Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет

Развивающие игры для дошкольников

Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных способностей, генетической предрасположенности. Можно ли развить внимание и концентрацию на объекте? Конечно, можно. Сделать это легко и просто при помощи игр.

Эту веселую игру можно устроить на детской площадке или на празднике. Дети становятся в круг, они будут «овечками» и «пастухами». В центре круга стоит водящий. Он закрывает глаза и кружится на месте, говоря такую фразу: «Кто овечка, кто пастух — выбираю я на слух!» Все дети кричат наперебой как можно громче. Задача водящего — выбрать одну «овечку» и одного «пастуха» и повторить то, что они кричали. Если водящий угадал слово или фразу другого участника, тот становится на его место. Эта игра хорошо развивает слуховое внимание.

«Хозяин и тень». Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

«Части тела». Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.

«Назови картинки». Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки: 10—15 картинок с изображениями животных, предметов быта, цветов, деревьев, одежды и т. д. Расскажите ребенку о правилах игры: «Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: «Раз, два, три —. (имя ребенка), говори!» Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет «выскакивать» и нарушать правила. Затем он станет внимательнее. Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинки в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Эта игра хорошо развивает как концентрацию внимания на объекте, так и слуховое внимание. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником.

«Карлики и великаны». В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве. тер, ве. дро, ве. сна, ве. лоси- пед!» Или «Ка. ртошка, ка. питошка, ка. рета, ка. пуста!»

«Не говори „нет"». Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«В мире животных». Водящий становится в круг. Он вращается вокруг своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу: «Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из игры.

razdeti.ru

Детская психология в 6-7 лет, рекомендации любящим родителям

Вот и пришел к концу этап дошкольного детства, позади осталось несколько непростых периодов становления личности. Однако вы стоите на пути непростого и вместе с тем интересного времени. Шестилетка находится на границе серьезных изменений. Он уже имеет личное мнение, может отстаивать свою точку зрения, усвоил некоторые социальные нормы, контролирует свое поведение, помогает друзьям. В нашей статье мы расскажем о том, какие психологические перемены ждут вашего ребенка и как ему помочь пройти по новому пути.

Психология в 6-7 лет — очередной переходной период

Как складываются отношения со сверстниками?

Возраст 6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников, то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации. Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. У них складывается полноценное общение, совсем не связанное с игрушками.

В 6-7 появляются первые настоящие друзья

Данный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей 6-7 лет это настоящая психологическая драма.

Основная задача родителей заключается в поддержке ребенка, умении найти важные слова, помочь прожить первые переживания. Ни в коем случае нельзя с насмешкой относиться к детским переживаниям и высказывать негатив по отношению его друзей.

Доверие ребенка — главное в этом возрасте

Важно! Найдите время просто посидеть с ребенком, молча выслушать его, обнять, порой этого бывает достаточно.

Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?

Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?

В 6-7 лет многих детей посещает первая любовь

Детские психологи дают довольно действенные рекомендации:

  • Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
  • Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
  • Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером. Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
  • Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.
  • Первая влюбленность может проявляться в бесконечных конфликтах

    Нужно уметь хранить тайну, а не делится со всей семьей невероятной новостью, так как вам доверили самое сокровенное. Следует сохранить детские сокровенные чувства, при необходимости утешить, поддержать.

    С какими трудностями можно столкнуться?

    Детская психология утверждает, что возраст 6-7 лет проходит через этап очередного кризиса. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции – школьника, которая высоко ценится взрослыми. Не всегда он хочет что-то менять в сво

    Непослушание в 6-7 лет — проявление кризиса

    ей жизни, но новая роль подталкивает его к этим переменам.

    В период перелома 6-7 лет психология делает уклон на переживание внутренней жизни, которая складывается из уровня притязаний малыша, самооценки, ожиданий.

    Кризис в 6-7 лет — проявления

    Данные эмоции оказывают влияние на его поведение в той или иной ситуации. Вот здесь и появляется кривляние, которое детская психология называет непосредственностью. При помощи манерничанья дети показывают, что они на грани перелома, их внутренний мир начинает отличаться от внешнего, хотя они также открыты к миру. Когда ребенок выходит из кризиса, то он справляется с тем, чего требует от него возраст, тогда исчезают негативные эмоциональные реакции, кривляния и манеры.

    Возраст 6-7 лет связан с быстрым ростом ребенка, он растет буквально по часам, ему тяжело высиживать в одной позе, а в школе он должен немалое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому важно соблюдать двигательный режим, психология утверждает, что это главная потребность его возраста, особенно это актуально для мальчика. Если у вас активный мальчик, то нужно после школы его занять в спортивной секции, бассейне, девочкам хорошо подойдет хореография.

    Готовность к школе — трабования

    В данный возраст ребенку еще хочется быть хорошим, он уже прекрасно осознает, когда поступил неправильно, смущается по этому поводу, расстраивается, если что-то получилось не так хорошо, испытывает искреннюю радость, когда ему дают полезное поручение.

    Чтобы в дальнейшем не заглушить столь благородные позывы, необходимо почаще разговаривать с малышом, анализировать поступки, понятия морали, например, «добрый мальчик – это защищающий девочек, помогающий старым людям».

    Возраст 6-7 лет характеризуется повышенной самооценкой ребенка, которая постепенно стает адекватной.

    Цитата Сухомлинского о начале школьного периода

    Поэтому воспитание подразумевает оценку результата его действий, однако следует помнить, что нельзя оценивать личность, чтобы не понизить самооценку малыша. Нужно критиковать действия малыша, а не его самого, это не он плохой, а его поведение оставляет желать лучшего. Данный период характеризует увеличение объема памяти, устойчивости внимания, поэтому воспитание включает в себя совместное чтение энциклопедий, просмотра развивающих передач, причем важно это делать вместе.

    Как воспитать ответственность?

    Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.

    Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

    Данный возраст подразумевает:

    • Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
    • Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
    • Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».
    • Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

      detki.guru

      Задания для развития внимания детей 5-6 лет

      Развитие внимания у ребенка 5—6 лет — важный этап его подготовки к школе. Маленьким ученикам достаточно часто приходится сосредотачиваться на выполнении заданий, пусть даже и не всегда им интересных.

      Внимание детей 5—6 лет зачастую является непроизвольным. Ребенку бывает сложно сконцентрироваться, в результате этого он отвлекается, с трудом сосредотачивается на чем-то одном и часто меняет занятия. Родителям юных непосед мы рекомендуем относиться к этому с пониманием, ведь такой этап развития вполне закономерен.

      На недостаточность внимания у детей нередко жалуются преподаватели, поэтому при подготовке ребенка 5 лет к начальной школе важно включить в программу специальные занятия. Навык сосредоточения у школьников вырабатывается в процессе их основной деятельности — игры. Она может быть сюжетно-ролевой или с правилами. Развитию внимания у детей 5 лет способствуют также специальные упражнения. Большая подборка подобных заданий представлена на сайте «Разумейкин». Наши специалисты разработали комплекс упражнений для детей 5—6 лет, направленных на тренировку различных характеристик внимания. Они помогут малышам выработать навык концентрации, столь необходимый в начальной школе.

      Все задания на развитие внимания у детей 6 лет содержат интересные красочные картинки. Для многих из них предусмотрен озвученный текст. Развивающие игры на внимание для детей 5 лет построены таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям. Достигая определенных результатов, малыши получают заслуженную награду.

      Для усиления развивающего эффекта вы самостоятельно можете предлагать ребенку несложные упражнения. Рассмотрим некоторые из них.

      Занятия-игры на внимание для детей 6 лет, которые несложно выполнить на улице и в домашних условиях

      Доказано, что легче всего дошкольники сосредотачиваются на визуально воспринимаемой информации. Выбирая игры на внимание для детей 6 лет, родителям важно учитывать этот нюанс. Чтобы развить умение концентрироваться, предложите малышу собрать осенние кленовые листья, а затем рассмотреть один из них. После этого перемешайте его с остальными. Попросите ребенка найти тот лист, который он рассматривал. Такое задание на развитие внимания для детей 5 лет можно повторять с ракушками, камешками, фруктами, овощами или любыми другими предметами, которые найдет сам дошкольник.

      Развить воображение и способность концентрироваться помогут игровые упражнения, в которых малышу требуется рассмотреть облако и рассказать, на что оно похоже. Специалисты уверены, что сосредотачиваться полезно на различных объектах. Вначале стоит рассматривать привычные и интересные (к примеру, игрушки), а затем переходить к малозаметным. К примеру, предложите малышу сосредоточить внимание на обычной столешнице и попросите рассказать, что особенного он заметил. Способность концентрироваться на звуковых сигналах не менее важна. Попросите ребенка прислушаться к звукам на улице и дома, а затем предложите перечислить их.

      Особенно трудно малышу 5—6 лет сконцентрироваться на ощущениях собственного тела. Чтобы развить этот навык, предложите ребенку прилечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает и т. д.

      Если с вышеописанными играми-тестами на внимание для детей 5 лет малыш научился успешно справляться, можно вводить задания на тренировку помехоустойчивости. Они считаются наиболее сложными. К примеру, можно попросить малыша послушать неизвестный ему рассказ, затем дать ему рассмотреть картинку, которая не имеет к тексту никакого отношения. После этого продолжите чтение. А затем попросите ребенка пересказать то, что он услышал.

      При возникновении затруднений вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам.

      www.razumeykin.ru

      Особенности развития внимания и памяти у детей 3-5 лет, игровые занятия

      Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов. Один из них — внимание. Это избирательная, осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение какого-то времени. И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней мере, оно очень незначительное), то развитие внимания у детей 3-4 лет, а уж тем более в 5 лет идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.

      Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.

      1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более — удержать их в уме.
      2. Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
      3. Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
      4. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
      5. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
      6. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.
      7. Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.

        Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка 5 лет должно быть таким, чтобы он прошёл тестирование в 1 класс, где обязательно будут задания на сформированность всех этих свойств. Возрастные особенности этой высшей психической функции для детей 3-4-5 лет таковы.

      8. Способность управлять вниманием крайне невелика;
      9. сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
      10. для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
      11. объём включает в себя не более 5 объектов;
      12. удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
      13. носит непроизвольный характер;
      14. устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.
      15. Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
      16. распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
      17. малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
      18. внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.
        • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
        • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.
      19. Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
      20. охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
      21. способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
      22. устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.
      23. Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

        Диагностика развития внимания у малышей 4-5 лет проводится специалистами, а также при поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.

      24. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
      25. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
      26. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
      27. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
      28. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.
      29. Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

        Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.

        Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.

        Чем бы малыш ни занимался, предлагайте ему комментировать то, что он делает. Пусть он в подробностях рассказывает вам, что он делает пальчиками при лепке или как вырисовывает штрихи и линии на рисунке. Года в 3-4 придётся родителям делать это самим. В 5 лет он уже сам сможет вам рассказывать обо всех своих действиях.

        Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.

        Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.

        Эта игра на развитие внимания достаточно сложная, но обычно очень веселит детей. Она учит не отвлекаться от своего основного занятия. Дошкольник рассказывает стихотворение (можно просто считать), а взрослый пытается всеми способами помешать ему, отвлечь.

        Подобного рода игры на развитие внимания у детей 3-4 лет позволят полноценно сформироваться данной психической функции. Это существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем, повысит его успехи в школьном обучении, придаст уверенности в собственных способностях.

        Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

        Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

        Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

        www.vse-pro-detey.ru

        Диагностика внимания детей 3 4 лет

        Развитие внимания у детей дошкольного возраста

        Сегодня многие отдают ребенка в школу в возрасте шести лет. Однако стоит помнить, что начало обучения – это новая ступенька в жизни не только юного ученика, но и его родителей. Хорошо, если взрослые задают себе вопрос, готов ли малыш к поступлению в учебное заведение и в каком возрасте стоит это делать. Одним из факторов готовности детей к школе выступает такой познавательный процесс, как внимание.

        Виды и особенности внимания

        Выделяют следующие виды внимания:

      30. Непроизвольное. Формируется как бы само собой. Именно этот тип является характерным для детей дошкольного возраста. Кроха не прилагает особых усилий, чтобы сосредоточиться на чем-либо. В его сознании остается то, что ярко, живо, эмоционально
      31. Произвольное. Его развитие происходит с возрастом. Это достигается путем общения с взрослыми и во время игр и обучения. Такой вид внимания означает, что маленькому мыслителю приходится делать уже не то, что нравится ему, а то, что необходимо.
      32. Послепроизвольное. Возникает в то время, когда волевое усилие сменяется заинтересованностью и увлеченностью.
      33. информация Повторим, что характерной чертой развития внимания детей дошкольного возраста является то, что оно вызывается чем-то увлекательным – внешне красивыми предметами. Сосредоточенность сохраняется до того времени, пока интересен объект.

        Диагностика возможных отклонений и развивающие игры

        Важно отметить, что развитие внимания у детейзависит от индивидуальных особенностей каждого из них в отдельности. Если ваш малыш болеет или часто нервничает, то соответственно он будет чаще отвлекаться, чем уравновешенные и здоровые ребята. Родители могут самостоятельно провести диагностику уровня устойчивости, сформированности и объема внимания.

        Предлагаем вашему вниманию несколько тестов.

      34. Игра «Найди отличия». Ребенку предлагаются две картинки, на которых необходимо найти 10 отличий. На выполнение задания отводится 2 минуты. Результаты: 9-10 баллов – высокий уровень; 7-8 баллов – выше среднего; 5-6 баллов – средний уровень; 3-4 балла – ниже среднего; 0-2 балла – низкий уровень.
      35. «Таблица с цифрами». Предлагается таблица с цифрами от одного до 25, где числа расположены в хаотичном порядке. Ребенку необходимо находить, показывать и называть цифры по порядку как можно быстрее. Большая часть детей справляются с этим упражнением за 1,5-2 минуты практически без ошибок.
      36. «Переплетенные линии». У нас есть картинка, где нарисовано 10 переплетенных линий. У каждой из них в начале и конце стоят цифры, однако они не совпадают. Малышу необходимо проследить за каждой из линий и назвать числа, которыми обозначены линии в начале и конце. При этом нельзя пользоваться пальцем, ручкой, карандашом. Большинство ребят безошибочно выполняют это задание за 1-2 минуты.

      К особенностям развития внимания детей можно отнести тот факт, что ему предшествует активное овладение речью. а также формирование регулируемого восприятия. Ребенок шести лет способен увлеченно заниматься одним делом около 10-15 минут.

      В любом случае родителям стоит развивать познавательные способности малыша. К таковым относятся:

      дополнительно Также не будет лишним развивать способность переключаться с одного объекта на другой, улучшать объем внимания и совершенствовать его устойчивость.

      Объем внимания помогает улучшить следующее упражнение. Разложите на столе несколько предметов, пусть ребенок посмотрит на эти предметы, потом накройте их. Предложите малышу вспомнить, что было разложено на поверхности. Для развития такого свойства внимания, как концентрация, попробуйте заниматься каким-либо делом под музыку. Со временем музыку включайте громче.

      Следует заметить, что объем и переключаемость у дошкольников развиты очень плохо. Для улучшения этих качеств можно предложить игру в «корректора». Дайте крохе листочек с буквами. На нем необходимо вычеркивать определенные символы, другие обводить в кружочек, третьи — пропускать. Для тех малышей, которые еще не выучили буквы, можно взять листок с геометрическими фигурами.

      Родителям следует принимать активное участие во всех занятиях с малышом. Не стоит быть просто зрителем, проявляйте свои эмоции. Когда вы даете своему чаду указания, проследите за тем, чтоб они были логичными, корректными и понятными малышу. Упражнения подбирайте с учетом того, что они должны быть интересны ребенку. Соответственно задания должны немного превосходить знания и умения малыша.

      Никогда не упрекайте ребенка за невнимательность, не сравнивайте его с другими детьми. а просто любите малыша и занимайтесь его развитием. Вы не успеете оглянуться, как результаты вас приятно удивят.

      Разработка игры на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3–7 лет «Найди и покажи»

      Разработка игры на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3–7 лет «Найди и покажи»

      Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то не верно; кто-то «замыкается», потому что не уверен в своих силах, а кто-то попросту мнет бланки, переворачивает их «вверх ногами», или ищет что-то на обратной стороне. Чтобы заранее подготовить ребятишек к таким моментам, я стараюсь при проведении индивидуальной и групповой работы периодически предлагать им игры и что-то подобное, чтобы в дальнейшем не возникало заминок в процессе диагностики. А, самое главное, не повышало уровень тревожности ребенка, что в значительной степени может повлиять на «чистый» результат. Именно поэтому я хочу предложить вам процесс создания одной из таких игр.

      Это игра «Найди и покажи»,

      которая создана на основе методики «Корректурная проба» (Б. Бурдон, 1895 г. изучение особенностей устойчивости и концентрации внимания ). Она проводится по аналогии с данной методикой.

      Я рекомендую ее для детей от 3 до 7 лет

      с целью повышения уровня развития внимания и его свойств
      при подготовке детей 6-7 лети к школьному обучению

      Игра способствует не только развитию внимания и его свойств, но и повышению уровня развития ориентировки в пространстве, так же развитию пишущей руки ребенка и укреплению мелкой моторики кистей рук. 1. Цель: развитие устойчивости внимания детей 3-7 лет. 2. Цель: увеличение объема и развитие переключаемости внимания детей 3-7 лет. Оборудование: бланки с изображением простых для восприятия форм (предметов, количество которых зависит от возраста ребенка. Чтобы изготовить такие бланки, достаточно либо найти готовый бланк по методике, либо нарисовать его самостоятельно, опираясь на те формы и предметы, которые доступны для восприятия ребенком каждой возрастной группы. Я взяла готовый бланк, и выделяя нем необходимо количество форм (предметов) с учетом возрастных особенностей, нарезала из него бланки. Остается только распечатать необходимо количество бланков (по одному на каждого ребенка на одно занятие).

      используются бланки из 20-25 форм (4х5 или 5х5)–фото 1;

      используются бланки из 30-36 форм (5х6 или 6х6)–фото 2;

      используются бланки из 42-49 форм (6х7 или 7х7)–фото 3;

      используются бланки из 140-216 форм (10х14 или 12х18)–фото 4,5;

      простой и цветные карандаши. При наличии развития ребенка любого возраста количество форм может увеличиваться с целью повышения уровня развития внимания и его свойств. устойчивости, объема и переключаемости. Ход:

      1. развитие устойчивости внимания–ребенку предлагается бланк для рассматривания. Далее задается вопрос о том, что видит ребенок, что именно изображено на картинках и другие уточняющие вопросы для получения информации о понимании ребенком сути всех изображенных форм. После этого ребенку предлагается найти определенную форму (например, кораблик) и дается инструкция: «Раскрась парус у кораблика желтым карандашом». После выполнения задания ребенку предлагается подняться на одну клетку вверх от заданной формы и рассказать, что именно изображено в данной клетке (например, звездочка) и дается инструкция: «Раскрась звездочку красным карандашом». После этого ребенку предлагается для выполнения следующий подобный шаг. В зависимости от возраста детей, количество шагов (переходов по клеткам) увеличивается и дается несколько команд поочередно (например, «Спустись вниз на две клетки и шагни влево еще на две клетки», после выполнения которых так же проводится беседа о том, на какую именно клетку попал ребенок, что на ней изображено.

      2. увеличение объема и развитие переключаемости внимания достигается за счет того, что ребенку предлагается не просто шагнуть от формы (кораблика) вправо, влево, вверх или вниз, а найти на игровом поле все кораблики и у всех раскрасить паруса. При этом показывается методика поиска форм: построчно, начиная с самой верхней строчки и постепенно спускаясь по полю вниз. Для усложнения игры ребенку предлагается найти форму в верхнем левом углу, рассмотреть ее, раскрасить определенным образом (например, звездочка, раскрасить красным карандашом, затем шагнуть на клетку вправо и зачеркнуть простым карандашом форму, изображенную в этой клетке (например, треугольник, зачеркнуть простым карандашом). Далее ребенку дается инструкция: «Теперь просмотри построчно все поле и когда ты будешь видеть нужные формы, то ты будешь либо раскрашивать их, либо зачеркивать». В зависимости от возраста ребенка и уровня его развития инструкция может проговариваться повторно, сопровождаться показом на примере одной строчки. Для большего усложнения игры, ребенку предлагается работать не с двумя формами, а с тремя и более. При этом необходимо давать более простые задания по обработке форм (например, одну форму зачеркиваем, вторую–подчеркиваем, третью–обводим в кружок и т. д.). Для оценки продуктивности данной игры можно использовать методику «Корректурная проба» или методику «Кольца Ландольта» с соответствующей обработкой. В качестве примечания: для облегчения работы с детьми 3 лет можно предлагать им на начальных этапах работы увеличенные формы, представленные отдельно на доске, фланелеграфе и т. д. -фото 6.

      Пробуйте, дерзайте, ведь стоит только приложить немного фантазии и из этого материала можно сделать не одну игру.

      Публикации по теме:

      Как провести диагностику внимания ребёнка с помощью методики Найди и вычеркни?

      Характеристика методики «Найди и вычеркни» и её авторы

      Идея создания методики «Найди и вычеркни» принадлежит Татьяне Давидовне Марцинковской, доктору психологических наук, специалисту в области истории психологии. Приём изначально задумывался как часть диагностической процедуры, определяющей роль переживания в механизме социализации детей 5–6 лет. Позднее Евгений Леонидович Доценко, доктор психологических наук, в рамках исследований психологии взрослеющей личности адаптировал тест для малышей 3–4 лет. Суть диагностики заключается в последовательном и ограниченном по времени вычёркивании заданных фигур, изображённых на листе бумаги. Целями тестирования является следующее:

    • исследование продуктивности внимания;
    • определение его устойчивости, объёма и переключаемости.
    • Существует два варианта методики: для детей 3–4 лет и для тех, кому исполнилось 5–6. В первом случае испытуемому предлагается матрица с ёлочками, звёздочками, цветами, домиками, ведёрками, грибками, флажками и мячами. Во втором — с треугольниками, прямоугольниками, флажками, кружками, звёздочками, полукругами. Для определения показателей внимания у детей младшего школьного возраста и старше используется корректурная проба «Кольца Ландольта».

      Диагностика внимания — важное мероприятие, помогающее определить, хорошо ли школьник умеет концентрироваться на заданиях

      Процедура проведения теста для дошкольников и младших школьников

      Тестирование «Найди и вычеркни» проходит в индивидуальной форме. На выполнение задания ребёнку выделяется 2,5 минуты, в течение которых испытуемому необходимо 5 раз вычеркнуть по 2 предмета на выбор экспериментатора. На работу с одной парой отводится 30 секунд. Каждую фигурку необходимо вычёркивать определённым образом, чтобы организатору было легче подсчитывать результаты: например, домик горизонтальной чертой, а грибок — вертикальной.

    • Ребёнок получает лист с картинками.
    • Взрослый объясняет: «Ты видишь перед собой много знакомых тебе предметов. Мы с ними будем играть, точнее, вычёркивать. Я назову 2 объекта, скажу, каким образом каждый из них отметить, и дам команду «начинай». После этого ты приступишь к работе. Когда услышишь «стоп», тебе нужно будет показать, на какой фигурке ты остановился. А потом мы продолжим, и по команде ты будешь вычёркивать следующую пару фигур. И так до тех пор, пока я не скажу «конец»».
    • Экспериментатор ставит отметку на бланке каждые 30 секунд.
    • После завершения работы над заданием испытуемый отдаёт выполненный тест.
    • Файлы: Материалы к тестированию

      Обработка и анализ результатов

      По данным исследований Института психологии при РАН, за последние 5 лет продуктивность и устойчивость внимания детей в возрасте 5–6 лет повысились на 4,5% в сравнении с результатами, полученными 10 лет назад.

      В процессе анализа результатов важно определить, сколько предметов малыш вычеркнул за всё время теста, а какое количество за каждые 30 секунд.

      Для подсчёта общего уровня развития продуктивности и устойчивости внимания используется формула:

      S=(1/2 N — 2,8 n) / t, где S — общее значение показателей внимания, N — сколько фигур ребёнок просмотрел, n — какое количество ошибок испытуемый допустил (то есть неправильно отметил или пропустил фигуру), t — время, потраченное на работу.

      По этой формуле рассчитываются 6 показателей:

    • для всего времени работы над тестом;
    • для каждого из пяти «подходов».
    • Следовательно, в качестве показателя t нужно учитывать 150 секунд (весь тест) или 30 (работа с одной парой фигур).

      После подсчёта результатов экспериментатор переводит получившееся значение в баллы:

      Затем взрослый составляет график и сравнивает получившуюся кривую с образцом:

    • 10 баллов — все точки построенного графика не выходят за пределы одной зоны, а сама линия напоминает образец кривой 1;
    • 8–9 баллов — все точки располагаются в двух областях значений, напоминающих кривую 2;
    • 6–7 баллов — точки находятся в трёх зонах значений, а сама линия похожа на образец 3;
    • 4–5 баллов — точки графика располагаются в четырёх областях, а кривая напоминает график 4;
    • 3 балла – все точки находятся в пяти зонах, а кривая похожа на график 5.
    • Для формулировки выводов об устойчивости и продуктивности внимания можно обойтись и без графиков, которые нужны в том случае, если для ребёнка создаётся портфолио психологического развития личности (таковое требуется в некоторых дошкольных учреждениях и школах). Результаты оцениваются так:

    • 10 баллов — очень высокие показатели продуктивности и устойчивости внимания;
    • 8–9 баллов — высокая продуктивность и устойчивость;
    • 4–7 баллов — средние показатели и продуктивности, и устойчивости;
    • 2–3 балла — низкие показатели продуктивности и устойчивости;
    • 0–1 балл — очень низкие показатели продуктивности и устойчивости.
    • При средних показателях с ребёнком рекомендуется регулярно (2–3 раза в неделю) выполнять упражнения, развивающие внимание. Например, такие как «Запомни и расставь точки» (подробнее об этом можно прочитать в статье «Проводим диагностику внимания ребёнка с помощью методики «Запомни и расставь точки» ) или «Тест Бурдона» (о нём рассказывается в материале «Как правильно провести тест Бурдона для диагностики внимания младших школьников ). В случае низких показателей необходима помощь психолога, который сможет подобрать индивидуальную программу работы с малышом.

      Методика «Найди и вычеркни» — удобный и простой способ определить, насколько хорошо ребёнок способен концентрировать внимание, переключать его и усваивать информацию. Данные такого теста особенно пригодятся для определения готовности малыша к дальнейшему обучению в школе.

      zdorove-rebenka.ru

      Смотрите так же:

      • Дошкольное развитие детей 6-7 лет Развитие мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет: подборка упражнений На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления. Поэтому вопросы тренировки мелкой […]
      • Развитие воображения у детей 6 лет Игры на развитие воображения детей 5, 6, 7 лет Развитие воображения у детей Воображение — неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра. Воображение детей старшего […]
      • Ребенок перестал спать по ночам 5 месяцев Ребенок 4 месяца часто просыпается Почему ребенок часто просыпается ночью? Многих молодых мам беспокоит вопрос, почему ребенок часто просыпается и значит ли это, что у малыша есть нарушения сна. Эта проблема наиболее распространена у грудных детей. Что делать, если ребенок часто просыпается и является ли это поводом для […]
      • Возраст детей младшей группы детского сада Вторая младшая группа – возраст от 3 до 4 лет. Возрастные группы в детских садах 3-4 года – это возраст, когда малыши идут в сад, познают общество, общение с коллективом, интеллектуально, физически и творчески начинают развиваться и познавать мир. Это возраст, когда ребенок познает не только общение в семейном кругу, но и начинает […]
      • Льготы для семей воспитывающих детей инвалидов Льготы семьям, воспитывающим детей-инвалидов Законодательством Российской Федерации предоставлен ряд льгот и преимуществ для лиц, воспитывающих ребенка-инвалида. В трудовом законодательстве это следующие льготы и преимущества. В соответствии со ст. 261 ТК РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с […]
      • Сколько должен спать ребенок 2 5 месяцев Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяцев: причины плохого, беспокойного сна в дневное и ночное время Первый большой рубеж в жизни малютки – полгода. Заметно окрепший и подросший, кроха уже может похвастаться первыми зубками, способностью сидеть и пробой первой «взрослой» пищи в виде прикорма. Заботливые родители уделяют много внимания […]
      • Развитие руки детей 6 7 лет упражнения Упражнения детей 6 7 лет распечатать Графические упражнения. для подготовки руки вашего ребёнка 5 или 6 лет к письменным занятиям. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш […]
      • Презентация развитие мышления у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе. - презентация Презентация была опубликована год назад пользователемКсения Вавилова Презентация по предмету "Обществознание и Окружающий мир" на тему: "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ […]