Начинается обучение воспитание ребенка

Обучение и воспитание ребенка и их роль в передаче общественного опыта

Роль обучения и воспитания в передаче общественного опыта.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его, создавая для этого специальные учебно-воспитательные учреждения: дошкольные, школы, высшие учебные заведения, внешкольные учреждения и т.д..

Ребенок усваивает знания, формирует умения и навыки в процессе обучения.

Обучениеусвоение ребенком знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать их в жизни, формирование культуры познания, создание фонда «могу».

Учиться ребенок начинает с рождения. когда попадает в социальную среду, а взрослый, организуя ее жизни, влияет на нее с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной, что зависит от обстоятельств, педагогических воздействий, возраста, но во всех случаях она учится (А. Запорожец). Если взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-то, подбирает для этого соответствующие методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. Во время обучения меняются характер отдельных психических процессов, функций, решаются одни противоречия и возникают новые.

Воспитание предполагает формирование определенных установок, моральных суждений, т.е. формирование личности.

Воспитаниеприобщение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, создание условий для его духовного роста, формирования ценностного отношения к действительности, создание фонда «хочу» .

Обучение, воспитание начинается после рождения ребенка, когда взрослый своим отношением к ней накладывает основы личностного развития.

Ребенок не попадает механически под действие внешних воздействий, она усваивает их выборочно, преломляет через формы своего мышления, в связи с его интересами и потребностями. Это означает, что любое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С. Рубинштейн).

Особенностями психического развития обусловлены оптимальные сроки обучения, усвоения знаний, формирования личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания необходимо подбирать в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностных особенностей ребенка .

Развитие, воспитание и обучение взаимосвязаны. являются звеньями единого процесса. «Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и учится. ; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляются, но и совершенствуются »(С. Рубинштейн).

прочитали статью 2099 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Воспитание детей начинается с младенчества

«Учи ребенка пока поперек лавочки лежит. Когда будет вдоль лавочки лежать, то поздно будет учить»-народная русская мудрость.

Как воспитывать ребенка? С этим вопросом сталкиваются многие матери и отцы, которые всерьез задумываются о детях. Конечно, большинство вообще не думает о том, как воспитывать детей. Как правило такие люди либо копируют поведение своих родителей, не задумываясь, либо вообще не занимаются воспитанием своих детей. «Пусть школа (детсад, институт, государство) воспитывают детей»-думают такие родители… А в результате видя такое безразличие дети уходят на улицу, в преступный мир или вообще гибнут от наркотиков (водка ведь это тоже наркотик, только убивает медленнее, чем героин). О таких родителях мы говорить не будем, так как они сами себя накажут. В природе животное, которое не заботиться о своих детенышах, прекращает свой род. Остаются существовать только те, кто проявляют заботу о детях и своих родственниках. Или как писал один биолог «В живой природе гораздо большее значение имеет сотрудничество, чем соперничество и конкуренция.»

Задумывались ли вы, почему одни от рождения талантливы и удачливы, а другие тугодумы? Почему одни дети словно лучики солнца, а другие мрачные и злые? Почему одним всё удается, а у других все валится из рук и они легко впадают в уныние. Я думаю, что все начинается с младенчества. Здоровье человека закладывается в первые несколько лет жизни. Об этом знают все хорошие врачи, поэтому они советуют кормить детей материнским молоком, а когда дети подрастут, то давать им НАТУРАЛЬНЫЕ (а не ГМО или искусственные) продукты. В первые несколько лет закладывается здоровье на десятки лет вперед. Но в первые годы жизни формируется и характер ребенка и его создается его будущее. Всё, что видит ребенок, что слышит, влияет на него. Он перерабатывает поступающую информацию (музыку, телепередачи, видеофильмы, поведение родителей или тех, кто заменяет родителей) и осмысливает окружающую обстановку, и делает выводы. МИР ДОБРЫЙ или МИР ЗЛОЙ (так формируется жизнерадостный или несчастливый человек). А от этого в будущем будет зависеть поведение при нестандартных сложных ситуациях. Ведь жизнь не похожа на простую пьесу. И ребенок может вырасти смелый и веселый как Буратино или Джельсомино, а может как грустный неуверенный в себе Пьеро… Имея сейчас уже жизненный опыт, я бы сказал, что Пьеро не хватило любви и веры родителей в ребенка. Поэтому этот персонаж и сам не уверен в себе. Конечно и он может стать таким как Буратино. смелым и веселым, но для этого ему придется приложить очень много усилий над собой! Поэтому так важно любить детей и верить в них-в их таланты и возможности. Не зря на Востоке была мудрость: «Голосом ребенка говорит Бог». Да и в русских сказках нередко именно дети находили выход из сложных ситуаций, когда судья не мог рассудить крестьян по справедливости.

На самом деле воспитание ребенка начинается еще до рождения. Мысли отца, матери влияют на ребенка, когда он еще в утробе. В этот момент многое можно передать будущему сыну или дочери, разговаривая с ним или слушая ту или иную музыку. На эту тему хорошо написано у Владимира Мегре в книгах «Новая Цивилизация», «Обряды любви»», «Пространство любви», «Энергия жизни». Там описаны обряды и правила, которые помогали воспитать из мальчика будущего защитника Родины и счастливого семьянина, мастера на все руки, а из девочки-мастерицу и хранительницу семейного счастья. Ведь ребенок очень быстро учится, если с ним заниматься. Советую вам почитать эти книги-в них много полезного и интересного.

После рождения ребенка большое значение имеет кормление грудным молоком. На эту тему я уже написал статью в своем блоге http://mosuleznybard.ru/moloko/

По мере того как будет расти ваш ребенок, вам предстоит учиться. Нужно дать ребенку раскрыть свои способности и тогда он вас многому научит… А способности всегда раскрываются в обстановке любви и искренности! Большое значение в воспитании ребенка имеют колыбельные, которые он слышит и сказки, которые ему рассказывают или он видит по ТВ или компьютеру. О роли колыбельных тоже есть статья на моем блоге. Прочесть можно тут http://mosuleznybard.ru/son/

Все вместе эти знания и ваша Любовь и Вера позволят вам жить счастливо, вместе с ребенком преодолевая проблемы и учась вместе с ним. Как сказал академик Михаил Петрович Щетинин: «Нужно уметь вписать обучение ребенка в развитие Вселенной! А это значит, вам предстоит вместе с ребенком думать о смысле жизни, о проблемах в жизни, учиться вместе с ним находить выход из любых ситуаций. Ведь если вы научите ребенка мыслить самостоятельно, не бояться трудностей и верить в себя, то вы тем самым и заложите основные принципы будущего счастья вашего сына или дочери.

На моем сайте есть видеофильм «Осиянная весть» об опыте обучения детей в лицее у академика Щетинина, когда они за 1-2 года заканчивают десятилетний курс предметов обычной средней школы. Это еще раз подчеркивает возможности человека и особенно ребенка, если их развивать. Вот ссылка на статью http://mosuleznybard.ru/osiyannayavest/

Хорошо описана школа Щетинина и в книге Владимира Мегре «Пространство Любви». Помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим и поэтому вам придется каждый раз по новому учить и решать новые проблемы и задачи…. Но ведь это и есть жизнь-«Жизнь это движение» А без развития жизнь невозможна.

7 января 2012 года

С чего начинается воспитание?

Здравствуйте! Нашей первой дочери один месяц, и у нас возник ряд вопросов.

  • 1) Говорится, что воспитание начинается с самого рождения (или даже до него, так как сначала нужно воспитывать самих себя). Но как это выглядит на практике в младшем грудном возрасте? Существует ли что-то особенное в еврейской традиции?
  • 2) Есть ли еще какие-то советы, как развивать ребенка в возрасте одного-двух месяцев, кроме как разговаривать с ним, двигать перед глазами игрушками (дочь лежит, правда, неохотно, и с этим приходится быстро заканчивать), носить вертикально, чтобы она держала головку, и класть на живот с той же целью?
  • 3) Если я с малышкой поиграла, накормила, поменяла подгузники, поносила ее на руках и она уже сама не знает чего хочет (недовольно дергается, чтобы я не сделала, а вертикально носить часами мне физически тяжело), то можно ли ее положить и пусть она сама пытается заснуть, даже если она при этом недовольно ворчит или лежит долго с открытыми глазами и несчастным взглядом? У меня всегда появляется чувство вины, что я пренебрегаю ребенком и теряю время, когда могла бы ему что-то дать. Большое спасибо за ответы! И.

    Отвечает Ита Минкин

    Вы задаете очень важные вопросы. Попробую на них ответить по порядку.

    Помимо того, что ребенок впитывает сам-по-себе , важно, по возможности, чтобы он видел выполнение заповедей. Если есть возможность, чтобы он присутствовал во время Кидуша (можно намочить соску и дать ему капельку вина или виноградного сока), слушал Авдалу (можно дать ему понюхать благовония). Не надо его будить ради этого, но если он все равно не спит и не засыпает, то вполне может присутствовать. Показывать ему, как горят субботние свечи или свечи Хануки. Короче говоря, присутствие при выполнении любых заповедей влияет на душу ребенка, а если Вы еще можете при этом рассказать ему, что происходит — это Ханука , это суббота и т.п. то совсем хорошо. Еврейская музыка, записи уроков Торы — мозг младенца это впитывает…

    Почитать? Погулять с малышом? Подремать? Послушать музыку? Поболтать с подругой по телефону? Съесть что-то вкусное? А завтракала ли я вообще сегодня??

    И пусть Вас ни в коем случае не мучает чувство вины или — если Вы делаете что-то для себя — ощущение, что Вы — эгоистка. Самый этичный, самый еврейский подход — это забота мамы о себе самой. Для того, чтобы у нее потом были силы и желание заботиться о своих самых дорогих.

    С уважением, пожеланием сил, здоровья, радости и сладкого и хорошего года,

    Искренне Ваша, Ита Минкин

    или войдите на сайт

    Зарегистрируйтесь При регистрации обязательны для ввода: имя, имя пользователя и имейл. Дополнительная информация вводится по желанию. Введение допинформации на странице личного аккаунта позволит Вам не вводить ее заново при использовании различных служб сайта. Любые данные о Вас, введенные на сайте, кроме Вашего имени пользователя, не будут доступны другим пользователям сайта без Вашего согласия. Ввод истинной информации поможет нам улучшить качество сайта и предоставлять пользователям нужный и интересный им контент. В дальнейшем зарегистрированные пользователи будут получать уникальные привилегии

    Прежде чем задать вопрос консультанту.

    Спасибо за доверие, которое вы нам оказываете, обращаясь за советами, основанными на взгляде Торы и еврейских мудрецов на семейную жизнь. Чтобы ответы наших семейных консультантов были более эффективны, просим обратить внимание, что:

    Ответы на вопросы даются на основе информации, полученной из текста вопроса и ваших анкетных данных. Чем меньше информации поступает от пользователя, тем более общим будет ответ, что может сделать его менее пригодным в вашей конкретной ситуации. Пожалуйста, укажите: возраст, место жительства, семейный стаж, количество детей, профессии супругов, к какой общине принадлежите и т.д.

    Нет универсальных рецептов. Обстоятельства каждой семейной проблемы индивидуальны и не всегда могут быть учтены в рамках краткой переписки, поэтому все советы следует применять с учетом обстоятельств, которые известны только вам самим.

    Если вы полагаете, что данный вам ответ неприемлем или он вас не удовлетворяет, напишите нам снова, но при этом уточните данные и подробней опишите ситуацию. Возможно, надо искать другие пути решения.

    Ответы наших консультантов в тех случаях, когда это необходимо, не могут заменить профессиональную помощь религиозного психолога. Поэтому, если вы находите в ответе на свой вопрос совет обратиться к семейному консультанту или психологу по месту жительства, не игнорируйте его!

    Часто за советом обращается только один из супругов, который понимает, что нужны какие-то изменения, в то время как противоположная сторона в этом участия не принимает. При таких обстоятельствах совет может быть обращён только к тому, кто спрашивает. И хотя это не всегда может решить корень проблемы, тем не менее, стоит к нему прислушаться.

    Все пользователи имеют право на сохранение анонимности и на отказ от публикации своих вопросов.

    uspeshnyjmalysh.ru

    Прием «Удивляй!», или С чего начинается знание

    Перефразируя древнегреческого мыслителя Аристотеля, можно сказать, что знание начинается… с удивления. И эта, казалось бы, простая мысль позволяет выразить квинтэссенцию одного из педагогических приемов, достаточно давно используемых учителями средних школ — приема «Удивляй!».

    Инновационный метод с давней историей

    Несмотря на активное использование такой когнитивной эмоции, как удивление, еще советскими педагогами (Шалвой Амонашвили, Симоном Соловейчиком и многим другими), и сегодня, благодаря развитию средств массовых коммуникаций и интернета, прием «Удивляй!» считается инновационным.

    Пожалуй, главным отличием понимания феномена удивления в советской школе от школы нынешней была вера в удивительные побудительные способности этой эмоции. Считалось, что возникновение и развитие неожиданной ситуации, преподнесенное школьнику во вполне «формальной» обстановке урока, способно заставить «среднего» школьника, к примеру, выучить урок по той теме, которая вызвала удивление. Каковы же основные цели использования рассматриваемого приема в наши дни?

    В современной средней и старшей школе, «замученной» ОГЭ, ЕГЭ и прочими проверками учеников на прочность, очень редко уделяется должное внимание глубокому, вдумчивому изучению предметов, особенно гуманитарных. И у школьников вырабатывается привычка без особого интереса к предмету зазубривать то, что нужно на данный момент времени и благополучно забывать заученное, когда оно становится неактуальным.

    Учитель, способный удивлять, безусловно, актуализирует мыслительную деятельность ребят и поддерживает внимание к теме урока. Позволяя тем самым запоминать интересные факты, а не просто включать особенности кратковременной памяти при работе с такими фактами.

    Например, предлагая на уроке истории окунуться в мир нумизматики, учитель может достать принесенную с собой коллекцию монет и рассказать о наиболее интересных, дать школьникам осмотреть монеты. Это вызовет удивление. А, соответственно, и интерес.

    Другой пример. На уроке литературы в 10-м классе разговор о бардах можно начать с прослушивания их популярных песен. А затем еще и спросить, кто исполнил ту или иную песню и каковы обстоятельства ее написания. Тут можно убить двух зайцев сразу: и проверить общую эрудицию школьников, и разжечь познавательный интерес.

    Удивляться надо вовремя

    Удивить ребят желательно сразу, в начале урока. Причем сделать это можно не только фрагментом текста или демонстрацией коллекции монет. Иногда можно задать неожиданный вопрос («Почему Сталин не стал воевать с Наполеоном?») или даже изобразить немую сценку, используя язык жестов (например, один из знакомых мне учителей сумел так продемонстрировать бомбардировку Хиросимы и Нагасаки). Неожиданность вызовет желание не только проанализировать увиденное, но и подмечать, а в старших классах и формулировать противоречие.

    Поставленную цель можно считать достигнутой, если педагог так представил свою точку зрения, что вполне очевидные, казалось бы, факты стали для обучающихся загадкой. А добиться благосклонного внимания всего класса на целый урок можно всего лишь обозначив эту загадку в первые 5-10 минут урока!

    Педагогический прием «Удивляй!» можно и нужно активно использовать сегодня в средней и старшей школе, он вызывает живой отклик у большинства детей и подростков, но учитель должен быть готов и сам удивляться вместе со своими учениками!

    Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, кандидат философских наук, доцент, доцент на кафедре философии Астраханского государственного университета.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    pedsovet.su

    В нашей культуре считается, что родившийся ребенок – это чистый лист, на котором мы нарисуем прекрасную картину, которая будет радовать как нас, так и всех окружающих.

    Но когда ребенок начинает подрастать и проявлять свои черты характера, родители часто бывают просто в шоке – мы этого в него не закладывали – это все школа, телевидение, улица, соседские дети и т. д. Частично это так – окружение влияет на детей. Давайте разберем, что и как влияет на ребенка как на личность, что его формирует с точки зрения древних трактатов.

    Судьба человека формируется 3 факторами и влияют они примерно одинаково, грубо скажем по 33%.

    1) его деятельность в прошлых жизнях и воплощениях. Часто дети от 3 до 5 лет могут даже помнить некоторые моменты с прошлых жизней. Многие эти случаи были проверены учеными и подтверждены реальными проверками.

    2) Воспитание. Начинается процесс воспитания с момента начала питания – т.е. еще в утробе матери.

    Все, что чувствует и испытывает мама – все, то же самое и чувствует ребенок. Поэтому, беременные женщины в культурных странах вели себя особенно и отношение к ним было другое. Они обязательно читали вслух священные трактаты, что заставляло их думать о возвышенном, о вечных ценностях. Это приучает ребенка тоже мыслить широко, благородно, на благо всего человечества. Если современная мама смотрит телевизор – она уже воспитывает в ребенке жадность, зависть, вожделение и гнев – т.е. его с таким воспитанием ждет ад уже на этой земле и в этой жизни.

    Восточные женщины в период беременности обязательно много трудятся по дому, с любовью заботясь о родных и близких. Тогда ребенок рождается трудолюбивым, заботливым семьянином. Современные мамочки, которые стараются ничего не делать – уже воспитывают лентяев и эгоистов – я отдохну тут, а вы бегайте вокруг меня, любите и проявляйте заботу, холейте и лелейте.

    Также беременные женщины не вступали в близкую связь с мужьями. Почему? Как мы сказали, ребенок испытывает все эмоции матери. И, если мама испытывает оргазм, то ребенок тоже – это даже современные ученые установили с помощью УЗИ. И это очень сильная эмоция. Ребенок запоминает ее и стремиться к ней как можно раньше. Именно это делает ребенка акселератом. Он будет потом очень сильно стремиться вступить в межполовые взаимоотношения как можно раньше – иногда это происходит уже в 9 лет. В современном обществе ранняя половая жизнь (12-16) стала уже нормой. Как только ребенок начал вести половую жизнь – учеба сразу закончилась. Помните: не хочу учиться – хочу жениться? Он перестает умственно развиваться. А значит не получит нормального образования, просто не вытянет его. Вот почему в царской России (образование которой считалось на то время лучшим в мире) обучение было раздельным – мальчики отдельно, девочки отдельно. Чтобы не разжигать вожделение. В то время люди свободно владели 3-4 языками – это было нормой.

    3) окружение или реальное общение ребенка. Если мы до того, как ребенок вышел в социум и увидел весь современный беспредел, успели воспитать в нем принципы, если он четко понял отличие хорошего от плохого, то он сам будет искать себе хорошую компанию и не пойдет на поводу у недалеких сверстников. Если не успели – он начнет копировать действия и образ мышления окружающих. А современное общество – это рассадник эгоизма, аморфности, бесконтрольных наслаждений и подлости.

    И все, чему родители обучили своих детей за первые года его жизни, они будут получать в 10-кратном размере последующие 50 лет.

    Главный постулат воспитания во все времена – воспитание собственным примером! Неважно, что мы говорим – важно, что мы делаем – ребенок копирует наши действия. Поэтому, рождение ребенка – отличный повод воспитать себя, ведь именно с этого и начинается воспитание ребенка.

    shyryayev.com

    С чего начинается воспитание «активного интеллекта»?

    Научите детей задавать правильные вопросы, и тогда они вырастут учеными и знатоками

    Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

    В главе Бо, рассказывающей о египетских казнях и исходе из Египта, неожиданно, три раза подряд, Тора обращается к теме детей и обязанности родителей обучать их. Как евреи, мы убеждены в том, что для сохранения народа обучение и образование обязательно.

    Но о каком образовании идет речь?

    Что очень ценное и такое важное мы хотим передать нашим детям?

    Важнейшая точка отсчета в этом вопросе – это исход еврейского народа из Египта, начало пути к свободе!

    Свобода теряется, если принимать ее как само собой разумеющееся, как нечто должное. Тора ставит перед родителями задачу — передать следующему поколению свои принципы, идеалы и воспоминания о прошлом – историю о том, как они вышли на свободу из египетского рабства, повествование об испытаниях, через которые им пришлось пройти на пути от рабства к свободе.

    Иначе, если этого не будет сделано, – традиция прервется, и мы потеряем главное направление.

    Дети должны уметь задавать вопросы

    Потрясающе, однако, что в теме обучения детей Тора подчеркивает важнейшую задачу: дети должны уметь задавать вопросы. Два из трех отрывков об образовании в главе Бо говорят об этом:

    «И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение у вас?»,

    То скажите: «это жертва пэсаха Господу, который прошел мимо домов сынов Исраэйлевых в Египте, когда Он поражал Египтян, а наши дома избавил».

    И преклонился народ, и поклонился.

    И пошли, и сделали сыны Исраэйлевы; как повелел Господь Моше и Аарону, так и сделали» – Шмот, 12:26-28.

    И будет, когда спросит тебя твой сын позднее так: Что это? То скажи ему: Силою руки вывел нас Господь из Мицраима, из дома рабского» – Шмот, 13:14.

    Позднее, в другой книге Пятикнижия, книге Дварим, есть еще один фрагмент, упоминающий вопрос, заданный ребенком:

    «Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: «что это за откровения и уставы и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?» – Дварим, 6:20.

    И только в одном фрагменте в этой главе не появляется вопроса, но есть указание и совет:

    «И скажи сыну твоему в тот день так: это ради того, что сделал со мною Господь при выходе моем из Египта» — Шмот, 13:8.

    Эти четыре высказывания Торы стали широкоизвестными, благодаря их включению в Пасхальную Агаду.

    Перечитав указанные фрагменты Торы один за другим, наши мудрецы пришли к выводу, что

    (1) дети должны задавать вопросы,

    (2) рассказ о Песахе должен быть выстроен как ответ на вопросы ребенка,

    (3) обязанностью родителей является поощрение вопросов детей, а ребенка, не задающего вопросы, следует этому научить.

    Такой подход совершенно не традиционен. Напротив, он противоречит тем дидактическим принципам, которые мы наблюдаем в истории разных народов. Большинство традиционных культур видят задачу родителей в том, чтобы направлять, приказывать, давать распоряжения.

    «Детей должно быть видно, но не слышно» гласит старинная английская пословица.

    «Дети, повинуйтесь своим родителям во всем, потому что так угодно Б-гу» — утверждает христианский текст.

    Сократ, проживший жизнь в обучении людей задавать вопросы и вести диалог, был осужден жителями Афин из-за плохого влияния на молодежь.

    В иудаизме все происходит ровно наоборот. Научить детей задавать вопросы есть наша святая родительская обязанность.

    Именно так растут наши дети.

    Вопросы не в бровь, а в глаз

    Иудаизм – это феноменальная вера, основанная на вопросах, иногда настолько глубоких и сложных, что, кажется, будто они расшатывают основы самой веры.

    «Разве Судья всей земли не сделает справедливо?» — спрашивает Авраам.

    «Почему, Г-сподь, наслал беды на этих людей?» — спрашивает Моше. «Почему злодеи процветают? Почему отбросившие веру живут беспечно?» — спрашивает Ирмеяѓу.

    Книга Иова, построенная на вопросах и ответах Создателя и мучительных вопрошаниях человека, состоит из четырех глав еще более глубоких, экзистенциальных вопросов:

    «Где был ты, когда Я создал землю?…

    Возможно ли поймать левиафана на крючок?…

    Заключит ли он с тобой договор и даст ли взять себя в рабство на всю жизнь?»

    „Изя, тебе сегодня попался хороший вопрос?“

    В ешиве высший почет – задать хороший вопрос. Рав Авраам Тверски, глубоко религиозный врач-психиатр, рассказывает, что, когда он был маленьким, его учитель поощрял ученика задавать вопросы к его словам и утверждениям.

    На своем ломаном английском он говорил: «Ты правый! Ты сто процентов правый! Сейчас я показать тебе, где ты ошибаться».

    Доктор Исидор Айзек Раби, всемирно известный физик, получивший Нобелевскую премию в 1944 году, вспоминал: «Моя мама сделала из меня учёного, сама того не подозревая. Любая другая еврейская мать в Бруклине спрашивает ее ребёнка, когда тот возвращается после уроков: „Что вы сегодня проходили в школе?“ Но только не моя мама. Она всегда задавала мне другой вопрос:

    „Изя, тебе сегодня попался хороший вопрос?“ В том-то и разница, что, ставя передо мной правильные вопросы, она сделала из меня учёного!»

    Не выполнять указания слепо

    Иудаизм – это не религия слепого повиновения. Действительно, во всех 613 заповедях, удивительным образом мы не найдем ни единого слова на иврите для передачи понятия «повиновение». Когда в девятнадцатом веке иврит воскрешали как живой разговорный язык, и надо было найти слово со значением «повиноваться», пришлось заимствовать это понятие из арамейского «ле-цает».

    Вместо слова «повиноваться», Тора использует другие понятия: глагол «слушать», который невозможно буквально перевести на русский, ибо он означает и (1) слушать, и (2) слышать, и (3) внимать, и (4) усваивать, и (5) отвечать.

    В самой природе еврейского сознания заложена идея о том, что наша главная обязанность – понять волю Всевышнего, а не просто слепо выполнять указания. Фраза поэта Альфреда Теннисона: «нельзя спрашивать, надо делать или умереть» – совершенно несовместима с еврейским мироощущением.

    Почему? Потому что мы верим, что ум – это величайший дар Создателя человечеству. Раши понимает фразу «Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему!», как означающую не что иное, как способность человека «понимать и разуметь».

    Прежде всего, необходимо осмысление! Первым делом в молитве Шмоне эсре мы просим о «разуме, мудрости и рассудке». Одно из интереснейших постановлений мудрецов – благословение на появление ученого, в том числе, не еврейского ученого. Евреи не только всегда признавали мудрость других культур, но и умели благодарить Всевышнего за дар мудрости. Насколько же это свойство еврейского мироощущения отличается от узости ума, готового принизить другие религии, существовавшие в прошлом и существующие в настоящем.

    Историк Пол Джонсон писал, что иудаизм – это «древний и высокоэффективный социальный механизм для воспроизводства интеллектуалов». Большая часть такого воспроизводства была и до сих пор остается абсолютным приоритетом еврейской традиции: главное внимание уделяется школам, бейт – мидрашам.

    Процесс обучения Тора рассматривает как деяние, еще более важное, чем молитва, при этом учеба мыслится не как разовое, хотя и многолетнее действие, но процесс всей жизни. Понятно и то, что учитель и преподаватель в религиозном сознании поднят на самую большую высоту.

    Однако немаловажную роль играет метод обучения детей. Тора говорит нам об этом в самый важный момент еврейской истории, когда начинается исход из Египта и открываются врата для жизни свободных людей под защитой и властью Творца.

    – Передайте воспоминания об этих событиях своим детям, — говорит Моше. Но не с позиции авторитета. Поощряйте своих детей задавать вопросы, интересоваться, спрашивать, исследовать, анализировать, делать открытия. Освобождение подразумевает, прежде всего, свободу разума, а не только тела.

    Те, кто не сомневается в своей вере, не боятся задавать вопросы. Страшатся этого только те, кому не хватает уверенности, у кого есть скрытые сомнения, о которых они не решаются рассказать[i].

    «Великий океан истины расстилается не исследованным»

    Однако очень важно научить наших детей тому, что не у каждого вопроса есть ответ, который мы можем сразу найти[ii]. Есть идеи, становящиеся понятными только с возрастом и жизненным опытом, другие – требуют большой интеллектуальной подготовки, но есть и такие понятия, которые находятся за пределами человеческого осознания на данной стадии развития.

    Дарвин не знал, что такое ген.

    Даже великий Ньютон, основатель современной науки, осознавал, насколько мало он понимает в окружающем его мире, и выразил эту мысль в прекрасной и образной картине:

    «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что он иногда отыскивает камешек более разнообразного цвета, чем обыкновенно, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной не исследованным».

    Обучая детей задавать вопросы, иудаизм отдает пальму первенства тому, что Рамбам назвал «активным интеллектом» и в чем видел подарок от Творца.

    Ни одна другая религия не превозносит человеческий разум настолько высоко.

    [i] Подобно тому, как физик, изучающий свойства света, не боится задавать вопросы относительно его качеств, сомневаться, искать ответы – ему, тем не менее, понятно, что от его знания и понимания реальность света не изменится – прим. пер.

    [ii] Есть также идеи, которые принципиально находятся за гранью понимания человеческого разума. В наше время философия пришла, наконец, к осознанию факта того, что человеческий разум ограничен, и не все доступно его пониманию. Важно заметить, что есть вопросы, которые иудаизм запрещает задавать, например, на тему того, что было до создания мира. Об этом пишет Рамбам в комментарии на Мишна Хагига, перек бет, мишна алеф. – прим. пер.)

    Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ!

    www.imrey.org

    Когда начинается обучение и воспитание

    В фольклоре многих народов мира существует притча примерно одного содержания: молодые родители принесли непослушного, капризного маленького ребёнка к мудрому старику и попросили совета относительно его воспитания. На что старец ответил, что молодые родители уже опоздали. Воспитывать детей нужно сразу после их рождения, когда они умещаются поперёк подушки, гавхоры или в русском варианте – поперёк лавки. Если дети уже начинают ходить “пешком под стол” – считайте, что вы опоздали.

    В Таджикистане на всенародное обсуждение вынесен законопроект об ответственности родителей, который разрабатывался в течение года. О важности этого документа говорит то, что после детального обсуждения на очередном заседании правительства РТ 29 октября текущего года, он был возвращен на доработку. Глава государства поручил, чтобы в этом законопроекте были четко отображены правовые нормы, обязанности и ответственность родителей и других ответственных лиц в воспитании детей, а также четко определен механизм выполнения требований закона.

    В срок 2,5 месяца проект поручено обсудить компетентным лицам, после чего, вероятно, закон будет принят. Президент республики Э.Рахмон призвал общественность республики и все заинтересованные лица проявить активность в обсуждении законопроекта об ответственности родителей в воспитании детей. Важным является то, что во всеобщем обсуждении могут принять участие и сами молодые люди.

    Принятие этого документа является своевременным шагом. Подобный закон предполагает повысить ответственность родителей за образование и воспитание ребёнка, подготовку детей к самосовершенствованию. Э.Рахмон призвал осуществлять обучение и воспитание молодёжи в процессе тесного взаимодействия трёх социальных структур: семьи, школы и общества.

    В действительности, сейчас “некоторые родители считают воспитание детей обязанностью школы и смотрят на эту проблему очень поверхностно. Многие из них не имеют представления, чем занимаются их дети в школе и как они проводят своё свободное время”.

    Неслучайно, в этом обращении президента, семья в воспитании стоит на первом месте. Только сохраняя преемственность этических и эстетических традиций, которые переходят из поколения в поколение, через осознание национального достояния – нация может сберечь свою самобытность, выжить как народ. Роль родителей в овладении знаниями их детей и подготовки к самостоятельной жизни особо велика. Каждый из родителей должен чувствовать свою ответственность перед собственными детьми. Семья является самым главным звеном в цепи воспитания и образования молодого поколения.

    Не радуют приведённые таджикским президентом примеры, когда родители незаконно и нелегально выдают своих несовершеннолетних дочерей замуж. Ни о каком образовании этих малолетних невест речи не идёт. Едва успев подрасти, не получив даже среднего образования, по сути – девочкам, приходится взваливать на себя не по годам непосильную ношу воспитания собственных детей, ведения домашнего хозяйства семьи мужа. В последствие такие ранние браки, в большинстве случаев, распадаются. Оставшиеся без образования, с детьми на руках, молодые женщины пополняют ряды безработных или выполняют малоквалифицированную работу. Не получив в своё время общего среднего или хоть какого-либо профессионального образования и должного домашнего воспитания, имея заниженную самооценку, такие женщины вряд ли успешно устраивают свою дальнейшую судьбу и, как следствие, судьбу своих детей. Это не смотря на то, что среднее образование в нашей республике является обязательным и бесплатным. В добрые старые времена, соответствующие органы строго контролировали посещение детьми из неблагополучных семей школьных занятий. Регулярное отсутствие детей на уроках являлось ЧП и общественность активно занималась этой проблемой. Не пора ли вернуть эту практику в наше время? Сейчас праздно шатающиеся по улицам беспризорные дети школьного возраста никого не удивляют. На них просто никто не обращает внимание. В лучшем случае, они финансово помогают родителям, занимаясь посильным трудом. Классные руководители и родители, занятые повседневными заботами, перекладывают процесс воспитания друг на друга. Есть надежда, что когда обсуждаемый сегодня Закон “Об ответственности родителей в воспитании детей” вступит в силу, положение изменится к лучшему. Вероятно, есть смысл возродить традиции обучения, воспитания и приобщения к труду в пришкольных кружках или спортивных секциях. Сегодня в большинстве школ действуют лишь дополнительно оплачиваемые родителями факультативные занятия по профильным школьным предметам. Хотя, возможности и потенциал в наших общеобразовательных школах есть. Школы в нашей стране создают все условия, чтобы дети учились в современных условиях, осваивали навыки, без которых невозможно представить развитие экономики страны и обеспечить уровень жизни населения. Имеются классы, оборудованные по последнему слову техники. Нередко даже в самых труднодоступных районах нашей республики в классах можно увидеть компьютеры. “Только образованная и грамотная молодежь, владеющая современными навыками и профессией, может внести свой вклад в развитие государства”, – убежден Э.Рахмон.

    Вернувшихся из исламских стран репатриантов, после проведённых профессиональных тестов и экзаменов, государство пытается адаптировать к нашей жизни, не оставить эту молодёжь невостребованной.

    Таджикские власти и правительство делает всё возможное и от них зависящее, чтобы обеспечить достойное будущее таджикской молодёжи и, как следствие, всей нашей стране. На это направлен обсуждаемый в последние дни законопроект “Об ответственности родителей в воспитании детей”. Чтобы инициативы таджикского президента не остались без внимания; очередной законопроект – только на бумаге; таджикистанские дети беспризорно не слонялись по улицам; вновь созданные семьи существовали долгие годы – всем нам, педагогам, родителям и активистам от общественности необходимо эти инициативы всячески поддерживать.

    Тамара Обидова, преподаватель русского языка и литературы.

    Напоминаем, что администрация Mail.Ru и владельцы других сайтов никогда не просят своих пользователей прислать им пароли от ящиков.

    Компания Mail.Ru никогда не просит своих пользователей оплатить доставку подарков и призов.

    Компания Mail.Ru никогда не просит своих пользователей отправить смс (в том числе и бесплатные) для возобновления или поддержания работы почтового ящика, а также для получения приза.

    Будьте внимательны, не попадайтесь на уловки мошенников!

    Данное письмо содержит потенциально опасный HTML-код, заблокированный системой безопасности.

    tajmigrant.com

    Смотрите так же:

    • Правовое воспитание методы и формы Правовое воспитание методы и формы 7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе […]
    • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
    • Темы по трудовому воспитанию дошкольников Темы по трудовому воспитанию дошкольников Лана Петрик. Гуру. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника. Формирование экологической культуры личности. Тема самообразования. Пихед Наталья Генриховна. Учитель-дефектолог. 24 года. 4.Творческий отчёт по теме […]
    • Почему ребенок просыпается во сне Почему новорожденный ребенок всхлипывает и плачет во сне, не просыпаясь: выясняем причины В первые недели жизни плач является чуть ли не единственным способом, с помощью которого малыш может сообщить родителям о своих потребностях. В большинстве случаев мама способна понять причину слез, однако когда грудной ребенок плачет во сне , […]
    • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
    • Развитие внимания у ребенка 6-7 лет Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет Развивающие игры для дошкольников Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных […]
    • Дети 3 недели развитие Развитие новорожденного ребенка на 3 неделе: умения малыша, особенности режима и ухода Новорожденный подрастает и входит в тот период жизни, когда у него устанавливается режим сна и питания. Малютка заметно крепнет. По сравнению с первой и второй неделями жизни мышцы у крохи более сильные. Когда приближается возраст в 3 недели, ребенку […]
    • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]