Правовое воспитание методы и формы

7.5. Правовое воспитание. Понятие, формы, методы

Правосознание людей, объединенных в социальные общности, — явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.

Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Правовое воспитание включает в себя следующие элементы:

1) субъекты воспитания (органы государства, госслужащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

3) содержание воспитания (приобщение людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту, информации и т.п.);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание, др. приемы педагогического воздействия на объект воспитания);

5) формы воспитания.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

К основным элементам механизма правового воспитания, прежде всего, относят формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы (воспитания) с населением:

1) правовой всеобуч — передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

2) пропаганда права средствами массовой коммуникации;

3) правовая воспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.);

4) юридическая практика как передача и усвоение юридической информации, знаний посредством участия граждан в правореализующей, и, прежде всего, в правоприменительной деятельности и т.д.;

5) самовоспитание через анализ правовых явлений, самообразование, личный опыт.

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами и организациями, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, “круглые столы” специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи “Человек и закон”, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Правовое воспитание не сводится только к правовой информированности граждан. Это глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина. Положений Конституции и действующих законов.

yourlib.net

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Как всякий организованный процесс, правовое воспитание носит системный характер, его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания — передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

К основным организационным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания — это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

Список рекомендуемой литературы

Ильин И. Л. О сущности правосознания. М., 1993.

Казаков В. Н., Малахов В. П. Правосознание: природа, содержание, логика // Государство и право. 2002. № 3.

Матузов Н. И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.

Певцова Е. Л. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.

Сафронов В. Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12.

Смоленский М. Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. №11.

Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. № 1.

Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

Сорокин В. В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10.

Туманов В. Л. О правовом нигилизме // Государство и право. 1989. № 10.

Юрашевич Н. М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. № 2.

studref.com

48.Правовое воспитание. Формы, методы и средства его реализации.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое воспитание — это ряд направленных мероприятий на:

— повышения правовых знаний, реализация их на практике.

— повышения уважения к праву.

— достижение правомерного поведения гражданами.

— устранения правового нигилизма.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании – правовое сознание. Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей.

Формы правового воспитания

Основные элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса:

— Правовая пропаганда — распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.

— Правовое обучение — данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.

— Юридическая практика — как бы не старалось вести активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись, но если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права — это необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.

— Самовоспитание — это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.

Любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление право-воспитательного воздействия, его определенная внешняя организация, а правовоспитательное средство представляет собой канал, источник правовой информации с помощью которого осуществляется правовое воспитание.

Если правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное средство — при помощи чего оно осуществляется. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся группы правовоспитательных форм:

— профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля);

— правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и т.п.);

— правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.). В современных условиях применяются и другие разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

Средства правового воспитания:

1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;

2) ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте — отвечаем»);

3) правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах, систематически информирующие о законодательных и иных нормативных актах Украины, о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов юстиции, а также о состоянии правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.п.;

4) юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;

5) организационно-образовательные: пресс-конференции, брифинги, встречи, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.

Способы правового воспитания:

— юридическая практика государственных органов и других организаций (напр., правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);

— правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;

Изучая правовое воспитание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п. Правовое воспитание по моему одно из важных элементов в нашей жизни, по нашему воспитанию нас принимают и провожают, также по воспитанию, у людей о нас складываются впечатления хорошего человека или не очень.

studfiles.net

§ 2. Правовое воспитание: необходимость, формы и методы

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма — одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей правового воспитания — выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют (см. схему 28):

¦ ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ +—-

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право — свое и чужое.

Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа XIX столетия Р. Иеринга из его работы «Борьба за право», выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической:

«. Цель права — мир, путь к нему — борьба, — пишет он. — Пока право подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча — бессилием права. Где только существующее право опутало своими корнями интересы — там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку.

Сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо речь идет об идеальной цели — утверждении самой личности и ее правового чувства.

. В своем праве каждый управомоченный защищает этические условия своего существования. Мораль спокойствия и удобства никогда не принимал ни один народ, никакой индивидуум, обладающий здравым чувством права. Защита своего права составляет обязанность его носителя перед обществом. Не неправо должны мы винить, когда оно свергает право с его пьедестала, а право, которое это позволяет. В своем праве управомоченный защищает закон. На каждом лежит обязанность давить гидру произвола и беззакония, где бы только она ни показывалась; каждый наслаждающийся благодеяниями права и сам должен способствовать поддержанию авторитета закона. Короче — каждый из нас урожденный борец за право в интересах общества.

. В моем праве оскорбляется и отрицается право вообще, и оно же защищается и утверждается в моем праве. Покушение на право содержит в себе пренебрежение личностью». Далее Р. Иеринг приводит слова И. Канта о том, что «кто обращается в червя, тот не может потом жаловаться, если будет попран ногами. Бросание своего права под ноги другим есть нарушение обязанности человека к самому себе. Не допускайте, чтобы ваше право безнаказанно попиралось другими». В заключение своего исследования автор подчеркивает: «Борьба есть вечная работа права», подтверждая эту мысль известной христианской заповедью: «Только в борьбе обретешь ты право свое».

Приведенные высказывания остаются в силе и в наши дни. Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

jurisprudence.club

76. Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность сударственных органов и общественности по формированию у гра дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в

следующие составные части:

субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, соци­ альные группы и т.д.);

содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, ин­ формации, опыту и т.п.);

методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект

1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвое­нии правовых знаний в школе, средних специальных и высших учеб­ных заведениях);

правовая пропаганда (заключается в распространении право- вых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

самовоспитание (связано с личным опытом, самообразовани­ ем, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой инфор­мированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Кон­ституции и основных действующих законов.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 13. С. 128—129.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 323—326.

Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лек­ция 21.

Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983.

Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений. М., 1985.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 25.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 24. С. 450—454.

Теория государства и права/ Отв ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 22. С. 336—338.

77. Понятие и признаки нормы права

Норма права — это общеобязательное, формально определенное травило поведения, установленное и обеспечиваемое государством а направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свой­ственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

общеобязательность (она представляет собой властное пред­ писание государства относительно возможного и должного поведе­ ния людей);

формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздейст­ вия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязан­ ности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­ росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Гойман-ЧервонюкВМ Очерк теории государства и права. М, 1996 Гл. 18. С. 169—170.

Кашашша Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996 С. 63—65.

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. Гл. 6. С. 102—Ш.

Марченко М.И. Теория государства и права. М„ 1996. Гл. 14.

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина w В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 1С

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М 1996. С. 146—151.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 11.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мэтузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 13.

Теория государства и права / Под ред. МЛ. Марченко. 2-е изд. М-, 1996. Лекция 20.

78. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм

Отвечать на данный вопрос необходимо с определения понятия «норма права» и перечисления его основных признаков. Одним из них и выступает предоставительно-обязывающий характер право­вой нормы (см. ответ на вопрос 77).

Названный признак означает, что норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязан­ности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности пез права. Вот почему можно назвать благими пожеланиями те права, которые не обеспечены реальными обязанностями соответст-иующих лиц.

Предоставительно-обязывающий характер не у всех юридичес­ких норм выражен одинаково:

четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (граж­ данских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;

в охранительных же нормах (уголовных,’ административных и т.д.) больший упор делается на воплощение запретов и обязан­ ностей;

в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно- обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются кон­ кретными правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера юридических норм важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в другой статье этого же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания за­кона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязаннос­ти, а права подразумеваются.

Данный признак выступает своеобразным проявлением такого принципа права, как единство прав и обязанностей.

Венгеров А.В. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т..1. С. 140.

Гопман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 170.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 14.

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 10 С. 155.

Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 13.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 20.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 171—172.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Уволится по уходу за ребенком Увольнение по уходу за ребенком до 14 Сообщите, пожалуйста, при написании заявления на увольнение по уходу за ребенком до 14 лет, меня могу обязать отработку… Здравствуйте. Нет, не могут обязать. Да могут обязать отрабатывать.Решение вопроса-на усмотрение работодателя Да, писать нужно за две недели (ст. 80 ТК РФ) Здравствуйте!у […]
  • К какому врачу обратиться если ребенок часто болеет Часто болею, что делать? В последнее время многие жалуются на постоянную слабость и усталость, болезни до 10 раз за год. Вопрос – часто болею: что делать? – задают врачам, знакомым, народным целителям. Если вы относитесь к числу таких «счастливчиков», давайте попробуем вместе найти ответ на наболевший вопрос. Пальму первенства среди […]
  • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]
  • Диагноз у грудного ребенка Сопли у грудного ребенка 1 месяц Сопли у новорожденного Ринит или насморк – это распространенное и, на первый взгляд, почти безобидное заболевание. Зимой и осенью сопли у новорожденных и грудничков становятся едва ли не самым частым симптомом простудных заболеваний. Выделения из носа доставляют немало неприятностей как самим малышам, […]
  • Темы по трудовому воспитанию дошкольников Темы по трудовому воспитанию дошкольников Лана Петрик. Гуру. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника. Формирование экологической культуры личности. Тема самообразования. Пихед Наталья Генриховна. Учитель-дефектолог. 24 года. 4.Творческий отчёт по теме […]
  • Сульфацил натрия можно ли капать ребенку Как применять Сульфацил Натрия в нос ребенку для лечения насморка Большой популярностью при лечении насморка пользуются специальные капли, дозировка и действующее вещество которых будет зависеть от характера заболевания и возраста пациента. Наряду с множеством медицинских препаратов, часто можно услышать, что ребенку прописали […]
  • Патриотическое воспитание дошкольников актуальность ПОНЯТИЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" Чтобы рассмотреть понятие "патриотическое воспитание", необходимо пояснить, что такое "патриотизм", так как термин "патриотическое воспитание" берёт своё начало от "патриотизма". В толковом словаре русского языка термин "патриотизм" трактуется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему […]
  • Диагностика качеств личности дошкольника Диагностика сформированности личностных качеств дошкольника 1 Диагностика сформированности личностных качеств дошкольника Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте - центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные […]