Воспитание детей в христианских традициях

Воспитание в христианстве

Главная социальная функция семьи в христианской культуре — это духовно-нравственное воспитание детей в традициях христианства.

Рождение детей в христианской семье воспринимается не как случайное события, а как дар Божий. И такой дар мать и отец обязаны "беречь и приумножать", а также раскрывать в нём все качества и таланты, которые приведут его к добродетельной жизни православного христианина.

При воспитании детей роль отца и матери незаменима. Для духовного становления детской личности семья незаменима. И в этом отношении семью не сможет заменить ни один социальный институт. Именно под влиянием матери и отца ребёнок узнаёт, "что такое хорошо и что такое плохо" и учиться справляться с проявлениями эгоизма.

При контактах с близкими людьми у малыша развиваются необходимые формы поведения: развивается речь у ребёнка в семье, совершенствуется мышление и ориентация в окружающем мире. Ребёнку прививаются нравственные качества, появляются необходимые ценности в жизни, идеалы и устремления.

В семье возникает и продолжается преемственность поколений, каждый родившийся человек становится частью своей семью, своего народа и становится частью истории своей Родины.

По словам известного философа Ильина И.А., счастливая семья воспитывает в человеке "два священных первообраза", которые укрепляют дух и способствуют росту души:

— первообраз матери, которая даёт человеку любовь, чувство защиты и свою милость;

— первообраз отца, который даёт человеку пищу, учит справедливости и разуму.

Эти образы родителей православный философ определяет, как неиссякаемые источники духовной любви в семье и веры человека.

С древних времён воспитание доброты в человеке с детства и ведение праведного образа жизни во многом определялось тем, как живут и ведут себя родители ребёнка. Если мать и отец обладают многими добродетелями и показывают примеры добродетели детям, то дети начинают следовать примерам родителей. Без родительского примера и наставничества ребёнок не сможет оформиться, как личность.

Об этом говорят святые отцы:

— святитель Василий Великий: "Прежде воспитания других людей, для начала сумей воспитать сам себя в Боге";

— святитель Феофан Затворник: "Отец и мать растворяются в своих потомках и души в них не чают. И если их дух пропитан добродетелями, то не может такого быть, чтобы эти добродетели не оказали влияния на душу ребёнка";

— священник Александр Ельчанинов: "Самая главная вещь в воспитании ребёнка — это их видение своих отца и матери, которые живут большой и праведной внутренней жизнью".

Линии поведения отца и матери в христианской семье тесно переплетались в семейных отношениях, построенных на иерархии, т.е. определённом порядке и положительно влияли на приобщение детской души к православным традициям и способствовали укреплению семьи.

Традиционный уклад жизни в христианской семье позволял ребёнку изучить различные стороны жизни и понять, как следует включаться в жизнь по мере сил и возможностей. Последующая состоятельность ребёнка в духовном и социальном планах закладывалась благодаря духовно-нравственным семейным традициям и обычаям.

Дети в православном обществе воспитывались на послушании своим родителям и почитании их. Почитать мать и отца воспринималось как заповедь Божия, без соблюдения которой было невозможно благополучное взросление человека. А женщина и мужчина в семье знали свою ответственность семейного служения и осознавали свой долг по духовному воспитанию детей. Родители понимали всю необходимость мудрых педагогических разговоров с ребёнком в семье.

Таким образом, все древнейшие православные традиции определяют особую роль семьи в воспитании детей, а, следовательно, и в формировании всего христианского, православного общества и человечества в целом. А в основе воспитания детей лежит воспитание родителями самих себя. И это единственный верный путь.

Поскольку только собственным примером можно научить ребёнка любить и почитать родителей, быть нравственно и духовно развитыми, честными и ответственными и быть готовыми к тому, чтобы воспитывать уже своих детей и заботиться о них. И делать это также, на основе собственных примеров и через воспитание самих себя.

На основе статьи христианина,отца

двоих детей, организатора паломничества

по святым местам России, Александра Котилина.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

mirvsemye.ru

время на работу php-скриптов 0,0417 s

время на запросы к БД 0,0139 s

запросов к БД 34

Марунина Валентина Васильевна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9»

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

Начиная с 2009 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов и детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от православной жизни. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и поэтому основными задачами нашей работы являются:

  • знакомство детей с культурой и историей своего народа;
  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей
  • Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В группах появились народные календари и буклеты.

    Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народн6ым сказкам, народными костюмами.

    В детском саду создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины.

    В холле ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой.

    В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы:

  • работа с народным календарем
  • предпраздничные посиделки;
  • посещение краеведческого музея;
  • оформление в детском саду мини-музеея «Русская изба»
  • чтение художественной литературы;
  • познавательные беседы;
  • творческую продуктивную и игровую деятельность детей;
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города.
  • После новогодних каникул наряду с обычным календарем природные уголки старших групп пополняются детскими народными календарями. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому русский человек испокон веку жил, работал и созидал. Изучая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках. Далее с помощью взрослых дети составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности данного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников.

    Затем устраиваются предпраздничные посиделки.

    Основная цель предпраздничных посиделок – это подготовка к празднику. На посиделках дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

    На посиделки в гости к детям приходят игровые персонажи – бабушка, девица-красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком» и др.). Старшие передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики.

    На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

    Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

    Праздники в нашем детском саду начинаются с осени.

    Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

    С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

    Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

    После праздника педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы на следующие темы: «Край в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др.

    Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

    Активно используем и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

    На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др.

    Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

    После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливали понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

    Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество.

    Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.

    К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. За трехлетний период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений и обобщен опыт работы на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития дошкольников» В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

    Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности.

    В этом учебном году мы начали сотрудничать с ПТО «МiР». При участии православного творческого объединения была организована экскурсия на Дальнюю Пустынку, святое место, связанное с жизнью Серафима Саровского.

    Много впечатлений наши воспитанники получили от живого соприкосновения с прошлым. Затаив дыхание, дети стояли у многовекой сосны, трогали ее руками. С огромным удовольствием они слушали рассказ экскурсовода о жизни Серафима Саровского.

    В рамках преемственности ДОУ по духовно-нравственному воспитанию для детей был показан спектакль «Ай да, Мыцык!», который учит дошкольников добру, взаимопониманию, чуткости и милосердию. Представление было достаточно длительным, но в зрительном зале стояла тишина, а чувства выражались лишь в глазах и на лицах маленьких слушателей. Чуть позднее сотрудники ПТО пригласили детский сад в городской музей на Рождественскую сказку и этот серьезный спектакль ребята слушали с большим вниманием и интересом. После просмотра Рождественской сказки дети подготовительной группы вместе с воспитателем сделали ангелочков, которые охраняют каждого человека.

    Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей

    Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

    Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

    В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город»

    Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др.

    В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)

    Мы считаем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

    Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

    pravsarov.su

    Православные традиции воспитания детей

    Что это такое? Прежде всего духовное воспитание ребёнка. Много людей говорят, что ребёнок должен сам выбирать во что он верит и вообще хочет ли он во что-нибудь верить. Но не смотря на это, я уверена, все говорят детям о таких героях как Дед Мороз, баба Яга, домовёнок Кузя и так далее. Ведь и эти родители внушают им веру в этих героев…

    В наши дни православное воспитание детей не считается обязательным, но все больше и больше родителей прибегают к нему, чтобы заложить в души малышей понятия о нравственности, добре и зле. Это очень важно, потому что мир становится все более глобальным, и западные ценности, включая новые веяния в виде узаконенного употребления наркотических веществ, гомосексуальных браков и т.д. уже вторгаются в нашу жизнь, внося смятение в неокрепшие умы. На этом фоне православные заповеди могут стать ориентиром, стержнем, на котором укрепится вера, как крепла она у наших предков.

    Православному воспитанию детей посвящены занятия во многих детских садах и школах, при храмах действуют специальные детские воскресные школы, где ребятишки при участии православных педагогов и священников осваивают церковные традиции, обрядовую сторону веры, ее глубокий смысл, подаваемый в форме притч, рассказов, песен. И, конечно, главным источником православного воспитания становится семья, потому что родители, почитающие Бога, посещающие церковь и приобщающие к этому детей, являются примером для подражания.

    Крещение детей – это первый акт приобщения их к православию, начало особого воспитания, если, конечно, молодые родители не рассматривают крещение просто как дань традиции. В этот день на проповеди батюшка рассказывает о пути, который предстоит пройти православному христианину. Малыш еще не понимает этого, но родителям важно проникнуться словом пастыря, ведь нет ничего сильнее молитвы матери о ребенке. И первая молитва из ее уст «Отче наш» должна стать первой молитвой ребенка, когда он научится говорить.

    Одной из первых книг может стать «Детская библия», на основе сюжетов которой полезно объяснять, что такое добро и зло. Например, легенда о строительстве Вавилонской башни – это история о гордыне и недопонимании. Можно использовать ее при разговоре с ребенком о том, как важно уметь договариваться, потому что в противном случае, из любого дела ничего не получится.

    Библейские истории, несмотря на свою кажущуюся простоту, «многослойны» по сути: взрослея, человек открывает в них для себя новый смысл.

    В дальнейшем православное воспитание заключается в привитии детям уважения к православным традициям, соблюдении нравственных принципов и приобщении к церковным таинствам.

    Очень важно, чтобы в раннем детстве человек «вкусил и видел, яко благ Господь». Вкусивши благодати Божией, познает он и сладость Божественных вещей. Чтобы воспитать такое естественное расположение, ребёнок должен быть окружён Божественными предметами и занятиями, питающими духовные чувства – богослужение, молитва, чтение, беседы с детьми о Христе. Поэт Шиллер рассказывал, какой неизгладимый отпечаток на всю его жизнь произвело путешествие с матерью и детьми в соседнюю деревню. Мать рассказывала им дорогой о евангельском путешествии в Еммаус Луки и Клеопы с Христом. И все они ощутили близость Христа, умиление души и любовь к Богу и друг к другу. Эти чувства стали ему самыми драгоценными на всю жизнь и определили благородство его души.

    Митрополит Вениамин Федченков рассказывает, как он однажды в детстве очень сильно расшалился, и мать никак не могла его унять. И вот он увидел, как мама встала перед божницей на колени и стала молиться со слезами, что вот она просила у Господа сына, и Господь дал его ей, а он не слушается. Малыш опешил, потом тоже заплакал и встал на колени рядом с мамой и стал молиться тоже. Это событие хорошо повлияло на ребёнка и запомнилось ему навсегда.

    Крупные советские учёные Николай и Сергей Вавиловы были воспитаны в православной семье. Родители весь распорядок жизни детей подчиняли церковной жизни: соблюдались все праздники, в воскресные дни неукоснительно шли на Литургию; а каждую субботу шли на кладбище и служили панихиду. Веру в Бога и нравственные устои Николай Вавилов, биолог-генетик, автор многих открытий, академик, лауреат многочисленных премий, сохранил вплоть до своей кончины. Сергей Вавилов был основателем научной школы физической оптики, всемирно известным учёным, почётным членом ряда зарубежных академий. Он так же свято хранил веру. Религиозность братьев Вавиловых, привитая им с детства, была естественной, вошла в их плоть и кровь; в ней не было ничего ханжеского, показного.

    Но! Страшна, особенно в детском возрасте, «фарисейская закваска», бояться которой заповедовал Христос. Ребёнок чуток к малейшей фальши, неискренности, подлому лицедейству. В этом случае человек или отвращается всего Божественного и становится атеистом, как случилось в священнических (!) семьях Чернышевского, Добролюбова и других. Или сам, повзрослев, становится фарисеем, что ещё хуже. Процесс фарисейского воспитания запечатлен в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Алексей Каренин воспитывал так своего маленького сына, разлучённого со своей матерью.

    С какого времени надо приобщать младенца к Богу?

    Начинается воспитание и закладывается фундамент его личности, когда он ещё в чреве матери. Русский религиозный философ XVIII века Григорий Саввич Сковорода утверждает, что период зачатия и вынашивания младенца играет огромную роль в формировании личности человека. Душа создана вместе с телом. Эмбрион приобретает душу при зачатии. В чреве матери появляется новая человеческая ипостась. Душа создаётся в момент зачатия, и вместе с телом проявляет свою деятельность. В чреве матери происходит непроизвольное формирование новой личности. Важно, чтобы уже в период вынашивания мать приобщала дитя к Богу, через своё приобщение. Беременной надо чаще причащаться и исповедоваться, избегать отрицательных эмоций, молиться, приобщаясь благодати, быть воздержанной и терпеливой, любящей и радостной.

    ДЕТИ И ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

    У многих родителей возникает вопрос, с какого времени приводить детей на исповедь перед причастием. Многие считают, что с семи лет. Действительно, этот возраст обозначается как пороговый для начала исповеди, но он может наступить как раньше, так и позже. Хорошо, если у ребенка возникла духовная потребность исповедаться. Для этого нужно рассказывать ему о таинстве, а приводя на причастие, обращать внимание на людей, пришедших исповедаться. Какими просветленными они уходят от священника.

    Не стоит заставлять ребенка: «Покайся в этом и в том». Он сам должен чувствовать, что сделал не так, за что ему стыдно.

    Рекомендуется морально подготовить ребенка к первому причастию с исповедью. Побеседуйте с ним, расскажите, как все будет происходить. Непременно заранее посетите священника и сообщите, что впервые планируете привести ребенка к исповеди. Батюшка скажет, когда это лучше сделать, чтобы у него было больше времени для общения с вашим ребенком.

    Семья – самый древний социальный институт. Воспитание детей в семье – актуальная тема, злободневная проблема в педагогическом сообществе.

    Многолетний опыт свидетельствует, что школа оказывается беспомощной в деле воспитания детей без поддержки семьи. И очень важно осмыслить всем участникам образовательного процесса, на каких основаниях будет происходить взаимодействие семьи и школы. Важно понимать: какие ценности воспитываются в семье, а какие в школе. Тысячелетний опыт свидетельствует, что плоды личностного роста явлены там, где существует единство семейного и общественного воспитания.

    Понятие семьи многогранно, зависит от точки зрения (социальной, психологической, правовой и т.д.). В православной традиции семья – колыбель духовно-нравственного воспитания. Тайна семьи есть тайна духовно-нравственного рождения человека.

    В педагогической среде часто пафосно звучат высказывания о необходимости «следовать традициям», «обращаться к корням». Только в практическом плане этого обращения к традициям не происходит, они чаще всего нам неизвестны.

    Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. К функциям традиции относятся: установка преемственности культуры, хранение и передачи ценностей, социализация, отбор подобающих образцов поведения и ценностей. Традиции играют важнейшую роль в становлении мировосприятия человека. Отвергать традиционные подходы, ссылаясь на то, что мир динамично развивается, путь в «никуда».

    Традиции православного воспитания детей в семье имеют тысячелетний опыт и обращение к ним – это не экскурс в историю, а попытка ответить на злободневные вопросы современных родителей: почему их дети вырастают эгоистами, неблагодарными циниками, инфантильными и т.д.

    Одно из первых условий воспитания детей в семье – это любовь. Любовь в высшем смысле, в соответствии с определением Ап. Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»

    Любовь – великое таинство и дар. В церкви священнослужитель вопрошает новобрачных: «Желаешь ли ты дожить до любви с человеком, который стоит рядом с тобой?» В такой семье ребенок научается самопожертвованию, смирению своих желаний и «хотений» для блага другого. Он не будет требовать удовлетворения капризов, внимания «к себе любимому».

    Православная традиция основана на иерархичном устроении семьи. Во главе – отец. Его особое место связано с установлением духовно-нравственного уклада семьи с определением: для чего живет семья? Отец не только должен руководствоваться сиюминутными потребностями о «хлебе насущном», но и быть примером во всём, иметь возвышенные чувства. В православной традиции задачей отца было приготовить сына к трудностям, скорбям, испытаниям, чтобы ребенок стал сильным духом.

    В семье происходит половое воспитание, которое порой в социуме низводится до физиологического подхода и основывается на попытке узаконить беззаконие. В традиционной русской педагогике половое воспитание рассматривалось как целомудренные отношения между мужчиной и женщиной, воспитание мужественности и женственности через выполнение обязанностей.

  • почитание родителей, старших – показатель верного подхода к воспитанию.
  • Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
  • Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
  • Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
  • и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
  • И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
  • Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
  • Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
  • и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
  • Библейские герои Сим, Хам, Иафет – нравственно-психологические образы поведения сына, который старается не видеть недостатков и падения отца или матери, неосуждение другого.

    Нелегко быть ребенком, находиться в полной зависимости, послушании у родителей. И нелегко молодым родителям установить «границы-запреты» для ребенка, когда слышат вокруг о развитии творческой активности и самостоятельности детей. Но, только научившись слышать и слушать родителей, ребенок научается держать ответ, а, значит, и быть ответственным.

    Русский религиозный философ И.А. Ильин, рассматривая основы духовно здоровой семьи, говорил о том, что в семье ребенок учится верному восприятию авторитета. «Ибо только свободное признание чужого высшего ранга, помогает переносить свой низший ранг без унижения и только любимый авторитет не гнетет душу человека».

    Если в семье формируются духовно-нравственные ценности, то такая семья способна оградить ребенка от искушений и соблазнов, способна научить ребенка отличать добро от зла, а, выбрав добро, устоять в нем.

    Семейное воспитание – великий труд, жертвенность, любовь, и оно не может основываться только на функциях организации быта, физического воспроизведения и общения. Семейное воспитание невозможно подменить социальным.

    «Узнавание» традиций семейного воспитания – мощный стимул к внутренней, духовной работе всех членов семьи.

    Очень важно помочь семье открыть традиционные ценности воспитания, а образовательным учреждениям понять: какие духовно-нравственные ценности они исповедуют и насколько уклад жизни (а не функционирования) соотносится с ними.

    Приобщение и исповедование именно традиций воспитания – актуальная задача, изложенная в Концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС. Для решения поставленных задач в повседневной практической деятельности у педагогов есть большой опыт в организации и проведении совместных мероприятий с родителями (от анкетирования до масштабных совместных социальных проектов). Но очень важно педагогам, родителям определиться на каких коренных традициях семейного воспитания они будут взаимодействовать. Если такой традиционной основы нет, то целостное мировосприятие у ребенка не формируется, оно остается разорванным и эклектичным.

    Традиционные семейные ценности русской культуры – источник духовного развития детей.

    Семья – ее значение в обществе.

    Выражение “семья – малая церковь” дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их “Домашнюю их церковь”.

    Государство признаёт семью основным элементом общественной структуры и подчёркивает её роль в воспитании детей. Она не даёт определения семьи, но можно сделать вывод, что это супруги, а если у них есть дети – то они и дети. Семья в конституционном понимании тесно связана с понятием «брак», и её образование касается исключительно пар, которые заключили брачный союз.

    «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству».

    Основы семейных отношений.

    Предназначение человека – стать наследником вечной жизни. У каждого на земле свой путь спасения. В православной культуре существуют две основные традиции достижения этой цели: монашество и семья.

    Семья создана Творцом для умножения любви и продолжения жизни человечества на земле.

    Семья начинается с брака, с того момента, как юноша и девушка определили свой выбор и приняли решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей.

    Семья – это благословлённый Богом священный союз, естественная форма совместной жизни людей. Человеку дана возможность строить этот священный союз на основе любви и свободы.

    Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаём, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Муж: и жена после бракосочетания представляют собой единую плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имеющую своё продолжение в детях. Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».

    В христианстве супружество понимается не просто как земное проживание мужчины и женщины, а как их устремлённость к совместному спасению в Вечности.

    Единство семьи происходит из духовного и телесного единения мужа и жены. В супружестве важна не одинаковость характеров, а единая система нравственных ценностей, которая проявляется в совместном выборе жизненных целей.

    Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозные, национальные и отечественные традиции своего народа. Она призвана пробудить духовную потребность личности в любви к ближнему, Отечеству, Богу. Семья призвана формировать самосознание личности, основанное на свободном внутреннем выборе служения Добру.

    Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

    Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви.

    Именно в семье начинает формироваться душевное пространство личности, определяется диапазон переживаний ребёнка Родительское отношение к ребёнку имеет важное значение. Вся информация в детские годы воспринимается во всей полноте своей таинственной неповторимости.

    Себастьян Брант , немецкий ученый, гуманист, поэт в своей сатирико-дидактической поэме «Корабль дураков», в главе «О воспитании

    детей» высказывает такую фразу: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, а родители пример всему…». Даже из такого, простого на первый взгляд, высказывания мы можем определить значение семейных отношений в воспитании детей.

    Современная западноевропейская модель цивилизации, с её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и утверждаясь на постулатах прогресса.

    Живя в религиозных традициях православной семьи, ребёнок незримо строит в сердце храм своей души. И роль родителей – подобрать «материал» для строительства.

    В настоящее время идеалы активно формируются средствами массовой информации, зачастую искажая подлинное понимание. Где мы можем встретить пример искаженного понимания? Именно в СМИ нам предлагают искаженный вариант данных понятий.

    Главное в процессе воспитания дать ребенку правильное представление о подлинных ценностях. Ценности у каждого человека определяются в соответствии с «внутренним миром». Я бы выделил следующие:

    Если с раннего возраста ребенку дать правильное представление о истинных ценностях, не подменяя их на ложные ценности субкультуры, то уже в зрелом возрасте он сможет самопределить для себя вектор, направленный на спасение души, устремленный в Вечность.

    nashe-vospitanie.ru

    Традиции православного воспитания детей в семье

    Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком. Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

    Чем родители-христиане отличаются от других?

    В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

    Православное воспитание детей – воспитание в строгости?

    Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.

    Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться. Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

    Рождение ребёнка — это большая радость для всей семьи, а особенно для родителей. Но первые счастливые моменты быстро проходят и начинаются суровые буд .

    В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

    Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания.

    1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство – это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
    2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва. Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
    3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
    4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
    5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
    6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории – все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

    Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

    Жизнь родителей после рождения ребёнка прежней уже не будет – к нему потребуется проявлять массу внимания, заботы и ласки. Поэтому современные д .

    Традиции православного воспитания детей в семье

    Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.

    Традиции православного воспитания детей в семье:

    • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
    • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
    • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
    • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
    • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
    • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
    • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.
    • Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

      blogs.bebeshka.info

      Воспитание детей на православных традициях

      Время показывает, что корни нравственного кризиса общества не только в нашем социально-экономическом положении. В последние годы оно отличается надёжностью и стабильностью, а вот проблем в воспитании подрастающего поколения меньше не становится: детская жестокость, подростковая преступность, распущенность, потеря лучших традиций семейного воспитания, разрушение семьи… Корни этого зла — в отсутствии духовности…

      Жизненный и многолетний педагогический опыт работы в системе дошкольного и школьного образования позволяет мне с уверенностью сказать, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно.

      Анкетирование родителей детей нашей группы показало, что они желают видеть своего ребёнка любящим, добрым, отзывчивым, терпеливым, честным, трудолюбивым, целеустремлённым. И многие из них считают, что сейчас ребёнок агрессивен, непослушен, капризен.

      Многие родители, к сожалению, мало знают о сущности христианского вероучения, однако считают себя православными и желают, чтобы их дети были более сведущими в области православной культуры.

      Это выглядит несколько парадоксально, тем не менее, было бы ошибкой игнорировать эту особенность. Что же в связи с этим следует принять во внимание в первую очередь? Для начала определиться с целью.

      Мы не можем вместо родителей брать на себя задачу глубокого погружения в веру ребёнка. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме неё, не даст в полной мере. Не понимать этого — значит грубо вмешиваться в чужую семейную жизнь. Таким конфликтным вмешательством можно спровоцировать отказ родителей от посещения занятий.

      Воспитательная работа в нашей группе носит просветительский характер и строится на ознакомлении дошкольников с фрагментами Священного Писания и Священного Предания, православными праздниками. Цель — познакомить детей с православной культурой и историей и пробудить к ней интерес. Материалы изучаются с опорой на уже имеющиеся у детей знания, тем самым расширяя и углубляя их. Содержание занятий соответствует возрасту малышей. Специфика предмета требует от них серьёзности, усидчивости, умения слушать.

      Как это совместить с присущей младшему возрасту подвижностью? Выручают игра, разучивание песен, стихов, наглядные пособия, видео-, аудиокассеты и т.д. Мы учим детей быть совестливыми, честными, уметь прощать, сострадать. Приучаем к добру и послушанию, помогаем раскрыться каждому малышу. Любая информация в дошкольном возрасте, как известно, обязательно закрепляется на чувственном уровне. Поэтому учим детей слушать, наблюдать, замечать, выражать своими словами то, что увидели и пережили.

      Большое внимание уделяем труду, т.к. трудовое воспитание является средством духовного и нравственного развития ребёнка. Стараемся формировать умение оказывать практическую помощь сверстникам, заботиться о младших, слабых, бережно относиться к предметам рукотворного и нерукотворного мира.

      Все дети любят играть. Сюжетно-ролевая игра важна для развития способности к воображению, регуляции действий и чувств. Поэтому мы всегда обращаем внимание на то, чтобы в игровую среду не проникали ложь, жадность, хитрость, лицемерие, тщеславие и т.д.

      Во второй половине дня используем в работе с детьми дидактические игры «Оцени поступок», «Хорошо — плохо», «Спешите делать добро» и другие. Рассматриваем иллюстрации с изображением святых, рассказываем об их жизни.

      С помощью музыкального руководителя интересно и радостно проходят праздники «Покров Божией Матери», «Рождество», «Пасха». Родители принимают активное участие в их подготовке, в организации совместных чаепитий с детьми. Учащиеся Воскресной школы при храме Серафима Саровского показывают инсценировки «Рождественский ангел», «Колобок» и др., исполняют духовные песни.

      Ежемесячно мы с детьми ходим в центральную городскую библиотеку, работники которой проводят с ними познавательные и нравственные беседы. Одну из них проводил священнослужитель, были приглашены и родители.

      Ведётся постоянная работа с родителями, они вовлекаются в детские праздники, помогают в оборудовании игровых центров. Для них оформлен православный информационный уголок, создана небольшая библиотека и аудиовидеотека с материалами по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводим с ними индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские собрания.

      Параллельно с группой в детском саду организована работа кружка по духовно-нравственному образованию.

      По письменному заявлению родителей ребята знакомятся с Библейской историей, православным месяцесловом. С ними также проводятся беседы нравственного и познавательного характера.

      На занятия в кружок дети ходят с удовольствием, а число родителей, желающих отдать своего ребёнка в него, увеличивается. По их мнению, дети стали добрее, уступчивее, послушнее, учатся прощать, проявляют желание оказать помощь, заботятся о младших. Важно отметить, что многие родители перенимают знания от своих детей и признают, что понимание Основ православной культуры приносит в семью нечто новое.

      К большому сожалению, не всё у нас получается так, как хотелось бы. Степень полноты человеческой жизни прямо пропорциональна степени духовности. Растущим людям должна быть открыта дорога к Богу, но к вере никого нельзя привести насильно. Речь идёт лишь о пробуждении у ребёнка естественной религиозности, о своего рода начальной духовной подготовке.

      Считаю, что сделано немало, но работа предстоит ещё большая. Необходимо так строить воспитательно-образовательный процесс, чтобы всё хорошее в детях стало определяющим, тем, что выработает у них привычку к доброжелательности, поможет избежать многих ошибок. Будем же приучать детей к правильному образу жизни и добрым навыкам.

      Отрадно, что сегодня многие педагоги и родители понимают, что духовно-нравственное воспитание нужно начинать с дошкольного возраста, т.к. этот возраст — фундамент воспитания. Если он будет некачественным, таким же будет и здание. И наоборот, крепкая опора, надёжное начало предполагают устойчивость всего сооружения.

      Мы не можем судить о конечных результатах нашей работы, но не должны сомневаться, что слово Божие, с которым мы обращаемся к людям, обязательно прорастёт в чьём-то сердце, рано или поздно даст всходы и принесёт плоды.

      vscolu.ru

      Смотрите так же:

      • Значение памяти в развитии ребенка Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" 1-4 класс "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" Учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 п.Новый Ургал Батеева Оксана Анатольевна Без памяти человек не может ничего изобрести, 2. Показать родителям […]
      • Методики на восприятие дошкольного возраста Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь "ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или "перечеркнуть" и вложить свое содержание" (Ян Корчак). Дошкольный возраст – это важный этап в […]
      • Эстетическое воспитание и художественное развитие дошкольников Эстетическое воспитание и художественное развитие дошкольников Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, об­щекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в част­ности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения […]
      • Выготский л с вопросы детской психологии спб Психология. Выготский Л.С. М.: 2000 - 1008 с. (Серия "Мир психологии") Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии. РАЗДЕЛ I. […]
      • Дошкольный центр развития ребенка 58 Домашнее задание по теме "Животные Севера" На этой неделе мы проходим тему "Животные Севера". Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр: Морж не мёрзнет в холодной воде,потому что. Шерсть северного волка белого цвета,для того,что бы . В наших лесах не встретишь белого […]
      • Тетрадь с заданиями для развития детей гаврина се Игра-лото "Вокруг да около" Д-473 Артикул: 489895 [ для заказа по телефону ] Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1 Артикул: 492249 [ для заказа по телефону ] Готовимся к письму. Рабочая тетрадь. Часть 1 Автор: Ольга Ивановна Бурдина Артикул: 489845 [ для заказа по телефону ] Рисуем […]
      • Выплаты по уходом за ребенком до 3 лет Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет. Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его необходимо оформить? Каким законодательством регулируется и так далее. Рассмотрим эти вопросы […]
      • Гидроцефалия у детей до года симптомы Гидроцефалия головного мозга у грудных детей и старше: правильная и эффективная терапия Повышенный уровень черепного давления у ребенка зачастую врачи диагностируют, не имея на то достаточного количества оснований. Такой диагноз встречается часто, но это лишь следствие недуга, который является причиной. Одной из причин, которые […]