31. Право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Это право является одним из важнейших прав ребенка, поскольку воспитание в семье имеет чрезвычайно важное значение для его физического и нравственного становления. В процессе воспитания ребенка принимают участие, как правило, все взрослые члены семьи, однако ответственность за воспитание детей возлагается на его родителей. Именно родители прежде всего помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. При отсутствии на то установленных законом оснований ни один государственный орган не вправе разлучить ребенка с родителями. Так, ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей лишь в тех случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, поскольку суд пришел к выводу, что оставление ребенка у родителей опасно для него (См. 4 настоящей главы).

Местом жительства детей в возрасте до 14 лет является место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ). При раздельном проживании родителей они сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 СК РФ). Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей.

Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них (или с обоими). Дети и родители имеют право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну с целью воссоединения или поддержания личных отношений между собой.

Дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения, утратившие возможность жить в своей собственной семье, передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые определяют их последующую судьбу. При устройстве таких детей СК РФ исходит из приоритета семейного воспитания детей (ст. 1 СК РФ). Только в случаях, когда устроить ребенка в семью невозможно, предусмотрено помещение его на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение (ст. 123 СК РФ). О формах семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, см. гл. 9.

32. Личные неимущественные права детей.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

Права ребенка жить и воспитываться в семье

Права ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Права ребенка на защиту.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Обращаем внимание, что защита прав несовершеннолетних детей и законных интересов детей осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Права ребенка выражать свое мнение.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В случаях, предусмотренных статьями 59 (изменение имени и (или) фамилии ребенка), 72 (восстановление родителей в родительских правах), 132 (усыновление), 134 (изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка), 136 (запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка), 143 (изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления), 145 (назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет) Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Права ребенка на имя, отчество и фамилию.

studfiles.net

Ребенок в семье. Права ребенка

Права ребенка в семье: Комплекс прав ребенка складывается из имущественных и личных прав. Правовой статус ребенка регламентирован нормативными документами, относящимися к разным отраслям права, например: Гражданский кодекс определяет пределы дееспособности детей. Жилищный кодекс говорит о реализации несовершеннолетних на жилище. Закон об образовании и подзаконные акты Правительства РФ и Министерства образования и науки регламентирует право на образование.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Закон об основах охраны здоровья и подзаконные акты Минздрава регулируют вопросы оказания медицинской помощи детям. Но семейно-правовой статус детей определяется непосредственно Семейным кодексом РФ. Имущественные права несовершеннолетних в семье Дети имеют право до наступления совершеннолетия получать содержание от своих родителей. Если родители уклоняются от обеспечения детей необходимыми материальными благами, то этот факт может выступать основанием для лишения их родительских прав, а также для взыскания содержания в форме алиментов в принудительном порядке.

Важно отметить, что лишение родительских прав не снимает с отца или матери обязанности содержать ребенка. За неисполнение обязанности родитель может быть привлечен к уголовной ответственности. Несовершеннолетние также вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендиями, поощрительными премиями и полученным безвозмездно движимым имуществом.

Если ребенок в силу возраста или иных причин не имеет возможности распорядиться своими средствами или имуществом, они поступают в распоряжение родителей и расходуется в интересах ребенка. Родители не приобретают права собственности на получаемое их детьми имущество.

Личные права несовершеннолетних в семье Перечень неимущественных прав, закрепленный в семейном законодательстве, шире перечня имущественных прав. Право на семейное проживание и воспитание.

Право на общение с родителями и другими родственниками

Ребенок может и должен знать своих родителей, кроме того, он не может быть разлучен с матерью без исключительных на то причин. Он пользуется заботой и защитой родителей, получает от них воспитание, соответствующее их жизненным принципам и мировоззрению, но не противоречит законодательству.

Также несовершеннолетний вправе ожидать уважительного отношения в своей семье, получать всесторонне развитие и необходимые для жизни знания. Право на общение с родителями и родственниками. Ребенок не просто знает своих родителей, но также активно общается с ними.

Право жить и воспитываться в семье

Под родственниками понимаются братья, сестры, тетки, дядья, бабушки, дедушки и другие лица, состоящие в родстве или свойстве с родителями. Частично это право перекликается с правом на личную безопасность. Но вместе с тем оно включает в себя также защиту интересов, защиту от посягательств, в том числе от родительских злоупотреблений. Основными защитниками несовершеннолетнего выступают мать и отец, а при их отсутствии — опекун и попечитель, органы опеки и прокурор.

Право на выражение мнения. Частично это юридическая возможность, частично — бытовая. Юридический смысл она приобретает, когда мнение ребенка запрашивается в случае его усыновления, определения места жительства, восстановления его родителей в правах. Бытовой смысл заключается в том, что несовершеннолетний выражает свое мнение по поводу организации его досуга, избрания аспектов образования и по многим другим поводам. Право на имя, отчество и фамилию.

Никто не может быть безымянным. Ребенок при рождении получает имя и фамилию, а также отчество, если это предусмотрено национальным обычаем. Имена не должны содержать символов, цифр, числительных, нарицательных. Несовершеннолетние родители, которые сами еще по статусу являются детьми, вправе проживать со своими детьми и воспитывать их.

Если им нет шестнадцати лет, назначается опекун. Реализация правового статуса детей Реализация прав детей является одной из приоритетных задач государства. Несмотря на активную разработку планов по реализации комплекса прав несовершеннолетних и учреждение ряда организаций и должностей, уполномоченных защищать правовой статус детей и реализовывать предоставленные им права, задача решается медленно. Одна из главных проблем — детская смертность от умышленных преступлений против детей, особенно новорожденных.

Другая серьезная проблема — детская беспризорность, формирующаяся в основном в низших слоях населения. Трудности реализации правового статуса беспризорных детей в том, что эти дети сами не желают контактировать с правозащитными органами и всячески избегают вовлечения в нормальную стабильную жизнь. Третья проблема — преступность несовершеннолетних. Она настолько была распространена в наиболее тяжелые для страны годы, что на этом фоне сформировалась подотрасль науки криминологии.

Семье зачастую надо собрать огромное количество документов, часть из которых имеет очень ограниченный срок действия, чтобы получить квоту на лечение, право на бесплатное жилье, возможность устроить ребенка в специализированное образовательное учреждение, получить денежную выплату. А без государственной поддержки многие российские семьи не могут обеспечить полноценную жизнь своим детям, по каким-то критериям отличающимся от других детей. Рекомендуем статьи по теме.

php-seo.ru

Право на воспитание в семье

«Всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

В настоящее время создана и действует достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на реализацию и защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся а помощи государства.

Дадим краткую характеристику основных документов.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка – основной правовой акт, регламентирующий права детей. Принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций 5 декабря 1989г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990г. Для России, как правоприемника СССР, она вступила в силу 15.09.1990г.

Конвенция провозглашает право детей на заботу и защиту, на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право на проживание со своими родителями и на общение с ними; право ребенка свободно выражать свои взгляды и мнения; свободно распространять и собирать информацию; право на свободу мысли, совести и религии, право на достойное обеспечение.

Конвенция признает за ребенком право на защиту от вмешательства в личную жизнь; неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; на защиту чести и репутации.

Конвенция закрепляет за ребенком право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие.

Эти и другие права ребенка, закрепленные в Конвенции, находят свое отражение в национальном законодательстве России:

— Семейном, Гражданском, Жилищном кодексах;

— Законе «Об образовании»;

— Законе «О защите прав инвалидов»;

— Законе «О пособиях семьям, имеющим детей»

— Законе «Об опеке и попечительстве»;

— других федеральных законах.

Право ребенка на проживание в семье

Данная норма права достаточно широка и включает несколько аспектов.

Механизмы изоляции ребенка из социально неблагополучной семьи строго регламентируются законом и относятся к компетенции органов опеки и попечительства. Это значит, что ребенок может быть изъят из семьи против его воли и против воли родителей в том случае, если родители ограничены в родительских правах, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными.

При непосредственной угрозе жизни и здоровью детей органы опеки и попечительства имеют право немедленно отобрать ребенка у родителей на основании соответствующего акта органа местного самоуправления (на сегодня таким актом является распоряжение главы администрации района). Обязательным при этом является возбуждение судебного иска об ограничении в родительских правах или лишении родительских прав в течение семи дней со дня отобрания ребенка.

Законодательно закреплены равные права родителей на общение с ребенком и участие в его воспитании, и, соответственно, право ребенка на общение с каждым родителем в равной степени и в равном объеме. На практике достаточно часто между раздельно проживающими родителями возникают споры о воспитании ребенка, месте его проживания. Реализация данного аспекта права ребенка для органов опеки и попечительства является одним из сложных механизмов. Учитывая нравственные, моральные, психологические обстоятельства и многие другие, государство на сегодня не имеет реальных эффективных механизмов удовлетворения запросов всех сторон: матери, отца, бабушки, ребенка и отдает приоритет интересам ребенка.

В лучшей ситуации оказываются дети, родители которых мудры и ответственны в своей родительской любви, понимают, что в любом случае у ребенка должно быть свое постоянное место жительства, один дом, где у него есть не только права, но и обязанности.. Эти родители сами определяют, где ребенку лучше жить постоянно, а к кому из них ходить в гости. Действуя согласованно, они менее всего травмируют психику ребенка, так или иначе пострадавшую от состоявшегося развода родителей.

Нередко органам опеки и попечительства приходится становиться на позиции защитника ребенка от обоих родителей. Так случается, если оба родителя помнят только о себе, о своих оскорбленных чувствах, делят имущество, пытаясь увеличить его объем за счет ребенка. Ребенок нередко становится орудием мести друг другу, испытывает постоянный агрессивный настрой сторон, начинает в результате приспосабливаться к обстоятельствам. В таких условиях законом предусмотрено определение степени участия раздельно проживающего родителя в воспитании ребенка в судебном порядке.

Вам не кажется, что глаза малышей, оставленных матерями в родильных домах и детских больницах, помещенных в дома ребенка, очень мудрые, недетские.

И вот слова журналиста Линьковой Н.: «Убежище для ничьих детей может быть никаким, плохим или хорошим. Но все равно это — не семья. Любовь и спасение нужны ребенку не несколько раз в сутки, а постоянно».

Согласно статистике в 55 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Челябинской области, воспитывается более 3 000 детей.

Заболеваемость детей, воспитывающихся в детских домах и интернатных учреждениях, в 2 раза выше, чем заболеваемость детей, воспитывающихся в семьях. Причем на первое место вышли нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

Как следствие выращивания ребенка вне семьи рассматривается появление новой человеческой популяции, отличительной чертой которой становится отсутствие семейно-родовых связей. Практически каждое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет в своей практике факты эстафеты, когда бывший выпускник повторяет путь своих родителей и бросает своего ребенка. Рост количества таких людей может привести к национальной катастрофе. Рост количества неблагополучных семей нарушает закономерности общественного развития, к которому относится демографическое воспроизводство, первичная социализация в кровной семье, формирование опыта семейной жизни.

Только семья является естественной средой обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека.

На сегодняшний момент используются следующие формы устройства детей на воспитание в семью:

— установление опеки (попечительства);

— передача на усыновление;

— устройство в приемную семью.

Для детей, находящихся под опекой (попечительством) предусмотрены следующие меры социальной поддержки:

— право на бесплатный проезд в городском транспорте;

— право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения;

— внеочередное обеспечение жилыми помещениями в случаях, если на момент установления опеки ребенок не имел закрепленного за ним жилого помещения.

При установлении опеки (попечительства) между несовершеннолетним и опекуном не возникают правоотношения, существующие между кровными родителями и детьми. Опекаемый приобретает право на заботу со стороны опекуна, совместное с ним проживание, на обеспечение опекуном условий для содержания и воспитания, на уважение человеческого достоинства. Кроме того, опекаемые имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна. По отношению к опекуну права ребенка, соответственно, переходят в ранг обязанностей.

Назначение опеки и попечительства основывается на принципе добровольности: опекуном гражданин может быть назначен только при наличии его собственного волеизъявления. И только на основании личного заявления гражданин может быть освобожден от обязанностей опекуна.

По результатам надзора за деятельностью опекунов органы опеки и попечительства вправе принимать решение об отстранении опекуна от его обязанностей и привлекать опекуна к административной и судебной ответственности за нарушение прав опекаемого и злоупотребления по отношению к опекаемому; а также вправе в судебном порядке требовать от опекуна возмещения нанесенного подопечному материального ущерба.

Кроме обязанностей, действующим законодательством предусмотрены права опекунов:

— выбирать формы обучения и образовательные учреждения до получения ребенком среднего общего образования;

— требовать в судебном порядке возврата ребенка от лиц, удерживающих его без законных оснований, в том числе от близких родственников;

— оперативно управлять имуществом подопечного с предварительного согласия органов опеки.

Усыновление – достаточно сложный правовой институт. Ошибки при усыновлении могут нарушить права как ребенка, так и усыновителей. С целью наилучшего обеспечения интересов обеих сторон с 1997 года в России установлен судебный порядок усыновления, что соответствует нормам международного права. При усыновлении наиболее полно обеспечиваются права ребенка: в имущественных и других правах усыновленный ребенок приравнивается к кровному ребенку как по отношению к самим усыновителям, так и по отношению к их родственникам. То есть усыновленный ребенок приобретает все права и все обязанности, предусмотренные действующим законодательством для кровных детей (алиментные обязательства, право наследования и др.). В тоже время усыновленные дети утрачивают все права и обязанности по отношению к кровным родителям.

Ребенку, имевшему право на пенсию по случаю смерти родителей к моменту усыновления, данное право сохраняется и после усыновления.

Особым правовым последствием усыновления является сохранение тайны усыновления. Эта обязанность лежит на всех лицах, осведомленных об усыновлении в силу своих должностных обязанностей. К этой категории относятся и работники детских отделений больниц, родильных домов, домов ребенка. Тайна усыновления является одновременно и личной, и семейной тайной, право на которую закреплено ст. 9 Декларации прав и свобод человека и гражданина; Конституцией Российской Федерации, перечнем сведений конфидициального характера, утвержденным Указом Президента РФ №188 от 6.03.1997г. За несоблюдение тайны усыновления ст. 137 Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность различной степени: от штрафа в размере 200-500 минимальных размеров оплаты труда до исправительных работ на 1 год или ареста на срок до 4-х месяцев. На сохранение тайны усыновления направлены не только нормы семейного законодательства, позволяющие сменить усыновленному ребенку имя, отчество, фамилию, дату и место рождения, но и нормы трудового законодательства, позволяющие женщине, усыновившей новорожденного ребенка, воспользоваться оплачиваемым послеродовым отпуском.

Усыновление может состояться только при согласии лиц, круг которых определен законом: самих усыновителей, биологических родителей или лиц, их заменяющих; супруга усыновителя, если усыновляет один из них; самого усыновляемого, если он достиг возраста 10 лет и ему известно об усыновлении.

Согласие на усыновление ребенка кровными родителями может быть дано только после его рождения. Не являются законными согласия, если они даны в отношении еще не рожденного ребенка, либо ребенка, которому еще не присвоены фамилия, имя, отчество; а также незаконны согласия, данные под каким-либо условием («если я не приду за ребенком в течение трех месяцев…»).

Родители или усыновители имеют право отозвать свое согласие на усыновление только до вынесения решения суда об усыновлении. (В США кровные родители могут заявить свои права на ребенка до достижения им совершеннолетия).

Законом предусмотрены условия передачи детей на усыновление без согласия кровных родителей:

— родители лишены родительских прав;

— родители признаны недееспособными;

— родители более шести месяцев не интересуются воспитанием и содержанием детей без уважительной причины.

В соответствии с действующим законодательством знакомиться с ребенком и общаться с ним до усыновления кандидаты в усыновители могут только тогда, когда предъявят руководителю учреждения направление на знакомство с ребенком, выданное органами опеки и попечительства. Предоставление информации кандидатам в усыновители в отсутствие такого документа расценивается как разглашение конфидициальной информации о детях, является основанием для возбуждения уголовного дела.

В городе Челябинске ежегодно передается на усыновление около 100 несовершеннолетних. При этом соблюдается приоритет российских граждан.

Приемная семья – форма устройства с целью воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у приемного родителя — воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Такая семья заменяет ребёнку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Приемная семья создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки и попечительства. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю производится оплата труда, срок исполнения обязанностей по договору засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребёнку приемные родители имеют те же права и обязанности, что и опекуны.

socchel.ru

Права ребенка в семье

По мере развития общества ребенок из безликого существа, раба своих родителей и общества становится обладателем собственных прав, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка 1989 г. Ярким примером состоявшихся перемен может служить ст. 177 Свода законов гражданских Российской Империи, где сказано: «Дети должны оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться об них с почтением, и сносить родительские увещевания и исправления терпеливо и без ропота. Почтение детей к памяти родителей должно продолжаться и по кончине родителей». В наше время, когда действует Семейный кодекс 1995 г., правам несовершеннолетних детей посвящена целая глава — 11-я. Причем только правам. Семейное законодательство не предусматривает правовых обязанностей ребенка в семье, так как у него по определению не может быть обязанностей, при неисполнении которых должна наступать правовая ответственность.

К числу главных прав ребенка относится его право жить и воспитываться в семье. Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно». Признание такого права пришло на смену полного детского бесправия, когда несовершеннолетний полностью находился в плену родительской власти. После октября 1917 г. он должен был перейти на полное попечение государства, поскольку считалось, что семья обречена на гибель. Однако время показало, что этого не произошло. Больше того, на смену идеи полного бесправия ребенка, в том числе и в семье, пришла тревога международного масштаба за качество подрастающего поколения. И, по общему признанию, обеспечить это качество призвана прежде всего семья.

Вот почему право ребенка жить и воспитываться в семье по своему смыслу, сути главенствует над всеми другими правами. Семейный кодекс РФ обеспечивает данное право с помощью правила: дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. А при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, всех типов (ст. 155.1).

Право ребенка жить и воспитываться в семье имеет как бы две составляющие:

Естественно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Жить вне семьи и воспитываться в семье невозможно. Чтобы воспитываться в семье, нужно находиться преимущественно в семье. Только тогда ее благотворное (неблаготворное) влияние способно превратиться в источник активного воздействия на ребенка.

Обеспечению права ребенка жить в семье служат и правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно п. 28 которых регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. А регистрация детей в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении 1 См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // СЗ РФ. 1995, № 30. Ст. 293 (с послед, изм,). .

Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье осложняется тогда, когда родители проживают раздельно. В случае спора, с кем из них находиться ребенку, его судьба определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 СК РФ. Результатом разрешения судом возникшего спора становится ситуация, когда ребенок остается жить с одним из родителей. Другому родителю, проживающему по иному адресу, остается лишь право на общение с несовершеннолетним, причем общение периодическое, не столь частое, отчего ребенок подвергается в основном воспитательному влиянию родителя — непосредственного воспитателя.

Что же касается лиц, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах, то жить вместе со своими детьми им уже не положено. Поэтому ч. 2 ст. 91 ЖК РФ позволяет их выселить без предоставления другого жилого помещения. Разрыву связи между местом жительства и воспитанием в семье служит также отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (п. 1 ст. 77 СК РФ). Право на заботу со стороны родителей является органической составной частью права на воспитание в семье. По общему правилу нет заботы — нет надлежащего воспитания. Ядром такого воспитания является соблюдение родителями интересов ребенка, которые имеют приоритетный характер, когда речь идет о применении в той или иной ситуации семейного законодательства.

Особое место занимает право ребенка знать своих родителей. Данное право предусмотрено п. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка и сформулировано следующим образом: «Ребенок имеет право. насколько это возможно, знать своих родителей». Обычно хотят знать своих родителей повзрослевшие воспитанники детских домов, интернатов. Причем интерес к своим родителям (родителю) не пропадает у некоторых даже тогда, когда родительские права утрачены по суду.

Помощь в поисках родителей, основанная на ст. 7 Конвенции о правах ребенка, п. 2 ст. 54 СК РФ, оказывается органами МВД России, архивами, адресными бюро. Слова «если это возможно» означают существование тупиковой ситуации, когда поиски безнадежны, несмотря на все усилия, не увенчались успехом. Сложности возникают, если имеет место усыновление (удочерение), ведь в этом случае соблюдается тайна усыновления. Поиск родителей (одного из них) допустим, если усыновители умерли или не возражают против желания усыновленного найти своих кровных родителей.

Предоставление несовершеннолетнему права на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства нацелено на формирование полноценной личности, способной жить в коллективе, обладающей качествами, полезными обществу, семье, близким. В этом заинтересованы и государство, и семья в целом. Реализуется это право в том числе и путем предоставления ребенку возможности выражать свое мнение. Статья 57 СК РФ говорит на этот счет следующее: «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства».

В сформулированном подобным образом правиле акцент делается на свободе выражения ребенком своего взгляда на сложившуюся в семье ситуацию, которая так или иначе затрагивает его интересы. Причем он может выражать свое мнение как устно, так и письменно, публично или в рамках семьи. Отсюда следует, что мнение несовершеннолетнего не предрешает судьбу конфликта, оно лишь учитывается теми, кто его разрешает. На учет мнения ребенка ориентирует и п. 3 ст. 65 СК РФ, где говорится, что при отсутствии соглашения спор между родителями по вопросу воспитания ребенка разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Существуют и другие семейно-правовые положения, касающиеся мнения ребенка. Так, суд при рассмотрении иска родителей о возврате им своего ребенка может отказать в его удовлетворении, учитывая мнение несовершеннолетнего (абз. 2 п. I ст. 68 СК РФ). Таков один вариант оценки мнения ребенка. Но существует и другой, когда выявление его мнения строю обязательно, что касается детей, достигших 10-летнего возраста.

Исчерпывающий перечень таких вариантов содержат:

  • п. 4 ст. 59 СК РФ, предусматривающий изменение имени и (или) фамилии ребенка, указанного возраста. И никаких исключений изданного правила нет;
  • абз. 2 п. 4 ст. 72 СК РФ, посвященный восстановлению родительских прав. Данное правило также не имеет исключений;
  • п. 1 ст. 132 СК РФ, где обращается внимание на получение согласия ребенка на усыновление. Однако подобного рода условие предусматривает исключение из общего правила: если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может состояться без согласия усыновляемого. Тем самым сохраняется, во-первых, тайна усыновления, во-вторых, несовершеннолетний-усыновляемый не испытывает душевной травмы, связанной с иллюзиями по поводу кровного родства;
  • п. 4 ст. 134 СК РФ, предоставляющий возможность изменить фамилию, имя, отчество усыновляемому, на что требуется его согласие, если он достиг 10-летнего возраста. Причем выражение его воли на этот счет обязательно при любых обстоятельствах, за исключением случаев, когда усыновляемый считает усыновителя своим родителем.

Согласно п. 4 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.

Еще один вариант ситуации, когда требуется согласие усыновляемого, касается записи усыновителей в качестве родителей в свидетельстве о рождении усыновляемого, которому уже исполнилось 10 лет. Но и здесь возможно исключение, если усыновляемый считает усыновителя своим родителем.

Пункты 2 и 3 ст. 143 СК РФ обязывают суд при отмене усыновления решить вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество, фамилия. Решение такого вопроса зависит не только от обстоятельств дела, но и от согласия (несогласия) на то несовершеннолетнего, достигшего указанного возраста. Для него это далеко не формальное обстоятельство, он уже, как правило, привык к тому, что зовут его именно так и не иначе, что носит он именно ту фамилию, с которой свыкся. А возврат к прошлому, хотя бы в таком виде, таит в себе угрозу травмы, способной нанести моральный вред. Поэтому предоставленное несовершеннолетнему право не имеет исключений.

Семейный кодекс РФ, говоря о праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, не устанавливает низших и высших возрастных пределов для того, кто это мнение высказывает. Нижний предел ограничивается способностью выразить свое желание, верхний — сроком несовершеннолетия, которое кончается достижением 18 лет. Что же касается обозначенных в ст. 57 СК РФ случаев, когда именно с 10 и более лет наступает необходимая для решения вопроса зрелость, то требования семейного права категоричны, связаны не со степенью зрелости, которая может быть различной, а с сугубо формальным моментом — 10 годами.

Но варианты получения согласия могут быть разными. Они выражаются либо в ответе на прямой вопрос, который в зависимости от ситуации можно (и нужно) смягчить. Иногда достаточно убедиться, что ребенок любит обоих родителей, к обоим искренне привязан и на все заданные ему косвенным образом вопросы отвечает положительно. Желательно, чтобы эти вопросы задавал учитель, педагог, а в более сложных случаях и детский психолог.

Статья 55 СК РФ специально предусматривает право ребенка на общение с родителями, другими родственниками. Данное право призвано обеспечить интересы несовершеннолетнего, чьи родители вместе не живут. В результате ребенок лишается воспитательного воздействия со стороны того, кто перестал быть членом теперь уже бывшей своей семьи. А воспитание одним родителем, чаше всего матерью, по общему признанию, считается уязвимым, поскольку чаще всего несовершеннолетний привязан к обоим родителям.

По сути дела, СК РФ в столь сложной и с правовой, и с психологической точек зрения ситуации подчеркивает важность данного права, принадлежащего именно ребенку, приоритет его права по сравнению с аналогичным правом родителей, родственников безотносительно к тому, по чьей вине распалась семья, какие чувства испытывают супруг, бывшие супруги друг к другу. Как правило, ребенок нуждается в таком общении, ведь оно также служит источником его всестороннего развития, духовного обогащения.

Статья 55 СК РФ выделяет две категории лиц, находящихся в родственной связи с несовершеннолетним:

  1. близкие родственники, т.е. дедушка, бабушка, братья и сестры;
  2. более отдаленные по степени родства с ребенком (двоюродные, троюродные и др.). Все они, как правило, нужны ребенку. Здесь важно знать, какова степень и форма их участия в его воспитании. Причем право на общение с родителями и родственниками сохраняется даже тогда, когда несовершеннолетний попадает в так называемую экстремальную ситуацию (задержан, арестован, заключен под стражу, находится в лечебном учреждении и т.д.). Данный перечень относится к числу открытых и может быть дополнен.

Существующее на этот счет правило находит свое отражение в других отраслях законодательства. Например, согласно ч. 2 ст. 89 УИК РФ, посвященной свиданиям осужденных к лишению свободы, длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками.

К нестандартным ситуациям относится и проживание родителей (одного из них), родственников в другом государстве, оформление на въезд и выезд которых основывается также на ст. 55 СК РФ. В случае нарушения этого права допустима его судебная защита, осуществляемая по правилам, предусмотренным ст. 66, 67 СК РФ.

Отличительным признаком СК РФ является включение в его текст ст. 56, предусматривающей право ребенка на защиту. В качестве непосредственных защитников прав, интересов своего ребенка обычно выступают родители, реализующие свое право и свою обязанность его защищать (п. 1 ст. 64). Не исключены случаи, когда эту роль играют одновременно с ними органы опеки и попечительства, прокурор. Выполняют функцию защиты в необходимых случаях, предусмотренных законом, и судебные органы.

Когда родители вместе не проживают, защищают ребенка либо оба, либо тот, с кем ребенок находится постоянно. При отсутствии одного из родителей защищает ребенка тот, с кем несовершеннолетний проживает. При утрате ребенком родительского попечения защиту осуществляет опекун (попечитель), приемный родитель. Пребывание несовершеннолетнего на патронате означает, что его защищает либо детское учреждение, воспитанником которого он числится, либо лицо, уполномоченное на семейное воспитание ребенка.

Не исключается ситуация, когда те и другие выступают одновременно в защиту прав воспитанника. В случае разногласий между ними последнее слово за органами опеки и попечительства. Положение о праве ребенка на защиту есть логическое, конкретизированное требование Конвенции о правах ребенка (п. 2 ст. 3), где говорится об обязанности государства обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Развивая, углубляя подобного рода требование, СК РФ предусматривает право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (абз. 1 п. 2 ст. 56). Тем самым кодекс подчеркивает то обстоятельство, что ребенок не раб своих родителей, он тоже субъект прав, предусмотренных семейным законодательством.

Согласно ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд. Это означает, что ребенок любого возраста, способный выразить свое горе, отчаяние от побоев, издевательства со стороны самых близких — родителей — может выступить в свою защиту путем обращения в органы опеки и попечительства или к лицам, которые при необходимости примут меры защиты.

Но как показывает практика, самостоятельно обращаются в органы милиции только 6% несовершеннолетних, и удовлетворены своим контактом с этими органами только 4% из этих 6. Когда же несовершеннолетний достигнет возраста процессуальной дееспособности, он вправе обратиться в суд сам. Правда, иски несовершеннолетних детей о лишении, ограничении родительских прав — событие из ряда вон выходящее, не всегда ребенок пойдет против своих родителей. Выходом из положения стало обращение подростков с просьбой об эмансипации в соответствии со ст. 27 ГК РФ. Признание эмансипированным позволяет стать полностью дееспособным, а потому независимым.

Ранее действовавшее законодательство присвоение ребенку имени, отчества и фамилии рассматривало как одно из прав родителей. По Семейному кодексу 1995 г. это право ребенка, предусмотренное ст. 58 СК РФ. Но поскольку новорожденный сам выбрать себе имя не может, за него это делают его законные представители, т.е. родители либо заменяющие их лица. Именно они выбирают имя по своему усмотрению. Причем отказать в их просьбе нельзя, даже если родители называют в качестве желательного явно неблагозвучное имя. Когда-то девочек называли Даздрапермами (от «да здравствует 1 Мая»), мальчиков — Лагшмиварами (от «лагерь Шмидта в Арктике»). Но и сейчас в Москве среди редких фамилий — Дельфин, Хватаймуха, Задерикоза и т.п. Появились и такие непривычные имена, как Россия, Князь, Принц, Космос, Олимпиада, которыми родители нарекают новорожденных.

Говоря о праве ребенка на имя, отчество, фамилию, СК РФ определяет порядок их присвоения ребенку. Так, имя дается по соглашению родителей. При отсутствии согласия на этот счет между родителями возникшие разногласия разрешает орган опеки и попечительства. Вот почему при регистрации рождения в органах загса в случае, когда родители носят разные фамилии, их присутствие обязательно. Если отцовство не установлено, имя ребенку выбирает его мать.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях им предстоит достичь соглашения. При отсутствии такового вопрос решается органом опеки и попечительства. Если ребенок рожден вне брака и не было установления отцовства, ему присваивается фамилия матери.

Отчество ребенку присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами или не основано на национальном обычае. Если родители в браке не состоят, отчество ребенка записывается со слов матери. Никакие совпадения отчества, фамилии, если анкетные данные касаются ребенка, чьи родители не состоят в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке, правового значения не имеют.

Семейный кодекс РФ 1995 г. значительно упрощает процедуру изменения имени и фамилии несовершеннолетнего. Она входит в компетенцию органа опеки и попечительства в отношении ребенка, не достигшего 14 лет. Позднее эта процедура осуществляется по общим правилам, относящимся к гражданам, имеющим право на получение паспорта.

Изменение имени и фамилии ребенка зависит от одного обстоятельства: раздельного проживания родителей. Согласие другого родителя, не проживающего со своим ребенком, не обязательно, но его нужно учитывать за исключением случаев, когда невозможно установить место его нахождения, при лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также при уклонении этого родителя без уважительных причин от воспитания и содержания своего ребенка.

Само собой разумеется, что при решении вопросов, связанных с определением имени, фамилии ребенка, орган опеки и попечительства руководствуется интересами несовершеннолетнего, чье согласие, когда он достиг 10-летнего возраста, на предстоящие перемены строго обязательно. Никаких исключений из общего правила здесь не существует.

Имя, отчество и фамилия ребенка могут быть изменены в результате его усыновления, на что также требуется согласие несовершеннолетнего, достигшего 10 лет. Правда, данное правило имеет исключение. Речь идет о ситуациях, когда СК РФ допускает усыновление без согласия ребенка (п. 2 ст. 132 СК РФ). Но тогда усыновителям (усыновителю) предстоит объяснить ребенку, почему изменились его анкетные данные.

Все перечисленные права относятся к числу личных, которые имеют свои отличительные особенности.

  • не подлежат отчуждению;
  • не имеют денежного эквивалента.
  • Кроме личных прав ребенок имеет права имущественные, которые впервые нашли свое отражение в ст. 60 СК РФ.

    К ним относится право:

  • на получение алиментов;
  • на причитающиеся пенсии, пособия;
  • собственности на имущество, подробный перечень которого дает ГК РФ.
  • Сюда входит имущество:

  • полученное несовершеннолетним в дар (ст. 572 ГК РФ);
  • приобретенное им по наследству по закону или по завещанию;
  • приобретенное на заработанные им средства;
  • пожертвованное ему (ст. 582 ГК РФ).
  • При определении правовой природы имущества, о котором спорят расторгающие свой брак супруги, действует абз. 2 п. 5 ст. 38 СК РФ следующего содержания: «Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов».

    В перечень имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, ГК РФ также включает:

  • денежное вознаграждение (награду) — ст. 1055 ГК РФ;
  • находку, оформленную в соответствии со ст. 228 ГК РФ;
  • клад, оформленный в соответствии с требованиями ст. 233 ГК РФ;
  • безнадзорное животное, право собственности на которое установлено согласно требованиям абз. 1 п. 1 ст. 231 ГК РФ.
  • Приобретенное на собственные средства, полученное в дар, по наследованию имущество может состоять из недвижимых и движимых вещей. К первым относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ). К недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Что же касается вещей, не относящихся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, то они п. 2 ст. 130 Г К РФ признаются движимым имуществом.

    Имущественные права несовершеннолетних имеют одну принципиальную особенность — распоряжаться ими ГК РФ позволяет определенным образом. Если ребенку не исполнилось 14 лет, он считается малолетним, и все имущественные сделки за него, от его имени совершают только родители или лица, их заменяющие (в установленном законом порядке). Но малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе совершать так называемые мелкие бытовые сделки. Принадлежность к таковым законом не определена.

    Кроме того, несовершеннолетние указанного возраста вправе самостоятельно совершать:

  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
  • Таким образом, распоряжение имущественными правами несовершеннолетнего, когда он еще не достиг определенной физической, психической степени зрелости, не позволяющей ему правильно ориентироваться в имущественной сфере своей жизни, серьезно ограничивается по вполне понятным причинам. Несколько иначе обстоит дело с несовершеннолетними 14 и более лет. Теперь ГК РФ позволяет им быть более самостоятельными при распоряжении своими имущественными правами.

    Согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 Г К РФ.
  • На все перечисленные правила практически не распространяется требование п. 1 ст. 26 ГК РФ, согласно которому заключаемые несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет сделки требуют письменного согласия их законных представителей. На самом деле вряд ли действительна уже заключенная ими сделка только при последующем ее письменном одобрении родителями, усыновителями, попечителем.

    Такое требование можно считать устаревшим, не соответствующим нашему времени, поскольку имущественная независимость подростков сильно возросла, и в ряде случаев нет смысла связывать их руки «родительской властью». Вместе с тем п. 4 ст. 26 ГК РФ все-таки в некоторых случаях позволяет ограничивать экономическую свободу несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет. Так, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей, попечителя, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего указанного возраста права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел полную дееспособность в результате досрочного вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ), эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

    Специфика имущественных прав несовершеннолетнего любого возраста заключается и в том, что они подчиняются правилам, касающимся распоряжения имуществом подопечного, которому посвящается ст. 37 ГК РФ, где сказано, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

    Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Любое из перечисленных ограничений преследует главную цель — предотвратить, не допустить нарушение имущественных прав ребенка.

    Статья 60 СК РФ содержит еще одно положение принципиального характера. Речь идет о том, что «ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию». Подобного рода правило, по сути, заимствовано из Свода законов Российской Империи, который проводил «полнейшую имущественную разделенность между родителями и детьми». В комментарии к ст. 180, 183 и 193 свода на этот счет говорится: «родительская власть не дает родителям никаких прав на имущество детей и дети не имеют никакого права на имущество родителей при их жизни».

    Существование подобного рода правила понятно для эпохи, когда частнособственнические начала определяли государственную идеологию тех времен. В наше время подобного рода правило может и должно применяться в разумных пределах, с тем чтобы оно не противоречило семейной педагогике.

    Анастасия родилась недоношенной, весом меньше двух килограммов, несколько месяцев провела в больнице. У ребенка, констатировали врачи, врожденный порок сердца и алкогольная эмбриофетопатия, т.е. задержка в развитии из-за того, что ее мать до и во время беременности беспробудно пьянствовала. За время пребывания девочки в больнице ее родная мать ни разу о ней не вспомнила и объявилась только тогда, когда врачи предложили ей отказаться от ребенка, после чего она забрала дочь домой, но спустя всего несколько месяцев врачи с помощью милиции с трудом «отбили» девочку у родителей и отвезли ее в больницу.

    О «плохой» квартире в отдел милиции сообщили из детской поликлиники. После того как девочку отправили в реанимацию, у родителей проснулась совесть. Но на следующий день приступ их раскаяния улетучился и верх над совестью взяла бутылка. О том, что творилось в стенах этой квартиры, знали окружающие, но никто не отреагировал. В течение года ребенка несколько раз увозили в больницу, но мать с отцом всякий раз со скандалом забирали дочь обратно. Поскольку родители не лишены родительских прав, девочку им возвращали. Правда, на них заведено уголовное дело по ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

    isfic.info

    Смотрите так же:

    • Ребенок 3 года температура без симптомов Ребенок 10 месяцев температура 38 7 без симптомов Посмотрите на ребенка, если есть холодные рук/ноги и/или мраморная кожа, то проблемы с сосудами и поэтому темпа не сбивается. Нужно сначала решить проблему сосудов, а потом давать жаропонижающее. Я ребенку вашего возраста давала четвертинку паппаверина. При таких симптомах ни в коем […]
    • Условия определяющие выбор методов воспитания VII. Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания 1) коллективизм: 2) цели и задачи воспитания; 3) трудовое воспитание; 4) содержание воспитания; 5) возрастные особенности школьников; 6) эстетическое воспитание; 7) уровень сформированности 8) индивидуальные особенности 9) условия […]
    • Месячные ребенку 9 месяцев Каких врачей проходят в 9 месяцев ребенку Плановый осмотр врачами в поликлинике на первом году жизни (плановая диспансеризация) Сразу же после выписки ребенка из роддома участковый педиатр приходит на дом. Частота визитов участкового педиатра не менее 4 раз (в 1-й, во 2-й день после выписки из роддома, 10-й и 20-й дни). диагностика и […]
    • Почему ребенок спит беспокойно ночью Из-за чего грудной ребенок плохо спит Почему грудничок плохо спит ночью? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратить внимание на множество факторов, которые в комплексе влияют на сон у грудничка. К ним относятся режим питания, температура воздуха в детской комнате и многое другое. По словам педиатров, беспокойно спят многие […]
    • Паронихий лечение у ребенка Простуда у ребенка – как быстро вылечить: ингаляции небулайзером, народное и медикаментозное лечение В осенне-зимний период простуда у ребенка довольно частое явление. Малыш становится капризным и вялым. При своевременно начатом лечении можно избежать осложнений. Родители не должны создавать панику, а следует окружить малыша заботой и […]
    • Лечение кашля ребенок 3 года Ребенок 3 года сильный сухой кашель Сильный кашель у ребенка, температура: что делать? Очень часто у ребенка кашель может сопровождаться высокой температурой, в данной ситуации нужно сразу же вызывать лечащего доктора. Это свидетельствует о серьезном воспалительном процессе, разных раздражителях в дыхательных органах. Кашель и высокая […]
    • Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте / ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 38. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте 38. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Игра – форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. […]
    • Почему у ребенка постоянно температура По каким причинам у детей может держаться температура 37 постоянно Субфебрильной температурой в медицинской практике называется температура в пределах между 37 и 38 градусами Цельсия, при условии, что она держится довольно длительное время – от двух недель до нескольких лет. При этом повышенная температура является единственной […]