Основные линии развития ребенка дошкольного возраста

Методическая разработка по теме:

Основные направления психического развития ребёнка

Основные направления психического развития ребёнка

Развитие ребёнка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребёнка с окружающим миром, с родителями, с педагогами, взрослыми, другими детьми.

Психологические новообразования, формирующиеся в дошкольном возрасте:

1. Возникновение целостного детского восприятия

2. Возникновение первичных этических инстанций

3. Возникновение соподчинения мотивов

4. Возникновение произвольного поведения

5. Появление внутреннего плана умственных действий

6. Возникновение личного сознания

Основные линии развития ребёнка, определяющие его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность:

? формирование произвольного поведения;

? овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

? переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей;

? мотивационное развитие познавательной деятельности.

Благополучие психического развития дошкольников в значительной степени зависит от того, как оценивают их родители, воспитатели. Оценка учебной деятельности, т.е. удача или неудача в учении, очень важна для родителей. Многие родители компенсируют своё чувство неполноценности через ребёнка, т.е. требуют от него успехов в учёбе, не считаясь с его действительными способностями. Следовательно, неудачи в учении будут сопровождаться отрицательными эмоциональными переживаниями из-за наличия того, что от ребёнка ждут общественно значимого результата в его основной деятельности – учении.

Более того, именно в детском возрасте происходит начальное формирование будущего жизненного сценария ребёнка. Поэтому можно утверждать, что психологическое здоровье дошкольников находится в тесной связи с их успехами или неудачами в учебной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультфильм: их влияние на психическое развитие ребёнка

Не так давно было время, когда дети смотрели только Спокойной ночи малыши . Сегодня симтуация иная. Но стоио задуматься. что же смотрят наши дети.

Данный анализ позволяет лучше узнать как развивается ребёнок.

Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста

Консультация на тему:«Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста».

Психическое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста

Развитие внимания,памяти,мышления,математических способностей, речевого развития,мелкой моторики,знаниий об окружающем мире.

Уважаемые коллеги и родители! Вашему вниманию хочу представить буклет, целью которого является знакомство с возрастными нормами психического развития детей 3-4 лет, а так же причиной ЗПР, рекомендация.

Цель: Дать понятие ФГОС. Рассказать об сновных направления физического развития с учетом ФГОС.

Основой содержания дошкольного образования определены 4 основные направления дошкольников. Образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка: 1. Социально-коммуникативное развит.

Основные линии развития в младенческом и раннем возрасте

Период новорожденности включает первый месяц жизни. На этом этапе происходит адаптация младенца к условиям внеутробного существования. Поведение ребенка имеет реактивный характер и регулируется инстинктивными побуждениями. Вместе с тем этот период важен с точки зрения подготовки младенца к взаимодействию с окружающим миром. Начиная с первых недель жизни, младенец является достаточно компетентным для того, чтобы избирательно реагировать на внешние объекты, обладая избыточными когнитивными возможностями. Однако эти возможности оказываются вовсе не излишеством природы , если не рассматривать ребенка изолированно. Сам по себе человеческий младенец абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, но в паре с матерью он оказывается вооруженным всеми необходимыми и достаточными средствами не только для успешного выживания, но и для всего последующего психического развития. Все уникальные возможности и способности, которыми располагает младенец, начиная с первых дней жизни, необходимы ему для социального взаимодействия и контакта с матерью. Л. С. Выготский называл младенца максимально социальным существом, подчеркивая уникальность социальной ситуации развития в младенческом возрасте.

Во втором полугодии жизни на положение ведущей деятельности выдвигаются предметно-практические действия. Ребенок, умеющий манипулировать с предметами, оказывается в новой позиции по отношению к взрослому, что приводит к становлению новой формы общения – ситуативно-деловой. Ее содержанием становится практическое взаимодействие со взрослым по поводу предметов: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умения действовать с предметами, а в основе общения лежит потребность в сотрудничестве со взрослым.

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится образцом для подражания, ценителем и партнером в совместной деятельности. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно-выработанные действия с предметами.

В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по разным направлениям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание.

В данной главе будут представлены основные аспекты социальной психологии развития детей от рождения до трех лет.

МБДОУ Детский сад №124

город Череповец Вологодской области

Пока ребенок мал, родители почти не задумываются о том, правильно ли они его развивают.

В психологии есть понятие «возрастная норма». в соответствии с которым любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.

В развитии ребенка раннего возраста можно выделить несколько основных линий:

1. Физическое развитие (развитие крупной и мелкой моторики).

2. Познавательное (сенсорное) развитие.

3. Развитие речи.

1. Физическое развитие – это не только прибавка в весе и росте, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом, это продвижение ребенка к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие будут помогать ребенку освоить эти умения и навыки, малыш будет быстрее развиваться. (любое несоответствие в данном направлении возрастной норме, при условии, что ребенка обучают данному навыку, должно насторожить родителей, так как может являться следствием проблем со стороны нервной системы и требовать помощи специалиста ).

2. Сенсорное развитие — это основа познания мира. Ребенка постоянно интересуют вопросы: что это? какое оно? Ему очень важно знать, какого цвета солнце, трава и сотни других предметов и явлений. Большие они или маленькие, какой формы, можно ли их потрогать? Только получив ответы на эти вопросы, ребенок может представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать их качества – таким образом развивается человеческий разум (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Но ребенок еще не готов сразу к такой сложной умственной деятельности. Пока ему нужно научиться различать цвета, определять форму предметов и их величину. Это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

Мышление ребенка в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Чтобы размышлять об объекте или явлении, сравнивать его с другими ребенку необходимо видеть его перед собой (наглядно), а еще лучше подействовать с ним – ощупывать, перебирать и т.д. (действенное).Поэтому н а данном этапе главную роль в умственном развитии ребенка играет предметная деятельность. Действуя с предметами, ребенок начинает понимать связи между ними, их свойствами, может перенести это знание на другие предметы, в другие условия.

  • Развитие пассивной речи. Ребенок усваивает названия предметов, игрушек, одежды и т.д. названия действий, с которыми часто сталкивается в повседневной жизни.
  • Развитие активной речи. Происходит в процессе общения, поэтому очень велика роль родителей в обучению ребенка чисто и правильно говорить.
  • На третьем году жизни выделяются следующие линии речевого развития:

  • Расширение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Ребенок в этом возрасте активно осваивает грамматические формы, поэтому необходимо следить за правильным их употреблением в речи. Это такие формы, как: пространственные отношения (на, под, вверху, внизу); окончания существительных множественного числа; согласование глаголов.

    Родители должны побуждать ребенка к тому, чтобы он сам договаривал фразы, комментировал то, что делает, пытался пересказывать сказки.

  • Развитие и укрепление мышц речевого аппарата.
  • Используйте дома упражнения, которые помогают увеличить подвижность языка, способствуют координации мышц речевого аппарата при произнесении слов. Это так называемая «артикуляционная гимнастика».

  • Развитие правильного речевого дыхания.

Используйте дома любые упражнения на тренировку выдоха (дуем на свечку, пену в ванной, бумажки и т.д.). При этом обращайте внимание на длительность выдоха и его целенаправленность.

Основные психические процессы ребенка – внимание. память носят непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или специально что-то запомнить – ребенок обращает внимание на то, что само запоминается.

С помощью показателей развития ребенка раннего возраста (см. вложение) вы можете провести самодиагностику соответствия развития ребенка возрастной норме.

Проверив все сферы развития ребенка, Вы можете составить представление о его уровне развития в целом, о том, что ребенок уже умеет, и о том, что следует развивать. Хочется Вас предостеречь от двух самых распространенных неправильных позиций, которые занимают родители по отношению к развитию своих детей в раннем возрасте. Одни считают, что дети слишком малы и еще «все успеется». Но ранний и младший дошкольный возраст имеют огромное значение в развитии ребенка, именно в этом возрасте закладывается фундамент интеллекта, если что-то упущено в этом возрасте, потом это наверстать очень сложно.

Другие родители озабочены проблемой раннего обучения ребенка, при этом часто происходит подмена раннего развития его обучением. Многие родители уверены в необходимости обучать ребенка чтению с трех лет, английскому языку. Следует помнить, что, во-первых, необходимо чтобы у ребенка не было пробелов в том, что он должен освоить по своему возрасту, а во-вторых, знать, что в любом случае, раннее обучение ребенка всегда происходит за счет резервов его организма, нанося скорее вред, чем пользу его психическому развитию.

zdorove-rebenka.ru

Вторая линия развития речи детей дошкольного возраста – это переход от диалогической к монологической речи.

Как отмечает О. С. Ушакова, «диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, поэтому многое в ней подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками» [ 7; с.45 ]. Данный тип речи характеризуется непроизвольностью, реактивностью, малой организованностью. Диалогическая речь более элементарна и доступна для ребенка.

Но все же диалогическая речь не возникает и не развивается сама по себе. А. Арушанова указывает, на необходимость ее осваивания в процессе взаимодействия «с более опытным партнером – носителем коммуникативной культуры» [ 3; с. 62 ].

В. И. Яшина, А. А. Павлова и др. считают, что умению вести диалог нужно учить.Развитие диалогической речи должно начинаться с раннего возраста, с появления первых слов. Главными задачами на этом возрастном этапе является формирование потребности в речевом общении, развитие умения слушать взрослого, отвечать на вопросы, выражать собственные мысли и желания словами. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора [1; с.247].

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. А.Арушанова говорит, что «обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, чинит диалог, интерпретируя, развертывая, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивая их до полной формы» [3; с. 62].

В младшем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать потребность в общении, умение задавать и отвечать на вопросы, прививать инициативу в общении со взрослым и сверстником.

В среднем дошкольном возрасте нужно не только продолжать развивать умение отвечать и задавать вопросы, но и сообщать о своих впечатлениях, чувствах и т.д. Приучать детей использовать разнообразные типы ответов (полные, краткие) в зависимости от ситуации.Ф. А. Сохин подчеркивал, что развитие связной речи начинается именно в диалоге. Диалог – первая школа монолога [ 9 ].

Монологическая речь возникает внутри диалогической. Поэтому, как подчеркивают исследователи С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, О.С.Ушакова и др., важно начинать формирование понимания речи и развитие смысловых связей с раннего возраста, еще в диалоге. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности.

Монологическая речь, в отличие от диалогической речи, носит развернутый характер и отличается большей произвольностью.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя. Для нее характерно более сложное строение, выражающее мысль одного человека. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Для монолога необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.

А. А. Леонтьев отмечал, что монолог – это организованный вид речи, т.к. каждое высказывание говорящий планирует или программирует. Эти особенности показывают, что она требует специального речевого воспитания. Кроме того, произвольность монологической речи предполагает умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые бы наиболее точно и полно передавали замысел говорящего [ 8 ].

Формирование монолога требует целенаправленного обучения, развитие осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний.

Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут построить монологическое высказывание. Для их речи характерно употребление простых предложений, в которых используется небольшое количество слов (2 – 4) в различном порядке. Речь детей ситуативна и экспрессивна. В этом возрасте расширяется словарь, растет смысловое содержание речи. Младшие дошкольники могут выделять некоторые качества предметов. В конце младшего дошкольного возраста ребенок может использовать первые придаточные предложения. Но допускают много ошибок при построении предложений, определения действий и качества предмета.

Исследования психологов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия и др.) доказывают, что появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Умение рассказывать на 5-ом году жизни еще только начинает формироваться. Речь детей этого возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Первые рассказы состоят из нескольких предложений. В среднем дошкольном возрасте продолжается расширение словаря, объем которого значительно увеличивается. Ребенок начинает употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, и наречия. Возрастает количество придаточных предложений причины, условий и др. Дети данного возраста могут составлять небольшие рассказы по картине и игрушке. Но обычно эти рассказы копируют рассказы взрослого. Ситуативность речи все же преобладает, хотя постепенно набирает развитие контекстная речь.

Для детей среднего дошкольного возраста достаточно сложно составить описание, особенно без наглядной опоры. Но в этом случае часто страдает мотив речевого высказывания (зачем описывать то, что и так все видят); дети не указывают объект речи. Реальный объект описания привлекает внимание ребенка, вызывает желание поиграть, по манипулировать. Дети обычно берут предмет в руки и совершают с ним разнообразные действия. Это также снижает речевую активность детей, способствует появлению в их речи указательных местоимений и наречий (тут, там, такой и т.д.). Описание характерных действий с объектом заменяется непосредственно показом. Для описательных высказываний детей 4-х лет характерно простое перечисление, отсутствие внутренней логики. В свободных высказываниях детей 4 – 5 лет преобладают монологи повествовательного типа, т.к. динамика действий не вызывает у детей трудностей. Наиболее сложным является соблюдение структуры повествования, правильной последовательности событий, а также выделение главной темы рассказа.

Особое внимание развитию связных монологических высказываний уделяется в старшем дошкольном возрасте. Именно в это время речь выходит на более высокий качественный уровень развития, чем в младшем дошкольном возрасте. Старшим дошкольникам доступно осознание логико-композиционного построения текста (исследования О. С. Ушаковой, Н. Г. Смольниковой, Е.А.Смирновой и др.), возрастает также и умение использовать в своих рассказах выразительные средства.

Успешное овладение детьми дошкольного возраста различными типами связного высказывания, осознанное понимание структурных особенностей текста, использование выразительных средств является показателем высокого уровня речевого развития. Работа над развитием связной речи – умением строить тексты разного вида – одна из основных задач в старшем дошкольном возрасте, т.к. от уровня развития данного умения будет зависеть дальнейшее речевое развитие в школе, успешность освоения школьной программы.

В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает достаточно высокого уровня развития, благодаря развитию мышления, воображения, памяти. Рассказы детей становятся более богатыми по содержанию и форме. Они могут строить различные типы высказывания, следуя логике и структуре изложения. Но у многих детей рассказы не выражают эмоциональное отношение к объектам.

Таким образом, процесс становления и развития речи дошкольников проходит путь от ситуативной речи к контекстной, основным параметром которой является связность. Огромную роль связность играет в построении монологической речи. В дошкольном возрасте только начинается полноценный процесс овладения связной монологической речью, в том числе и описанию. Поэтому этот период является наиболее важным при развитии речи дошкольников.

lektsii.org

Линии развития ребенка дошкольного возраста

Заказать! Прямо сейчас.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием темВ этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторскиеВ игре рождаются смыслы человеческих действий, линия развития действий идет следующим 2.Общая характеристика развития ребенка дошкольника. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников. Согласно теории Л.С. 3)Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.8) Подавляющее большинство детей завершают дошкольный возраст со от значительными отклонениями от оптимальной линии онтогенеза жизненного мира. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческихУ дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом «Линии развития конструктивной деятельности в разные возрастные периоды дошкольника».- требует. Особенности развития детей дошкольного возраста.Рисует достаточно прямые вертикальные и горизонтальные линии, раскрашивает простейшие формы, копирует большие печатные буквы. Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель располагает. 1 уровень есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).Диагностика и коррекция психического развития детей дошкольного возраста. Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста. Тема всеобуча: развитие речи детей дошкольного возраста. Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. 1.

Развитие детей дошкольного возраста должно соответствовать основным критериям.Развитие моторики, двигательное развитие. Периодизация психического развития в детском возрасте — это самая важная проблема современной детской психологии.Развитие ребенка на четвертом году жизни. В конце дошкольного возраста у детей наметились линии онтогенеза, ведущие к тому или иному типу жизненного мира.Именно формирование мотивов, связанных с учебой, закрепляет те линии развития, что наметились еще в дошкольном детстве. Центральное личностное новообразование дошкольного возраста соподчинение мотивов и развитие самосознания. Гальперина, к концу дошкольного возраста имеются три линии развития 1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии.3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. Гальперин)Возраст 6-7 лет еще один переломный момент в развитии ребенка, знаменующий собой переход от дошкольного возраста к школьному. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развитияОсновные линии развития детей раннего возрастаPsyJournals.

www.rentdir.ru

Основные линии развития детей раннего возраста

Основные линии развития в младенческом и раннем возрасте

Младенчество – период, открывающийся актом рождения ребенка и охватывающий первый год его жизни. При всем многообразии объяснительных моделей все исследователи сходятся на признании в качестве ключевого фактора развития взаимоотношений ребенка с матерью или с другим заменяющим его лицом. Несмотря на общепризнанность и даже очевидность этого положения, оно адекватно описывает лишь современный этап развития культуры. Осуществленные в XX в. исследования историков, этнографов, антропологов убедительно доказывают, что феномен материнства – исторически сравнительно позднее приобретение человечества, связанное с возникновением так называемой буржуазной нуклеарной семьи [1] .

Таким образом, та специфическая связь между ребенком и матерью, которую описывают современные исследователи, представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Это явление исследуется с различных сторон, представителями разных научных школ и направлений, с использованием различных понятий.

Рассмотрим основные подходы к анализу младенчества в аспекте социальной психологии развития.

В отечественной психологии младенческий возраст подразделяется на период новорожденности, период ситуативно-личностного общения и период предметных манипуляций.

Социальная ситуация развития с необходимостью выдвигает общение со взрослым на положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни. По форме это ситуативно-личностное общение, в рамках которого возникают первые аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми, начинает формироваться образ-Я ребенка.

Особенности психического развития в раннем возрасте

Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Содержание

  • Введение
  • Второй день
    • Внедрение ФГОС ДО
    • Компетентность руководителя ДОО
    • Портфолио в ДОО
    • Требования к организации компьютерного обучения дошкольников в ДОО
    • Функциональная подготовка ребенка к работе на компьютере
    • Интерактивный пол
    • Интерактивная доска
    • Компьютерные обучающие программы
    • Робототехника в области детского образования
    • Инновационные интерактивные технологии в дошкольном образовании
    • Третий день
    • Ритуал приветствия с детьми
    • Развивающая предметно пространственная среда ДОО
    • Особенности педагогического руководства сюжетно ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ
    • Психология образовательной среды
    • Психолого педагогическое сопровождение развития
    • Проектная технология в ДОО
    • Четвертый день
    • Дошкольное образование в системе современного российского образования. Бурлакова И.А.
    • Нормативно-правовые основы введении ФГОС ДО Дон Г.В.
    • Квалификация педагога для реализации ООП Маслова В.С.
    • Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО Часть 1. Самкова И.А.
    • Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО Часть 2. Самкова И.А.
    • Взаимодействие как условие реализации ФГОС ДО
    • Пятый день
    • Блок 2.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в группе детского сада.
    • Техники и принципы работы с детьми с ОВЗ
    • Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
    • Типичные признаки отставания в развитии детей
    • Блок 2.2. Организация образовательной работы с детьми раннего возраста
    • профессор Смирнова Е.О. Педагогика раннего возраста
    • ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ранний возраст)
    • ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
    • Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым
    • Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет
    • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
    • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
    • Развитие речи и игры у детей раннего возраста
    • ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ
    • ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ. Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста.
    • ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
    • Жестово-образные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
    • Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
    • Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания
    • Блок 2.3. Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников
    • Развитие игровой деятельности дошкольника
    • История игрушки
    • История игрушки в России
    • Театрализованные игры
    • Протокол наблюдения за игрой Приложение
      • Терминологический словарь
      • Моё прохождение курса

        ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

        Аннотация. В соответствии с периодизацией психического

        развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период

        жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные

        особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами

        психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная

        деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной

        деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь,

        игровая деятельность, общение со сверстниками, складываются основные личностные

        новообразования. Охарактеризуем основные линии психического развития ребенка в

        раннем возрасте и его отличительные особенности.

        orebenkah.ru

        Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте и ее особенности

        Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

        Социальная адаптация — важный этап в развитии дошкольника

        Предпосылки к изменению социальной ситуации

        Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

        Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

        Социальное развитие дошкольников

        Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

        Что представляет собой социальная ситуация?

        В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

        Социальная ситуация -проявления

        Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

        Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

        Социализация детей — этапы

        К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

        Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

        Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

        Общение со сверстниками — важная составляющая социализации

        Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

        Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

        Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

        В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

        Тестирование дошкольников психологом

        Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

        Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

        Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

        Направления социализации в схеме

        Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

        Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

        Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

        1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
        2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

        Домашний любимец — один из важный элементов социализации

        Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

        Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

        Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

        Роль игры в социализации неоспорима

        Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

        Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

        Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

        Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

        Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

        Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

        В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

        Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

        Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

        Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

        Игры приобретают совместный характер

        Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

        Кризис семилетнего возраста

        После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

        detki.guru

        Смотрите так же:

        • Народное лечение обструктивного бронхита детей Обструктивный бронхит у детей Обструктивный бронхит — это заболевание верхних дыхательных путей, при котором наиболее активно поражаются слизистые оболочки трахеи и бронхиального дерева. Может проявляться в острой форме, приобретать характерные черты хронического обструктивного бронхита и переходить в бронхиальную астму. В основном […]
        • Почему все дети злые Почему дети бывают жестоки? Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама […]
        • Лечение ротавирусная инфекция у детей лечение Ротавирусная инфекция у детей (ротавироз) Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое, как правило, протекает в форме гастроэнтерита. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К трём годам практически каждый человек хотя бы раз перенёс это заболевание. В умеренном климате ротавирусная инфекция […]
        • Задания по математике для дошкольного возраста Задания по математике для детей 5-6 лет Требования современной школьной программы таковы, что к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления. К ним относятся знание цифр и основных знаков, умение считать в пределах десяти и справляться с простыми задачами по математике, […]
        • Интерес к роли у детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8) Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес […]
        • Паспорт на новорожденного ребенка Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Как получить полис ОМС для новорожденного — необходимые документы и порядок […]
        • Зубы у 6 месячного ребенка Зубы 6 месячного ребенка У грудничка не растут зубы – нормально ли это? Появление первых зубов означает, что ребенок достигнул очередного этапа своей жизни. Но иногда этот самый этап почему-то запаздывает, и малыш остается беззубым, пока его сверстники уже вовсю щеголяют улыбками, хотя бы и весьма скромными. В чем же причина такой […]
        • Повышение пособий по уходу за ребенком Размер детских пособий в 2016 году В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов: не проводить традиционную индексацию детских […]