Тип личности ребёнок взрослый

Можете ли вы вспомнить последние двадцать четыре часа своей жизни?

Были ли моменты, когда вы чувствовали, думали и вели себя как ребенок?

А может быть, в вашем поведении, мышлении, чувствах отражалось то, что вы когда-то усвоили в детстве от родителей?

Наверняка вспомните также моменты, когда вы непосредственно реагировали на события, при этом не впадали в детство, а вели себя как взрослый человек, каким вы и являетесь на самом деле.

Если у вас получилось выполнить это маленькое упражнение, то, конечно же, вы заметили, что речь идет о трех разных способах взаимодействия с миром. Или, как говорят психологи, о различных эго-состояниях человека.

— Родительское состояние характеризуется усвоенными от родителей шаблонами, стереотипами социального поведения, правилами и запретами.

— Состояние взрослого — это рациональное, аналитическое начало, живет по принципу «здесь и сейчас».

— Состояние ребенка — эмоциональное, интуитивное, инстинктивное реагирование на жизненные обстоятельства.

Представьте, что вы едете за рулем своей машины. Дорога заполнена другими автомобилями, движение весьма оживленное. Каждую секунду вы вынуждены оценивать окружающую обстановку: скорость других машин, дорожные знаки, свое состояние и состояние своей машины. В этот момент вы максимально внимательны и сосредоточены, адекватно на все реагируете и поэтому находитесь в так называемом состоянии «Взрослого».

Вдруг вас лихо обгоняет другой водитель, грубо нарушая при этом правила дорожного движения. На доли секунды вы чувствуете страх перед возможной аварией и снижаете скорость. Все это время вы находитесь в состоянии «Взрослого». Чувство страха — это адекватная реакция организма на опасную ситуацию. Оно помогло вам быстро отреагировать и предотвратить возможную аварию. Когда машина нарушителя исчезает вдали, вы слегка расслабляетесь и с возмущением говорите: «Таких водителей и близко к дороге нельзя подпускать. Будь моя воля, я бы лишил его водительских прав навсегда!»

Обратите внимание, сейчас вы незаметно для себя перешли в состояние «Родителя». Очень может быть, что ваш отец когда-то говорил такую же фразу, когда с ним случалось что-то подобное.

Итак, через некоторое время, вы подъезжаете к своему офису, смотрите на часы и понимаете, что опоздали на важную встречу из-за пробок и безумных водителей. Сердце сжимается и на мгновение вас охватывает паника. Сейчас вы перешли в состояние «Ребёнка» (приблизительно тоже самое, вы могли испытать, когда опаздывали в школу, где вас ждало наказание от учителя).

Ощущение паники — это реакция на старые воспоминания, а не на то, что может произойти с вами сейчас как со взрослым человеком. В такой момент мы не осознаем, что на мгновение попадаем в детство.

Потом вы вдруг сами себе говорите: «Стоп! В чем собственно дело? Чего это я разнервничался? Мой начальник отлично знает, какие пробки в это время в городе, да и информация, которую он сейчас получит от меня его очень обрадует. Не будет у него вр5мени делать мне замечания».

Вы опять находитесь в состоянии «Взрослого». Ваше тело расслаблено и вы улыбаетесь. Поднимаясь по ступенькам, вы мурлычете себе под нос милую песенку, вы смеетесь смехом взрослого человека, а не нервным смехом запуганного ребенка.

Здоровой и целостной личности надо всего три эго-состояния.

«Взрослый» нужен для решения возникающих «здесь и сейчас» различных проблем. Он помогает нам эффективно справляться с трудностями жизни.

Чтобы вписываться в законы общества, нам необходим набор правил, отраженный в нашем «Родителе».

В состоянии «Ребенка» мы находим доступ к детской непосредственности, интуиции, творческому потенциалу.

Если упростить, то получиться:

«Когда я мыслю — я Взрослый,

когда я чувствую — я Ребенок,

когда я оцениваю — я Родитель».

В состоянии «Ребенка» я воспроизвожу мысли, чувства, поведение, которые были у меня в детстве.

В состоянии «Родителя» то, что я скопировал в прошлом у своих родителей или других авторитетных фигур.

И только в состоянии «Взрослого» я откликаюсь на то, что происходит, со всей полнотой своей взрослой, нынешней личности.

Денису семнадцать лет. Он с гордостью называет себя — «бунтарь». Он исключает из структуры своей личности «Родителя» и старается не руководствоваться в своей жизни правилами, шаблонами, установками и советами старших. Пока его это забавляет, но окружающие замечают, что в каждой ситуации он отыскивает свой вариант решения и затрачивает на это слишком много усилий и времени. Как бы живет «в холостую».

Олегу — тридцать. Он слишком серьезен и ответственен. Ему кажется, что успешные люди — это люди серьёзные и мало улыбающиеся. Ему хочется быть похожим на своего босса, солидного пожилого господина, которому недавно исполнилось 65 лет. У Олега проблемы с эго-состоянием «Ребенка». Он производит на окружающих впечатление эмоциональной холодности, бесчувственности и не располагает к близкому общению.

При исключении эго-состояния «Взрослого» человек плохо анализирует жизненные события, часто принимает ошибочные решения.

Лене уже двадцать восемь. Она образована, мила и непосредственна. Живет легко и весело. Все ее жизненные вопросы до сих пор решают ее родители. Сама Лена считает, что это выгодно, — ни о чем «не болит голова». Как долго она продержится в этом состоянии неизвестно, но, скорее всего, привычка сделает свое дело и, чтобы не выходить из удобной роли, она и мужа будет подыскивать себе приблизительно такого, как папа и мама.

С этой точки зрения можно анализировать взаимодействие людей друг с другом, понять истоки трудностей и конфликтов. Каждый человек находится в определённом эго-состоянии. Когда один из общающихся, получает отклик из ожидаемого эго-состояния партнёра, то общение может продолжаться довольно долго. Если нет — чаще всего в этот момент и возникает конфликт.

«Контролирующий Родитель». Позитивное проявление — дает ребенку защиту, открывает перспективы, даёт рекомендации как жить. Негативное проявление — назидает, предполагает послушание, ограничивает, командует, контролирует. Считает, что прав только он.

«Заботливый Родитель». Позитивное проявление_ — стимулирует, поддерживает, вдохновляет, усиливает потенциал человека.

Негативное проявление — гиперопекает, делает за человека то, что он и сам может сделать.

«Взрослый». Делает логические умозаключения, принимает ответственные решения, воплощает свои идеи в жизнь.

«Адаптивный ребенок». Воспитанный, послушный, дисциплинированный, но безынициативный, «запуганный».

«Свободный ребенок». Раскрепощенный, делает то, что хочет, поведение спонтанное, непосредственный и творческий.

«Бунтующий ребенок». Непослушный, грубый, часто идет на конфликт и многое делает наоборот. С ним тяжело договориться.

Эта модель позволяет взглянуть на себя «со стороны», понять поведение своих детей, мужа или жены, сотрудников. Конечно, этого недостаточно для разрешения всех ситуаций, возникающих в жизни, но понимание — первый шаг к разрешению проблемы.

Алена пришла ко мне с просьбой разобраться в ее ситуации. Мужчина, с которым она встречается уже семь месяцев, предложил ей руку и сердце. Отношения с ним очень хорошие, но Алена обратила внимание на странную тенденцию: все ее идеи, мысли и поступки придирчиво оцениваются ее женихом. Она ничего не может сделать самостоятельно, он старается все контролировать, требует отчета и часто повторяет, что она еще не знает жизни, разница в возрасте у них — шесть лет. Алена — человек творческий, чувствует себя взрослой и способной не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Она мирилась с ситуацией в начале знакомства, принимая такое поведение за заботу. Сейчас стало очевидным то, что он все хочет контролировать, что в дальнейшем может привести к ссорам.

В общении, жених Алены постоянно находится в эго-состоянии «Контролирующего Родителя», загоняя тем самым Алену в состояние «Ребенка». Алена же, старается оставаться во «Взрослом» состоянии или автоматически попадает в «Бунтующего Ребенка». Отсюда, и довольно часто возникающие, разногласия. Самый же лучший вариант для пары — это учиться общаться с позиций «Взрослый» — «Взрослый».

Муж жене: «Ужасно устал. Сделай мне горячего чая».

Жена (обнимая мужа): «Уже несу, дорогой. А что тебе еще приготовить?»

Супруг находится в эго-состоянии Взрослого (В), жена — Заботливый Родитель (ЗР). В паре хорошие отношения. Состояние (ЗР) связано с помощью, заботой и базируется на искреннем уважении к человеку. Поэтому если один из партнеров занимает положение (ЗР), а второй (В), или если периодически они меняются этими ролями, в их отношениях, скорее всего, будет царить гармония и взаимопонимание.

Жена (резким голосом): «Я тоже сегодня вымоталась, но я же не прошу у тебя чай. Сделай сам».

На первый взгляд в самой фразе мужа нет ничего такого, что могло бы вызвать отрицательную реакцию жены. Но по тому как она отреагировала, можно судить о том, что в словах мужа, в его интонации она слышит нотки приказного порядка. Когда-то таким тоном с ней разговаривали ее родители, учителя, которые оценивали ее критично и командовали ею: «Марш в постель! Вытри пыль! Вынеси ведро!».

Сейчас взрослая женщина уже не может допустить такой оскорбительный тон и не желает, чтобы ею кто-то командовал. Она ждет просьбу, учитывающую и ее интересы: «Если тебе не трудно, сделай мне, пожалуйста, чашку чая. Отдохну пару минут и помогу тебе по хозяйству».

В описанном примере, муж, сам того не желая, занял позицию Родителя-Командира и вместо чашки чая получил бунтующий ответ огрызающегося Ребенка. Чем чаще он будет обращаться со своей женой как Критикующий Родитель (КР), тем чаще это будет приводить к упрямству и конфликтам со стороны жены.

Для того, чтобы легко общаться с окружающими очень важно знать свое «любимое» эго-состояние.

Вы можете более четко в этом определиться, если:

1. Понаблюдаете, как вы общаетесь с близкими, сотрудниками, друзьями в течение нескольких дней.

2. Определите, какие реакции чаще всего у вас возникают: вы спорите, опекаете кого-то, «учите жить», жалуетесь.

3. Запишите, кем вы бываете чаще — Взрослым, Родителем (Контролирующим или Заботливым) или Ребенком (Бунтующим, Свободным, Адаптивным)?

4. Если вы хотите, например, сознательно контролировать своего Родителя-Критика и чаще бывать Заботливым Родителем, опишите человека, который, по вашему мнению, пребывает в этом эго-состоянии. Запишите слова, которые он говорит, его реакции на разные ситуации.

5. Сравните свое поведение с тем эталоном (ЗР), который у вас получился.

6. Попытайтесь воплотить в жизнь свой план. Прямо с завтрашнего утра контролируйте свою речь, интонацию, поведение.

Очень скоро вы почувствуете, что меняете свое «любимое» эго-состояние: критика и приказ превратятся в просьбу и понимание. Например, зачем супруге отвечать агрессивно и раздраженно (эго-состояние Бунтующего Ребенка), если к ней обращаются уважительно и спокойно, готовы выслушать и обсудить ее мнение (Взрослый).

Изменив себя, вы измените мир вокруг себя. Реакция окружающих станет другой, поведение более гибким и менее конфликтным.

Если вы хотите проанализировать ваши семейные отношения более глубоко, обратитесь к специалисту и пройдите специальный, профессиональный тест, определяющий функциональные эго-состояния личности. Изучайте себя, совершенствуйтесь, и пусть ваши семьи будут счастливы и гармоничны! Успехов Вам!

Наш консультант — семейный психолог Татьяна ВАСИЛЬКОВСКАЯ

Журнал «Мир семьи», № 11, 2003 год

transactional-analysis.ru

Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок

Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем
  • Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.

    Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

    Три основные позиции в общении

    Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение
  • Немного подробнее о каждом из них.

    • Эго-состояние «Родитель»

    Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.

    Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

    Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».

  • Эго-состояние «Ребенок»

    Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.

    Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

    Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».

  • Эго-состояние «Взрослый»

    Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

    Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.

    Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».

    Как работают эго-состояния?

    Все три состояния – очень важны.

    Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

    Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

    Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.

    К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.

    Проблемы трех состояний личности

    Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.

    К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».

    Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).

    Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

    Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.
  • Рассмотрим их подробнее.

    Проблемы состояния «родитель»

    Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

    Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».

    Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

    Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

    Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

    Проблемы состояния «ребенок»

    Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

    Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

    Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.

    Качели «Родитель-ребенок»

    В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

    Проблемы состояния «взрослый»

    Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

    Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.

    А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.

    vadimkurkin.com

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ и ПСИХОТЕРАПИЯ

    Человская Юлия Евгеньевна Психолог-консультант-психотерапевт

    8 (985) 875- 26- 16

    Тест Трансактный анализ Э.Берна «Ребенок», «Взрослый», «Родитель»

    Теория трансактного анализа Э.Берна, исходит из того, что транзакция – единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Эти состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. Попробуете оценить, как вы сочетаете эти три «Я» в вашем поведении, для этого вы можете пройти тест.

    Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.

    Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.

    1. Мне порой не хватает выдержки.
    2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
    3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
    4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
    5. Меня провести нелегко.
    6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
    7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
    8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
    9. Каждый должен выполнять свой долг.
    10. Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
    11. Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
    12. Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
    13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
    14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
    15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
    16. Я – увлекающий человек.
    17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
    18. Мои взгляды непоколебимы.
    19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
    20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
    21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

    Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну

    1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

    2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

    3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

    Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам .Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми : Родительское, Взрослое, Детское.

    1. Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжений, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблемы: не способен преодолеть трудности или/ и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.), возражающее детское Я.

    Признаки актуализации эго – состояния: Эго состояние Ребенка

    Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

    Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

    Поведенческие (невербальные) признаки : непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

    2. Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.

    Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Взрослый

    Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

    Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

    Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

    3. Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обычными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

    Признаки актуализации эго – состояния: Эго – состояние Родитель

    Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

    Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

    Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

    Сочетания Эго- состояний. Для этого вернитесь к таблице с балами. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционировании личности, с точки зрения Э.Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогает ему вовремя вернуться во «Взрослое» состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

  • Если у вас получилась формула 2, 1, 3, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склоны к назиданиям.
  • Если у вас получилась формула 3, 1, 2, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
  • Если на первом месте в формуле состояние 1 или Д –состояние (ребенка), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
  • www.psikholog.info

    Типы личности ребенок, взрослый, родитель

    Сегодня мы поговорим о самом близком нам человеке – о себе. Очень часто можно встретить ситуацию, когда нас как бы тянет в разные стороны, и мы не можем определиться чего мы хотим. Вернее мы хотим разные вещи, которые взаимно исключают друг друга – и эти наши желания тянут нас в разные стороны, не давая сосредоточится на чем-то конкретном. Давайте же рассмотрим, почему это происходит.

    Либо нас так создал Бог, либо в процессе эволюции, но человеческий мозг устроен так, что заставляет нас желать в разное время своей жизни совершенно разные вещи. Часто это связанно с нашим возрастом, но далеко не всегда. Недаром говорят, что есть люди, которые и в 60 лет ведут себя как дети. На протяжении всей нашей жизни, нас сопровождают наши субличности – которых условно называют: ребенок, взрослый и родитель. Они есть в каждом из нас в любом возрасте, и именно то какая из субличностей доминирует в данный конкретный момент и определяется наше основное поведение в обществе.

    Чего же хочет каждая субличность, из типов личности.

    Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.

    Желания взрослого, конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим , что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.

    У родителя приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

    Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

    Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.

    А сейчас пойдите и устройте себе встречу на троих – со своими тремя Я, интересный разговор Вам гарантирован.

    А какая из типов личности сейчас у Вас доминирует?

    wikigrowth.ru

    Типы личности человека: шизоидная личность

    Типы личности человека: шизоидная личность

    Типы личности человека: шизоидная личность

    Навигация по статье: «Типы личности человека: шизоидная личность»

    Типы личности и типы характера человека

    Каждый обладает своим индивидуальным рисунком характера и личностными особенностями. Попытки описать типы личности создали множество классификаций, начиная от опоры на внешность и конституцию, затем – основанные на темпераменте, завершая соционикой и популистскими типами для женщин (любовница, хозяйка и пр.).

    Мы предлагаем рассмотреть типы личности, состоящие из конфигурации врожденных данных: тип высшей нервной деятельности (темперамент), глубинные влечения, особенности характера и приобретенных травм, благодаря которым окончательно и формируется уникальный личностный стиль каждого.

    Типы характера человека имеют определенные названия, они соответствуют названиям известных психических заболеваний. Вместе с тем, это не означает, что представленные типы личности – это и есть заболевания, нет. Это просто название, отражающие определенную структуру личности и определенные типы характера человека в норме, а не патологии.

    Интересно, что само понятие границ нормы крайне условно. Такого человека, который бы воплощал собой абсолютную норму, от которого мы могли бы отталкиваться в описаниях безумия, скорее всего, нет. Каждый человек живет со своими «тараканами», причудами и особенностями, которые и делают его уникальным.

    Самое оригинальное, на мой взгляд, объяснение границ нормы и патологии попалось мне на глаза в социальной сети:

    «Есть варианты патологии, которые в социально-адаптированном виде соответствуют типам психики. Каждый из нас при определённых условиях проявит ту патологию, к которой склонен. Представляете себе схему московского метро? Так вот, пока мы в пределах кольца, то есть социально-адаптированы, мы условно-нормальны, а дальше каждый уезжает по своей ветке. Ветки с тех пор стали куда длиннее, вот что я скажу, а скоро и второе кольцо будет…»

    Таких «веток» или типов личности различают несколько – шизоидная, нарциссическая , параноидная, маниакально-депрессивная, истерическая, обсессивно-компульсивная , психопатическая, мазохистическая (по Н. Мак-Уильямс).

    Эти типы личности не означают диагноза либо ругательного наклонения, это просто обозначения различий, классификация, наподобие веток метро. В случаях острого или хронического стресса каждый человек будет регрессировать по своей ветке, согласно типологии.

    Типы характера человека практически не бывают чистыми , как не бывает и чистой нормы. Однако, внутри нас может жить шизоидная или нарциссическая или депрессивная , истерическая и т.п. часть личности, которая может быть большей или меньшей частью нашей психологии.

    Шизоидный тип личности: «шизофрения» в каждом из нас

    Алиса: Я сошла с ума, да?

    Отец: Да. Чокнулась. Рехнулась. И просто сошла с ума. Но открою тебе секрет: безумцы всех мудрей.

    Алиса в стране чудес

    О шизофрении как клиническом заболевании есть много книг, исследований, монографий и описаний. Вместе с тем интерес к ней не утихает. В этой статье речь пойдет о шизоидном типе личности, находящимся в границах нормы, и о том, как шизоиду адаптироваться к жизни, оставаясь в согласии со своей природой.

    При шизоидном типе личности на одном конце «ветки» есть гениальные, высокоэффективные, социально-адаптированные люди с шизоидной организацией личности, а на другом конце психические больные, страдающие шизофренией, не способные к самостоятельной социальной жизни.

    Шизоид: внутренний мир и формирование

    Часто детей-шизоидов описывают как особо чувствительных, восприимчивых как к физическим стимулам – свет, прикосновения, звуки, так и к эмоциональным, проявления сильных эмоций заставляет их сжиматься, напрягают.

    Взрослые люди-шизоиды также остаются удивительно чуткими, чувствительными, одаренными способностью понимать, воспринимать мир и других людей с потрясающей точностью и подлинностью. Люди, имеющие шизоидный тип личности остро чувствуют ложь и фальшь в других, как радар, выявляя любую неискренность.

    Один из моих коллег , талантливый шизоид, настолько точно интерпретировал происходящее с клиентом на учебных сессиях, что по нему можно было ориентироваться как по камертону, настраивая свой профессиональный «внутренний инструмент» для чуткого восприятия другого человека.

    Такая чувствительность делает шизоида очень уязвимым к внешним воздействиям, стрессу, от которого они убегают в свой внутренний мир.

    Тенденция ухода в себя также может быть вызвана воспитанием в объятиях удушающей гиперопеки матери. При подозрениях на подростковую шизофрению часто рядом с мальчиком-подростком обнаруживается нарушающая личные границы мать, которая тащит своего покорного сына то в церковь, то на расстановки или к целителям.

    Если в семье, где растет чувствительный ребенок-шизоид, практикуются эмоциональная неискренность, двойные послания, например, похвала и любовь на людях с одной стороны, равнодушие и критика дома – с другой, то рано или поздно ребенок может начать полагаться на уход в себя, изоляцию от других, чтобы защититься от лжи, фальши, вызывающих глубокое замешательство, гнев и безнадежность.

    В школе я задавала неудобные вопросы про советский строй, за что и подвергалась скрытой агрессии со стороны учителей. Я оставила эти вопросы глубоко внутри себя.

    Необходимость полагаться на свой внутренний мир также может появиться в результате ранней изоляции ребенка, которого с младенческого возраста оставляли одного дома или в кроватке, не подходили ночью на крик, воспитывая «самостоятельность».

    В итоге ребенок-шизоид старается найти способ адаптации к вынужденной изоляции и выбирает «не нуждаться» в близости, ища в большей степени опору в себе и своем внутреннем мире.

    Что-то толкало меня из автобуса в автобус, где я могла сидеть с шизофренической апатией на лице, погрузившись в свой внутренний мир, и внешне ничем не выделяться среди остальных занятых своими проблемами пассажиров, которые равнодушно следят за мелькающими в окнах пейзажами.

    Барбара О’Брайен. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи.

    В общем, вторгающиеся в тонкие границы изначально достаточно чувствительного ребенка взрослые, ранняя изоляция, одиночество и неэмпатичный родительский уход способствуют возникновению внутреннего конфликта между стремлением к близости и избеганием ее, желанием дистанцироваться, что и приводит к формированию шизоидного типа личности.

    Ценной адаптивной способностью людей, обладающих шизоидной организацией личности, является их креативность. Важно лишь находить форму для выражения богатого внутреннего мира. Большая часть художников, скульпторов, музыкантов имеют шизоидную личность.

    Здоровый человек шизоидного типа способен направить свои таланты в искусство, философию, в науку, в духовные изыскания, в какие-то действия в реальном мире. Более глубоко травмированный шизоид испытывает колоссальные страдания от невозможности реализации своих способностей из-за страха, отчуждения от общества, одиночества.

    Я нашел себя в погружениях в глубины морской жизни на занятиях дайвингом. Это действие, которое я произвожу в реальном мире, и которое символически отражает мои привычные погружения в глубины самого себя.

    Из личной беседы

    Шизоид: отношения с другими

    Отчуждение и одиночество – частые попутчики человека шизоидного типа личности. Поскольку люди-шизоиды игнорируют общественные ожидания, индифферентно относятся к мнению большинства, то чаще страдают от бойкота или агрессии со стороны этого большинства.

    Поэтому такие люди часто выглядят внешне бесстрастными, презрительными и ироничными по отношению к окружающей массе людей. Однако, внутренне они остро переживают собственную инаковость, отличность от других, непонятность для окружающих, а значит какую-то глубокую внутреннюю неправильность.

    Для такого человека жизненно важно быть понятым, услышанным, одновременно ему может быть невыносимо страшно оказаться слишком близко к другому. Шизоид боится, что если близкий любимый человек его полностью узнает, то он покажется ему уродом или чудаком.

    В итоге люди-шизоиды нередко выбирают обособленность и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. Если такое происходит, то стоит, преодолевая страх , возвращать себя в общение. Возможно, сначала в терапии, затем в личной жизни.

    «Подойди ближе, я одинок, но не приближайся, я боюсь вторжения» — приводит пример негласного послания человека шизоидного типа А. Роббинс. Конфликт близости – дистанции является центральным в шизоидном типе личности.

    Страх вторжения, поглощения оказывается сильнее желания интимности. Часто в семьях при возникновении проблем в отношениях не-шизоидная женщина пытается сблизиться со своим партнером-шизоидом, «поговорить по душам», а тот в ответ, боясь поглощения, отдаляется.

    Для того, чтобы считаться с такой особенностью и обеспечить комфортное существование шизоиду необходимо собственное безопасное пространство. Есть люди другого склада, другие типы характера человека, которые могут руководствоваться принципом «человеку на самом деле не много надо – крыша над головой, да хлеб с маслом».

    Человеку с шизоидной личностью так не выжить, вернее, выжить можно, но придется постоянно испытывать страдания, душевную и физическую боль . Ему необходимы пространство, дистанция, воздух.

    Буквально телом чувствую это городское замкнутое пространство хрущевки, боль от шума, гари, запахов. Здесь я не могу собраться, разваливаюсь на кусочки…

    Для того, чтобы оставаться в контакте со своей природой, шизоиду важно найти или организовать себе свое место, дом, пространство, где он может чувствовать себя спокойно и безопасно. Иногда приходится изрядно постараться, чтобы обеспечить себе такое место, но оно того стоит.

    При этом также важно иметь близкие отношения, не уходить во внутреннее или внешнее отшельничество.

    По моим наблюдениям, у здоровых шизоидов дистанция в полмира при использовании современных технологий не будет являться препятствием для ощущения близости. Высокофункциональный человек, имеющий шизоидный тип личности, может организовать свою работу удаленно для того, чтобы успешно разрешить внутренний конфликт дистанции-близости.

    Работать дома в безопасном уютном и своём пространстве, но с помощью современных технологий, держа руку на пульсе компании, в которой он трудится. В этом случае человек вообще не ощущает большого расстояния, так как благодаря чуткости шизоида, оно не препятствует близости и поддержанию контактов.

    Кроме того, люди-шизоиды испытывают явную тревогу по поводу базовой безопасности. Так как окружающий мир кажется им наполненным угрожающими, тесными, шумными, разрушающими силами, опасными для индивидуальности. Иногда такая тревога может выглядеть преувеличенной для других людей.

    — В России можно выживать, но жить по-настоящему… нет.

    — Всю жизнь живу в России – пока не убили…

    С этой тревогой трудно иметь дело, хочется позаботиться о безопасности, но до конца безопасно все равно не будет. Сначала нужно достичь ощущения безопасности и комфорта в пространстве дома и в отношениях с любимыми людьми.

    Затем можно постепенно распространять это чувство стабильности и безопасности на внешний мир. Здесь не стоит торопиться, обретение внутренней земли обетованной плавно и своевременно распространится на внешний мир.

    — Было хорошо в Камбодже?

    — Теперь найди свою внутреннюю Камбоджу.

    Из терапевтической беседы

    Когда внутренней безопасности нет, помогает внешний поиск такого места на земле. Если находится такое пространство, то оно остается внутри вас. Однако, если внешний поиск не сопровождает внутренним, то он грозит бесконечными скитаниями наподобие дауншифтеров, которые ищут что-то через внешний мир, путешествуют, но как будто не находят внутреннего мира. И наоборот, если есть «внутренняя Камбоджа», внутренняя точка равновесия и мира, то внешняя обстановка перестает быть угрожающей, тревожной, разрушающей.

    Итак, мы выделили следующие особенности человека с шизоидным типом личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:

    • Богатый внутренний мир, который важно учиться креативно выражать вовне, преодолевая тенденцию ухода в себя.
    • Внутренняя чуткость, чувствительность, сензитивность, которая требует психологической гигиены – создания безопасного пространства, умения беречь себя.
    • Конфликт дистанции – близости, для разрешения которого необходимо собственное безопасное пространство, соблюдение личностных границ в отношениях с близкими людьми, и опыт принятия другим человеком.
    • Пренебрежение условностями, общественными нормами, что может провоцировать нападение большинства на шизоида, усиливая его страх поглощения. В результате человек выбирает изоляцию и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. В этом случае, стоит, преодолевая страх, возвращать себя в общение. Пусть контактов будет не много, один-три человека, этого может оказаться достаточно для комфортной жизни.
    • Тревога по поводу базовой безопасности, для погашения которой создается внутренне безопасное пространство, которое постепенно распространяется на внешний мир.
    • Читайте также другие статьи о типах личности:

      Если у Вас возникли вопросы по статье:

      « Типы личности человека: шизоидная личность »

      Вы можете задать их нашему психологу Online:

      Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме .

      «Типы личности человека: шизоидная личность»

      Поделиться с друзьями:

      Как понять, что сон вещий?

      Как начать радоваться жизни и стать счастливыми

      Как стать счастливым человеком: какого счастья я хочу

      Жизнь не удалась? Что делать, если кажется, что жизнь не удалась?

      Границы личности или посторонним вход запрещен

      Мазохист (мазохистическая личность): если я буду достаточно страдать, то получу любовь

      Как стать сильной личностью, развивая свои ресурсы?

      Параноидный тип личности: смотрю на мир в оптический прицел

      Трудоголизм: страдание нашего времени

      Хочу изменить свою жизнь, но не получается

      Как решить проблему или вторичная выгода

      Ресурсы личности (аудио-лекции)

      Обсессивный тип личности и компульсивный тип личности: думай и богатей – повторить N раз

      Подросток: «Не учите меня жить, лучше помогите материально» (уровень 3)

      Ребенок: «Власть и контроль, закон и порядок» (уровень 2)

      Младенец: «Выжить любой ценой» (уровень 1)

      Взрослый. Зрелость человека: «Делай, что можешь, и будь, что будет» (уровень 5)

      Юноша: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» (уровень 4)

      Принятие себя — что это такое и почему это не то же самое, что поражение?

      Как определить свое призвание и найти работу мечты

      Интерпретация сновидений — психологический подход

      Депрессивная личность / маниакальная личность: смех сквозь невидимые миру слезы

      Истероидный тип личности: притворяясь тем, кем являюсь

      Психопатическая личность: «Совесть? А где её раздают?»

      Как достичь своей цели, научившись переводить мечты и желания в действия

      Самогипноз для исполнения своих желаний: как использовать

      Техники самогипноза и что такое самогипноз

      Нарциссический тип личности: здоровый нарциссизм или «радио Я»?

      Как обрести спокойствие и наполненность самим собой

      Спасибо за статью. Я во многом узнала себя в шизоидном типе личности. Для людей, которые меня плохо знают, я кажусь человеком эмоционально холодным и отстраненным. Очень часто живу в каком-то «своем мире», избегаю общения и крайне тяжело иду на сближение. Тем не менее, в случае если у меня все-таки появляться близкие отношение, то я нередко впадаю в другую крайность, появляется болезненная привязанность к человеку и он становится для меня «Центром Вселенный» и больше всего на Свете я боюсь потерять тех, к кому привязана. Меня постоянно преследует фобия, что близкая подруга(любимый человек) найдет себе кого-нибудь более интересного и бросит меня. Из-за этого страха я нередко веду себя неадекватно.

      Cейчас я очень одинока и чувствую себя в значительной мере оторванной от окружающего мира.

      Лилия, шизоидный тип личности испытывает сложности с построением близких отношений, но и у других типов также могут встречаться похожие трудности.

      В одиночестве, при отсутствии приятелей и друзей, действительно, возникнет страх потери единственной любимой подруги. Если нет развития и достижений в других сферах жизни — увлечение, работа, учеба, спорт, на которые можно отвлечься и опереться, то страх усиливается. И тогда, как вы уже осознали «из-за этого страха я нередко веду себя неадекватно.», что, возможно, отталкивает подругу, оставляя вновь в одиночестве..

      Хорошая статья, спасибо! Только как-то не совсем понятно- получается из статьи , что шизоидный тип личности образуется в результате младенческой травмы высокочувствительного ребёнка? То есть , с типом личности не рождаются , а приобретают? И если это в результате травмы , то это уже не совсем нормальный человек? Не бывает, чтобы ребёнок вырос без травм, какой это тогда будет тип личности? Спасибо.

      Спасибо за интересный вопрос! Любому человеку присущи свои закономерности переживаний и защит, которые составляют личность. Многие не соответствуют точно одному типу, их можно описать как комбинацию двух типов, либо как преобладающий один тип, и несколько других, проявляющихся в меньшей степени. Психология живого человека не совпадает один в один с описанием в статьях.

      Врожденными являются темперамент, сила или слабость нервной системы, некоторые задатки (например, музыкальный слух), а приобретёнными – психологические защиты, формирующиеся после переживания детских травм.

      После травмы человек не становится «не совсем нормальным». В жизни есть обязательные и необходимые травмы, которые ребенок преодолевает. Кризис трех лет, сепарация от родителей, младенческое прорезывание зубов, отлучение от груди, также ситуационные травмы – переезд, поход в ясли, пребывание в больнице.

      Без травм вырасти невозможно, да и не нужно. Травма не только «травмирует», но и заставляет взрослеть, становиться более зрелым, трудиться, преодолевать. Важно, чтобы травма соответствовала возрасту, была «по силам».

      Я влюбилась в такого человека 2 года назад, очень страдаю от того что он меня не подпускает к себе, в тоже время проявляет неравнодушность ко мне. Когда первый раз сказала ему что люблю он накричал на меня и убежал из заведения где мы находились с друзьями. Второй раз я ему написала смс на утро после свадьбы общих друзей где он весь вечер не отходил от меня, опять атаковал меня в письменной форме и написал что стирает и блокирует мой номер. Как мне себя вести сним? Помогите!

      Здравствуйте, Cristina! Избегание близости не обязательно связано с шизоидным типом личности. Человек может состоять в отношениях, быть другой сексуальной ориентации, быть любезным со всеми, а кажется что «это он именно ко мне так» и прочее.

      Шизоид боится близости, но и нуждается в ней. Поэтому, если заинтересован, он будет делать шаги навстречу. Возможно, получится сблизиться с шизоидом в совместной деятельности, в обсуждении чего-то интересного обоим партнерам, но не в обсуждении отношений. Пусть он сам придет к мысли нравитесь вы или нет.

      Если грозится блокировать номер, то не нужно «догонять» его, спрашивать и «наседать». Это только напугает или вызовет отвращение. Дайте «воздуха» шизоиду, отвлекитесь на других людей, дела, работу. Если он заинтересован в отношениях, он появится позже.

      В своё время косил от армии и получил диагноз шизоидное расстройство личности.После уже,пытался на психолога учится,но..не срослось.Много и долго изучал все эти вопросы,характеристики личности и что такое «нормальнлсть» впринципе.Сейчас мне уже за 30,женат.Но так и не нашёл ответа.Поделитесь информацией?

      Василий, про точные границы «нормальности и ненормальности», наверное, никто не знает. Есть представление об уровнях личности — психотический (тот самый «ненормальный»), пограничный и невротический. В работах Ненси МакВильямс есть описание этих уровней.

      Но, возможно, ваш вопрос связан с каким-то личным переживанием собственной «ненормальности»? Тогда литература поможет лишь отчасти. Скорее это про принятие себя или страх психического заболевания, про какие-то личные процессы.

      Здравствуйте,Елена! Мне 21 год, учусь на педагога производственного обучения,4 курс. В процессе обучения, изучая психологию столкнулся с этой проблемой. Жизнь у меня сложилась как в кино. В детском саду у меня начались половые отношения. Была одна девочка, родители которой смотри в её присутствии порно, она и приходила учила нас всему этому, воспитатели этого не замечали или им было безразлично. В возрасте 5 лет я понял, что такое деньги и как их нужно ценить после того как получил по лицу от мамы когда перевернул сковороду на пол с единственным оставшимся жареным яйцом, я тогда хотел есть и ничего более не осталось т.к. жили бедно в общаге. Столкнулся с тем как она пилила отца, за то что тот, по её мнению, купил машину и компьютер, а нужен был диван и так далее.

      Они развелись когда мне было 7 лет, я приехал с мамой в новый дом где был другой мужчина и она чётко дала мне понять,что отца рядом с ней больше не будет. Всё произошло очень быстро, я сразу же был поставлен перед выбором с кем жить с ней или отцом. Я остался с ней и продолжал жить с отчимом. Когда я был в 3м классе, я впервые увидел как мою мать ударили, дальше больше, я наблюдал за побоями почти каждые 2-3 месяца на протяжении 5-6 лет. Доходили что я видел столько крови, что чуть не терял сознание, хотя крови не боялся никогда. В 9м классе он ушел от моей мамы,(предал её также как свою первую жену оставив ту с ребенком на 4 года младше меня) оставил ей дом который был в кредите и с кучей долгов, я тогда ещё поступил в техникум и отдавал ей стипендию, помогал всячески, но тогда для себя я уяснил , что на чужом несчастье своё счастье не построишь. Моя мама билась в истериках, сожгла все его вещи. Однажды, мне позвонила её подруга и сказала, что маме плохо, когда я сорвался с уроков дома никого не было. Позже в больнице я узнал что она наглоталась таблеток. Для меня это был большой удар, я не мог поверить, что ради какого-то «чудака» на букву «М» она готова меня бросить. Не смог ей этого простить и держал обиду в себе. позже всё нормализовалось. Она нашла себе мужчину который пил, но помогал ей деньгами т.к. работал на такси и хорошо зарабатывал. Она его в итоге выгнала из-за алкоголя. И нашла себе другого как оказалось позже бывшего заключенного. Вот тут моя замкнутость усилилась. Я не мог понять зачем ей нужна поддержка от кого-то если она со всем могла справиться сама т.к. была отличной швеей и хорошо зарабатывала. К этому мужчине я относился полностью нейтрально, воспринимал для себя его как «мусор» который мама тащит в дом, хотя не выражал этого, мог с ним пообщаться когда нужно, помочь, но за человека я его не держал. В это время он обжился у нас, притащил кучу своих инструментов и вещей,занял моё пространство в гараже, который я убрал и оборудовал как хотел, а он туда влез. навел свои порядки, что ещё больше подогрело к нему мою ненависть к которой прибавлялось ещё то, что я слышал как они занимались сексом, как моя мать занималась сексом я слышал ещё с детского сада, но там был отец, потом отчим с которым она была жената и относился к этому с пониманием. Жили они так 3 года и в День Победы, после неоднократных до этого попыток выгнать его, в состоянии алкогольного опьянения у моей мамы и у её сожителя, он убил её. Было это почти у меня на глазах, сам момент не видел, так как она сказала чтоб я зашел в дом и вызвал милицию(это был последнее что я услышал от неё), когда я вышел с дома она уже была убита, он вонзил ей нож в сердце. Дальше была жизнь после этого: его осудили,я продолжал обучение в техникуме, переехал в другой дом к бабушке и деду по отцу в село(до этого жил в провинциальном городке). Через месяц умер дед, которого я очень уважал и это стало для меня ещё большим ударом. После всего этого,на протяжении 3.5 лет, я чувствую тревогу, постоянную паранойю, физическую слабость(до этого занимался в зале, но сил не стало), полное отсутствие любых желаний и целей, отношений с девушками. Мне стало всё лень. Лень выйти из дома, даже на пары в своё ВУЗ ездил как попало, хотя всегда учусь и стараюсь получаю стипендию, но имею достаточно много прогулов. Перестал заниматься спортом, перестал гулять с друзьями, за исключением редких случаев(раз в месяц), стал очень меркантильным, всё меряю деньгами, раб силой и затратами времени. Мечтаю стать успешным, чтоб ни я, ни мои родные люди ни в чем не нуждались, но сейчас понимаю что сил на это может не хватить. Чувствую себя развалюхой, хотя телосложение спортивное, с вещами и финансами проблем нет, зарабатываю сам, внешность многим нравиться, но из-за постоянной тревоги не могу настроиться. Сам себя перестаю узнавать, раньше и пел и играл на гитаре, стихи писал, а сейчас будто во мне живет 3 человека с противоположными взглядами на жизнь. До смерти матери вел отношения с девушками, но уже тогда ощущал себя не таким открытым как они хотели, но ничего поделать не мог, очень комплексовал из-за нашего положения материального, сейчас же я компенсирую нехватку девушки тем, что лайкаю на сайте знакомств и жду ответа, если ответ положительный это мне греет душу, но пригласить куда-то или начать разговор не хочу. Написал всё это т.к. чувствую всё по нарастающей, боюсь что в одиночку мне не справиться, делиться проблемой и разбирать её с друзьями и родными не хочу, т.к. не вижу смысла, они советуют одно и тоже, хотя даже половины того что я написал сейчас они не знают. Заранее прошу прощения, за воду, возможные повторы и пропущенные запятые, хотелось описать картину вам целиком.

      Вы пишите «Жизнь у меня сложилась как в кино» и, действительно, детство и юность сложились у вас очень непросто. Ваша история вызвала желание поддержать вас.

      Вы описали несколько сюжетных линий:

      — половые отношения – это раннее узнавание в детском саду о сексе, то, что вы слышали, как занимались сексом мама и ее мужчины.

      — отношения мамы и других мужчин – развод с отцом, побои отчима, попытка самоубийства мамы, и смерть от руки мужчины.

      — смерть деда, на которого вы могли бы опереться после всего пережитого.

      Если ли что-то общее в этих линиях?

      Это тяжелые травмирующие события, которые трудно пережить любому человеку.

      Поэтому, возможно, горе от потерь близких людей продолжает быть с вами. Горевание – сложное переживание, которое включает различные стадии и чувства – гнев, чувство вины «мог бы я что-то сделать?», апатия. Если они не пережиты и не оплаканы, то остаются как бы закапсулированными внутри. Тогда психике требуются силы на то, чтобы эти переживания не захлестывали вас. Энергия тратится на то, чтобы подавить трудные чувства, и «на жизнь» остается мало сил. Возможно, что-то похожее происходит с вами.

      Тогда ваша закрытость происходит не от шизоидного типа, а из-за травмирующих событий юности.

      Мне кажется ценным то, что вы ищете возможность говорить о том, что произошло с вами. Рассказывать или писать психологу. Это и есть ваши шаги, которые помогут пережить травмы.

      Есть такая притча: у Бога Отца спросили: «Господи, отчего случаются крушения поездов?». Тот помолчал и ответил: «Крушения поездов не объясняют, их переживают».

      Не всегда и не всё сможешь рассказать другу, и не всегда нужно рассказывать друзьям о чем-то личном.

      Олег, 3,5 года довольно длительный срок для того, чтобы чувствовать себя «развалюхой». При этом чем больше вы закрываетесь, меньше общаетесь, тем больше привыкаете к этому и не получаете позитивных или просто других эмоций от общения с друзьями или спорта. Наверняка ваши друзья советуют отвлечься, погулять, встряхнуться. Отчасти они правы в том, что необходимо выходить в мир, отвлекаться.

      Получается, что и отвлекаться и вытаскивать себя важно, и не заталкивать трудные чувства вовнутрь тоже необходимо. Найти место для душевной боли горевания, и подталкивать себя к активности и общению.

      Общее в этих линиях — порядок их хронологии.

      Я понимаю свою проблему и что мне нужно отвлечься, найти себя в чем-то, выйти из своей зоны комфорта.

      У меня проблема, что я бываю резок, могу сказать человеку всё, что я думаю о нём. Это может сопровождаться гневом, я боюсь чтоб мои друзья не попали под горячую руку.

      Всё таки, после того что я написал здесь и что вы прочли,ответили мне, я себя чувствую даже лучше. Попытаюсь делать всё через силу.

      «Место для душевной боли горевания» — это найти место где я смогу говорить об этом? Я на самом деле не люблю очень много обсуждать эту тему, для меня вспомнить всё и как-то с этим расстаться задача не из легких. Я себя даже оправдываю порой этим, считаю себя неполноценным.

      «Место для душевной боли горевания» — это найти место где я смогу говорить об этом?

      Возможно встречи с психологом могли бы стать таким местом.

      Я на самом деле не люблю очень много обсуждать эту тему, для меня вспомнить всё и как-то с этим расстаться задача не из легких.

      Здравствуйте, а в чем отличие между шизойдом и психоастеником ?

      Причем, описание похоже на меня, но также и подходит описание обессивно-компульсивной личности.

      В общем набор богатый, как и девственность за 30 лет… и я даже не знаю уже, нужны ли мне щас отношения.

      В 25 хотел очень отношений и получил — крушение карьеры и трагическую любовь с обесцениванием. Отходил лет 5.

      Секс без любви и эмоциональной близости мне не нужен, но с дырой в сердце тяжело получить эмоциональную близость. Можно получить только суррогатные отношения, чтобы как у всех было.

      Семья и окружение были подавляющими, само собой. Пришлось научиться себя отстаивать и одевать маски «нормальности». Но сделало это только несчастнее.

      «в чем отличие между шизойдом и психоастеником»

      Эти психотипы из разных систем, которые описывают характер. Сходство в замкнутости, различия в восприятии реальности.

      Чистый тип редко бывает, возможно, у вас ведущий тип один и второй дополнительный. Например, шизоид и обсессивно-компульсивный.

      Девственность и травма от любви могут быть не связаны с типом личности. Это ваша индивидуальная история. «С дырой в сердце» не все шизоиды.

      С ваших слов складывается впечатление, что страдание приносят «маски нормальности», которые спасали вас раньше – в детстве или юности. Теперь они мешают, так как не построить близких отношений через маску.

      > Сходство в замкнутости, различия в восприятии реальности.

      Например, в чем ? Да, про таких как я говорят, что «не от мира сего» человек) ОКР есть как симптом, но я его подавляю. Когда попадаю в стрессовые ситуации, иногда срываюсь, и делаю «ритуализацию» чтобы успокоиться. То есть я понимаю, что это бред и это ни чем не помогает на самом деле, но мне так спокойнее.

      Да, у меня основательно подорвано доверие к людям. Раньше я был мягким и не злобливым, поэтому был очень легкой целью для агрессоров. Теперь маски, это защита, которая не дает другим «пробивать» меня и делать мне больно, но одновременно и изолирует от людей.

      Спасибо Вам за ответ.

      «Например, в чем» — это разные системы описания в первую очередь, в нашей нет психоастеника, но есть шизоидный характер. В целом, полагают, что шизоид воспринимает социальные отношения как что-то непонятное, что надо выучить как иностранный язык, а психоастеник лучше понимает, когда не «вписывается» в реальность и переживает из-за этого.

      Не от мира сего — да, так могут говорить про человека с шизоидным характером.

      «ритуализацию» чтобы успокоиться — уборка, к примеру, отличный способ саморегуляции. Дело в балансе, есть разница — навязчиво убираться, боясь пыли, или в стрессе делать уборку, чтобы привести в порядок голову.

      «маски, это защита, которая не дает другим «пробивать» меня и делать мне больно, но одновременно и изолирует от людей» — рабочая формулировка для терапии или самостоятельного движения в сторону ответов на вопрос «как такому как я -мягкому и незлобливому, жить и общаться с людьми без масок и не раниться «об них», «как стать прочнее внутри, а не снаружи»..

      Здравствуйте! Сына с военкомата отправили на дообследование в психдиспансер. Там у него был конфликт с постоянным клиентом, который пытался из молодых парней сделать «шестерок». Сын не поддавался и очень сильно с ним конфликтовал. Так выяснилось, что у него шизоидный тип личности и дали военный билет на руки. Сейчас ему 25 лет и он очень переживает, что не может устроить свою жизнь. Не получается найти нормальную работу, отношения с девушками не складываются. Кто узнает, что у него такой тип, считают, что это диагноз. Работодатели естественно не хотят иметь дело с человеком с диагнозом. А он очень хороший, он ответственный, добрый, честный. Есть конечно отрицательные черты, говорит всю правду в глаза, что очень многим не нравится, не со всеми людьми идет на контакт, очень близко все принимает к сердцу. Если его попросить, он все сделает, но стоит его попросить в приказном порядке, он это ни за что не сделает. Не любит, когда все делается в спешке, о каком то деле его желательно предупредить заранее. Живет в каком-то своем мире, друзья его вытащить никуда не могут, ему комфортнее дома. Ему очень тяжело, я это вижу, хотя держит все в себе. Никогда мне о плохом не рассказывает, говорит, что щадит мои чувства. Как-то он мне сказал, что в подростковом возрасте у него были мысли о суициде, но он подумал, что я не смогу этого пережить, за что я ему очень благодарна. Он у меня совсем не похож на маменькиного сынка, но уважение ко мне я чувствую. У нас все совсем наоборот, он может мне дать совет, где-то даже отругает. Иногда мне кажется, что он намного мудрее меня, хотя жизнь только начата у него. Я вижу, что ему очень тяжело. Помогите советом, как ему упростить жизнь.

      Вы пишите, что сыну «дали военный билет на руки» — это означает, что ему поставили какой-то диагноз?

      Что именно написали в военном билете в военкомате? Обычно ставят код заболевания, который работодатели могут и не расшифровать. Как работодатель узнаёт о заболевании или о типе личности?

      Дело в том, что шизоидный тип личности – это не психиатрический диагноз. Этот вид характера, и он не влияет на то, что человека берут или не берут на работу. Шизоиды, как и нарциссы, депрессивные типы личности или любые другие работают в разных сферах.

      Скорее всего, сложности сына с работой и девушками связаны не только с типом личности, но и с обычными вопросами молодых людей его возраста. Как понравится девушке? Как мотивировать себя на работу? Что мне нравится делать? Чему учиться? И другие вопросы социализации, которые решают молодые парни.

      Кроме того, ваш сын взрослый и у вас остается не так много возможностей влияния на него, как раньше. Понимаю, что материнское сердце болит, когда вы видите, что ваш взрослый ребенок не счастлив и не полон сил. Поэтому вы можете дать понять сыну, что поддержите его, но и дать ему самому справиться и утвердить себя в мире.

      Мысли о суициде у подростка – вариант нормы, многие думают о суициде именно в подростковом возрасте, а потом перерастают.

      Если же речь идет о психиатрическом диагнозе, то важно вовремя обращаться к врачу и соблюдать предписания. Или обратиться на повторное обследование для снятия диагноза, если есть сомнения.

      Скажите пожалуйста, что делать если жена шизоидного типа, а муж абсессивно- компульсильвного типа. Чувствительная и деспот, явные придирки в детям не по возрасту. Что делать с постоянным мытьем и отсутствием режима, опозданиями, отстраняющимся друзьями.

      Камилла, ответ на вопрос «что делать» будет — разбираться что происходит в отношениях вне зависимости от характеров. Примерные вопросы к анализу отношений — как относится ваш муж к вам, а вы к нему? Есть ли уважением к вам, а у вас к нему или нет? Сохранилась ли любовь или только долг?

      Разные типы личности могут ужиться друг с другом. Здесь важнее не типажи, а отношения близких людей — уважение, соблюдение границ, умение договариваться — это не зависит от типажа, а зависит от зрелости личности.

      Хотя мне слышится в вашем «что делать» не вопрос о конкретных инструментах, а скорее горечь и усталость от какой-то внутрисемейной борьбы.

      Да, есть усталость и отсутствие понимания как с этим всем жить. Каким образом выстраивать отношения, как выставлять границы с человеком у которого отсутствует критичность и авторитет, к которому можно обратится. Какие инструменты? Подписывать договор, где по пунктам расписывать все детали? Подскажите пожалуйста

      Камилла, личные границы вы выстраиваете у себя на основе самоуважения. О границах есть материал на сайте. На консультации с психологом также вы можете обсуждать вопросы о том, как жить с мужем, а не уживаться, как строятся ваши границы, и где они проходят.

      Мне кажется, что подписывать «договор» с мужем вы не видите возможности. Так как нет критичности и авторитетов у него. Бесполезно договариваться хоть устно, хоть письменно. Так «слышится» из вашего текста.Поэтому вы можете позаботиться о себе, оказать уважение себе.

      psyhelp24.org

      Смотрите так же:

      • Народное лечение обструктивного бронхита детей Обструктивный бронхит у детей Обструктивный бронхит — это заболевание верхних дыхательных путей, при котором наиболее активно поражаются слизистые оболочки трахеи и бронхиального дерева. Может проявляться в острой форме, приобретать характерные черты хронического обструктивного бронхита и переходить в бронхиальную астму. В основном […]
      • Дошкольный центр развития ребенка 58 Домашнее задание по теме "Животные Севера" На этой неделе мы проходим тему "Животные Севера". Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр: Морж не мёрзнет в холодной воде,потому что. Шерсть северного волка белого цвета,для того,что бы . В наших лесах не встретишь белого […]
      • Повышение пособий по уходу за ребенком Размер детских пособий в 2016 году В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов: не проводить традиционную индексацию детских […]
      • Раннее развитие детей доман Глен Доман: методика раннего развития Большинство современных родителей считают, что с самых первых дней жизни ребенка необходимо всесторонне развивать. Сегодня существует множество педагогических систем, разработанных как иностранными, так и отечественными специалистами, направленных на раннее развитие ребенка. В этой статье мы […]
      • Лечение ротавирусная инфекция у детей лечение Ротавирусная инфекция у детей (ротавироз) Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое, как правило, протекает в форме гастроэнтерита. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К трём годам практически каждый человек хотя бы раз перенёс это заболевание. В умеренном климате ротавирусная инфекция […]
      • Инфекционный мононуклеоз у детей симптомы лечение Симптомы и лечение инфекционного мононуклеоза Инфекционный мононуклеоз (синонимами данной болезни являются: болезнь Филатова, моноцитарная ангина, железистая лихорадка, болезнь Пфейфера и т.п.) — это болезнь, которая обусловлена вирусом Эпштейна-Барра, характеризуется генерализованной лимфаденопатией, лихорадкой, тонзиллитом, […]
      • Интерес к роли у детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8) Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес […]
      • Бисептол в сиропе для детей инструкция по применению Противомикробный сироп Бисептол для детей: инструкция по применению, стоимость в пределах РФ и рекомендации родителей При развитии инфекционных заболеваний дыхательной системы показан прием противомикробных препаратов. Одним из них является Бисептол для детей. Он лечит спектр заболеваний, вызванных болезнетворными бактериями. Описание […]