Психология: мотивы поведения ребенка в 2 года и его воспитание

Для некоторых родителей может показаться трудным воспитание ребенка в 2 года, психология которого существенно изменилась. В возрасте 2 лет кроха уже уверенно чувствует себя на ногах, много двигается и шалит. Он стремительно осваивает новые территории, проникая во все доступные для него места. Ему интересно абсолютно все. Малыш может не только проверить содержимое коробки, но и залезть в нее. Двухлетка — великий исследователь и экспериментатор. Особенно активные дети могут за короткий промежуток времени в буквальном смысле перевернуть вверх дном весь дом. Как справиться с непоседой? Как обуздать жадину или бунтаря? Психология детей для многих родителей является тайной за семью печатями. На самом деле, детское поведение обусловлено этапами взросления. Воспитание не покажется таким сложным тем, кто понимает мотивацию детских поступков.

Повышенная активность

Приобретенные умения дают детям новую степень свободы. В этом смысле умение ходить дарит крохе массу новых возможностей. Ему очень нравится ходить и бегать. Самостоятельное и быстрое передвижение позволяет малышу изучать новые предметы и познавать их свойства. Он учится ориентироваться в пространстве и координировать свои действия. Постоянно падая, кроха постепенно учится избегать предметов, которые мешают передвижению. Он пытается падать так, чтобы нанести себе меньше урона. В этом смысле некоторые мамы могут в определенной степени препятствовать ребенку динамично развиваться, убирая с дороги лишние предметы и постоянно поддерживая его.

Чрезмерное любопытство и активность малыша могут привести к беде, если не убрать все опасные предметы как можно дальше от детских ручек. Закрывая острые, режущие и другие опасные вещи в ящики, нужно понимать, что дети очень находчивы. Они умудряются открывать хитроумные защелки, забираться на стулья и подоконники. Их любопытство не знает границ. Неуемное стремление достать тот или иной предмет заставляет детей творить чудеса. Лучше не оставлять двухлетних детей без присмотра на короткий срок даже в случаях, когда все уже, вроде, спрятано и закрыто.

На улице для безопасности детей нужно выбирать детские игровые площадки вдалеке от проезжей части.

Спустя 1 год после рождения дети постепенно отдаляются от матери, стремясь к независимости. Они все еще сильно зависят от нее, но делают первые попытки принимать решения самостоятельно. Психология ребенка претерпевает серьезные изменения: к двум годам степень свободы малыша становится гораздо выше. Он может довольно далеко убегать от матери, даже не оглядываясь назад.

Двухлетка уже отчетливо понимает разницу между желаниями родителей и своими желаниями. Он видит, как родители требуют выполнения своих желаний. Пытаясь им подражать, малыш пытается добиться выполнения своих желаний. Копирование поведения взрослых — основной компонент обучения детей практически с самого рождения. Через семью и поведение родителей они воспринимают мир. Подражая взрослым, дети приспосабливаются к внешнему окружению, гармонично встраиваясь в систему человеческих отношений. Поэтому не удивительно, что в какой-то момент кроха начинает себя вести подобно родителям (требовательно и настойчиво). Чем строже у малыша родители, тем строптивее может стать его поведение после двух лет. Конечно, проявление таких качеств зависит и от природной силы характера, темперамента и возбудимости.

Поэтому многим родителям, которые жалуются на детское упрямство, можно посоветовать посмотреть на себя со стороны. Если они чересчур требовательны и бескомпромиссны в отношениях с малышом, возможно, в поведении двухлетки, как в зеркале, отражается их поведение.

Посмотреть на себя критически стоит многим родителям, ведь заставить малыша проще, чем понять. Пока ребенок маленький, родителям легко удается подчинить кроху своей воле. Но по мере взросления ребенок постепенно проявит свой сформировавшийся под натиском характер и отплатит родителям той же монетой. Он будет искренне верить, что поступает правильно, ведь он делает то же, что и родители.

Терпение и такт — главные помощники родителей при общении с маленьким упрямцем. Двухлетка уже все понимает и может ответить. С ним можно договориться, объяснив причины того или иного требования.

Хороший тест для родителей — это игра малыша в куклы. Обычно во время игры ребенок подробно имитирует поведение взрослых по отношению к нему. Если во время игры ребенок кричит на куклу и бьет ее, родителям стоит задуматься над методами воспитания своих детей.

Жадность как этап взросления

После двух лет малыш может стать очень жадным.

Такие изменения в поведении детей иногда происходят неожиданно и резко. Буквально еще вчера малыш легко отдавал свои игрушки другим детям, а вот сегодня категорически отказывается делиться. Необходимость расстаться со своей вещью заставляет его страдать. Родителей такое поведение чада расстраивает и пугает. Им стыдно перед окружающими за плохо воспитанное дитя. В то же время приходится жалеть его. Они разрываются между стремлением доказать другим, что их малыш нежадный, и желанием поддержать кроху. Дома проводят многочисленные беседы на тему необходимости делиться, стыдят его и укоряют.

На самом деле речь идет всего лишь об очередном этапе взросления ребенка. В той или иной мере все проходят через этот период. Ничего необычного в поведении двухлетки нет, ведь в таком возрасте у детей созревает чувство собственной индивидуальности. Они начинают говорить о себе в первом лице и определять границы собственности. Это важный этап в психическом развитии детей, который позволяет им определять понятия «свой-чужой». Без этого периода невозможен личностный рост, поэтому не нужно малыша ругать и укорять. Это только расстроит его. Если не удается достичь компромисса путем переговоров, лучше покинуть территорию конфликта, извинившись перед другими детьми. Если малыш категорически не готов делиться, не стоит выносить его игрушки во двор или же гулять с ними в стороне от других детей. Когда этот период пройдет, малыш сам проявит инициативу.

Направить энергию детей в полезное русло поможет совместная деятельность. Такое занятие доставит огромное удовольствие малышу, ведь он будет заниматься взрослыми делами. Кроха с огромным энтузиазмом берется за работу взрослых, и в этом его обязательно надо поддержать.

К сожалению, многие родители не хотят вовлекать детей во взрослые занятия. Конечно, лепка вареников с мамой закончится рассыпанной мукой и испорченным тестом. Уборка с малышом сделает квартиру более грязной. Но, отталкивая рвущегося помогать кроху, родители лишают себя помощника в будущем. Энтузиазм ребенка с возрастом перегорает, и убедить его в дальнейшем помогать родителям будет гораздо труднее.

Чтобы превратить лепку вареников в праздник, нужно выделить малышу место и дать кусочек теста. Каждый будет лепить свои вареники. Потом весело будет есть мамины вареники и те, которые слепил малыш. Если разумно все организовать, грязи много не будет. Зато значение события для ребенка трудно переоценить.

Рисование играет огромную роль в интеллектуальном, психическом и физическом развитии ребенка. Малыши в возрасте двух лет связывают себя с миром через движение. Рисование дает возможность крохе выразить свои эмоции в движениях, которые фиксируются на бумаге. Разглядывая свои первые каракули, ребенок совершенно четко видит там свои картины. Он может даже дать название рисунку. Пытаясь лучше изобразить желаемое, кроха проводит все более четкие и плавные линии, начинает рисовать фигуры. Совершенствуя свой рисунок, он развивает моторную координацию. Пытаясь изобразить тот или иной предмет, малыш изучает его свойства.

Не менее полезное занятие — лепка. Она стимулирует развитие моторной координации и воображения. Помимо этого, лепка дает возможность малышу почувствовать на ощупь разные поверхности и формы. В ходе проведенных экспериментов установлено, что двухлетние дети придают огромное значение тактильным ощущениям. Если дать малышу прикоснуться к кактусу и попросить его нарисовать, ребенок нарисует одну большую колючку. Колючесть предмета затмила другие его характеристики: форму, цвет и размер.

1popsihologii.ru

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.

Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.

Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.

В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.

Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.

Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.

Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.

Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.

Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.

Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.

Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.

Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.

Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.

Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.

Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.

К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.

Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.

В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.

В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.

Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.

С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.

Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.

К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.

В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.

Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.

Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста

Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.

Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.

Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.

Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.

Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.

Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет

В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.

Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.

Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.

Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.

В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.

Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.

Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.

Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.

Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.

childage.ru

Особенности воспитания ребенка 2 лет: советы и правила

Многие заботливые родители переживают: «Как же правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос умным, культурным, аккуратным, заботливым, вежливым и эрудированным человеком?»

Прекрасно понимаю волнение папочек и мамочек, поэтому эту статью хочу посвятить нюансам воспитания двухлетнего карапуза, дать, проверенные практикой, рекомендации, а так же так же «разложить по полочкам» психологию ребенка.

Особенности развития ребенка 2 лет.

К двум годам у карапуза заметно развиваются физические возможности:

  • увеличивается время бодрствования, ведь малыш спит уже 1 раз в день
  • словарный запас составляет около 300 слов
  • активно играет с предметами, толкает их, передвигает, обходит, интересуется, что находится внутри.
  • знает функциональные свойства многих окружающих его вещей. Например, машинка едет, птичка летает, кораблик плавает и т.д.
  • подражает действиям и движениям взрослых
  • проявляет эмоции: удивление, восхищение, ласку, жалость, сочувствие, радость, гордость, разочарование и т.п.
  • Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

    Сразу скажу, что обеспечить достойное воспитание ребенка – это огромный кропотливый процесс, который нужно выполнять, придерживаясь определенных правил:

    Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание. Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даю 90%, что он очень удивиться, остановиться и решит передохнуть!

    Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д. Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

    Кстати, если Ваше ребенок рисует везде: на стенах, обоях, мебели, а так же охотно занимается лепкой, любит играть конструктором, с удовольствием делает аппликации и т.д., то ваш ребенок – личность с огромным творческим потенциалом.

    В таком случае, рекомендую родителям обеспечить соответствующую площадь, необходимые материалы и предметы для развития его таланта. После того, как моя дочь, разрисовала диван, я поняла, что нужно срочно покупать доску для рисования, ватманы, карандаши, наборы для рукоделия и т.д.

    Не расстраивайтесь, если Ваше чадо ведет себя, как обезьянка: прыгает по дивану или кровати, лазает на любые возвышенности, постоянно вертится и крутиться, не сидя на одном месте. Просто Ваш карапуз из числа гиперактивных детей.

    Не ругайте ребенка за это, а просто найдите для него занятие с применением физических возможностей. Это может быть посещение детской игровой площадки, подвижные игры и многое другое.

    Есть категории ребят, которых называют неутомимыми помощниками. Такие детки послушны, всегда ходят возле мамы и пытаются ей помочь в кормлении домашних животных, уборке, расстановке посуды и т.д.

    Не отбивайте охоту, заинтересовывайте карапуза, просите выполнить ту или иную посильную для него задачу. Таким образом, он с детства будет приучен к трудолюбию и вырастит отличным вашим помощником.

    — учите малыша правилам этикета, гигиены и самостоятельного обслуживания.

    К двум годам малыш должен знать, что при встрече нужно здороваться, при уходе — прощаться, вовремя извиняться, а так же не забывать говорить слова благодарности. Чем раньше Вы начнете учить кроху золотым правилам этикета, тем лучше!

    Никто, кроме мамы не объяснит карапузу, что нужно мыть руки, купаться, умываться и чистить зубы. Не всегда это сделать легко, но нужно запастить терпением, внятно и доходчиво объяснить, почему это нужно делать.

    Установите определенные правила, от которых ни в коем случае не отступайте! Например, ребенок должен складывать свои игрушки, кушать за обеденным столом, засыпать на его кроватке и т.п.

    Еще одной сложной задачей будет научить малыша одевать вещи самостоятельно. Сразу предупреждаю, что это сделать достаточно сложно! Карапузу нужно доходчиво объяснить и показать, как нужно правильно одевать вещи, различать: где зад и где перед, застегивать и расстёгивать вещи на липучках. Часто бывает так, что ребенок боится одевать вещи с узкой горловиной: футболку, водолазку, свитер. В шуточной форме объясните ему, что одевать эти вещи совсем не страшно. Для этого раздвиньте горловину, с улыбкой на лице просуньте в нее голову и скажите: «Ку-ку!»

    Не следует учить двухлетнего малыша завязывать шнурки на обуви, застегивать пуговицы и молнии на одежде. Этим Вы займетесь, когда карапуз немного подрастет и ему исполнится 3-4 года.

    Особенности воспитания мальчиков и девочек.

    Кстати, к двум годам воспитание мальчика должно отличаться от воспитания девочки. Поэтому остановлюсь на каждом отдельно и дам необходимые рекомендации.

  • проявление любви в физической форме: обнимайте, целуйте малыша, играйте с ним, кормите и разговаривайте. Ни в коем случае не бейте его и не обижайте! Иначе карапуз вырастит неуверенным в себе, агрессивным, недоверчивым или обозленным на весь мир. Мальчик должен воспитываться в строгих рамках, без лишних сюсюканий, но и без деспотичных замашек.
  • не ограничивать физические возможности и активность ребенка. Как правило, мальчики активнее, чем девочки, поэтому не удивляйтесь, что ваш сорванец ходит со сбитыми коленками, шишками и синяками. Очень хорошо, если мальчик хорошо физически развивается, так как он будущий защитник не только семьи, но и возможно страны.
  • не волнуйтесь, если ваш мальчик к двухлетнему возрасту плохо разговаривает или не всегда просится на горшок. Практика показывает, что мальчики развиваются в этом плане медленнее, чем девочки.
  • психологи рекомендуют родителям обращаться к сыночку со словами: «сынок», «мальчик», «помощник»… Уменьшительно-ласкательные слова, типа «зайчик», «лапочка», «котик» применять как можно реже, чтобы карапуз уже из самого маленького возраста понимал, что он будущий мужчина – кормилец и защитник своей семьи.
  • Воспитываете девочку?

    Тогда примите к сведению мои рекомендации:

  • развивайте у малышки творческие способности. Практически все девочки спокойны, уравновешены, более усидчивы, в сравнении с мальчиками. Им легко дается монотонная работа, развито чувство прекрасного и фантазия, поэтому девочки с удовольствием рисуют, занимаются лепкой, аппликацией и т.д.
  • поощряйте желание дочки выражать свои эмоции и чувства. Делайте своей маленькой принцессе комплименты, одаряйте ее похвалой и нежностью, тогда в юном или взрослом возрасте она не будет таять перед мальчиками, от первого же комплимента, сделанного в ее адрес. Малышка должна вырасти самодостаточной, уверенной в себе, распознавать лживые и неискренние чувства.
  • предоставьте возможность доченьке самостоятельно выбирать ту или иную игры. Не удивляйтесь, если Ваша малютка вместо того, чтобы играть в дочки – матери, начала играть в футбол, просто она относится к категории девочек – «пацанок». Со временем, ее приоритеты могут поменяться, и она станет настоящей леди!
  • с детства объясняйте малышке, что она в этой жизни может достичь много. Покажите доченьке картинки с изображением женщин – актрис, политиков, врачей, учителей … и объясните, что когда она вырастит, то стает такой – же уважаемой тетей.
  • И, наконец, хочу дать оценку непонятному поведению двухлетнего ребенка в тех или иных ситуациях и дать рекомендации:

    • ребенок капризничает, истерит и вредничает без повода – он вызывает вас на конфликт! Можете поругать его, но ни в коем случае не запугивать и не применять физического насилия. Он должен знать, что наказание – это не пытка, а следствие его отвратительного поведения.
    • малыш пытается высказать свою точку зрения, перебивает вас, хочет сделать по-своему. Обязательно выслушайте его, а потом спокойно объясните, в чем он не прав или задумайтесь: может словами младенца глаголет истина!
    • Удачи Вам, дорогие родители, в воспитании своего маленького счастья!

      mamapapadetki.ru

      Ребенок 2 года: физиологическое развитие и психология

      Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

      Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

      Физические изменения

      Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.

      1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
      2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
      3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
      4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
      5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

      Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.

      Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

      Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.

      Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:

    • бессмысленно чертить карандашом по листу бумаги;
    • пользоваться словарным запасом, состоящим менее чем из ста слов;
    • играть в кубики или собирать конструктор из трех деталей;

    В два года малыш может собрать простой конструктор

    В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

    Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

    Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

    Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.

    В два года с малышом можно играть ролевые игры

    В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

    В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

    Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

    Кризис двухлетнего возраста

    Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.

    Истерики в два года — обычное явление

    Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

    Характер поведения в переходный период

    Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.

    Истерика в магазине за игрушкой

    Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

    Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

    Причины изменения поведения ребенка

    Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.

    Проверка границы дозволенного

    В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.

    Негативизм в два года

    Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

    Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.

    Истерика — это требование внимания

    Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

    Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

    Разрешение кризисной ситуации

    Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.

    Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

    Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

    Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.

    detki.guru

    Воспитание ребенка 2 года психология

    Многим кажется, что заниматься воспитанием ребенка в возрасте после двух лет гораздо проще, чем наиболее младших, где необходимо разбираться в психологии воспитания детей. Ведь воспитание ребенка в 2 года предполагает, что с ним уже реально договориться, объяснить, почему что-то нельзя. На самом деле воспитание ребенка в 2 года – это очередное испытание родителей на «прочность». Дело в том, что как раз с этого возраста у малыша начинается особенно явное проявление характера, причем далеко не всегда речь идет о его лучших качествах. При этом воспитание ребенка в возрасте двух лет, психология этого процесса сводится к раскрытию малыша как личности. И огромная роль в этом процессе отводится именно родителям.

    Психология маленькой личности

    Приблизительно в два года кроха обретает достаточную независимость и начинает позиционировать себя в качестве личности. Но и от родителей дети требуют того же.

    Специалисты уверяют, что формирование личности ребенка начинается как раз с двухлетнего возраста, а к трем годам малыш обладает вполне полноправным «Я», хотя и не оконченным. Поэтому этот критический момент так важен, ведь впоследствии исправить некоторые огрехи поведения будет практически невозможно.

    Воспитание ребенка в 2 года потребует от мам и пап демонстрации не только ответственности, но и терпения. Дело в том, что ребенок пока не может самостоятельно себя контролировать. Именно по той причине он периодически закатывает истерики и демонстрирует свое несогласие со взрослыми. Неудивительно, что это возмущает взрослых, а также попросту выводит их из себя. Но взрослым под силу изменить складывающуюся ситуацию, ведь они со своей стороны должны понимать, когда нужно применить твердость, а когда хитрость.

    Это объясняется тем, что двухлетний возраст – это наиболее благодатное время, когда происходит формирование истинного характера малыша. В это же время закладываются и основы его воспитания на всю жизнь. Но недопустимо ломать характер такому маленькому человечку – для него важно само право выбора, поэтому давить на него не стоит. Единственное исключение – это действительно опасные для жизни ситуации, когда должно звучать четкое «нельзя».

    Если же есть возможность выбора, то пусть малыш выбирает. Речь идет в частности о таких простых мелочах, как выбор сандаликов или футболки. Но если погода на улице дождливая, а малыш продолжает настаивать на сандаликах, то ему необходимо объяснить, почему нужно сделать не так, как хочется ему. Ели простые объяснения оказываются не действенными, то стоит пойти на хитрость, к примеру, сказать, что в сапогах ему можно будет пройти по луже, а вот в сандаликах – нет. Если постоянно стараться договариваться с малышом, то вскоре он и сам поймет очевидные для взрослого вещи. Если же он продолжит упрямиться, то кроху просто необходимо чем-то заинтересовать. К примеру, чтобы уложить ребенка спать, ему можно рассказать о том, сколько всего вам вместе предстоит сделать после сна. Ведь для взрослого это не сложно, но и для ребенка не прозвучит, как приказ. В таком случае воспитание ребенка в 2 года окажется наиболее спокойным и при этом эффективным.

    Папин друг и мамин помощник

    Психология двухлетнего ребенка во многом определяется знаменитой фразой «я сама!». При этом ребенок в возрасте двух лет уже имеет вполне определенное представление о том, что он намеревается сделать. Но пока навыков на осуществление задуманного у него недостаточно, поэтому на все неудачи следует вполне логичная реакция, аналогичная взрослым – отчаяние, расстройство и гнев. Поэтому маме необходимо своевременно оказать поддержку в начинаниях малыша, но не делать ничего вместо него. Поэтому вместо фразы «давай лучше я», стоит почаще применять «а попробуй вот так» и т.п. только в таком случае воспитание ребенка в 2 года окажется наиболее результативным и позитивным.

    Еще одна особенность двухлетних детей и их психологии состоит в стремлении к всевозможной помощи взрослым. Поэтому от взрослых требуется лишь обеспечить и предоставить им такую возможность. Помогать детки начинают пытаться уже после года, но первые положительные результаты появляются только к двум годам. Другими словами, если ребенок рвется помыть пол – пусть он это сделает, но под маминым контролем: одного его за этим занятием оставлять пока нельзя. При этом воспитание ребенка 2 лет предполагает достижение некоторого результата, поэтому родители должны отмечать похвалой каждое, даже самое мелкое достижение своего ребенка.

    Психология избегания капризов

    В возрасте двух лет дети уже всерьез демонстрируют твердость собственного характера, проверяя родителей и оценивая границы дозволенного. Нередко ребенок что-то видит и начинает этому подражать – это тоже нормально для данного возраста. При этом малыш может заметить и то, как кто-то другой закатил своей маме истерику, а потом применить такую методику к себе. Тут важна первая реакция мамы.

    Так или иначе, воспитание ребенка в 2 года требует не допущения следующих главных ошибок родителей:

    — идти на поводу у ребенка;

    — обсуждать его при других детях и взрослых;

    — кричать на ребенка;

    В случае истерики точно нельзя удовлетворять капризы ребенка, в противном случае такая манера поведения отложится у него на долгие годы вперед.

    mamairebenok.com

    Смотрите так же:

    • Уволится по уходу за ребенком Увольнение по уходу за ребенком до 14 Сообщите, пожалуйста, при написании заявления на увольнение по уходу за ребенком до 14 лет, меня могу обязать отработку… Здравствуйте. Нет, не могут обязать. Да могут обязать отрабатывать.Решение вопроса-на усмотрение работодателя Да, писать нужно за две недели (ст. 80 ТК РФ) Здравствуйте!у […]
    • Лечение насморка у детей народной медицины Насморк — лечение с помощью народной медицины При остром насморке, острых респираторных заболеваниях, гриппе и ангине народная медицина рекомендует следуещее: 1. ПРИГОТОВИТЬ СБОР: *.Трава зверобоя — 1 ст. л. *.Кора ивы — 1 ст. л. *.Листья мяты — 2 ст. л. *.Кора дуба — 2 ст. л. Все измельчить, залить 1 стаканом кипятка и настоять 2 ч. […]
    • Аденоиды консервативное лечение у детей Аденоиды 1 2 степени у детей фото Аденоиды 1,2 и 3 степени у детей: симптомы и лечение Аденоиды в носу у детей – это не что иное, как разрастание ткани глоточной миндалины. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, как вылечить аденоиды у ребенка необходимо подумать и о курортном лечении. В вопросе развития аденоидов существует и […]
    • В какой позе спать ребенку в 2 месяца Как должны спать новорожденные: как правильно укладывать грудничка, в какой позе — на спине или на боку? Сон новорожденного продолжается до 20 часов в сутки, плюс-минус 2 часа. Именно во сне кроха растет, набирается сил, а его мозг обрабатывает полученную информацию. Для полноценного отдыха важно правильно уложить ребенка и […]
    • Особенности речевого развития детей дошкольного возраста курсовая Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно […]
    • Права совершеннолетних детей в семье Права несовершеннолетних детей Личные права несовершеннолетних детей В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ); право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. […]
    • Ребенок 6 месяца развитие нормы Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям. Что уметь делать ребёнок в 3 месяца? Важная и […]
    • Конспект занятия для детей 2-3 лет развитие речи Развивающие игры и занятия для детей 2 — 3 лет (план — конспект). Первое полугодие Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на […]