Здоровье детей в период дошкольного возраста

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают.

В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых.

Особенности восприятия дошкольниками понятия «здоровье»

Отношение малыша к здоровью зависит от того, насколько в его сознании сформировано это понятие. Существует несколько предпосылок, по которым можно распознать, какое представление о правильном образе жизни имеет дошкольник:

  • ощущаются положительные изменения в функциональном развитии (например, ребенок пытается сохранить и продемонстрировать ровную осанку);
  • заметно активное развитие психических процессов;
  • дети прилагают волевые усилия и проявляют физическую активность, чтобы во время игры достичь поставленной цели;
  • в возрасте 5-7 лет ребенок способен самостоятельно выполнять несложные поручения, владеет навыками самообслуживания.
  • Условно дошкольный возраст делится на три периода, каждый из которых имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании правильного образа жизни.

    Дети 3-4 лет, относящиеся к младшему дошкольному возрасту, осознают, что представляет собой болезнь, однако охарактеризовать понятие «здоровье» не могут. Поэтому у малышей практически никакого отношения к здоровому образу жизни еще нет. Однако это не значит, что не стоит проводить беседы на эту тему, вкладывая в маленькие несмышленые головы простейшие правила сохранения здоровья и основы формирования ЗОЖ.

    В среднем дошкольном возрасте дети представляют здоровье как «не болезнь». В их памяти откладывается негативное отношение к заболеваниям, основанное на собственном опыте. Ребенок начинает осознавать угрозу от внешней среды («не бегай по лужам – заболеешь», «не ешь мороженное на улице — простудишься»). Но что такое «быть здоровым» ребенок объяснить еще не может. Здоровье для него – нечто абстрактное.

    Дети старшего дошкольного возраста имеют несколько больший опыт, благодаря которому отношение к здоровью и правильному образу жизни у них существенно меняется. Ребенок по-прежнему соотносит здоровье с заболеваниями, однако уже отчетливо определяет угрозу как от окружающей среды, так и от собственных действий («не ешь грязное яблоко», «не бери еду немытыми руками»). Воспитательная работа в виде проведения беседы на тему здорового образа жизни помогает старшим дошкольникам соотнести понятие «здоровье» с элементарными правилами гигиены.

    Физическое здоровье ребенка дошкольного возраста

    Осознавать связь между занятиями физкультурой и укреплением здоровья ребенок начинает ближе к 5-6 годам. Однако физическая составляющая важна для формирования ЗОЖ и на более ранних этапах жизни.

    Зарядка и закаливание

    Ежедневная утренняя зарядка стимулирует деятельность всего организма малыша, улучшает обмен веществ и приводит в тонус мышечную систему. Более того, физические упражнения дисциплинируют и развивают познавательные способности крохи. Помимо занятий дома рекомендуются подвижные игры на улице.

    В укреплении здоровья дошкольников и формировании здорового образа жизни немаловажную роль играет закаливание. Главные правила – постепенность и систематичность. Кроме этого, следует обязательно учесть общее состояние малыша и его физическое развитие. Решив закаливать свое чадо, родители должны положительно настроить на это самого ребенка, регулярно проводя беседы о том, как благотворно сказываются подобные мероприятия на здоровье.

    Соблюдение правил гигиены особенно важны при формировании здорового образа жизни дошкольников. Полезные санитарно-гигиенические навыки должны складываться уже в раннем возрасте, а определенные знания по этому поводу помогут ребенку сознательнее относиться к собственному здоровью.

    Закрепление навыков элементарной гигиены у малыша будет проходить успешнее, если родители своим примером покажут ему, насколько это необходимо. Главная цель – гигиенические процедуры должны стать внутренней потребность ребенка.

    Чтобы поддерживать чистоту тела, дошкольникам необходимо мыться не реже 2-х раз в неделю, используя детский гель для душа или мягкое мыло. Руки обязательно моются перед едой, после прогулок или посещения туалета, а ноги – ежедневно перед сном. Утром и вечером следует умываться холодной водой. А чтобы под ногтями крохи не скапливалась грязь, нужно по мере роста их коротко стричь.

    Уход за зубами – важное условие сохранения здоровья дошкольников. Обычно к 3-м годам у малыша прорезываются все двадцать молочных зубов, а начиная с пяти лет они постепенно заменяются на постоянные. Недостаточный уход за детскими молочными зубами может привести к кариесу, который впоследствии переходит на постоянные зубы. Специалисты рекомендуют приучать ребенка чистить зубы с использованием пасты с трехлетнего возраста. Зубная щетка у каждого члена семьи, включая и дошкольника, должна быть своя.

    Питание – один из основных факторов, постоянно влияющих на развитие организма крохи. В дошкольном возрасте рациональное питание имеет немаловажное значение, так как оно способствует улучшению здоровья, укреплению физической и духовной силы малыша, предупреждает возникновение заболеваний, содействует формированию ЗОЖ.

    Правильное питание дошкольников должно быть:

  • доброкачественным (не допускается содержания в еде болезнетворных микроорганизмов и вредных примесей);
  • полноценным (содержать необходимое количество минеральных веществ, витаминов, белков, жиров, углеводов);
  • разнообразным (в меню должны присутствовать продукты растительного и животного происхождения);
  • достаточным по калорийности и объему – необходимо, чтобы употребленная пища вызывала чувство сытости у ребенка, придавала ему энергичности и обеспечивала материал для развития и роста его организма.
  • Твердый режим дня дошкольников – один из главных факторов в формировании ЗОЖ. Малыш быстро привыкает к предложенному распорядку и благоприятно на него реагирует. Причем чем младше кроха, тем легче его приучить к заданным временным рамкам.

    К созданию расписания дошкольника можно подойти творчески и применить наглядные пособия (рисунки, таблицы и красочные плакаты), которые помогут малышу лучше запомнить последовательность кормлений, прогулок и сна. В составлении режима следует обязательно обозначить мероприятия, направленные на оздоровление детей, – физминутки и процедуры закаливания.

    В распорядке дня необходимо учесть, что кроха 3-4 лет должен спать не меньше 14 часов, а ребенок постарше – около 13 часов в сутки. Из этого времени полтора-два часа выделяются на дневной сон. Укладывать спать дошкольников следует не позднее 9 часов вечера.

    Через час после пробуждения малыша нужно покормить завтраком, а ужин предложить часа за полтора до ночного сна. Днем промежутки между приемами пищи должны быть не больше четырех часов.

    При составлении режима необходимо принять к сведению, что дошкольники, как и взрослые люди, делятся на «сов» и «жаворонков». Малыш-«сова» становится более внимательным после 16-ти часов, а «жаворонок» активен уже с 8-ми утра.

    Психическое и социальное здоровье дошкольника

    Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

    Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на кроху, – это внутрисемейная среда и условия в детском саду.

    Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Окружающие взрослые должны внимательно относиться к эмоциональным потребностям малыша, поддерживать дисциплину, проводить познавательные беседы, играть с ним и осуществлять необходимое наблюдение.

    Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

    Здоровье ребенка зависит не только от родителей, а и от окружающих его людей. Заботясь о своем чаде в дошкольный период жизни, папы и мамы создают необходимые благоприятные условия для развития малыша, что впоследствии поможет сформировать из него здоровую во всех отношениях личность.

    szabotoi.ru

    «Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»

    «Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»

    Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

    Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой — либотдельно взятом психологическом свойстве. Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого — педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.

    Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.

    Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:

    Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.

    Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

    Дети — дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х — 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.

    Также для детей — дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку.

    Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.

    Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью — игрой.

    Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными.

    Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Важное условие психодиагностики — приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д.

    Методы психодиагностического обследования дошкольников

    Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования детей, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование.

    Метод наблюдения — один из главных в работе с детьми. Многие методы, используемые обычно при изучении взрослых,- тесты, эксперимент, опрос — имеют ограниченную сферу применения в исследованиях, проводимых на детях, из-за своей сложности. Они, как привило, недоступны детям, особенно в младенческом возрасте.

    Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч.Дарвин. В 1881 году именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важных фактов. Крупный швейцарский психолог Ж.Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками. Известный советский детский психолог Д.Б.Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

    Прежде чем начать наблюдение за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется, и какие результаты в конечном итоге должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

    Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.

    Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным.

    Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным.

    В-третьих , наблюдение может быть одноразовым и длительным.

    Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков , главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.

    В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.

    Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры или привычных для ребенка занятий — рисования, конструирования, отгадывания загадок и т.д. Дети не должны подозревать, что игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.

    Процедура эксперимента оказывает большее влияние на детей, чем на взрослых. Объяснение этому находят в особенностях детской психики :

    Дети более эмоциональны при общении со взрослым . Взрослый для ребенка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо любезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше.

    Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому либо «спрятаться» от контактов с ним.

    Проявление личностных особенностей у ребенка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребенок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Непривычная для ребенка система понятий, способов коммуникаций будет мощнейшим барьером при его включении в эксперимент.

    Ребенок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый . Экспериментаторам рекомендуется обращать внимание на то, правильно ли понимает ребенок обращенные к нему вопросы и просьбы, давая тот или иной ответ.

    Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент с участием детей должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.

    Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.

    Тест — это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах.

    Кроме основных методов исследования детей – наблюдения и эксперимента — используются вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности- все это существенно влияет на диагностический портрет личности. Интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как вспомогательный.

    Метод беседы (метод вопросов) можно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речь, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.

    Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Кроме того, следует учитывать, что недостаточно развиты такие процессы как память, внимание, мышление, воображение. Чаще всего применяют такие методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности и беседа. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью — игрой.

    Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.,1967

    Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М., 1973

    Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,1991

    Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

    Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб., 2002.

    Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.,1969

    Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960

    Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских вохрастах.-М.,1995

    infourok.ru

    Психологическое и эмоциональное здоровье и состояние детей дошкольного возраста

    Часто психическое здоровье человека и его гармонию с собой и окружающим миром называют адаптацией. Как же понять, хорошо ли адаптирован ребенок дошкольного возраста и в норме ли его психическое здоровье?

    Существует несколько критериев, по которым можно определить, что ребенок дошкольного возраста хорошо адаптирован:

    • исключены крайности в поведении: малыш не гиперактивен, но и не пассивен;
    • нет возвращения к бывшим привычкам: постоянно пил из чашки, но вдруг потребовал бутылку и т. п.;
    • не отстает в развитии от сверстников;
    • засыпает и кушает без истерик;
    • самостоятелен и самокритичен по годам.
    • Родителям важно понять, что плохая адаптация детей дошкольного возраста (от 3-х лет) может отрицательно сказаться на их развитии в дальнейшем и повлиять на психическое здоровье.

      Почему возникают проблемы

      Особенно важно психическое здоровье детей и подростков, что обусловлено рядом сильно влияющих на него причин:

    • Завышенные требования родителей.
    • Отрицательные оценки в школе.
    • Физическая и психическая неподготовленность первоклассника к школьным нагрузкам.
    • Нервное напряжение и ссоры в семье.
    • Методы формирования психического здоровья детей дошкольного возраста

      Поддержать и сохранить психологическое здоровье детей родители могут, используя психолого-педагогические технологии.

      Психическое здоровье детей и подростков играет важную роль в развитии воспитанной, свободной и раскрепощенной личности в будущем. Психологически здоровый человек не стесняется обратиться за помощью к родителям, правильно и четко формулирует свои цели и мысли, имеет собственное мнение. Как же добиться взаимопонимания?

      Прежде всего, хорошее здоровье детей дошкольного возраста обусловлено спокойным климатом в семье, взаимопониманием и уважением. Если вы хотите, чтобы психическое здоровье Ваших детей было в норме, следуйте приведенным ниже правилам и советам.

    • радуйте малыша, будьте с ним доброжелательны. Каждая совместная семейная прогулка или выезд на природу – повод пообщаться с ребенком, узнать о его проблемах и желаниях. На прогулки можно брать его друзей: так можно познакомиться с ними или узнать поближе об их увлечениях;
    • постоянно интересуйтесь делами ребенка, стараясь не забывать об этом. Провожая его в школу или сад, забирая оттуда, говорите с ним, проявляйте интерес к произошедшим за день событиям. Дайте ему возможность высказаться;
    • подавайте пример собственным поведением. Никогда не выясняйте отношения в семье в присутствии детей, а тем более не вовлекайте их в ссору. С посторонними людьми нужно держите себя воспитанно, открыто: тогда и ребенок будет вести себя так же со сверстниками;
    • не заставляйте посещать много кружков и секций: психическое здоровье, а также и физическое здоровье могут пострадать из-за чрезмерной нагрузки и усталости. Наблюдайте за творческими способностями детей и направляйте их в «нужное русло»;
    • не оскорбляйте его даже в шутку, не рассказывайте о неудачах и ошибках посторонним людям в его присутствии.
    • Любовь, понимание и терпение к нашим детям помогут им в любой ситуации, будь то проблема или грандиозное событие!

      Проблемы психического здоровья детей

      На каждом этапе возрастного развития ребенка, его психическое здоровье отличается. Так, если малыш до 3-4 лет тяжело переносит расставание с мамой, то в 6 лет – это уже проблема. Апатия, быстрая утомляемость, скука, сонливость, отсутствие интереса и внимания – вот лишь некоторые тревожные признаки. Проблемы, вызывающие перечисленные состояния должны быть обнаружены и решены в кротчайшие сроки.

      Родители должны помнить, что следует ограничивать времяпровождение детей перед телевизором. Просмотр взрослых передач и фильмов может нарушить психическое здоровье и привести к возникновению агрессии. Это ограничение касается и компьютера: дети до 12 лет плохо разграничивают виртуальную и действительную реальности.

      Как правильного общаться с ребятами дошкольного возраста

      Общение с малышами дошкольного возраста основывается на жизнерадостности, юморе и эмоциях. Дети до 6-7 лет особенно зависят от отношения родителей и обращения с ними окружающих людей. Критикуя и высмеивая его и остальных людей, Вы учите осуждать. а постоянно подбадривая, даете уверенность в себе и умение оценивать. Некоторые правила общения с детьми, которые помогут сформировать крепкое психическое здоровье детей:

    • Когда ребенок чем-то занят и увлечен, не мешайте ему, если он сам не попросит Вас о помощи.
    • Когда малыш дошкольного возраста просит Вас помочь ему, сделайте только то, что тот просит. Не нужно выполнять все за него. Так он постепенно приучится к самостоятельности.
    • Не отдавайте приказов, не командуйте и не угрожайте. Пусть в случае его непослушания он будет уверен, что его не накажут, а только применят определенные санкции.
    • Для детей дошкольного возраста эмоциональная реакция на действительность очень важна: она регулирует его психическое и физическое самочувствие. При дефиците эмоций его работоспособность и активность снижаются.

      Тренинги помогают улучшить психическое состояние детей

      Школьники и даже дети дошкольного возраста часто сталкиваются с «неразрешимыми» проблемами. Дети дошкольного возраста часто бывают гиперактивными и, наоборот, тяжело переносят даже недолгое расставание с родителями. Дети постарше сталкиваются с непониманием со стороны сверстников и семьи, не могут правильно организовать свое время. Помочь справиться с проблемами может профессиональный психолог.

      В процессе работы используются различные психологические приемы и способы воздействия. В процессе тренингов могут применяться обучающие и психотерапевтические методы. Анализ поведения и действий ребенка, исходя из его позиции и учитывая психическое состояние – одна из целей работы психолога с ним.

      Психологическое здоровье детей дошкольного возраста напрямую зависит от позитивного восприятия окружающего мира и наличия целей. Задачей родителей является помочь малышу поставить цель и достичь ее. Можно «достигать» цель вместе. Отсутствие перспективы приводит к возникновению скуки, напряжения и ухода в себя. У подростков эта проблема может приводить к курению, увлечению алкоголем.

      Родители должны учить с детства находить правильный выход из любой ситуации. Для поддержания психического здоровья детей важно наличие источников положительных эмоций.

      Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: сохранить здоровье детей дошкольного и школьного возраста и обеспечить хорошее эмоциональное развитие могут родители. Достаточно просто принимать активное участие в воспитании ребенка и создать максимально комфортные условия для его жизни.

      rebenokzdorov.com

      Сценарий развлечения для детей младшей группы в детском саду «В гости к солнышку»

      Автор: Смирнова Светлана Сергеевна

      Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста

      «В гости к солнышку».

      Образовательная область: познание.

      Форма работы: развлечение.

      Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.

      Цель: Развитие положительных эмоций, положительного настроения.

      — закреплять знания основных цветов;

      — обогатить познавательно — речевое, музыкально – двигательное развитие;

      — способствовать развитию речи ка средства общения;

      — развивать внимание, память, слуховое восприятие.

      -воспитывать интерес к играм на свежем воздухе;

      — создать радостное настроение, доброжелательную атмосферу;

      — развивать интерес к совместным действиям с взрослыми и сверстниками.

      — оптимизировать эмоциональное и нервно-психическое состояние детей;

      -предупреждать утомляемость детей;

      — создать условия для двигательной активности детей.

      Методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический.

      Приемы: демонстрация, объяснение, показ, иллюстрация.

      Предварительная работа: беседы, разучивание потешек, рассматривание

      иллюстраций, подвижные и дидактические игры.

      Оборудование: аудиозапись «Автобус» С. и Е. Железновы, «Паровозик из рамашкино», костюм лисы и солнышка, игрушка ежик,

      лепесточки и серединки разных цветов, мыльные пузыри на каждого ребенка

      Ведущий: Сегодня праздник лета и солнышка, и света!

      — Ребята, а вы были у солнышка в гостях? (Ответы детей) Хотите?

      Ведущий: Тогда предлагаю отправится в гости к солнышку на автобусе!

      (Звучит музыка «Автобус» С. и Е. Железновы.

      Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

      Ведущий: Вот и домик, может здесь, солнышко живет? (Выходит Лисичка) Лиса: Здравствуйте, ребята! Ведущий: Здравствуй, Лисичка! Ты знаешь где солнышко живет? Лиса: Поиграете со мной, скажу!

      Ведущий: Будим с Лисой играть? (Ответы детей)

      Игра «Зайчата и лиса» По лесной лужайке разбежались зайки. (дети бегают в рассыпную) Вот какие зайки, зайки-побегайки! Сели зайчики в кружок, (приседают на корточки и «роют» землю)

      Роют лапкой корешок,

      Вот какие зайки, зайки-побегайки!

      Вот бежит Лисичка, рыжая сестричка. (ходит ищет зайчат) Ищет где же зайки, зайки-побегайки! (дети убегают от Лисички) Ведущий: Видишь, Лисичка какие у нас ловкие зайчата, никого ты не догнала.

      Лиса: Молодцы, ребята – зайчата! А возьмите меня с собой к солнышку.

      Ведущий: Ребята, возьмем с собой Лисичку? (ответы детей)

      Номинация: интересные мероприятия в детском саду.

      Автор: Смирнова Светлана Сергеевна

      Должность: воспитатель 1 категории

      Отправляемся дальше! Давайте продолжим путешествие на поезде. (Дети садятся на стульчики, звучит музыка из мультфильма «Паровозик из

      Ведущий: Сморите какая полянка, только что-то здесь не хватает? (предположения детей)

      Ведущий: Ой, смотрите, ежик! (поднимая игрушку ежик из травы). Ежик рассказывает, что налетел сильный ветер и все лепесточки раскидал.

      Воспитатель показывает лепесточки.

      Ведущий: Ребята поможем, ежику и сделать полянку красивой? Давайте украсим ее цветочками.

      Игра «Собери цветок» Воспитатель раскладывает разноцветные серединки от цветов. Дети выкладывают лепестки по цвету.

      Ведущий: Сколько здесь цветов? (варианта ответа детей) Ежик: Какая красивая полянка! И как много здесь цветов. Спасибо Вам ребята.

      Ведущий: Ребята смотрите еще один домик! Смотрите на домике что-то нарисовано, что это? (ответы детей) Ведущий: Правильно, это солнышко, давайте его все вместе позовем.

      Прочитать вместе с детьми потешку «Солнышко — ведрышко»

      Выгляни в окошко,

      Твои детки плачут, по камушкам скачут.

      (Выходит солнышко и предлагает детям поиграть)

      Подвижная игра «Солнышко и дождик»

      Солнышко: Молодцы, ребята, вы внимательные. Капельки дождика не попали на вас.

      Солнышко: Ребята для вас у меня есть подарки! (Солнышко раздает мыльные

      пузыри каждому ребенку) Ведущий: Давайте все вмести будим пускать мыльные пузыри. Вы умеете надувать мыльные пузыри? (ответы детей) Звучит веселая музыка, дети совместно со взрослыми пускают мыльные пузыри.

      Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»

      portal2011.com

      Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста

      Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника нужно исходя из следующих направлений:

    • эмоциональное здоровье;
    • развитие движений;
    • психическое развитие и здоровье;
    • уровень адаптационных возможностей;
    • физическое здоровье.
    • Все эти направления устанавливают соответствие детей дошкольного возраста необходимым нормам. Также, в случае выявления несоответствий или отклонений родители должны использовать целенаправленные коррекционные методы.

      Особенности формирования ЗОЖ у дошкольников: возрастные особенности

      Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными.

      В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока.

      Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

      Сформированное в сознании ребенка понятие «личное здоровье» можно распознать по некоторым предпосылкам:

    • Дети пытаются сохранять и показывать правильную осанку.
    • Развиты навыки самообслуживания, старательность в выполнении бытовых поручений.
    • Проявляют физическую активность в игре, чтобы достичь поставленной цели.
    • Психические процессы развиваются быстро.
    • Дети умеют сохранять контролировать собственные эмоции.
    • Становление у детей действительно значимых жизненных целей.
    • Как дети определяют понятие «самосохранения»

      У детей младшего дошкольного возраста отсутствует определение даже самой элементарной характеристики понятия «здоровье», несмотря на то, что они понимают, что такое болезнь. Поэтому никакого отношения к самосохранению дети пока иметь не могут.

      У детей среднего дошкольного возраста формируется отношение к болезни, как к чему-то негативному, вызванному окружающей средой или их собственными действиями. Например, дети понимают, что нельзя мочить ноги, сидеть на сквозняке и есть мороженое. В их понимании здоровье – нечто абстрактное, а быть здоровым – это просто не болеть.

      У детей старшего дошкольного возраста формируется более отчетливое понятие возможной угрозы собственными действиями. Именно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать, что физическое здоровье очень важно, но при этом им трудно удержаться от получения возможного удовольствия (съесть вкусную, но холодную еду, например).

      Здесь «самосохранение детей» во многом зависит от мотивации со стороны родителей. Закрепление правил гигиены и регулярная зарядка, воспитание, обучение и мотивация со стороны родителей поможет быстро сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

      Принципы ухода за детьми

      Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры. К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержать здоровье детей.

      • ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов;
      • забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.
      • поощрять физические нагрузки нужно с самого раннего возраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми;
      • ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности.
      • Закаливание детей дошкольного возраста

      • главные требования при закаливании детей дошкольного возраста – это систематичность и постепенность. Важно учитывать общее здоровье ребенка и его физическое развитие;
      • полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание;
      • перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу.
      • Поддержание психического здоровья

      • важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми;
      • дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями;
      • не менее важно общение со сверстниками и игры.
      • Регулярные медицинские осмотры

      • профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии;
      • профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровья детей.

      Правила осторожного поведения на улице и дома

    • несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.;
    • ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу;
    • дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.
    • Социальное здоровье – это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений.

      В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание,социальное развитие ребенка, как правило, в норме.

      Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.

      Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется становлением органов и систем организма. Еще с рождения дети могут отличаться по своей подвижности, силе и уравновешенности. Но это только заложенные природой особенности: главную роль играет создание максимально благоприятных условий окружающей среды и правильное физическое воспитание. Важно заметить, что физическое воспитание не только укрепляет организм, но и учит выразительности движений и правильному восприятию красоты.

      В связи с повышенными требованиями к первоклассникам, чрезмерными нагрузками на позвоночник, формировать физическое здоровье и выносливость следует начинать как можно раньше.

      Как организовать здоровый образ жизни дошкольника?

      От эффективности организации здорового образа жизни зависит полноценное развитие ребенка. В формировании здоровья для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста ставятся свои цели.

      1. Сформировать представление о себе, как об отдельной личности.
      2. Объяснить способы заботы о себе и об окружающем мире.
      3. Ознакомить с правилами выполнения физических упражнений (научить координировать свои движения, слушать команду).
      4. Объяснять ребенку правила поведения на улице и дома (ходить через дорогу только за руку с взрослыми, смотреть под ноги).
      5. Знакомить с гигиеническими процессами (чистка зубов, умывание, мытье рук перед едой и пр.)
      6. Знакомить ребенка с частями тела и их функциями.
      7. Учить заботиться о себе и соблюдать правила гигиены.
      8. Знакомить с профилактикой заболеваний (правильное дыхание, закаливание).
      9. Сформировать у ребенка привычку ежедневно выполнять физические упражнения.
      10. Рассказывать о микробах и способах распространения инфекций.
      11. Ребенок старшего дошкольного возраста должен выполнять регулярно физические упражнения.
      12. Обучить ответственно относиться к своему телу и органам (например, гулять на свежем воздухе, чтобы дать легким свежий воздух, заниматься спортом, чтобы быть сильным и т. п.).
      13. . Обучить правилам поведения в неожиданных ситуациях (к примеру, что делать, если что-то загорелось).
      14. Такое распределение задач поможет родителям научить ребенка правилам здорового образа жизни, тем самым не ставя перед ним невыполнимых задач. Здоровый образ жизни, понимание этого понятие самим ребенком и есть основа сохранения и поддержания здоровья.

        Приучая детей к соблюдению определенного режима дня, к выполнению требований гигиены, родители помогают сохранить и поддерживать нормальное развитие детей. При составлении режима важно учитывать возрастные особенности и правильную смену деятельности (труд, игры и отдых).

        Родители должны установить режим, учитывающий время подъема и отхода ко сну, режим питания, прогулку на свежем воздухе, а в старшем дошкольном возрасте и время на выполнение посильных поручений.

        Детский сон должен быть продолжительным: так, дети в возрасте 3-4 лет спят около 14 часов, а дети 4-6 лет 13 часов. При этом важно выделить из этого времени пару часов на дневной сон. Отход ко сну должен быть не позднее 8-9 часов.

        Завтракать после пробуждения дети дошкольного возраста должны не позднее, чем через час, а ужинать максимум за полтора часа до сна. В течение дня перерывы между приемом пищи должны составлять не более 4 часов.

        Здоровье ребенка во многом зависит от прогулок на свежем воздухе: чем больше, тем здоровее. В летнее время – это 6 часов, а зимой достаточно 4 часа. Лучшим временем для прогулок считается промежуток между завтраком и обедом или время после дневного сна и до ужина.

        Существуют некоторые моменты в состоянии здоровья детей, которые особенно должны настораживать родителей.

        1. Если наблюдается неловкость движений, плохая координация, головокружение, головные боли, рвота и укачивание в транспорте, срочно необходимо проконсультироваться с невропатологом.
        2. Чрезмерная подвижность или вялость и быстрая утомляемость, нарушения сна и страхи, плаксивость – основные симптомы детского нервного перенапряжения. Необходима консультация детского психиатра.
        3. Если наблюдается нарушение стула, рвота, тошнота, боли в животе, то следует обратиться к детскому гастроэнтерологу.
        4. Гнусавость, храп во сне, частый насморк, ангины, иногда отсутствует реакция на обращение, необходима консультация ЛОРа.
        5. Кожная сыпь, слезоточивость могут быть реакцией на аллергены. Необходима консультация врача-аллерголога.
        6. Неодинаковая высота плеч или лопаток, сутулость могут говорить о возможной проблеме с позвоночником. В такой ситуации поможет врач-ортопед.
        7. Зачастую родители считают, что достаточно профилактического осмотра участкового педиатра, но это мнение ошибочно. Помимо вышеперечисленных узких специалистов необходим регулярный осмотр эндокринолога, хирурга, стоматолога. При необходимости нужно организовать занятия с логопедом для правильного становления речи и произношения.

          rebenokzdorov.com

          Смотрите так же:

          • Повышение пособий по уходу за ребенком Размер детских пособий в 2016 году В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов: не проводить традиционную индексацию детских […]
          • Кортексин при задержке речи отзывы детям Когитум для детей при ЗРР: отзывы Заботиться о том, чтобы ребенок нормально развивался, старается каждый родитель. Один из показателей развития – сформированность речи. Но задержка речевого развития сегодня встречается не так редко. Ничего принципиально страшного в ней нет. Правда, все-таки необходимо прилагать специальные усилия, чтобы […]
          • Новорожденный ребенок снится К чему снится ребенок — маленький мальчик? К чему снится маленький мальчик? Дети — цветы жизни. Маленький ребенок вызывает умиление, притягивает своей хрупкой беззащитностью и вызывает желание помочь. Образ маленького мальчика во всех сонниках рассматривается с положительной стороны. Однако некоторые нюансы в сновидении […]
          • Почему у дети заячья губа Заячья губа — причины возникновения, симптомы и лечение Что такое заячья губа? Заячья губа — врожденный дефект, который представляет собой расщелину губы. На физическое и психологическое состояние новорожденного болезнь совершенно не влияет. Врачами доказано, что заячья губа, причины развития которой весьма разнообразны, […]
          • Леушина а м развитие связной речи у дошкольника Леушина а м развитие связной речи у дошкольника 22 марта в рамках XVII Петербургского образовательного форума была организованна дисскуссионая площадка. Закрытие раздела "Загрузки " На официальном сайте программы "Детство" и кафедры дошкольной педагоги. Научно-методический семинар для педагогов-практиков 20 мая состоялся семинар на […]
          • Пособие по уходу за детьми в рб Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком После рождения ребенка его семье, безусловно, требуется дополнительная государственная социальная поддержка, поскольку необходимость осуществления ухода за детьми предполагает дополнительные семейные затраты и снижение (или полную потерю) возможности заработка от трудовой деятельности для одного […]
          • Симптомы глазного у детей Головная боль и плохое зрение – Вот симптомы глазного давления Достаточно широко распространено мнение о том, что симптомы глазного давления — это боль и напряжение в глазах, которое легко снимается спазмолитическими и сосудорасширяющими препаратами. Но расплатой за эту ошибку может быть полная потеря зрения. Что такое глазное […]
          • Кишечный вирус симптомы у детей Кишечный (желудочный) грипп: заражение и возбудители, признаки, как лечить Кишечным гриппом называют группу вирусных инфекционных заболеваний, протекающих с симптомами острого гастроэнтерита. Они были так названы по причине схожести ряда клинических признаков с респираторным гриппом: Осенне-зимняя сезонность; Высокая заразность; […]