Физического воспитания;

Развитие идейно-теоретических и научных основ

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО НАЧАЛА XX в.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ

В начале второй половины XIX в. феодально-крепос­тная система России переживала глубокий кризис. Поражение царской России в Крымской войне (1853 – 1855) особенно ярко показало всю отсталость крепостной системы. Правительство провело ряд реформ: было отменено крепостное право (1861), проведена земская (1864), военная (1874) и школьная (1860 – 1880) реформы.

Начиная с 1850 – 1860 годов проблемы физического воспитания как части общего образования и гармонического развития личности поднимались в философской, педагогической и научной литературе.

Значительный вклад в основу науки о физическом воспитании своими трудами внесли Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) и Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861). Подвергнув анализу и критике буржуазную педагогику и систему воспитания в России, они разработали новую педагогику и основные ее принципы – демократизм, народность и гуманизм. Чернышевский и Добролюбов считали, что гармоническое развитие должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К средствам физического воспитания ими относились – гигиена занятий физическими упражнениями, народные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание, а главным считался труд.

Защищая народные средства физического воспитания, Чернышевский и Добролюбов резко критиковали тех деятелей, которые навязывали иностранные методы гимнастики. Добролюбов писал по этому поводу: “Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики не съездит к нам в киргизские степи или Башкирию. Там гимнастика процветает; своего рода Олимпийские игры с борьбой и лазаньем на шесты и бегом в запуски повторяются периодически; подвиги отличившихся воспеваются степными Питардами, и во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи”.

Большой вклад в педагогическую теорию обучения, воспитания и образования внес великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870), который развил принципы народности и гармоничности, что и явилось основой его педагогической системы. В своем педагогическом сочинении “Человек как предмет воспитания” он определил воспитательную и образовательную деятельность учителя. Поднимал вопросы об индивидуальном подходе к ученикам с учетом их психолого-физиологических особенностей.

Определяя средства физического воспитания детей и подростков ориентировался на принципы народности. Считал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом. Игры ценились Ушинским за общественную направленность и отражение трудовой и бытовой жизни народа.

Его взгляды на физическое воспитание не лишены недостатков, так как трактовались с чисто биологических позиций.

В развитие теории физического воспитания большой вклад внес Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868). В своих трудах он поднимал важные вопросы о пользе и необходимости физического воспитания детей. Физическое воспитание должно содействовать оздоровлению и закаливанию организма.

Большое значение для развития естественнонаучных основ физического воспитания имели работы ученых Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

В работах русского хирурга-анатома Николая Ивановича Пирогова (1810 – 1881) была обоснована идея о зависимости строения органов тела от их функций. Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной массы. На этой основе разрабатываются принципы функциональной анатомии. Им был впервые в России издан анатомический атлас.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.

Научные положения Сеченова получили развитие в трудах русского физиолога И.П. Павлова (1849 – 1936). Его учение о высшей нервной деятельности, единстве физического и психического, об образовании условных рефлексов имело значение для изучения роли физических упражнений в формировании двигательных навыков и умений для трудовой и спортивной деятельности. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и методики физического воспитания, врачебного контроля за занимающимися физическими упражнениями.

Врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский (1834 – 1895) оставил большое литературное наследие по теории и методике физического воспитания детей. Этой теме Покровский посвятил более 70 работ. Наиболее значимый труд – “Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России”. По мнению автора, “физичес­кие упражнения способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума”. К основным средствам физического воспитания Покровский относил народные игры, ходьбу, бег, борьбу. Ценил проведение соревнований по плаванию, гребле, верховой езде, лыжам, конькам и играм, но при соблюдении правил гигиены и медицинском контроле. Отрицательно относился к упражнениям на снарядах.

studopedia.su

Теория физического воспитания детей

Основные понятия теории и методики физического воспитания. Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

В одной из бесед с учащимися о роли физической культуры и спорта в жизни человека учитель физкультуры употребил термин «теория и методика . В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного . Теория и методика физической культуры. Возникновение физического воспитания в обществе. История становления теории и методики физического . Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. Написан в соответствии с Государственным стандартом по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта». В учебнике даны .

К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование. Физическое образование – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества и познавать закономерности движений своего тела.

Степаненкова Теория И Методика Физического Воспитания Читать

По степени освоенности, техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме двигательного навыка. Поэтому часто вместо словосочетания обучение двигательным действиям используют термин формирование двигательных умений и навыков.

  1. Основные понятия теории и методики физического воспитания. Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая .
  2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. СВЯЗЬ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С .

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: физическое воспитание; физическая подготовка; .

Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врождёнными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не развитие а «воспитание физических качеств». Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. Примерно до 2. 5- летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма.

Затем до 4. 5 – 5. В дальнейшем по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.

Термин «физическая подготовка» применяют тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к спортивной, трудовой и иной деятельности. Физическая подготовка — есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в определённой деятельности, либо способствующих её освоению. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка — направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной двигательной деятельности (в конкретном виде спорта, профессии и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека. Физическое совершенство — это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются: 1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта; 2)высокая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; 3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка; 4)всесторонне и гармонически развитые физические качества; 5)владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия.

Спорт — представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам в каждом виде спорта. Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки. Раздел статьи. Теория и методика физической культуры.

softruarchitect.weebly.com

Текст книги "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста — Валентина Шебеко"

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Валентина Николаевна Шебеко

Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Дополнительная специальность» 3-е издание, исправленное

кафедра физического воспитания Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики детства и семьи Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова В.Л. Шишкина

Современное образование акцентировано на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», найти свое место и определить социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное самосозидание. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования не являются самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования – обеспечить наилучшие условия для саморазвития личности. Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная постоянно саморазвиваться, является той целью, на достижение которой направлены сегодня все усилия педагогики как науки.

Изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, и корректировка самих целей обучения вызывают необходимость создания новых учебных пособий, в которых с помощью всей системы дидактических средств, форм и методов моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности будущего специалиста.

Данное учебное пособие адресовано студентам педагогических вузов, изучающим дисциплину «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». Его цель – помочь будущим специалистам освоить свою профессию, развить познавательную и профессиональную мотивацию, личностный смысл процесса учения, личностную позицию в решении задач физического воспитания детей, вооружить необходимым объемом знаний и навыков, обязательных для методической и организаторской деятельности.

Объективная необходимость написания пособия обусловлена стремлением к целостному осмыслению разнообразных научно-практических знаний о теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста, освещению накопленного в Республике Беларусь за последние годы научно-практического опыта в данном направлении.

При подготовке учебного пособия были использованы основные теоретические положения учебной и учебно-методической литературы прошлых лет: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (В.В. Кенеман,

Д.В. Хухлаева, 1978); «Физическая культура в детском саду» (Т.И. Осокина, 1978); «Развитие двигательной функции у детей» (Э.С. Вильчковский, 1983); «Теория и методика физического воспитания и спорта» (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000); «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» (Э.Я. Степаненкова, 2001), а также новейшие достижения современных педагогических исследований: «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» (Т.Л. Богина, 2005); «Лечебная физкультура для дошкольников» (О.В. Козырева, 2006); «Физическое воспитание дошкольников» (В А. Шишкина, 2007).

В данном пособии отражены также результаты собственных научных исследований автора, в частности по вопросам личностно ориентированного физического воспитания, индивидуального подхода в физкультурном занятии, развития и совершенствования двигательных способностей детей, имеющих признаки психомоторной одаренности, и др.

Автор выражает глубокую признательность рецензентам рукописи – коллективу кафедры физического воспитания Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина (особенно кандидату педагогических наук, доценту О.М. Афонько) и кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики детства и семьи Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова В.А. Шишкиной.

Все отзывы и пожелания просьба направлять по адресу: издательство «Вышэйшая школа», пр. Победителей, 11, 220048, Минск, Республика Беларусь.

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. История развития теории и методики физического воспитания детей

Отечественная теория физического воспитания детей дошкольного возраста формировалась на протяжении нескольких десятилетий на основе многих наук о человеке (педагогика, теория и методика физического воспитания, анатомия и физиологии, медицина, гигиена, биология, психология и т. д.). Она несет в себе огромный научно-методический потенциал. В настоящее время определены задачи и средства физкультурно-оздоровительной работы с детьми, отобрано и апробировано содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях, фундаментально разработаны многие методические аспекты проблемы.

Попытка создания теории физического воспитания детей дошкольного возраста была предпринята в 20-е гг. XX в. Дошкольным учреждениям, массово открывавшимся в то время, нужны были кадры, владеющие необходимыми знаниями и практическими навыками физического воспитания детей. Специальные научные исследования в этом направлении тогда еще не проводились, поэтому в практике работы детских садов применялись многие положения общей системы физического воспитания. Например, цель и задачи физического воспитания людей разного возраста связывались с подготовкой к труду и защите Родины. Механически они были перенесены и на дошкольный возраст.

В развитие теории и практики физического воспитания дошкольников огромный вклад внесли работы В.В. Гориневского, Л.И. Чулицкой, Е.А. Аркина, Н.А. Метлова, Е.Г. Леви-Гориневской, Н.И. Озерецкого и др. Выдвинутые ими идеи заложили основы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Особенно успешными в развитии теории физического воспитания дошкольников можно назвать 50—80-е гг. XX в. В этот период были проведены фундаментальные научные исследования, определившие базис теории и методики физического воспитания детей. Концептуально значимыми явились исследования, определившие значение и виды физических упражнений для дошкольников, методики формирования у детей двигательных умений и навыков, средства, формы и методы физического воспитания, с помощью которых решались оздоровительные задачи. В первых научных исследованиях по проблеме развития движений детей (А.И. Быкова, Е.Г. Леви-Гориневская) было показано значение этого вида работы, определены нормативы физической подготовленности (для детей 4–7 лет).

Известный ученый А.В. Кенеман раскрыла закономерности, методы и приемы успешного обучения детей двигательным действиям. Под ее руководством в 1968 г. был создан учебный курс «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Многочисленные научные исследования по проблеме формирования двигательных умений, развития физических качеств у дошкольников проведены в 1970—1980-е гг. специалистами НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина, Е.И. Вавилова, А.Д. Удалая), исследователями Украины (Э.С. Вильчковский, Г.В. Шалыгина), Армении (О.Г. Аракелян), Белоруссии (З.И. Ермакова, Л.В. Карманова, В.А. Шишкина), Латвии (С.Я. Лайзане), Литвы (Ю.Ю. Рауцкис). Показатели физической подготовленности детей оказались более высокими, чем полученные Е.Г. Леви-Гориневской в 1950-е гг. В результате были уточнены задачи в области физического воспитания детей, предложены новые обучающие методики, созданы учебно-методические пособия по физкультуре.

Полученные данные о возрастных возможностях развития движений явились основанием для значительного повышения программных требований к формированию двигательной функции у дошкольников.

Обучение детей спортивным упражнениям и играм также вызвало научный интерес. Были разработаны методики и системы занятий по обучению дошкольников плаванию (Т.И. Осокина), ходьбе на лыжах (М.П. Голощекина), катанию на коньках (Л.Н. Пустынникова), освоению элементов спортивных игр (Е.И. Адашкявичене, В.Г. Гришин). Значительное число научных исследований было посвящено подвижным играм. Идея внедрения подвижных игр в практику работы дошкольных учреждений получила развитие в работах Е.А. Аркина, А.В. Кенеман. Было установлено положительное воздействие подвижных игр на формирование основных движений (Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева), развитие творческих способностей дошкольников (Э.Я. Степаненкова).

Большое внимание уделялось поиску эффективных форм и методов физического воспитания дошкольников. Результаты исследований привели к определенным педагогическим установкам. В практике утвердилась ежедневная утренняя гимнастика, широкое применение нашли различные виды активного отдыха, физкультурные минутки. Сложилось представление о физкультурном занятии как основной форме обучения детей двигательным умениям и навыкам. Опытным путем (в том числе в лабораторных условиях) определялись оптимальные физические нагрузки для детей на занятии, на основании чего были разработаны методические рекомендации по содержанию занятий, их структуре, специфике проведения в разных возрастных группах. В практику внедрялись различные виды физкультурных занятий, в том числе нетрадиционные: с включением многократных беговых упражнений, с целевой установкой на формирование выносливости (В.Г. Фролов), комплексные с элементами речевой, художественной и других видов деятельности (Л.Д. Глазырина).

Особый интерес вызывала у исследователей проблема двигательной активности детей. На основании фундаментальных работ физиологов, гигиенистов, врачей было установлено, что в дошкольном возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования всех систем и функций организма и его развития в целом, в связи с чем в работах педагогов большое внимание стало уделяться проблеме коррекции психических и психомоторных отклонений с использованием физических упражнений. Доказано положительное влияние воздействия корригирующих программ физического воспитания на психомоторное развитие ребенка (М.Ю. Кистяковская, Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и др.).

Педагогическими исследованиями (Г.В. Сендек, Т.И. Осокина, В.А. Шишкина, М.А. Рунова, Э.С. Вильчковский) были определены возрастные суточные нормы продолжительности и объема двигательной активности (в условных шагах), формы ее организации, методы руководства. Это позволило конкретизировать теоретические представления о двигательной активности детей и внести обоснованные рекомендации для создания двигательного режима в дошкольном учреждении.

Предметом специальных исследований стала интенсификация двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Значительные результаты в увеличении объема двигательной деятельности дошкольников достигнуты Ю.Ю. Рауцкисом – за счет рационального подбора и распределения физических упражнений в основной части занятия, Л.В. Кармановой – путем широкого использования на занятиях спортивных упражнений и элементов спортивных игр, Д.Н. Селиверстовой – благодаря объединению обычных занятий с круговой тренировкой. Для широкого использования полученных результатов было представлено годовое планирование физкультурно-оздоровительных форм работы в разных возрастных группах детского сада.

Возросшие требования к двигательной сфере ребенка обусловили необходимость разработки проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Критериями отбора индивидуальных методов работы явились показатели физической подготовленности дошкольников (В.Н. Шебеко), типологические особенности высшей нервной деятельности детей (Л.В. Карманова), степень двигательной активности ребенка (М.А. Рунова, В.А. Шишкина). При индивидуально-дифференцированном обучении значительно улучшались показатели физического развития и физической подготовленности, а также показатели физического здоровья детей.

Определенный итог этапа развития теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста был подведен созданием в 1984 г. сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР типовой программы «Физическая культура в детском саду». Она свидетельствовала о качественном скачке в системе физического воспитания детей. В программе было отражено многообразие форм и функций физической культуры дошкольников, показаны формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, впервые практически заложена идея организации двигательного режима, представлена целостность процесса развития движений у детей от рождения до 7 лет. Следует подчеркнуть исключительное значение данной программы как базиса для разработки инновационных направлений физического воспитания детей и вариативных программ в последующие годы, поскольку все материалы исследования были получены в контексте идеи изучения ребенка в единстве его физических и психических возможностей.

Девяностые годы XX в. характеризовались резким ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни населения, что отрицательно сказалось на системе дошкольного образования в целом и физическом воспитании детей в частности. Обострившиеся противоречия в системе образования вызвали необходимость инноваций в постановке задач, содержании, формах, методах физкультурно-оздоровительной работы. Особенности этого этапа развития теории и методики физического воспитания – переосмысление накопленного научного и практического потенциала и поиск путей его совершенствования. Эти задачи являются главными и в настоящее время.

1.2. Основные понятия теории и методики физического воспитания

Для изучения вопросов теории физического воспитания большое значение имеет правильное понимание основных, исходных понятий.

Понятие отражает наиболее существенные взаимосвязанные признаки предметов и явлений. Содержание понятия раскрывается в системе суждений, умозаключений и выражается терминами. Овладение основными понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание. Методика физического воспитания дошкольников является частью общей теории и методики физической культуры и пользуется едиными понятиями.

Физической культурой называется вид общей культуры, одна из сфер социальной деятельности людей по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического развития человека по самореализации его духовных и физических способностей. Исторически физическая культура складывалась под влиянием прежде всего практических потребностей общества в полноценной подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере развития систем образования и воспитания она становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. В связи с научно-технической революцией в физической культуре произошли сложные изменения. Она стала объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. На этом фоне в каждой подсистеме физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация) специфично представлены духовные начала, связанные с интеллектуальными и социально-психологическими компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, отношений.

Физическая культура личности – это устойчивое личностное качество, обусловливающее заботу человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния.

Основными показателями физической культуры личности как свойства и характеристики отдельного человека являются:

• степень овладения разнообразными двигательными умениями и навыками;

• уровень знаний об организме, физическом состоянии, средствах воздействия на него и методах их применения;

• готовность оказать помощь другим людям в оздоровлении и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков.

В настоящее время формирование физической культуры личности связано с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания физкультурной работы (овладение практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья; развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности; самоопределение в физической культуре; обеспечение общей физической подготовленности; приобретение опыта творческого использования физкультурной деятельности и т. д.).

Физическое воспитание – это педагогическая система использования средств физической культуры с целью содействия гармоническому развитию человека. Физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Оно обеспечивает управляемое воздействие на физическое развитие человека, в том числе на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем, способствует наиболее полной реализации генетической программы, обусловливающей биологический уровень разностороннего физического развития конкретного индивида.

Физкультурная деятельность – это форма отношения человека к окружающей действительности. Благодаря ей осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры. Физкультурная деятельность направлена на решение задач физического воспитания. Только через активную физкультурную деятельность возможно приобщение человека к ценностям физической культуры, превращение их в достояние конкретной личности.

Физкультурная деятельность представляет собой систему, подчиняющуюся всем закономерностям системного целого. Основные ее виды – физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-реабилитационная. Все они связаны с удовлетворением многообразных потребностей человека в сфере физической культуры через сознательную окультуренную двигательную деятельность. В целом физкультурная деятельность направлена на физическое совершенствование личности на пути ее гармонического развития. Она не ограничивается развитием и формированием только телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его внутренним миром. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи.

Эффективность физкультурной деятельности определяется потребностно-мотивационным звеном (формирование потребностей, мотивов, ценностных ориентаций человека), а также овладением определенным уровнем знаний. Эти характеристики способствуют социализации личности в процессе физкультурной деятельности и в то же время являются одним из показателей уровня ее физического совершенства. В процессе именно этой деятельности и формируется физическая культура каждого конкретного человека.

Физическое развитие – закономерный процесс изменения форм и функций организма на протяжении жизни человека. Этот процесс характеризуется качественными и количественными показателями. Количественными показателями физического развития являются изменения размеров и массы тела. Качественные показатели характеризуют изменение функциональных возможностей организма, которые выражаются в изменениях отдельных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость), а также общего уровня работоспособности.

Физическое развитие характеризуется, кроме того, показателями здоровья, отражающими морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма.

Движение — одно из проявлений жизнедеятельности организма, обеспечивающее возможность его активного взаимодействия с окружающей средой. Движения человека контролируются центральной нервной системой (ЦНС), которая направляет деятельность органов движения на выполнение той или иной задачи, реализуемой в последовательных мышечных сокращениях. Эту форму двигательной активности называют произвольными движениями. Движения, преследующие решение конкретной задачи и на этой основе объединенные в определенную систему, составляют двигательное действие.

Физические упражнения – это движения или двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. С одной стороны, физические упражнения рассматриваются как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного его повторения с целью воздействия на физические и психические свойства человека.

Двигательная активность – естественная потребность в движении, удовлетворение которой является условием разностороннего развития человека. Важный компонент двигательной активности – физические упражнения, направленные на развитие и физическое совершенствование людей. Недостаточность двигательной активности – гиподинамия – неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма.

Физическая подготовка – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей человека.

Физическая подготовленность – сформированность жизненно важных двигательных умений и навыков, достигнутый уровень развития двигательных способностей и работоспособности человека.

Физическое совершенство – высший уровень физической культуры личности, результат реализации социальной программы физического развития. Оно включает совокупность таких специальных знаний и убеждений, навыков и привычек, качеств и потребностей, единство которых обеспечивает успешное выполнение различных видов деятельности. Физическое совершенство предполагает высокий уровень здоровья, биологической надежности организма, его морфофункциональных систем, максимальное раскрытие наследственных предпосылок и возможностей.

Спорт – специфический вид деятельности, направленный на выявление предельных возможностей человека. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной деятельности.

Теория и методика физического воспитания — наука, обеспечивающая необходимый уровень знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры.

iknigi.net

Теория И Методика Физического Воспитания Учебник

Читать: Аннотация. Читать: От авторов. Читать: Часть i теория и методика физического воспитания. Читать: Глава 1. общая характеристика теории и методики физического воспитания. Читать: Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе.

Читать: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия. Читать: Глава 2.

  • В учебнике рассматриваются теория и методика физического воспитания, система физической культуры и спорта России, организация и проведение.
  • Понятия теории физической культуры и спорта, изложены вопросы теории и методики физического воспитания, содержатся методические основы.
  • Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики фи зической Традиционные термины и понятия теории физического воспитания.
  • В книжном интернет магазине OZON можно купить учебник теория и методика физического воспитания и спорта от издательства кнорус. Кроме этого в.

система физического воспитания в российской федерации. Читать: 2. система физического воспитания, ее основы. Читать: 2.

Основные понятия теории и методики физического воспитания : методические комплексы-программы, учебники, учебные пособия, научное. Теория и методика физического воспитания и спорта Учебник рассчитан на подготовку учителей общеобразовательных школ, преподавателей ПТУ.

Теория И Методика Физического Воспитания Учебник Васильков

Теория И Методика Физического Воспитания Учебник Дошкольников

В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются Первая часть посвящена вопросам теории и методики физического воспитания : Учебник написан в соответствии с новой программой изучения. В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного. Написан в соответствии с Государственным стандартом по дисциплине « Теория и методика физического воспитания и спорта». В учебнике даны.

цель и задачи физического воспитания. Читать: 2. общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания. Читать: Глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания.

Читать: 3. связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания. Читать: 3.

технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту. Читать: Глава 4. средства и методы физического воспитания. Читать: 4. средства физического воспитания. Читать: 4.

методы физического воспитания.

Читать: Глава 5. общеметодические и специфические принципы физического воспитания.

Читать: 5. иерархия принципов в системе физического воспитания. Читать: 5. общеметодические принципы. Читать: 5.

специфические принципы физического воспитания. Читать: Глава 6. основы теории и методики обучения двигательным действиям.

Читать: 6. двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Читать: 6.

основы формирования двигательного навыка. Читать: 6. структура процесса обучения и особенности его этапов. Читать: Глава 7.

теоретико-практические основы развития физических качеств. Читать: 7. понятие о физических качествах. Читать: 7. сила и основы методики ее воспитания.

Читать: 7. скоростные способности и основы методики их воспитания.

Читать: 7. выносливость и основы методики ее воспитания. Читать: 7. гибкость и основы методики ее воспитания. Читать: 7.

двигательно-координационные способности и основы их воспитания. Читать: Глава 8 формы построения занятий в физическом воспитании. Читать: 8. классификация форм занятий в физическом воспитании.

Читать: 8. характеристика форм занятий физическими упражнениями. Читать: Глава 9. планирование и контроль в физическом воспитании. Читать: 9.

планирование в физическом воспитании. Читать: 9. педагогический контроль и учет в физическом воспитании. Читать: Глава 10. физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Читать: 10.

значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Читать: 10.

возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и Глава 11. физическое воспитание детей школьного возраста. Читать: 11. социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Читать: 11.

возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьно11. средства физического воспитания детей школьного возраста. Читать: 11.

физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Читать: 11. физическое воспитание детей среднего школьного возраста.

Читать: 11. физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Читать: 11. физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

Читать: 11. формы организации физического воспитания школьников. Читать: 11.

физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальн11. 10. урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение. Читать: 11. 11.

профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры. Читать: Глава 12.

технология разработки документов планирования по физическому воспитанию. Читать: 12. общий план работы по физическому воспитанию.

годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию. Читать: 12. поурочный рабочий (тематический) план на четверть. Читать: 12. план-конспект урока.

Читать: Глава 13. физическое воспитание студенческой молодежи. Читать: 13.

значение и задачи физического воспитания студентов. Читать: 13. содержание программы физического воспитания студентов. Читать: 13.

возрастные особенности контингента обучающихся в вузе. Читать: 13. методические основы физического воспитания в вузе.

особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях. Читать: 13. методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной ф13. формы организации физического воспитания студентов.

Читать: Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности. Читать: 14. особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого воз14.

физическая культура в режиме трудового дня. Читать: 14.

физическая культура в быту трудящихся. Читать: 14. контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениям15.

содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями. Читать: Глава 16.

профессионально-прикладная физическая подготовка. Читать: 16. назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Читать: 16. построение и основы методики ппфп.

Читать: Часть ii теория и методика спорта. Читать: Глава 17. общая характеристика спорта. Читать: 17. основные понятия, относящиеся к спорту. классификация видов спорта.

Читать: 17. социальные функции спорта. основные направления в развитии спортивного движения.

Читать: 17. характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки.

Читать: 17. спортивные достижения и тенденции их развития.

Читать: Глава 18. основы спортивной тренировки. Читать: 18.

цели и задачи спортивной тренировки. Читать: 18. средства спортивной тренировки. Читать: 18.

методы спортивной тренировки. Читать: 18.

принципы спортивной тренировки. Читать: 18.

основные стороны спортивной тренировки. Читать: 18. тренировочные и соревновательные нагрузки. Читать: Глава 19. основы построения процесса спортивной подготовки.

Читать: 19. спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура.

Читать: 19. построение тренировки в малых циклах (микроциклах). Читать: 19.

построение тренировки в средних циклах (мезоциклах). Читать: 19. построение тренировки в больших циклах (макроциклах). Читать: Глава 20.

технология планирования в спорте. Читать: 20. 1, общие положения технологии планирования в спорте.

Читать: 20. планирование спортивной подготовки в многолетних циклах. Читать: 20. планирование тренировочно- соревновательного процесса в годичном цикле.

Читать: 20. оперативное планирование. Читать: Глава 21. комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена.

Читать: 21. контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями. Читать: 21. контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Читать: 21.

контроль за факторами внешней среды. Читать: 21.

учет в процессе спортивной тренировки. Читать: Глава 22. спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

Читать: Часть iii теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры. Читать: Глава 23. общая характеристика оздоровительной физической культуры.

Читать: 23. оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Читать: 23. содержательные основы оздоровительной физической культуры. Читать: Глава 24.

теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры. Читать: 24. основы построения оздоровительной тренировки.

Читать: Аннотация. Читать: От авторов. Читать: Часть i теория и методика физического воспитания. Читать: Глава 1.

общая характеристика теории и методики физического воспитания. Читать: Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Читать: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия. Читать: Глава 2. система физического воспитания в российской федерации. Читать: 2.

система физического воспитания, ее основы. Читать: 2.

цель и задачи физического воспитания. Читать: 2. общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания. Читать: Глава 3.

направленное формирование личности в процессе физического воспитания. Читать: 3. связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.

технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту. Читать: Глава 4. средства и методы физического воспитания. Читать: 4.

средства физического воспитания. Читать: 4.

методы физического воспитания. Читать: Глава 5. общеметодические и специфические принципы физического воспитания. Читать: 5. иерархия принципов в системе физического воспитания.

Читать: 5. общеметодические принципы. Читать: 5.

специфические принципы физического воспитания. Читать: Глава 6.

основы теории и методики обучения двигательным действиям. Читать: 6. двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Читать: 6.

основы формирования двигательного навыка. Читать: 6.

структура процесса обучения и особенности его этапов. Читать: Глава 7. теоретико-практические основы развития физических качеств.

Читать: 7. понятие о физических качествах. Читать: 7.

сила и основы методики ее воспитания. Читать: 7.

скоростные способности и основы методики их воспитания. Читать: 7.

выносливость и основы методики ее воспитания. Читать: 7.

гибкость и основы методики ее воспитания. Читать: 7. двигательно-координационные способности и основы их воспитания. Читать: Глава 8 формы построения занятий в физическом воспитании.

Читать: 8. классификация форм занятий в физическом воспитании. Читать: 8.

характеристика форм занятий физическими упражнениями. Читать: Глава 9. планирование и контроль в физическом воспитании. Читать: 9. планирование в физическом воспитании.

Читать: 9. педагогический контроль и учет в физическом воспитании. Читать: Глава 10. физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

Читать: 10. значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Читать: 10. возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и Глава 11. физическое воспитание детей школьного возраста.

Читать: 11. социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Читать: 11.

физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Читать: 11. физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Читать: 11.

физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Читать: 11. физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальн11. 10. урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение. Читать: 11. 11. профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.

Читать: Глава 12. технология разработки документов планирования по физическому воспитанию. Читать: 12.

общий план работы по физическому воспитанию. Читать: 12. годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию. Читать: 12.

поурочный рабочий (тематический) план на четверть. Читать: 12.

план-конспект урока. Читать: Глава 13. физическое воспитание студенческой молодежи.

Читать: 13. значение и задачи физического воспитания студентов. Читать: 13.

содержание программы физического воспитания студентов. Читать: 13. возрастные особенности контингента обучающихся в вузе.

Читать: 13. методические основы физического воспитания в вузе. Читать: 13.

особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях.

Читать: 13. методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной ф13. формы организации физического воспитания студентов.

физическая культура в режиме трудового дня. Читать: 14. физическая культура в быту трудящихся. Читать: 14.

контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениям15. содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями. Читать: Глава 16. профессионально-прикладная физическая подготовка.

назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Читать: 16.

построение и основы методики ппфп. Читать: Часть ii теория и методика спорта. Читать: Глава 17. общая характеристика спорта.

Читать: 17. основные понятия, относящиеся к спорту. классификация видов спорта.

Читать: 17. социальные функции спорта. основные направления в развитии спортивного движения. Читать: 17. характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки.

цели и задачи спортивной тренировки. Читать: 18.

средства спортивной тренировки. Читать: 18. методы спортивной тренировки.

Читать: 18. принципы спортивной тренировки.

Читать: 18. основные стороны спортивной тренировки. Читать: 18. тренировочные и соревновательные нагрузки. Читать: Глава 19.

основы построения процесса спортивной подготовки. Читать: 19. спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Читать: 19.

построение тренировки в малых циклах (микроциклах). Читать: 19.

технология планирования в спорте. Читать: 20. 1, общие положения технологии планирования в спорте. Читать: 20. планирование спортивной подготовки в многолетних циклах. Читать: 20.

планирование тренировочно- соревновательного процесса в годичном цикле.

контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями. Читать: 21. контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Читать: 21.

контроль за факторами внешней среды. Читать: 21. учет в процессе спортивной тренировки.

Читать: Глава 22. спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

Читать: Часть iii теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры. Читать: Глава 23. общая характеристика оздоровительной физической культуры. Читать: 23.

оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Читать: 23.

содержательные основы оздоровительной физической культуры. Читать: Глава 24. теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры. Читать: 24. основы построения оздоровительной тренировки.

ugledartracker.weebly.com

Смотрите так же:

  • Наркоз для лечения зубов ребенку Опасно ли лечить зубы ребенку под наркозом и как проводится процедура Почти у каждого из нас с детства припасена история про поход к стоматологу, обернувшийся последующим хроническим неврозом, который дает о себе знать каждый раз, когда предстоит визит к «зубному». Для людей, чье детство пришлось на конец XX века, ярки воспоминания о […]
  • Здоровый образ жизни семьи залог здоровья ребенка Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Человеческое дитя – здоровое…развитое… это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого? Об этом мы и хотели бы […]
  • Обзор статей журнала дошкольное воспитание Joomla 1.5 Template By Youjoomla.com Самые читаемые страницы Краткий обзор журналов «Свободное воспитание» Краткий обзор журналов «Свободное воспитание» (из фондов БУК «Омский музей просвещения») Общественное движение в России на рубеже XIX - начала XX вв., перемены в общественной и духовной жизни не могли не повлиять на развитие […]
  • Воспитание развитие обучение социализация Портал "Изба-Читальня" - Ваш успех в учебе и работе! Центральной проблемой в настоящее время является раскрытие категории социализации, рассмотрение проблемы перехода от биологического существования к жизни в качестве социализированной личности. В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин […]
  • Почему ребенок 2 года не спит днем Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением […]
  • Зайцев ребенок и уход за ним Скачать: Ребенок и уход за ним , Бенджамин Спок Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку". Доктор Спок пересмотрел, обновил и расширил эту книгу - "свод законов детского счастья и здоровья", испытанный на […]
  • Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ Понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений. В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности […]
  • Почему не спят грудные дети ночью спать Почему дети не спят по ночам? Все родители маленьких детей переживают, почему те не спят по ночам. Непрерывный, “нормальный” ночной сон уже стал Святым Граалем в вопросе воспитания детей. Да, некоторым людям повезло так же, как и Гвинет Пэлтроу, и их дети спят всю ночь как взрослые, но для большинства родителей такая ситуация – далекая […]