23.Художественные особенности детского рисунка

Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него – след на бумаге. Этот след ребенок оставляет сам, осуществляя по сути едва ли не первые свои продуктивные действия. Он испытывает удовлетворение уже оттого, что чувствует себя виновником появления некоего продукта.

На четвертом-пятом году жизни ребенок вступает в следующую стадию – схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием.

Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды.

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляется его индивидуальность в рисунке.

Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники.

В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах.

24. Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности.

С появлением сознательного изоб­ражения предметов начинается изобра­зительный период в развитии способно­стей. Деятельность приобретает творче­ский характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения. Однако первые изображения детей схема­тичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. Это объясняется тем, что у маленького ребенка отсутствует анатомо-синтетиче­ское мышление, т.е ему еще сложно создать целостный образ. С развитием мышления развивается и характер изоб­ражения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

Флёрина развитие изо способностей описала схематично:

1.Форма. 2.Цвет. 3.Движение. 4.Композиция.

Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.

Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д. Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фи­гуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.

Комарова установила последовательность овладения детьми изобразительными спос-ями: от 3-7 лет происходит обучение технике рисования, от 3 до 5 овладение основными формо-образующими движениями (скатывание, вырезывание. ), 4-6 лет формирование сенсо-моторных способностей, 5 – 5.5 форм-ся основные параметры регуляции(сила нажима, амплитуда, скорость).

studfiles.net

«Особенности развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»

1 «Особенности развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» Дороднова Светлана Владимировна, МБУ детский сад компенсирующего вида 45 «Яблонька», заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, г.о. Тольятти Аннотация В данной статье рассматриваются теоретические и психолого педагогические аспекты развития художественного творчества старших дошкольников. Рассмотрены этапы формирования творчества, начиная с возникновения замысла, заканчивая его практическим воплощением, выделены условия, способствующие проявлению творчества в процессе сюжетного рисования детей 6 7 лет. Проблема развития в личности творческого начала, формирования творчества все более остро возникает в современном обществе. Этому способствуют социальные процессы и преобразования, происходящие в обществе, в котором главенствующее место занимает позиция воспитания творческой, независимой личности ребёнка. Актуальность данной темы заключается в том, что педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, зачастую наиболее озабочены развитие логического мышления воспитанников, закреплением навыков и умений, нежели формированием творческого начала ребёнка. Но в современном обществе реально возникла необходимость воспитания именно компетентной, разносторонне развитой личности, способной мыслить нестандартно, а творчески, способной находить разнообразные пути решения проблемы. Неслучайно в последние десятилетия востребованными становятся творческие профессии, профессии, требующее когниктивности и коммуникативности. Именно эти способности наиболее ярко формируются в дошкольном возрасте в процессе художественного изобразительного творчества. Освоение изобразительной ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями. Чтобы понять специфику творческого процесса у детей; педагоги-исследователи сравнивали его с творчеством взрослых (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.). 1

2 Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатление дошкольников о природе, рукотворных предметах, людях и др. Почти все исследователи детского творчества подчеркивают его реалистическую основу (Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.). Процесс творчества у детей своеобразен. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжение всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению. Это свидетельствует о действенности игровых мотивов в жизнедеятельности дошкольника. Чтобы сформировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству осуществляется на проблемах, уже решенных обществом. Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Отсутствие общественной новизны в результате творчества детей не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого или творческого процесса и, следовательно, творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение. Детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от вопросов обучения изобразительной деятельности. Качество творческого рисунка оценивается не только по "правильности" изображения, но и по выразительности образа, его художественности. В отличие от профессионального искусства художественное творчество в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки. Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое зависит от ряда возрастных особенностей ребенка, что дает основание остановиться на некоторых важных вопросах: характере образов в детском творчестве, особенностях композиционного и колористического решения специфики выразительноизобразительных средств, особенностях формирования замысла. Рисунок, как определенный продукт детского творчества, оценивается различно педагогами и психологами. Некоторых учёных привлекают, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная декоративность. Другие ценят, прежде всего, способность к наблюдению, точность изображения, правильность соотношения величины предметов и их частей. В творческом рисунке дети передают свое отражение к изображаемому объекту или предмету, находят выразительные средства для воплощения своего замысла — 2

3 цветовые сочетания, форму, композицию. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности. Действительность- основа творческого процесса. В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы возникновения и развития у детей художественного образа. Творческий рисунок строится уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и формы явления или предмета. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются поиски выразительных средств передачи в рисунке творческого замысла. У детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, построение рисунка как выразительных средств, для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов, по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста, шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений, соответственно, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании. Они проявляются не только в своеобразном видении предмета или явления, но и в сохранении индивидуальной манере исполнения. Однако творческие элементы, так необходимые ребенку в его дальнейшей жизни, появляются не сами по себе, а как результат развития — физического и психического. Творческие элементы, как правило, проявляются только к концу дошкольного возраста. В начале воображение носит воспроизводящий, пассивный характер. При рисовании элементы творческого воображения проявляются в композиции рисунка, в использовании цвета, выборе содержания и т.д. В творческом процессе ребенка в 6-7 лет можно выделить два этапа — формирование замысла и создание самого рисунка. Момент формирования замысла в творческом рисовании очень важен. Конечный результат зависит от степени сформированности замысла. Главное на этом этапе заключается в том, чтобы посредством образцов, искусства, содействовать накоплению зрительных представлений ребенка, развитию его воображения. От умения преобразовывать изображаемые предметы ребенок переходит к изображению сюжетов, составлению композиций. Внимание к приемам передачи форм, колорита, композиции дает возможность поиска выразительных средств, и как следствиевоплощение замысла. Изобразительный замысел отражает не только содержательную сторону, но и включает представление ребенка о пространстве композиции, о положении персонажей друг к другу, о цветовой характеристике образов. Представление чувственного характера может сформироваться путем восприятия самого предмета или его изображения. Замысел является всегда конкретно чувственным представлением: он складывается, развивается, осуществляется только в образах. 3

4 Процесс формирования образа-замысла представляет собой целеустремленную работу. По словам искусствоведа и педагога Н.Н. Ростовцева, существуют "две творческие силы: познание и воображение". Второй этап в сюжетно-творческом рисовании — нахождение средств выразительности. Замысел тесно связан с воплощением. Если художественный замысел образен, то ребенок, в процессе работы над рисунком находит такие средства выразительности, которые дают возможность наиболее точно передать содержание. Основным средством выразительности является колорит, форма, композиция, ритм. Для детей старшего дошкольного возраста освоение и передача формы в рисунке означает овладение способностью воображения. Дети 6-7 лет стремятся к реалистической передачи формы, с ее признаками и относительной пропорциональностью частей. Одной из важнейших задач в сюжетно-тематическом рисовании является передача цвета. Правильная живописная передача и верный подбор цветов является одним из необходимых условий колористической согласованности. Что касается композиции, то, по мнению Н. Ветлугиной, "характерным для детей старшего дошкольного возраста является построение композиции на плоскости листа, детям этого возраста еще не доступно перспективное изображение". Способность чувствовать колорит, ритм, композицию являются важнейшим критерием творческого характера рисунка. Великий русский художник И.Н. Крамской, говорил своим ученикам: "Ради Бога, чувствуй! Коли ты умный человек, тем лучше, коли чего не знаешь, не видишь — брось. Пой, как птица небесная, только ради Бога своим голосом". В сюжетно-тематическом рисовании старших дошкольников существует четкая последовательность, поэтапность развития творчества. I этап. От процесса возникновения и становления этой формы деятельности (обогащение жизненных впечатлений — акт творчества — применение в жизни). II этап. От путей становления художественного образа (замысел — поиски средств выразительности — воплощение). III этап. От последовательности меняющихся взаимоотношений детей и взрослых (показ процесса творчества — частичное соучастие — самостоятельная композиция детей). В этом возрасте особенно важна положительная оценка результата взрослым, самооценка ребенка, оценка работ других детей. Известный психолог Б.М. Теплов в своих трудах отмечал, что как только детское творчество перестает быть деятельностью для себя, то есть игрой, как только оно становится объектом восприятия других, оно сразу же требует определенной оценки. 4

5 Изобразительное творчество формируется за счет образного виденья ребенка, показательно, что в этом возрасте образное мышление еще преобладает над логическим. Особенности образного виденья детей 6-7 лет складывается от умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет, сохранять целостное впечатление от объекта, явления. Рассмотрим подробно пути формирования художественного творчества старших дошкольников. В детском саду ребенка знакомят с достаточно широким спектром природных и общественных явлений, которые и являются "источником питания" творчества. Процесс детского творчества не развернут во времени. Творческий акт происходит "на одном дыхании". Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.С. Выготского "творит в один прием". В старшем дошкольном возрасте ребенок способен самостоятельно планировать свою творческую деятельность, искать средства выразительности рисунка. Таким образом, многочисленные исследования трудов педагогов и психологов позволяют выделить следующие необходимые условия для развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста: Одним из основных условий развития творчества дошкольника является широкий подход к решению проблемы: творчество как стиль жизни. Данная проблема красной нитью проходит через виды деятельности ребенка, его отношение к природе, социуму, рукотворному и предметному миру, искусству. Но наиболее продуктивные в этом вопросе, безусловно, такие виды деятельности как художественная деятельность и игра. Возраст 6-7 лет, не случайно считается сенситивным периодом детства, именно в этом возрасте развивается воображение, образное и логическое мышление, произвольное внимание — формируются необходимые условия для развития творчества, но именно в этом возрасте необходимо формировать потребность творить, потребность вести поисковую и исследовательскую деятельность, решать поставленные вопросы творчески, по-своему. Взрослый, в лице педагогов или родителей, должен предоставить ребенку возможность самому находить ответы на поставленные вопросы, путем создания педагогических условий для проявлений творчества, разработки развивающих заданий, применяемых в повседневной жизни детей. Важнейшим условием является организация интересной содержательной жизни в дошкольном образовательном учреждении и семье, насыщение ее впечатлениями и вдохновляющими эмоциями. Эмоции, как неизбежный и 5

6 необходимый фактор развития творчества, должны постоянно присутствовать во всех процессах жизнедеятельности ребенка: в процессе наблюдений, занятий, игры, общения-впечатления, эмоциональные всплески, полученные детьми, служат источником для формирования творчества. Следующим условием является полноценное сотрудничество и взаимодействие всех специалистов детского сада, участие и взаимопонимание в составлении планов и анализе работы. Однако, именно воспитатель осуществляет предварительную работу, знакомит детей с необходимыми атрибутами, формирует визуальный ряд, эмоциональную восприимчивость и готовность детей к выполнению творческого задания. Еще одним важнейшим педагогическим условием является организация общения детей с искусством, знакомство с творчеством художников. Только при этом условии дети понимают смысл, суть искусства, познают изобразительновыразительные средства, учатся применять их в своей практической изобразительной деятельности. Ребенок должен постоянно видеть вокруг себя образцы искусства, учиться воспринимать красоту. В этом аспекте чрезвычайно важна правильная организация предметной среды в группах: оснащение уголков изобразительного творчества с максимально многообразными изобразительными материалами, наличие "стены творчества", на которой ребенок в самостоятельной деятельности может выразить художественного свои творческие замыслы. Другим условием развития творчества является обучение, как организованный процесс. В сферу обучения входит и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, потребности выразить восприятие мира в художественной форме, в контексте сюжетно-тематическом рисовании. В процессе обучения формируются знания, способы действий, позволяющие реализовать творческий замысел. Создание мотивации в творческом развитии — одна из основных задач педагогов, кроме того, безусловно, необходимо чтобы творческие задачи были восприняты ребенком. Мотивация в этом случае трактуется как планомерное подведение детей, если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым. Это фактор является важнейшим условием творческой активности ребенка. За этот подход ратует известный психолог, исследователь детского творчества и способов его развития Б.М. Теплов: "большая педагогическая проблема 6

7 нахождения стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание "сочинять". Еще одно необходимое условие, имеющее практическое значение — это комплексное и системное использование методов и приемов, обуславливающих процесс развития. Это и предварительное наблюдение и создание заведомо проблемных ситуаций, и отсутствие готовых средств для решения задачи. Не надо предлагать ребенку решение " на блюдечке с золотой каемочкой", а тем более навязывать его, важна стимуляция поисковой деятельности, ситуация выбора. Создание атмосферы творчества так же является необходимым условием его развития. Игровые и сюрпризные моменты, художественное слово, элементы драматизации, усиливают творческое состояние детей. Для создания эмоционального фона необходимыми помощниками могут стать и музыкальное сопровождение процесса рисования и вовремя спетая воспитателем песенка, мелодия, создающая настроение. При этом, важна искренняя заинтересованность воспитателя, его эмоциональность в речи, доверительное и внимательное отношение к маленьким творцам. Учет индивидуальных особенностей, дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, принятие его точки зрение, положительный отзыв его деятельности — важный фактор развития деятельности. Опытный педагог в своей работе должен учитывать и темперамент, и доминирующий вид воображения, и настроения ребенка. В заключении хотелось бы привести высказывание В.А. Сухомлинского о том, что «духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире творчества, фантазии, игры. Без этого он — засушенный цветок. Дети должны жить в мире творчества и красоты, этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, что будет чувствовать ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, зависит весь его дальнейший путь в жизни». Список литературы: 1. Г.Г.Григорьева «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», М., «Просвещение», 1995 г. 2. И.Н. Клюева «Калейдоскоп искусств или рождение жар-птицы», Фонд «Развитие через образование», 2002 г. 3. И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников», «Детство-пресс», 2004 г. 7

docplayer.ru

Психологические особенности общения детей дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения у дошкольников.

2.1 Описание методического аппарата.

Описание выборки: Исследование было проведено на базе ГОУ г.Москвы, д/с № 890. Обследованы 20 испытуемых, из них 10 испытуемых в возрасте от 4 до 5 лет (4 девочки и 6 мальчиков); 10 испытуемых в возрасте от 6 до 7 лет (5 девочек и 5 мальчиков).

Цель исследования: выявить взаимосвязь психического развития и особенностей общения у дошкольников.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности общения детей дошкольного возраста.

Гипотеза: особенности общения зависят от уровня психического развития у дошкольников.

В исследовании применялись следующие методики:

  1. Методика «Два домика» И. Вандвик, П. Экблад 1994 г., предназначена для диагностики сферы общения ребенка. Для обработки результатов методики, мы использовали критерии анализа, предложенные Я.Л..Коломинским. Цель методики: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, социометрический статус ребенка.
  2. Методика «Я в детском саду» М. Быковой 2002г., Цель методики: определить особенности психологической комфортности пребывания ребенка в группе детского сада.
  3. Методика «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей», модификация и критерии анализа: Хузеевой Г.Р. Цель методики: определение особенностей межличностного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, отношение к лидерству, субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым.

2.2 Описание результатов исследований.

2.2.1 Методика «Два домика».

(Результаты проведения методики: см. приложение 1, 2).

1) Результаты анализа социометрического статуса ребенка представлены в Таблице 1.

Как видно из Таблицы 1., большинство детей (70%) из данной группы имеют благоприятный социометрический статус и около трети детей из группы (30%) имеют неблагоприятный социометрический статус.

Как видно из Таблицы 2., большинство детей из данной группы (70%), не имеют отрицательных выборов, около трети детей (30%) имеют один отрицательный выбор; детей с двумя и более отрицательными выборами, в данной группе, не выявлено.

3) Результаты анализа особенностей взаимоотношения детей в группе представлены в Таблице 3.

Из Таблицы 3. видно, что у большинства детей из данной группы (70%) выявлен средний коэффициент удовлетворенности своими отношениями в группе; у 20% детей наблюдается высокий КУ; у 10% детей — низкий КУ. Общий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе высокий (90%).

1) Результаты анализа социометрического статуса ребенка представлены в Таблице 4.

Кол-во положительных выборов

Категории «звезды» и «предпочитаемые» являются благоприятными; категории «принятые» и «непринятые» — неблагоприятными.

Как видно из Таблицы 4., большинство детей (90%) из данной группы имеют благоприятный социометрический статус и только одна десятая часть группы (10%) имеет неблагоприятный социометрический статус.

2) Результаты анализа отрицательных выборов детей, представлены в Таблице 2.

Кол-во отрицательных выборов

Как видно из Таблицы 5., большинство детей из данной группы (40%) имеют два отрицательных выбора, около трети детей (30%) имеют 3 и более отрицательных выбора; детей с одним отрицательным выбором — 10%; детей без отрицательных выборов, в данной группе выявлено — 20%.

3) Результаты анализа особенностей взаимоотношения детей в группе представлены в Таблице 6.

Из Таблицы 6. видно, что у большинства детей из данной группы (70%) выявлен средний коэффициент удовлетворенности своими отношениями в группе; у 20% детей наблюдается высокий КУ; у 10% детей — низкий КУ.

Общий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе высокий (90%).

Сравнительный анализ особенностей взаимоотношений в средней и в подготовительной группе.

Результаты сравнительного анализа социометрического статуса детей в подготовительной и средней группе, представлены в Таблице 7.

Как видно, из Таблицы 7., в подготовительной группе в большей степени сформирована иерархия социометрического статуса детей, в отличие от средней группы, где большая часть группы (80%) относится к категории «предпочитаемые».

Результаты сравнительного анализа отрицательных выборов детей в подготовительной и средней группе, представлены в Таблице 8.

Как видно, из Таблицы 8., в подготовительной группе большинство детей (70%) не имеет отрицательных выборов и около трети детей имеют по одному отрицательному выбору, в отличие от средней группы, где доля отрицательных выборов (два и более) приходится на большую часть группы (70%), на одну десятую группы — приходится по одному отрицательному выбору и только у 20% детей, отрицательных выборов не выявлено.

Результаты сравнительного анализа особенностей взаимоотношения детей в подготовительной и средней группе, представлены в Таблице 9.

Как видно из Таблицы 9., у подготовительной и у средней группы выявлены средний коэффициент удовлетворенности ребенка своими отношениями в группе и высокий общий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе.

Данная методика позволила определить социометрический статус и значимый круг общения ребенка, выявить особенности взаимоотношений детей в подготовительной группе (6-7 лет) и в средней группе (4-5 лет).

Мы выявили, что большинство детей из подготовительной группы имеют благоприятные статусные категории («звезды» и «предпочитаемые»); большинство детей в группе не имеют ни одного отрицательного выбора; большая часть группы имеет средний коэффициент удовлетворенности ребенка своими отношениями со сверстниками; общий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе высокий.

В средней группе было выявлено, что большинство детей имеют благоприятные статусные категории («звезды» и «предпочитаемые»); большинство детей в группе имеет по два и более отрицательных выбора от своих сверстников; большая часть группы имеет средний коэффициент удовлетворенности ребенка своими отношениями со сверстниками; общий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе высокий.

В сравнительном анализе подготовительной и средней группы было выявлено, что в подготовительной группе в большей степени сформирована иерархия социометрического статуса детей, в отличие от средней группы. В подготовительной группе большинство детей не имеет отрицательных выборов и около трети детей имеют по одному отрицательному выбору, в отличие от средней группы, где доля отрицательных выборов (два и более) приходится на большую часть группы. В подготовительной группе было выявлено меньшее количество взаимных выборов и большее совпадение этих выборов по значению, то есть «положительный», либо «отрицательный» взаимный выбор. В отличие от подготовительной группы, в средней группе наблюдается большой разброс взаимных выборов, как положительных, так и отрицательных и высокая степень несовпадения взаимных выборов по значению. У подготовительной и у средней группы выявлены средний коэффициент удовлетворенности ребенка своими отношениями со сверстниками и высокий общий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе.

Таким образом, рассмотрев особенности взаимоотношений в подготовительной и в средней группе, можно сделать следующие Выводы:

1. В подготовительной группе в большей степени сформирована иерархия социометрического статуса детей, в отличие от средней группы, следовательно, можно сказать, что в подготовительной группе сформирована групповая дифференциация, в отличие от средней группы.

2. В подготовительной группе было выявлено меньшее количество взаимных выборов и большее их совпадение по значению, в отличие от средней группы, где наблюдается большой разброс взаимных выборов, как положительных, так и отрицательных и высокая степень их несовпадения по значению. Из этого следует, что у детей в подготовительной группе сформирована избирательная привязанность в общении, в отличие от средней группы, где избирательная привязанность практически не наблюдается.

3. В подготовительной группе большинство детей не имеет отрицательных выборов и около трети детей имеют по одному отрицательному выбору, в отличие от средней группы, где доля отрицательных выборов (два и более) приходится на большую часть группы. Следовательно, у детей подготовительной группы мы видим сформированные межличностные отношения, в то время как у средней группы межличностные отношения находятся на стадии своего формирования.

4. У подготовительной и у средней группы выявлены средний коэффициент удовлетворенности ребенка своими отношениями со сверстниками и высокий общий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе. Следовательно, уровень благополучия взаимоотношений в группе, как в подготовительной, так и в средней, высокий.

2.2.2 Методика «Рисунок группы».

(Результаты проведения методики: см. приложение 3, 4).

Результаты анализа психологической комфортности нахождения ребенка в группе представлены в Таблице 10.

Из Таблицы 10. видно, что на большинстве рисунков (90%) преобладает теплая цветовая гамма, маленький размер рисунка (у 70%); тщательная прорисовка наблюдается у половины группы; большая часть детей (60%) на рисунке изобразили себя и значимого персонажа. На большинстве рисунков (60%) присутствует наличие деятельности, преобладает положительный эмоциональный фон рисунка (у 80%), наличие на рисунке взрослого встречается только у одной пятой части группы (20%).

Результаты анализа психологической комфортности нахождения ребенка в группе представлены в Таблице 11.

Из Таблицы 11. видно, что на большинстве рисунков (60%) преобладает теплая цветовая гамма, маленький размер рисунка (у 60%); тщательная прорисовка наблюдается у одной трети группы (30%); большинство рисунков в группе с изображением нескольких персонажей (40%), треть рисунков — с изображением себя и значимого персонажа (30%) и треть рисунков с изображение самого себя (30%). На большинстве рисунков (70%) присутствует наличие деятельности, преобладает положительный эмоциональный фон рисунка (у 60%), наличие на рисунке взрослого встречается только у одной пятой части группы (20%).

Результаты сравнительного анализа у детей 4-5 и 6-7 лет, на психологическую комфортность нахождения ребенка в группе, представлены в таблице 12.

Как видно, из Таблицы 12., в подготовительной группе преобладание теплой цветовой гаммы на рисунках выше, чем в средней группе (90%/60%). И в подготовительной и в средней группе преобладает маленький размер рисунка, примерно в равном процентном соотношении (70%/60%). Тщательность прорисовки в подготовительной группе выше, чем в средней группе (50%/30%). В подготовительной группе наблюдается больше рисунков с изображением себя и значимого персонажа, тогда как в средней группе большинство рисунков с изображением множества персонажей. Наличие деятельности на рисунках наблюдается примерно в равном соотношении у обоих групп (60%/70%). Положительный эмоциональный фон на рисунках у подготовительной группы выше, чем у средней (80%/60%). Изображение взрослого наблюдается у обеих групп в равном соотношении (20%/20%).

Данная методика позволила определить психологическую комфортность нахождения детей 4-5 и 6-7 лет, в группе детского сада.

Мы выявили, что в подготовительной группе в большинстве на рисунках преобладает теплая цветовая гамма, маленький размер рисунка; тщательная прорисовка наблюдается у половины группы; большая часть детей на рисунке изобразили «себя и значимого персонажа». На большинстве рисунков присутствует наличие деятельности, преобладает положительный эмоциональный фон рисунка; наличие на рисунке взрослого встречается только у одной пятой части группы.

В средней группе, мы выявили, что на большинстве рисунков преобладает теплая цветовая гамма, маленький размер рисунка; тщательная прорисовка наблюдается у одной трети группы ; большинство рисунков в группе с изображением множества персонажей, треть рисунков — с изображением «себя и значимого персонажа» и треть рисунков с изображение самого себя. На большинстве рисунков присутствует наличие деятельности, преобладает положительный эмоциональный фон рисунка; наличие на рисунке взрослого встречается только у одной пятой части группы.

В сравнительном анализе подготовительной и средней группы было выявлено, что в подготовительной группе преобладание теплой цветовой гаммы над холодной, на рисунках выше, чем в средней группе. И в подготовительной и в средней группе преобладает маленький размер рисунка. Тщательность прорисовки в подготовительной группе выше, чем в средней группе. В подготовительной группе наблюдается больше рисунков с изображением «себя и значимого персонажа», тогда как в средней группе большинство рисунков с изображением множества персонажей. Наличие деятельности на рисунках наблюдается примерно в равном соотношении у обоих групп. Положительный эмоциональный фон на рисунках у подготовительной группы выше, чем у средней. Изображение взрослого наблюдается у обеих групп в равном соотношении.

Таким образом, выявив уровень психологической комфортности в подготовительной и в средней группе, можно сделать следующие Выводы:

1. В подготовительной группе большее количество рисунков с теплой цветовой гаммой, чем в средней группе, следовательно, у детей в подготовительной группе положительный эмоциональный фон выше, чем у детей в средней группе.

2. И в подготовительной и в средней группе преобладает маленький размер рисунка, что говорит о внутреннем ощущении неуверенности.

3. Тщательность прорисовки в подготовительной группе выше, чем в средней группе, следовательно, для детей 6-7 лет сверстники имеют большую значимость, чем для детей 4-5 лет.

4. В подготовительной группе наблюдается больше рисунков с изображением «себя и значимого персонажа», тогда как в средней группе большинство рисунков с изображением множества персонажей. Из этого следует, что в подготовительной группе у детей сформирована избирательная привязанность и дружеские отношения со сверстниками, в отличие от средней группы, где дружеские отношения находятся на стадии формирования.

5. Наличие общей деятельности на рисунках наблюдается примерно в равном соотношении у обоих групп, что говорит о развитом общении и взаимодействии в группах.

6. Изображение взрослого присутствует у одной пятой части группы, как подготовительной, так и средней, следовательно, можно предположить, что ребенок, идентифицируя себя с группой детского сада, отделяет от группы личность взрослого, тем самым, акцентируя внимание на сверстнике, значимость которого, как известно, повышается для ребенка дошкольного возраста.

2.2.3 Методика «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей».

(Результаты проведения методики: см. приложение 5, 6).

Результаты анализа особенностей межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, представлены в Таблице 13.

Из Таблицы 13. видно, что в группе преобладает игровой мотив общения, положительное эмоциональное отношение к сверстникам, стремление к широкому кругу общения, отрицательное отношение к лидерству. В группе преобладает стремление к подчинению сверстникам. У половины группы, в ситуации отвержения выявлена конструктивная реакция, в то время как у другой половины — неконструктивная. У половины группы преобладает активная позиция в общении, другая же половина склонна занимать пассивную позицию. В группе преобладает склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым.

Результаты анализа особенностей межличностных оотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, представлены в Таблице 14.

Из Таблицы 14. мы видим, что в группе преобладает игровой мотив, положительное эмоциональное отношение к сверстнику, стремление к широкому кругу общения. В группе доминирует положительное отношение к лидерству, и стремление к автономии от сверстников. У половины группы, в ситуации отвержения выявлена конструктивная реакция, в то время как у другой половины — неконструктивная. В группе преобладает пассивная позиция в общении и склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым.

Результаты сравнительного анализа особенностей межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, представлены в таблице 15.

Как видно из Таблицы 15. у подготовительной и у средней группы доминирует игровой мотив в общении, положительное эмоциональное отношение к сверстникам, стремление к широкому кругу общения. Отношение к лидерству в подготовительной группе отрицательное, в то время как в средней группе — положительное. В подготовительной группе выявлена склонность к подчинению сверстнику, в отличие от средней группы, где выявлена тенденция к автономии. Поведение, в ситуации отвержения в обеих группах разделяется поровну, то есть у половины группы наблюдается конструктивное поведение, у другой половины — неконструктивное. В подготовительной группе половина детей занимает активную позицию в общении, другая половина детей занимает пассивную позицию. В отличие от подготовительной группы, средняя группа в целом стремится занять пассивную позицию в общении. В подготовительной и в средней группе наблюдается склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым.

Данная методика позволила определить особенности межличностных отношений детей 4-5 и 6-7 лет со взрослыми и сверстниками.

Мы выявили, что в подготовительной группе преобладает игровой мотив общения, положительное эмоциональное отношение к сверстникам, стремление к широкому кругу общения, отрицательное отношение к лидерству, стремление к подчинению сверстникам. У половины группы, в ситуации отвержения выявлена конструктивная реакция, в то время как у другой половины — неконструктивная. У половины группы преобладает активная позиция в общении, другая же половина склонна занимать пассивную позицию. В группе преобладает склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым.

В средней группе было выявлено преобладание игрового мотива, доминирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, стремление к широкому кругу общения, положительное отношение к лидерству, и стремление к автономии от сверстников. У половины группы, в ситуации отвержения выявлена конструктивная реакция, в то время как у другой половины — неконструктивная. В группе преобладает пассивная позиция в общении и склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым.

В сравнительном анализе подготовительной и средней группы было выявлено, что у подготовительной и у средней группы доминирует игровой мотив в общении, положительное эмоциональное отношение к сверстникам, стремление к широкому кругу общения. Отношение к лидерству в подготовительной группе отрицательное, в то время как в средней группе — положительное. В подготовительной группе выявлена склонность к подчинению сверстнику, в отличие от средней группы, где выявлена тенденция к автономии. Поведение, в ситуации отвержения в обеих группах разделяется поровну, то есть у половины группы наблюдается конструктивное поведение, у другой половины — неконструктивное. В подготовительной группе половина детей занимает активную позицию в общении, другая половина детей занимает пассивную позицию. В отличие от подготовительной группы, средняя группа в целом стремится занять пассивную позицию в общении. В подготовительной и в средней группе наблюдается склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым.

1. У подготовительной и у средней группы доминирует игровой мотив в общении, положительное эмоциональное отношение к сверстникам, стремление к широкому кругу общения, что говорит высокой значимости общения со сверстником для ребенка дошкольного возраста.

2. Отношение к лидерству в подготовительной группе отрицательное, в то время как в средней группе — положительное. В подготовительной группе выявлена склонность к подчинению сверстнику, в отличие от средней группы, где выявлена тенденция к автономии. Из этого следует, что у детей 4-5 лет присутствует конкурентно-соревновательные тенденции в отношении сверстника, в отличие от старших дошкольников, у которых доминирующую роль играют личностные мотивы общения.

3. Поведение, в ситуации отвержения в обеих группах разделяется поровну, то есть у половины группы наблюдается конструктивное поведение, у другой половины — неконструктивное. Следовательно, поведение в ситуации отвержения зависит от личностных особенностей ребенка.

4. В подготовительной группе половина детей занимает активную позицию в общении, другая половина детей занимает пассивную позицию. В отличие от подготовительной группы, средняя группа в целом стремится занять пассивную позицию в общении. Из этого следует, что у детей подготовительной группы сформированы индивидуальные особенности общения со сверстниками, а у детей средней группы, особенности общения со сверстниками находятся на стадии формирования.

5. В подготовительной и в средней группе наблюдается склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым, что говорит о высокой значимости взрослого для дошкольника.

Анализ по эмпирической части:

Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста подготовительной (6-7 лет) и средней (4-5 лет) группы:

В подготовительной группе сформирована групповая дифференциация, в отличие от средней группы.

У детей в подготовительной группе сформирована избирательная привязанность в общении, в отличие от средней группы, где избирательная привязанность практически не наблюдается.

У детей подготовительной группы мы видим сформированные межличностные отношения, в то время как у средней группы межличностные отношения находятся на стадии своего формирования.

В данной выборке, уровень благополучия взаимоотношений в группе, как в подготовительной, так и в средней, высокий.

У детей, в данной выборке, уровень психологической комфортности нахождения в группе в подготовительной группе выше, чем у детей в средней группе.

Для детей 6-7 лет сверстники имеют большую значимость, чем для детей 4-5 лет. Ребенок, идентифицируя себя с группой детского сада, отделяет от группы личность взрослого, тем самым, акцентируя внимание на сверстнике, значимость которого, как известно, повышается для ребенка дошкольного возраста.

У подготовительной и у средней группы доминирует игровой мотив в общении, положительное эмоциональное отношение к сверстникам, стремление к широкому кругу общения, что говорит высокой значимости общения со сверстником для ребенка дошкольного возраста.

У детей 4-5 лет присутствует конкурентно-соревновательные тенденции в отношении сверстника, в отличие от старших дошкольников, у которых доминирующую роль играют личностные мотивы общения.

У детей подготовительной группы сформированы индивидуальные особенности общения со сверстниками, а у детей средней группы, особенности общения со сверстниками находятся на стадии формирования.

В подготовительной и в средней группе наблюдается склонность ребенка к подчинению в общении со взрослым, что говорит о высокой значимости взрослого для дошкольника.

Гипотеза подтвердилась, особенности общения зависят от уровня психического развития детей.

1. Обнаружены различия у детей 4-5 и 6-7 лет в сфере межличностных взаимоотношений:

1.1 У детей 6-7 лет выявлена сформированная групповая дифференциация; у детей 4-5 лет групповая дифференциация находится на стадии формирования.

1.2 Выявлено, что у детей 6-7 лет сформирована избирательная привязанность в общении, в отличие от детей 4-5 лет, где избирательная привязанность практически не наблюдается.

1.3 У детей 6-7 лет сформированы межличностные отношения, в то время как у средней группы межличностные отношения находятся на стадии своего формирования.

2. Обнаружены различия у детей 4-5 и 6-7 лет, в сфере особенностей отношения к сверстнику:

2.1 У детей 4-5 лет присутствует конкурентно-соревновательные тенденции в отношении сверстника, в отличие от старших дошкольников, у которых доминирующую роль играют личностные мотивы общения.

2.2 У детей 6-7 лет сформированы индивидуальные особенности общения со сверстниками, в отличие от детей 4-5 лет, у которых особенности общения со сверстниками находятся на стадии формирования.

Итак, данная работа показала, насколько велико значение общения для психического развития детей в дошкольном возрасте.

Общение вносит огромный вклад в психическое развитие личности ребенка. В процессе общения, ребенок усваивает социокультурные нормы и правила, носителем которых является взрослый. Взрослый же, в свою очередь направляет процесс развития ребенка в нужное русло.

К старшему дошкольному возрасту у детей появляется потребность в доброжелательном внимании сверстника. Появляется интерес к сверстнику как к личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Умение сопереживать, поддерживать сверстника невозможно без высокого уровня развития межличностных отношений, которые формируются только в процессе общения.

Поскольку общение в дошкольном возрасте является важнейшей деятельностью развития и становления личности ребенка, необходимо создать условия для эффективного формирования процесса общения, налаживания контактов и межличностных отношений. В этом должны быть заинтересованы как близкие взрослые, так и воспитатели в детском саду.

Также стоит отметить, что и уровень психического развития, и успешность общения со сверстниками характеризует ребенка как психологически готового/неготового к школе. Детям, с высоким уровнем психического развития и, соответственно, благополучным в общении, легче будет адаптироваться к новой ситуации социального развития, к новой деятельности и, в целом, ко всем переменам, связанным с поступлением в первый класс. Для гармоничного развития личности ребенка, его успешной адаптации и комфортному существованию, взрослым необходимо контактировать с ребенком, а также уделять внимание его общению со сверстниками.

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  • Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
  • Выготский.Л.С «Избранные психологические исследования«.-М.: 1956 год.
  • Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971.
  • Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — М., 1980.
  • Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анциферовой. — М., 1978.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. —— Москва: Гардарики, — 2000. — 255 с.
  • Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р. Социализация детей и подростков. Методический комплекс — М:МПГУ, 2009 г.
  • Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 456 с.
  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 2007.
  • Пиаже.Ж «Речь и мышление ребенка» Спб, 1997 г.
  • Рубинштейн.С.Л «Основы общей психологии» Спб.: «Питер Ком», 1998 г.
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, . — Москва, 1996.
  • Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.: Школа-Пресс, 1997.
  • Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  • Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общение дошкольников со сверстниками. Вопросы психологии, 1988, № 2, с.167.
  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  • Хрестоматия «Психология развития» Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. «ЧеРо» М 2005 г.
  • Быкова М. Дошкольное образование. — 2002 — № 12.
  • scholar.su

    Особенности рисунка ребенка дошкольного возраста

    В основе всякого произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданное фантазией художника. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим. Он — основное отличие искусства, его главный признак. Образ не только изображения. Он больше, чем простое воспроизведение чего-то, именно в нем выражено отношение автора к изображаемому, его главная мысль — основная идея произведения.

    Но любой образ должен быть выразителен. Цвет, форма, композиция является средствами выразительности образа в детском рисунке. Поэтому, прежде всего, детский рисунок ценят за его выразительность.

    Н. А. Ветлугина [28, 137] считает, что способность к образному творчеству у детей прежде всего проявляются в выборе содержания, в отборе предметов для воспроизведения. Умение остановить внимание на характерном, особенном, выделяющемся в кругу остальных, принадлежит детям в завидной степени.

    Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает прежде всего непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков. В своем анализе детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста.

    Создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобному изображению, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.

    Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. Вот почему одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия формирования художественного образного видения.

    Воспитание образного видения предметов, явлений «во всей их жизненной наполненности» стоит, поэтому в центре внимания при формировании детского творчества. Процесс создания образов немыслим без помощи воображения, фантазии. Фантазия детей проявляется не только в сочинении сказочных сюжетов. Они проявляются в рисунках, темы которых взяты из самой действительности.

    Фантазия проявляется прежде всего в усилии, подчеркивании определенных сторон образа, в заостренной цветовой или ритмической характеристике мира. В детских рисунках мы встречаемся подчас с таким необыкновенным сочетанием красок, которых не увидишь в действительности. Слишком яркое синее небо, чересчур зеленая трава — эта форма выражения вымысла, творческой фантазии ребенка.

    Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.

    Образ в рисунке связан с предварительным формированием замысла.

    Анализируя изобразительные замыслы старших дошкольников, мы находим в них не только отражение содержательной стороны будущего рисунка, но и представление о его композиции, о взаиморасположении персонажей, о цветовой характеристике этого рисунка и т.д.

    Образы в рисунках привлекают не только непосредственность видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т.д. Художественный образ прежде всего выигрывает на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют: они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора — ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму являются одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

    Н. А. Ветлугина [31, 86] говорит о том, что рисунки дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.

    В детских рисунках, однако, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы.

    Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное от ношение к этому образу.

    Композиция — это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

    Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности.

    Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритм — это повторяемость, чередование и соразмерность элементов композиции. В детских рисунках мы встречаемся не только с чередованием форм, и с композиционно-цветовым ритмом в передаче организованность, упорядоченность построению рисунка. Большое значение имеют здесь и технические возможности ребенка. Найденная форма легко повторяется и воспроизводится. Композиционно-ритмическая организованность рисунка отвечает часто по существу избранной ребенком теме.

    Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется прежде всего за счет передачи движения, изображения характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета.

    Интересы в этом смысле некоторые особенности построения композиции, специфичные именно для детского рисунка. Выстраивая свой рисунок, дети устанавливают пространственные отношения между предметами, персонажами; причем они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, но находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию. Поэтому композиция детского рисунка не совпадает полностью с картинами реальной действительности.

    Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого.

    Для выражения пространственных связей ребенок изображает в рисунке такие черты предмета, которые обычно не воспринимаются глазом. В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов определенного расположения фигур. Мы видим лису, подкрадывающуюся к колобку или сидящую возле пенька, разговаривающую с колобком.

    Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов детьми.

    Художник обычно строго отбирает отдельные элементы во имя создания цельного образа. Он сознательно опускает иногда заманчивые и интересные сами по себе детали, не выявляющие, однако, сущность образа.

    Н. П. Сакулина [20, 135] утверждает, что в детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования композиционным центром.

    Так же дети отражают в своих рисунках не только действительность, но и сказочные образы.

    Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов. [28, 46]

    В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

    В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба — оранжевое с яркими красными полосами — усиливается тревожное настроение рисунка, изображающего черного колдуна, который «несет через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразие переплетение вымысла и правды, фантастического и реального. «Среди многообразных явлений действительности, отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства.

    Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны использовать ритм штрихов, пятен, линейных контур, другие тяготеют к живописному отражению явлений действительности.

    Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла — цветовые сочетания, форму, композицию. В творческом рисунке они передают свое отношения к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности. Действительность — основа творческого процесса.

    Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка — умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное впечатление от объекта, явления.

    В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и форма явления, предмета. Появляется активное отношение к изображаемому активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

    У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

    Большое значение в процессе сознания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении предмета или явления, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет — самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями.

    Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.

    Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

    Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.

    studbooks.net

    Смотрите так же:

    • Доклад на тему физическое развитие детей Доклад на тему: "Физическое развитие школьника и пути его совершенствования". Бастомарская средняя школа Доклад на тему: «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования» . Спорт- это не погоня за рекордами, это здоровье миллионов, это готовность к труду, воспитание таких необходимых в жизни качеств, как выносливость, […]
    • Развитие речи детей 5-6 лет родительское собрание Родительское собрание, развитие речи. «Значение игры в речевом развитии детей 2-3 лет». Название: Родительское собрание, развитие речи. «Значение игры в речевом развитии детей 2-3 лет». Номинация: Детский сад, Методические разработки , работа с родителями Автор: Дмитриева Мария Юрьевна Место работы: Детский сад №35 […]
    • Чем поить 6 месячного ребенка Меню 8-месячного ребёнка. Что и как вводить? Меню 8-месячного ребёнка уже должно быть вполне разнообразным. Рацион малыша, находящегося на искусственном вскармливании, значительно отличается от «грудничкового», так как у первых прикорм вводится на 1 месяц раньше: вместо положенных 6 месяцев - в 5. В этом возрасте ребёнок уже […]
    • Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет кузнецова Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для […]
    • Развитие ребенка в домашних условиях Как правильно и быстро научить ребенка 5-6 лет читать по слогам: уроки в домашних условиях Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как […]
    • Мастер классы для детей дошкольного возраста Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное […]
    • Мультики для 6 месячного ребенка Приблизительный режим дня ребенка в 6 месяцев Шестимесячный ребенок уже совсем не похож на новорожденного младенца. За свои первые полгода жизни он более чем в 2 раза прибавил в весе, научился переворачиваться, ползать и, может быть, даже сидеть. Его досуг становится более разнообразным, он активно интересуется окружающим его […]
    • Развития ребенка 5-6 лет Мультики для развития ребенка 5 6 лет Мультфильмы для детей 6 лет Вкус ребёнка необходимо формировать с раннего детства. Ведь именно в раннем возрасте он впитывает всю информацию словно губка. Именно поэтому подходить к вопросу о том, какие именно мультипликационные фильмы показывать ребёнку, нужно очень ответственно. Особенно этот […]