будучи уверенным, что другой путь невозможен.

Методы воспитания в социальной педагогике проявляются (Л.В.Мардахаев):

— через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (пример, авторитет, просьба, совет, поощрение, внимание, огорчение, укрепление веры в собственные силы личности, доверие, убеждение, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие или недоверие, возмущение, предупреждение, осуждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, взрыв и др.);

— создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

— общественное мнение значимой для воспитанника референтной группы, коллектива, авторитетного для него человека (отца, учителя, общественного или государственного деятеля и т.п), средства массовой информации;

— совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

— процессы обучения, самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи в процессе дружеского и профессионального общения;

— погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, художественной литературы.

Эффективность использования методов социального воспитания в целом зависит, во-первых, от компетентности социального педагога и его предпочтений, во-вторых, от его личности, способности и желания оказывать влияние, содействие и помощь ребенку, его семье.

Средства социального воспитания — это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др. (А.С.Воронин).

Определяющими средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная — в младшем школьном, личностное общение — в подростковом, учебно-профессиональная — в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу предполагает более широкое использование технических средств и новых воспитательных технологий (видео, телевидение, компьютерных программ т.п.) Однако ничто не заменит такие важные средства социального воспитания, как живое слово, пример его яркой личности, уровень культуры педагога.

Форма социального воспитания — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (А.С.Воронин).

Формавоспитания как способ организации и осуществления предмета, процесса или явления представляет внешние варианты организации конкретной воспитательной деятельности. Например, объяснение недопустимости телесных наказаний может проводиться в форме беседы или диспута, консультации по правовым последствиям подобных мер наказания, а также в форме показа художественного или документального фильма на эту тему.

Непосредственно формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры

Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы социального воспитания делятся на кратковременные, продолжительные, традиционные, по способу влияния педагога — непосредственные, опосредованные, по видам деятельности различаются — на учебные, трудовые, спортивные и художественной деятельности.

Раскрывая суть и содержание технологий социального воспитания, следует признать, что само понятие “социальные технологии” трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи в основу определения положили принцип деятельного целеполагания, по мнению других важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект. Среди трактовок этого понятия, данных в толковом словаре “Социальные технологии” (1995), особо следует выделить определение В.Н. Иванова, который понимает сущность социальных технологий как систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами. Как отмечал ученый, социальные технологии — это совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т. п.).

Технологии социального воспитания представляют собой оптимальную интеграцию различных педагогических, медико-социальных, правовых, экономических и др. методов, работающих на ведущую цель (М.М.Плоткин). Так, например, те же игровые технологии в своем содержательном «рисунке» позволяют максимально использовать педагогические возможности и тем самым решать многообразные проблемы жизни и деятельности ребенка — не только формировать его социально-нравственный опыт, но и конкретизировать цель деятельности — зачем предпринимается, какие конечные результаты должны быть получены; содержание деятельности — ее основные параметры; значимость деятельности — мотивы, значение деятельности для развития личности; организацию деятельности; технологию деятельности, ее интенсивность, коммуникативность.

studopedia.su

Технология воспитания (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила: студентка 2 курса

1.Сущность, цели, задачи и виды воспитания

2.Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации

Педагогика с момента своего зарождения и до середины ХХ в. Занималась почти исключительно вопросами обучения и воспитания детей. Но педагогические исследования воинской и правоохранительной деятельности, проблем высшей школы, развернувшиеся с 50-х годов, показали наличие педагогических проблем и продуктивность целеустремленных педагогических решений в работе со взрослыми.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных, эстетических, трудовых и др. Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них.

1. Сущность, цели, задачи и виды воспитания

Воспитание – процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание – это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания – в придании воспитанности характеристик:

— цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения;

— активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права;

— гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.

Подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе не может. Целью воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами – формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни.

Воспитанность – интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий. Педагогика исследует последние и разрабатывает пути превращения стихийных в регулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачи воспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием и развитием личности.

2. Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации

Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами.

Воспитание, как и другие виды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические . Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга и реализуются в едином комплексе.

Содержательные принципы воспитания позволяют отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогические воздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемуся человеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностей человека, группы, времени, места и условий.

Принцип воспитательной целеустремленности обязывает всю работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому.

Принцип цивилизованности и созидательности предписывает при любой воспитательной работе, при любой конкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное – это возвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненным интересам в самореализации и самоутверждении. Главное – помочь стать достойной общего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, созидателем, активным творцом. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любом возрасте, здесь и сейчас.

Принцип связи с жизнью и деятельностью подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы и имеющихся условий, этапа жизни, стоящих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.

Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания , опираясь на закономерную непрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на необходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое.

Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Организационные принципы воспитания позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостности личности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10-15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пытаются только воспитывать, на других – только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим – обучением, третьим – образованием, четвертым – развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным.

Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно.

Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье – наиболее демократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность в условиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя. Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов – наиболее подходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.

mirznanii.com

Смотрите так же:

  • Правовое воспитание методы и формы Правовое воспитание методы и формы 7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе […]
  • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
  • Темы по трудовому воспитанию дошкольников Темы по трудовому воспитанию дошкольников Лана Петрик. Гуру. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника. Формирование экологической культуры личности. Тема самообразования. Пихед Наталья Генриховна. Учитель-дефектолог. 24 года. 4.Творческий отчёт по теме […]
  • Почему ребенок просыпается во сне Почему новорожденный ребенок всхлипывает и плачет во сне, не просыпаясь: выясняем причины В первые недели жизни плач является чуть ли не единственным способом, с помощью которого малыш может сообщить родителям о своих потребностях. В большинстве случаев мама способна понять причину слез, однако когда грудной ребенок плачет во сне , […]
  • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
  • Развитие внимания у ребенка 6-7 лет Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет Развивающие игры для дошкольников Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных […]
  • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
  • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]