ПОНЯТИЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Чтобы рассмотреть понятие «патриотическое воспитание», необходимо пояснить, что такое «патриотизм», так как термин «патриотическое воспитание» берёт своё начало от «патриотизма».

В толковом словаре русского языка термин «патриотизм» трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [16:496].

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.

Непреходящий характер патриотизма, его значение в жизни разных народов и каждого человека, его влияние на развитие общества позволяет отнести патриотизм к разряду социально-нравственных ценностей. Под ценностями понимаются: «любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключённых в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры» [18:869].

В учебно-педагогической и справочной литературе патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности. Это обусловлено следующими факторами: 1) выделение в структуре патриотического воспитания ключевых понятий, таких как Родина и Отечество — предполагает включение в содержание патриотизма следующих составляющих — любовь к Родине, верность Отечеству и служению ему, что определяет сочетание положительного эмоционального отношения к родной земле и к своей стране, обществу на данном этапе его развития; 2) любовь к родным местам, родному языку, уважение к своему народу, к его обычаям и традициям и пр. относится к нравственным чувствам, характеризующим переживания человека на основе соотнесения поступков людей с моральными нормами. Данные нормы вырабатываются в обществе с учётом общечеловеческих ценностей и конкретных исторических особенностей. Побуждая человека к служению Отечеству, патриотизм имеет социальный характер, является социально обусловленным. Реализуется как нравственный принцип, как моральное чувство, как нравственное качество.

В.И. Даль, который одним из первых определил понятие «патриотизм», пишет о нем:

«1) почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважении к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области;

2) уважение к своим предкам, проживающим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им» [5:54].

Патриотизм — это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности.

Патриотизм и патриотическое воспитание в справочной и учебно-педагогической литературе не всегда рассматривается как отдельная категория воспитательной системы. В основных педагогических источниках патриотическое воспитание выступает как составная неотъемлемая часть какого-либо процесса воспитания.

Педагогический словарь объясняет патриотическое воспитание как: «систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов родине. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Основой для формирования патриотических чувств и сознания граждан являются героические события отечественной истории; выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта. Меры, направленные на воспитание патриотизма: организация и проведение фестивалей, военно — спортивных игр, соревнований, художественных выставок военной тематики, «вахт памяти», юбилейные мероприятия, посвящённых памятным датам, встреч молодёжи с ветеранами, проведение поисковых работ по захоронению непогребенных останков воинов, павших в Великой Отечественной войне, а также создание музеев боевой и трудовой славы, организация профильных смен юных патриотов и др. Главное в патриотическом воспитании — стимулирование гражданской активности воспитанников, направленной на ускорение прогресса, преодоление недостатков. Важно формировать критическое отношение к отрицательным явлениям прошлого и настоящего, стремиться к их преодолению» [18:88].

В государственной программе, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 отмечается необходимость разработки научно-теоретических основ и методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России. В патриотическом воспитании заложены самые высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей Отечества, с памятью ушедших поколений и их славных дел. «Патриотизм — это стержень духовно — нравственного воспитания, важнейший ресурс роста социальной энергии, направленной на возрождение страны» [10:246].

Патриотическое воспитание _ процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Автор статьи «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» Л.Н. Дергач, пишет: «проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части учёных и практиков более чем на 10 лет. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и «воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам» [7:21]. Всё это можно соотнести к патриотическому воспитанию и младшего школьника и говорит о преемственности патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным воспитанием, которое трактуется Ф.Ф. Слипченко как «воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма» [24:159].

Патриотическое воспитание — это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения. Патриотическое воспитание невозможно без освоения гражданской культуры, которая включает в себя правовую, политическую, трудовую, экономическую, природоохранную и миротворческую культуру. Содержание работы по формированию у учащихся гражданской культуры включает воспитание ответственности за судьбу Отечества, знание своих прав и обязанностей, уважительное отношение к законам государства, готовность исполнять их. Патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения к другим народам, уважение и понимания их традиций. Таким образом, патриотическое воспитание — это комплекс работы по формированию личности гражданина — патриота.

С учётом вышеизложенного мы сделали вывод, что сущность патриотического воспитания заключается в любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважении к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знание истории своей Родины, понимании задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважении к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к укреплению чести и достоинства родины, уважении к армии и готовность защищать родину, служить её интересам.

studbooks.net

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. [4]

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких [5]

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Патриотическое воспитание – процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины[6]

Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности[5]

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет [4].

Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании[6].

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В наше время этой проблемой занимаются Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями [5].

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ») [1].

Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [2].

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников Консультация для педагогов ДОУ. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников в наше время. Повседневная жизнь, семья, общение.

Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее,.

www.maam.ru

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:

Национальной доктрине образования Российской Федерации,

Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не саам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогического коллектива детских садов в работе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины — правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
  • активности
  • интегративности;
  • открытости
  • В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта, они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Мною разработан мини-проект Слава Армии любимой самой лучшей на земле», направленный на решение вопросов патриотического воспитания.

    Мини-проект «Слава армии любимой — самой лучшей на земле»

    Проект: краткосрочный, творческий

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.
  • Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  • Воспитывать умение сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение.
  • Познакомить детей с музыкальным жанром маар: научить слушать и исполнять маршевые песни, исполнять маршевые композиции
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве – перестраиваться в круг, становится друг за другом в шеренгу, в колонну, самостоятельно выполнять заданные построения
  • Формировать правильную осанку
  • В результате реализации данного проекта:

    1. В воспитании патриотической личности организуется новая форма торжественного праздника «Парад маршей»

    2. Дети получают более углубленные знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России

    3. Развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движения

    4. Решается немаловажная задача культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

    5. У детей формируется представление о войне, об армии

    6. Повышается профессиональный уровень педагогов

    1. Проанализированна научно-методическая литература по теме проекта

    2. Составлен план мероприятий проекта

    3. Разработаны конспекты бесед по теме проекта

    4. Выставка рисунков «Наша армия – родная»

    5. Изготовление поделок для пап и дедушек

    6. Фотовыставки «Мой папа – военный»

    7. Чтение художественной литературы

    8. Встреча с ветеранами ВОВ

    9. Экскурсия к памятным местам

    10. Разучивание стихов, песен, маршевых композиций

    11. Знакомство с детьми кадетского класса

    Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

    Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.

    В игре, посвященной профессиям защитников отечества; при беседах, где активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении маршевой композиции с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

    Дети старших, подготовительных групп и школьники младших классов

    Этапы реализации проекта

  • Чтение книг
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий
  • Проведение тематических занятий, уроков
  • Оформление выставки рисунков, фотографий
  • Разучивание песен, стихов и маршевых композиций
  • Изготовление костюмов и оформление зала для праздника «Парад маршей»
  • Торжественный праздник «Парад маршей»
  • Экскурсия к памятным местам
  • Встреча с ветеранами ВОВ
  • Подведение итогов проделанной работы
  • Обобщение результатов, составление рекомендаций
  • Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства.

    Данный проект может быть использован дошкольных и школьных учреждениях для младших школьников.

    Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

    Далее рассмотрим вопросы гражданского воспитания. Главная цель гражданского воспитания – подготовка молодого поколения к сознательной жизни в свободном обществе. Будущим гражданам необходимо усвоить основные идеи и гуманистические ценности, лежащие в основе демократического общества, как можно раньше – начиная с дошкольного возраста. Формирование первичных представлений об избирательном праве, ценного отношения к избирательному праву нужно начинать со старшего дошкольного возраста в контексте развития основ правового сознания. Знакомство детей с процедурой голосования реализовалось в следующем проекте

    Проект «Я — гражданин России»

    Великая духовная потребность

    в управлении страной не может

    быть воспитана в человеке

    в один день, и если в ребёнке

    с детства не воспитывать

    это качество, не стоит

    ожидать, что оно появится

    у взрослого человека

    Проект: комплексный, краткосрочный, познавательный

    Цель проекта: Обобщить знания детей об гражданских правах и обязанностях, дать детям элементарные представления о предвыборной компании и проведении выборов президента России

    • Познакомить детей с процедурой голосования в демократическом обществе
    • Воспитывать гражданскую ответственность
    • Воспитывать чувство гордости за свою страну
    • Расширять знания детей о государственной символике
    • Развивать желание больше узнать о своей Родине
    • Активизировать и расширять словарный запас дошкольников
    • Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы

    1. Дети знакомятся с документами по защите прав человека;

    2. Данный проект способствует развитию у детей собственного достоинства, осознанию своих прав;

    3. У детей развивается чувство ответственности;

    4. Дети усваивают общественные нормы и правила поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Краткое описание проделанных мероприятий

    1. Ознакомление детей с их правилами и обязанностями через включение материалов Конвенции о правах ребёнка, декларации прав ребёнка на занятиях по темам: «Правила нашей группы», «Что я знаю о своих правах»

    2. Беседа о конституции

    3. Оформление уголка «Моя Родина – Россия»

    4. Чтение художественной литературы

    5. Разучивание стихов, песен о Родине

    6. Знакомство с избирательным правом

    7. Итоговое мероприятие: «Мой выбор», проведение выборов президента группы, путём тайного голосования

    Целевая группа: дети подготовительной группы

    Одним из прав граждан является избирательное право. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения, любви, заботе и не страдали от негативных последствий. Поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира, дать детям представление о правах человека, о демократическом устройстве общества. Данный проект будет способствовать тому, что во взрослой жизни они не останутся равнодушными к проблемам страны, республики, своего народа, города, научатся, ответственно относится к праву «избирать и быть избранным». Поймут важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны»

    Данные проекты предоставляют детям возможность получать новые знания, пробуждают и развивают интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить. Использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, почувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт.

    Таким образом, проектная модель гражданского образования позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к непрерывному гражданскому образованию.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Особенности патриотического воспитания современных дошкольников

    «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

    Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

    С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

    Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

    Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

    Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе.

    Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

    Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

    Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

    Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины, Ровеньского района. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

    Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

    Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:

    — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    — формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    — воспитание уважения к труду;

    — развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    — формирование элементарных знаний о правах человека;

    — расширение представлений о городах России;

    — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

    Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

    Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

    Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

    Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

    1. «Край родной Татарстан»Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

    2. «Мы славим город свой »Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

    3. «Быт и традиции»Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

    4. «Флаг, герб и гимн Российского государства»Цели: знакомство детей с государственной символикой России.

    5. «Моя дружная семья»Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

    6. «Великой Победе посвящается»Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

    7. «Как чуден наш родной язык»Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

    Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и татарской культуре, рассказываю русские и татарские («Сказка о козе и баране», «Сертотмас ?рд?к» , «Биял?й») народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские, татарские народные песни, заучиваем потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства. Смотрим мультфильмы на двух языках. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

    Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Науруз», «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Мамин день», «Сабантуй» ,«День защитников», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

    Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

    В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

    Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

    Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

    1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.

    2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

    3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.

    4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.

    5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.

    6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.

    7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.

    8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.

    9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.

    10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.

    11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с .

    Автор: Кунцевич Ольга Александровна,

    воспитатель МАДОУ «ЦРР № 39 «Золотой петушок»,

    г. Альметьевск , Татарстан, Россия

    Статья размещена в авторской редакции

    planetadetstva.net

    Смотрите так же:

    • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
    • Что давать ребенку чтобы хорошо спал Чтобы ребенок спал всю ночь Молодых мам часто интересует, почему малыш беспокойно спит ночью. Удастся ли приучить деток к спокойному крепкому сну? Когда младший член семьи начнет давать родителям отдыхать по ночам? Бывает, особо впечатлительные мамы объясняют плохой сон крохи сглазом и прочими суевериями. На самом деле, стоит лишь […]
    • Аденоиды консервативное лечение у детей Аденоиды 1 2 степени у детей фото Аденоиды 1,2 и 3 степени у детей: симптомы и лечение Аденоиды в носу у детей – это не что иное, как разрастание ткани глоточной миндалины. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, как вылечить аденоиды у ребенка необходимо подумать и о курортном лечении. В вопросе развития аденоидов существует и […]
    • Лечение насморка у детей народной медицины Насморк — лечение с помощью народной медицины При остром насморке, острых респираторных заболеваниях, гриппе и ангине народная медицина рекомендует следуещее: 1. ПРИГОТОВИТЬ СБОР: *.Трава зверобоя — 1 ст. л. *.Кора ивы — 1 ст. л. *.Листья мяты — 2 ст. л. *.Кора дуба — 2 ст. л. Все измельчить, залить 1 стаканом кипятка и настоять 2 ч. […]
    • Особенности речевого развития детей дошкольного возраста курсовая Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно […]
    • Диагноз у грудного ребенка Сопли у грудного ребенка 1 месяц Сопли у новорожденного Ринит или насморк – это распространенное и, на первый взгляд, почти безобидное заболевание. Зимой и осенью сопли у новорожденных и грудничков становятся едва ли не самым частым симптомом простудных заболеваний. Выделения из носа доставляют немало неприятностей как самим малышам, […]
    • Ребенок 6 месяца развитие нормы Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям. Что уметь делать ребёнок в 3 месяца? Важная и […]
    • Дети здоровье семья Семья и семейное здоровье / Дети и детское здоровье Можно ли кормить ребенка до 1 года взрослыми продуктами? В 2018 году ВОЗ планирует включить игровую зависимость в Международную классификацию болезней. А пока родители применяют всю свою находчивость и смекалку, чтобы отвлечь детей от. Наш гость: Татьяна Черниговская, доктор […]